Транспортные расходы при приобретении строительных материалов
Учет строительных материалов организация ведет согласно учетной политике с использованием счета 16 "Отклонение в стоимости материалов".
В отдельных случаях строительные материалы доставляют сразу на строительные объекты, минуя центральный склад организации.
Имеет ли организация право транспортные расходы по доставке материалов на строительные объекты относить на счет 10 "Материалы", а не на счет 16?
Не имеет.
Отражение фактически произведенных расходов на приобретение строительных материалов на счетах бухгалтерского учета производится по одному из следующих вариантов:
– с использованием счета 10;
– использованием счетов 10 и 16. При этом на счете 10 строительные материалы учитывают по учетной цене. Разницу между фактической себестоимостью приобретаемых материальных ценностей и их стоимостью по учетным ценам отражают на счете 16.
Такие правила установлены в п. 7 Инструкции о порядке бухгалтерского учета строительных материалов, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 24.01.2008 № 4 (с изменениями и дополнениями; далее – Инструкция № 4).
Исходя из приведенных норм Инструкции № 4 и учетной политики организации, можно сделать вывод, что использовать счет 16 следует при учете всех строительных материалов, приобретаемых организацией.
Расходы на приобретение иностранной валюты
Организация приобретает иностранную валюту для погашения основного долга по займу и процентов по нему. Денежные средства, полученные ею в результате предоставления займа, были использованы для предоставления займа другому юридическому лицу.
Куда следует относить расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и курсом Нацбанка на момент покупки?
На счет 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (субсчет 90-10 "Прочие расходы по текущей деятельности").
Обратимся к норме подп. 1.4.2 п. 1 Декрета Президента РБ от 30.06.2000 № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц" (далее по тексту рубрики – Декрет № 15). Ею предусмотрено, что расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и курсом Нацбанка на момент покупки списываются коммерческими организациями для проведения расчетов:
– за сырье, материалы, товары (работы, услуги), по использованным на их приобретение, а также выплату заработной платы займам, кредитам и уплате процентов по ним, по служебным командировкам за границу – на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) и включаются в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении;
– при осуществлении капитальных вложений в не завершенные строительством объекты, основные средства и нематериальные активы (в т.ч. по использованным на эти цели займам, кредитам и процентам по ним) до ввода (передачи) их в эксплуатацию – на стоимость капитальных вложений, после ввода (передачи) основных средств и нематериальных активов в эксплуатацию – в конце отчетного квартала и (или) года на стоимость основных средств и нематериальных активов (за исключением процентов по полученным займам и кредитам);
– в случаях, не указанных выше, – на внереализационные расходы и не учитываются при налогообложении.
Доходы и расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием денежных средств, в бухгалтерском учете следует включать в состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 (субсчета 90-7 "Прочие доходы по текущей деятельности", 90-10) (п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102; далее – Инструкция № 102).
Так как денежные средства займа использованы на цели, не предусмотренные абз. 1 и 2 подп. 1.4.2 п. 1 Декрета № 15, расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и курсом Нацбанка в данном случае относятся на счет 90, субсчет 90-10, и не учитываются при налогообложении.
В бухгалтерском учете организация отражает следующие записи:
Д-т 90-10 – К-т 51 "Расчетные счета", 57 "Денежные средства в пути", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Основание – п. 16 Инструкции по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденной постановлением Минфина РБ от 27.12.2007 № 199 (далее – Инструкция № 199), и Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 (с изменениями и дополнениями).
Расходы по конверсии иностранной валюты
Расходы по конверсии иностранной валюты организация относит при расчетах приобретенной валютой:
– за сырье, материалы, товары (работы, услуги), по использованным на их приобретение, а также выплату заработной платы займам, кредитам и уплате процентов по ним, по служебным командировкам за границу – на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) и включает в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении;
– при осуществлении капитальных вложений в не завершенные строительством объекты, основные средства и нематериальные активы (в т.ч. по использованным на эти цели займам, кредитам и процентам по ним) до ввода (передачи) их в эксплуатацию – на стоимость капитальных вложений, после ввода (передачи) основных средств и нематериальных активов в эксплуатацию – в конце отчетного квартала и (или) года на стоимость основных средств и нематериальных активов (за исключением процентов по полученным займам и кредитам).
Верно ли организация отражает расходы по конверсии?
Неверно.
В вопросе изложен порядок отражения расходов, связанных с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и курсом Нацбанка на момент покупки, который приведен в подп. 1.4.2 п. 1 Декрета № 15.
Порядок отражения в учете расходов по конверсии в законодательстве детально не изложен, однако в п. 26 Инструкции № 199 сказано, что операции конверсии отражают в бухгалтерском учете как расходы по продаже иностранной валюты.
Доходы и расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием денежных средств, включают в состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 (субсчета 90-7, 90-10) (п. 13 Инструкции № 102).
Таким образом, расходы, а также доходы по конверсии отражают на счете 90 (субсчета 90-7 и 90-10).
Частичная ликвидация основного средства и изменение добавочного капитала
В 2014 г. частично ликвидировано основное средство.
Следует ли отражать в бухгалтерском учете запись по дебету счета 83 "Добавочный капитал" и кредиту счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"?
Обратимся к норме п. 30 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26: сумма числящегося по выбывающим основным средствам добавочного фонда, образовавшегося в результате ранее проведенных переоценок данных основных средств, отражается записью: Д-т 83 – К-т 84.
При частичной ликвидации основного средства объект основного средства не выбывает, поэтому данная запись в бухгалтерском учете не производится.
Справочно: частичная ликвидация – совокупность работ по выводу из эксплуатации части объекта с соответствующим изменением его технико-экономических показателей (приложение 5 к Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (с изменениями и дополнениями)).
Исправления в учете при неисчислении отложенных налоговых активов
С использованием какого счета следует внести исправления в данные бухгалтерского учета за 2013 г. в случае неисчисления отложенных налоговых активов: 99 "Прибыли и убытки" или 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"? Каким образом будут погашаться отложенные налоговые активы в 2014 г.?
Начисление нужно произвести с использованием счета 84, погашение – с использованием счета 99.
Напомним, что начисление отложенного налогового актива отражается по дебету счета 09 "Отложенные налоговые активы" и кредиту счета 99 (п. 16 Инструкции по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 113; далее – Инструкция № 113).
Ошибка, допущенная в году (годах), предшествующем (предшествующих) отчетному году, исправляется в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка, дополнительной или сторнировочной записью (записями) по дебету (кредиту) счета 84 и других счетов и кредиту (дебету) соответствующих счетов (п. 12 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности "Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки", утвержденного постановлением Минфина РБ от 10.12.2013 № 80). При этом в бухгалтерской отчетности корректируется вступительное сальдо каждой связанной с этой ошибкой статьи активов, обязательств, собственного капитала на начало самого раннего из представленных в бухгалтерской отчетности периодов, а также других связанных с этой ошибкой статей бухгалтерской отчетности за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период.
Исправление ошибок оформляется бухгалтерской справкой-расчетом, содержащей сведения, установленные законодательством РБ для первичных учетных документов.
Таким образом, в месяце обнаружения ошибки на основании бухгалтерской справки-расчета организации следует отразить начисление отложенного налогового актива за 2013 г. записью:
Д-т 09 – К-т 84.
По мере уменьшения или полного погашения вычитаемых временных разниц в бухгалтерском учете отражается уменьшение (погашение) отложенных налоговых активов по дебету счета 99 и кредиту счета 09 (п. 16 Инструкции № 113).
Таким образом, уменьшение (погашение) отложенного налогового актива в 2014 г. нужно отразить записью:
Д-т 99 – К-т 09.