НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (180). Белорусская организация направляет своих сотрудников для обучения и участия в проведении тематических семинаров, тренингов, получения консультационных услуг в Российской Федерации. Отдельные семинары проводят дистанционно по Интернету (без выезда обучающегося за пределы Республики Беларусь).
В каком порядке определяют место реализации услуг по обучению, а также какие критерии применяют при их классификации по определению места реализации в целях исчисления НДС?
Место реализации зависит от условий обучения.
При реализации товаров (работ, имущественных прав) на территории Республики Беларусь организациями, не осуществляющими деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагают на состоящих на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права (ст. 92 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК). Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст. 21 и 22 НК.
Местом реализации услуг по обучению (образованию) в Таможенном союзе признают место их фактического оказания (подп. 1.3 п. 1 ст. 33 НК, п. 1 ст. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее – Протокол по услугам)).
Местом реализации услуг по обучению (образованию), проводимому нерезидентом дистанционно – по Интернету (без выезда обучающегося за пределы Республики Беларусь), признают место деятельности учреждения образования. В этом случае у покупателя – резидента РБ не возникает обязанности по исчислению и уплате НДС, если учреждение образования расположено за пределами территории Республики Беларусь.
Оказываемые нерезидентами услуги в целях исчисления и уплаты НДС будут рассматриваться как услуги по обучению (образованию):
– при подтверждении обучаемой стороной наличия у указанного нерезидента права на осуществление образовательной деятельности;
– предоставлении слушателям, успешно завершившим обучение, соответствующих документов об образовании установленного образца, подтверждающих присвоение специальности.
Учитывая вышеизложенное, в отношении оказываемых на территории иностранного государства с соблюдением вышеуказанных условий услуг по обучению (образованию) на покупателя данных услуг обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС в соответствии с требованиями ст. 92 НК не возлагается.
Приобретение белорусским резидентом у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах РБ, таких услуг, как консультационные, услуги по обучению (образованию), не подтвержденные в изложенном выше порядке, в целях исчисления и уплаты НДС рассматривают как консультационные услуги, местом их реализации признают место деятельности их покупателя (подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК, подп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола по услугам).
В отношении приобретаемых у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ, работ (услуг), связанных с участием белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей в международных конференциях, форумах, симпозиумах, конгрессах, в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в иностранных государствах, применяют освобождение от НДС в соответствии с подп. 1.4 п. 1 ст. 94 НК. По этой причине у покупателей – резидентов РБ не возникает обязанности по исчислению и уплате НДС в бюджет РБ, а также по отражению указанных оборотов в налоговой декларации (расчете).
Ирина Ефимова, экономист
2 (181). Организация применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) с уплатой НДС. Основным видом деятельности этой организации является предоставление в аренду помещений.
Исчисляет ли арендодатель НДС при предъявлении к возмещению (помимо арендной платы) арендатору стоимости коммунальных услуг, которые оказываются сторонней организацией, если сумма НДС не была предъявлена арендодателю поставщиком коммунальных услуг?
Не исчисляет. Суммы НДС могут быть перевыставлены в случае, если поставщик коммунальных услуг является плательщиком НДС.
Объектом обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, в т.ч. обороты по передаче арендодателем объекта аренды арендатору (ст. 93 НК).
В состав объектов обложения НДС не включают обороты по возмещению арендодателю арендатором стоимости приобретенных работ (услуг), связанных с арендой, не включенной в сумму арендной платы (подп. 2.12.2 п. 2 ст. 93 НК).
Данная норма распространяет свое действие на обороты по возмещению арендатору арендодателем стоимости приобретенных работ (услуг), связанных с арендой.
В связи с тем что объектами обложения НДС не признают обороты по возмещению арендодателю арендатором стоимости приобретенных работ (услуг), арендодатель не исчисляет налог при предъявлении (помимо арендной платы) арендатору к возмещению стоимости коммунальных услуг, оказываемых сторонней организацией. Суммы НДС могут быть перевыставлены арендаторам арендодателем только в том случае, если поставщик коммунальных услуг является плательщиком НДС и в соответствии с п. 1 ст. 105 НК в первичных учетных документах выделяет его ставку и сумму.
