НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (174). Белорусская организация производит и реализует на территории Беларуси продукты питания в индивидуальной упаковке, имеющие различный вес и состав компонентов.
Какую ставку НДС следует применять по оборотам от реализации данной продукции?
При ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом, применяется ставка НДС в размере 10 % (подп. 1.2.2 п. 1 ст. 102 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)).
Перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка НДС 10 % при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, утвержден Указом Президента РБ от 21.06.2007 № 287 (далее – Перечень № 287).
Одним из условий применения пониженной ставки НДС в размере 10 % является обязательное соответствие реализуемых товаров товарным позициям (кодам) единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС), поименованным в Перечне № 287.
Рассмотрим применение вышеназванных норм законодательства.
Например, торговая организация реализует на территории Беларуси сэндвичи выходом 140 г со следующими компонентами:
а) с копченым куриным рулетом (или куриной ветчиной). Массовая доля продуктов, входящих в состав сэндвича: копченый куриный рулет (или ветчина) – 40 %, сыр сычужный – 12 %, хлеб – 39 %, салат листовой – 9 %;
б) с полендвицей. Состав, вес и массовая доля продуктов: полендвица (филей свиной) – 36 %, сыр сычужный – 16 %, салат листовой – 9 %, хлеб – 39 %.
Ставка НДС при реализации указанных сэндвичей зависит от того, относится либо нет мясная составляющая сэндвича к деликатесной продукции.
Отнесение мясной продукции к деликатесной осуществляет в соответствии с порядком, определенным техническим кодексом установившейся практики (ТКП 090-2007), утвержденным постановлением Минсельхозпрода и Госстандарта РБ от 11.10.2007 № 70/52, непосредственно производитель такой продукции (мясокомбинат), поскольку он располагает сведениями о составе продукта и технологии, в соответствии с которой он произведен. Во избежание спорных ситуаций рекомендуется иметь заключение об отнесении конкретной продукции к деликатесной. Выдачу таких заключений уполномочен про-изводить Минсельхозпрод (п. 2 Указа Президента РБ от 21.06.2007 № 287).
Из положений ТН ВЭД ТС (приложение к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54), Основных правил интерпретации ТН ВЭД ТС и пояснений к ним, утвержденных решением КТС от 18.11.2011 № 851, следует, что сэндвичи с содержанием более 20 % массы готовых продуктов из мяса, мясных субпродуктов классифицируются в товарной позиции 1602 ТН ВЭД ТС.
С учетом изложенного сэндвич с копченым куриным рулетом (или куриной ветчиной), массовая доля которого составляет 40 %, классифицируется в субпозиции 1602 32 ТН ВЭД ТС, сэндвич с полендвицей(или филеем свиным), массовая доля которого составляет 36 %, классифицируется в субпозиции 1602 49 ТН ВЭД ТС.
Перечень № 287 включает готовые продукты из мяса (за исключением деликатесных: копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы – шинки, корейки, балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея и т.п.; свинины и говядины запеченных; консервов – ветчины, бекона, карбонада и языка) из субпозиций 1601 00, 1602 32, 1602 39, 1602 41, 1602 42, 1602 49, 1602 50.
С учетом изложенного при реализации на территории Республики Беларусь таких сэндвичей в индивидуальной упаковке возможно применять ставку НДС 10 %, указанную в отгрузочных документах производителем готовой мясной продукции, которая вошла в состав сэндвича при его изготовлении. Такой подход применим только в случае, если массовая доля мясной составляющей в сэндвиче превышает 20 % массы сэндвича.
2 (175). Решением хозяйственного суда в ноябре 2012 г. удовлетворены предъявленные истцом (поставщик – резидент РБ) исковые требования к ответчику (покупатель – резидент РБ) в части:
– взыскания задолженности с покупателя за отгруженный товар;
– взыскания стоимости услуг привлеченного юриста (договор оказания юридических услуг);
– возмещения уплаченной истцом госпошлины.
Облагаются ли НДС (увеличивают ли налоговую базу) поступившие продавцу от покупателя стоимость услуг привлеченного юриста и расходы по уплате госпошлины?
Не облагаются.
При определении налоговой базы по НДС не учитываются полученные плательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 5 ст. 97 НК).
