1 (109). Китайская компания реализует на территории Республики Беларусь инвестиционный проект. Его заказчиком является белорусская организация, которая оплачивает комплекс работ по инвестиционному договору, а подрядчиком – китайская компания. В состав инвестиционного проекта входит проектная документация, разработанная за рубежом. При применении этой документации требуется ее адаптация на территории Республики Беларусь. Ее провела белорусская проектная организация.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в данной ситуации.
1.1. Подлежит ли обложению налогом на доходы стоимость проектных работ и работ по адаптации проектных работ в Республике Беларусь?
Объектом обложения налогом на доходы являются доходы, полученные иностранным исполнителем от источников в Республике Беларусь от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, разработки конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию) товаров, от изготовления и испытания опытных образцов (опытной партии) товаров, предпроектных и проектных работ (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и иные аналогичные работы) (подп. 1.8 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
– при необходимости адаптации проектной документации к нормам и условиям Республики Беларусь иностранный инвестор вправе привлечь любую из проектных организаций республики, имеющую соответствующее разрешение;
– под адаптацией проектной документации, разработанной за рубежом, понимают корректировку проектной документации, проводимую проектной организацией – резидентом РБ, на договорной основе с иностранным инвестором с целью приведения ее в соответствие с требованиями нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов РБ, включающую разработку проектной документации по привязке проекта с учетом места нахождения объекта, технических условий на инженерно-техническое обеспечение, результатов инженерно-геологических и топографо-геодезических изысканий (п. 11 Методических рекомендаций).
Следовательно, китайская компания является получателем дохода, который слагается из стоимости проектных работ и стоимости работ по адаптации проектной документации.
Таким образом, согласно положениям гл. 15 НК при начислении (перечислении) дохода резиденту Китая белорусская организация (та, которая платит за инвестиционный проект) должна исчислить, удержать и перечислить в бюджет РБ налог на доходы от всей стоимости проектных работ, включая стоимость адаптации проектной документации.
1.2. Каков порядок налогообложения доходов китайского резидента с учетом международного соглашения?
Налогообложение доходов иностранных компаний – нерезидентов производится на территории Республики Беларусь с учетом норм международных договоров об устранении двойного налогообложения, которые имеют приоритетное действие по сравнению с положениями национального налогового законодательства.
Доходы китайской организации по проектным работам, выполненным в Китае, облагаются налогом в Китае в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 17.01.1995 (далее – Соглашение).
Резидент Китая для получения преференций, предусмотренных Соглашением, должен самостоятельно или через налогового агента представить в белорусский налоговый орган официальное подтверждение своего факта постоянного местонахождения в Китае.
Татьяна Филатова, экономист
2 (110). Белорусская организация приобрела подакцизное сырье с предъявленной суммой акцизов по нему. Это сырье было использовано для производства другой подакцизной продукции.
Вправе ли организация уменьшить суммы акцизов по готовой продукции на суммы акцизов, предъявленные при приобретении подакцизного сырья, в случае если в дальнейшем расчеты за это сырье с его поставщиком производятся путем зачета взаимных требований?
Общая сумма акцизов, определенная в соответствии с п. 2 ст. 120 НК, уменьшается на налоговые вычеты, установленные ст. 123 НК (п. 1 ст. 123 НК).
Налоговыми вычетами признают суммы акцизов, предъявленные (уплаченные) на территории Республики Беларусь при приобретении (получении) подакцизных товаров (ввозе на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров), использованных для производства других подакцизных товаров, в т.ч. уплаченные (возмещенные) собственником давальческого сырья (подп. 2.1 п. 2 ст. 123 НК).
3 (111). Белорусская организация приобретает коньячный спирт в Молдавии и там же этот коньячный спирт представляет молдавскому заводу для дальнейшей переработки непосредственно в бренди. Затем бренди реализуется в Российскую Федерацию через Украину без ввоза на территорию Республики Беларусь.
Возникает ли необходимость в уплате акцизов при такой реализации?