Д-т 25, 26 и др. – К-т 60
– на стоимость коммунальных услуг, являющихся собственно затратами арендодателя;
Д-т 76 – К-т 60
– на стоимость коммунальных услуг, которые перевыставлены арендатору;
Д-т 51– К-т 76
– произведена оплата арендатором коммунальных услуг*.
________________________
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
3 (182). Основным видом деятельности организации, применяющей УСН с уплатой НДС, является предоставление в аренду помещений.
Имеет ли право организация (арендодатель) предъявить арендатору к возмещению налог при УСН, который уплачивается из суммы возмещаемых коммунальных и эксплуатационных расходов?
Предъявление к возмещению налога при УСН налоговым законодательством не предусмотрено.
За счет арендной платы, полученной от сдачи в аренду недвижимого имущества, возмещают начисленную амортизацию, а также все виды налогов, сборов и другихобязательных платежей в бюджет, уплачиваемые арендодателем согласно законодательству. Все расходы арендодателя, связанные с содержанием, эксплуатацией, текущим ремонтом арендуемого недвижимого имущества, отоплением, энергоснабжением, связью, коммунальными и другими услугами, не включаются в арендную плату, а оплачиваются арендатором отдельно по договоренности сторон на основании фактических затрат (пп. 4, 5 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, утвержденного Указом Президента РБ от 29.03.2012 № 150 (далее – Положение об арендной плате)).
Внимание! При сдаче в аренду имущества, которое находится в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 % акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, обязательным условием является соблюдение норм Положения об арендной плате (п. 1 Положения об арендной плате).
Все остальные организации должны руководствоваться следующим.
Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:
1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;
2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
3) предоставления арендатором определенных услуг;
4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или аренду;
5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества. Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или другие формы оплаты аренды, если иное не установлено законодательством (п. 2 ст. 585 Гражданского кодекса РБ, далее – ГК).
Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законодательством или договором аренды (п. 2 ст. 587 ГК).
Объектом налогообложения при УСН является валовая выручка, а налоговой базой – денежное выражение валовой выручки, которая в целях исчисления налога при УСН признается как сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов (пп. 1 и 2 ст. 288 НК).
С учетом особенностей деятельности отдельных организаций и индивидуальных предпринимателей в выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей определения налоговой базы налога при УСН и валовой выручки при сдаче имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)) включают сумму арендной платы (лизинговых платежей), а также сумму возмещаемых арендодателю (лизингодателю) расходов, не включенных в арендную плату (лизинговый платеж).
Налоговым законодательством установлен порядок предъявления к возмещению сумм НДС и не предусмотрено предъявление к возмещению налога при УСН.
Конкретный перечень налогов, которые учитывают при налогообложении прибыли в составе внереализационных расходов, приведен в подп. 3.4–3.6 п. 3 ст. 129 НК. Налог при УСН в указанных подпунктах НК не отражен.
С учетом вышеизложенного все виды налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, уплачиваемые арендодателем согласно законодательству, должны быть включены в арендную плату при сдаче в аренду имущества, находящегося в государственной собственности или в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 % акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.
Обратите внимание, что предъявление арендодателем к возмещению и включение арендатором в состав учитываемых при налогообложении внереализационных расходов налога при УСН, приходящегося на сумму возмещаемых коммунальных и эксплуатационных расходов, налоговым законодательством не предусмотрено.
4 (183). Белорусская организация, применяющая УСН с уплатой НДС, является учредителем российской организации. Решением российской организации от 16 марта 2013 г. белорусской организации начислены дивиденды, которые получены 30 марта 2013 г. за минусом удержанного в Российской Федерации налога.
Какими налогами облагают дивиденды, полученные белорусской организацией?
Начисленные дивиденды учитывают при исчислении налога на прибыль.
Для организаций, применяющих УСН, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в отношении дивидендов и приравненных к ним доходов, признаваемых таковыми в соответствии с п. 1 ст. 35 НК (подп. 3.10 п. 3 ст. 286 НК).
Дивидендом признают любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения. К дивидендам приравнивают доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибылях (п. 1 ст. 35 НК).
