Плата за отходы потребления
1 (164). Организация ввозит потребительские товары, упакованные в бумагу и картонные коробки.
У нее возникли следующие вопросы:
1.1. Что в данном случае будет являться тарой для определения размера платы согласно Указу № 313?
Картонные коробки.
Организации, осуществляющие, в частности, ввоз потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров и пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, в которую упакованы ввезенные потребительские товары (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).
Количество и виды тары поставщик потребительских товаров вправе определить самостоятельно путем проведения взвешиваний (замеров) образцов (группы образцов) упакованных товаров или тары, позволяющих определить количество тары на единицу товара с дальнейшим пересчетом на все количество ввезенных товаров. Полученные сведения о количестве и видах тары оформляются в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности.
При расчете размера платы за тару, использованную для упаковки ввезенных потребительских товаров, необходимо руководствоваться ГОСТ 17527–2003 "Упаковка. Термины и определения". При этом следует отличать упаковку, в состав которой входит тара, от упаковки без тары.
К таре согласно ГОСТ 17527–2003 относятся: ящик (лоток), бочка, барабан, канистра, фляга, баллон (бутыль), мешок, банка (баночка), бутылка, коробка (пачка, пенал), пакет, лоток, туба, ампула, стаканчик, флакон.
Из вышеизложенного следует, что в указанном случае тарой являются картонные коробки, в которые был упакован ввезенный товар.
1.2. Относятся ли к таре картонные вкладыши?
Тара – это основной элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции; вкладыш – вспомогательное упаковочное средство, помещаемое внутри тары, предохраняющее продукцию от перемещения, соприкасания и ударов (п. 7 ГОСТ 17527–2003).
То есть картонные вкладыши тарой не являются. Следовательно, при их ввозе обязанность, предусмотренная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, у организации не возникает.
2 (165). Есть ли ограничения по выбору базы для расчета платы за тару картонную, бумажную, стеклянную? Будет ли от выбора базы для расчета платы за тару зависеть итоговая сумма платы?
Таких ограничений нет.
Выбор базы (1 т или 1 тыс. м2 для тары на основе бумаги и картона; 1 т или 1 условный литр для стеклянной тары) для расчета платы за тару, использованную для упаковки ввозимых потребительских товаров, а также за производство и (или) ввоз тары, являющейся товаром, названным в приложении 1 к Указу № 313, поставщик осуществляет самостоятельно.
Как правило, на производстве учет выпускаемой тары на основе бумаги и картона и стеклянной тары ведется соответственно в метрах квадратных и условных литрах, при ввозе товаров, упакованных в тару, указывается масса тары.
Таким образом, производитель и поставщик рассчитывают количество тары в соответствии с принятой у него системой учета по производимой или ввозимой таре.
Размеры платы, вносимые производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, утверждены постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708.
Для тары на основе бумаги и картона плата установлена в размере 20 000 руб. за 1 тыс. м2 или 70 000 руб. за 1 т. Итоговая сумма платы от выбора базы зависеть практически не будет, так как в размерах платы учтены ориентировочные соотношения массы и площади тары на основе бумаги и картона.
Справочно: из Пояснений к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденных решением КТС от 18.11.2011 № 851, к категории товаров "картонки, ящики, коробки, мешки, пакеты и другая упаковочная тара" относится тара различных видов и размеров, обычно используемая для упаковки, транспортировки, хранения или продажи товаров, имеющая или не имеющая декоративную ценность. В данную товарную позицию включаются:
– картонки, ящики, коробки, сумки, кули, пакеты, мешки, картонные барабаны (контейнеры), изготовленные намоткой или любым другим методом и усиленные или не усиленные кольцевыми хомутами из других материалов, тубусы для отправки документов почтой, защитные мешки для одежды, банки, горшки и аналогичная тара (например, для молока или сливок), вощеные или невощеные;
– картонки, ящики и коробки в виде отдельных изделий, плоские, но собираемые с помощью сгибов и прорезей (например, коробки для тортов).
3 (166). Организация ввозит потребительские товары, упакованные в картонную тару (коробки, в каждую из которых упаковывается до 100 единиц товара). Обращение с отходами, а также сбор отходов картона и бумаги осуществляется в организации в соответствии с инструкцией по обращению с отходами производства, т.е. функционирует собственная система сбора отходов.