Расходы на приобретение юридических услуг, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные истцом и отнесенные решением суда на ответчика, не подлежат обложению НДС (не увеличивают налоговую базу) у истца (продавца) при их возмещении ответчиком.
3 (176). Организация-покупатель (РБ) приобретает по договору с нерезидентом (резидент Бельгии): систему управления технологическим процессом, право пользования программным обеспечением (далее – ПО), а также иные услуги (техническое руководство специалистов, услуги по конфигурированию алгоритмов и т.д.). Условиями оформленного лицензионного соглашения на ПО предусмотрено, что продавец передает покупателю неисключительное право на использование ПО для собственных внутренних целей.
Возникает ли объект обложения НДС при приобретении ПО у нерезидента?
Возникает.
Указанные правоотношения в целом можно рассматривать как передачу правообладателем своего имущественного права на использование ПО.
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права (ст. 92 НК). Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст. 21 и 22 НК.
Если покупатель (приобретатель) работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь, то местом реализации (передачи) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности признается территория Республики Беларусь (подп. 1.4.2 п. 1 ст. 33 НК).
В рассматриваемой ситуации местом реализации приобретаемой системы управления технологическим процессом, на которую нерезидент-лицензиар передает право использования, признается территория Республики Беларусь. Следовательно, покупатель должен исполнить налоговые обязательства по исчислению и уплате НДС.
4 (177). Организация – резидент РБ заключила договор с Издательским домом (Российская Федерация), предметом которого является предоставление резиденту РБ подписки на 2013 г. на журнал производственного характера (12 номеров в год). Доставку периодических изданий осуществляют по почте. Организация произвела нерезиденту предоплату в размере 100 % стоимости подписки. По мере получения изданий часть стоимости подписки организация включает в расходы как информационные услуги.
В указанной ситуации организации следует уплачивать "ввозной" НДС или производить исчисление и уплату НДС в соответствии с требованиями п. 1 ст. 92 НК?
Следует уплачивать "ввозной" НДС.
Взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства – члена Таможенного союза с территории другого государства – члена Таможенного союза, осуществляет налоговый орган государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров (п. 1 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 № 26 (далее – Протокол по товарам)).
Поскольку периодические издания в печатном виде являются товаром, то при их ввозе в Республику Беларусь (получении по почте) из государств – членов Таможенного союза исчисление и уплату НДС производят в соответствии с требованиями Протокола по товарам.
Для целей уплаты НДС налоговую базу следует определять на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров (п. 2 ст. 2 Протокола по товарам).
Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги) согласно условиям договора (контракта).
Налоговая база для целей исчисления и уплаты НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза, может отражаться в налоговой декларации (расчете) по НДС того месяца, срок представления которой следует за датой принятия к бухгалтерскому учету фактически ввезенных товаров на территорию Республики Беларусь, либо того месяца, в котором в связи с условиями внешнеторгового договора товары приняты к бухгалтерскому учету (п. 5 ст. 95 НК).
Учитывая вышеизложенное, при получении периодических изданий от нерезидента по почте резидент РБ производит уплату "ввозного" НДС. При этом налоговая база НДС в целях реализации положений п. 1 ст. 92 НК признается равной нулю, поскольку при ввозе этих товаров на территорию Республики Беларусь организация уплачивает "ввозной" НДС (п. 12 ст. 98 НК).
Ирина Ефимова, экономист
5 (178). Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (УСН) с уплатой НДС, сдает в аренду помещения в торговом центре. В I квартале 2013 г. арендодателем произведен капитальный ремонт сдаваемых в аренду помещений с привлечением подрядчика. Материалы для проведения капитального ремонта были приобретены арендодателем. Арендаторам выставлены счета для возмещения стоимости работ по капитальному ремонту и отдельно стоимости материалов.
В каком порядке следует исчислить налоги (НДС и налог при УСН) по таким возмещаемым расходам?
Сумма возмещаемых расходов по ремонту и стоимости материалов включается в валовую выручку арендодателя по моменту ее поступления.
Налоговая база налога при УСН определяется как денежное выражение валовой выручки. Валовой выручкой для исчисления налога при УСН признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов (п. 2 ст. 288 НК).
