НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (466). Работнику предприятия предоставлен ежегодный трудовой отпуск с 12 декабря 2012 г. по 10 января 2013 г. При этом сумма отпускных составила 4 000 000 руб. (в т.ч. отпускные за декабрь 2012 г. – 2 800 000 руб., за январь 2013 г. – 1 200 000 руб.). Данный работник на стандартные налоговые вычеты, установленные подп. 1.2 и 1.3 п. 1 ст. 164 НК, права не имеет.
Начисленная заработная плата за отработанные в декабре 2012 г. дни составила 1 500 000 руб. Всего сумма начисленных в декабре 2012 г. доходов составила 5 500 000 руб. Сумма начисленной заработной платы за отработанные в январе 2013 г. дни составит 3 300 000 руб.
Каким образом в рассматриваемой ситуации следует исчислять подоходный налог?
Особенности исчисления, порядок и сроки уплаты подоходного налога с физических лиц налоговыми агентами определены в ст. 175 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Так, доходы (за период нахождения плательщика в отпуске, пособия по временной нетрудоспособности, перерасчеты доходов за выполнение трудовых или иных обязанностей), исчисленные в одном месяце, но приходящиеся на другие месяцы (в т.ч. предыдущего или следующего календарного года), следует включать в доходы месяца, за который они начислены (подп. 3.1 п. 3 ст. 175 НК).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации отпускные в размере 2 800 000 руб. включают в состав доходов декабря 2012 г., из которых в совокупности с заработной платой за этот месяц (1 500 000 руб.) налоговый агент должен исчислить, удержать и перечислить подоходный налог.
Сумма подоходного налога, подлежащая удержанию с этих доходов, составит 516 000 руб. ((2 800 000 + 1 500 000) × 12 % / 100 %).
Отдельно исчисляется налог с суммы отпускных, начисленных за январь 2013 г. (1 200 000 руб.). Указанную сумму включают в состав доходов следующего календарного года, и она подлежит налогообложению по совокупности с другими полученными в январе 2013 г. доходами.
При этом при исчислении подоходного налога с суммы отпускных за январь 2013 г. налоговый агент вправе предоставить этому работнику стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК, в размере 550 000 руб., так как его доход на момент выплаты за январь 2013 г. не превысил 3 350 000 руб. Сумма подоходного налога при этом составит 78 000 руб. ((1 200 000 – 550 000) × 12 % / 100 %).
Таким образом, налоговый агент при выплате в декабре 2012 г. указанных в вопросе доходов должен будет удержать с них подоходный налог в размере 594 000 руб. (516 000 + 78 000). При этом сумма к выплате составит 4 906 000 руб. (5 500 000 – 594 000).
В последующем при выплате заработной платы за оставшиеся в январе 2013 г. дни налоговый агент должен будет произвести перерасчет подоходного налога без учета стандартного налогового вычета (общий доход за этот месяц превысит 3 350 000 руб.) следующим образом: ((1 200 000 + 3 300 000) × 12 % / 100 %) – 78 000).
Удержанию из заработной платы подлежит подоходный налог в размере 462 000 руб. Выплате соответственно подлежит сумма 2 838 000 руб. (3 300 000 – 462 000).
2 (467). В январе 2013 г. по итогам работы за декабрь 2012 г. сотруднику организации была выплачена премия, начисленный размер которой составил 800 000 руб. Начисленная заработная плата этого сотрудника за январь 2013 г. составила 3 000 000 руб.
Можно ли в рассматриваемом случае при исчислении подоходного налога предоставлять сотруднику стандартный налоговый вычет в размере 550 000 руб.?
Нет, предоставлять вычет нельзя.
Доходы, выплачиваемые по решению суда (за исключением доходов, указанных в подп. 3.1 п. 3 ст. 175 НК), а также доходы, выплачиваемые в виде индексации заработной платы и денежного довольствия в связи с повышением цен на товары (работы, услуги), в виде премий и вознаграждений любого характера и периодичности, по договорам гражданско-правового характера включаются в доходы того месяца, в котором осуществляется их начисление, независимо от того, за какие периоды времени такие суммы выплачиваются (подп. 3.3 п. 3 ст. 175 НК).
