Проверьте своевременность завершения экспортных внешнеторговых операций, осуществляемых вашей организацией
Как правило, наиболее контролируемыми являются экспортные операции, в ходе которых проверяют:
– срок исполнения экспортной операции.
Такую операцию резидент РБ должен завершить в полном объеме не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии – не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг (подп. 1.4 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ № 178)).
При этом датой отгрузки товаров следует считать:
– при таможенном оформлении товаров – дату их помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза;
– при отсутствии таможенного оформления – дату отпуска товаров со склада, осуществленного в установленном порядке (подп. 1.6.3 п. 1 Указа № 178).
Установленные сроки исчисляются согласно времени часового пояса, в котором находится Республика Беларусь. Начало исчисления и течение данных сроков определяются положениями ст. 192, 194 и 195 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК) (подп. 1.6 п. 1 Указа № 178).
За превышение сроков проведения внешнеторговых операций ч. 1 ст. 11.37 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП) установлена административная ответственность. Так, необеспечение при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом при экспорте товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) либо поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин (БВ), а на юридическое лицо – до 2 % от суммы не завершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции.
Пример 1
В ходе проверки установлено, что ОАО "И" (резидент РБ) не обеспечило своевременное завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме при экспорте товаров не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров, осуществленном предприятием в 2010–2012 гг. в адрес фирмы "Р" (Словакия).
Так, на основании копий международных транспортных накладных, актов сверки взаимных расчетов было установлено, что из-за превышения сроков проведения внешнеторговых операций валютная выручка поступила не в полном объеме. Так, срок проведения таких операций превысил срок, установленный подп. 1.4 п. 1 Указа № 178:
на 612 дней (в сумме 80 долл. США), на 590 дней (в сумме 40 долл. США), на 583 дня (в сумме 40 долл. США), на 556 дней (в сумме 40 долл. США), на 530 дней (в сумме 40 долл. США), на 520 дней (в сумме 40 долл. США), на 505 дней (в сумме 40 долл. США), на 478 дней (в сумме 40 долл. США), на 456 дней (в сумме 40 долл. США), на 403 дня (в сумме 40 долл. США).
К ОАО "И" применена административная ответственность по ч. 1 ст. 11.37 КоАП;
– наличие регистрации сделки в банке, обслуживающем счет экспортера.
Экспортер обязан до даты отгрузки товаров либо проведения платежей по каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера, в порядке, установленном Нацбанком (подп. 1.11 п. 1 Указа № 178).
От редакции:
Процедура регистрации экспортной (импортной) сделки определена в Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46.
Неисполнение обязанности по регистрации сделки влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере до 20 % стоимости экспортированных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 11.43 КоАП).
Пример 2
Договор от 23.03.2012 был заключен между УП "Э" (продавец) и ООО "Б", Российская Федерация (покупатель). Предметом договора являлась поставка продукции в соответствии с согласованными спецификациями, являющимися неотъемлемой частью договора, на общую сумму 340 000 рос. руб. Валюта платежа – российский рубль. Товар был отгружен продавцом 24 марта 2012 г.
УП "Э" зарегистрировало в ОАО "АСБ Беларусбанк" указанную сделку 27 марта 2012 г., т.е. после фактической отгрузки товара (24 марта 2012 г.).
Тем самым предприятие нарушило требования части первой подп. 1.11 п. 1 Указа № 178;
– наличие разрешения Нацбанка на продление срока завершения внешнеторговой операции, если предусмотренный договором либо фактический срок поступления товаров (охраняемой информации,исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг либо получения денежных средств за переданные товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги превышает срок, установленный подп. 1.4 п. 1 Указа № 178.
Отметим, что Совет Министров совместно с Нацбанком вправе по отдельным видам внешнеторговых договоров устанавливать иные сроки завершения внешнеторговых операций, чем указанные в части первой подп. 1.4 п. 1 Указа № 178.
Такие сроки могут быть продлены по заявлению резидента Нацбанком (его главными управлениями по областям) при соблюдении условий, определенных Советом Министров и Нацбанком (подп. 1.5 п. 1 Указа № 178).
Для этого резиденты обязаны получить разрешение Нацбанка на продление срока завершения внешнеторговой операции с последующим его уведомлением о завершении данной внешнеторговой операции (подп. 1.16 п. 1 Указа № 178).
От редакции:
Порядок получения разрешения определен в Инструкции о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 22.04.2009 № 52.
Пример 3
В ходе проверки было установлено, что организация "Л" не обеспечила по 15 экспортным операциям своевременное поступление денежных средств на общую сумму 10 256 704,85 рос. руб. и 54 218,62 долл. США (сроки превышены от 1 до 1 090 дней). Среди них операции, на которые были получены разрешения Нацбанка на продление срока завершения некоторых экспортных операций: с ООО "М" (г. Москва), ООО "Н" (г. Нижний Новгород), ООО "С" (г. Санкт-Петербург), ООО "О" (г. Одесса), ООО "Д" (г. Донецк).