При сдаче имущества в аренду в выручку от реализации товаров, работ, услуг включают сумму арендной платы, а также сумму возмещаемых расходов, не включенных в арендную плату. Суммы возмещаемых расходов, не включенных в арендную плату, учитывают в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на дату поступления возмещения этих расходов (в т.ч. в натуральной форме) либо на дату иного прекращения обязательства по возмещению указанных расходов, в т.ч. в результате зачета, уступки права требования, перечисления денежных средств на счета третьих лиц (п. 2 ст. 288 НК).
Следовательно, суммы возмещаемых расходов по ремонту и стоимости материалов, которые не включены в арендную плату, подлежат включению в валовую выручку арендодателя, которая является налоговой базой для исчисления налога при УСН по моменту ее поступления.
Объектами обложения НДС не признают обороты по возмещению арендодателю арендатором стоимости приобретенных работ (услуг), связанных с арендой, не включенной в сумму арендной платы (подп. 2.12.2 п. 2 ст. 93 НК).
Не подлежат вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, непризнаваемых объектами обложения НДС в соответствии с подп. 2.12, 2.16, 2.23 п. 2 ст. 93 НК (подп. 19.9 п. 19 ст. 107 НК).
Таким образом, оборот по возмещению стоимости приобретенных арендодателем работ по капитальному ремонту, которая возмещается арендатором сверх арендной платы, не следует признавать объектом обложения НДС у арендодателя. Такой оборот не отражается в налоговой декларации (расчете) по НДС.
Важно! Сумму НДС, предъявленную подрядчиком по ремонтным работам, к вычету у арендодателя принимать не следует. Ее необходимо перевыставлять арендатору для возмещения.
Возмещение стоимости материалов для целей исчисления НДС признают оборотом по их реализации (п. 1 ст. 93 НК). Такой оборот облагают НДС по ставке 20 % у передающей стороны. Сумма НДС, предъявленная по материалам поставщиком, должна быть принята арендодателем к вычету.
Следовательно, в валовую выручку для расчета налога при УСН не включается сумма НДС, которую исчисляет плательщик (арендодатель) по реализации материалов. Сумму возмещенных расходов по ремонту включают в валовую выручку для расчета налога при УСН в полном объеме, так как сумма НДС, перевыставленная арендатором по стоимости работ по проведенному ремонту, не является суммой НДС, уплачиваемой арендодателем из выручки от реализации.
Вышеприведенный вывод основан на нормах п. 2 ст. 288 НК, а именно: в валовую выручку не включаются суммы НДС у организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих и (или) применявших УСН с уплатой НДС, исчисленные ими от выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов в соответствии с НК, а также суммы НДС, уплаченные (удержанные) в иностранных государствах в соответствии с законодательством этих государств.
Ирина Жданович, экономист
НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА
6 (179). Организация получила уведомление налоговой инспекции о проведении плановой проверки с 2000 г. по 2012 г.
Правомерны ли требования налоговых органов в части представления организацией документов бухгалтерского учета за период более 12 лет?
Правомерны.
Если в организации за весь период с 2000 г. по 2012 г. проверки соблюдения налогового законодательства не проводились, то требования налоговых органов в части представления документов бухгалтерского учета за этот период правомерны (Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" и утвержденное им Положение о порядке организации и проведения проверок (далее – Положение)).
Так, проверяемые субъекты, их представители обязаны представить необходимые для проверки документы (п. 8 Положения). При этом в случае проведения проверки соблюдения налогового законодательства период, за который проводится проверка, не ограничивается.
В то же время не допускается проведение проверки организации по одному и тому же вопросу за один и тот же период, в т.ч. в ходе совместной проверки, за исключением проверок, проводимых по поручениям Президента, Премьер-министра, Председателя КГК, Генерального прокурора, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, проверок, осуществляемых Нацбанком, дополнительных и встречных проверок, проверок в части соблюдения порядка исчисления и уплаты НДС, если ранее указанные вопросы за соответствующие периоды были проверены в рамках проверки обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также в отношении проверяемых субъектов, проверка которых ранее проведена в рамках ведомственного контроля.
То есть в настоящее время период, за который контролирующий орган вправе истребовать документы для проведения проверки, не ограничен, за исключением того периода, который был проверен ранее по тем же вопросам. А это значит, что для проверки соблюдения налогового законодательства организация обязана представить документы бухгалтерского учета за указанный налоговым органом период (2000–2012 гг.).
