НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (409). Белорусская организация, являясь учредителем иностранной компании, получила дивиденды в иностранной валюте.
Каков порядок отражения полученных дивидендов в бухгалтерском и налоговом учете?
Полученные дивиденды учитываются в составе внереализационных доходов.
Дивиденды, полученные организацией из источников за пределами Республики Беларусь, следует включить в состав внереализационных доходов (п. 3 ст. 128 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК). Основанием для определения внереализационных доходов служат первичные документы бухгалтерского и налогового учета, которые подлежат отражению в том налоговом периоде, в котором они фактически получены плательщиком (п. 2 ст. 128 НК).
При получении акционером дивидендов от организаций, зарегистрированных за пределами Республики Беларусь, такие дивиденды у получающей стороны следует включать в состав внереализационных доходов в том налоговом периоде, в котором они фактически получены (п. 2 ст. 128 НК). Полученные дивиденды облагают налогом на прибыль по ставке 12 %.
Пересчет иностранной валюты в рублевый эквивалент необходимо производить на дату поступления дивидендов в иностранной валюте, исходя из курса Нацбанка.
В бухгалтерском учете данная хозяйственная операция отражается следующими записями:
Д-т 52 – К-т 90-7
– поступили дивиденды от иностранной компании;
Д-т 90-8 – К-т 68-3
– начислен налог на прибыль по ставке 12 %;
Д-т 68-3 – К-т 51
– произведена уплата в бюджет налога на доходы по дивидендам*.
__________________________
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
2 (410). Организация оказывает услуги по доставке своей продукции (бетона) организациям и физическим лицам для строительства жилья собственным транспортом (автобетоносмесителем). Физические лица оформляют заявление с просьбой об оказании услуги автобетоносмесителя и покупки бетона, а организации – заявку с указанием цели "для строительства жилого дома". Стоимость услуг автобетоносмесителя выделяется в ТТН отдельной строкой.
Подлежат ли данные услуги освобождению от НДС?
Не подлежат.
От обложения НДС освобождены обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок по перечню таких работ, утверждаемому Президентом (подп. 1.12 п. 1 ст. 94 НК).
Перечень работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержден Указом Президента РБ от 26.03.2007 № 138 (с изменениями и дополнениями) (далее – Перечень № 138).
От обложения НДС освобождено предоставление строительных машин и механизмовдля выполнения строительных, монтажных и специальных работ (п. 9 Перечня № 138). Следовательно, для применения льготы по НДС необходимо одновременно соблюсти 3 условия. Предоставленная техника должна:
1) являться строительной машиной (механизмом);
2) использоваться на строительстве объекта жилфонда;
3) выполнять строительные, монтажные, специальные работы.
Подтверждением отнесения автобетоносмесителя к строительным машинам и механизмам может служить то, что он относится к п. 420 группы 4 "Машины и оборудование для бетонных и отделочных работ" Нормативных сроков службы основных средств*. Автобетоносмеситель включен также в группу ГОСТов по машинам для промышленности стройматериалов, строительства, дорожных и земляных работ и коммунального хозяйства**.
__________________________
* Утверждены постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь".
** Постановление Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства образования и науки РБ от 30.12.1994 № 15 "Об утверждении, введении в действие, изменении, продлении сроков действия и исключении из числа действующих стандартов, руководящих документов и общегосударственных классификаторов Республики Беларусь" (группа Г45 приложения А к данному постановлению).
Подтверждением использования строительной техники, в т.ч. автобетоносмесителя, на объектах строительства жилфонда по нормам законодательства может являться предоставление ее заказчику или подрядчику на основании договора подряда (субподряда) на выполнение строительных работ или договора аренды строительной техники с экипажем.
Подтверждением выполнения строительных, монтажных, специальных работ на объекте строительства жилфонда может быть наличие выполняемых работ и оказываемых услуг в Перечне видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, утвержденном постановлением Минстройархитектуры РБ от 10.05.2011 № 17 "Об установлении перечня видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности" (далее – Перечень № 17).
