Согласно пунктам 1–3 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон) продавец обязан довести до сведения потребителя (на вывеске или другим доступным способом, принятым в торговле, или в месте нахождения продавца):
• свое наименование (фирменное наименование) и место нахождения, наименование торгового объекта, в котором осуществляется реализация потребителю товаров, если такое наименование не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) организации, а также режим работы торгового объекта и иные необходимые сведения в соответствии с законодательством;
• если продавцом является индивидуальный предприниматель – информацию о своих фамилии, собственном имени, отчестве (если такое имеется), месте жительства, режиме работы, наименовании торгового объекта, в котором осуществляется реализация потребителю товаров, а также государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, и иные необходимые сведения в соответствии с законодательством;
• информацию о номере специального разрешения (лицензии), сроке его действия, государственном органе или государственной организации, выдавших это специальное разрешение (лицензию) (если осуществляемый вид деятельности подлежит лицензированию).
Пунктом 7 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 (далее – Правила), установлена обязанность продавца довести до сведения покупателей на вывеске и (или) информационной табличке, расположенных на всех дверях, предназначенных для входа покупателей, или фасаде капитального строения (здания, сооружения), в котором расположен торговый объект, в ином доступном для ознакомления покупателей месте, свое наименование (фирменное наименование), а если продавцом является индивидуальный предприниматель – фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), наименование торгового объекта (при наличии такого наименования), режим работы.
Продавец также обязан довести до сведения покупателей иным доступным способом, принятым в торговле:
• информацию о месте нахождения книги замечаний и предложений;
• информацию о номере специального разрешения (лицензии), государственном органе или государственной организации, выдавших это специальное разрешение (лицензию) (если осуществляемый вид деятельности подлежит лицензированию);
• информацию о месте нахождения продавца;
•если продавцом является индивидуальный предприниматель – дополнительно указывается информация о его государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, месте жительства.
Справочно: при осуществлении развозной и разносной торговли, торговли на рынках, ярмарках, а также других форм розничной торговли, осуществляемых без (вне) торговых объектов, указанная информация должна быть доведена до сведения покупателей в любом доступном для ознакомления покупателей месте.
Информация о запрете продажи отдельных товаров несовершеннолетним лицам размещается в местах продажи этих товаров (пункты 33–34 Правил).
Пунктом 2 статьи 21 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» определено, что на доступном для покупателей месте размещается ассортиментный перечень товаров, разработанный и утвержденный субъектом торговли для розничного торгового объекта.
Законодательство Республики Беларусь не содержит требований об обязательном наличии в торговых объектах «Уголка потребителя», а также не содержит требований к его оформлению и месту расположения.
Справочно: приказом Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 декабря 2016 г. № 131 признан утратившим силу приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 1 декабря 2008 г. № 179 «Об утверждении рекомендаций по оформлению в торговых объектах информации для потребителей», которым предусматривалось размещение в торговых объектах в доступном для потребителей месте информационных стендов «Информация для потребителей».
Вместе с тем законодательство Республики Беларусь содержит требования, в соответствии с которыми субъект торговли обязан предоставить потребителю ряд сведений (информацию о продавце, товарах и др.). Порядок и способ доведения такой информации до потребителя устанавливаются продавцом самостоятельно.
Основное правило – обеспечение удобного доступа потребителя к информации для ознакомления, наглядность и актуальность такой информации.
МАРТ рекомендует дополнительно размещать в торговых объектах следующую информацию (в зависимости от специализации торгового объекта):
• выдержки из Правил;
• Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778;
•выдержки из Положения о порядке и условиях реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) по подарочному сертификату или иному подобному документу, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 935;
об оказываемых дополнительных услугах, связанных с продажей товаров, и др.
Таким образом, предусмотренная законодательством информация доводится в доступной форме до сведения потребителя. В этих целях в торговом объекте может быть оборудовано отдельное специальное место. Это может быть информационный стенд, специальная папка с информацией либо электронное информационное табло и т.д.
Разъяснение опубликовано 31 июля 2019 г. на сайте МАРТ Республики Беларусь (mart.gov.by).