Снижена с 3 % до 2 % ставка налога, взимаемого с плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), при реализации товаров и услуг за пределы Республики Беларусь. Кроме того, применение такой ставки распространено на случаи реализации работ и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Ранее ст. 289 Налогового кодекса РБ (далее – НК) была предусмотрена ставка налога при УСН в размере 3 % для организаций и индивидуальных предпринимателей лишь в отношении выручки от реализации товаров и услуг за пределы Республики Беларусь.
"Реализация за пределы Республики Беларусь товаров, работ, услуг" – понятия уточнены, но вопросы остаются
Указом уточнено, что следует понимать под реализацией за пределы Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Так, под реализацией за пределы Республики Беларусь товаров понимают отчуждение товаров плательщиком иностранным юридическим и (или) физическим лицам (в т.ч. на основе договоров поручения, комиссии или иных аналогичных договоров) с вывозом товаров за пределы территории Республики Беларусь.
До вступления в силу Указа ст. 289 НК было предусмотрено, что реализованными за пределы Республики Беларусь являются услуги, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь. Напомним, что место реализации услуг нужно определять по правилам, предусмотренным ст. 32 НК.
Указом же установлено следующее. Под реализацией за пределы Республики Беларусь работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности нужно понимать выполнение работ, оказание услуг, передачу имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности плательщиком иностранным юридическим и (или) физическим лицам при условии, что результаты этих работ вывезены за пределы территории Республики Беларусь, а предоставление услуг указанным лицам не связано с деятельностью таких лиц на территории Республики Беларусь.
Как видим, Указ реализацию услуг за пределы Республики Беларусь ставит в зависимость от того, кто является их приобретателем. Только в том случае, если услуги приобретены иностранным юридическим или физическим лицом, они будут признаны реализуемыми за пределы Республики Беларусь, и не будут считаться таковыми, если их приобретает белорусское юридическое лицо или гражданин Республики Беларусь.
Обращаем внимание, что налоговое законодательство не говорит о том, какие субъекты отнесены к иностранным юридическим и физическим лицам. Можно предположить, что речь идет о юридических лицах, местом нахождения которых не является Республика Беларусь, а также иностранных гражданах. Неясно, каким образом будут рассматриваться случаи реализации услуг лицам без гражданства и подданным иностранных государств. Вероятно, они также должны быть отнесены к иностранным физическим лицам.
Другим условием для отнесения услуг к реализуемым за пределы Республики Беларусь является то, что их предоставление названным лицам не должно быть связано с деятельностью таких лиц на территории Республики Беларусь.
Ни Указ, ни иные акты налогового законодательства не содержат правил, которыми надо руководствоваться, чтобы определить, связано ли предоставление услуг с деятельностью их заказчика на территории Республики Беларусь. В данном случае речь идет о том, что иностранное лицо приобретает услуги и их приобретение не связано с деятельностью в Республике Беларусь. Причем под деятельностью необходимо понимать любую деятельность иностранного юридического лица, а не только деятельность через постоянное представительство.
Плательщики, осуществляя реализацию услуги, не могут знать, в каких целях ее приобретают и будет ли ее приобретение связано с деятельностью иностранного лица в Республике Беларусь. Можно, конечно, предусмотреть соответствующую оговорку в заключаемом с таким лицом договоре. Однако в этом случае плательщик все равно не застрахован от ее несоблюдения контрагентом.
Вопросы реализации за пределы Республики Беларусь работ и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности определены в Указе более четко. Так, под реализацией за пределы Республики Беларусь работ нужно понимать выполнение работ плательщиком иностранным юридическим и (или) физическим лицам при условии, что результаты этих работ вывезены за пределы территории Республики Беларусь, хотя перечень подтверждающих вывоз документов Указом не определен.
Реализацией за пределы Республики Беларусь имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности будет признаваться простая передача имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности плательщиком иностранным юридическим и (или) физическим лицам.
Отдельные операции освобождены от НДС
Указом предусмотрено освобождение от НДС оборотов по реализации на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, работ (услуг), связанных с участием белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей в международных конференциях, форумах, симпозиумах, конгрессах, в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в иностранных государствах.
Представляется, что в данном случае место реализации работ (услуг) определяют по правилам ст. 33 НК, а по странам, входящим в таможенный союз, – Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе. При этом необходимо учитывать, что Указ не устанавливает какого-либо перечня работ (услуг), реализация которых будет освобождена от НДС. Работы (услуги) должны быть лишь связаны с участием белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей в указанных мероприятиях.
Реализуете товары с мест их хранения за пределами Республики Беларусь? Вычесть НДС можно в полном размере
Довольно прогрессивным шагом является предоставление плательщикам НДС права вычета в полном объеме сумм этого налога по товарам, реализуемым с мест их хранения за пределами Республики Беларусь.