7 (180). Организацию проверяет налоговый орган. Период проверки – 2006–2012 гг. (7 лет). При этом организация не смогла представить проверяющим документы за 2007 г. в связи с их утерей.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
7.1. Какие последствия влечет для организации ситуация, когда документы бухгалтерского учета отсутствуют и не могут быть представлены по требованию налоговых органов для проведения проверки?
Приостановление операций по счету и применение определенных методов проверки.
В данном случае необходимо учитывать следующие моменты. Непредставление плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговые органы или их должностным лицам документов бухгалтерского и (или) налогового учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов и сведений для проведения проверки является основанием для принятия руководителем (его заместителем) налогового органа решения о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке. Такое право установлено подп. 2.3 п. 2 ст. 53 НК.
Кроме того, если проверяемым субъектом не представлены документы, обеспечивающие возможность исчисления размера налогов и (или) подтверждающие правильность их исчисления, контролирующий (надзорный) орган вправе определять размер причитающихся к уплате в бюджет налогов одним из следующих методов:
– на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации и (или) данных о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц;
– расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности, а также информации о перемещаемых товарах и (или) данных, имеющихся в распоряжении таможенных органов.
Такой порядок определения налоговых обязательств установлен постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2010 № 426 "Об утверждении Положения о порядке определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам проверяемого субъекта в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности".
Определенные таким образом суммы налогов, как правило, очень значительны, поскольку при данном подходе в расчет не принимаются затраты и налоговые вычеты.
Важно! Этих негативных последствий можно избежать. Для этого организация должна восстановить бухгалтерский учет и документы бухгалтерского учета за период, в котором они отсутствуют. Если это не получилось сделать до начала проверки, то есть возможность произвести такие действия после нее. При этом суммы налогов, доначисленные проверкой, будут пересмотрены. Однако в таком случае необходимо знать, что определенные в указанном выше порядке суммы налогов налоговый орган пересматривает при условии восстановления плательщиком (иным обязанным лицом) бухгалтерского, налогового учета и представления документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, но не позднее 3 месяцев со дня вручения (направления) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю акта проверки.
7.2. Будет ли применена административная ответственность к должностным лицам организации?
Будет.
Отсутствие документов бухгалтерского учета и непредставление их для налоговой проверки влечет неприятности не только для организации, но и для ее должностных лиц (для руководителя предприятия, главного бухгалтера, бухгалтера и др.).
Так, например, об ответственности руководителя предприятия за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности прямо говорится в ст. 16 Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности".
То есть если в ходе проверки организации будет установлено, что порядок хранения бухгалтерских документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, не организован должным образом именно по вине руководителя организации, то он будет привлечен к административной ответственности по ст. 12.1 КоАП. Если же в таких действиях виновен главный бухгалтер или бухгалтер, отвечающий за определенный участок работы, то отвечать будет виновное лицо.
Важно! Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (п. 6 ст. 4.2 КоАП).
Размер штрафа зависит от конкретных обстоятельств отсутствия документов. Так, если имело место уничтожение должностным лицом юридического лица бухгалтерских документов (документов учета доходов и расходов, применяемого при УСН) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, до истечения предусмотренных сроков их хранения либо их сокрытие – штраф определен в размере от 10 до 100 базовых величин (БВ) (ч. 2 ст. 12 КоАП). Такая ответственность может быть применена, если установлен умысел в действиях должностного лица.
Если же должностным лицом юридического лица были нарушены правила хранения бухгалтерских документов (документов учета доходов и расходов, применяемого при УСН) и это повлекло их утрату, штраф предусмотрен в размере от 4 до 35 БВ (ч. 3 ст. 12.1 КоАП). Ответственность по этой части может быть применена, если установлен умысел в действиях должностного лица.
От редакции:
Сроки хранения документов определены в постановлении Минюста РБ от 24.05.2012 № 140 "О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года "Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь".
Кроме того, если для проведения проверки документы и иные сведения за 2007 г. не будут представлены, то имеет место состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 13.8 КоАП. В данном случае штраф установлен в размере 2 БВ с увеличением его на 1 БВ за каждые 3 календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 БВ.
Сергей Кольцов, экономист