Закон РБ от 02.07.2010 № 161-З "О ветеринарной деятельности" (далее – Закон № 161-З)
Ветеринарный препарат – это вещество или сочетание нескольких веществ природного, синтетического или биотехнологического происхождения, обладающие специфической фармакологической активностью, применяемые для профилактики, диагностики болезней животных и их лечения или изменения состояния и функций организма, а также используемые для производства других ветеринарных препаратов (ст. 1).
Ветеринарные препараты на территории республики можно применять, производить и реализовывать только после их государственной регистрации, которую осуществляет Минсельхозпрод. Сведения о зарегистрированных в республике ветеринарных препаратах и их производителях включаются в Государственный реестр ветеринарных препаратов. На зарегистрированный ветеринарный препарат выдают регистрационное свидетельство (ст. 28).
Справочно: государственной регистрации не подлежат ветеринарные препараты:
– изготовленные в ветеринарных аптеках из ветеринарных препаратов, зарегистрированных в Республике Беларусь;
– предназначенные для использования в качестве выставочных образцов;
– предназначенные для лабораторных и производственных испытаний в целях их последующей государственной регистрации (часть вторая ст. 28).
Инструкция определяет порядок регистрации ветеринарных препаратов, предназначенных для применения на территории республики. Этот порядок является обязательным для организаций всех форм собственности (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих разработку, постановку на производство, изготовление и ввоз ветеринарных препаратов.
Кроме того, в Инструкции термин "ветеринарные препараты" включает также такое понятие, как лекарственное средство ветеринарного назначения. К лекарственным средствам ветеринарного назначения относят фармакологические и биологические препараты, дезинфицирующие и антисептические средства и продукты для кормления животных, используемые в ветеринарии.
К применению в Республике Беларусь допускаются лекарственные средства, зарегистрированные Главным управлением ветеринарии. Исключения из данного правила содержит п. 7 Инструкции.
Производство, а также реализацию ветеринарных препаратов вправе осуществлять только те организации (индивидуальные предприниматели), которые имеют специальное разрешение (лицензию) на осуществление ветеринарной деятельности (ст. 29, 32 Закона № 161-З).
Лицензирование ветеринарной деятельности осуществляет Минсельхозпрод.
Лицензируемая деятельность включает составляющие работы и услуги, указанные в п. 3 приложения 1 к Положению № 450 о лицензировании отдельных видов деятельности.
Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии, являются:
– для диагностики, профилактики заболеваний и лечения сельскохозяйственных животных, животных-компаньонов, животных, используемых в культурных мероприятиях, зоопарках, цирках, зверинцах, служебных и лабораторных животных:
наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании объекта, необходимого для осуществления лицензируемой деятельности (складские и предназначенные для проведения лечебно-профилактических манипуляций с животными помещения), соответствующего ветеринарно-санитарным правилам;
наличие не менее чем у 1 штатного работника юридического лица, представительства иностранной организации (индивидуального предпринимателя) высшего или среднего специального ветеринарного образования;
– для производства ветеринарных препаратов:
наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании производственных объектов, складов (складских помещений), соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами, для выпуска качественных ветеринарных препаратов, их хранения, оптовой и розничной реализации;
оснащение производства техническими средствами, позволяющими обеспечить осуществление производства, оптовую и розничную реализацию ветеринарных препаратов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов, а для производителей спиртосодержащих ветеринарных препаратов – также наличие необходимого технологического оборудования, принадлежащего юридическому лицу, иностранной организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
– для оптовой и розничной реализации ветеринарных препаратов – наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании складов (складских помещений), соответствующих ветеринарно-санитарным правилам.
Важно! Особым лицензионным требованием и условием для производства ветеринарных препаратов, оптовой и розничной реализации ветеринарных препаратов является хранение и (или) реализация ветеринарных препаратов со складов (складских помещений), указанных в лицензии (п. 115).
