ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ
1 (195). Сотрудник организации, состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, занимается строительством индивидуального жилого дома и приобретает строительные и отделочные материалы в магазинах, а также на рынках у индивидуальных предпринимателей. Для получения имущественного налогового вычета по подоходному налогу он представил в бухгалтерию кассовые и товарные чеки на приобретаемые материалы.
Бухгалтер организации потребовал от работника, чтобы в документах на приобретаемые строительные и отделочные материалы была указана фамилия покупателя или прилагалась справка продавца, содержащая сведения о покупателе.
Прав ли бухгалтер?
Не прав.
Требования бухгалтера неправомерны, поскольку налоговым законодательством это не предусмотрено.
В фактически произведенные расходы на строительство либо приобретение индивидуального жилого дома или квартиры включают в т.ч. расходы на приобретение строительных и отделочных материалов (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Налоговые агенты, являющиеся источником выплаты доходов при исчислении подоходного налога с доходов физических лиц, представляют имущественный налоговый вычет только на основании документов, подтверждающих фактически произведенные физическими лицами расходы на строительство или приобретение жилья.
К таким документам относят подтверждающие фактическую оплату товаров (работ, услуг, в т.ч. риэлтерских услуг) квитанции к приходным кассовым ордерам, платежные инструкции о перечислении денежных средств со счета плательщика на счет продавца (подрядчика, исполнителя), товарные и кассовые чеки, акты о закупке товаров (выполнении работ, оказании услуг) у физических лиц и другие документы (п. 2 ст. 166 НК).
Информацию о фамилии, имени, отчестве плательщика, сумме и дате оплаты, назначении платежа должны содержать те документы, в отношении которых законодательством, регулирующим порядок их заполнения, установлены обязательные требования по указанию в них вышеуказанной информации о покупателе.
Перечень сведений, которые должны содержать документы, подтверждающие факт покупки товаров, приведен в п. 3 Положения о порядке оформления документа, подтверждающего факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги), утвержденного постановлением Минторга РБ от 06.05.2002 № 23.
Документ, подтверждающий факт покупки товара, должен содержать следующие сведения:
1) о продавце (исполнителе) – наименование и место нахождения (юридический адрес). Индивидуальный предприниматель должен также представить информацию о своей фамилии, имени, отчестве, данные свидетельства о государственной регистрации (номер, дата выдачи, кем выдано);
2) о товаре:
– наименование товара;
– марка или модель, либо артикул, либо сорт товара (при их наличии);
– цена товара (при продаже развесных и мерных товаров – цена за единицу веса, меры, объема) и стоимость покупки;
– установленный гарантийный срок, если он не указан в другой документации, прилагаемой к товару;
– наличие недостатка (недостатков);
– дата продажи товара;
– иные сведения исходя из существа договора.
Справочно: при использовании кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем документом, подтверждающим факт покупки товаров, является кассовый чек.
При продаже товаров без использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем документом, подтверждающим факт покупки товаров, являются товарный чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, иной документ, содержащий сведения о наименовании товара, стоимости товара, дате приобретения, продавце (изготовителе, исполнителе).
Учитывая вышеизложенное, требование бухгалтера организации о представлении справки, содержащей информацию о покупателе, является неправомерным, а представленные кассовые и товарные чеки на приобретаемые материалы налоговому агенту позволяют идентифицировать продавца и товар, который оплачен.
Николай Савельев, экономист
2 (196). В мае 2013 г. в СМУ на постоянную работу в качестве маляра принята новая работница. Она представила в бухгалтерию документы, подтверждающие, что у нее есть 2-летняя дочь, отец которой лишен родительских прав. При этом в отпуске по уходу за этим ребенком до достижения им возраста 3 лет находится мать данной работницы.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
2.1. Можно ли работнице предоставить стандартный налоговый вычет в двойном размере?
Можно, так как она признается одиноким родителем.
При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 НК плательщик имеет право применить стандартные налоговые вычеты в размере 155 000 руб. в месяц на ребенка до 18 лет (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК).
В случае если один из родителей ребенка умер или лишен родительских прав, то второй родитель признается одиноким родителем и имеет право на стандартный налоговый вычет в двойном размере – 310 000 руб. накаждого такого ребенка.
