НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (83). Организации решением райисполкома был выделен на 1 год (с января по декабрь 2012 г.) земельный участок. По данному участку организация применяла льготу по земельному налогу, предусмотренную п. 1 ст. 194 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
В 2013 г. она своевременно не обратилась в исполком с заявлением о продлении права пользования земельным участком.
Вправе ли организация применять льготу по налогу на землю?
Не вправе.
Освобождения от земельного налога, предусмотренные п. 1 ст. 194 НК, не распространяются на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению (подп. 2.2 п. 2 ст. 194 НК).
На земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, применяются ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию, увеличенные на коэффициент 10. Уплата земельного налога не узаконивает самовольно занятый земельный участок.
При утрате в течение календарного года права на льготу исчисление и уплата земельного налога производятся начиная с месяца, следующего за месяцем утраты этого права.
Так, если организации решением райисполкома выделен земельный участок на 1 год (с января по декабрь 2012 г.) и она своевременно не обратилась в исполком с заявлением о продлении права пользования земельным участком, то с января 2013 г. она должна уплачивать земельный налог за этот земельный участок в 10-кратном размере. Льготы по земельному налогу, которыми организация пользовалась в 2012 г., с января 2013 г. перестают действовать.
Справочно: не включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, суммы земельного налога, исчисленные на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 10.
2 (84). Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков. При этом решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога не распространяются на юридические лица, получающие государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета (ст. 2011 НК).
Влечет ли применение таких коэффициентов прекращение действия существующих льгот по земельному налогу?
Не влечет.
Исчисление и уплата земельного налога по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениямиместных Советов депутатов, производятся с 1 января года,
следующего за годом, в которомсоответствующее решение принято (часть четвертая п. 6 ст. 202 НК).
В гл. 18 НК не указано, что установление местными Советами депутатов повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога приводит к потере льгот по земельному налогу для организаций, которые этими льготами пользуются. После принятия местными Советами депутатов указанных решений организации имеют право и дальше пользоваться льготами по земельному налогу, установленными п. 1 ст. 194 НК. Аналогичным образом следует поступать и в случае, если сроки строительства здания превысили нормативные сроки строительства.
Наталья Рощина, экономист
3 (85). Сотрудница торговой организации (место основной работы) в феврале 2013 г. представила в бухгалтерию документы, подтверждающие, что она с сентября 2012 г. является студенткой заочного отделения БГЭУ, где получает первое высшее платное образование.
Вправе ли организация предоставить своей сотруднице социальный налоговый вычет в размере расходов на обучение, если до этого она заочно окончила торговый колледж, обучение в котором оплачивала организация?
Вправе.
При определении размера налоговой базы плательщик имеет право применить социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной им в течение налогового периода:
– за свое обучение в учреждениях образования РБ при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования;
– на погашение кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных на оплату за обучение (подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК).
Как видим, плательщик имеет право на налоговый вычет в размере расходов на обучение и при получении высшего образования, и при получении среднего специального образования. Главное, чтобы и то, и другое образование являлось для него первым.
Таким образом, организация вправе предоставить свой сотруднице социальный налоговый вычет в размере расходов на обучение в БГЭУ при предоставлении ею в бухгалтерию документов, предусмотренных в п. 3 ст. 165 НК.
При этом если плательщик не воспользовался правом на социальный налоговый вычет за предыдущие налоговые периоды (что и имеет место в рассматриваемой ситуации), то зачет либо возврат излишне удержанных сумм подоходного налога осуществляется физическому лицу в порядке, предусмотренном ст. 181 НК.
Так, отметим, что налоговый агент вправе осуществить возврат либо зачет излишне удержанного подоходного налога с доходов плательщика, полученных в предшествующие налоговые периоды, без согласования с налоговым органом своих действий по перерасчету подоходного налога.
4 (86). В организацию в марте 2013 г. в качестве основного работника принята новая сотрудница. В бухгалтерию для целей получения стандартных налоговых вычетов ею представлены документы, подтверждающие, что она воспитывает 10-летнего сына. Из документов также следует, что сотрудница разведена с мужем, который лишен родительских прав и не платит алименты.
