УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1 (187). Организация, применяющая упрощенную систему налогобложения (УСН), приняла решение о продаже своего имущества с проведением тендера и разместила его условия в рекламных изданиях. За участие в тендере от заинтересованных лиц на расчетный счет организации поступили суммы платы, предусмотренные его условиями.
Следует ли включать в состав налоговой базы при исчислении налога при УСН поступившие суммы платы за участие в этом тендере?
Следует.
Денежное выражение полученной валовой выручки является объектом налогообложения при исчислении налога при УСН.
Валовой выручкой признают сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов (п. 2 ст. 288 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
В состав внереализационных доходов включают доходы, которые участвуют при исчислении налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц, кроме указанных в подп. 3.2–3.4, 3.17 п. 3 ст. 128, подп. 6.2 п. 6 ст. 176 НК.
Плата, поступившая за участие в торгах (тендере), включена в состав внереализационных доходов (подп. 3.12 п. 3 ст. 128 НК).
С учетом вышеизложенного суммы платы, поступившей за участие в тендере, следует включать в налоговую базу при исчислении налога при УСН.
Д-т 51 – К-т 90-7 (субсчет "Прочие доходы по текущей деятельности")
– поступила оплата за участие в тендере;
Д-т 90 – К-т 68
– исчислен налог при УСН*.
_____________________________
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
2 (188). Организация, применяющая УСН, выполнила строительные работы с привлечением индивидуального предпринимателя и заключением договора строительного субподряда.
Следует ли этой организации включить в налоговую базу при исчислении налога при УСН стоимость услуг, оказанных индивидуальным предпринимателем?
Не следует.
Расчет налоговой базы для исчисления налога при УСН предусматривает определение денежного выражения валовой выручки, включающей в себя выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов (п. 2 ст. 288 НК).
В выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей определения налоговой базы налога при УСН при выполнении проектных и строительных работ включают сумму, полученную (причитающуюся) за выполнение работ собственными силами (п. 2 ст. 288 НК).
В рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель является субподрядчиком (с ним заключен договор на выполнение работ по субподряду). По этой причине при определении налоговой базы для исчисления налога при УСН организации не следует включать стоимость услуг, оказанных предпринимателем, при выполнении строительных работ.
3 (189). Белорусская организация, применяющая УСН без уплаты НДС, оказывает услуги по перевозке грузов. В марте 2013 г. она получила штраф от заказчика за несвоевременное проведение расчетов за оказанные услуги, предусмотренные договорными обязательствами.
Включают ли в налоговую базу при исчислении налога при УСН полученные от заказчика суммы штрафов?
Включают.
Валовая выручка в целях УСН представляет собой сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов (п. 2 ст. 288 НК).
В перечень внереализационных доходов входят доходы, включаемые в соответствии с НК в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц, кроме указанных в подп. 3.2–3.4, 3.17 п. 3 ст. 128, подп. 6.2 п. 6 ст. 176 НК.
В состав внереализационных доходов подлежат включению сумма неустоек (штрафов, пеней), суммы, полученные в результате применения иных мер ответственности, в т.ч. в результате возмещения убытков за нарушение договорных обязательств (подп. 3.6 п. 3 ст. 128 НК).
Исходя из вышеизложенного налоговую базу при исчислении налога при УСН по оказанным транспортным услугам перевозчику следует увеличить на сумму полученных от заказчика штрафных санкций за нарушение исполнения условий договора.
Д-т 51 – К-т 90-7
– на сумму полученного от заказчика штрафа;
Д-т 90 – К-т 68
– начислен налог при УСН в т.ч. от суммы полученного штрафа.
4 (190). В феврале 2013 г. белорусская организация, применяющая УСН без уплаты НДС, выполнила научно-исследовательские работы на основании договора с другой организацией. Отдельные работы выполнялись с привлечением субподрядной иностранной организации.
Что является налоговой базой у белорусской организации для исчисление налога при УСН?
Вся сумма полученной выручки, включая стоимость работ, выполненных субподрядчиком.
В состав внереализационных доходов в целях исчисления налога при УСН включают доходы, учитываемые в соответствии с НК при исчислении налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц, кроме указанных в подп. 3.2–3.4, 3.17 п. 3 ст. 128, подп. 6.2 п. 6 ст. 176 НК.
Налоговую базу для исчисления налога при УСН организации, выполняющие проектные и строительные работы, определяют как стоимость работ, выполненных собственными силами (п. 2 ст. 288 НК).
