Налогообложение
Возникновение права на социальный вычет у плательщика
1 (316). Сотрудник организации (основное место работы) для получения социального налогового вычета, установленного подп. 1.1 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК), в сентябре 2015 г. представил в бухгалтерию документы, подтверждающие, что его сын является студентом 1-го курса БГУ и получает платное первое высшее образование. Оплата обучения за 1-й семестр была произведена в августе 2015 г.
С какого момента организация должна предоставить сотруднику вычет?
С месяца, в котором он понес расходы.
В рассматриваемом случае социальный вычет предоставляется сотруднику организации с месяца возникновения у него права на такой вычет, т.е. с доходов, полученных с августа 2015 г. (с месяца, в котором он понес расходы).
При этом доходы, полученные за январь – июль 2015 г., при предоставлении социального налогового вычета не учитывают и соответственно подоходный налог за эти месяцы не пересчитывают |*|.
* Информация о порядке предоставления социального вычета, установленного подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК, опекуну студента доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Если социальный вычет предоставлен обоим родителям на основании одного платежного документа – налоговый агент должен сделать на нем отметку
2 (317). Сотрудница организации (место основной работы) в сентябре 2015 г. в целях получения социального налогового вычета, установленного подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК, представила в бухгалтерию документы, подтверждающие, что ею в августе 2015 г. понесены расходы по оплате обучения своей совершеннолетней дочери при получении ею первого высшего образования в дневной форме получения образования в БГУ в размере 12 000 000 руб. В документах, подтверждающих фактическую оплату обучения, указаны фамилия, имя, отчество этой сотрудницы.
Организация при исчислении подоходного налога с дохода данной сотрудницы за сентябрь 2015 г. предоставила социальный налоговый вычет в размере 7 000 000 руб.
Может ли супруг этой сотрудницы воспользоваться неиспользованным остатком социального вычета?
Может.
Супруг сотрудницы может воспользоваться неиспользованным остатком социального налогового вычета в размере 5 000 000 руб. (12 000 000 – 7 000 000) за сентябрь 2015 г.
Для этого ему необходимо представить по своему основному месту работы (службы, учебы) документы, подтверждающие фактическую оплату обучения своей дочери, несмотря на то что в них указаны фамилия, имя, отчество его супруги.
В целях недопущения необоснованного применения вычетов в отношении одной и той же суммы от двух налоговых агентов (в данном случае – по месту работы сотрудницы и по месту работы ее супруга) налоговым агентом по месту работы супруги на оригинале платежного документа должна быть сделана отметка о сумме предоставленного социального налогового вычета |*|.
* Информация о порядке предоставления социального вычета, установленного подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК, при обучении в магистратуре доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Анна Павлова, экономист
Поверка оборудования российским подрядчиком и НДС
3 (318). Российский подрядчик производит поверку оборудования, расположенного на территории Республики Беларусь.
Следует ли белорусскому заказчику исчислять НДС в Республике Беларусь?
Следует.
При реализации работ на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возложена на состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации, приобретающие данные работы (п. 1 ст. 92 НК).
Взимание косвенных налогов при выполнении работ осуществляется в государстве – члене ЕАЭС, территорию которого признают местом реализации работ (п. 2 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Договор).
Косвенные налоги при выполнении работ взимают в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ"– Протокол).
Также установлено, что взимание косвенных налогов при выполнении работ осуществляется в государстве – члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (п. 28 Протокола).
При выполнении работ налоговую базу, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяют, руководствуясь законодательством государства – члена ЕАЭС, территорию которого признают местом реализации работ, если иное не указано в разд. IV Протокола.
Местом реализации работ признается территория государства – члена ЕАЭС, если работы связаны непосредственно с движимым имуществом, находящимся на территории этого государства – члена ЕАЭС (подп. 2 п. 29 разд. IV Протокола).
Движимым имуществом являются вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу, к транспортным средствам (п. 2 разд. I Протокола).
Следовательно, при выполнении поверки оборудования на территории Республики Беларусь местом реализации этих работ будет территория Республики Беларусь. Соответственно белорусский заказчик должен исчислить и уплатить НДС в Республике Беларусь со стоимости поверочных работ, выполненных российским подрядчиком |*|.
* Информация об определении места реализации в ЕАЭС при исчислении НДС доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Оплата нерезидентом векселем за товар и применение нулевой ставки НДС
4 (319). Белорусская организация реализует произведенную продукцию на экспорт в Польшу.
Может ли организация применить нулевую ставку НДС, если покупатель оплачивает продукцию векселем немецкого банка?