Дивиденды, полученные от источников за пределами Республики Беларусь, признают в целях исчисления налога на прибыль внереализационными доходами (подп. 3.1 п. 3 ст. 128 НК).
Внереализационные доходы определяют на основании документов бухгалтерского и налогового учета и отражают в том налоговом периоде, в котором они фактически получены плательщиком. Данный порядок определен п. 2 ст. 128 НК.
При определении налоговой базы налога на прибыль выручка (доход) белорусской организации от деятельности (источников) за пределами Республики Беларусь принимается в размере до удержания (уплаты) налогов (сборов, отчислений) согласно законодательству иностранного государства (п. 3 ст. 141 НК).
Фактически уплаченные (удержанные) в соответствии с законодательством иностранного государства суммы налога на прибыль (доход) в отношении дохода, полученного в этом иностранном государстве, зачитываются белорусской организацией при уплате налога на прибыль в Республике Беларусь (п. 1 ст. 144 НК).
Данный зачет налога производят при представлении в налоговый орган справки (иного документа) налогового органа (иной компетентной службы, в функции которой входит взимание налогов) иностранного государства, подтверждающей факт уплаты данной суммы в этом государстве в том налоговом периоде, в котором представлена такая справка (п. 3 ст. 144 НК).
С учетом вышеизложенного в отношении дивидендов, полученных белорусской организацией, применяющей УСН, от российской организации, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль. Начисленные дивиденды включают в состав внереализационных доходов в целях исчисления налога на прибыль на дату их получения (за март 2013 г.) и облагаются по ставке 12 %.
Д-т 76 – К-т 91
– на сумму дивидендов, начисленных российской организацией.
Д-т 52 – К-т 76
– на сумму полученных дивидендов (за минусом удержанного в России налога);
Д-т 91 – К-т 91
– на сумму налога, удержанного в России при выплате дивидендов;
Д-т 91 – К-т 99
– сумма полученных дивидендов включена в финансовый результат;
Д-т 99 – К-т 68
– исчислен налог на прибыль.
Справочно: ставка налога на прибыль по дивидендам установлена в размере 12 % (п. 5 ст. 142 НК).
Ирина Жданович, экономист
АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
5 (184). Торговая организация в 2012 г. приобрела несколько помещений на 1-м этаже здания, которое относится к историко-культурным ценностям. Подрядная организация провела работы по реконструкции здания (обустройство входа, сооружение пристройки), которые завершены в ноябре 2012 г. Здание было введено в эксплуатацию и используется для осуществления торговой деятельности.
Рассмотрим возникшие вопросы.
5.1. Надо ли начислять амортизацию по указанным помещениям?
Надо.
В отношении историко-культурных ценностей существуют особенности, которые надо учитывать как при начислении амортизации, так и при проведении их переоценки.
Прежде чем применять нормы законодательных и нормативных актов по этим вопросам, организации необходимо убедиться, что конкретное здание относится к категории историко-культурных ценностей.
Напомним, что решение о наделении материальных объектов статусом историко-культурных ценностей принимается Советом Министров (ст. 23 Закона РБ от 09.01.2006 № 98-З "Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь").
Справочно: в настоящее время действует постановление Совета Министров РБ от 14.05.2007 № 578 "Аб статусе гiсторыка-культурных каштоўнасцей". В приложении к нему приведен перечень материальных объектов, которым присваиваются статус и категория историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
В случае принадлежности здания, в котором размещена организация, к категории историко-культурной ценности в соответствии с указанными нормами законодательства, необходимо руководствоваться нормами Инструкции по амортизации* и Инструкции по переоценке**.
___________________________
* Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция по амортизации).
** Инструкция о порядке переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования, утвержденная постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 05.11.2010 № 162/131/37 (далее – Инструкция по переоценке).
Необходимость начисления амортизации зданий и сооружений, являющихся историко-культурными ценностями, определяется следующими факторами:
– их использованием/неиспользованием в предпринимательской деятельности;
– статусом, сферой деятельности организации (коммерческая, некоммерческая бюджетная, деятельность в сфере культуры).
