НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (143). Организация является подрядчиком при строительстве встроенно-пристроенного помещения столовой студенческого общежития.
Имеет ли право организация на применение освобождения от НДС?
Не имеет.
Освобождению от НДС подлежат обороты по реализации на территории Республики Беларусь в т.ч. работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок по перечню таких работ, утверждаемому Президентом (подп. 1.12 п. 1 ст. 94 Налогового Кодекса РБ; далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Справочно: перечень работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержден Указом Президента РБ от 26.03.2007 № 138 "О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость" (далее – Указ № 138).
К строительству и ремонту относят новое строительство, реконструкцию, включая модернизацию, реставрацию, капитальный и текущий ремонты, благоустройство и озеленение.
К объектам жилищного фонда относят жилые, подсобные и вспомогательные помещения жилых домов (одноквартирных, блокированных, многоквартирных), общежитий, специальных домов с инженерными сетями, иными сооружениями, обеспечивающими целевое использование объектов жилищного фонда (п. 1 Указа № 138).
Вспомогательными помещениями являются помещения, расположенные внутри блокированного либо многоквартирного жилого дома вне квартир, предназначенные для обеспечения эксплуатации жилого дома (вестибюль, коридор, галерея, лестничные марши и площадки, лифтовые холлы и другие помещения).
Подсобное помещение – помещение, находящееся внутри квартиры и предназначенное для обеспечения хозяйственно-бытовых нужд проживающих в ней граждан (коридор, санузел, кладовая, прихожая, кухня, холл, гардеробная, топочная, встроенный шкаф, помещение без окон и иное помещение) (пп. 4, 45 ст. 1 Жилищного кодекса РБ).
Подсобные помещения в объеме жилого помещения – помещения, находящиеся внутри квартиры (одноквартирного жилого дома) и предназначенные для хозяйственно-бытовых нужд проживающих; помещения, не являющиеся жилыми комнатами и не предназначенные для индивидуальной трудовой деятельности или надомного труда. К подсобным помещениям относят: кухни, санузлы, прихожие, гардеробные, постирочные, рабочие (бытовые) комнаты, топочные, кладовые, коридоры, холлы, шлюзы, помещения без окон, открытые и холодные помещения и т.п. (Государственный стандарт СТБ 1154-99).
Поскольку встроенно-пристроенное помещение столовой в общежитии учреждения образования не относят ни к вспомогательным, ни к подсобным помещениям и соответственно не признают объектом жилищного фонда в целях применения норм Указа № 138, так как оно не является помещением, предназначенным именно для обеспечения нужд проживающих в общежитии, то оснований для применения освобождения от НДС работ по строительству столовой в общежитии не имеется.
2 (144). По договору с российской организацией резидент РБ оказывает услуги по ремонту автотранспортных средств, ввозимых на территорию Республики Беларусь для этой цели. После ремонта автотранспортные средства вывозят в РФ.
Какой порядок исчисления НДС по оказываемым услугам и, в частности, имеет ли право белорусская организация применить "нулевую" ставку НДС?
Не имеет.
Нулевая ставка НДС применяется при реализации работ (услуг) по ремонту, модернизации, переоборудованию воздушных судов и их двигателей, единиц железнодорожного подвижного состава, выполняемых для иностранных организаций или физических лиц (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК).
Следовательно, НК не предусмотрено применение нулевой ставки НДС по ремонту автотранспортных средств для российского заказчика.
Объектами обложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве – члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию одного государства – члена Таможенного союза с территории другого государства – члена Таможенного союза с последующим вывозом продуктов переработки на территорию другого государства).
При этом налоговая база, ставки налога, порядок его взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее – Протокол)).
Местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена Таможенного союза, если работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства (подп. 2 п. 1 ст. 3 Протокола).
Таким образом, местом реализации работ по ремонту ввезенных на территорию Республики Беларусь автотранспортных средств признают территорию Республики Беларусь.