Обязана ли организация заключать договор с оператором и вносить ему плату с учетом норм Указа № 313?
Обязана.
Организации, осуществляющие ввоз потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров и пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, в которую упакованы ввезенные потребительские товары (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).
Данная обязанность может быть исполнена путем:
1) применения собственной системы сбора отходов товаров и тары из отходов потребления, включающей находящиеся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования сеть стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальные контейнеры для сбора и удаления отходов потребления, производственные линии (цехи, заводы) для их разделения по видам и самостоятельное или с привлечением иных лиц обезвреживание и (или) использование собранных отходов товаров и тары (далее – собственная система сбора отходов);
2) заключения с ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов" договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (далее – договор) и внесения на текущий (расчетный) счет оператора платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (далее – плата).
Собственная система сбора отходов предполагает сбор отходов потребления.
Таким образом, сбор, использование и (или) обезвреживание отходов производства, в т.ч. утративших потребительские свойства товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, и тары, образующихся в результате деятельности рассматриваемого поставщика, не освобождает его от обязанности, предусмотренной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313.
В рассматриваемой ситуации поставщику, ввиду отсутствия собственной системы сбора отходов, предусмотренной требованиями Указа № 313, следует выполнять данную обязанность путем заключения договора с оператором и внесения ему платы.
Справочно: к отходам потребления относятся отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов.
К отходам производства относят отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых (ст. 1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами").
Сергей Юрча, ведущий специалист
ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов"
Налогообложение
4 (167). Работник предприятия, имеющий ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, занят на производстве каждый день в течение 5-дневной рабочей недели с нормальной продолжительностью рабочего времени. Его жена не работает, получает пособие по уходу за этим ребенком, который ходит в ясли-сад с обычным режимом пребывания.
Работник обратился с заявлением о предоставлении ежемесячно 1 свободного дня с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования и предоставлении 1 дополнительного свободного дня в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка в порядке и на условиях, определяемых Правительством.
Рассмотрим вопросы, возникающие в данной ситуации.
4.1. Имеет ли право работник одновременно на дополнительный свободный от работы день в неделю и на дополнительный свободный от работы день в месяц?
Матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, по ее (его) заявлению ежемесячно предоставляют 1 дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования.
Д-т 69 – К-т 70
– начислена оплата одного свободного дня в месяц в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования*.
Матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) 3 и более детей в возрасте до 16 лет (ребенка-инвалида – в возрасте до 18 лет), по ее (его) письменному заявлению предоставляют 1 дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка в порядке и на условиях, определяемых Правительством.
При этом право на предоставление дополнительных свободных дней может быть использовано матерью (отцом, опекуном, попечителем) либо разделено указанными лицами между собой по их усмотрению.
Если работник одновременно имеет право на дополнительный свободный от работы день в неделю и дополнительный свободный от работы день в месяц, то этот день предоставляют по желанию работника согласно одному из оснований (ст. 265 Трудового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ – ТК)).
Таким образом, работнику предоставлено право самостоятельно выбирать, будет предоставляться свободный дополнительный от работы день в месяц либо в неделю. Предоставление свободного дня одновременно по 2 основаниям противоречит требованиям законодательства.
При этом если работник первоначально написал заявление о предоставлении 1 дополнительного свободного дня ежемесячно, то в случае изменения решения работника может быть написано новое заявление на предоставление дополнительного свободного от работы дня в неделю, например, со следующего месяца.
Свободный от работы день в неделю предоставляют заявителю при наличии следующих условий:
– в семье заявителя проживает и воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет;
– заявитель занят на работе каждый день в течение 5-дневной (6-дневной) рабочей недели с нормальной продолжительностью рабочего времени, равной полной или сокращенной его норме, установленной в ст. 112–114 ТК. Заявителю с суммированным учетом рабочего времени свободный день предоставляют в ту неделю, в которой он занят 5 или 6 рабочих дней с продолжительностью рабочего времени в неделю не менее установленной в ст. 112–114 ТК;
– другой родитель в полной семье является занятым либо проходит подготовку в клинической ординатуре в очной форме, получает пенсию по инвалидности или ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 2 Положения о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 12.12.2007 № 1729 (далее – Положение)).