При выполнении же научно-исследовательских работ по договорам подряда для целей обложения налогом при УСН налоговую базу следует определять как сумму выручки, полученную за выполнение этих работ, с учетом сумм, причитающихся иностранным подрядчикам.
Ирина Жданович, экономист
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
5 (191). Учредителем белорусской организации является организация – резидент оффшорной зоны. Белорусская организация начисляет дивиденды резиденту оффшорной зоны и перечисляет их на счет, открытый в банке – резиденте Латвийской Республики.
Следует ли белорусской организации уплачивать оффшорный сбор при перечислении дивидендов?
Оффшорными зонами являются государства (территории), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и представление информации о финансовых операциях. Перечень оффшорных зон определен Указом Президента РБ от 25.05.2006 № 353.
Объектом обложения оффшорным сбором является в т.ч. перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне (подп. 1.1 п. 1 ст. 232 НК).
При этом освобождают от обложения оффшорным сбором перечисление денежных средств:
– государственными органами и государственными организациями, подчиненными Правительству, в соответствии с обязательствами Республики Беларусь перед международными организациями, по межгосударственным и межправительственным договорам;
– направляемых банками РБ в пользу нерезидентов – владельцев международных систем расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard и American Express, зарегистрированных в оффшорных зонах и (или) имеющих счета в этих зонах, в соответствии с заключенными договорами с указанными нерезидентами (взносы, лицензионные платежи, гарантийный депозит, платежи за оказание услуг по подготовке, предоставлению и сертификации программно-технических средств, иные платежи, связанные с участием в таких системах расчетов);
– в целях возврата резидентами РБ денежных средств, полученных от нерезидентов РБ в качестве кредитов и займов, процентов за пользование ими, а также ранее полученных от нерезидентов РБ денежных средств по иным основаниям в соответствии с законодательством РБ или договором;
– по договорам морской перевозки грузов и по договорам транспортной экспедиции при организации международных перевозок грузов морским транспортом;
– в иных случаях по решению Президента (п. 1 ст. 233 НК).
Таким образом, при перечислении дивидендов резиденту оффшорной зоны белорусская организация обязана исчислить и уплатить оффшорный сбор до перечисления денежных средств в иностранной валюте, в которой осуществляется платеж, или белорусских рублях по официальному курсу, установленному Нацбанком на дату их перечисления, независимо от того, на счет в каком банке перечисляются денежные средства.
6 (192). Сотрудник организации после прохождения срочной службы в армии вернулся на прежнее место работы, где ему выплачена материальная помощь в размере 2 минимальных заработных плат.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
6.1. Должна ли организация начислять на сумму материальной помощи обязательные страховые взносы в ФСЗН, страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах"?
Не должна.
Гражданам (лицам), уволенным после прохождения срочной военной службы и принятым на прежнее место работы, гарантируется предоставление единовременной материальной помощи в размере не менее 1 минимальной заработной платы (ст. 19 Закона РБ от 04.01.2010 № 100-З "О статусе военнослужащих", ст. 342 Трудового кодекса РБ).
Объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляют обязательные страховые взносы в ФСЗН*, но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачивают обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь").
_______________________________
* Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержден постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень).
На материальную помощь, оказываемую в соответствии с законодательством, не начисляют вышеуказанные взносы (п. 13 Перечня).
6.2. Следует ли удерживать подоходный налог с физических лиц с суммы этой материальной помощи?
Не следует.
Суммы материальной помощи, оказываемой в соответствии с законодательными актами, постановлениями Совета Министров, освобождают от подоходного налога с физических лиц (подп. 1.9 п. 1 ст. 163 НК).
Отметим, что законодательством ограничен лишь минимальный размер данной материальной помощи.
Д-т 90-10 (субсчет "Прочие расходы по текущей деятельности") – К-т 70
– начислена материальная помощь работнику.
7 (193). Белорусская организация имеет в собственности земельный участок в Украине, который был приобретен для строительства производственного цеха. В соответствии с законодательством Украины был уплачен земельный налог и получены документы, подтверждающие его уплату.
Как отражают сумму земельного налога, уплаченного в бюджет иностранного государства, в налоговом учете?
В составе внереализационных расходов.
Земельный участок находится не на территории Республики Беларусь, поэтому организация не является плательщиком земельного налога в соответствии с законодательством РБ.
Справочно: плательщиками земельного налога признают организации, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения или частной собственности (п. 1 ст. 192 НК).
