Внешнеторговые договоры, в которых должны быть указаны условия расчета
Как видим, в подп. 1.6.3 п. 1 Указа № 178 речь идет исключительно о товарах. Безусловно, внешнеторговые экспортные или импортные договоры на поставку товара должны содержать условия расчета.
Следует помнить, что исходя из норм п. 1 Указа № 178, внешнеторговыми признаются также договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами, предусматривающие возмездную передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг. Как быть с данными договорами?
Право трактовать нормы Указа № 178 предоставлено Нацбанку, который в письме № 21-17/254 разъяснил, что обязанность по указанию условий расчетов относится только к внешнеторговым договорам, предусматривающим возмездную передачу товаров.
Таким образом, Нацбанк сузил круг внешнеторговых договоров, в которых должны быть указаны условия расчета: резиденты обязаны предусмотреть условия расчета исключительно во внешнеторговых договорах, предусматривающих возмездную передачу товаров.
Условия расчета и регистрация сделки
По каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера), в порядке, установленном Нацбанком* (подп. 1.11 п. 1 Указа № 178).
Таким образом, следует регистрировать сделку только по внешнеторговым договорам, предметом которых являются товары. Зарегистрирован должен быть каждый внешнеторговый договор без каких-либо исключений. Регистрация сделки осуществляется один раз в целом по внешнеторговому договору.
В Указе № 178 установлены 3 случая отказа в регистрации сделки. Одним из них является несоответствие внешнеторгового договора требованиям об указании стоимости товаров и условий расчета (подп. 1.16.4 п. 1 Указа № 178).
Таким образом, организация должна представить в банк внешнеторговый договор, в котором содержатся условия расчета.
При этом следует помнить о письме Нацбанка № 21-17/254, где разъяснено, что условия расчетов могут указываться в отдельных приложениях к договору. Это также считается выполнением экспортером (импортером) Указа № 178.
Как применять данное разъяснение на практике?
1. Внешнеторговый договор содержит норму, по которой условия расчета указываются в приложениях, являющихся неотъемлемой частью внешнеторгового договора. На этапе регистрации сделки клиент представляет как сам договор, так и приложение, содержащее условия расчета. Банк регистрирует сделку, оставляя себе для хранения копии договора и приложения. Требования Указа № 178 соблюдены.
2. Внешнеторговый договор содержит норму, согласно которой условия расчета указываются в приложениях, являющихся неотъемлемой частью внешнеторгового договора. Однако на этапе регистрации сделки приложения еще нет и клиент не может его представить в банк. Как поступить и каковы действия банка?
На этапе регистрации сделки организация обязана представить в банк сам договор без каких-либо приложений (п. 10 Инструкции № 46). Штамп банка о регистрации сделки ставится на первом листе именно договора. То есть из Инструкции № 46 напрямую не следует, что клиент обязан представлять приложения в банк для регистрации сделки.
С другой стороны, банк:
1) вправе получать документы, объяснения, справки и сведения об осуществлении валютных операций (ст. 27 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее – Закон));
2) при проведении организациями валютных операций обязан потребовать представления документов, необходимых для осуществления банком функций агента валютного контроля.
Что касается субъектов внешнеэкономической деятельности, то они обязаны представить по требованию государственных органов и банков, уполномоченных согласно законодательству осуществлять контроль за проведением внешнеторговых операций, запрашиваемые в соответствии с их полномочиями документы в установленные ими сроки (подп. 1.16.3 п. 1 Указа № 178).
Если обратиться к п. 2 Инструкции № 46,то внешнеэкономический договор – соглашение между резидентом и нерезидентом об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (с учетом дополнений и приложений к нему). А любой внешнеторговый договор является внешнеэкономическим. Исходя из этого в нашем случае:
внешнеэкономический договор = внешнеторговый рамочный договор, в котором не содержатся все существенные условия договора + приложение, которое содержит все недостающие условия договора (в т.ч. и условия расчета).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что банк на этапе регистрации сделки вправе потребовать, а клиент обязан представить приложение, являющееся неотъемлемой частью внешнеторгового договора и содержащее условия расчета. В противном случае банк обязан отказать в регистрации сделки.