В рассматриваемой ситуации сотрудница, имеющая несовершеннолетнюю дочь, признается одиноким родителем, так как второй родитель лишен родительских прав. Следовательно, она, как одинокий родитель, имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 310 000 руб. на ребенка.
Данный стандартный налоговый вычет:
– предоставляется с месяца рождения ребенка и сохраняется до конца месяца, в котором ребенок достиг 18-летнего возраста, а также до конца месяца, в котором наступила смерть ребенка;
– прекращается при вступлении в брак одинокого родителя с месяца, следующего за месяцем усыновления (удочерения) ребенка.
2.2. Признается ли мать данной работницы, находящаяся в отпуске по уходу за ее дочерью, иждивенцем для предоставления стандартного вычета?
Да, если у матери работницы нет супруга.
Плательщик имеет право применить стандартные налоговые вычеты в размере 155 000 руб. в месяц на каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК).
Иждивенцами для целей НК, в частности, признают физических лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, – для супруга (супруги), а при его (ее) отсутствии – для физического лица, в установленном порядке признанного родителем ребенка, из доходов которого по решению суда или распоряжению физического лица удерживаются суммы на содержание данного иждивенца в размере не менее предусмотренного для взыскания алиментов.
В случае если в таком отпуске при наличии родителей (родителя) находится физическое лицо из числа лиц, определенных Кодексом РБ о браке и семье, не являющееся родителем ребенка и не имеющее супруга (супруги), оно признается иждивенцем для одного из родителей ребенка.
К таким лицам может относиться и мать работницы (бабушка), которая, находясь в отпуске по уходу за ребенком своей дочери до достижения им возраста 3 лет, признается для нее иждивенцем, но только при отсутствии у бабушки супруга.
Таким образом, если у матери сотрудницы, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, отсутствует супруг, то работница, как одинокий родитель, также имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 310 000 руб., как содержащая иждивенца.
Данный стандартный налоговый вычет предоставляется с месяца появления иждивенца и сохраняется до конца месяца, в котором физическое лицо перестало быть иждивенцем (в нашем случае – при достижении внучкой 3 лет), а также до конца месяца, в котором наступила смерть иждивенца.
3 (197). Автотранспортная организация в мае 2013 г. планирует приобрести у физического лица автобус. До этого у него был приобретен легковой автомобиль.
Следует ли организации при покупке автобуса удерживать подоходный налог?
Следует.
Автобус – это автомобиль с числом мест для сидения более 9, включая место водителя (подп. 2.1 п. 2 Правил*). В данном случае количество приобретенных в календарном году механических транспортных средств у физического лица значения не имеет, потому что доходы от возмездного отчуждения автомобилей технически допустимой общей массой более 3 500 кг и (или) с числом сидячих мест, помимо сиденья водителя, превышающим 8, должны облагаться подоходным налогом в любом случае. То есть на такие транспортные средства льгота, определенная подп. 1.33 п. 1 ст. 163 НК, не распространяется.
__________________________
* Правила дорожного движения, утвержденные Указом Президента РБ от 28.11.2005 № 551 "О мерах по повышению безопасности дорожного движения".
Справочно: от подоходного налога с физических лиц освобождаются доходы (кроме доходов, полученных плательщиками от возмездного отчуждения имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности), полученные плательщиками – налоговыми резидентами РБ от возмездного отчуждения в течение календарного года 1 автомобиля, технически допустимая общая масса которого не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, не превышает 8, или другого механического транспортного средства (подп. 1.33 п. 1 ст. 163 НК).
4 (198). Руководителю и главному бухгалтеру сельскохозяйственной организации, имеющей убыток за 2012 г., в апреле 2013 г. по итогам работы за I квартал 2013 г. начислена премия в размере 2 000 000 и 1 500 000 руб. соответственно.
При этом с учетом постановления Совета Министров РБ от 27.04.2006 № 555 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования оплаты труда" будет выплачено только 70 % от суммы начисленной премии (1 400 000 и 1 050 000 руб. соответственно), а 30 % начисленной премии зарезервировано и будет выплачено при отсутствии роста убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) по итогам работы за I полугодие 2013 г.