При исчислении прибыли на внереализационные расходы относят суммы налогов, сборов и других обязательных отчислений, удержанных и (или) уплаченных в бюджет или внебюджетные фонды иностранных государств в соответствии с законодательством этих государств. Исключение составляют налоги и сборы, в отношении которых предусмотрено устранение двойного налогообложения в соответствии с законодательством и (или) международными договорами РБ.
Для их отнесения на расходы необходимы справка, заверенная налоговым органом (иной компетентной службой государства, в функции которой входит взимание налогов), или иные документы, подтверждающие уплату (удержание) налогов, сборов и других обязательных отчислений в иностранном государстве. Такие суммы налогов, сборов и других обязательных платежей отражают на дату их уплаты (перечисления) в иностранном государстве (подп. 3.4 п. 3 ст. 129 НК).
Отметим, что Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество не предусмотрено устранение двойного налогообложения в отношении земельного налога.
Таким образом, при наличии документов, подтверждающих уплату земельного налога в бюджет иностранного государства, организации следует отразить сумму земельного налога в составе внереализационных расходов.
В бухгалтерском учете суммы земельного налога отражают на счетах 26, 44, 91 в зависимости от направления использования земельного участка.
8 (194). Организация – резидент Польши по договору поручения на аукционе, который проводится на территории Польши, за вознаграждение приобретает для белорусской организации товары.
Следует ли белорусской организации уплачивать налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы), с суммы вознаграждения, выплачиваемого нерезиденту?
Налог на доходы не уплачивают при условии получения подтверждения от польской организации о ее налоговом резидентстве.
Объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признают в т.ч. доходы от оказания посреднических услуг, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь.
Справочно: посредническими признают услуги по содействию в установлении контактов и заключении сделок (договоров, контрактов) между производителями (подрядчиками, исполнителями) и потребителями (заказчиками), продавцами (поставщиками) и покупателями, а также услуги комиссионеров (поверенных) и иных лиц, действующих на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров (подп. 1.12.4 п. 1 ст. 146 НК).
Следовательно, сумма вознаграждения, перечисляемая нерезиденту по договору поручения, является объектом обложения налогом на доходы.
Днем начисления дохода (платежа) иностранной организации признается дата отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) обязательств перед иностранной организацией по выплате доходов в виде дивидендов, доходов от долговых обязательств, роялти, операций по реализации (погашению) ценных бумаг (кроме акций), реализации товаров на условиях договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров (подп. 2.2 п. 2 ст. 148 НК).
Ставка налога на доходы от оказания посреднических услуг составляет 15 %.
Справочно: налоговым периодом налога на доходы считается календарный месяц, на который приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы.
Белорусская организация должна представить налоговую декларацию (расчет) по этому налогу в налоговые органы по месту постановки на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог на доходы перечисляют в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Отметим, что для устранения двойного налогообложения следует руководствоваться положениями ст. 151 НК и Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (далее – Соглашение).
Так, прибыль лица с постоянным местонахождением в одном договаривающемся государстве облагается налогом только в этом договаривающемся государстве, если только это лицо не осуществляет коммерческую деятельность в другом договаривающемся государстве через размещенное там постоянное представительство. Если лицо осуществляет коммерческую деятельность, как указано выше, его прибыль облагается налогом в другом договаривающемся государстве, но только в той части, которая прямо или косвенно относится к этому постоянному представительству (п. 1 ст. 7 Соглашения).
Для целей применения положений международных договоров РБ по вопросам налогообложения иностранная организация, являющаяся фактическим владельцем дохода, должна представить по форме и в порядке, установленным МНС, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым есть международный договор РБ по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства (ст. 151 НК).
Подтверждение может представляться в налоговый орган как до, так и после уплаты налога на доходы. Оно представляется в налоговый орган ежегодно и действительно на протяжении календарного года, в котором выдано.
При наличии документа, принятого налоговым органом в подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации на текущий календарный год, документ, выданный без указания конкретного календарного года и заверенный компетентным органом государства постоянного местонахождения иностранной организации в IV квартале текущего года, принимается в подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации на последующий календарный год.
В случае отсутствия в налоговом органе документа, являющегося подтверждением постоянного местонахождения иностранной организации в государстве, с которым имеется международный договор РБ по вопросам налогообложения, выданного на текущий календарный год, и при наличии такого документа, заверенного в IV квартале текущего календарного года, он принимается в подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации на текущий календарный год либо на период, указанный в нем.
Справочно: подтверждение может применяться также на протяжении 2 последующих календарных лет при осуществлении платежей в пользу иностранной или международной организации по реквизитам и на банковские счета, которые указаны в договоре, заключенном налоговым агентом с этой организацией, представленном в налоговый орган для применения международного договора РБ по вопросам налогообложения. Для целей ст. 151 НК текущим календарным годом является год, в котором выдано подтверждение.