Может.
Нулевую ставку НДС применяют при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК).
Подтверждением вывоза товаров за пределы Республики Беларусь с целью их постоянного размещения является наличие у плательщика:
– контракта, заключенного плательщиком с иностранной организацией, на основании которого реализуются товары;
– подтверждения о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь.
Подтверждение о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь выдают таможенные органы Республики Беларусь в виде:
– копии заверенной личной номерной печатью должностного лица таможенного органа декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой с отметкой таможенного органа "Товар вывезен" и указанием даты выдачи подтверждения;
– заверенного личной номерной печатью должностного лица таможенного органа специального реестра вывезенных товаров с отметкой таможенного органа Республики Беларусь "Товар вывезен" и указанием даты выдачи подтверждения.
Подтверждение о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь представляет в налоговый орган плательщик, не осуществляющий декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа.
Плательщики, осуществляющие декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа, представляют в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по НДС информацию о подтверждении вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь в виде реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, выпущенные в соответствии с таможенной процедурой экспорта, с указанием даты и номера разрешения на убытие товара за пределы территории Республики Беларусь (п. 2 ст. 102 НК).
Из вышеизложенного следует, что применение нулевой ставки налога не зависит от поступления оплаты, в т.ч. ее форм. Таким образом, если покупатель оплачивает приобретенную продукцию векселем немецкого банка, продавец имеет право на применение нулевой ставки НДС при наличии вышеуказанных документов |**|.
** Комментарий о применении нулевой ставки НДС при реализации товаров доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Химическая рекультивация земель на территории России и НДС
5 (320). Белорусская организация выполняет работы по химической рекультивации земель на территории Российской Федерации.
Надо ли исчислять НДС при реализации этих работ на территории Российской Федерации?
Не надо, но есть право применить ставку НДС в размере 20 % при реализации работ.
Косвенные налоги при выполнении работ подлежат уплате в государстве – члене ЕАЭС, территорию которого признают местом реализации работ (п. 2 ст. 72 Договора).
Взимание косвенных налогов при выполнении работ осуществляют в порядке, предусмотренном Протоколом.
В Протоколе (п. 28) также установлено, что взимание косвенных налогов при выполнении работ осуществляется в государстве – члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ.
При выполнении работ налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС, территорию которого признают местом реализации работ, если иное не установлено разд. IV Протокола.
Местом реализации работ признают территорию государства – члена ЕАЭС, если работы связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства – члена ЕАЭС (подп. 1 п. 29 Протокола).
Справочно: недвижимое имущество – земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (п. 2 Протокола).
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации работ на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
Следовательно, при выполнении белорусской организацией работ по рекультивации земли, являющейся недвижимым имуществом, местом их реализации признается Российская Федерация, так как эти работы проводятся на ее территории. Поэтому белорусская организация при реализации таких работ не должна исчислять НДС в Республике Беларусь |*|.
* Информация об определении места реализации в ЕАЭС при исчислении НДС доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Вместе с тем плательщик имеет право применить ставку налога в размере 20 % по операциям, местом реализации которых не признают территорию Республики Беларусь (п. 10 ст. 102 НК).
Следовательно, при реализации работ по рекультивации земли, проводимых на территории Российской Федерации, белорусская организация имеет право применить ставку НДС в размере 20 %.
Николай Савельев, экономист
Ввоз оливкового масла и применение ставки НДС в размере 10 %
6 (321). Организация намерена ввозить из Испании на территорию Республики Беларусь масло оливковое 1-го холодного отжима в стеклянных бутылках объемом 0,5 кг.
Имеет ли она право на применение ставки НДС в размере 10 % при ввозе масла?
Не имеет.
Ставку 10 % применяют при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь (подп. 1.2.2 п. 1 ст. 102 НК).
Перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость 10 процентов при их ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 21.06.2007 № 287 (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Перечень № 287) |*|.
* Комментарий к Перечню № 287 доступен всем на портале GB.BY
В Перечне № 287 в составе товаров, облагаемых НДС по ставке 10 %, отсутствует оливковое масло. Следовательно, при его ввозе на территорию Республики Беларусь организация не имеет права применить ставку налога в размере 10 %.
Реализация консервов языка говяжьего и применение ставки НДС в размере 10 %
7 (322). Имеет ли право организация применить ставку НДС в размере 10 % при реализации на территории Республики Беларусь приобретенных консервов языка говяжьего?
Не имеет.
При ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по Перечню № 287 применяется ставка налога в размере 10 % (ст. 102 НК).