С учетом того что сумма премии должна включаться в доход того месяца, в котором она начислена и выплачивается и в котором соответственно с нее должен быть удержан подоходный налог, она подлежит суммированию с заработной платой за январь 2013 г. При этом размер дохода за этот месяц составит 3 800 000 руб.
Таким образом, при определении налоговой базы за январь 2013 г. налоговый агент не вправе предоставить данному сотруднику стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК, в размере 550 000 руб., так как его доход за этот месяц превысил 3 350 000 руб.
Анна Павлова, экономист
3 (468). Белорусская организация нарушила условия внешнеторгового договора в части оплаты за товары, поставленные российской компанией. В связи с этим российский резидент предъявил белорусской организации пени в размере 10 000 рос. руб., которые она оплатила.
Возникает ли в данном случае налог на доходы и каков источник для его уплаты?
Возникает.
Иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в республике, признают плательщиками налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (ст. 145 НК). Одним из объектов обложения налогом на доходы признают доходы, полученные нерезидентом в виде пени за нарушение условий договоров (подп. 1.7 п. 1 ст. 146 НК).
В изложенной ситуации налог на доходы обязана исчислить, удержать и перечислить в бюджет белорусская организация, начисляющая и выплачивающая доход российской организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Организация-резидент признается налоговым агентом и имеет права и обязанности, установленные ст. 23 НК.
Напомним, что сумма налога на доходы исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. В данном случае налоговой базой является сумма предъявленных штрафных санкций (пени) (подп. 1.3 п. 1 ст. 147 НК). Ставка налога – 15 %.
Дату возникновения обязательств по уплате налога на доходы определяют как приходящийся на налоговый период день начисления иностранной организации дохода. При этом днем начисления дохода (платежа) иностранной организации считается более ранняя из дат: либо дата отражения дохода в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством), либо дата фактической выплаты белорусской организацией штрафных санкций российской компании.
Отметим, что в отношении указанного вида доходов российской организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, ст. 18 Соглашения между Правительством РБ и Правительством РФ* установлено, что налогообложение таких доходов (пени) должно производиться в государстве, выплачивающем доход, т.е. в приведенной ситуации – в Беларуси.
__________________________
* Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (заключено в г. Москве 21 апреля 1995 г.).
Белорусская организация как налоговый агент обязана:
– начислить налог и удержать его у российской компании;
– представить в инспекцию МНС по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы;
– перечислить в бюджет налог не позднее 22-го числа этого месяца.
Источником для начисления и уплаты налога на доходы является доход российской компании.
В бухгалтерском учете белорусской организации данные операции необходимо отразить следующим образом:
– Д-т 90-8 (субсчет "Прочие расходы по текущей деятельности") – К-т 76 – 2 740 000 бел. руб. (10 000 рос. руб. × 274 (курс Нацбанка))
– начислен доход российской организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, в виде пени за просрочку платежа по контракту;
Д-т 76 – К-т 68-5 – 411 000 бел. руб. (2 740 000 бел. руб. × 15 %)
– начислен налог на доходы российской организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
Д-т 76 – К-т 52 – 2 329 000 бел. руб. (8 500 рос. руб. × 274 (курс Нацбанка))
– перечислен доход российской организации за минусом удержанного налога на доходы;
Д-т 68-5 – К-т 51 – 411 000 бел. руб.
– перечислен в бюджет налог на доходы.
Светлана Новик, экономист
УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ
4 (469). Отменена ли Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь в связи с принятием Указа Президента РБ от 10.05.2011 № 181 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ № 181)?
Не отменена.
Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ЕТС) утверждена постановлением Минтруда РБ от 23.03.2001 № 21 "Об утверждении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 "О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета". Названное постановление действует в настоящее время.
Применительно к работникам организаций, финансируемых из бюджета, ЕТС является обязательным инструментом при формировании тарифной части их заработной платы.
Указ № 181 не отменяет ЕТС, а признает утратившими силу нормативные правовые акты, регламентировавшие организацию оплаты труда для коммерческих организаций на основе ЕТС (например, Декрет Президента РБ от 18.06.2002 № 17).