Следовательно, при реализации таких работ для российского заказчика белорусская организация применяет общеустановленную ставку НДС в размере 20 %.
Николай Савельев, экономист
3 (145). Частное унитарное предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения (УСН), осуществляет гарантийное обслуживание бытовой техники иностранного производства на территории Республики Беларусь.
Возможно ли по оказываемым услугам применять ставку налога при УСН 2 %?
Нельзя.
Данный вид услуг оказывается белорусским потребителям, поэтому ставку налога при УСН 2 % применять нельзя. В качестве обоснования приведенного вывода необходимо руководствоваться следующими нормами законодательства.
В отношении выручки от реализации за пределы Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности для организаций и индивидуальных предпринимателей ставка налога при УСН устанавливается в размере 2 % (п. 1 ст. 289 НК). Данное положение применяется по 31 декабря 2013 г., если иное не установлено Президентом.
Для целей применения вышеуказанной ставки под реализацией за пределы Республики Беларусь следует понимать оказание услуг плательщиком налога при УСН иностранным юридическим и (или) физическим лицам – при условии, что предоставление услуг указанным лицам не связано с деятельностью таких лиц на территории Республики Беларусь.
Потребитель вправе предъявить требование о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара в течение гарантийного срока (п. 7 ст. 20 Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З "О защите прав потребителей").
Оказание услуг организацией – резидентом РБ по гарантийному ремонту товара, поставляемого изготовителем (продавцом) – нерезидентом РБ, осуществляется в рамках заключения договоров в пользу третьего лица.
Договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу (ст. 400 Гражданского кодекса РБ).
С учетом вышеизложенного при исполнении обязательств по гарантийному обслуживанию товаров иностранного производства на территории Республики Беларусь организация не может применить ставку при УСН в размере 2 %.
4 (146). В рамках заключенного договора комиссии организация резидент – РБ (комитент) через другую организацию – резидента РБ (комиссионер) поставляют резиденту Азербайджанской Республики оборудование. Отдельные составные части этого оборудования не помещаются под таможенную процедуру экспорта, поскольку приобретаются за пределами Республики Беларусь и транспортируются в Азербайджанскую Республику с территории иностранного государства.
Каков порядок применения нулевой ставки НДС в данном случае?
Условием применения нулевой ставки НДС при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, является документальное подтверждение фактического их вывоза за пределы Республики Беларусь (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК).
Применение нулевой ставки НДС правомерно только в отношении тех составных частей оборудования, которые помещаются под таможенную процедуру экспорта и вывозятся с территории Республики Беларусь.
Стоимость реализации составных частей оборудования, не помещаемых под таможенную процедуру экспорта, не включается в общую сумму оборота при определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов, и соответственно не отражается комитентом в налоговой декларации (расчете) по НДС. Данный вывод следует из подп. 10.12 п. 10 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (с изменениями и дополнениями). Налоговая база НДС по реализации смонтированного оборудования, отражаемая комитентом в налоговой декларации (расчете) по НДС, определяется исходя из стоимости составных частей оборудования, вывезенных с территории Республики Беларусь под таможенной процедурой экспорта.
5 (147). В рамках заключенного договора комиссии между резидентом РБ (комиссионер) и резидентом Российской Федерации (комитент) на территорию Республики Беларусь ввезен товар производства третьих стран.
Подлежит ли вычету сумма НДС, уплаченная комиссионером при ввозе товара комитента на территорию РБ с территории РФ?
Не подлежит.
При ввозе товаров на территорию РБ по поручению комитента уплаченные комиссионером суммы НДС подлежат вычету комитентом после их уплаты в бюджет (п. 17 ст. 107 НК).
Данное положение применяется при передаче:
– комитентом комиссионеру товара для реализации в рамках заключенного между ними договора комиссии;
– комиссионером комитенту товаров, ввезенных комиссионером по поручению комитента (для комитента).