В каком размере организация вправе предоставить сотруднице стандартный налоговый вычет?
В размере 310 000 руб. как одинокому родителю.
Как правило, физические лица, у которых есть ребенок в возрасте до 18 лет, имеют право на стандартный налоговый вычет из полученных доходов при исчислении подоходного налога в размере 155 000 руб. в месяц (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК).
Указанный стандартный налоговый вычет осуществляется на основании имеющихся у налогового агента сведений о наличии у плательщика ребенка (детей), а при отсутствии таких сведений – копии свидетельства о рождении ребенка (детей), либо исполнительного листа на взыскание средств на содержание ребенка (детей), либо заявления плательщика на удержание алиментов в добровольном порядке.
При этом вдовы (вдовцы), одинокие родители, приемные родители, опекуны или попечители, а также родители, имеющие 2 и более детей в возрасте до 18 лет или такого же возраста детей-инвалидов, имеют право на стандартный налоговый вычет в двойном размере – 310 000 руб. на каждого такого ребенка и (или) иждивенца.
Одинокими родителями признаются:
– мать, не состоящая в браке, имеющая ребенка, сведения об отце которого записаны в книге записей актов о рождении по указанию матери или другого лица, подавшего заявление о регистрации рождения;
– родитель, если второй родитель ребенка умер или лишен родительских прав.
Из ситуации следует, что второй родитель ребенка (отец) лишен родительских прав. Значит, сотрудница, имеющая несовершеннолетнего ребенка, признается одиноким родителем и имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 310 000 руб.
Отметим, что предоставление одинокому родителю стандартного налогового вычета в двойном размере прекращается при вступлении его в брак с месяца, следующего за месяцем усыновления (удочерения) ребенка.
Аналогичный порядок предоставления стандартных налоговых вычетов применялся и в 2012 г.
Анна Павлова, экономист
5 (87). Белорусская организация в 2013 г. осуществляет реализацию произведенной подакцизной продукции на экспорт в Литовскую Республику. При этом часть выручки от реализации этой продукции в Республику Беларусь не поступает, а направляется на погашение задолженности по ее перевозке литовской транспортной организации.
Вправе ли белорусская организация применить освобождения от акцизов на ту часть выручки, которая не поступает в Республику Беларусь?
Вправе.
Объектом обложения акцизами признают реализацию (передачу) на территории республики плательщиками произведенных ими подакцизных товаров (подп. 1.1 п. 1 ст. 113 НК).
Освобождают от акцизов при реализации (передаче) подакцизные товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта, а также вывезенные (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены Таможенного союза при условии подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории Республики Беларусь (подп. 1.5 п. 1 ст. 114 НК). Данное правилоне действует в отношении реализации (передачи) подакцизных товаров, вывозимых запределы Республики Беларусь по товарообменным (бартерным) операциям (кроме вывоза подакцизных товаров в государства – члены Таможенного союза).
Для подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь (кроме вывоза подакцизных товаров в государства – члены Таможенного союза) необходимо наличие у плательщика:
– контракта плательщика, заключенного с нерезидентом РБ, на основании которого осуществляется реализация (передача) подакцизных товаров;
– копии, заверенной личной номерной печатью должностного лица таможенного органа:
либо декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске подакцизных товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, с отметкой белорусского таможенного органа "Товар вывезен" и указанием даты выдачи подтверждения;
либо специального реестра вывезенных подакцизных товаров с отметкой белорусского таможенного органа "Товар вывезен" и указанием даты выдачи подтверждения.
Указанные документы представляют в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам плательщики, не осуществляющие декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа.
Плательщики, осуществляющие декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа, представляют в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам информацию о подтверждении вывоза подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь в виде реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, выпущенные в соответствии с заявленной таможенной процедурой, с указанием даты разрешения на убытие товара за пределы Республики Беларусь. Форма и порядок заполнения реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, являющегося приложением к налоговой декларации (расчету) по акцизам, утверждены постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82.
Из вышеизложенного следует, что применение освобождения от акцизов не зависит от поступления оплаты (в т.ч. и на территорию Республики Беларусь). Белорусская организация вправе применить освобождение от акцизов только при наличии вышеуказанных документов – контракта с нерезидентом и копии декларации на товары (специального реестра) с соответствующими отметками таможенного органа.