Объектами обложения акцизами признают:
– подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь;
– ввозимые на территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых НК, законы о таможенном регулировании в Республике Беларусь, таможенное законодательство Таможенного союза, международные договоры, регулирующие взимание косвенных налогов в Таможенном союзе, и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение обязанности по уплате акцизов;
В связи с тем что белорусская организация не является ни производителем, ни импортером выработанного на давальческих условиях бренди, плательщиком акцизов эта организация не признается.
Если же бренди будет ввезен этой организацией на территорию Республики Беларусь, то ей надо будет уплатить акцизы, так как бренди входит в состав алкогольной продукции и является подакцизным товаром (подп. 1.2 п. 1 ст. 113 НК).
Имеет ли организация право в 2013 г. принять к вычету предъявленную сумму акцизов по данному сырью?
Налоговыми вычетами признают суммы акцизов, предъявленные (уплаченные) на территории Республики Беларусь при приобретении (получении) подакцизных товаров (ввозе на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров), использованных для производства других подакцизных товаров, в т.ч. уплаченные (возмещенные) собственником давальческого сырья (подп. 2.1 п. 2 ст. 123 НК).
В целях исчисления акцизов суммой акцизов, уплаченной при приобретении подакцизных товаров, признают сумму акцизов:
– указанную продавцом в первичных учетных и (или) расчетных документах в соответствии со ст. 120 НК;
– исчисленную плательщиком при использовании подакцизных товаров на собственные нужды (п. 2 ст. 122 НК).
Не подлежат вычету (возврату) суммы акцизов, уплаченные при приобретении (ввозе на территорию Республики Беларусь) подакцизных товаров (п. 5 ст. 123 НК):
2) уплаченные по подакцизным товарам, переданным плательщиком своим обособленным подразделениям, исполняющим его налоговые обязательства, для производства подакцизных товаров;
3) уплаченные по подакцизным товарам, переданным участником договора простого товарищества в качестве вклада в общее дело, а также уплаченные участником договора простого товарищества, осуществляющим ведение общих дел, при разделе подакцизных товаров, находившихся в общей собственности участников договора простого товарищества;
4) не указанные в первичных учетных и (или) расчетных документах в соответствии со ст. 120 НК.
Поскольку п. 5 ст. 123 НК не предусмотрено отсутствие вычета акцизов в рассматриваемой ситуации, то покупатель товаров имеет право принять к вычету предъявленную сумму акцизов по приобретенному подакцизному сырью, если это сырье было оплачено векселями третьих лиц.
5 (113). Организация отгрузила в 2012 г. резиденту Республики Казахстан медицинскую технику, обороты по реализации которой на территории Беларуси освобождены от обложения НДС.
Покупатель в течение 180 дней со дня отгрузки не представил документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС.
По какой ставке следует производить исчисление НДС с указанных оборотов?
При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта (ст. 2 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее – Соглашение)).
При отсутствии соответствующих документов нулевая ставка НДС не может быть применена.
При этом обороты по реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения, а также лекарственных средств, приборов, оборудования, изделий ветеринарного назначения по перечням, утверждаемым Президентом, освобождены от обложения НДС (подп. 1.1 п. 1 ст. 94 НК).
Местом реализации товаров признается территория Республики Беларусь, если товар находится на территории Республики Беларусь и не отгружается и не транспортируется покупателю (получателю, указанному покупателем) и (или) товар в момент начала отгрузки или транспортировки покупателю (получателю, указанному покупателем) находится на территории Республики Беларусь.
Если медицинская техника освобождена от НДС и местом реализации этих товаров признают территорию Республики Беларусь, то при их реализации из Беларуси на территорию Казахстана может быть применено освобождение от НДС.
Справочно: Перечень лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержден Указом Президента РБ от 06.03.2005 № 118.
Перечень лекарственных средств, приборов, оборудования, изделий ветеринарного назначения, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержден Указом Президента РБ от 16.05.2005 № 228.
Плательщики имеют право применить ставку налога в размере 20 % по операциям, освобождаемым от налогообложения, а также по операциям, местом реализации которых не признают территорию Республики Беларусь (включая операции по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств – членов Таможенного союза) (п. 10 ст. 102 НК).