Надо ли при исчислении подоходного налога учитывать резервируемую часть премии?
Не надо.
В данном случае сельскохозяйственная организация как налоговый агент должна при исчислении и удержании подоходного налога с физических лиц учитывать особенности, предусмотренные ст. 175 НК.
Так, налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате.
Удержание у плательщика исчисленной суммы подоходного налога производится за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом плательщику, при фактической выплате указанных денежных средств плательщику либо по его поручению третьим лицам (п. 8 ст. 175 НК).
Таким образом, сельскохозяйственная организация должна исчислить подоходный налог исходя из начисленной суммы премии, подлежащей выплате (1 400 000 и 1 050 000 руб., т.е. без учета зарезервированной).
Анна Павлова, экономист
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
5 (199). Вправе ли организация для целей исчисления налога на прибыль создавать ремонтный фонд для проведения ремонта основных средств, учитывая то, что такая возможность предусмотрена НК, но не установлена законодательством по бухгалтерскому учету?
Будет ли правомерным для целей исчисления налога на прибыль порядок создания ремонтного фонда определить в учетной политике организации?
Такого права у организации нет.
Создание ремонтного фонда для проведения ремонта основных средств является неправомерным как в бухгалтерском учете, так и для целей исчисления налога на прибыль.
Разберемся, почему.
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) в целях налогового учета организации определяют на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) и отражают в том налоговом периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) с учетом особенностей, предусмотренных подп. 2.1–2.9 п. 2 ст. 130 НК.
Отдельные виды затрат в целях налогового учета могут отражаться путем создания в установленном порядке резервов предстоящих расходов, включая отчисления в резерв предстоящих расходов по ремонту основных средств (отчисления в ремонтный фонд) (подп. 2.5 п. 2 ст. 130 НК).
При этом в настоящее время установленного порядка формирования ремонтного фонда ни в налоговом, ни в законодательстве по бухгалтерскому учету не существует.
В частности, в п. 32 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 (с изменениями и дополнениями), указано, что расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором признаны соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним.
Расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены.
Расходы, относящиеся к отчетному периоду, не допускается включать в расходы будущих периодов, отражаемые на счете 97 "Расходы будущих периодов".
В п. 20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 26), сказано, что фактические затраты на поддержание основных средств в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены.
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация разрабатывает соответствующий способ (п. 12 Инструкции по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.04.2002 № 62 (с изменениями и дополнениями)).
Заметим, что налоговые аспекты в учетной политике прописываются в случае, если существует прямая норма об этом в налоговом законодательстве.
Отметим, что ссылок на установление порядка формирования ремонтного фонда в учетной политике организации налоговое законодательство (как и бухгалтерский учет) не содержит. Поэтому для целей исчисления налога на прибыль определение порядка формирования ремонтного фонда в учетной политикой организации является неправомерным.
6 (200). Вправе ли организация расходы по ремонту основных средств включать в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, равномерно в течение периода, установленного учетной политикой предприятия, например в течение 2 лет?
Не вправе.
В целях бухгалтерского учета фактические затраты на поддержание основных средств в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены (п. 20 Инструкции № 26).
Затраты же по производству и реализации товаров (работ, услуг) в целях налогового учета организации определяют на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) и отражают в том налоговом периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) с учетом особенностей, предусмотренных подп. 2.1–2.9 п. 2 ст. 130 НК.
Включение в их состав расходов на ремонт основных средств в порядке, установленном учетной политикой предприятия, в НК не предусмотрено.
Игорь Кинцак, аудитор
УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ
7 (201). Какие показатели эффективности работы предприятия (прибыль от реализации, чистая прибыль, рентабельность и др.) являются основанием для установления его руководителю надбавки за увеличение объемов управленческого труда?
Показатели эффективности работы в данном случае не рассматривают как основания для установления надбавки.
