НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (442). Организация распределяет налоговые вычеты по НДС методом удельного веса. За январь – октябрь 2012 г. общая сумма оборотов по реализации составила 280 000 тыс. руб., сумма оборота, освобожденного от НДС, – 90 000 тыс. руб. Сумма налоговых вычетов по товарам (работам, услугам) – 30 000 тыс. руб., по основным средствам – 5 000 тыс. руб.
Как рассчитать долю освобожденного от НДС оборота в целях определения налоговых вычетов, подлежащих отнесению на затраты?
При определении методом удельного веса налоговых вычетов, приходящихся на определенную сумму оборота по реализации, эту сумму оборота нужно разделить на общую сумму оборота по реализации и умножить на сумму налоговых вычетов, приходящихся на общую сумму оборота по реализации. Процент удельного веса рассчитывается с точностью не менее 4 знаков после запятой (п. 24 ст. 107 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)).
Таким образом, доля освобожденного от НДС оборота в общей сумме оборота в процентах составит:
90 000 / 280 000 × 100 = 32,1429 %.
Сумма НДС, подлежащая отнесению на затраты, будет равна:
30 000 × 32,1429 / 100 = 9 642,87 тыс. руб.
Если плательщик желает рассчитывать не процент, а коэффициент удельного веса, то его следует определять с точностью не менее 6 знаков после запятой, т.е.:
90 000 / 280 000 = 0,321 429,
30 000 × 0,321 429 = 9 642,87 тыс. руб.
Наталья Нехай, экономист
бухучет-2012
2 (443). Организация в 2011 г. отражала выручку методом "по оплате". С 2012 г. она перешла на метод отражения выручки по методу начисления (т.е. "по отгрузке"). В течение I квартала 2012 г. организация отразила выручку по отгрузкам прошлых лет в составе доходов по текущей деятельности. На сегодняшний день на счете 97 "Расходы будущих периодов" продолжают числиться суммы НДС, исчисленные по истечении 60 дней со дня отгрузки, по отгрузкам прошлых лет.
За счет какого источника данные суммы НДС можно списать со счета 97 "Расходы будущих периодов"?
Их следует отнести в дебет счета 90.
Организация правильно осуществила переход на иной метод отражения выручки. Так, изменения в учетной политике организации в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета должны вводиться с начала отчетного года, быть обоснованными и оформленными соответствующим решением руководителя организации (Инструкция по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденная постановлением Минфина РБ от 17.04.2002 № 62 (далее – Инструкция № 62)).
Если изменения в учетной политике организации влияют на метод признания выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (метод признания выручки "по оплате" меняется на метод "по начислению"), то списание на счета учета реализации товаров, продукции, работ, услуг, отгруженных до начала отчетного года, производится методом "по оплате" в течение I квартала отчетного года.
Исчисленные плательщиком суммы НДС по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав отражаются записью: Д-т 97 – К-т 68 – на сумму НДС по отгруженным товарам, выполненным работам, оказанным услугам, переданным имущественным правам по истечении 60 дней с момента отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в случае принятого организацией метода определения выручки от реализации товаров, работ, услуг по моменту их оплаты (п. 7 Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Минфина РБ от 16.12.2003 № 176; утратила силу с 9 августа 2012 г., следовательно, действовала в I квартале 2012 г.).
При поступлении выручки от реализации этих товаров (работ, услуг), доходов от продажи прочих активов, а также при поступлении оплаты по переданным имущественным правам и отражении поступивших сумм на счете 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности", субсчет 90-1 "Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг" или счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы", уплаченную сумму НДС списывают с кредита счета 97 в дебет счета 90, субсчет 90-2 "Налог на добавленную стоимость", или 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Налог на добавленную стоимость" соответственно.
Вступившая в силу Инструкция по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.06.2012 № 41 (с изменениями и дополнениями (далее – Инструкция № 41)), предусматривает аналогичный порядок отражения НДС в случае применения метода учета выручки "по оплате".
Таким образом, в момент произведенного в течение I квартала отчетного года списания на счета учета реализации стоимости товаров, продукции, работ, услуг, отгруженных до начала отчетного года, необходимо было списать уплаченные суммы НДС записью: Д-т 90 – К-т 97.