В законодательстве отсутствуют нормативные правовые акты, в которых содержится запрет на применение ЕТС.
Иными словами, наниматель имеет право:
– применять ЕТС и соответственно на ее основании формировать тарифную ставку (оклад) соответствующего работника;
– не применять ЕТС и устанавливать тарифные ставки (оклад) работника, основываясь на иных формах и системах труда.
5 (470). Наниматель отказывается от применения ЕТС.
Вправе ли он на основании Указа № 181 снизить размер заработной платы, выплачиваемой некоторым работникам, по сравнению с заработной платой, выплачиваемой при применении ЕТС?
Такого права нет.
Коммерческим организациям предоставлено право самостоятельно принимать решения о применении ЕТС при определении условий оплаты труда работников (п. 1 Указа № 181).
При этом коммерческие организации при введении новых условий оплаты труда работников, в т.ч. без применения ЕТС, обязаны обеспечить (подп. 2.1 п. 2 Указа № 181):
– недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент их введения;
– установление гибких условий оплаты труда, направленных на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда и максимально учитывающих сложность выполняемых работ, уровень квалификации, эффективность, качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость, творческий подход;
– соблюдение для работников гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством о труде.
Таким образом, на момент перехода на новые условия оплаты труда работники не должны получить заработную плату ниже, чем при применении ЕТС.
6 (471). Наниматель отказывается от применения ЕТС.
Как правильно провести переход на применение системы оплаты труда, отличной от применявшейся на основе ЕТС?
Трудовой кодекс РБ (далее – ТК) содержит нормы, которые следует соблюсти при изменении условий оплаты труда.
Так, при изменении существенных условий труда (в т.ч. при изменении форм, систем и размеров оплаты труда) нужно соблюсти нормы ст. 32 ТК. Она применяется к работнику индивидуально при продолжении им работы по той же специальности, квалификации или должности, определенных в трудовом договоре. Требования ст. 32 ТК:
– наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 1 месяц;
– при отказе от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда у работника появляется право на прекращение трудового договора по п. 5 ст. 35 ТК.
Статья 65 ТК предусматривает, что при введении новых или изменении действующих условий оплаты труда наниматель обязан известить работников не позднее чем за 1 месяц.
Пример
Наниматель отказывается от применения ЕТС и вводит новые условия оплаты труда на основе грейдов. Он обязан известить работников об этом не позднее чем за 1 месяц.
Под извещением следует понимать информирование работников о введении новых систем оплаты труда различными удобными для нанимателя способами (издание приказа, проведение общего собрания, информирование посредством информационных сетей и др.).
Статья 65 ТК применяется, когда новые условия оплаты труда вводятся для всех работников организации (группы работников), а не индивидуально для конкретного работника.
7 (472). Наниматель предполагает применить ЕТС в отношении одной части работников, а в отношении другой – установить иные формы и системы оплаты труда.
Правомерно ли такое решение?
Правомерно.
Нанимателям предоставлено право самостоятельно определять условия оплаты труда работников, как применяя ЕТС, так и отказавшись от ее применения (п. 1 Указа № 181).
Формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, наниматель устанавливает на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (ст. 63ТК).
Таким образом, законодательство о труде обязывает нанимателя предусматривать в коллективном договоре или ином локальном нормативном правовом акте все условия, касающиеся оплаты труда работников, в т.ч. применять для них различные гибкие системы оплаты труда, основанные как на ЕТС, так и на других формах и системах оплаты труда.
При выборе форм и систем оплаты труда наниматель может воспользоваться Рекомендациями по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 21.10.2011 № 104.
Во всех случаях необходимо соблюдать нормы ст. 57 ТК, в соответствии с которой наниматель должен оплачивать фактически выполненную работу с учетом ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника.
Анна Якушева, экономист
ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
8 (473). Работник организации работает по графику 5-дневной рабочей недели. С 1 по 9 ноября 2012 г. он был временно нетрудоспособен. В сентябре – октябре 2012 г. отработанных дней у работника не было, так как он находился в отпуске без сохранения заработной платы. Однако в сентябре ему была выплачена премия за август 2012 г. в сумме 3 000 000 руб. Тарифный оклад работника на 1 ноября 2012 г. без надбавок и повышений составил 2 500 000 руб.