Перечень № 287 содержит позицию "готовые продукты из мяса", классифицируемую по коду 1602 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
Однако из данной позиции сделано исключение: кроме консервов из ветчины, бекона, карбонада и языка.
На основании этого организация не имеет права применить ставку НДС в размере 10 % при реализации на территории Республики Беларусь приобретенных консервов языка говяжьего.
Получение спонсорской помощи для приобретения удобрений и единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
8 (323). Организация, осуществляющая деятельность по производству продукции растениеводства и являющаяся плательщиком единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (далее – единый налог), получила спонсорскую помощь, которая была использована на приобретение удобрений.
Облагается ли полученная спонсорская помощь единым налогом?
Не облагается.
Объектом обложения единым налогом признают валовую выручку.
Налоговая база единого налога определяется как денежное выражение валовой выручки, которой признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.
К внереализационным доходам относятся доходы, включаемые в соответствии с НК в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль, если иное не установлено гл. 36 НК (пп. 1, 2 ст. 304 НК).
В состав внереализационных доходов включают в т.ч. суммы безвозмездно полученных денежных средств (подп. 3.8 п. 3 ст. 128 НК).
При этом в состав внереализационных доходов не включают денежные средства, безвозмездно полученные организациями, осуществляющими деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, при условии их использования для осуществления деятельности по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства (подп. 4.9.5 п. 4 ст. 128 НК).
Таким образом, спонсорская помощь, использованная на приобретение удобрений, не включается в состав внереализационных доходов и соответственно в налоговую базу единого налога |*|.
* Особенности исчисления единого налога доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Сергей Козырев, канд. экон. наук, DipIFR,
аудитор ООО "Аудиторский центр "Эрудит"
Бухучет-2015
Реализация товаров в рассрочку и бухучет
9 (324). Организация реализует продукцию, оборот по реализации которой освобождается от НДС. Договором поставки предусмотрено, что обязательство подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной сумме в евро. Также договорами предусмотрена возможность рассрочки оплаты продукции. В случае оплаты продукции по истечении 45 дней с момента отгрузки взимаются проценты в размере 5 % от стоимости продукции по курсу Нацбанка на дату уплаты процентов. Стоимость отгруженной продукции составляет 5 000 евро, фактическая ее себестоимость – 65 000 000 руб. Курс евро Нацбанка на дату отгрузки составляет 16 600 руб., на дату оплаты (на 50-й день) – 16 700 руб. Проценты перечислены в день оплаты за продукцию.
Как отразить эти операции в бухгалтерском учете?
В бухучете операции отражают следующим образом:
Д-т 62 – К-т 90-1
– отражена выручка от реализации продукции – 83 000 000 руб. (5 000 × 16 600);
Д-т 90-4 – К-т 41
– списана фактическая себестоимость реализованной продукции – 65 000 000 руб.
Д-т 51 – К-т 62
– поступила оплата от покупателя по курсу Нацбанка на дату оплаты – 83 500 000 руб. (5 000 × 16 700);
Д-т 62 – К-т 91-1
– отражены разницы, возникающие при погашении обязательства в валюте, отличной от валюты обязательства, – 500 000 руб. (5 000 × (16 700 – 16 600));
Д-т 76 – К-т 91-1
– начислены проценты за реализованную в рассрочку продукцию – 4 175 000 руб.;
Д-т 51 – К-т 76
– поступили проценты за реализованную в рассрочку продукцию – 4 175 000 руб. (5 000 × 5 / 100 × 16 700) |**| .
** Информация о реализации товаров в рассрочку доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Сергей Козырев, канд. экон. наук,
DipIFR, аудитор ООО "Аудиторский центр "Эрудит"
Обесценение основных средств
10 (325). Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности" предусматривает, что стоимость активов организации не должна быть завышена. На балансе организации имеются основные средства, балансовая стоимость которых явно завышена.
Обязательно ли отражать в бухгалтерском учете обесценение основных средств?
Такой обязанности нет.
Организациям предоставлено право на основании решения руководителя организации отражать в бухгалтерском учете на конец отчетного периода сумму обесценения основного средства |*|, равную сумме превышения остаточной стоимости основного средства над его возмещаемой стоимостью, при наличии документального подтверждения признаков обесценения основного средства и возможности достоверного определения суммы обесценения (п. 16 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26).
* Информация о бухгалтерском учете основных средств доступна всем на портале GB.BY
Таким образом, решение об отражении (либо неотражении) обесценения основных средств в бухгалтерском учете следует закрепить в учетной политике организации.