Исходя из вышеизложенного при реализации медицинской техники за пределы Республики Беларусь и отсутствии документов, подтверждающих применение нулевой ставки НДС, организация имеет право исчислить НДС по ставке 20 %.
Следует ли организации производить исчисление НДС от стоимости оказанных экспедиционных услуг?
Объектами обложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (п. 1 ст. 93 НК).
Налоговую базу НДС по услугам транспортной экспедиции определяют как сумму, полученную в виде вознаграждения экспедитора по договору транспортной экспедиции. Вознаграждение определяется как сумма, полученная от клиента за оказанные ему услуги за вычетом средств, перечисленных (подлежащих перечислению) перевозчикам и иным организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги, указанные в договоре транспортной экспедиции (п. 10 ст. 98 НК).
Андрей Недоступ, аудитор
7 (115). Предприятие оказало материальную помощь ко дню 8 Марта работницам организации, бывшим работницам –пенсионеркам, а также работницам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.
Следует ли начислять обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Фонд) на сумму данных выплат?
Объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, кроме предусмотренных Перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд* (далее по тексту рубрики "Вопрос –ответ" – Перечень № 115), но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-ХIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями)) (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Закон № 138-ХIII).
Следовательно, на сумму оказанной материальной помощи бывшим работницам – пенсионеркам, а также работницам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, обязательные страховые взносы в Фонд начислять не нужно.
В каком порядке можно вернуть сумму переплаты указанных обязательных страховых взносов?
Суммы обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд, излишне поступившие в Фонд, подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, при отсутствии задолженности – в счет предстоящей уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд (п. 24 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40 (с изменениями и дополнениями)).
Суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование, излишне поступившие в Фонд, подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при отсутствии задолженности – возврату плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления об этом в органы Фонда.
Плательщики обязательных страховых взносов в Фонд перечислены в ст. 2 Закона № 138-ХIII. Ими являются:
– работодатели;
– работающие граждане – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.
Размеры обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) составляют:
– физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, для Белгосстраха – 29 %;
– работающих граждан – 1 %.
Размер обязательных страховых взносов по страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, смерти застрахованного или члена его семьи (социальное страхование) для работодателей, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы (кроме граждан, работающих за пределами Республики Беларусь), Белгосстраха (за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности) составляет 6 %.
Пример*
_______________________________
Фонд заработной платы за февраль 2013 г. составил 35 000 тыс. руб., в т.ч. заработная плата пенсионера Иванова – 2 100 тыс. руб., заработная плата пенсионера Петрова, который является инвалидом II группы, – 1 200 тыс. руб.
Записи по начислению заработной платы и отчислениям в Фонд должны быть следующими (см. таблицу):
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
10.1. Следует ли начислять обязательные страховые взносы в Фонд на денежную компенсацию, выплаченную работнику в связи с прохождением военных сборов?
Объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, кроме предусмотренных Перечнем № 115, но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона № 138-ХIII).
Справочно: военнообязанные могут быть призваны на военные сборы (ст. 70 Закона РБ от 05.11.1992 № 1914-XII "О воинской обязанности и воинской службе", далее – Закон № 1914-XII).
Гражданам, призванным на сборы, по месту их работы предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством о труде (ст. 6 Закона № 1914-XII).
За военнообязанными, призванными на военные и специальные сборы, за все время сборов, включая следование к месту проведения сборов и обратно, если это связано с выездом с постоянного места жительства, сохраняется место работы (должность) и выплачивается средний заработок по месту работы (ст. 339 Трудового кодекса РБ).
Объектом для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, кроме выплат, предусмотренных Перечнем № 115. При этом на сумму выплат, превышающую 3-кратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются, указанные взносы не начисляются (п. 2 ст. 7 Закона РБ от 05.01.2008 № 322-З "О профессиональном пенсионном страховании").