Представление подтверждения в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента является основанием для неудержания налога на доходы или удержания налога на доходы по пониженным ставкам. При непредставлении в налоговый орган подтверждения налог на доходы удерживается и перечисляется в бюджет в установленном порядке.
Таким образом, если польская организация представит вышеуказанное подтверждение, налог на доходы белорусская организация уплачивать не будет.
Возврат ранее удержанного (уплаченного) налога на доходы осуществляет налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента в белорусских рублях после подачи заявления о возврате (зачете) налога, подтверждения, копии договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход (платеж) иностранной организации.
9 (195). Сотрудник организации получил кредит в банке на потребительские нужды. Организация выступила его поручителем. В установленные кредитным договором сроки сотрудник не исполнил свои обязательства перед банком, и в соответствии с договором поручительства организация погасила его обязательства перед банком по кредитному договору.
Является ли погашение организацией задолженности перед банком доходом сотрудника, который подлежит обложению подоходным налогом с физических лиц?
Является. При этом можно применить льготу.
В случае погашения обязательств кредитора (физического лица) по договору поручительства поручителем у кредитора (физического лица) возникает объект обложения подоходным налогом.
Объектом обложения подоходным налогом с физических лиц признают доходы, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Беларуси – для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами РБ в соответствии со ст. 17 НК (подп. 1.1 п. 1 ст. 153 НК).
К доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относятся вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая денежные вознаграждения и надбавки за особые условия работы (службы), выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие) на территории Беларуси. Такие вознаграждения, получаемые плательщиками от белорусских организаций, белорусских индивидуальных предпринимателей (частных нотариусов, адвокатов), представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь, представительств и органов межгосударственных образований в Беларуси, признают доходами, полученными от источников в Республике Беларусь, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих плательщиков обязанности или откуда производились выплаты этих вознаграждений (подп. 1.6 п. 1 ст. 154 НК).
Отметим, что освобождению от подоходного налога с физических лиц подлежат доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей (за исключением доходов, указанных в подп. 1.19-1 п. 1 ст. 163 НК), в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.10-1 п. 1 ст. 163 НК), получаемые:
– от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях, – в размере, не превышающем 10 000 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода;
– иных организаций, за исключением указанных в подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК, – в размере, не превышающем 660 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода (подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК).
Таким образом, сумма исполненного обязательства организацией по договору поручительства является доходом сотрудника. Организации следует удержать подоходный налог при погашении задолженности сотрудника перед банком в случае, если сотрудник в течение текущего налогового периода уже воспользовался в полном размере льготой, предусмотренной ст. 163 НК.
Сергей Козырев, аудитор
БУХУЧЕТ-2013
10 (196). Организация получала безвозмездно в 2012 г. основные средства, по которым начислялась амортизация. На 1 января 2013 г. была произведена переоценка данных основных средств.
Верно ли в 2013 г. признавать в бухгалтерском учете доход в сумме начисленной амортизации, как это предусматривает Инструкция по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи?
Доход следует определять исходя из амортизации, рассчитанной от первоначальной стоимости.
Для ответа на этот вопрос учтем нормы следующих документов:
– Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102);
– Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26);
– Инструкции по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 112 (далее – Инструкция № 112).
В состав доходов и расходов по инвестиционной деятельности, учитываемых на счете 91 "Прочие доходы и расходы", организации включают стоимость инвестиционных активов, полученных или переданных безвозмездно (п. 14 Инструкции № 102).
Коммерческие организации получение безвозмездной помощи в виде основных средств отражают в бухгалтерском учете записью (п. 4 Инструкции № 112):
Д-т 08 "Вложения в долгосрочные активы" – К-т 98 "Доходы будущих периодов".
Учтенную в составе доходов будущих периодов безвозмездную помощь, полученную в виде основных средств, отражают записью:
Д-т 98 – К-т 91 "Прочие доходы и расходы"
– на суммы начисленной амортизации основных средств на протяжении срока их полезного использования.
Отметим, что Инструкция № 112 имеет некоторую неточность в отношении последней записи. Так, если по переоцениваемым основным средствам производить запись по дебету счета 98 и кредиту счета 91 на суммы начисленной амортизации основных средств на протяжении всего срока их полезного использования, то счет 98 после истечения срока полезного использования основных средств будет иметь дебетовое (кредитовое) сальдо, которого быть не должно.