Каким образом банки реагируют на условия расчета
Исходя из норм Закона банк является агентом валютного контроля. Порядок выполнения банками функций агентов валютного контроля установлен в Инструкции № 46.
С условиями расчета тесно связано такое понятие, как признак оплаты.
Документы, представляемые в банк при проведении платежей (платежная инструкция) и при поступлении денежных средств (сведения), должны содержать информацию о проводимых (поступивших) платежах по внешнеторговым договорам (за исключением внешнеторговых договоров, на которые не распространяется действие Указа № 178) (п. 25 Инструкции № 46), в частности признак оплаты:
"0" – указывается при проведении (поступлении) платежа до даты поступления (отгрузки) товаров, получения (передачи) охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности от нерезидента (нерезиденту), выполнения работ, оказания услуг нерезидентом (нерезиденту);
"1" – указывается при проведении (поступлении) платежа после даты поступления (отгрузки) товаров, получения (передачи) охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности от нерезидента (нерезиденту), выполнения работ, оказания услуг нерезидентом (нерезиденту), при возврате денежных средств или поступлении денежных средств в иных случаях, предусмотренных подп. 1.7 и 1.9 п. 1 Указа № 178.
Когда по одному платежу одновременно необходимо указать разные признаки оплаты, то в данном случае признак оплаты проставляется по каждой части данного платежа отдельно.
Признак оплаты очень важен как для банка, так и для организации. Поясним почему.
В настоящее время действует постановление Правления Нацбанка РБ от 11.11.2008 № 165 "О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт" (далее – постановление № 165). Оно запрещает проведение импортером платежа(ей) в пользу нерезидента со счета, открытого в банке РБ, по внешнеторговой(ым) операции(ям), осуществляемой(ым) в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт, до даты прекращения нерезидентом своих обязательств перед импортером по поставке товаров, передаче охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнению работ, оказанию услуг* (за исключением наличия разрешения Нацбанка). Банк РБ обязан отказать импортеру в исполнении представленной платежной инструкции, если условия проведения платежа импортера не соответствуют предписаниям п. 1 постановления № 165. Импортер может получить как персональное разрешение Нацбанка на проведение авансового платежа, так и воспользоваться выданными Нацбанком разрешениями, адресованными неопределенному кругу лиц (см., например, письма Нацбанка РБ от 18.12.2008 № 53-21/1802 "Разрешение на проведение транспортными и экспедиционными предприятиями авансовых платежей по внешнеторговым операциям", от 15.01.2009 № 31-14/12 "Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей по внешнеторговым операциям за счет выручки в иностранной валюте", от 15.04.2009 № 31-14/132 "Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей по импорту за счет полученных займов (кредитов) в иностранной валюте" и др.).
Необходимость представления импортером разрешения Нацбанка на проведение авансового платежа банк определяет на основании признака оплаты, указанного клиентом согласно п. 25 Инструкции № 46.
Таким образом, при совершении импортером платежа в адрес нерезидента* и указания в платежной инструкции признака оплаты "0" (предоплата) у клиента должно быть персональное разрешение Нацбанка на проведение авансового платежа либо должно действовать разрешение Нацбанка, адресованное неопределенному кругу лиц. Банк обязан проконтролировать наличие такого разрешения.
При отсутствии в платежной инструкции импортера признака оплаты, условий расчета во внешнеторговом договоре либо при указании признака оплаты "0" и отсутствии разрешения Нацбанка на проведение авансового платежа банк обязан отказать в проведении валютной операции.
При этом необходимо обратить внимание на следующее. Нацбанк РБ в письме от 22.01.2010 № 31-14/30 "О применении норм отдельных актов валютного законодательства" разъяснил, что под ограничение, установленное постановлением № 165 в отношении проведения авансовых платежей по импорту, не подпадают внешнеторговые операции, на которые не распространяется действие Указа № 178.