Владимир Грихутик, первый заместитель управляющего Фондом социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ
ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
11 (119). Транспортное средство международной перевозки было похищено неустановленными лицами на территории Таможенного союза.
Возникает ли у лица, которое осуществляло таможенное декларирование указанного транспортного средства с целью его временного ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов?
Временный ввоз на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств международной перевозки без уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при одновременном соблюдении условий, указанных в п. 1 ст. 342 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ТК ТС).
Временный ввоз транспортных средств международной перевозки завершается:
– использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории Таможенного союза;
– передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам, в т.ч. в аренду (субаренду) (часть первая п. 2 ст. 344 ТК ТС).
К исключительным случаям, при наступлении которых обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов не возникает, относятся случаи передачи временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам для ремонта, технического обслуживания, хранения либо в целях завершения операции перевозки путем немедленного вывоза транспортного средства международной перевозки (абз. 3 части первой п. 2 ст. 344 ТК ТС).
При этом хищение транспортного средства международной перевозки не относится к исключительным случаям, при наступлении которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов не возникает.
В результате противоправных действий неустановленного лица транспортное средство международной перевозки фактически выбыло из владения лица, которое осуществляло его таможенное декларирование.
Поскольку лицо, которое осуществляло таможенное декларирование транспортного средства, не обеспечило его сохранность, такое транспортное средство в таможенных целях рассматривается как переданное иным лицам без помещения под таможенные процедуры. В связи с этим у лица, осуществившего таможенное декларирование транспортного средства, возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (часть вторая п. 3 ст. 344 ТК ТС).
Людмила Дрозд, специалист таможенного дела, экономист
12 (120). Белорусская организация (резидент) приобрела у российской организации (нерезидент) товар. Данный товар по поручению продавца был передан резиденту другим нерезидентом.
Соответствует ли законодательству такая схема взаимодействия организаций?
Импорт – это получение резидентом товаров (в т.ч. по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу Республики Беларусь), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе от нерезидента (подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций") (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ № 178).
При этом Указ № 178 не уточняет, от какого именно нерезидента может быть получен товар.
Таким образом, вышеуказанная схема взаимодействия по импорту соответствует требованиям Указа № 178.
Нарушен ли срок завершения внешнеторговой операции в этом случае?
Внешнеторговая операция может быть завершена путем принятия уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) у резидента либо нерезидента товаров в соответствии с законодательством государства, на территории которого произошла конфискация (иное изъятие) товаров. При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) товаров (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178).
От редакции:
В таких ситуациях рекомендуем обратиться с запросом в Нацбанк.
Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст. 8 Конституции).
Нормы права, содержащиеся в международных договорах РБ, являются частью действующего на ее территории законодательства и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность соответствующего международного договора (п. 2 постановления Пленума ВХС РБ от 31.10.2011 № 21 "О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц") (далее – постановление № 21).
Указом № 178 предусмотрено, что если международными договорами РБ установлены иные сроки завершения внешнеторговых операций, то применяются правила таких международных договоров (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178).
Инкотермс – это международные правила толкования коммерческих терминов Международной торговой палаты, которые не подпадают под статус международного договора РБ.
В связи с этим внешнеторговая операция по импорту должна быть завершена поступлением товаров в сроки, определенные Указом № 178.
При этом датой поступления товаров считается дата их помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС, определенные Нацбанком для целей валютного контроля (подп. 1.6.3 п. 1 Указа № 178).
Справочно: при разрешении хозяйственных (экономических) споров с участием иностранных лиц хозяйственные суды руководствуются Конституцией, иными актами законодательства, общепризнанными принципами международного права, международными договорами РБ (п. 3 постановления № 21).
При рассмотрении дел с участием иностранных лиц из государств, с которыми Республикой Беларусь заключены двусторонние международные договоры о правовой помощи, применяются положения этих договоров.
При разрешении споров хозяйственный суд вправе применять обычаи международного делового оборота, не противоречащие законодательству РБ, в т.ч. содержащиеся в Международных правилах толкования торговых терминов Инкотермс и Принципах международных коммерческих договоров (далее – принципы УНИДРУА), в том случае, когда участники сделки прямо договорились об их применении.
