НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (251). В организацию 10 июня 2013 г. в порядке перевода принят новый сотрудник (основное место работы). Он представил в бухгалтерию документы, подтверждающие наличие у него ребенка 5 лет.
Можно ли при исчислении подоходного налога с заработной платы за июнь представить работнику стандартный налоговый вычет в размере 155 000 руб., если он уже получил такой вычет по прежнему месту основной работы?
Можно.
Плательщики при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК) имеют право применить стандартный налоговый вычет в размере 155 000 бел. руб. в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК).
Указанный стандартный налоговый вычет предоставляется плательщику нанимателем по месту основной работы (службы, учебы) плательщика на основании документов, подтверждающих его право на такой налоговый вычет (п. 3 ст. 164 НК).
Такими документами являются имеющиеся у налогового агента сведения о наличии у плательщика ребенка (детей), а при отсутствии таких сведений – копия свидетельства о рождении ребенка (детей), либо исполнительный лист на взыскание средств на содержание ребенка (детей), либо заявление плательщика на удержание алиментов в добровольном порядке.
Таким образом, при наличии соответствующих документов плательщик имеет право на данный стандартный налоговый вычет от каждого нанимателя, являющегося для него местом основной работы (службы, учебы), независимо от того, предоставлялся ли данный вычет в этом же месяце прежним нанимателем.
Заметим, что аналогичное правило действует и в отношении стандартного налогового вычета, установленного подп. 1.3 п. 1ст. 164 НК.
Также отметим, что для целей применения стандартного налогового вычета, установленного подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК, изменение в течение налогового периода места основной работы значения не имеет. То есть доходы, полученные от предыдущего нанимателя, не учитываются по новому месту работы. Это значит, что новый наниматель должен предоставить плательщику стандартный вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК, если полученный доход не превысил 3 350 000 руб.
Анна Павлова, экономист
2 (252). В п. 7 ст. 107 НК предусмотрено определение сумм НДС по основным средствам и нематериальным активам, приходящихся на обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, по которым предоставлены налоговый кредит и (или) освобождение от уплаты НДС.
Нужно ли в 2013 г. применять это требование НК в части определения сумм НДС по объектам основных средств, если у организации имеются только освобождаемые от НДС обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав?
Не нужно.
В части второй п. 7 ст. 107 НК установлено следующее: определение сумм НДС по основным средствам и нематериальным активам, приходящихся на обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, по которым предоставлены налоговый кредит и (или) освобождение от уплаты НДС, производится путем умножения удельного веса суммы таких оборотов в общей сумме оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав нарастающим итогом с начала года на суммы НДС по основным средствам и нематериальным активам.
Таким образом, в части второй п. 7 ст. 107 НК идет речь об оборотах, освобождаемых от уплаты НДС, а не об оборотах, освобождаемых от НДС. В первом случае производится начисление НДС, но не производится его уплата, а во втором случае не производится ни начисление, ни уплата НДС.
Д-т 62 – К-т 90-1
– отражена выручка от реализации товаров (работ, услуг);
Д-т 90-2 – К-т 68
– исчислен НДС в случае, если организации освобождена от уплаты НДС;
Д-т 68 – К-т 98
– на сумму НДС, освобожденного от уплаты;
Д-т 98 – К-т 91
– на сумму начисленной амортизации основных средств, нематериальных активов, приобретенных за счет средств, высвободившихся в результате полученных льгот по налогам в части освобождения от уплаты налогов;
Д-та 98 – К-т 90 (субсчет 90-7 "Прочие доходы по текущей деятельности")
– на фактическую себестоимость запасов, приобретенных за счет средств, высвободившихся в результате полученных льгот по налогам в части освобождения от уплаты налогов, и использованных на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг.
Приведенное выше требование п. 7 ст. 107 НК не применяют при наличии освобождаемых от НДС оборотов.
Суммы НДС, за исключением сумм НДС, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе основных средств и нематериальных активов, плательщик включает в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, в случае использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от налогообложения (п. 2 ст. 106 НК).
Суммы НДС по объектам основных средств плательщики не включают в затраты при наличии у них освобождаемых от НДС оборотов. Такие суммы НДС подлежат вычету в общеустановленном порядке.
Суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая основные средства и нематериальные активы, могут быть отнесены плательщиками на увеличение стоимости этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 4 ст. 106 НК).
Таким образом, суммы НДС, уплаченные (подлежащие уплате) при приобретении либо при ввозе на территорию Республики Беларусь объектов основных средств, можно отнести на увеличение стоимости этих объектов, в т.ч. и при наличии освобождаемых от НДС оборотов, или принять к вычету в общеустановленном порядке.
Андрей Недоступ, аудитор
3 (253). К унитарному предприятию "А" присоединено такое же предприятие в сельской местности, которое стало его филиалом. Филиал сдает в аренду неиспользуемые площади в помещениях.
В настоящее время отдельного баланса у филиала нет, вся первичная документация обрабатывается в головном предприятии.
Имеет ли право унитарное предприятие "А" на льготу по налогу на недвижимость по сдаваемым в аренду площадям в сельской местности согласно Декрету Президента РБ от 07.05.2012 № 6?
Не имеет.
Обратимся к нормам Декрета Президента РБ от 07.05.2012 № 6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности" (далее – Декрет № 6). В нем сказано (подп. 1.2.1п. 1), что коммерческие организации РБ в течение 7 календарных лет со дня принятия в установленном порядке решения о создании на территории средних, малых городских поселений, сельской местности обособленного подразделения вправе не исчислять и не уплачивать:
– налог на прибыль в отношении прибыли, полученной обособленным подразделением от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
– налог на недвижимость со стоимости зданий (сооружений), машино-мест, находящихся на балансе обособленного подразделения и расположенных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.