Бухгалтерский учет ветпрепаратов
Типовой план счетов бухгалтерского учета, Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденные постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50, с учетом последних изменений от 08.02.2013 № 11
Для бухгалтерского учета ветеринарных препаратов могут быть задействованы счет 10 "Материалы" (для учета средств защиты животных) и счет 41 "Товары" (для учета препаратов, предназначенных для реализации).
Соблюдение ветеринарно-санитарных правил – одно из условий Положения № 450.
Данными правилами предусмотрен порядок хранения, транспортировки, реализации ветеринарных препаратов и т.д.
Так, например, для организаций, осуществляющих оптовую реализацию ветеринарных препаратов, определено, что площадь склада (складского помещения), за исключением административно-бытовой зоны, должна составлять не менее 20 м2 и предусматривать наличие последовательно взаимосвязанных зон: зона приемки; зона хранения; зона отгрузки; административно-бытовая зона (служебная, гардероб, приема пищи, санузел) (п. 27). А для организаций, осуществляющих розничную реализацию ветеринарных препаратов, площадь склада (складского помещения) (за исключением административно-бытовой зоны) должна составлять не менее 6 м2 и предусматривать наличие указанных зон, за исключением зоны отгрузки (п. 28).
Цены на ветеринарные препараты не подлежат государственному регулированию и формируются с учетом коньюнктуры рынка (ст. 6).
Организации, осуществляющие производство и (или) реализацию ветеринарных препаратов, вправе самостоятельно или по согласованию с покупателем установить цену (тариф) на товар, а также обжаловать в установленном законодательством порядке решения, принятые в отношении их республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными и распорядительными органами, а также их должностными лицами с нарушением законодательства о ценообразовании. Обжалование в установленном законодательством порядке решений не приостанавливает их выполнения (ст. 12).
Таможенные платежи
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 "Об утверждении Единой товарной номенклатуры
Данным решением утверждены коды ТН ВЭД ТС, которыми классифицируются ввозимые товары (в т.ч. ветеринарные препараты), и ставки ввозных таможенных пошлин.
Раздел 2 "Таможенные платежи" Таможенного кодекса Таможенного союза от 27.11.2009, с учетом последних изменений от 16.04.2010
При ввозе ветеринарных препаратов из третьих стран (имеются в виду страны, не являющиеся участниками Таможенного союза) и помещении их под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления таможенные органы взимают таможенные пошлины, НДС, таможенные сборы за совершение таможенных операций.
Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида ветеринарных препаратов и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика) (ст. 75 Таможенного кодекса Таможенного союза; далее – ТК ТС).
Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств – членов Таможенного союза и (или) законодательством РБ возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (ст. 79 ТК ТС).
Ставка таможенного сбора за совершение таможенных операций составляет 20 и 50 евро.
Протокол о едином порядке применения технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в государства – участники соглашений о Таможенном союзе (ратифицирован Законом РБ от 09.11.1999 № 298-З)
Протоколом определены в т.ч. Положение о порядке ввоза на таможенные территории государств – участников Таможенного союза товаров, подлежащих санитарному, ветеринарному и фитосанитарному контролю, и перечень лекарственных средств, применяемых в ветеринарии, ввоз и вывоз которых осуществляется по лицензиям (приложение 4.2 к этому Положению).
Обязательным условием ввоза и реализации на таможенные территории государств – участников Таможенного союза подконтрольных товаров являются документы, выданные уполномоченными органами государственного надзора государств-участников по установленной форме.Такие документы действуют на всех территориях государств – участников Таможенного союза. Сроки действия документов на право ввоза и реализации подконтрольных товаров (или ограничения объема партии) определяют выдающие их органы государственного надзора.
Налоги, уплачиваемые при реализации ветеринарных препаратов на территории Республики Беларусь
Налоговый кодекс РБ от 29.12.2009 № 71-З, с учетом последних изменений от 26.10.2012 № 431-З
– лекарственных средств, приборов, оборудования, изделий ветеринарного назначения по перечню, утвержденному Указом Президента РБ от 16.05.2005 № 228 (с учетом последних изменений от 30.11.2009 № 563).
