Под бонусом |*| следует понимать выплату покупателю денежной суммы (либо уменьшение его дебиторской задолженности) за выполнение предусмотренных договором условий без изменения стоимости ранее реализованных товаров.
По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 476 ГК [1]).
Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара по цене, предусмотренной договором (если иное не предусмотрено законодательством) (п. 1 ст. 455 и п. 1 ст. 456 ГК).
Включение в договор дополнительных условий о предоставлении бонусов после приобретения покупателем товаров осуществляется по соглашению между продавцом и покупателем.
Бухгалтерский учет бонусов у продавца
В бухгалтерском учете выручка от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг уменьшается на сумму премий, бонусов, предоставленных покупателю (заказчику) к цене (стоимости), указанной в договоре, полученных после выполнения покупателем (заказчиком) условий (в т.ч. объема покупок или заказов), определенных в договоре в качестве обязательных для получения таких премий, бонусов (п. 21 Инструкции № 102 [2]).
При этом в бухгалтерском учете продавца производятся записи (см. таблицу):
Налоговый учет бонусов у продавца
При предоставлении покупателю бонуса стоимость реализованных товаров у продавца не изменяется. Однако в целях налогового учета в состав внереализационных расходов у продавца включаются суммы премий, бонусов, предоставленных при выполнении покупателем (заказчиком) условий (в т.ч. объема покупок или заказов), определенных договором в качестве обязательных для предоставления таких премий, бонусов. Такие расходы отражаются на дату их перечисления, включая зачет встречных однородных требований |*|, исполнение обязательства третьему лицу и иные способы (подп. 3.29 п. 3 ст. 175 НК [3]).
Таким образом, в налоговом учете продавец включает бонусы в состав внереализационных расходов на дату их перечисления.
Как правильно определить размер прочих нормируемых затрат?
Напомним, что возможный размер прочих нормируемых затрат при исчислении налога на прибыль привязан к выручке: совокупный размер учитываемых при налогообложении прочих затрат не может превышать 1 % выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имущества, с учетом НДС. Такая норма установлена п. 3 ст. 171 НК.
Для определения 1 % для исчисления налога на прибыль организациям торговли необходимо использовать показатель стр. 1.1 «выручка от реализации на возмездной основе товаров (работ, услуг); имущественных прав» и показатель стр. 4.1.1.1 «внереализационные доходы, указанные в подпункте 3.18 статьи 174 Налогового кодекса Республики Беларусь» налоговой декларации по налогу на прибыль, утвержденной постановлением № 2 [4].
Таким образом, в расчете предельного размера прочих нормируемых затрат сумма выплаченных бонусов не участвует, поскольку в налоговом учете не предусматривается уменьшение выручки на сумму таких бонусов.
Подведем итог: в бухгалтерском учете сумма выручки уменьшается на размер предоставленных бонусов |*|, но в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль выручка отражается в первоначальном размере, т.е. без уменьшения на сумму предоставленного бонуса. Эта же величина с учетом доходов от операций по сдаче имущества в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имущества является базой для расчета 1 % учитываемых при налогообложении прочих нормируемых затрат.