У организации из всех перечисленных условий для предоставления освобождения от НДС есть только подтверждение того, что автобетоносмеситель является строительной машиной (механизмом). Наличие указанных в вопросе документов не может являться подтверждением использования строительной техники (автобетоносмесителя) на строительстве объекта жилфонда, а является подтверждением оказания транспортных услуг по доставке готового бетона на объекты строительства. Отсутствует и подтверждение выполнения строительных, монтажных, специальных работ на объекте строительства, так как в Перечне № 17 услуга по доставке готового бетона автобетоносмесителем на объекты строительства не поименована.
Исходя из изложенного оказание услуг по доставке собственной продукции (бетона) на объекты строительства жилья автобетоносмесителем как по заявлениям физических лиц, так и по заявкам организаций, не подпадает под п. 9 Перечня № 17 и подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке.
3 (411). Белорусская организация приобрела работы по испытанию продукции собственного производства на соответствие нормам безопасности. Исполнитель работ – резидент РФ.
Следует ли этой организации исчислять НДС в Республике Беларусь? Если следует, то в какие сроки?
Не следует.
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (ст. 93 НК).
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права (п. 1 ст. 92 НК).
Следовательно, в приведенной ситуации необходимо определить место реализации указанных работ. Для этого обратимся к ст. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Протокол).
Местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена Таможенного союза, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, если иное не предусмотрено подп. 1-4 п. 1 ст. 3 Протокола (подп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола).
Поскольку работы по испытанию продукции собственного производства на соответствие норм безопасности подп. 1-4 п. 1 ст. 3 Протокола не предусмотрены, местом их реализации не признается территория Республики Беларусь, так как их исполнитель в данном случае не осуществляет деятельности на территории Республики Беларусь и не является налогоплательщиком РБ.
Значит, белорусскому заказчику не следует исчислять и уплачивать НДС в Республике Беларусь.
4 (412). Белорусская организация в целях рекламы безвозмездно передает продукцию собственного производства в Российскую Федерацию.
Имеет ли она право применять ставку 0 % по НДС?
Не имеет.
При экспорте товаров с территории одного государства – члена Таможенного союза на территорию другого государства – члена Таможенного союза налогоплательщик государства – члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяет нулевую ставку НДС при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола (п. 1 ст. 1 Протокола).
Одним из документов, подтверждающих нулевую ставку НДС, является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (п. 2 ст. 1 Протокола).
Данная организация безвозмездно передает товар в Российскую Федерацию. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов будет отсутствовать, и соответственно нулевую ставку НДС организация применить не вправе.
Справочно: объектами обложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 1.1.3 п. 1 ст. 93 НК).
При безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав, произведенных (выполненных, оказанных) плательщиком, налоговую базу необходимо определять исходя из себестоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 3 ст. 97 НК).
5 (413). Организация имеет задолженность по договору аренды транспортных средств перед организацией – резидентом Латвийской Республики. По договору заключено соглашение о новации, согласно которому на сумму задолженности будут поставлены товары.
Вправе ли организация применить ставку НДС в размере 0 % при вывозе товаров в Латвийскую Республику на основании соглашения о новации и подтверждения о вывозе товаров за пределы Республики Беларусь?
Вправе.
Ставку НДС в размере 0 % организации применяют при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, при условии документального подтверждения их фактического вывоза за пределы территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 102 НК).
Подтверждением вывоза товаров за пределы Республики Беларусь с целью их постоянного размещения (кроме вывоза товаров в государства – члены Таможенного союза) является наличие у плательщика (п. 2 ст. 102 НК):
– контракта, заключенного плательщиком с иностранными организацией или физическим лицом, на основании которого реализуются товары;
– подтверждения о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь.
