Объект зачета – налоги, пени и иные обязательные платежи
Налоговый кодекс РБ (далее – НК) позволяет произвести зачет излишне уплаченных сумм:
– налогов, сборов (пошлин), в т.ч. налогов, уплаченных текущими платежами;
– пеней.
Налоговые органы помимо вышеназванных платежей также осуществляют контроль за правильным исчислением, полной и своевременной уплатой плательщиками иных обязательных платежей в бюджет, в частности:
– отчислений в инновационные фонды;
– арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, городские, районные исполнительные и распорядительные органы (далее – арендная плата за земельные участки).
Вышеизложенное определено указами Президента:
– от 07.12.2009 № 596 "О некоторых вопросах формирования и использования средств инновационных фондов" (подп. 20.1 п. 20 Положения о порядке формирования и использования средств инновационных фондов);
– от 01.03.2010 № 101 "О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" (подп. 1.17 п. 1).
Зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм отчислений в инновационные фонды, арендной платы за земельные участки налоговые органы производят в порядке, установленном для зачета (возврата) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов (пошлин). В связи с этим под объектом зачета в настоящей публикации будут пониматься налоги, сборы (пошлины), пени, а также отчисления в инновационные фонды и арендная плата за земельные участки (далее – платежи).
Справочно: излишне уплаченные суммы платежей – это суммы, превышающие подлежащие уплате в бюджет. Иными словами, это положительная разница между суммами платежей, поступившими в бюджет, и суммами, исчисленными в соответствии с налоговыми декларациями (расчетами), решениями налогового органа по актам камеральной или выездной проверок.
Излишняя уплата может возникнуть в случаях, когда плательщик указал в налоговой декларации (расчете) сумму, подлежащую уплате, а фактически уплатил большую сумму; уплатил платеж без представления налоговой декларации (расчета); при проведении проверки выявилась переплата по одному виду платежа и недоплата по другому; плательщик использовал льготу по платежу; платеж не подлежал уплате, однако был уплачен (например, отчисления в инновационный фонд).
Учет платежей налоговые органы ведут в лицевом счете плательщика.
В лицевом счете плательщика отражают все суммы поступивших платежей независимо от представления плательщиком налоговых деклараций (расчетов).
Следовательно, если у плательщика в бухгалтерском учете отражена сумма излишне уплаченного платежа, которая не числится в лицевом счете плательщика, то зачет налоговым органом произведен не будет.
Поэтому плательщику необходимо произвести с налоговым органом сверку расчетов. Зачет излишне уплаченной суммы платежа производят в той валюте, в которой предусмотрена его уплата.
Важно! Примерная форма акта сверки расчетов с бюджетом была установлена в приложении 7 к Инструкции о порядке ведения налоговыми органами учета налогов, сборов (пошлин), пеней, процентов, штрафов, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2004 № 146 (утратило силу в связи с принятием постановления МНС РБ от 31.12.2010 № 98).
В настоящее время форма такого акта не утверждена. Поэтому рекомендуем плательщикам для проведения сверки расчетов с бюджетом воспользоваться ранее действовавшим документом.
Что можно зачитывать
Излишне уплаченные суммы платежей могут быть направлены:
– в счет предстоящих платежей по этому или другому платежу;
– на погашение задолженности по этому или другому платежу.
Зачет излишне уплаченной суммы в бюджет может быть произведен по инициативе плательщика или налогового органа.
Важно! НК не содержит ограничений в части проведения зачета между республиканскими и местными платежами.
Зачет по инициативе плательщика
Организация при наличии излишне уплаченных платежей в бюджет должна:
1) подать заявление о зачете в налоговый орган по месту постановки на учет.
Заявление о зачете составляют в произвольной форме. Однако в нем обязательно надо указать:
– наименование организации;
– место нахождения;
– учетный номер плательщика;
– наименование заявления;
– вид платежа, который излишне уплачен, и день его уплаты;
– сумму излишней уплаты;
– вид платежа, в счет которого необходимо произвести зачет;
– срок уплаты предстоящего платежа, в счет которого необходимо провести зачет.
Заявление о зачете должно быть подписано руководителем организации. При этом плательщик не должен вместе с заявлением представлять какие-либо документы, подтверждающие излишнюю уплату платежа. В НК отсутствует такое требование.
Важно! Заявление можно подать не позднее 3 лет со дня уплаты указанной суммы;
2) получить сообщение от налогового органа о принятом им решении.
Налоговый орган принимает решение о зачете не позднее 5 рабочих дней со дня подачи заявления. Сообщение о произведенном зачете направляется плательщику в срок не позднее 5 рабочих дней со дня его проведения.