Исходя из вышеизложенного, если резидент заключит возмездный договор с нерезидентом, например договор аренды или договор участия в семинаре, то:
1) Указ № 178 не действует;
2) регистрировать сделку не требуется;
3) договор не является внешнеторговым;
4) условий расчета в договоре может и не быть;
5) постановление № 165 не работает, т.е. можно производить предоплату нерезиденту.
В период со 2 октября 2008 г. по 24 января 2011 г. белорусское законодательствопозволяло банкам не требовать от организаций-резидентов по импортным внешнеторговым договорам документы, подтверждающие поступление товаров, получение охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг.
Однако с 24 января 2011 г. в связи с выходом письма Нацбанка РБ от 13.01.2011 № 21-18/5 "О контроле банков за проведением клиентами платежей в пользу нерезидентов за счет купленной иностранной валюты" (далее – письмо № 21-18/5) выстраивается следующая схема работы. При исполнении банками платежных поручений организаций-клиентов со специальных счетов для хранения купленной на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь иностранной валюты и платежных поручений на перевод с покупкой Нацбанк рекомендовал банкам требовать дополнительного представления следующих подтверждающих документов (ст. 27 Закона и подп. 8.3 п. 8 Инструкции № 46):
1) при исполнении платежных поручений клиентов на оплату импорта, в которых указан признак оплаты "1" (оплата по факту), – документы, подтверждающие поступление товаров (данное письмо Нацбанка не распространяется на исполнение платежных поручений клиентов на оплату импорта, в которых указан код поступления товаров "3" (товар не поступает на территорию Республики Беларусь при наличии соответствующего разрешения Нацбанка), получение охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг (перечень таких документов банк определяет исходя из требований, установленных Указом № 178 в отношении завершения внешнеторговых операций).
В случае непредставления в банк указанных выше подтверждающих документов, необходимых банку для осуществления функций агента валютного контроля, банк отказывает организации в проведении валютной операции.
Не следует забывать и о нормах постановления № 165. Даже если у импортера есть собственная иностранная валюта либо белорусские рубли, то по общему правилу предоплата нерезиденту запрещена за исключением наличия у импортера персонального разрешения Нацбанка на проведение авансового платежа либо разрешения Нацбанка, адресованного неопределенному кругу лиц. Контроль банка за наличием таких разрешений на проведение авансового платежа ограничивается исключительно исходя из указанной импортером в платежной инструкции информации о признаке оплаты**. Так, если клиент указывает признак оплаты "0" (предоплата), то банк проверяет наличие разрешения Нацбанка на проведение авансового платежа. При его отсутствии последует отказ банка в проведении валютной операции. При указании признака оплаты "1" (по факту) и осуществлении платежа без покупки иностранной валюты банк проводит платеж и не обязан требовать подтверждающие документы.
Как видим, банк должен потребовать от клиента подтверждающие документы только в одном случае: при указании импортером в платежной инструкции признака оплаты "1" (по факту) и осуществлении платежа нерезиденту по импортному внешнеторговому договору за счет купленной на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь иностранной валюты;
2) Нацбанк в письме от 04.03.2011№ 21-18/34 "О валютном контроле" разъяснил, что при проведении платежей за товары, полученные после 1 января 2011 г., документами, подтверждающими поступление товаров* на территорию Республики Беларусь, являются:
– в случае проведения таможенного оформления – декларация на товары, применяемая в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС);
– если таможенное оформление не производится – товаросопроводительные документы (например, счета, накладные) с отметкой об оприходовании товара импортером.
Представляемые в обслуживающий банк документы, подтверждающие, например, поступление товаров на территорию Республики Беларусь, содержат информацию о сумме поступивших товаров, номер и дату документа. В связи с этим банк должен учитывать данную информацию для того, чтобы исключить повторение представления клиентом одних и тех же документов в один банк и соответственно чтобы сумма представляемых документов не была меньше, чем сумма платежей по импорту за счет купленной иностранной валюты.