В рассматриваемой ситуации организация в качестве погашения образовавшейся кредиторской задолженности, выраженной в денежной форме, планирует передать товары, что не противоречит нормам законодательства.
Таким образом, при вывозе товаров в Латвийскую Республику на основании соглашения о новации организация вправе применить ставку НДС в размере 0 %.
Д-т 25, 26 и др. – К-т 60
– на стоимость аренды транспортного средства;
– на стоимость аренды транспортного средства;
Д-т 90-4 – К-т 41
– на стоимость товаров, отгруженных в соответствии с соглашением о новации;
Д-т 60 – К-т 90-1
– произведен зачет задолженности по аренде транспортного средства в счет оплаты за отгруженные товары.
Справочно: обязательство может быть прекращено соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация). Новация не допускается в отношении обязательств по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, и по уплате алиментов (ст. 384 Гражданского кодекса РБ).
При экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем прекращения обязательств новацией (абз. 6 п. 1 постановления Совета Министров и Нацбанка РБ от 30.04.2009 № 548/8 "О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга").
Иван Данилов, экономист
6 (414). Белорусская строительная организация заключила с латвийской фирмой договор на поставку раздвижных окон и дверей для их установки в домах повышенной комфортности. Договор предусматривает, что поставщик произведет также установку и монтаж оборудования, необходимого для управления системой этих окон и дверей, на каждом объекте (в отдельной квартире, коттедже, доме).
Рассмотрим вопросы, возникшие в данной ситуации.
6.1. Возникает ли постоянное представительство латвийской фирмы в Беларуси?
Нет, если соблюдены определенные правила.
Чтобы решить этот вопрос, обратимся к положениям ст. 139 НК.
Так, постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, признано обособленное структурное подразделение (учреждение) или иное место производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, осуществления иной деятельности, расположенные на территории Республики Беларусь, через которые осуществляется предпринимательская и иная деятельность иностранной организации, позволяющая получать прибыль, за исключением деятельности, предусмотренной абз. 2–5 части первой п. 5 ст. 139 НК (подп. 1.1 п. 1 ст. 139 НК).
Виды деятельности иностранной организации на территории Беларуси, которые не приводят к деятельности через постоянное представительство, перечислены в п. 5 ст. 139 НК. В частности, к ним относят хранение, демонстрацию или поставку товаров собственного производства, закупку товаров для иностранной организации, сбор или распространение информации для иностранной организации, осуществление иных видов деятельности, если при этом деятельность в целом носит подготовительный или вспомогательный характер по отношению к деятельности иностранной организации, за осуществление которой иностранная организация получает выручку (п. 5 ст. 139 НК).
Справочно: поставкой считаются доставка и отгрузка товаров без их реализации на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.
В рассматриваемой ситуации иностранная компания осуществляет поставку в Республику Беларусь строительных материалов и оборудования. Это основной вид ее деятельности, за которую она получает выручку.
Ввоз иностранной организацией в Республику Беларусь или вывоз из Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, иное перемещение товаров или иных активов сами по себе (при отсутствии признаков постоянного представительства, определенных в п. 1 ст. 139 НК) не приводят к образованию постоянного представительства (п. 6 ст. 139 НК).
Но при этом следует учитывать норму п. 4 ст. 139 НК. В ней указано, что строительная площадка, монтажный или сборочный объект (в т.ч. место монтажа оборудования) признаются постоянным представительством иностранной организации, если такие площадка или объект существуют на территории Республики Беларусь в течение периода, превышающего 180 дней в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде.
Строительная площадка, строительный, монтажный или сборочный объект или связанная с ними надзорная или консультационная деятельность являются постоянным представительством, только если такая площадка, объект или деятельность существуют в течение периода более 6 месяцев (ст. 5 Соглашения между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы от 07.09.1995).