Организации следует внести исправления в данные бухгалтерского учета. Указанную запись надо сделать на основании составленной в установленном порядке бухгалтерской справки-расчета в месяце обнаружения ошибки.
3 (444). Организация применяет метод определения выручки "по оплате". В 2012 г. в ходе инвентаризации сумм, учтенных на счете 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам", выявлено, что на данном счете числятся суммы НДС, относящиеся к кредиторской задолженности по товарам, работам, услугам, приобретенным у резидентов РБ, списанной в 2011 г. на финансовые результаты.
Как следует поступить в данной ситуации?
Не подлежали вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, по которым кредиторская задолженность списывается на финансовые результаты. Указанные суммы НДС относились на финансовые результаты (подп. 19.6 п. 19 ст. 107 НК, в ред., действовавшей в 2011 г.).
Суммы НДС, принятые к вычету до момента списания кредиторской задолженности, подлежали восстановлению (по основным средствам – исходя из их остаточной стоимости). Указанные суммы НДС включались во внереализационные расходы.
Приведенные положения не применялись в отношении сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.
В 2011 г. в состав внереализационных расходов включались суммы НДС при списании кредиторской задолженности в состав внереализационных доходов. Такие расходы следовало отражать в том налоговом периоде, в котором суммы кредиторской задолженности подлежали включению в состав внереализационных доходов (подп. 3.5 п. 3 ст. 129 НК).
Такая же норма для целей бухгалтерского учета была установлена п. 8 Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Минфина РБ от 16.12.2003 № 176 (действовала в 2011 г.).
Поскольку организацией это не было сделано, ей необходимо внести исправления в данные бухгалтерского и налогового учета.
В состав прочих доходов и расходов потекущей деятельности, учитываемых на счете 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (субсчета 90-7 "Прочие доходы по текущей деятельности", 90-8 "Прочие расходы по текущей деятельности"), включают прибыль (убыток) прошлых лет по текущей деятельности, выявленную в отчетном периоде (п. 13 Инструкции № 102).
В состав доходов и расходов по инвестиционной деятельности, учитываемых на счете 91 "Прочие доходы и расходы", включается прибыль (убыток) прошлых лет по инвестиционной деятельности, выявленная в отчетном периоде (п. 14 Инструкции № 102).
Таким образом, организации на основании составленной в установленном порядке бухгалтерской справки-расчета в месяце обнаружения ошибки надо отразить (в зависимости от того, к какой деятельности относится понесенный расход в сумме несписанного НДС):
Д-т 90, 91 – К-т 18.
При внесении исправлений в данные налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд за 2011 г. необходимо учитывать следующие нормы подп. 7.3 п. 7 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82: при обнаружении неполноты сведений или ошибок в налоговой декларации (расчете) по налогам, исчисляемым нарастающим итогом с начала года, поданной за прошлый налоговый период, изменения и (или) дополнения отражаются в налоговой декларации (расчете), представляемой за прошлый налоговый период. При этом на титульном листе такой налоговой декларации (расчета) в графе "Признак внесения изменений и (или) дополнений" проставляется знак "×", а в разрезе отчетных периодов прошлого налогового периода надо заполнить раздел "Сведения о занижении (завышении) суммы налога, подлежащей уплате (возврату) по налоговой декларации (расчету), в которой обнаружены неполнота сведений или ошибки".
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
4 (445). У организации в бухгалтерском учете имеется кредиторская задолженность перед индивидуальным предпринимателем за оказанные транспортные услуги.
При сверке расчетов с индивидуальным предпринимателем было установлено, что он прекратил свою деятельность и исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При этом физическое лицо, ранее осуществлявшее свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, обратилось с письменным заявлением о возврате ему денежных средств за оказанные услуги посредством выдачи через кассу предприятия (расчетный счет индивидуального предпринимателя закрыт).
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации
4.1. Имеет ли право организация осуществить возврат физическому лицу денежных средств, которые являются кредиторской задолженностью за услуги, оказанные индивидуальным предпринимателем?
Такого права нет.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (пп. 1и 2 Гражданского кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ГК)).
Деятельность индивидуального предпринимателя считается прекращенной с даты внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) об исключении его из этого регистра (пп. 22 и 23 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1).