При этом под освобождение подпадают лекарственные средства ветеринарного назначения, зарегистрированные в установленном порядке в Минсельхозпроде, а также лекарственные средства, приборы, оборудование, изделия ветеринарного назначения, разрешенные к использованию на территории Республики Беларусь;
– ветеринарных услуг по перечню таких услуг, утвержденному вышеназванным указом (подп. 1.1 п. 1 ст. 93, подп. 1.1, 1.3 п. 1 ст. 94).
Спиртосодержащие средства и препараты ветеринарного назначения, допущенные к производству и (или) применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством, не признаются подакцизными товарами и не являются объектом обложения акцизами (подп. 2.4 п. 2 ст. 111).
– для белорусских организаций – сумму прибыли от реализации ветеринарных препаратов и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.
Валовая прибыль белорусской организации исчисляется с учетом прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов от деятельности за пределами Республики Беларусь, по которой она зарегистрирована в качестве плательщика налогов иностранного государства;
– для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, – сумму прибыли иностранной организации, полученную через постоянное представительство на территории Республики Беларусь от реализации ветеринарных препаратов и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.
Государственная пошлина. Объектом обложения государственной пошлиной является государственная регистрация (перерегистрация) ветеринарного препарата (подп. 1.16 п. 1 ст. 249).
Госпошлина уплачивается:
– после принятия решения о государственной регистрации (перерегистрации) этих товаров до выдачи регистрационного удостоверения (подп. 1.11 п. 1 ст. 251);
– по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на дату их государственной регистрации (перерегистрации) (п. 6 ст. 256).
Административная ответственность: срок привлечения к ответственности за безлицензионную деятельность ограничен 3 годами
Кодекс РБ об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З (далее – КоАП), с учетом последних изменений от 12.07.2013 № 64-З
Незаконная предпринимательская деятельность (ст. 12.7)
Данной статьей предусмотрена административная ответственность, в частности, за нарушение норм Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом № 450.
Так, предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин (БВ), а на юридическое лицо – до 500 БВ с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью (п. 1).
Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере до 100 БВ с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации (п. 11).
Нарушение ветеринарных правил (ст. 15.38)
Нарушение ветеринарных, ветеринарно-санитарных правил влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 БВ (п. 1).
Нарушение правил производства, реализации или использования кормов, кормовых добавок и ветеринарных препаратов (ст. 15.41)
Производство или реализация недоброкачественных ветеринарных препаратов влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ с лишением права заниматься определенной деятельностью или без лишения (п. 1).
Нарушение установленных правил использования ветеринарных препаратов, повлекшее возникновение или распространение заразных и массовых незаразных болезней животных, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ с лишением права заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Нарушение требований по перевозке, хранению и использованию ветеринарных средств (ст. 15.42)
Нарушение требований по перевозке, хранению и использованию медикаментов, биологических препаратов, иных ветеринарных средств влечет наложение штрафа в размере до 5 БВ.
Сроки наложения административного взыскания (ст. 7.6)
За совершение административных правонарушений определены различные сроки наложения административного взыскания.
Так, за нарушения в области предпринимательской деятельности, к которой отнесены правонарушения в части безлицензионной деятельности, предусмотрен срок наложения административного взыскания не позднее 3 лет со дня его совершения и 6 месяцев со дня его обнаружения (п. 4 части первой ст. 7.6 КоАП).
Иными словами, если к моменту составления акта проверки, которым может быть выявлено такое административное правонарушение, как предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, истек срок 3 года, то административная ответственность применяться не будет. Если же срок 3 года истек по части периода осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии), то для целей применения административной ответственности рассматривается доход, полученный за период, по которому срок 3 года не истек.
За нарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования предусмотрен срок наложения административного взыскания не позднее 6 месяцев со дня его совершения.
От редакции:
С 1 октября 2013 г. размер базовой величины составляет 130 000 руб. (постановление Правительства РБ от 26.09.2013 № 842).