Справочно: для целей Положения под занятыми понимают граждан, указанных в ст. 2 Закона РБ от 15.06.2006 № 125-З "О занятости населения Республики Беларусь", в т.ч. осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
Поэтому если мать осуществляет уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, для целей Положения она является занятой.
Свободный день наниматель предоставляет по письменному заявлению. К заявлению дополнительно представляются (для полных семей) справка с места работы (службы) другого родителя с указанием сведений о предоставлении (непредоставлении) ему свободного дня или иные документы, подтверждающие, что другой родитель является занятым либо проходит подготовку в клинической ординатуре в очной форме, получает пенсию по инвалидности или ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Свободный день предоставляется в выбранный заявителем по согласованию с нанимателем день недели.
Следует учесть, что не допускаются перенос и суммирование свободных дней в целях дальнейшего предоставления их в совокупности.
За время предоставления свободного дня за заявителем сохраняют средний дневной заработок, который определяется в порядке, установленном законодательством. Расходы на оплату свободного дня производятся за счет средств нанимателя.
Д-т 20, 23, 25 и др. – К-т 70
– начислена оплата за предоставленные свободные дни (один день в неделю) в размере среднего дневного заработка за счет средств нанимателя
Справочно: методика расчета среднего дневного заработка изложена в Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 10.04.2000 № 47 "Об утверждении условий и порядка исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с обучением) отпусков, выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и в других случаях, предусмотренных законодательством, а также перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка".
4.2. Обязан ли наниматель принуждать работника к реализации своих прав, если работник, имеющий ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, не обратился к нему с заявлением о предоставлении свободного дня?
Не обязан.
Обязанности нанимателей при организации труда работников изложены в ст. 55 ТК и не содержат обязанности уведомлять сотрудника о праве на дополнительный свободный от работы день в соответствии со ст. 265 ТК.
Вместе с тем во избежание конфликтных ситуаций с работниками можно рекомендовать сообщать сотрудникам об их правах, если нанимателю стали известны обстоятельства, дающие им дополнительные права.
Николай Савельев, экономист
5 (168). В организации, осуществляющей комиссионную торговлю автомобилями, состоялась налоговая проверка.
В акте проверки в качестве нарушения было зафиксировано следующее: в 2012 г. при выплате физическим лицам дохода за их реализованные легковые автомобили организация не удерживала подоходный налог при отсутствии документов, подтверждающих право данных физических лиц на льготу, установленную подп. 1.33 п. 1 ст. 163 Налогового кодекса РБ
(далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК). В связи с этим налоговый орган с указанных доходов, выплаченных физическим лицам, которыми в течение 2012 г. до реализации автомобиля через этот комиссионный магазин уже производилось снятие с учета в ГАИ других автомобилей, исчислил подоходный налог и предъявил к уплате организации.
Рассмотрим возникшие вопросы.
5.1. Правомерны ли действия налогового органа, если через эту организацию в течение 2012 г. данными физическими лицами было реализовано только по 1 автомобилю?
Правомерны.
Доходы физических лиц, признаваемых и непризнаваемых налоговыми резидентами РБ, полученные ими от источников в Республике Беларусь, являются объектом обложения подоходным налогом (п. 1 ст. 153 НК).
При этом к доходам, полученным от источников в Беларуси, относят доходы, полученные от отчуждения иного имущества, находящегося на ее территории (подп. 1.5.5 п. 1 ст. 154 НК), к которому относятся и легковые автомобили.
Обязанность по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет исчисленной суммы подоходного налога возложена на признаваемые налоговыми агентами белорусские организации, белорусских индивидуальных предпринимателей (частных нотариусов, адвокатов), представительства иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь, представительства и органы межгосударственных образований в Республике Беларусь, от которых плательщик получил доходы (п. 1 ст. 175 НК).
Для того чтобы определить, является ли организация, осуществляющая комиссионную торговлю, налоговым агентом, обратимся к ст. 880 "Договор комиссии" Гражданского кодекса РБ (далее – ГК). Так, по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 880 ГК).
Таким образом, организации, осуществляющие комиссионную торговлю, признаются налоговыми агентами и должны исчислить, удержать и перечислить в бюджет подоходный налог с доходов, источником которых они являются.