Индивидуальный предприниматель обязан прекратить предпринимательскую деятельность с даты внесения регистрирующим органом соответствующей записи в ЕГР.
На основании вышеизложенного при ликвидации индивидуального предпринимателя все его обязательства прекращаются и у него отсутствуют правовые основания для взыскания (предъявления требований) к своим дебиторам о возврате каких-либо денежных средств.
Таким образом, организация вправе отказать в возврате денежных средств физическому лицу в ситуации, указанной в вопросе.
Суммы кредиторской задолженности при ликвидации кредитора для целей налогообложения включаются в состав внереализационных доходов. Такие доходы отражают в том налоговом периоде, в котором плательщику стало известно об исключении кредитора из ЕГР (п. 3.10-2 ст. 128 НК).
4.2. Каким образом нужно отразить данные хозяйственные операции в регистрах бухгалтерского и налогового учета?
В регистрах бухгалтерского учета данная хозяйственная операция должна быть отражена следующим образом:
Д-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – К-т 90-7 "Прочие доходы по текущей деятельности"
– отражено списание кредиторской задолженности перед индивидуальным предпринимателем в связи с ликвидацией последнего и его исключением из ЕГР.
Основанием для отражения вышеуказанной хозяйственной операции в регистрах бухгалтерского и налогового учета будет наличие у юридического лица документов, подтверждающих факт прекращения деятельности индивидуального предпринимателя (выписка из ЕГР, копия решения соответствующего исполкома о прекращении деятельности ИП и т.п.).
Вместе с тем отметим, что организация по решению руководителя организации (либо иных уполномоченных лиц) вправе осуществить выдачу денежных средств физическому лицу. Однако данная выдача денежных средств не будет являться погашением кредиторской задолженности и не будет связана с предпринимательской деятельностью физического лица в статусе индивидуального предпринимателя.
Подобная выдача денежных средств будетподпадать под действие Указа Президента РБ от 01.07.2005 № 300 "О предоставлении ииспользовании безвозмездной (спонсорской) помощи" и согласно требованиям налогового законодательства с учетом размера льготы, предусмотренного подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК (530 000 бел. руб.), будет являться объектом для обложения подоходным налогом.
Пример
ООО "Стайк" после представления документов о прекращении деятельности ИП Шашка В.В. приняло решение о списании имеющейся задолженности по транспортным услугам в сумме 1 500 000 руб. При этом были составлены следующие бухгалтерские записи:
Д-т 60 – К-т 90-7 – 1 500 000 руб.
Через 1 месяц после списания задолженности в бухгалтерию предприятия обратился Шашок В.В. с просьбой выплатить ему через кассу причитающуюся сумму задолженности за оказанные транспортные услуги. Руководство предприятия приняло решение о выплате задолженности в размере 1 500 000 руб. При этом следует произвести следующие бухгалтерские записи:
Д-т 90-8 – К-т 76 – 1 500 000 руб.
– начислена сумма задолженности;
Д-т 76 – К-т 68 – 116 400 руб. ((1 500 000 руб. – 530 000 руб.) × 12 %)
– отражено начисление подоходного налога;
Д-т 50 – К-т 76 – 1 383 600 руб.
– выплачена сумма задолженности Шашку В.В.
Виктор Статкевич, аудитор
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
5 (446). Возможна ситуация, при которой чистые активы ООО окажутся меньше уставного фонда.
Является ли данная ситуация основанием для ликвидации ООО?
Не является.
Обязанность коммерческой организации в установленном порядке уменьшить свой уставный фонд до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, в случае если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов хозяйственного общества окажется менее уставного фонда, предусмотрена п. 3 ст. 47-1 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК). Для хозяйственных обществ аналогичная обязанность установлена частью четвертой ст. 28 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII "О хозяйственных обществах" (далее – Закон о хозяйственных обществах). То есть уставный фонд организации после корректировки не должен быть более стоимости его чистых активов.
В случае уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организации, для которой законодательством установлен минимальный размер уставного фонда, по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда такая организация подлежит ликвидации в установленном порядке (п. 3 ст. 47-1 ГК, абз. 5 части первой подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Декрет № 1)).