Возникает следующий вопрос: должен ли банк осуществлять контроль за соответствием признака оплаты, указываемого импортером в платежной инструкции, условиям расчета, содержащимся во внешнеторговом договоре?
Банк не должен осуществлять такой контроль. Банковский кодекс РБ (далее – БК) не допускает возложения на банки функции контроля за соблюдением клиентами и другими лицами условий заключенных между ними договоров, если иное не предусмотрено Президентом (ст. 19 БК).
Банки не имеют права контролировать исполнение обязательств клиента по его договорам (если иное не предусмотрено Президентом) и вмешиваться в отношения сторон по таким договорам (ст. 232 БК). Функции банка как агента валютного контроля изложены в Инструкции № 46: что проверяет банк во внешнеэкономическом договоре, закреплено в п. 27 Инструкции № 46; случаи отказа в платеже перечислены в п. 28 Инструкции № 46.
Рассмотрим практические ситуации.
Клиент указывает признак оплаты "0" (предоплата), а в договоре условия оплаты определены по факту. Дополнительного соглашения об изменении условий расчета нет.
Что должен сделать банк?
Банк руководствуется признаком оплаты, указанным клиентом, и должен проверить наличие разрешения Нацбанка на проведение авансового платежа. Если данного разрешения нет, в проведении валютной операции будет отказано. Если есть – банк осуществляет платеж без истребования дополнительного соглашения и подтверждающих документов (данное правило действует независимо от того, покупает клиент иностранную валюту или нет). В соответствии со ст. 296 ГК предоплата возможна только в том случае, если она предусмотрена договором, однако банк не должен контролировать договорные условия.
Клиент указывает признак оплаты "1" (по факту), а в договоре – предоплата. Дополнительного соглашения об изменении условий расчета нет.
Каковы действия банка?
Если платеж не связан с покупкой иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь, банк осуществляет платеж без истребования дополнительного соглашения и подтверждающих документов. Если для платежа валюту нужно купить – банк требует подтверждающие документы. Если клиент не представляет в банк подтверждающие документы, то банк отказывает впроведении валютной операции. Обращаем внимание: пока импортер не представит в банк подтверждающие документы, несмотря на то что к импортеру перешло право собственности на товар*, все риски, связанные с доставкой товара, несет импортер**, товар находится уже на территории Республики Беларусь, товар принят к бухгалтерскому учету и отражен в балансе резидента как полученный*** – резидент не вправе указать в платежной инструкции признак оплаты "1". Иными словами, платеж будет осуществлен только как предоплата.
В представляемых в банк внешнеторговых договорах встречаются следующие формулировки условий расчета: "оплата производится в течение 7 дней после отгрузки товара со склада продавца", "отсрочка платежа 7 календарных дней с момента передачи грузапокупателю", "оплата товара производится в течение 10 дней после отгрузки". Эти формулировки могут быть использованы в зависимости от условий поставки как для предварительной оплаты, так и для оплаты по факту. Банк должен руководствоваться признаком оплаты, указанным клиентом в платежной инструкции.
В письме Нацбанка РБ от 14.12.2011№ 53-14/13715 "О применении законодательства" разъяснено, что в случае, когда внешнеторговым договором предусмотрена смешанная форма оплаты (предварительная оплата и оплата по факту поставки товаров), а также при наличии неясных либо нечетких формулировок в договоре условий расчета в графе "Код срока" отчета 22094 "Сведения о присвоенных регистрационных номерах сделок" указывается значение, соответствующее условиям расчетов, предполагающим проведение предварительной оплаты (все значения, приведенные в поле X7 текстового файла F22094.NNN, кроме значений 9 и 59).
Таким образом, банк не контролирует соблюдение резидентами договорных условий (соответствие условий расчета фактическому исполнению договора, соблюдение сроков оплаты, частей оплаты и т.д.).