Сумма НДС, уплаченная комиссионером при ввозе на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации товара комитента для реализации в рамках заключенного между ними договора комиссии, не подлежит вычету у комиссионера и предъявляется комитенту для возмещения. Уплаченная комиссионером при ввозе товара сумма НДС также не подлежит выделению покупателю товаров (п. 7 ст. 105 НК).
Возмещаемая комитентом комиссионеру сумма "ввозного" налога не признается объектом обложения НДС.
Ирина Ефимова, экономист
БУХУЧЕТ-2013
6 (148). Являются ли обязательными к применению субсчета, введенные в типовой план счетов с 1 января 2013 г.? Может ли организация вводить в план счетов бухгалтерского учета организации субсчета, не предусмотренные типовым планом счетов, на основании данных которых вносить дополнительные реквизиты в формы бухгалтерской отчетности, установленные законодательством?
В Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50) приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) (далее – счета) и открываемых к ним субсчетов (счетов второго порядка) (далее – субсчета), забалансовых счетов, раскрыты их структура и назначение, а также порядок отражения наиболее распространенных хозяйственных операций на счетах и субсчетах методом двойной записи.
На основе типового плана счетов руководитель организации утверждает план счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень счетов, включая субсчета, и аналитических счетов, забалансовых счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета (далее – рабочий план счетов).
Организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета.
Таким образом, структура субсчетов в рабочем плане счетов бухгалтерского учета организации может отличаться от предусмотренной в типовом плане счетов бухгалтерского учета. Как было отмечено выше, организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов (в т.ч. введенных с 1 января 2013 г. постановлением Минфина РБ от 20.12.2012 № 77), исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета.
При этом следует учитывать, что ведение аналитического учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов в организации должно обеспечить получение данных об их наличии и движении, необходимых для составления бухгалтерской отчетности.
План счетов бухгалтерского учета организации включается в учетную политику (ст. 6 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности").
Исходя из структуры субсчетов, принятой в плане счетов бухгалтерского учета организации, организация может утвердить применяемые формы бухгалтерской отчетности, если они отличаются от форм, утвержденных постановлением № 111*.
__________________________
* Постановление Минфина РБ от 31.10.2011 № 111 "Об установлении форм бухгалтерской отчетности, утверждении Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19 и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2008 г. № 187" (далее – постановление № 111).
Применяемые организацией самостоятельно разработанные формы бухгалтерской отчетности, если в формы бухгалтерской отчетности, утвержденные постановлением № 111, внесены дополнительные реквизиты по указанию пользователей этой отчетности, должны быть утверждены учетной политикой.
При внесении дополнительных реквизитов и сведений в бухгалтерскую отчетность должна быть соблюдена структура (коды строк и граф) бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменении капитала, отчета о движении денежных средств, отчета о целевом использовании полученных средств (п. 8 Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением № 111).
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
7 (149). Организация арендует помещение, находящееся в государственной собственности. Ставка арендной платы рассчитана исходя из базовой арендной величины. Договором установлено, что оплата за текущий месяц должна быть произведена не позднее последнего рабочего дня предыдущего месяца, т.е. за апрель 2013 г. оплата должна быть произведена не позднее 29 марта.
Имеет ли право организация-арендатор произвести уплату арендной платы за апрель текущего года в марте исходя из базовой арендной величины в размере 54 000 руб.
Не имеет.
Чтобы разобраться в этом вопросе, напомним, что с 1 апреля 2012 г. действует Указ Президента РБ от 29.03.2012 № 150 "О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом" (далее – Указ).
В расчетах арендной платы при аренде капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, включая капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, их части на рынках и в торговых центрах, находящихся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 % акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, применяют базовую арендную величину (далее – БАВ).