При этом к доходам, освобождаемым от подоходного налога, относят в т.ч. доходы, полученные плательщиками – налоговыми резидентами РБ от возмездного отчуждения в течение календарного года:
– или одного автомобиля, технически допустимая общая масса которого не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, не превышает 8;
– или другого механического транспортного средства.
Исключение составляют доходы, полученные плательщиками от возмездного отчуждения имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
При отчуждении в течение одного дня 2 и более механических транспортных средств право определения очередности совершения сделок предоставляется плательщику (подп. 1.33 п. 1 ст. 163 НК).
Для применения налоговых льгот плательщик обязан представлять налоговому агенту документы, подтверждающие право на них (подп. 1.10 п. 1 ст. 22 НК).
В рассматриваемом случае документом, подтверждающим право на данную льготу, является информация органов ГАИ о снятии гражданином в календарном году с учета в ГАИ только одного автомобиля.
В случае если такие документы плательщиком не представлены либо возмездное отчуждение автомобиля является вторым и более в течение календарного года, то организация, от которой плательщик получил рассматриваемые доходы, обязана удержать и перечислить в бюджет подоходный налог.
Д-т 004 "Товары, принятые на комиссию"
– на стоимость принятого от физического лица автомобиля;
Д-т 50 – К-т 62
– поступила оплата от покупателя автомобиля;
Д-т 62 – К-т 90-1
– на сумму комиссионного вознаграждения;
Д-т 90-2 – К-т 68
– исчислен НДС с суммы комиссионного вознаграждения;
Д-т 62 – К-т 76
– на сумму, причитающуюся продавцу автомобиля;
Д-т 76 – К-т 68
– исчислен подоходный налог с дохода продавца, если отсутствуют документы, подтверждающие право на льготу, или продается второй или последующий автомобиль;
Д-т 76 – К-т 50
– выплачен доход от продажи автомобиля продавцу (за минусом исчисленного налога).
Таким образом, действия налогового органа, выразившиеся в предъявлении к уплате организации подоходного налога с доходов, выплаченных физических лицам за реализованные принадлежащие им легковые автомобили, в случае, когда отсутствовали документы, подтверждающие право данных физических лиц на льготу, установленную подп. 1.33 п. 1 ст. 163 НК, и которыми в течение 2012 г. до реализации автомобиля через этот комиссионный магазин уже производилось снятие с учета в ГАИ других автомобилей, правомерны.
В случае невыполнения или выполнения не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию у плательщика и (или) перечислению в бюджет исчисленной суммы подоходного налога с физических лиц взыскание этого налога производит налоговый орган за счет средств налогового агента (п. 10 ст. 175 НК).
5.2. Как организация, которой в ходе налоговой проверки налоговым органом был предъявлен к уплате подоходный налог, не удержанный ею с физических лиц, может осуществить возврат налога, уплаченного за счет собственных средств?
В случае невыполнения или выполнения не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию у плательщика и (или) перечислению в бюджет исчисленной суммы подоходного налога с физических лиц взыскание этого налога производится налоговым органом за счет средств налогового агента (п. 10 ст. 175 НК).
В свою очередь удержание взысканного с налогового агента подоходного налога с физических лиц производится налоговым агентом с доходов плательщика в порядке, установленном пп. 2 и 4 ст. 181 НК.
Так, применительно к рассматриваемой ситуации при невозможности удержания налоговым агентом подоходного налога с физических лиц по причине прекращения выплат доходов плательщику:
– налоговый агент обязан в 30-дневный срок со дня выявления налоговым органом указанных фактов направить в налоговый орган по месту жительства плательщика письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу;
– налоговый орган обязан в 30-дневный срок со дня получения этого сообщения вручить плательщику извещение на уплату подоходного налога;
– плательщик обязан уплатить налог в 30-дневный срок со дня вручения налоговым органом такого извещения.
При уплате плательщиком подоходного налога на основании этого извещения налоговый орган в течение 30 дней со дня уплаты должен направить сообщение о дате уплаты и сумме уплаченного налога:
– налоговому агенту, направившему письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу;
– налоговому органу по месту постановки на учет этого налогового агента.