6 (88). Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) без уплаты НДС, реализовала товары за пределы Республики Беларусь, которые облагаются налогом при УСН по ставке 2 %, и получила от покупателя этих товаров сумму штрафа за их несвоевременный вывоз со склада продавца.
По какой ставке следует произвести исчисление налога при УСН при получении суммы штрафа?
По ставке 5 %.
Ставки налога при УСН установлены в размере:
– 5 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС;
– 2 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении выручки от реализации за пределы Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. Данное положение применяют по 31 декабря 2013 г., если иное не установлено Президентом (п. 1 ст. 289 НК).
Внереализационные доходы организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС, облагают по ставке налога при УСН, установленной абз. 2 части первой п. 1 ст. 289 НК, т.е. в размере 5 % (п. 3 ст. 289 НК).
В состав внереализационных доходов включают суммы неустоек (штрафов, пеней), суммы, полученные в результате применения иных мер ответственности, в т.ч. в результате возмещения убытков, за нарушение договорных обязательств (подп. 3.6 п. 3 ст. 128 НК).
7 (89). Организация приобрела программный продукт для ЭВМ с учетом предъявленной продавцом суммы НДС и ввела его в эксплуатацию в качестве нематериального актива. Эта сумма налога была принята к вычету в общеустановленном порядке.
Следует ли производить восстановление принятых ранее к вычету сумм НДС при списании этого нематериального актива в связи с утратой его полезных свойств (компьютерный вирус)?
Не следует.
Налоговыми вычетами признают суммы НДС, предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах РБ и являющимися плательщиками, к оплате плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 2.1 п. 2 ст. 107 НК).
Не подлежащие вычету суммы НДС указаны в п. 19 ст. 107 НК.
В п. 19 ст. 107 НК не предусмотрено ограничение на вычет сумм "входного" НДС при списании нематериального актива в связи с утратой его полезных свойств, т.е. при его прочем выбытии, поэтому суммы НДС, предъявленные продавцом, подлежат вычету в общеустановленном порядке и восстановлению при прочем выбытии нематериального актива не подлежат.
8 (90). Белорусская организация приобрела товары на территории Республики Беларусь с учетом НДС.
Следует ли в 2013 г. отражать обороты по реализации этих товаров в налоговой декларации (расчете) по НДС при реализации этих товаров бюджетной организации, которая их приобретает за счет средств международной технической помощи?
Не следует при соблюдении определенных условий.
Объектами обложения НДС не признают обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров, поставляемых поставщиком товаров проекта (программы) международной технической помощи для ее осуществления в порядке и на условиях, установленных Президентом (подп. 2.19 п. 2 ст. 93 НК).
Поставщик товаров проекта (программы) международной технической помощи – это юридическое лицо, поставляющее, передающее товары получателю международной технической помощи для реализации проекта (программы) международной технической помощи (подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 22.10.2003 № 460 "О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь", далее – Указ № 460).
Для подтверждения оборотов по реализации на территории Республики Беларусь товаров, предоставляемых за счет средств международной технической помощи, поставщики товаров представляют в инспекцию МНС по месту постановки на учет следующие документы, подтверждающие поставку товаров для осуществления проекта (программы):
– копию договора с получателем международной технической помощи на поставку товаров. Договор должен содержать ссылку на зарегистрированный в установленном порядке проект (программу), заключаться на основе цены без НДС;
– заверенные получателем международной технической помощи копии перечня и зарегистрированного Минэкономики проекта (программы) (п. 33 Положения о порядке подготовки, рассмотрения и одобрения проектов (программ) международной технической помощи, а также перечней товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации этих проектов (программ), утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 21.11.2003 № 1522).
Таким образом, при наличии у организации указанных документов она имеет право не производить исчисление и уплату НДС при реализации приобретенных товаров бюджетной организации, которая их приобретает за счет средств международной техническойпомощи, в связи с отсутствием объекта налогообложения.
В разд. I части I налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость не отражают операции, непризнаваемые объектом налогообложения (подп. 10.11 п. 10 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82).