В учетной политике можно оговорить следующее:
"сумму обесценения основного средства не отражать в бухгалтерском учете на конец отчетного периода"
либо
"отражать в бухгалтерском учете на конец отчетного периода сумму обесценения основного средства, равную сумме превышения остаточной стоимости основного средства над его возмещаемой стоимостью, при наличии документального подтверждения признаков обесценения основного средства и возможности достоверного определения суммы обесценения".
Расходы по подписке на периодические издания
11 (326). Организация произвела расходы по подписке на периодические издания на 2-е полугодие 2015 г., неучитываемые при налогообложении прибыли (издания связаны не с деятельностью организации, а с интересами работников) и учла данные расходы на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-4 "Прочие расходы".
Верно ли учтены данные расходы?
Неверно.
Напомним, что доходы и расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются:
– на доходы и расходы по текущей деятельности;
– доходы и расходы по инвестиционной деятельности;
– доходы и расходы по финансовой деятельности (п. 5 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Инструкция № 102).
Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с текущей деятельностью |**| организации, а также для определения финансового результата по ней предназначен счет 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (п. 70 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Инструкция № 50).
** Информация об особенностях отражения расходов по текущей деятельности организации доступна всем на портале GB.BY
Счет 91 "Прочие доходы и расходы" предназначен для обобщения информации о доходах и расходах по инвестиционной и финансовой деятельности (п. 71 Инструкции № 50).
В состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 (субсчета 90-7 "Прочие доходы по текущей деятельности", 90-10 "Прочие расходы по текущей деятельности"), включают в т.ч.:
– материальную помощь работникам организации;
– другие доходы и расходы по текущей деятельности (п. 13 Инструкции № 102).
Следовательно, расходы по подписке на периодические издания на 2-е полугодие 2015 г., не связанные с деятельностью организации, неверно будет учитывать на счете 91. Их следует учитывать на счете 90 (субсчет 90-10).
Управленческие расходы и инвестиционная деятельность
12 (327). Организация наряду с осуществлением производственной деятельности сдает имущество в аренду в рамках осуществления инвестиционной деятельности. Доходы и расходы по этой деятельности она отражает на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
Имеет ли право организация часть затрат, учтенных на счете 26 "Общехозяйственные затраты", распределять на счет 91 "Прочие доходы и расходы"?
Такого права у организации нет.
В состав доходов и расходов по инвестиционной деятельности |*|, учитываемых на счете 91, включаются в т.ч. доходы и расходы, связанные с предоставлением во временное пользование (временное владение и пользование) инвестиционной недвижимости, прочие доходы и расходы по инвестиционной деятельности.
* Информация об отражении в учете доходов и расходов по инвестиционной деятельности доступна для подписчиков электронного "ГБ"
В отношении распределения управленческих расходов в Инструкции № 102 сказано следующее: в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, условнопостоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 26 и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (субсчет 90-5 "Управленческие расходы"), за исключением случаев, установленных законодательством.
Справочно: счет 26 предназначен для обобщения информации о затратах, связанных с управлением организацией. На этом счете отражаются начисленная амортизация и затраты на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, затраты на содержание управленческого персонала, затраты на информационные, аудиторские и другие услуги, другие аналогичные по назначению затраты (п. 28 Инструкции № 50).
Затраты, учтенные на счете 26, списывают с этого счета в дебет счета 90 и других счетов.
Корреспонденция счета 26 с другими счетами установлена в приложении 21 к Инструкции № 50 и не содержит корреспонденцию кредита счета 26 и дебета счета 91.
Таким образом, организация не имеет права часть затрат, учтенных на счете 26, распределять на счет 91.
Отражение округления розничных цен
13 (328). В связи с прекращением оборота купюр номиналом 50 руб. организация розничной торговли округлила цены на товары до 100 руб.
Каким образом в бухгалтерском учете следовало отразить округление цен на товары до 100 руб.?
На счете 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности".
Действительно, с 1 июля 2015 г. субъекты розничной торговли и общественного питания не могут установить цену за единицу товара ниже минимального номинала банкноты, находящейся в обращении на территории Республики Беларусь, – 100 руб.
Справочно: нормами постановления Правления Нацбанка Республики Беларусь от 05.09.2014 № 560 "Об изъятии из обращения банкнот Национального банка Республики Беларусь номиналом 50 рублей образца 2000 года" предусмотрено прекращение:
– с 1 июня 2015 г. выдачи банками Республики Беларусь банкнот номиналом 50 руб. субъектам хозяйствования;
– с 1 июля 2015 г. выдачи банками Республики Беларусь и субъектами хозяйствования банкнот номиналом 50 руб. физическим лицам.