Объектами начисления амортизации не являются здания, сооружения, являющиеся памятниками архитектуры и искусства, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей РБ, за исключением зданий и сооружений, используемых организациями для осуществления предпринимательской деятельности, кроме зданий и сооружений, числящихся на балансовых счетах бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры (п. 13 Инструкции по амортизации).
Из данной нормы следует, что независимо от использования объекта основных средств, отнесенного к историко-культурным ценностям, амортизация не начисляется только в отношении зданий и сооружений бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры.
Для всех остальных организаций здания и сооружения, имеющие статус историко-культурной ценности, являются объектами начисления амортизации в случае их использования в предпринимательской деятельности.
Как следует из вопроса, помещения, находящиеся на учете организации, участвуют непосредственно в деятельности последней и соответственно относятся к используемым в предпринимательской деятельности.
Следовательно, несмотря на то, что здание имеет статус историко-культурной ценности, амортизацию по указанным помещениям нужно начислять в общеустановленном порядке.
После завершения реконструкции в качестве амортизируемой стоимости будет выступать стоимость помещений с учетом затрат на реконструкцию.
Д-т 08 – К-60
– на стоимость работ по реконструкции помещений, выполненных подрядной организацией;
Д-т 18 – К-т 60
– на сумму НДС, выставленную подрядной организацией;
Д-т 01 – К-т 08
– стоимость реконструкции включена в стоимость помещений;
Д-т 44 – К-т 02
– начислена амортизация от стоимости помещений с учетом реконструкции.
5.2. Правомерно ли организация не проводила переоценку указанных помещений на 1 января 2013 г.?
Правомерно.
Переоценка историко-культурных ценностей не производится (подп. 1.5 п. 1 Указа Президента РБ от 20.10.2006 № 622 "О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования" (далее – Указ № 622), п. 5 Инструкции о переоценке). При этом ни Указ № 622, ни Инструкция по переоценке не вводят дополнительных условий, при которых переоценку историко-культурных ценностей производить не нужно.
На основании этого переоценку объекта основных средств, отнесенного к категории историко-культурных ценностей, производить не следует независимо от его использования/неиспользования в предпринимательской деятельности.
Что касается затрат по реконструкции, то они имеют непосредственное отношение к реконструируемому объекту основных средств и не выступают в качестве отдельного объекта.
В связи с указанным является обоснованным не производить переоценку не только самих помещений, расположенных в здании, являющемся историко-культурной ценностью, но и затрат по их реконструкции, которые являются с ним единым инвентарным объектом.
Ирина Толкун, консультант финансового управления Минэкономики РБ
ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
6 (185). Организация списывала курсовые разницы, числившиеся с 1 января 2010 г. в составе расходов будущих периодов, в течение 2010–2013 гг. за счет фонда переоценки. На 1 марта 2013 г. остатков фонда переоценки нет.
В марте 2013 г. организация реализует основное средство.
Необходимо ли для выполнения требований п. 30 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26), сторнировать списание курсовых разниц за счет фонда переоценки с целью отнесения сумм добавочного фонда на нераспределенную прибыль?
Такой необходимости нет.
В ряде случаев выбытия основных средств (в т.ч. и при реализации) сумму числящегося по выбывающим основным средствам добавочного фонда, образовавшегося в результате ранее проведенных переоценок данных основных средств, отражают записью: Д-т 83 "Добавочный капитал" – К-т 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (п. 30 Инструкции № 26).
Таким образом, Инструкцией № 26 предусмотрено, что сумму добавочного фонда по выбывающим основным средствам, образовавшегося в результате ранее проведенных переоценок данных основных средств, в случае ее наличия необходимо отражать по дебету счета 83 и кредиту счета 84.
Напомним, что в подп. 1.6 п. 1 Декрета № 15* предусмотрено следующее: остатки курсовых разниц, числящиеся на 1 января 2010 г. в составе доходов будущих периодов, списываются на внереализационные доходы, расходов будущих периодов – на внереализационные расходы или (при наличии фонда переоценки статей баланса) за счет этого фонда ежемесячно начиная с 1 января 2010 г. в порядке и в сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г.