Проверкой также было установлено, что организация не смогла получить разрешения Нацбанка на продление срока завершения других внешнеторговых операций, по которым истекали установленные законодательством сроки (90 дней), в связи с отказом Нацбанка. Основными причинами отказа в выдаче разрешений являлись:
– незавершение предыдущей внешнеторговой операции по соответствующему внешнеторговому договору;
– повторное обращение за продлением сроков завершения внешнеторговых операций по сделкам, заключенным с одним и тем же нерезидентом в течение 12 месяцев, предшествующих дате обращения в Нацбанк;
– невыполнение условий, при соблюдении которых сроки завершения внешнеторговых операций могут быть продлены;
– отсутствие на дату подачи заявления решений судов о взыскании задолженности с нерезидента (должника) и ходатайство Совета Министров;
– отсутствие информации об отсутствии либо наличии фактов неоднократного привлечения заявителя к административной ответственности за нарушения законодательства в области внешнеторговой деятельности в течение 12 месяцев, предшествующих дате обращения;
– отсутствие информации контрагента по сделке, письменно подтверждающей невозможность исполнения договорных обязательств в срок, установленный законодательством.
Таким образом, организацией "Л" было допущено нарушение абз. 2 части первой подп. 1.4, абз. 6 подп. 1.16.1 п. 1 Указа № 178, за которое применена административная ответственность по ч. 1 ст. 11.37 КоАП.
Справочно: по одной из внешнеторговых сделок организация обращалась в районную прокуратуру с заявлением о ходатайстве перед Генеральной прокуратурой Республики Беларусь о направлении в органы прокуратуры Российской Федерации письма для принятия мер по восстановлению нарушенных прав и проведения проверки действий должностных лиц ООО "С". УВД г. Санкт-Петербурга была проведена проверка и вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении директора ООО "С", которое неоднократно обжаловалось в органы прокуратуры Российской Федерации. По результатам проведения дополнительных проверок УВД г. Санкт-Петербурга в отношении неустановленного лица было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 Уголовного кодекса РФ. Кроме того, белорусской районной прокуратурой в интересах организации "Л" было подано исковое заявление в хозяйственный суд о взыскании долга, которое решением хозяйственного суда было удовлетворено, однако сумма долга не взыскана;
– дату и способы завершения экспортной операции (см. таблицу).
– на чей счет поступили денежные средств по экспортной операции.
Поступление денежных средств по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт (в т.ч. при завершении внешнеторговой операции способами, выделенными в вышеприведенной таблице курсивом), осуществляется только на счета экспортеров. Исключением являются денежные средства:
– используемые при расчетах, производимых в соответствии с международными договорами РБ;
– направляемые на уплату налогов согласно законодательству иностранного государства;
– направленные нерезидентами на оплату расходов экспортеров, связанных со строительными работами за пределами Республики Беларусь в период их выполнения;
– полученные от проведения выставок, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий за пределами Республики Беларусь и направленные на оплату расходов по их проведению;
– полученные представителями международных перевозчиков (резидентами) от нерезидентов за пределами Беларуси в качестве авансов в счет оплаты расходов по договорам транспортной экспедиции (перевозке грузов) и используемые для этих целей;
– причитающиеся экспортерам по внешнеторговым договорам и направленные ими без поступления на их счета на оплату своих обязательств перед банками, в т.ч. перед банками-нерезидентами (кроме обязательств по уплате комиссионного вознаграждения банку, обслуживающему счет экспортера в Республике Беларусь, и обязательств по договорам, заключаемым с банками и предусматривающим осуществление банками деятельности для собственных нужд).
В указанных случаях датой завершения экспортной операции считают дату направления денежных средств на оплату соответствующих расходов (уплату налогов и других платежей);
– направляемые нерезидентом на счет другого резидента в соответствии с условиями договора уступки требования, заключенного между экспортером и данным резидентом. При этом новый кредитор становится экспортером согласно подп. 1.1 п. 1 Указа № 178.
В данном случае датой завершения экспортной операции считается дата поступления денежных средств на счет другого резидента в соответствии с условиями договора уступки требования;
– причитающиеся экспортерам в иных случаях, определенных Нацбанком.
В данном случае датой завершения экспортной операции считается дата, определенная Нацбанком.
Проверьте наличие документов, необходимых для проведения внешнеторговых сделок, и правильность их оформления
В отношении товаров, передаваемых по внешнеторговым сделкам резидентами РБ резидентам Казахстана или России и наоборот, Указом № 178 предусмотрена обязанность регистрации статистической или периодической статистической декларации.
Указанные декларации надо заполнять в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений в зарегистрированные статистическую декларацию и периодическую статистическую декларацию, а также их аннулирования, утвержденной постановлением ГТК РБ от 26.01.2012 № 2 (далее – Инструкция № 2).
Результатом представления недостоверных сведений при оформлении статистических деклараций (периодических статистических деклараций) может стать наложение штрафа на юридическое лицо в размере до 20 % контрактной стоимости экспортированных товаров (ст. 11.42 КоАП).