С 1 апреля 2012 г. БАВ была установлена в размере 54 000 руб. (подп. 2.1 п. 2 Указа). Указом определено, что в дальнейшем размер БАВ должен ежегодно устанавливаться Советом Министров с учетом изменения индекса потребительских цен за предыдущий год по отношению к предшествующему и применяться с 1 апреля года, в котором он установлен. С 1 апреля 2013 г. БАВ составляет 86 000 руб. (постановление Совета Министров РБ от 13.03.2013 № 172 "Об установлении размера базовой арендной величины").
Указом утверждено Положение о порядке определения размеров арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей (далее – Положение).
Арендную плату вносят в белорусских рублях исходя из размера БАВ, установленной на день оплаты (п. 3 Положения). Однако если оплата за апрель 2013 г. произведена в марте 2013 г. исходя из БАВ в размере 54 000 руб., то арендатор должен будет произвести доплату за апрель с учетом величины БАВ в размере 86 000 руб.
Нина Стецик, начальник управления по вопросам использования имущества республиканской собственности Фонда государственного имущества Госкомимущества РБ
8 (150). Организация импортирует на территорию Республики Беларусь шины для легковых автомобилей. Часть из них она реализует через собственную сеть розничной торговли, часть поставляет в Россию.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
8.1. Должна ли организация осуществлять сбор изношенных шин?
Должна.
Юридические лица, осуществляющие производство и (или) ввоз определенных товаров, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров (подп. 1.2 п. 1 Указа Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – обязанные организации и Указ № 313)). Перечень таких товаров изложен в приложении 1 к Указу № 313.
Так как указанное приложение содержит такую позицию, как шины резиновые, соответствующие любому из кодов ТН ВЭД ТС 4011 10 000, 4011 40 000 0, 4011 50 000 0, организация-импортер должна обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование изношенных шин.
Данную обязанность она может исполнить:
– путем применения собственной системы сбора отходов товаров из отходов потребления.
Такая система включает находящиеся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования сеть стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальные контейнеры для сбора и удаления отходов потребления, производственные линии (цехи, заводы) для их разделения по видам и самостоятельное или с привлечением иных лиц обезвреживание и (или) использование собранных отходов товаров в объеме, равном не менее 30 % изношенных шин (кроме отходов, являющихся отходами производства) от общей массы шин, ввезенных поставщиком;
– путем заключения с ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов" договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары и внесения на текущий (расчетный) счет оператора платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (далее – плата).
Размеры такой платы утверждены постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708. Для изношенных шин она составляет 1,5 % от стоимости товара без учета НДС. При расчете платы следует использовать контрактную стоимость шин резиновых без учета таможенных платежей и транспортных расходов.
8.2. Подпадают ли шины, экспортируемые в Россию, под действие нормы подп. 1.2 п. 1 Указа № 313?
Не подпадают.
Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим, что для целей применения Указа № 313 следует понимать под ввозом товаров (ввозом потребительских товаров).
Под ввозом товаров (ввозом потребительских товаров) понимают действия, связанные с пересечением товарами (потребительскими товарами) Государственной границы Республики Беларусь, в результате которых товары (потребительские товары) прибыли для постоянного размещения на территорию Республики Беларусь любым способом.
То есть в случае ввоза шин для реализации в сети розничной торговли организация-импортер является обязанной организацией.
Если же часть ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь шин в последующем экспортируется в Россию, то в отношении их организация-импортер освобождается от обязанности, установленной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313. Причем она перестает быть обязанной организацией с даты вывоза таких товаров за пределы республики, так как отсутствует факт постоянного размещения таких товаров на территории Республики Беларусь, который является необходимым условием для возникновения у поставщиков обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров и тары.
В соответствии с информацией о порядке применения норм Указа № 313 (размещена на сайте www.mjkx.gov.by в разделе "вторичные материальные ресурсы") в рассматриваемом случае подтверждением оснований освобождения от обязанности, предусмотренной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, являются: экспортный контракт на поставку шин резиновых, товаросопроводительные документы, экспортная декларация с таможенными отметками о вывозе (в случае если таможенное декларирование предусмотрено), подтверждение о вывозе рассматриваемых товаров за пределы таможенной территории Республики Беларусь, выдаваемое таможенными органами Беларуси, иные документы, составленные в соответствии с требованиями законодательства.