Таким образом, у латвийской фирмы не возникает постоянное представительство, если:
– ввоз строительных материалов и оборудования происходит в рамках внешнеторгового контракта;
– пребывание командированных в Республику Беларусь специалистов латвийской фирмы на каждом объекте в совокупности не превышает 180 дней в течение любого 12-месячного периода, начинающегося или заканчивающегося в соответствующем налоговом периоде;
– деятельность сотрудников представительства не носит предпринимательского характера.
6.2. Являются ли доходы латвийской фирмы, полученные от белорусской организации, объектом обложения налогом на доходы?
Не являются.
Иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь, признаются плательщиками налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Беларуси через постоянное представительство (ст. 145 НК).
Объекты обложения налогом на доходы указаны в п. 1 ст. 146 НК. Обращаем внимание на положения подп. 1.12.11 п. 1 данной статьи НК. Согласно этим положениям объектом обложения налогом на доходы признают доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь от оказания услуг по установке, наладке, обследованию, обслуживанию, измерению, тестированию линий, механизмов, оборудования, приборов, приспособлений, сооружений, нематериальных активов, находящихся на территории Республики Беларусь. Исключение из этой нормы – доходы, получаемые от обучения, проведения консультаций и (или) оказания услуг по установке, наладке, обследованию, измерению и тестированию вышеперечисленных объектов, которые являются неотъемлемым условием внешнеторгового договора на их приобретение в собственность (во временное пользование)).
Следовательно, прямая норма законодательства свидетельствует о том, что если поставка строительных материалов и оборудования, а также установка (монтаж) оборудования осуществляются в рамках единого внешнеторгового договора на приобретение его в собственность покупателей, то объект обложения налогом на доходы не возникнет.
В описанной ситуации так и происходит.
Татьяна Филатова, экономист
ПОСОБИЯ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ
7 (415). Ребенку сотрудницы организации исполнилось 2 года. Фактически ребенок с 3 сентября 2012 г. посещал детское дошкольное учреждение, однако справка о посещении им детского дошкольного учреждения была представлена только 19 октября 2012 г.
К этому моменту пособие по уходу за ребенком до 3 лет за сентябрь работнице было выплачено в полном размере.
Обязан ли бухгалтер произвести перерасчет пособия за сентябрь?
Обязан.
При оформлении ребенка в учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается в размере 50 % от установленного размера пособия (ст. 13 Закона РБ от 30.10.1992 № 1898-XII "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей").
Известить бухгалтерию организации (по месту получения пособия) об оформлении ребенка в учреждение дошкольного образования обязаны родители. Напомним, что в заявлении о назначении государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и (или) надбавок к ним родитель обязуется известить об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пособия, в т.ч. и изменение его размера (форма установлена приложением к Положению о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 31.03.2008 № 490 (далее – Положение)).
В частности, при зачислении ребенка в учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования, родитель (усыновитель (удочеритель), опекун) в 5-дневный срок со дня зачисления представляет по месту получения пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет справку о том, что ребенок является обучающимся (п. 29 Положения). Данная справка выдается в соответствии с подп. 6.3 п. 6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органамии иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200.
Поскольку справка об оформлении ребенка в учреждение дошкольного образования получателем пособия не представлена в указанный срок, пособие по уходу за ребенком до 3 лет за весь период с даты оформления ребенка в учреждение дошкольного образования следует пересчитать из расчета 50 % от установленного размера пособия.
Излишне выплаченные суммы пособий подлежат возврату получателем на основании решения комиссии по назначению пособий.
8 (416). Сыну работницы организации в октябре 2012 г. исполнилось 3 года. Она приступила к работе после окончания отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и обратилась за назначением пособия на ребенка старше 3 лет. Семья является неполной, женщина в 2011 г. нигде дополнительно не работала, следовательно, единственным источником дохода являлось пособие по уходу за ребенком.
Имеет ли право организация назначить ей пособие на ребенка старше 3 лет?
Имеет.