Андрей Недоступ, аудитор
9 (91). Организация-застройщик за счет средств дольщиков оказывает услуги по организации строительства объекта долевого строительства многоквартирного жилого дома на основании заключенных договоров.
Возникает ли в данной ситуации объект обложения НДС по оказанным застройщиком услугам в связи с исполнением им соответствующих функций?
Возникает .
При организации объекта строительства заказчик, застройщик возлагает на себя выполнение следующих функций:
– в области освоения строительной площадки;
– области обеспечения проектно-сметной документацией и организации строительства;
– области финансирования, учета и отчетности;
– области материально-технического обеспечения;
– области приемки законченных строительством объектов;
– период гарантийного срока эксплуатации объектов, законченных строительством.
Примерный перечень выполняемых работ (услуг) по каждой из перечисленных функций определен в приложении к постановлению Минстройархитектуры РБ от 20.05.2011 № 25.
Цена объекта долевого строительства рассчитывается в соответствии с законодательством об определении стоимости строительства зданий, сооружений и составлении сметной документации с учетом прогнозных индексов цен в строительстве, статистических индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ в нормативный период строительства, затрат застройщика, не включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства объекта долевого строительства, но относимых на стоимость строительства, и прибыли застройщика (п. 7 Правил заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства, утвержденных Указом Президента РБ от 15.06.2006 № 396).
Сумму прибыли застройщик рассчитывает при заключении договоров создания объектов долевого строительства. Это сумма прибыли не подлежит перерасчету в связи с увеличением фактической стоимости объекта долевого строительства по сравнению со сметной стоимостью в текущих ценах, за исключением случаев изменения стоимости объекта долевого строительства согласно требованиям законодательства.
При исчислении НДС налоговую базу увеличивают на суммы, фактически полученные за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 18.1 п. 18 ст. 98 НК).
Учитывая вышеизложенное, сумма прибыли, полученная застройщиком сверх сметной стоимости объекта строительства по оказанным застройщиком услугам в связи с исполнением им соответствующих функций, увеличивает налоговую базу по НДС.
Исчисленная сумма НДС должна быть отражена в декларации (расчете) по НДС при наступлении момента фактической реализации, который в 2013 г. следует определять на основании п. 1 ст. 100 НК. День оказания услуг застройщика следует определять в соответствии с оформленными документами (приемо-сдаточные акты и другие аналогичные документы).
Ирина Ефимова, экономист
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
10 (92). Организация-застройщик обеспечила своевременный ввод в эксплуатацию объекта в рамках договоров долевого строительства.
Каков порядок передачи фактически произведенных затрат по строительству объектов, приходящихся на каждого дольщика?
Затраты, произведенные при создании объекта, передают по акту.
При ведении заказчиком, застройщиком (инженером (инженерной организацией)) строительства в интересах третьих лиц (в т.ч. дольщиков), которыми являются юридические лица, затраты, учтенные заказчиком на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", не являются вложениями во внеоборотные активы заказчика, застройщика (инженера (инженерной организации)). В этом случае заказчик, застройщик (инженер (инженерная организация)) не формируют учетную стоимость объекта, а по окончании строительства передают третьему лицу (в т.ч. дольщику) фактически произведенные затраты по строительству в разрезе объектов, суммы НДС, переоценки и другие виды затрат, приходящиеся на долю третьего лица (в т.ч. дольщика) (п. 49 Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 14.05.2007 № 10, далее – Инструкция № 10).
Лицо, осуществляющее строительство объекта в качестве дольщика, принимает на учет объект (часть объекта) на основании оформленного заказчиком, застройщиком акта приемки-передачи объекта долевого строительства и акта на передачу затрат, произведенных при создании объекта. В данном акте должна быть указана следующая информация:
– наименование объекта учета;
– сумма фактических затрат по строительству;
– процент долевого участия;
– сумма фактических затрат, приходящихся на долю третьих лиц (дольщиков);
– НДС, приходящийся на долю третьих лиц (дольщиков);
– сумма оплаты по договору;
– сумма затрат по строительству в пределах суммы договора;
– НДС, приходящийся на долю третьих лиц (дольщиков) в пределах суммы договора;
– переоценка (справочно) (п. 51 Инструкции № 10).