Основанием для установления руководителю данной надбавки является увеличение объема его управленческого труда в связи с приобретением организацией, которой он руководит, прав и обязанностей убыточной организации, а не динамика выполнения показателей эффективности работы организации. Ведь согласно части второй п. 6 Инструкции о применении Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 20.09.2002 № 122 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция), руководителям эффективно работающих организаций, приобретших в порядке, установленном законодательством, в результате реорганизации, приобретения (безвозмездной передачи) предприятия как имущественного комплекса права и обязанности убыточных организаций, орган, заключивший контракт, может дополнительно устанавливать на период не более 2 лет надбавку за увеличение объемов управленческого труда (далее – надбавка) в размере не более 30 % оклада руководителя.
Таким образом, недопустима дифференциация указанной надбавки (иначе говоря, ее дробление на какие-либо составляющие основания).
8 (202). Исходя из вышеизложенного вопроса на какой период устанавливаются указанные надбавки?
Период действия надбавки устанавливает орган, заключивший контракт.
Орган, заключивший контракт, вправе в пределах, определенных Инструкцией, принять решение о конкретном размере и периоде действия указанной надбавки.
Дату установления руководителю надбавки определяет орган, заключивший контракт, и, по мнению автора, она не обязательно должна совпадать с датой приобретения эффективно работающей организацией прав и обязанностей убыточной организации в результате реорганизации, приобретения (безвозмездной передачи) предприятия как имущественного комплекса.
Что касается определения термина "эффективно работающая организация", то его полностью исчерпывающего толкования в законодательстве нет.
В то же время в целях применения нормы Инструкции к эффективно работающим организациям относят организации, имеющие за отчетный период положительный финансовый результат от хозяйственной деятельности.
При этом организация должна соблюдать свои обязательства перед бюджетом, целевыми бюджетными фондами, Фондом социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, не иметь задолженности за потребленные энергоносители, а также по заработной плате своих работников.
Также отметим, что:
– п. 8 Положения о порядке и условиях заключения контрактов с руководителями государственных организаций, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 15.05.2007 № 604 "О заключении контрактов с руководителями государственных организаций", установлено, что показатели эффективности работы организации определены в качестве обязательного условия, указываемого в контракте руководителя;
– п. 2 примерной формы контракта с руководителем государственной организации, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.06.2007 № 87 "Об утверждении примерной формы контракта с руководителем государственной организации и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов", предусмотрено, что показателями эффективности работы могут быть основные показатели прогноза развития организации на 5 лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов.
Кроме того, полагаем, что показателями эффективности работы организации могут быть доведенные в установленном порядке прогнозные показатели в рамках обеспечения выполнения прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь (например, рентабельность продаж в промышленности, чистая прибыль, экспорт товаров и др.) в целом за отчетный год.
Справочно: показатели прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2013 г. утверждены постановлением Правительства РБ от 06.11.2012 № 1021.
Юрий Федоров, начальник управления развития мотивационного потенциала заработной платыв реальном секторе экономики главного управления труда и заработной платы Минтруда и соцзащиты РБ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
9 (203). Организация планирует организовать обслуживание посетителей в стационарном объекте общественного питания – кофейне, а также аналогичный передвижной (мобильный) объект оборудовать на базе транспортного средства.
К каким видам объектов общественного питания можно отнести кофейню стационарную и кофейню передвижную? Каков порядок регулирования цен при реализации продукции в этих объектах?
Кофейня – это закусочная, специализирующаяся на приготовлении и реализации с потреблением на месте и на вынос блюд несложного приготовления, широкого ассортимента кофе, мучных кондитерских и булочных изделий, десертов. Данное определение приведено в Государственном стандарте Республики Беларусь СТБ 1209-2005 "Общественное питание. Термины и определения".
Закусочная – это торговый объект общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида продуктов, предназначенный для быстрого обслуживания потребителей.
Указанным стандартом предусмотрено, что на базе передвижных средств могут организовываться мини-кафе – торговый объект общественного питания с узким ассортиментом продукции собственного производства и покупных товаров, расположенный в приспособленных помещениях или оборудованных на базе киосков, павильонов передвижных средств с установленной мебелью для приема пищи, обслуживания потребителей.
С учетом приведенных норм кофейня, расположенная в стационарном объекте, относится к типу объекта общественного питания "закусочная". Кофейня, оборудованная на транспортном средстве, классифицируется как передвижное мини-кафе.
