Декрет предусматривает 2 категории льгот.
1. Льготы по налогам, предоставляемые при осуществлении деятельности, предусмотренные подп. 1.1 п. 1 Декрета.
Коммерческие организации РБ, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности (далее, если иное не предусмотрено Декретом, – коммерческие организации) и осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение 7 календарных лет со дня их государственной регистрации:
– вправе не исчислять и не уплачивать налог на прибыль в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
– освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности (в т.ч. связанной со специфическими товарами (работами, услугами)), внесение в такое специальное разрешение (лицензию) изменений и (или) дополнений, продление срока его (ее) действия;
– вправе не исчислять и не уплачивать иные налоги, сборы (пошлины) (за исключением НДС, в т.ч. НДС, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, акцизов, гербового и оффшорного сборов, государственной пошлины, патентной пошлины, таможенных пошлин и сборов, земельного налога, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов и иных налогов, исчисляемых, удерживаемых и (или) перечисляемых при исполнении обязанностей налогового агента, если Декретом не предусмотрено иное);
– освобождаются от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами – нерезидентами и физическими лицами – нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в т.ч. от сдачи имущества в аренду.
2. Льготы по таможенным пошлинам и НДС при ввозе товаров на таможенную территорию в качестве вклада в уставный фонд, предусмотренные подп. 1.9 п. 1 Декрета.
Коммерческие организации освобождаются от ввозных таможенных пошлин и НДС, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, классифицируемых согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в товарных позициях 7301, 7302, 7308, 7309 00, 7311 00, 8401–8408, 8410–8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501–8519, 8521–8523, 8525–8537, 8543, 8545, 8601–8609 00, 8701, 8702, 8704–8707, 8709–8713, 8716, 8801 00–8805, 8901–8908 00 000 0, 9005–9008, 9010–9020 00 000 0, 9022–9032, 9103–9107 00 000 0, 9201, 9202, 9205–9208, 9401–9406 00, 9503 00–9508, в качестве вклада в уставный фонд этих организаций в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования такого фонда. При этом суммарная стоимость товаров не должна превышать величину неденежного вклада, указанного в учредительных документах коммерческих организаций (подп. 1.9 п. 1 Декрета).
Главное отличие рассматриваемых категорий льгот состоит даже не в виде предоставляемых преференций, а в основаниях их применения и прекращения.
Освобождение от таможенных пошлин и "ввозного" НДС не зависит от характера использования транспортного средства
На практике при применении норм Декрета у многих организаций возник вопрос: вправе ли они применять льготу, предусмотренную подп. 1.9 п. 1 Декрета, в отношении внесенного в качестве вклада в уставный фонд организации грузового автомобиля, если автомобиль будет осуществлять перевозки в г. Минске?
Существует мнение, что это неправомерно и такую организацию привлекут к ответственности, а автомобиль конфискуют.
Декрет вовсе не предусматривает конфискации имущества, ввезенного с применением льготы, предусмотренной подп. 1.9 п. 1 Декрета, при нарушении норм этого Декрета. Им установлена лишь обязанность уплатить таможенные пошлины и налоги, от которых было освобождено юридическое лицо при внесении в его уставный фонд такого имущества с применением льгот. Но даже такие последствия не будут наступать при использовании транспортных средств в г. Минске.
Положения подп. 1.9 п. 1 Декрета представляют собой самостоятельную норму. Ее применение не требует соблюдения условий, предусмотренных подп. 1.5 п. 1 Декрета, а именно: при оказании услуг перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом пункты отправления (погрузки) и (или) назначения (разгрузки) не обязательно должны быть расположены на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, они могут располагаться и в г. Минске.
Все условия для применения льготы по таможенным платежам и НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь транспортных средств, предусмотренных Декретом, перечислены в подп. 1.9 п. 1 Декрета:
– факт регистрации коммерческой организации в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности;
– внесение автомобиля в качестве вклада в уставный фонд этих организаций в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования такого фонда;
– суммарная стоимость товаров не должна превышать величину неденежного вклада, указанного в учредительных документах коммерческих организаций.
Льгота, установленная подп. 1.9 п. 1 Декрета, не имеет временных ограничений
Существует ошибочное мнение, что льготы, предусмотренные подп. 1.9 п. 1 Декрета, вправе применять только те коммерческие организации, с момента регистрации которых не прошло 7 лет, либо вообще только те организации, которые созданы после вступления в силу Декрета.
Однако Декрет не предусматривает подобных условий. Льготы по таможенным пошлинам и НДС, предусмотренные подп. 1.9 п. 1 Декрета, могут применять любые коммерческие организации, зарегистрированные на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, независимо от времени их регистрации.