С учетом норм Декрета № 1, отменившего ранее установленные минимальные размеры уставных фондов, в частности, для ОДО и ООО, организации, имеющие организационно-правовую форму ООО и ОДО, могут объявлять любую величину своего уставного фонда.
Справочно: ограничения в части минимального размера уставного фонда остались только для ОАО (400 базовых величин (БВ)), ЗАО (100 БВ), коммерческих организаций с иностранными инвестициями (размер иностранных инвестиций – не менее 20 тыс. долл. США в эквиваленте), а также коммерческих организаций, которым "соответствующим законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов" (п. 7 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1).
Из указанного следует, что, во-первых, ООО может в соответствии с нормами законодательства уменьшать свой уставный фонддо любого размера, не превышающего стоимости чистых активов общества, а во-вторых, отсутствуют основания для ликвидации ООО по причине уменьшения стоимости чистых активов ниже минимального размера уставного фонда.
6 (447). Что следует понимать под установленным порядком уменьшения уставного фонда ООО?
Устав ООО должен содержать в т.ч. условия о размере уставного фонда ООО (часть вторая ст. 14 Закона о хозяйственных обществах, п. 2 ст. 88 ГК).
Предположим, что организация внесла изменения в устав, касающиеся уменьшения уставного фонда (например, путем пропорционального изменения стоимости вкладов всех участников в уставном фонде этого общества). После этого возникает вопрос о наличии обязанности организации обратиться в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений в устав в связи с изменением уставного фонда. Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом № 1, не требует внесения изменений в учредительные документы организации в связи с изменением уставного фонда и соответствующей регистрации данных изменений. В законодательстве сохранилась норма (часть первая п. 3 ст. 48 ГК)о том, что изменение учредительных документов приобретает силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законодательными актами, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Это означает, что внесенные рассматриваемым образом (без государственной регистрации) изменения для третьих лиц не будут иметь никакой силы. Возникает вопрос, касающийся толкования п. 3 ст. 48 ГК: кого следует относить к третьим лицам применительно к положениям данной нормы и, в частности, относятся ли к таким лицам государство и его органы? Полагаем, что под третьими лицами следует понимать любых субъектов гражданского права, кроме ООО, его участников, включая субъектов, наделенных властными полномочиями.
Таким образом, если организация не обратится за государственной регистрацией изменений в устав, то для третьих лиц размер его уставного фонда останется неизменным.
Кроме того, необходимо учитывать нормы законодательства о бухгалтерском учете. Так, в бухгалтерском учете размер уставного фонда отражается в сумме вкладов собственника имущества (учредителей, участников), предусмотренных учредительными документами (часть третья п. 63 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50). Это означает, что, если не внести изменения в учредительный документ, увеличение уставного фонда нельзя отражать в бухгалтерском учете.
Помимо внесения изменений в устав и представления их для государственной регистрации организации следует помнить, что общим правилом для всех хозяйственных обществ, касающимся уменьшения размера уставного фонда, является необходимость надлежащего предварительного уведомления кредиторов (часть пятая ст. 75, часть четвертая ст. 106 Закона о хозяйственных обществах). В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда хозяйственное общество в течение 30 дней с даты его принятия обязано письменно уведомить кредиторов общества об уменьшении уставного фонда общества и о его новом размере либо опубликовать в печатном средстве массовой информации, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. Кредиторы хозяйственного общества вправе в течение 30 дней с даты направления им уведомления или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств этого общества и возмещения им убытков (часть пятая ст. 28 Закона о хозяйственных обществах).
Как видим, соотношение между размером уставного фонда хозяйственного общества и его наличным имуществом контролируется только в одном направлении: размер наличного имущества хозяйственного общества не должен быть менее размера его уставного фонда.
7 (448). Каковы последствия невыполнения обществом обязанности уменьшить свой уставный фонд до размера, не превышающего стоимости его чистых активов?
Ответственность за неисполнение обществом обязанности, установленной п. 3 ст. 47-1 ГК, частью четвертой ст. 28 Закона о хозяйственных обществах (в установленном порядке уменьшить свой уставный фонд до размера, не превышающего стоимости его чистых активов), законодательными актами не установлена.