Зачет излишне уплаченной суммы платежа производят без начисления процентов на эту сумму;
3) получить от налогового органа сообщение о произведенном зачете;
4) отразить зачет в бухгалтерском учете.
Если плательщик пожелает зачесть излишне уплаченную сумму платежа в счет предстоящих платежей к установленному сроку их уплаты, то ему при представлении в налоговый орган заявления необходимо учесть срок, определенный для принятия налоговым органом решения о зачете.
В противном случае неизбежно начисление пени за несвоевременную уплату платежа, поскольку днем уплаты платежа признается день произведенного налоговым органом зачета излишне уплаченных сумм платежа (п. 6 ст. 46 НК).
Справочно: решение о зачете принимают не позднее 5 рабочих дней со дня подачи плательщиком заявления о зачете (п. 6 ст. 60 НК).
Зачет по инициативе налогового органа
Налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченных сумм платежа в счет:
– предстоящих платежей (п. 4 ст. 60 НК);
– погашения задолженности по платежу (п. 5 ст. 60 НК).
Зачет излишне уплаченной суммы платежа по инициативе налогового органа должен быть произведен в течение 5 рабочих дней со дня:
– выявления факта наличия у плательщика задолженности по платежу;
– вынесения решения по акту проверки (в случае выявления факта наличия задолженности по платежу в результате проверки (за исключением камеральной)).
Налоговый орган должен сообщить плательщику о произведенном зачете не позднее 5 рабочих дней со дня его проведения.
При зачете некоторых платежей есть особенности
Статьи 60 и 61 НК регулируют общие подходы к зачету платежей. В то же время Особенная часть НК предусматривает особенности для зачета некоторых налогов, сборов (пошлин).
Так, излишне уплаченные суммы налогов, сборов (пошлин), по которым налоговыми органами не ведется учет в связи с отсутствием у плательщика обязанности по представлению налоговых деклараций (расчетов), т.е. по платежам, взимаемым специально уполномоченными государственными органами, организациями, должностными лицами (например, судом, органами внутренних дел, нотариусами, регистраторами и др.), либо подлежат возврату плательщику (как, например, государственная пошлина), либо могут быть направлены в счет оплаты других (последующих) действий, признаваемых соответствующими объектами налогообложения. Например, излишне уплаченная сумма консульского сбора по письменному заявлению плательщика может быть направлена в счет оплаты других (последующих) действий, признаваемых объектами обложения консульским сбором.
Справочно: особенности зачета единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц установлены ст. 300 НК. Согласно названной норме сумму единого налога, подлежащую зачету, определяют индивидуальные предприниматели самостоятельно в налоговой декларации (расчете) по единому налогу. Кроме того, зачет этого налога не производят при установлении налоговыми органами фактов реализации товаров (работ, услуг) плательщиком в период действия обстоятельств, являющихся основанием для его зачета.
Инициатором взаимозачета также может выступать Минфин либо местный финансовый орган
При наличии у получателей бюджетных средств неисполненных обязательств перед плательщиком возможно проведение взаимозачета платежей, подлежащих уплате в республиканский или местные бюджеты плательщиками, и финансовых обязательств получателей бюджетных средств.
Справочно: под финансовыми обязательствами получателей бюджетных средств понимают неисполненные обязательства республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, бюджетных организаций, находящихся в их подчинении, а также иных получателей бюджетных средств.
Платежами, которые могут быть предметом взаимозачета, признают налоги, сборы (пошлины), подлежащие уплате в республиканский или местные бюджеты. Порядок проведения взаимозачета установлен постановлением МНС РБ от 28.02.2011 № 12 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом)".
Взаимозачет проводится:
– по средствам республиканского бюджета – Минфином;
– средствам местных бюджетов – финансовыми управлениями (отделами) местных исполнительных и распорядительных органов.
Инициатором взаимозачета может выступить плательщик либо получатель бюджетных средств*. Основанием для проведения взаимозачета служит письмо-ходатайство, представляемое в Минфин либо в местный финансовый орган. Указанные органы должны:
_____________________
* Инициатором взаимозачета может выступать Минфин либо местный финансовый орган.
1) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения от инициатора взаимозачета письма-ходатайства, запросить в налоговом органе сведения о подлежащих уплате плательщиком платежах в бюджет;
2) не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем получения запрашиваемых документов, принять одно из нижеуказанных решений:
– о проведении взаимозачета;
– об отказе в его проведении.
Налоговый орган отражает результаты взаимозачета в лицевых счетах плательщика, реестрах поступлений и возвратов, информации о суммах фактических поступлений платежей в бюджет по разделам классификации доходов бюджета.