Так, на основании подп. 1.3 п. 1 Указа вычету в полном объеме подлежат суммы НДС по товарам, отгруженным с 1 апреля 2011 г. покупателям – иностранным организациям с мест хранения на территории иностранных государств, если эти товары вывезены с территории Республики Беларусь в таможенной процедуре экспорта и договоры заключены белорусской организацией и (или) белорусским индивидуальным предпринимателем с покупателями – иностранными организациями после вывоза товаров с территории Республики Беларусь.
Напомним, что местом реализации товаров в таком случае территорию Республики Беларусь не признают, поэтому применять нулевую ставку НДС плательщики не имели права, так как отсутствовал факт экспорта товаров. В то же время товары, как и в случае экспорта, вывозятся за пределы Республики Беларусь. Данный факт являлся одним из препятствий для развития товаропроводящих сетей белорусских предприятий за пределами Республики Беларусь.
Полагаем, что в настоящее время обороты по реализации таких товаров, как и прежде, организации не могут облагать НДС с применением нулевой ставки. Однако плательщики вправе применить вычет в полном объеме, т.е. налоговые последствия практически аналогичны тем, которые имеют место при применении нулевой ставки. Разница может наблюдаться лишь в отношении распределения вычетов.
Условием осуществления вычета сумм НДС в полном объеме по товарам, реализуемым с мест хранения на территории иностранных государств, является наличие у плательщика перечня документов, определенного Указом.
Напомним, что Указ предусматривает, что вычет НДС в полном объеме организации могут применять по товарам, вывезенным с территории Республики Беларусь в таможенной процедуре экспорта. Следовательно, положения Указа не распространяются на случаи реализации товаров в странах – участницах таможенного союза.
При экспорте импортируемых товаров НДС на таможне платят не все
Товары, ввозимые в Республику Беларусь лицами, обладающими статусом уполномоченного экономического оператора и включенными в реестр владельцев таможенных складов и (или) в реестр владельцев складов временного хранения, Указ освобождает от НДС, взимаемого таможенными органами (подп. 1.4 п. 1 Указа). Условием освобождения является экспорт таких товаров лицом – владельцем склада с применением ставки НДС в размере 0 %.
Примечательно, что Указ распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 апреля 2011 г. Таким образом, плательщики вправе воспользоваться новыми правилами начиная с апреля 2011 г. и возвратить излишне уплаченные суммы налога или применить вычеты по НДС, но только при соблюдении предусмотренных Указом требований, в т.ч. при документальном подтверждении совершаемых операций.
Отменена обязанность указания цели приобретения товара в договорах купли-продажи, мены, комиссии
Пунктом 3 Указа признан утратившим силу Указ Президента РБ от 07.03.2000 № 117 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров" (далее – Указ № 117).
Отдельные положения данного акта с момента начала либерализации законодательства, в т.ч. в сфере ценообразования, фактически утратили свое правовое значение, хотя формально он продолжал действовать. В связи с признанием Указа № 117 утратившим силу отменяется обязанность указывать цель приобретения товара в договорах купли-продажи, мены, комиссии. Кроме того, отменено предусмотренное Указом № 117 ограничение надбавки (5 %) при продаже товаров, приобретенных для собственного производства (потребления) и не использованных на эти цели.
Отметим, что упоминание о необходимости указывать цель приобретения в договорах содержал не только Указ № 117. Например, часть вторая п. 4 Положения о поставках товаров в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Кабинета Министров РБ от 08.07.1996 № 444 (далее – Положение о поставках), предусматривает в качестве существенного условия в договоре указание цели приобретения товара.
Нарушение продавцом (поставщиком) и (или) покупателем установленного порядка оформления договора на осуществление торговой посреднической деятельности влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 10 % суммы договора (ст. 12.9 Кодекса РБ об административных правонарушениях).
Однако, по мнению автора, после признания утратившим силу Указа № 117 несоблюдение содержащегося в Положении о поставках требования об указании в договорах цели приобретения не может рассматриваться как нарушение установленного порядка оформления договора на осуществление торговой посреднической деятельности. Дело в том, что часть вторая п. 4 Положения о поставках введена постановлением Совета Министров РБ от 02.06.2000 № 797, которое принято во исполнениеУказа № 117, а последний признан утратившим силу.
Боле того, в самом Положении о поставках указано, что договор считается заключенным и тогда, когда между сторонами согласованы лишь наименование товара, его количество и цена либо установлен порядок их определения. При отсутствии этих условий договор признают незаключенным (часть четвертая п. 4 Положения о поставках). Таким образом, в самом Положении о поставках есть внутреннее противоречие, что исключает применение соответствующих норм.