При применении базисных условий поставок, предусмотренных Международными правилами толкования торговых терминов Инкотермс, хозяйственные суды должны учитывать, что стороны договора вправе по взаимному соглашению изменить содержание базисных условий поставок, на которые они ссылаются в договоре (п. 29 постановления № 21).
Валерий Шулековский, экономист
От редакции:
Инкотермс (от англ. – International Commercial Terms) – международные коммерческие термины (условия), которые начиная с 1936 г. издает и периодически (примерно каждые 10 лет) пересматривает Международная торговая палата. Предыдущая версия Инкотермс была издана в 2000 г. С 1 января 2011 г. вступил в силу Инкотермс в редакции 2010 г.
Инкотермс регулирует:
1) распределение обязательств сторон по доставке товара и заключению договора перевозки правила;
2) момент перехода рисков случайной гибели или повреждения товара (например, усушка, утруска и другая естественная убыль, стихийные явления природного и техногенного характера и т.п.), которые наступили независимо от действий участников договора вследствие случайных явлений или обстоятельств непреодолимой силы;
3) обязательства продавца по заключению договора страхования при базисах поставки CIF и CIP.
По другим условиям Инкотермс стороны заключают договоры страхования, если считают необходимым, так как в таких случаях будет страховаться собственный риск;
4) обязательства по таможенной очистке товара;
5) обязанности сторон в связи с получением экспортных (импортных) лицензий, представлением транспортных документов, извещений, проверкой, упаковкой, маркировкой товара, использованием электронного документооборота взамен бумажного и др.
В то же время Инкотермс не определены:
1) момент перехода права собственности на товар от продавца к покупателю;
2) случаи освобождения сторон от обязательств при наступлении непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств;
3) последствия нарушения сторонами обязательств, кроме тех, которые связаны с переходом рисков и распределением расходов, когда покупатель нарушает свои обязательства по приемке товаров или назначению перевозчика по F-условиям.
Поэтому рекомендуем при заключении внешнеторгового контракта, даже если он содержит ссылку на Инкотермс, эти вопросы оговорить отдельно.
15 (123). Сотрудники налоговой инспекции не застали по юридическому адресу организации ее бухгалтерию и бухгалтерские документы. Бухгалтерия расположена по иному адресу.
Правомерен ли вывод о том, что юридический адрес организации не совпадает с фактическим и при государственной регистрации этой организации были представлены недостоверные сведения?
Юридическое лицо действует на основании устава и (или) учредительного договора. В этих документах должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться иные сведения, предусмотренные Гражданским кодексом РБ (далее – ГК) и законодательством о юридических лицах соответствующего вида (ст. 48 ГК).
– несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности;
– может являться истцом и ответчиком в суде;
– прошла в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо была признана таковым законодательным актом (ст. 44 ГК).
Что касается термина "юридический адрес", то такого понятия в законодательстве вообще не существует.
Документом, регламентирующим порядок создания юридических лиц, является Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1. Им утверждено Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования (далее – Положение). Государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения (п. 4 Положения). Если быть точнее, то она происходит по месту нахождения исполнительного органа юридического лица, а если такого органа нет – по месту нахождения иного лица или органа, уполномоченного действовать без доверенности от имени юридического лица (ст. 50 ГК).
Как видим, в законодательстве всего лишь говорится о том, что по данному "юридическому" адресу должен находиться постоянно действующий исполнительный орган, например генеральный директор, иной орган или уполномоченное лицо. Иными словами, это адрес, по которому можно связаться с указанными органами и лицами. Обязательное нахождения по такому адресу иных структурных подразделений, включая бухгалтерию, законодательством не предусмотрено.
Поэтому тот факт, что налоговый инспектор не застал по юридическому адресу исполнительный орган либо уполномоченное лицо организации или не увидел по этому адресу бухгалтерские документы, не может однозначно свидетельствовать о том, что юридический адрес не совпадает с фактическим и при государственной регистрации были представлены недостоверные сведения.