При этом указанное сообщение будет являться для налогового агента (в нашем случае это организация, осуществляющая комиссионную торговлю автомобилями) основанием для самостоятельного возврата подоходного налога за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, путем уменьшения перечисляемой в бюджет суммы налога на сумму, причитающуюся к возврату.
Анна Павлова, экономист
6 (169). Польская организация сдает в аренду белорусской организации автокран, который находится и используется на территории Беларуси. Польская организация предоставила подтверждение своего резидентства.
Облагаются ли доходы указанного нерезидента в Республике Беларусь?
Нет, они облагаются в Польше.
Виды доходов иностранной организации, не осуществляющей деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство, полученные из источников в Республике Беларусь и подлежащие обложению налогом на доходы, оговорены в п. 1 ст. 146 НК.
Среди них – доходы по роялти, в которые включены в т.ч. вознаграждения за использование имущества на территории Республики Беларусь либо предоставление права пользования таким имуществом, кроме платежей по аренде международных (континентальных и межконтинентальных) каналов и сетей электросвязи (подп. 1.3. п. 1 ст. 146 НК). Термин "имущество" в данном подпункте охватывает любое имущество, включая движимое и недвижимое.
Таким образом, доходы от сдачи в аренду автокрана, принадлежащего польской компании и используемого на территории Республики Беларусь, подлежат налогообложению в Беларуси по ставке 15 % (ст. 149 НК).
Налогооблагаемый доход возникает лишь в том случае, когда имущество используется на территории Республики Беларусь.
Удерживает налог на доходы и перечисляет его в бюджет налоговый агент (п. 3. ст. 150 НК).
В данном случае это организация, взявшая имущество в аренду.
Доходы иностранных организаций в Беларуси облагаются налогом на доходы с учетом положений международных договоров об избежании двойного налогообложения, которые имеют приоритет над положениями национального налогового законодательства (п. 2 ст. 5 НК).
В отношении налогообложения доходов в виде роялти, полученных резидентами Республики Польша от источников в Республике Беларусь, действует ст. 12 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (далее – Соглашение). На основании этой статьи Соглашения роялти, возникающие в Республике Беларусь и уплачиваемые лицу с постоянным местонахождением в Республике Польша и не осуществляющему коммерческую деятельность в Республике Беларусь, облагаются налогом в Польше.
Порядок применения международных соглашений оговорен ст. 151 НК.
Для целей применения положений международных договоров РБ по вопросам налогообложения иностранная организация, являющаяся фактическим владельцем дохода, представляет по форме и в порядке, установленным МНС, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения. Подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.
Если подтверждение будет представлено в налоговый орган:
– до даты начисления (выплаты) дохода (платежа) польской фирме, то налог на доходы не следует удерживать, однако налоговую декларацию по этому налогу (расчет) в белорусский налоговый орган следует представить;
– после того как налог на доходы поступил в бюджет РБ, будет применена процедура его возврата (зачета).
Татьяна Филатова, экономист
7 (170). Организация в соответствии с коллективным договором приобрела для сотрудников организации абонементы на посещение спортивного центра. Абонементы приобретаются также для бывших сотрудников при условии, что они проработали в организации не менее 20 лет.
Возникли следующие вопросы:
7.1. В каком порядке исчисляют НДС по данным расходам?
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 1.1.3 п. 1 ст. 93 НК).
Вместе с тем стоимость работ (услуг), приобретенных (оплаченных) плательщиком для своих работников и (или) членов их семей, а также для пенсионеров, ранее у него работавших, не признают объектом обложения НДС (подп. 2.16 п. 2 ст. 93 НК).
Следовательно, если бывший работник организации является пенсионером, то необходимо применить нормы подп. 2.16 п. 2 ст. 93 НК, поскольку в НК не содержится условия
об уходе на пенсию именно из этой организации и работник, проработав в ней более 20 лет, мог уйти на пенсию из другой организации.
Таким образом, при оплате абонементов на посещение спортивного центра:
– для работников организации – объект обложения НДС не возникает;
– бывших работников организации, являющихся пенсионерами, – объект обложения НДС не возникает независимо от того, из какой организации бывший работник ушел на пенсию;
– бывших работников организации, не являющихся пенсионерами, – возникает объект обложения НДС в отношении оборота по безвозмездной передаче в соответствии с подп. 1.1.3 п. 1 ст. 93 НК.