Как в указанной ситуации определить среднедневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности?
Работникам, не имеющим рабочих дней (часов) в 2 календарных месяцах, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, и в месяце их наступления, пособия исчисляют из тарифной ставки (оклада) (без надбавок и повышений), установленной(ого) на день наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или на день приобретения права на пособия.
При этом в заработок для исчисления пособия включают премии и иные выплаты, приходящиеся согласно лицевому счету, расчетной ведомости на 2 календарных месяца, предшествующие месяцу наступления временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам (п. 34 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Положение).
Среднедневной заработок в указанной ситуации будет равен: (2 500 000 руб. / 21 рабочий день ноября) + (3 000 000 руб. / 43 рабочих дня сентября – октября) = 188 815 руб.
Сумма пособия по временной нетрудоспособности составит: (118 815 руб. × 4 дня × 80 %) + (118 815 руб. × 2 дня) = 617 838 руб.
9 (474). Работница организации уволена 20 августа 2012 г. Она представила по бывшему месту работы 2 листка нетрудоспособности: первый – в связи с одним заболеванием за период с 15 по 23 августа 2012 г., второй – в связи с другим заболеванием за период с 24 по 31 августа 2012 г.
Бухгалтер принял первый листок нетрудоспособности и назначил пособие по временной нетрудоспособности за период с 15 по 23 августа 2012 г. Второй листок нетрудоспособности он не принял для назначения пособия, мотивируя свой отказ тем, что случай временной нетрудоспособности по другому заболеванию наступил после увольнения с работы.
Прав ли бухгалтер?
Не прав.
Временная нетрудоспособность считается непрерывной (для исчисления пособия), если период освобождения от работы согласно листкам нетрудоспособности длится непрерывно и в указанный период не наступили обстоятельства, влияющие на размер пособия, или новый случай временной нетрудоспособности, которые определены в п. 3 Положения (п. 27 Положения).
В указанной ситуации пособие по временной нетрудоспособности должно быть назначено и выплачено по прежнему месту работы за весь период с 15 по 31 августа 2012 г., так как случай временной нетрудоспособности является непрерывным.
10 (475). Работница организации, где установлен график 5-дневной рабочей недели, принята на работу на полную ставку. Приказом руководителя организации с октября 2012 г. она переведена на 0,5 ставки в связи с беременностью. Работница представила листок нетрудоспособности по беременности и родам с освобождением от работы с 1 ноября 2012 г. по 6 марта 2013 г. Ее заработная плата за сентябрь 2012 г. составила 5 000 000 руб. (за отработанные 20 дней), за октябрь 2012 г. – 2 740 000 руб. (за отработанные 92 ч). Тарифные ставки в организации не повышались с августа 2012 г.
Как исчислить пособие по беременности и родам в указанной ситуации? За какое количество часов необходимо его назначить?
Пособие по беременности и родам назначается за рабочие дни (часы) по графику работы до перехода на неполное рабочее время независимо от того, когда наступилотпуск по беременности и родам, до или после указанного перехода. При этом пособия назначают за пропущенные по графику работы рабочие дни (часы), удостоверенные листком нетрудоспособности (пп. 35, 41 Положения).
Работникам, у которых на протяжении периода, за который определяется среднедневной (среднечасовой) заработок, периода временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учет рабочего времени ведется и в днях, и в часах, пособие по временной нетрудоспособности или по беременности и родам необходимо исчислять исходя из среднечасового заработка и назначать за пропущенные по графику работы часы.
Среднечасовой заработок работницы составит 30 714 руб. ((5 000 000 руб. + 2 740 000 руб.) / 252 ч (160 ч сентября 2012 г. и 92 ч октября 2012 г.)). Пособие по временной нетрудоспособности необходимо назначить по графику работы работницы до перехода на 0,5 ставки. Размер пособия составит 21 039 090 руб. (30 714 руб. × 685 ч), где 685 ч – количество часов за период с 1 ноября 2012 г. по 6 марта 2013 г.