В целях реализации права дольщика на осуществление налоговых вычетов по НДС при передаче дольщику затрат по строительству объекта необходимо передавать суммы НДС, приходящиеся на передаваемые затраты (уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных на строительство передаваемого объекта (его части)), а также сумму НДС, исчисленную застройщиком при реализации им услуг по организации строительства объекта долевого строительства в части прибыли, определенной в соответствии с договором. Сумма НДС, исчисленная застройщиком с суммы прибыли, полученной сверх предусмотренной договором долевого строительства, дольщику предъявлять не следует, так как данная сумма не признается полученной за оказанные застройщиком услуги по договору. Эта сумма прибыли увеличивает налоговую базу застройщика при исчислении НДС.
Ирина Ефимова, экономист
11 (93). Организация изменила свое местонахождение, а в титульный лист книги замечаний и предложений изменения внесены не были.
Будет ли применяться административная ответственность за нарушение порядка ведения книги замечаний и предложений?
Будет.
Титульная страница книги замечаний и предложений должна содержать реквизит "место нахождения государственного органа, иной организации, ее обособленного подразделения". Данное требование предусмотрено постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2005 № 285 "О некоторых вопросах организации работы с книгой замечаний и предложений и внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь" (далее – постановление № 285).
При выдаче книги замечаний и предложений должностное лицо налогового органа заполняет реквизиты титульной страницы книги замечаний и предложений, в т.ч. указывает место нахождения организации (п. 5 Положения о порядке выдачи, регистрации, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденного постановлением № 285).
Должностное лицо налогового органа в случае выдачи нескольких экземпляров книги, предназначенных для обеспечения обособленных подразделений, расположенных вне места нахождения организации, и мест реализации организациями, индивидуальными предпринимателями товаров, выполнения работ, оказания услуг, в каждом экземпляре книги производит запись о конкретном месте нахождения книги (п. 7 Положения).
С учетом вышеизложенного книга замечаний и предложений должна вестись по месту нахождения организации, ее обособленных подразделений, расположенных вне места нахождения организации, и в местах реализации организациями товаров, выполнения работ, оказания услуг, поименованных в книге.
Ведение книги замечаний и предложений не по адресу, указанному на титульной странице книги, является нарушением порядка ее ведения, за которое предусмотрена административная ответственность по ст. 9.24 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – КоАП).
Административное взыскание может быть наложено за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.24 КоАП, не позднее 3 лет со дня его совершения и 6 месяцев со дня его обнаружения (ч. 1 ст. 7.6 КоАП).
Сроки привлечения к административной ответственности (3 года со дня совершения) в рассматриваемой ситуации необходимо исчислять со дня изменения местонахождения организации.
12 (94). В ноябре 2011 г. налоговыми органами вынесено постановление о наложении административного взыскания по ч. 1 ст. 12.1 КоАП в отношении юридического лица за нарушение установленного порядка ведения бухгалтерского учета, применяемого при упрощенной системе налогообложения.
В октябре 2012 г. в ходе проведения проверки в отношении вышеуказанного субъекта хозяйствования установлен факт нарушения законодательства с января 2012 г. по октябрь 2012 г., ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 12.1 КоАП. Данное постановление исполнено 22 ноября 2012 г.
Будет ли считаться правонарушение совершенным повторно юридическим лицом?
Так как со дня окончания исполнения постановления о привлечении к ответственности до дня совершения нового правонарушения не истек годичный срок, предусмотренный ст. 2.8 КоАП, правонарушение будет считаться совершенным повторно.
13 (95). В ходе проведения проверки ЧУП налоговыми органами в ноябре 2012 г. установлены факты нарушения налогового законодательства за январь – декабрь 2011 г. По материалам проверки составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о наложении административного взыскания.
Что можно считать событием, препятствующим дальнейшему совершению административного правонарушения?
Длящееся административное правонарушение начинается со дня совершения указанного деяния и заканчивается вследствие действий лица, его совершающего, свидетельствующих о прекращении им продолжения административного правонарушения, или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению административного правонарушения (ст. 2.6 КоФП).