Понятно, что вопрос вызван нормой ст. 15 Закона РБ от 30.10.1992 № 1898-XII "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей". В соответствии с данной нормой пособие на детей старше 3 лет не назначается, если на момент обращения за пособием трудоспособный родитель в неполной семье или трудоспособный отец в полной семье не работают и не имеют другого вида занятости. Пособие также не назначается, если в году, предшествовавшем году обращения за пособием, трудоспособный родитель в неполной семье или трудоспособный отец в полной семье не работали и не имели другого вида занятости более 6 месяцев (получали пособие по безработице менее 26 календарных недель). Как видим, для назначения пособия на детей старше 3 лет законодательство предъявляет определенные условия к занятости родителей.
Из приведенных общих правил есть исключения. В частности, указанные условия не распространяются на родителей, которым назначены пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы, лицом, достигшим 80-летнего возраста.
В данной ситуации в 2011 г. работница являлась получателем пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, поэтому организация имеет право в 2012 г. назначить ей пособие на ребенка старше 3 лет.
Марина Артеменко, заместитель начальника управления народонаселения, гендерной и семейной политики Минтруда и соцзащиты РБ
ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
9 (417). В г. Логойске создается предприятие. В качестве вклада в уставный фонд этого предприятия учредитель планирует внести приобретенное за рубежом оборудование. При ввозе указанных товаров Декрет Президента РБ от 07.05.2012 № 6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности" (далее – Декрет № 6) предусматривает возможность получения льгот по уплате ввозных таможенных пошлин и НДС.
Кто вправе получить такие льготы: учредитель создаваемого предприятия или само создаваемое предприятие?
Создаваемое предприятие.
Правом пользования льготами по уплате таможенных пошлин, налогов обладает плательщик таких пошлин, налогов (ст. 43 НК).
Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС), международными договорами государств – членов Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (ст. 79 ТК ТС). В свою очередь, в отношении декларируемых с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров такая обязанность возлагается на декларанта (ст. 211 ТК ТС).
Декретом № 6 предусмотрено, что правом получения рассматриваемых льгот обладают коммерческие организации Республики Беларусь, зарегистрированные в республике с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности. Исключение составляют территории городов Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск.
Указанные коммерческие организации освобождаются от ввозных таможенных пошлин и НДС, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, классифицируемых определенными кодами ТН ВЭД, в качестве вклада в уставный фонд этих организаций в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования такого фонда (подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6).
Таким образом, для получения рассматриваемых льгот именно создаваемое предприятие (организация РБ, зарегистрированная в республике с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности) должна выступать декларантом соответствующих товаров, т.е. плательщиком ввозных таможенных пошлин и НДС, по уплате которых предоставляется рассматриваемое освобождение. В свою очередь при декларировании ввозимых в качестве вклада в уставный фонд товаров учредитель предусмотренные Декретом № 6 льготы получить не может.
Для получения указанных льгот коммерческая организация должна представить таможенному органу подтверждение регистрирующего органа о том, что место нахождения коммерческой организации, для вклада в уставный фонд которой ввозятся товары, расположено на территории средних, малых городских поселений, сельской местности. Перечень регистрирующих органов определен Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования".
Для создаваемого в г. Логойске предприятия таким регистрирующим органом будет являться Минский облисполком либо местный исполнительный и распорядительный орган, которому облисполкомом делегированы указанные полномочия.
Справочно: перечень регистрирующих органов включает в себя, в частности:
– администрации свободных экономических зон – для коммерческих организаций, в т. ч. с иностранными инвестициями, в свободных экономических зонах;
– облисполкомы и Минский горисполком – для коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
– облисполкомы, Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Минский, Могилевский горисполкомы – для иных субъектов хозяйствования (кроме регистрируемых Нацбанком, Минфином, Минюстом).
При этом облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы – соответствующим администрациям районов в городах.
Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ, ВОПРОСЫ ПРАВА
10 (418). Организация отгружает товар российскому партнеру. В договоре указано, что транспортные расходы (включая процесс перевозки) полностью берет на себя покупатель.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
10.1. Какие документы должен оформить продавец при отгрузке товара?
Накладную формы ТН-2 и CMR-накладную.
При осуществлении экспортной поставки белорусской организации следует оформить товарную накладную формы ТН-2 (далее – ТН-2) и CMR-накладную. Такие рекомендации содержатся в письме МНС РБ от 27.05.2010 № 8-2-7/2255 "О представлении образцов бланков товаросопроводительных документов".
CMR-накладная подтверждает заключение договора перевозки, сдачу груза перевозчику, но не содержит полных сведений о грузе.
Основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и отражения в учете товара у получателя, а также для целей складского, оперативного и бухгалтерского учета служит ТН-2.
Таким образом, транспортным документом является международная товарно-транспортная накладная CMR, а товаросопроводительным – товарная накладная ТН-2.
10.2. Бланк СМR-накладной какой страны следует заполнить?
Строго утвержденной формы бланка СМR-накладной не существует, поэтому можно воспользоваться бланком СМR-накладной, утвержденным постановлением Минтранса РБ от 20.02.2012 № 11 "Об утверждении Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной "CMR" и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь".
В случае, когда перевозчиком является резидент РФ, можно оформить и CMR-накладную страны перевозчика.
Анна Шинкевич, юрист
11 (419). Освобождает ли плательщика от ответственности факт исправления ошибок, указанных в уведомлении, составленном по результатам проведения камеральной проверки?
Освобождает, если ошибка будет исправлена до составления акта проверки.
При выявлении в ходе камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица) неполноты сведений, ошибок (в т.ч. арифметических) в налоговой декларации (расчете) и (или) документах, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) в соответствии с законодательством, их несоответствия документам и (или) информации, имеющимся в налоговом органе, плательщику (иному обязанному лицу) направляется, в т.ч. в электронном виде, уведомление с предложением о представлении дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, обязанность представления которых установлена законодательством, либо о внесении соответствующих исправлений не позднее 10 рабочих дней со дня направления уведомления (п. 5 ст. 70 НК).
Данная норма предоставляет плательщику возможность самостоятельно исправить допущенную ошибку до наступления срока уплаты налога и уплатить сумму обязательного платежа в полном размере.
Лишь в случае, если по результатам рассмотрения представленных плательщиком (иным обязанным лицом) дополнительных сведений и (или) пояснений, документов либо при их непредставлении установлен факт совершения правонарушения, не внесены по предложению налогового органа соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет), составляется акт камеральной проверки (п. 6 ст. 70 НК).
Тем самым налоговое законодательство предоставляет плательщику возможность исправлять допущенные ошибки с помощью налоговых органов, которые при их выявлении обязаны уведомить плательщика о выявленных ошибках, предоставив ему возможность устранить ошибки и избежать ответственности.
Сами по себе указанные нормы НК не освобождают плательщика от ответственности, поскольку эти вопросы регулирует не НК, а Кодекс РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП). Налоговые органы, направляя плательщику уведомление с указанием на допущенные ошибки, выполняют превентивные функции, помогая плательщику избежать совершения правонарушений, а соответственно и ответственности.
Обращаем внимание на положения примечания 2 к ст. 13.6 КоАП. Так, не являются административным правонарушением, предусмотренным ч. 1–6 ст. 13.6 КоАП, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если ими внесены изменения и дополнения в налоговую декларацию (расчет) и уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены такие неуплата или неполная уплата (по административным правонарушениям, выявленным в результате камеральной проверки, – до составления акта проверки), а при отсутствии необходимости внесения в налоговую декларацию (расчет) изменений и (или) дополнений – уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до составления акта камеральной проверки.
Таким образом, если ошибка исправлена до составления акта проверки, ответственность к плательщику применяться не будет.
Юрий Веремейко, юрист