__________________________________
* Декрет Президента РБ от 30.06.2000 № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц" (с изменениями и дополнениями).
Следовательно, если остатки курсовых разниц, числящихся с 1 января 2010 г. в составе расходов будущих периодов, списывались за счет фонда переоценки баланса ежемесячно в порядке и в сроки, установленные руководителем организации, и это привело к отсутствию добавочного фонда по выбывающим основным средствам, образовавшегося в результате ранее проведенных переоценок данных основных средств, организации не следует производить запись по дебету счета 83 и кредиту счета 84, так как соответствующая сумма добавочного фонда уже не числится в бухгалтерском учете.
Справочно: с учетом норм Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102, с 1 января 2012 г. остатки курсовых разниц, числящиеся на 1 января 2010 г. в составе доходов будущих периодов, списывают в бухгалтерском учете в состав доходов по финансовой деятельности (счет 91); расходов будущих периодов (не списываемые за счет фонда переоценки) – в состав расходов по финансовой деятельности (счет 91).
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
7 (186). Акционерное общество – резидент РБ выкупает у физического лица – нерезидента свои акции, изначально приобретенные нерезидентом за доллары США. Перечисление иностранной валюты будет осуществляться на счет физлица, открытый в российском банке.
Вправе ли акционерное общество купить иностранную валюту и перечислить ее физическому лицу – нерезиденту?
Вправе.
Для обоснования ответа определим, какая это валютная операция и в каком порядке она проводится.
Анализ положений ст. 5–7 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее – Закон) свидетельствует, что в рассматриваемом случае имеет место валютная операция, связанная с движением капитала. На осуществление юридическими лицами – резидентами такого рода операций с ценными бумагами, выпущенными резидентами, не требуется разрешение Нацбанка (ст. 10 Закона).
Данная валютная операция осуществляется за пределами Республики Беларусь (п. 2 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72 (далее – Правила № 72)).
Использование иностранной валюты, ценных бумаг и (или) платежных документов в иностранной валюте за пределами Республики Беларусь в отношениях между физическими лицами – нерезидентами и субъектами валютных операций – резидентами разрешается при проведении всех валютных операций (п. 30 Правил № 72).
Субъект валютных операций – резидент РБ, если иное не установлено актами валютного законодательства, вправе покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь для осуществления расчетов с нерезидентами по валютным операциям, связанным с движением капитала, проведение которых осуществляется без получения отдельного разрешения Нацбанка. Основанием для покупки иностранной валюты по данным валютным операциям является документ, подтверждающий заключение с нерезидентом соответствующей гражданско-правовой сделки. По валютным операциям, совершаемым вне рамок гражданско-правовых сделок, в качестве основания для покупки иностранной валюты представляются документы, служащие основанием для осуществления таких валютных операций (подп. 20.11 п. 20 Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.07.2005 № 112).
Рассматриваемая валютная операция не значится в перечне случаев отказа банком в проведении валютной операции (п. 28 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46).
Из вышеизложенного следует, что:
– акционерное общество – резидент вправе купить иностранную валюту и перечислить ее физическому лицу – нерезиденту;
– банк должен исполнить заявку резидента на покупку иностранной валюты и осуществить платеж.
Д-т 57-2 (субсчет "Денежные средства для приобретения иностранной валюты") – К-т 51
– перечислены банку белорусские рубли для покупки валюты;
Д-т 57-4 (субсчет "Приобретенная валюта") – К-т 57-2
– отражено приобретение валюты;
Д-т 90-10 – К-т 57-2
– отражены расходы, связанные с покупкой валюты, в сумме разницы между курсом Нацбанка на дату покупки и курсом покупки;
Д-т 52 – К-т 57-4
– отражено поступление приобретенной валюты на валютный счет по курсу Нацбанка на день зачисления;
Д-т 57-4 – К-т 91
– отражена курсовая разница по переоценке купленной валюты (между курсом Нацбанка на дату зачисления купленной валюты на валютный счет и курсом Нацбанка на дату покупки);
Д-т 81 "Собственные акции (доли в уставном капитале)" – К-т 52
– выкуплены собственные акции АО.
Денис Сафаревич, юрист