Декрет предусматривает 7-летний срок применения льгот, но это ограничение касается налоговых льгот, предусмотренных подп. 1.1 и 1.2 п. 1 Декрета. На льготы, указанные подп. 1.9 п. 1 Декрета, оно не распространяется.
Можно ли сдавать транспортное средство в аренду?
Есть еще одно неверное суждение – о запрете сдавать в аренду транспортные средства, ввезенные с применением льгот по таможенным пошлинам и НДС.
В подп. 1.9 п. 1 Декрета указано, что при передаче этих товаров во временное пользование (за исключением передачи их организациям с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности) в течение 5 лет со дня использования налоговых (тарифных) льгот в соответствии с частью первой подп. 1.9 п. 1 Декрета обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и НДС подлежит исполнению в порядке, установленном законодательством.
Таким образом, транспортное средство можно сдавать в аренду всегда, но в некоторых случаях придется уплатить налоги и пошлины, от которых была освобождена организация. Если автомобили сдаются в аренду организациям, которые обладают правами на применение льгот, предусмотренных подп. 1.9 п. 1 Декрета, то уплачивать таможенные пошлины и НДС, от которых был освобожден арендодатель, последний не обязан.
Важно! Арендатором в последнем случае может выступать только коммерческая организация, но не индивидуальный предприниматель, проживающий в сельской местности. В последнем случае, т.е. если транспортное средство будет сдано в аренду индивидуальному предпринимателю, пусть даже и проживающему в сельской местности, организация-арендодатель будет обязана уплатить таможенные пошлины и НДС, от которых она была освобождена при ввозе транспортного средства на территорию Таможенного союза.
Специфические условия аренды не влекут прекращения льгот
От сдачи транспортного средства в аренду следует отличать договоры перевозки, которые предусматривают специфические условия. Например, плата за перевозку может быть почасовой, но это не означает, что договор перевозки следует переквалифицировать в договор аренды.
Так, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 577 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК)).
Если организация, которая ввезла на территорию Таможенного союза транспортное средство с применением льгот по таможенным платежам и НДС, по условиям заключенного с контрагентом договора передала такое транспортное средство другому лицу за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, то будет иметь место аренда.
Аналогичная ситуация будет и при передаче транспортного средства в безвозмездное пользование. Так, по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (ст. 643 ГК). Как видим, в данном случае также имеет место передача транспортного средства в пользование, соответственно у ссудодателя возникнет обязанность по уплате таможенных пошлин и НДС, от которых он был освобожден при ввозе транспортного средства.
Стороны могут заключить договор перевозки, предусмотрев в нем, что вознаграждение перевозчика будет определяться в зависимости от времени, затраченного на выполнение перевозок. Такие условия договора не предусматривают, что транспортное средство передается в пользование заказчику перевозки и льгота прекращается. Поясним этот вывод.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 739 ГК). За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством (ст. 744 ГК).
Таким образом, стороны договора перевозки самостоятельно определяют провозную плату, в т.ч. она может быть определена в зависимости от времени, затрачиваемого на выполнение перевозок, и это не лишает перевозчика права на льготу, которой он воспользовался в соответствии с подп. 1.9 п. 1 Декрета.
Можно ли продать автомобиль, ввезенный с применением льгот?
Иногда у организации-перевозчика возникает необходимость продать автомобиль, ввезенный с применением льгот, предусмотренных подп. 1.9 п. 1 Декрета. Встречается ошибочное мнение, что это запрещено и при продаже автомобиля к организации могут применить санкции.
Это не так. Принадлежащее на праве собственности имущество организация праве отчуждать без каких-либо ограничений. Однако следует помнить, что в таком случае у организации возникает обязанность уплатить таможенные пошлины и НДС, от которых она была освобождена при ввозе автомобиля.
Так, Декретом установлено, что при осуществлении коммерческой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от обложения таможенными пошлинами и НДС в соответствии с частью первой подп. 1.9 п. 1 Декрета, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и НДС подлежит исполнению в порядке, установленном законодательством.
Если продажа автомобиля (автомобилей) с уплатой таможенных пошлин и НДС неприемлема, но учредители организации желают закрыть свой бизнес ввиду каких-либо причин, у них есть иная возможность возвратить вложенный в юридическое лицо и автомобили капитал без уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС.
Отчуждение автомобилей без уплаты таможенных пошлин и НДС невозможно, однако, возможно отчуждение долей в уставном фонде (акций). Так, учредители могут продать принадлежащие им доли (акции) в хозяйственном обществе иным лицам. В таком случае льготы, предусмотренные подп. 1.9 п. 1 Декрета, не прекращаются, так как юридическое лицо, которое воспользовалось льготами, не отчуждало автомобиль, оно остается его собственником. Соблюдаются в данном случае и цели принятия Декрета – организация, воспользовавшаяся льготами, продолжает вести деятельность на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, изменяются лишь ее участники.