Пример 4
В ходе проверки внешнеторговой деятельности ООО "Г" было установлено, что общество в гр. 22 "Дополнительная информация/Сведения об имеющихся документах" статистической декларации от 22.03.2012 указало недостоверные сведения о дате и номере внешнеторгового договора, номере регистрации сделки в банке.
Тем самым оно нарушило нормы части первой п. 27 Инструкции № 2.
В гр. 22 надо указывать сведения:
– о документах, предусмотренных частью второй подп. 1.1 и подп. 1.9 п. 1 постановления Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 549 "О статистическом декларировании товаров" (далее – постановление № 549).
Для представления к регистрации статистической декларации или периодической статистической декларации у лица, ее представляющего, должны быть в наличии следующие документы: внешнеторговый договор и дополнения (приложения) к нему, если сведения из указанных дополнений (приложений) используются при заполнении представляемой статистической декларации либо периодической статистической декларации;
– регистрационном номере сделки (если регистрация сделки предусмотрена законодательством);
– документах, подтверждающих приобретение акцизных марок.
Пример 5
Проверкой организации "А" в статистических декларациях, оформленных после 1 марта 2012 г., установлены недостоверные сведения об административно-территориальном делении торгующей страны (вместо кода 140 (146) необходимо было указать 145) и номере СМR.
В статистических (периодических) декларациях второй подраздел гр. 6 (с 1 марта 2012 г.) предназначен для указания цифрового кода административно-территориального деления торгующей страны (п. 10 Инструкции № 2). Код административно-территориального деления торгующей страны указывается в соответствии с Классификатором административно-территориального деления стран мира. Согласно ему под кодом 140 указан г. Санкт-Петербург (РФ), под кодом 146 – Московская область (РФ), под кодом 145 – г. Москва (РФ).
Тем самым организация нарушила требования подп. 1.14 п. 1 Указа № 178, части первой подп. 1.1 п. 1 постановления № 549, п. 10 Инструкции № 2.
Проверьте порядок проведения операций, связанных с движением капитала: на эти операции должно быть разрешение Нацбанка
Осуществление юридическим лицом валютной операции, связанной с движением капитала, без разрешения Нацбанка, когда в соответствии с законодательством такое разрешение требуется, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 100 БВ (ч. 2ст. 11.2 КоАП).
Пример 6
В ходе проверки установлено, что ООО "А" осуществляло валютные операции, связанные с движением капитала, а именно получило в 2011–2012 гг. процентные займы у нерезидента РБ в соответствии с договором займа на общую сумму 5 млн. долл. США.
Согласно условиям договора займа в случае нарушения сроков возврата суммы займа или процентов за его использование, предусмотренных договором займа, более чем на 10 банковских дней заемщик уплачивает займодавцу сумму предоцененных убытков в размере 80 000 долл. США (более чем на 30 банковских дней – 180 000 долл. США). Оплата предопределенных убытков не освобождает заемщика от обязанности вернуть сумму займа или ее часть, начисленные проценты, а также возместить полную сумму убытков, понесенных займодавцем в результате нарушения заемщиком своих обязательств. Размер и порядок определения неустойки (штрафов, пеней) договором займа не были предусмотрены.
При этом разрешения Нацбанка на проведение валютных операций, связанных с движением капитала (получение займов от нерезидента по вышеуказанным договорам займа), резидент не получал.
Тем самым общество нарушило нормы п. 18 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72 (далее – Правила № 72), и п. 30 Инструкции о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.01.2008 № 15 (далее – Инструкция № 15).
Отметим, что субъекты валютных операций – резиденты (кроме банков) осуществляют на основании разрешений Нацбанка на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, валютные операции, предусматривающие в т.ч. получение кредитов и (или) займов при наличии в договоре между субъектом валютных операций – резидентом (кроме банка) и нерезидентом (кроме банка-нерезидента) наряду с процентной ставкой за пользование кредитом и (или) займом обязанности осуществлять иные дополнительные платежи (кроме платежей за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа), а также платежей по уплате неустойки (штрафа, пени)) (п. 18 Правил № 72).
Определение неустойки (штрафа, пени) и убытков дано в ст. 311 и 14 ГК. Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (ст. 364 ГК). Если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой (ст. 365 ГК). Законодательством или договором могут быть предусмотрены случаи, когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков, когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки, когда по выборукредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки.
Таким образом, при наличии в договоре займа, заключенном между резидентом и нерезидентом, условия о возмещении последнему предоцененной суммы убытков, займополучателю-резиденту необходимо было обратиться в Нацбанк за разрешением на проведение валютной операции, связанной с движением капитала.
При этом на проведение валютной операции, связанной с движением капитала и предусматривающей получение займа, Нацбанк выдает разрешения до момента проведения резидентом расчетов с нерезидентом по такой валютной операции (п. 30 Инструкции № 15).
ООО "А" осуществляло в 2011–2012 гг. валютные операции, связанные с движением капитала (получение займа от нерезидента), без разрешения Нацбанка.