Однако следует помнить, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению хозяйственного суда в случае осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, а также признания судом государственной регистрации юридического лица недействительной (абз. 3 подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1). При оценке фактов грубого нарушения законодательства хозяйственный суд вправе принять во внимание те негативные последствия, которые они повлекли, в т.ч. причинение ущерба государственным и (или) общественным интересам, гражданам или юридическим лицам (п. 11 постановления Пленума ВХС РБ от 22.12.2006 № 18 "О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей"). Иск о ликвидации юридического лица по указанному основанию уполномочены подавать органы КГК, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции.
Исходя из вышеизложенного предлагается не уменьшать уставный фонд организации, а пойти иным путем – увеличить величину чистых активов организации.
Марина Лазарь, юрист
8 (449). Организация оказывает услуги по ремонту электробытовых приборов за наличный расчет на дому у заказчиков.
Можно ли принимать наличные денежные средства с оформлением приходных кассовых ордеров?
Нет, надо оформлять квитанцию.
Случаи, когда юридические лица вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов, определены в п. 31 Положения № 924/16*. Среди них есть случаи выполненияработ, оказания услуг вне постоянного места осуществления деятельности (подп. 31.12 п. 31 Положения № 924/16).
_________________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Положение № 924/16).
Таким образом, работники организации вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования при оказании услуг по ремонту электробытовых приборов вне постоянного места осуществления деятельности (на дому у клиентов).
При этом они должны каждый факт приема наличных денежных средств оформлять квитанцией о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов, а не приходным кассовым ордером. Форма квитанции утверждена постановлением Минторга РБ от 23.08.2011 № 34.
Приходный кассовый ордер формы КО-1 следует заполнять при поступлении наличных денег в белорусских рублях в кассу организации.
Важно! Данный порядок приема наличных денежных средств организация может применить лишь в том случае, если она не зарегистрировала в налоговом органе кассовое оборудование для приема наличных денежных средств при оказании услуг вне постоянного места осуществления деятельности.
9 (450). Предприятие осуществляет розничную торговлю автозапчастями со склада как гражданам, так и субъектам хозяйствования при условии оплаты товара через банк.
Должно ли предприятие приобрести и зарегистрировать в налоговом органе кассовое оборудование?
Не должно.
Юридические лица с учетом действующего законодательства должны использовать кассовое оборудование, если осуществляют реализацию товаров за наличный расчет.
Расчеты покупателя с продавцом за реализуемые товары путем перечисления денежных средств на расчетный счет предприятия через банковское учреждение не являются наличной формой расчетов.
Таким образом, при торговле товарами со склада предприятия при условии безналичной формы оплаты товаров через банк кассовое оборудование не требуется.
10 (451). Торговая организация производит возврат покупателю наличных денежных средств, принятых с использованием кассового оборудования.
Каким документом надо оформлять такие возвраты и надо ли их отражать в книге кассира?
Надо оформлять с учетом норм Указа № 114 и отражать в гр. 10 книги.
Порядок возврата покупателю денежных средств, принятых при продаже товаров, установлен Законом РБ от 09.01.2002 № 90-З "О защите прав потребителей". При этом названный Закон не предусматривает форму документа для оформления возврата денежных средств покупателю (потребителю).
Возврат денежных средств покупателю (потребителю) является хозяйственной операцией, так как вызывает изменения в объеме и составе активов и обязательств субъекта предпринимательской деятельности.
В настоящее время субъекты хозяйствования вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать формы первичных учетных документов (подп. 1.3, 1.4 п. 1 Указа Президента РБ от 15.03.2011 № 114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов"). Эти документы должны обязательно содержать следующие сведения: наименование, дату его составления; наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя); содержание и основания совершения хозяйственной операции, ее оценки в натуральных и стоимостных показателях (или в стоимостных показателях); должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Таким образом, возврат покупателю денежных средств, принятых при продаже товаров, можно оформлять актом произвольной формы, самостоятельно разработанным и утвержденным торговой организацией, с указанием необходимых сведений о совершенной хозяйственной операции.
Кроме того, при использовании кассового оборудования торговая организация обязана вести книгу кассира по установленной форме (приложение 2 к Положению № 924/16). Она должна находиться в месте установки кассового оборудования. Суммы наличных денежных средств возвращенные покупателям (потребителям), надо отражать в гр. 10 такой книги.
Светлана Новик, экономист