8.3. С каких объемов организация-импортер должна внести плату оператору?
Со всего ввезенного объема, если шины не экспортированы до 22-го числа месяца, следующего за кварталом, на который приходится дата возникновения обязанности.
Если вывоз товаров за пределы Республики Беларусь не был осуществлен до 22-го числа месяца, следующего за кварталом, на который пришлась дата возникновения обязанности, то организация-импортер должна не позднее указанного выше срока внести оператору плату. При последующем вывозе таких товаров за пределы территории Республики Беларусь у организации-импортера остается право на возврат и (или) зачет в счет предстоящих платежей излишне уплаченных сумм на основании письменного обращения в адрес оператора.
Справочно: по ввозимым товарам, названным в приложении 1 к Указу № 313, датой возникновения обязанности является дата выпуска таких товаров в соответствии с таможенными процедурами для внутреннего потребления, реимпорта, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, свободной таможенной зоны, таможенного склада, свободного склада либо дата принятия на учет указанных товаров, таможенное декларирование и выпуск которых в соответствии с законодательством не производятся (абз. 4 части четвертой подп. 1.5 п. 1 Указа № 313).
Таким образом, внесение платы необходимо производить в следующем порядке:
– за весь объем ввезенных для реализации в сети розничной торговли шин резиновых ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за кварталом, на который приходится дата возникновения обязанности;
– за весь объем ввезенных и предназначенных для вывоза за пределы территории Республики Беларусь шин резиновых в случае, если вывоз товаров за пределы Республики Беларусь не был осуществлен до 22-го числа месяца, следующего за кварталом, на который пришлась дата возникновения обязанности.
Сергей Юрча, ведущий специалист государственного учреждения "Оператор вторичных материальных ресурсов"
ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
9 (151). При помещении иностранных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленного в отношении указанного товара, было недостаточно.
Могут ли таможенные органы потребовать сопровождение иностранных товаров за счет перевозчика?
Могут.
Помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается при соблюдении условий, определенных ст. 216 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС). Одним из них является принятие мер по обеспечению соблюдения таможенного транзита в соответствии со ст. 217 ТК ТС (п. 5 ст. 216 ТК ТС).
К мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита относят:
1) обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров в соответствии с гл. 12 ТК ТС.
Главой 12 ТК ТС (ст. 85–88) определены порядок и способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;
2) таможенное сопровождение.
Таможенное сопровождение – это сопровождение транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое осуществляют должностные лица таможенных органов либо иные организации в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза в целях обеспечения соблюдения таможенного транзита (п. 1 ст. 218 ТК ТС);
3) установление маршрута перевозки товаров.
Таким образом, таможенный орган вправе принять решение о таможенном сопровождении в случае непредставления либо недостаточности обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с гл. 12 ТК ТС (подп. 2 п. 2 ст. 218 ТК ТС).
10 (152). Перевозчик (организация) помещает иностранные товары под таможенную процедуру таможенного транзита.
При этом данная организация имеет не исполненную перед таможенными органами обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в связи с недоставкой товаров в установленное таможенным органом место доставки.
Вправе ли таможенные органы потребовать сопровождение иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в случае наличия у перевозчика задолженности по таможенным платежам?
Вправе.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом транзитной декларации (п. 1 ст. 227 ТК ТС).
При недоставке иностранных товаров в установленное таможенным органом место доставки такая обязанность подлежит исполнению (п. 3 ст. 227 ТК ТС).
В случае неисполнения перевозчиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган вправе принять решение о таможенном сопровождении (подп. 4 п. 2 ст. 218 ТК ТС).
Людмила Дрозд, специалист таможенного дела, экономист