По разъяснению МНС, приведенному в письме от 05.06.2012 № 10-15/28, датой окончания длящегося правонарушения может быть дата акта проверки. Событием, препятствующим дальнейшему совершению административного правонарушения, могут выступать любые объективные и не зависящие от воли нарушителя обстоятельства (например, контрольные мероприятия налогового органа, пресекающие противоправность действий юридического лица).
Ирина Жданович, экономист
ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
14 (96). Транспортное средство международной перевозки, временно ввезенное на таможенную территорию Таможенного союза через белорусский участок таможенной границы, было передано на территории Российской Федерации лицом, которое ввезло это транспортное средство, в пользование третьему лицу.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
14.1. Возникла ли в связи с такой передачей обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов?
Возникла.
Временный ввоз на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств международной перевозки без уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при одновременном соблюдении следующих условий:
1) если транспортное средство международной перевозки зарегистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом;
2) если транспортное средство международной перевозки ввозится на таможенную территорию Таможенного союза и используется иностранным лицом для завершения или начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории Таможенного союза либо за ее пределами.
Исключение составляют случаи, когда транспортное средство международной перевозки используется лицом государства – члена Таможенного союза, надлежащим образом уполномоченным иностранным лицом на оказание услуг по перевозке доверенностью в простой письменной форме или договором на оказание таких услуг.
Вышеизложенные условия определены п. 1 ст. 342 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС).
Такие транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию в соответствии со ст. 350 ТК ТС без помещения под таможенные процедуры (п. 4 ст. 341 ТК ТС). При соблюдении данного правила не допускается на таможенной территории Таможенного союза передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам (в т.ч. в аренду (субаренду)), кроме как для их ремонта, технического обслуживания, хранения, либо в целях завершения операции перевозки путем их немедленного вывоза.
В иных случаях передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки другим лицам возможна лишь при условии помещения этих транспортных средств под таможенные процедуры (часть первая п. 3 ст. 344 ТК ТС).
Непомещение таких транспортных средств под таможенные процедуры влечет уплату таможенных пошлин, налогов и административную ответственность.
Таким образом, лицо, передавшее транспортное средство международной перевозки на территории Российской Федерации в пользование третьему лицу, нарушило вышеуказанные нормы.
Справочно: таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов. Указанные таможенные платежи исчисляются на день регистрации таможенной декларации на транспортное средство. При этом сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен – день регистрации таможенным органом таможенной декларации на транспортное средство (часть вторая п. 3 ст. 344 ТК ТС).
14.2. Какой таможенный орган Таможенного союза будет взыскивать таможенные платежи?
Белорусский таможенный орган.
Взыскание таможенных пошлин, налогов осуществляет таможенный орган, который производит выпуск товаров (п. 1 ст. 93 ТК ТС).
В указанной ситуации временный ввоз транспортных средств международной перевозки оформляли таможенные органы РБ. Следовательно, белорусские таможенные органы будут осуществлять взыскание таможенных пошлин, налогов.
14.3. Будет ли лицо, временно ввезшее транспортное средство международной перевозки, привлечено к административной ответственности за передачу этого средства третьему лицу? Какой таможенный орган будет привлекать к такой ответственности?
Будет привлекать таможенный орган РФ.
Как было упомянуто выше, данная сделка является объектом административного правонарушения. Лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории Таможенного союза, подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той страны, на территории которой выявлено административное правонарушение. Данная норма определена п. 1 ст. 4 Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств – членов Таможенного союза, утвержденного решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 05.07.2010 № 50 "О международных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам" (далее – Договор).
В ситуации, изложенной в вопросе, передача транспортного средства международной перевозки была осуществлена на территории Российской Федерации.
Частью 1 ст. 16.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки во внутренних перевозках по таможенной территории Таможенного союза либо их передачу во владение или в пользование, продажу либо распоряжение ими иным способом в нарушение установленных ограничений на пользование и распоряжение такими транспортными средствами.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации лицо, временно ввезшее транспортное средство международной перевозки на таможенную территорию Таможенного союза, в случае передачи указанного транспортного средства иным лицам, за исключением случаев передачи, предусмотренных законодательством, будет привлечено к административной ответственности таможенными органами Российской Федерации.
Людмила Дрозд, экономист, специалист таможенного дела