В данном случае необходимо руководствоваться нормами п. 11 Инструкции № 26. Обосновать это можно ст. 10 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь": новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа (должностного лица).
В п. 11 Инструкции № 26 предусмотрено, что стоимость безвозмездно полученных основных средств отражается записью:
Д-т 08 – К-т 98 (если по основным средствам начисляется амортизация в соответствии с законодательством), 91 (если по основным средствам не начисляется амортизация в соответствии с законодательством).
Учтенную в составе доходов будущих периодов стоимость безвозмездно полученных основных средств отражают на протяжении сроков их полезного использования на сумму начисленной в отчетном периоде амортизации основных средств от их первоначальной стоимости:
Д-т 98 – К-т 91.
По первоначальной стоимости основные средства принимают к бухгалтерскому учету по счету 01 "Основные средства" (п. 10 Инструкции № 26).
Первоначальную стоимость безвозмездно полученных от других лиц основных средств определяют исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений в долгосрочные активы.
Таким образом, производить запись по дебету счета 98 и кредиту счета 91 необходимо на сумму начисленной в отчетном периоде амортизации основных средств от их первоначальной стоимости.
Важно! Правильное отражение дохода по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы" влияет и на правильность погашения отложенных налоговых активов в случае, если безвозмездное получение основных средств признавалось внереализационным доходом для целей налогообложения прибыли, так как в таком случае возникала вычитаемая временная разница в месяце получения основных средств (Инструкция по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 113).
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
11 (197). Организация имеет зарегистрированный в установленном порядке интернет-магазин.
Обязательно ли при реализации товаров, заказ которых произведен в данном интернет-магазине, применять кассовый суммирующий аппарат, если их реализация производится в месте, которое удобно для покупателя (в квартире, на улице)?
Необязательно.
Розничная торговля, осуществляемая вне торгового объекта путем предоставления описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг организаций почтовой связи или распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами, не запрещенными законодательством, в т.ч. в Интернете через интернет-магазин, является торговлей по образцам вне торгового объекта. Такое определение содержит п. 3 постановления Совета Министров РБ от 15.01.2009 № 31 "Об утверждении Правил осуществления розничной торговли по образцам". При этом интернет-магазин – это сайт, содержащий информацию о товарах, продавце, позволяющий осуществить выбор, заказ и (или) приобретение товара.
В ситуации, когда организация осуществляет торговлю по образцам с доставкой товаров на дом или иное оговоренное место вне постоянного места осуществления деятельности, прием наличных денежных средств при продаже товаров она вправе производить без применения кассового оборудования. Это установлено подп. 31.12 п. 31 Положения*, утвержденного постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16).
____________________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр.
Однако при приеме наличных денежных средств без КСА необходимо оформлять в соответствии с законодательством каждый факт приема наличных денежных средств документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.
Такими документами являются:
– квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов (форма утверждена постановлением Минторга РБ от 23.08.2011 № 34);
– приходный кассовый ордер (форма утверждена постановлением Минфина РБ от 29.03.2010 № 38).
Нарушение приведенного выше порядка приема денежных средств при реализации товаров за наличный расчет согласно ст. 12.18 КоАП влечет наложение штрафа на работника предприятия, которым осуществлена такая реализация, в размере от 20 до 50 БВ.
От редакции:
С 16 июня 2013 г. п. 31 Положения № 924/16 будет действовать в новой редакции.
С указанной даты осуществление торговли по образцам с доставкой товаров на дом или иное оговоренное место должно осуществляться только с применением КСА. Это следует из постановления Совета Министров и Нацбанка РБ от 11.12.2012 № 1139/16 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16".
По мнению налоговых органов, осуществляющих контроль за соблюдением порядка приема наличных денежных средств, условия осуществления торговли по образцам позволяют использовать кассовое оборудование ввиду наличия в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, автономных портативных кассовых суммирующих аппаратов (в настоящее время в реестр включено 42 модели). Эти аппараты могут работать в автономном режиме, т.е. без необходимости подключения кассового оборудования к электросети. Портативность моделей позволяет использовать данное кассовое оборудование при осуществлении деятельности вне основного места нахождения субъекта хозяйствования длительное время и выдавать платежный документ (кассовый чек) при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг. Применение кассового оборудования в этих случаях позволит исключить бумажное оформление каждого факта приема наличных денежных средств, повысит скорость и качество оформления указанных расчетов, а также будет способствовать легализации выручки субъектов хозяйствования и укрепит потребительские гарантии покупателя.
Сергей Кольцов, экономист