Банкноты номиналом 50 руб. подлежали приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей без ограничений по 30 июня 2015 г. включительно.
Для надлежащей организации работы по вопросу округления конечных розничных цен в торговой сети Минторг Республики Беларусь рекомендовал следующий алгоритм округления цен |*|: значения в сумме до 50 руб. отбрасываются в меньшую сторону, от 50 руб. включительно и выше округляются до 100 руб.
* Письмо Минторга Республики Беларусь от 11.05.2015 № 03-20/567к "Об округлении розничных цен" доступно всем на портале GB.BY
В данном случае можно воспользоваться нормой п. 13 Инструкции № 102: в состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 (субсчета 90-7 "Прочие доходы по текущей деятельности", 90-10 "Прочие расходы по текущей деятельности"), включают другие доходы и расходы по текущей деятельности.
Таким образом, суммы, образовавшиеся в результате округления розничных цен, следовало отнести в состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 (субсчета 90-7, 90-10), и отразить в учете записью:
Д-т (К-т) 41-2 "Товары в розничной торговле" – К-т (Д-т) 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (субсчета 90-7, 90-10).
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
Таможенное законодательство
Дополнительное документальное подтверждение таможенной стоимости при ввозе второй и последующих партий аналогичного товара
14 (329). Организация планирует на постоянной основе осуществлять ввоз в Республику Беларусь однотипной продукции иностранного производителя. При таможенном декларировании первой партии товара таможенным органом было принято решение о проведении дополнительной проверки. После представления организацией дополнительных документов и сведений по результатам дополнительной проверки таможенная стоимость была принята таможенным органом.
Требуется ли дополнительное документальное подтверждение таможенной стоимости при ввозе второй и последующих партий такого товара?
Как правило, нет, при соблюдении определенных условий.
Дополнительная проверка заявленной таможенной стоимости товаров проводится таможенным органом, если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены (п. 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (далее – Порядок)).
При указанных обстоятельствах заявленная таможенная стоимость товаров принимается таможенным органом при представлении запрошенных документов и сведений, отвечающих критериям достоверности и достаточности (в т.ч. после выпуска товаров с внесением декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов).
При этом в рамках использования системы управления рисками проведение дополнительной проверки в каждом последующем случае ввоза и декларирования таможенному органу идентичного товара, как правило, не требуется при соблюдении ряда условий (касающихся в основном обстоятельств внешнеэкономической сделки), в частности:
– принятия таможенным органом таможенной стоимости идентичного товара, ввезенного ранее;
– ввоза оцениваемого товара в рамках того же контракта, что и по предшествующей сделке, с тем же уровнем стоимости;
– ввоза оцениваемого товара в рамках сроков, определенных таможенными органами с использованием системы управления рисками;
– заявления в декларации на товары сведений о принятом решении в отношении таможенной стоимости идентичного товара.
Отметим, что критерий идентичности определен положениями Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008 (далее – Соглашение). Например, указанному критерию не отвечают товары, имеющие различные характеристики либо происходящие из разных стран.
Дополнительная проверка проводится и тогда, когда в последующем ввозится аналогичный товар, но при этом он не отвечает указанному критерию. В этом случае проверка необходима для изучения условий и обстоятельств внешнеэкономической сделки, характеристик товара, влияния указанных факторов на ценообразование.
От редакции:
Идентичные товары – товары, одинаковые во всех отношениях, в т.ч. по физическим характеристикам, качеству и репутации. Незначительные расхождения во внешнем виде не являются основанием для непризнания товаров идентичными, если в остальном такие товары соответствуют требованиям этого абзаца |*|.
* Информация об использовании налоговыми органами термина "идентичные товары" при корректировке цен и доначислении налога на прибыль доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Товары не считаются идентичными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые (ввозимые) товары, или если в отношении этих товаров проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы были выполнены на таможенной территории Таможенного союза. Понятие "произведенные" ("произведены") применительно к товарам имеет также значения "добытые", "выращенные", "изготовленные (в т.ч. путем монтажа, сборки или разборки товаров)". Идентичные товары, произведенные иным лицом, чем производитель оцениваемых (ввозимых) товаров, принимаются во внимание лишь в случаях, когда не выявлены идентичные товары того же производителя либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования (п. 1 ст. 3 Соглашения).
Николай Сидорович,
заместитель начальника отдела
тарифного регулирования и методологии
таможенной стоимости
ГТК Республики Беларусь