Следует учесть, что не подлежат вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, непризнаваемых объектами обложения НДС на основании подп. 2.12, 2.16, 2.23 п. 2 ст. 93 НК (подп. 19.9 п. 19 ст. 107 НК).
Таким образом, в том случае, когда организация оплачивает спортивные абонементы для работников, а также для бывших работников, являющихся пенсионерами, "входной" налог к вычету не принимают, а относят на увеличение стоимости данной услуги.
"Входной" НДС по абонементам, безвозмездно переданным бывшим работникам организации, не являющимся пенсионерами, может быть принят к вычету в общеустановленном порядке.
7.2. Каким образом данные расходы учесть при налогообложении прибыли и отразить в бухгалтерском учете?
Расходы отражают по счету 90 (субсчет 90-10) и не учитывают при налогообложении прибыли.
Напомним, что затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 НК).
При этом не учитываются при налогообложении прибыли выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, носящие характер социальных льгот, дополнительно предоставляемых по решению нанимателя и (или) трудового коллектива сверх льгот, предусмотренных законодательством, в т.ч. оплата жилья, путевок на лечение и отдых, экскурсий и путешествий, занятий в секциях, кружках, клубах, посещений культурно-зрелищных и физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки на периодические издания, товаров (работ, услуг) для личного потребления и другие аналогичные выплаты и затраты (подп. 1.3 п. 1 ст. 131 НК).
Таким образом, расходы, произведенные организацией в соответствии с коллективным договором на приобретение абонементов на посещение спортивного центра сотрудниками (бывшими сотрудниками) организации, при налогообложении прибыли не учитывают, поскольку эти расходы не носят производственного характера.
Расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности подразделяют:
– на расходы по текущей деятельности;
– расходы по инвестиционной деятельности;
– расходы по финансовой деятельности;
– иные расходы.
При этом расходы по текущей деятельности представляют собой часть затрат организации, относящуюся к доходам по текущей деятельности, полученным организацией в отчетном периоде (пп. 5, 7 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102)).
В состав прочих расходов по текущей деятельности включают в т.ч. стоимость запасов, денежных средств, выполненных работ, оказанных услуг, переданных безвозмездно (п. 13 Инструкции № 102).
Прочие расходы по текущей деятельности учитывают на счете 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности", субсчет 90-10 "Прочие расходы по текущей деятельности" (п. 70 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50).
При перечислении с расчетного счета денежных средств спортивному центру производят запись по дебету счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 51 "Расчетные счета" Стоимость оказанных услуг по посещению спортивного центра отражают по дебету счета 90 (субсчет 90-10) и кредиту счетов 60, 76.
Исчисление НДС в отношении оборота по безвозмездной передаче спортивных абонементов бывшим работниками организации, не являющимся пенсионерами, отражают по дебету счета 90 (субсчет 90-10) и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет 68-2 "Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг" (счет учета НДС).
Владимир Васильев, экономист
Бухучет-2013
8 (171). Организация передает торговые стойки с логотипами нового вида продукции, изготовленные по заказу сторонней организацией, в безвозмездное пользование торговым организациям с целью размещения продукции собственного производства и ее реализации. В бухгалтерском учете указанные стойки числятся как предметы в составе средств в обороте в связи с краткосрочным периодом использования (менее 12 месяцев) и небольшой стоимостью.
Рассмотрим вопросы, возникшие в данной ситуации.
8.1. Правильно ли учтены расходы по приобретению стоек?
Правильно.
Напомним, что организация в качестве основных средств принимает к бухгалтерскому учету активы, имеющие материально-вещественную форму, при одновременном выполнении следующих условий признания:
– активы предназначены для использования в деятельности организации, в т.ч. в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование), за исключением случаев, установленных законодательством;
– организация предполагает получение экономических выгод от использования активов;
– активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;
– организация не предполагает отчуждения активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;
– первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена (п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26).
Таким образом, расходы на изготовление торговых стоек, понесенные организацией, не отнесены к основным средствам правомерно, поскольку срок использования торговых стоек составляет менее 1 года.
8.2. Как стоимость стоек следует переносить на счета учета затрат?