Елена Лосева, заместитель начальника отдела социального страхования Минского городского управления Фонда социальной защиты населения
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
11 (476). Организация – резидент РБ представила в банк платежное поручение для осуществления платежа юридическому лицу – резиденту Турции в российских рублях.
Правомерны ли такие расчеты? Может ли банк отказать клиенту в проведении данной валютной операции?
Данные расчеты правомерны. Оснований для отказа в платеже у банка нет.
Если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь, денежные обязательства по валютным операциям между субъектом валютных операций – резидентом и субъектом валютных операций – нерезидентом могут быть выражены и исполнены в иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Нацбанком (п. 24 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72).
Международного договора о выборе валюты расчетов между Беларусью и Турцией нет. Поэтому резидент РБ вправе исполнить свои обязательства перед резидентом Турции в российских рублях.
Справочно: официальный курс белорусского рубля устанавливается по отношению к российскому рублю (постановление Правления Нацбанка РБ от 20.08.2001 № 208 "О порядке установления официального курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам").
Оснований для отказа в проведении данной валютной операции у банка нет. Это следует из Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46.
12 (477). Организация – нерезидент РБ предоставила белорусской организации заем в иностранной валюте.
Имеет ли право белорусская организация в счет прекращения своих обязательств по возврату займа осуществить зачет встречного однородного требования?
Имеет право, но не во всех случаях.
По общему правилу белорусская организация вправе в счет прекращения своих обязательств по возврату займа нерезиденту осуществить зачет встречного однородного требования. Обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования (ст. 381 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК)).
Для зачета достаточно заявления одной стороны. При этом необходимо учитывать:
1) срок встречного однородного требования наступил либо не указан или определен моментом востребования;
2) встречность требований: должник в одном обязательстве является кредитором в другом обязательстве (встречном);
3) однородность требований: если одна сторона обязана уплатить деньги, то и другая сторона также должна уплатить второй стороне определенную сумму денежных средств. Причем валюта должна совпадать.
В то же время законодательством установлены случаи, когда прекращение обязательств зачетом недопустимо. Они оговорены, в частности, в п. 2 ст. 381 ГК, Законе РБ от 27.08.2008 № 429-З "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта" и др.
Кроме того, зачет встречного требования невозможен, если обязательства нерезидента заплатить резиденту деньги вытекают из экспортного внешнеторгового договора. В этом случае нарушается валютное законодательство (Указ Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций", далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ № 178); постановление Совета Министров и Нацбанка РБ от 30.04.2009 № 548/8 "О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга").
Д-т 52 – К-т 66, 67
– получен заем в иностранной валюте от нерезидента "А";
Д-т 62 – К-т 90
– отражена сумма выручки от реализации продукции нерезиденту "А";
_________________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
13 (478). Белорусская организация – производитель фармацевтической продукции представила в банк экспортный внешнеторговый договор с нерезидентом. Из него следует, что окончательный расчет за поставляемую фармацевтическую продукцию будет произведен через 360 календарных дней с даты отгрузки товара.
Соответствует ли данное условие законодательству РБ?
Соответствует.
Резиденты РБ обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме в следующие сроки:
– при экспорте – не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии – не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг;
– при импорте – не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.
Это установлено подп. 1.4 п. 1 Указа № 178.
В то же время Совету Министров совместно с Нацбанком предоставлено право по отдельным видам внешнеторговых договоров устанавливать иные сроки завершения внешнеторговых операций (подп. 1.5 п. 1 Указа № 178).
Иные сроки завершения внешнеторговых операций определены постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 05.11.2011 № 1483/22 "Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций" (далее – постановление № 1483/22). Так, при экспорте резиденты обязаны обеспечить завершение внешнеторговых операций нерезидентами по договорам, предусматривающим поставку фармацевтической продукции организациями, осуществляющими производство фармацевтической продукции, не позднее 365 календарных дней с даты отгрузки товаров (подп. 1.1 п. 1 постановления № 1483/22).
Таким образом, белорусская организация – производитель фармацевтической продукции вправе предусмотреть в экспортном внешнеторговом договоре условие, согласно которому расчет за фармацевтическую продукцию будет произведен через 360 календарных дней с даты отгрузки товара.
Денис Сафаревич, юрист