В отношении предприятий общественного питания в настоящее время в соответствии с Указом Президента РБ от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" регулирование цен осуществляется только на продукцию общественного питания (цены и наценки), реализуемую в учреждениях образования, а в остальных случаях данные предприятия применяют свободное ценообразование (свободные цены и наценки).
Справочно: требования для объектов общественного питания различных типов и наценочных категорий установлены Инструкцией по классификации торговых объектов общественного питания, утвержденной постановлением Минторга РБ от 04.10.2010 № 26.
Работа передвижных мини-кафе, как и иных объектов, оказывающих услуги общественного питания, осуществляется в общеустановленном порядке. Отдельных нормативных правовых актов, регулирующих торгово-производственную деятельность посредством передвижных мини-кафе, в белорусском законодательстве нет.
10 (204). Организация планирует в автоприцепе "Купава" изготавливать и реализовывать кулинарную продукцию (пирожки, блины, пончики и т.д.), напитки (чай, кофе).
Каким основным требованиям должен соответствовать объект общественного питания, относящийся к мини-кафе? Каков порядок формирования продажных цен на реализуемую продукцию в таком объекте общественного питания?
Основные характеристики, определяющие вид осуществляемой деятельности в сфере торговли и общественного питания, приведены в Государственном стандарте РБ СТБ 1393-2003 "Торговля. Термины и определения" (далее – СТБ 1393-2003).
Данным стандартом предусмотрено, что на базе передвижных средств могут функционировать мини-кафе как торговые объекты общественного питания с узким ассортиментом продукции собственного производства и покупных товаров, расположенные в приспособленных помещениях или оборудованных на базе киосков, павильонов передвижных средствах с установленной мебелью для приема пищи, обслуживания потребителей.
Деятельность по изготовлению и реализации кулинарной продукции на мобильном объекте относится к типу объекта общественного питания "передвижное мини-кафе".
Мини-кафе не подразделяются на наценочные категории (п. 15 Инструкции по классификации торговых объектов общественного питания, утвержденной постановлением Минторга РБ от 04.10.2010 № 26, далее – Инструкция № 26).
В настоящее время в отношении предприятий общественного питания регулирование цен осуществляется только на продукцию общественного питания (цены и наценки), реализуемую в учреждениях образования, а в остальных случаях данные предприятия применяют свободное ценообразование (свободные цены и наценки).
Под продажной ценой продукции общественного питания (товара) подразумевается сумма стоимости его по ценам приобретения, торговой надбавки, наценки общественного питания, НДС и налога на услуги (налога с продаж) (подп. 1.3.1 п. 1 Методических рекомендаций по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утвержденных приказом Минторга РБ от 09.04.2007 № 74).
Розничная цена – цена, устанавливаемая на товары, предназначенные для продажи физическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также в случаях, разрешенных законодательством, – юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (п. 3 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 22.07.2011 № 111).
Розничные цены на покупные продовольственные и непродовольственные товары, реализуемые в объектах общественного питания без кулинарной обработки, порционирования (розлива), должны формироваться с взиманием торговых надбавок в установленных законодательством размерах и НДС по установленным ставкам на конкретный вид товаров. При этом наценки общественного питания не применяются.
Мини-кафе как передвижной объект не подразумевает в качестве обязательного условия ежедневный переезд от места его стоянки к месту осуществления деятельности.
В отношении установления (согласования) места осуществления деятельности следует исходить из того, что места торговли для развозной и разносной торговли устанавливают районные, городские исполкомы по месту осуществления развозной и разносной торговли (подп. 9.8 п. 9 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 (далее – Перечень)).
Данный перечень не регламентирует установление места для организации общественного питания в передвижном мини-кафе.
Местные исполнительные и распорядительные органы вправе определить порядок установления места для работы передвижного мини-кафе, руководствуясь Законом РБ от 04.01.2010 "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь". Порядок установления места для размещения передвижных мини-кафе может быть аналогичен административной процедуре, предусмотренной подп. 9.8 п. 9 Перечня.
Ольга Котько, экономист