В качестве запасов к бухгалтерскому учету принимают активы, учтенные в составе средств в обороте, приобретенные и (или) предназначенные для реализации, или находящиеся в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или находящиеся в виде сырья, материалов и других аналогичных активов, которые будут потребляться в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или используемые для управленческих нужд организации (пп. 2, 3 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133)).
Справочно: к запасам относятся в т.ч.:
– сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, горюче-смазочные материалы, запасные части, тара;
– инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления, сменное оборудование, временные (нетитульные) сооружения и приспособления (далее – отдельные предметы в составе средств в обороте);
– незавершенное производство;
– готовая продукция;
– товары.
Отдельные предметы в составе средств в обороте до передачи в производство (или в эксплуатацию) учитывают на счете 10 "Материалы", субсчет 10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе".
Стоимость отдельных предметов в составе средств в обороте переносят на счета учета затрат на производство, расходов на реализацию в соответствии с учетной политикой организации (пп. 105, 107 Инструкции № 133).
8.3. Может ли организация включить износ по переданному торговому оборудованию в затраты по производству и реализации продукции, учитываемые при налогообложении?
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, определяют на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) и отражают в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) (пп. 1, 2 ст. 130 НК).
Стоимость торговых стоек с логотипом продукции передающей стороны, переданных сторонним организациям по договорам безвозмездного пользования для использования ими при реализации продукции передающей организации, включается последней в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, как расходы на рекламу.
Напомним, что реклама – информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке (ст. 2 Закона РБ от 10.05.2007 № 225-З "О рекламе).
Владимир Васильев, экономист
Внешнеэкономическая деятельность
9 (172). Белорусскому экспортеру в банк РБ поступает 20 000 евро от нерезидента по экспортному внешнеторговому договору. Срок завершения внешнеторговой операции превышает срок, установленный валютным законодательством.
Должен ли банк контролировать соблюдение клиентами сроков завершения внешнеторговых операций и информировать КГК о нарушении этих сроков?
Такой контроль на банки не возложен.
При поступлении резиденту или нерезиденту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства РБ, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не установлено законодательными актами РБ, обязаны зачислять данные денежные средства на счет этого резидента или нерезидента с уведомлением соответствующих органов валютного контроля (ст. 27 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее – Закон)).
Порядок осуществления валютного контроля банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями определен вИнструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46 (далее – Инструкция № 46).
Банки как агенты валютного контроля осуществляют контроль за соответствием порядка проведения клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства (п. 6 Инструкции № 46). При этом контроль за соблюдением клиентами сроков завершения внешнеторговых операций на банки не возложен.
В данном случае банк также не должен уведомлять КГК о нарушении валютного законодательства.
Случаи, когда банк обязан сообщить КГК о нарушении валютного законодательства, установлены в п. 31 Инструкции № 46. Они включают:
– несоответствие валюты поступивших денежных средств требованиям валютного законодательства;
– непредставление информации по внешнеторговым операциям, предусмотренной в п. 25 Инструкции № 46 (при поступлении денежных средств).
Таким образом, банк зачислит 20 000 евро на счет клиента и не будет уведомлять КГК о данной валютной операции.
Денис Сафаревич, юрист
Организация деятельности субъектов хозяйствования
10 (173). Можно ли тарифицировать 2-м разрядом уборщика, который убирает общественные туалеты в административном здании?
Можно.
Отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам либо должностям, присвоение работникам соответствующей квалификации следует осуществлять в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС), Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, иными квалификационными справочниками, утвержденными в установленном порядке (ст. 61 ТК).
Тарифно-квалификационная характеристика должности "уборщик помещений (производственных, служебных)" включена в выпуск 1 ЕТКС, утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 33, и предусматривает тарификацию профессии рабочего соответственно как по 1-му тарифному разряду, так и по 2-му тарифному разряду.
При этом с учетом характеристики выполняемых работ уборщику помещений могут быть установлены конкретное наименование профессии и тарификация:
– при выполнении им работ по уборке служебных помещений – "уборщик служебных помещений" 1-го разряда;
– при выполнении работ по уборке производственных помещений, в т.ч. отходов производства, и (или) санузлов, общественных туалетов – "уборщик производственных помещений" 2-го разряда.
Юрий Федоров, начальник управления развития мотивационного
потенциала заработной платы в реальном
секторе экономики главного управления труда
и заработной платы Минтруда и соцзащиты РБ