При этом под обособленным подразделением согласно Декрету № 6 понимаются филиалы и (или) иные обособленные подразделения коммерческой организации РБ:
– осуществляющие деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности;
– имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций коммерческой организацией РБ открыт банковский счет с предоставлением должностным лицам данных обособленных подразделений права распоряжаться денежными средствами на счете.
Таким образом, предприятие не может воспользоваться льготой по налогу на недвижимость по всем объектам, расположенным на территории филиала в сельской местности, а не только по сдаваемым в аренду.
Обращаем внимание, что в случае ведения раздельного учета предприятие может воспользоваться льготой по налогу на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства обособленным подразделением, зарегистрированным на территории средних, малых городских поселений, сельской местности (подп. 1.4 п. 1 Декрета № 6).
Справочно: для применения положений Декрета № 6 под территорией средних, малых городских поселений, сельской местности понимается территория Республики Беларусь, за исключением территории городов Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск.
Анна Мойсеенко, консультант по бухгалтерскому учету и налогам
4 (254). Организация, применяющая УСН без уплаты НДС и ведущая учет в книге учета доходов и расходов, заключила договор на оказание рекламных услуг с организацией – резидентом РФ. Рекламные услуги резидентом РФ оказаны, о чем подписан акт оказанных услуг от 20.05.2013. Оплата за оказанные услуги в соответствии с условиями договора будет произведена в июне 2013 г.
Возникли вопросы:
4.1. Следует ли организации исчислять и уплачивать налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы)?
Следует.
Уплата налога при УСН заменяет уплату налогов, сборов (пошлин) и отчислений в бюджет или государственные внебюджетные фонды, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (подп. 2.1 п. 2 ст. 286 НК).
В то же время применяющие УСН организации исполняют обязанности налоговых агентов, в т.ч. удерживают при выплате заработной платы и иных доходов с начисляемых (перечисляемых) сумм налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК (подп. 4.3 п. 4 ст. 286 НК).
Виды доходов иностранной организации, полученных от источников в РБ и подлежащих обложению налогом на доходы, определены в п. 1 ст. 146 НК.
Объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признают доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь от оказания услуг по рекламе (за исключением выплачиваемых иностранным организациям доходов, связанных с участием белорусских организаций в выставках и ярмарках в иностранных государствах) (подп. 1.12.10 п. 1 ст. 146 НК).
Учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, включает в себя учет, необходимый для исполнения обязанностей налоговых агентов (п. 1 ст. 291 НК).
Таким образом, действующее законодательство возложило обязанность по удержанию налога и перечислению его в бюджет на источник выплаты, т.е. на лицо, от которого плательщик получает доход.
Отметим, что налоговый агент обязан:
– исчислять, удерживать из средств, причитающихся плательщику, и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК;
– по каждому плательщику вести учет начисленных и выплаченных доходов, удержанных и перечисленных в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин) и выдавать плательщикам по их обращениям справки о доходах, исчисленных и удержанных налогах по форме, утверждаемой МНС;
– представлять в налоговые органы документы и сведения, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин);
– обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов и сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин);
– выполнять другие обязанности, установленные НК и иными актами налогового законодательства (ст. 23 НК).
Сумма налога на доходы, подлежащего удержанию с дохода иностранной организации, не осуществляющей деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство, и перечислению в бюджет, определяется в п. 1 разд. II формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей.
Справочно: форма книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утверждена постановлением МНС, Минфина, Минтруда и соцзащиты и Минстата РБ от 19.04.2007 № 55/60/59/38.
4.2. Какую дату считать датой возникновения обязательств по уплате налога на доходы?
20 мая 2013 г.
Пункт 1 разд. II формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, содержит графу "дата начисления платежа (дохода)", необходимую для исчисления налога на доходы.
Дату возникновения обязательств по уплате налога на доходы определяют как приходящийся на налоговый период день начисления иностранной организации дохода (платежа) (ст. 148 НК).
Днем начисления дохода (платежа) иностранной организации признают наиболее раннюю из следующих дат:
– дату отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) факта выполнения иностранной организацией работ, оказания услуг, приобретения у иностранной организации недвижимого имущества, приобретения предприятия как имущественного комплекса (его части), принадлежащего иностранной организации, приобретения доли (пая, акций), принадлежащей иностранной организации как участнику организации, либо ее части;
– дату отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) обязательств перед иностранной организацией по выплате доходов в виде дивидендов, доходов от долговых обязательств, роялти, операций по реализации (погашению) ценных бумаг (кроме акций), реализации товаров на условиях договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров;
– дату отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) факта выплаты налоговым агентом дохода иностранной организации (факта осуществления платежа, передачи имущества, имущественных прав, проведения зачета встречных однородных требований в зависимости от установленной сторонами договора формы расчета) (п. 2 ст. 148 НК).
Следовательно, налоговые агенты, применяющие УСН, должны определять дату возникновения обязательства по налогу на доходы, руководствуясь требованиями ст. 148 гл. 15 НК, как наиболее раннюю из дат начисления дохода (платежа) иностранной организации. В рассматриваемой ситуации – это 20 мая 2013 г.
Владимир Васильев, экономист
БУХУЧЕТ-2013
5 (255). Организация в январе 2013 г. получила краткосрочный заем от другой организации. В соответствии с условиями договора проценты по займу уплачиваются 1 раз в конце срока действия договора займа. Заем на приобретение материалов был использован в полной сумме.
Когда отражается сумма начисленных процентов по займу в бухгалтерском учете организации?
Ежемесячно.
Хозяйственные операции фиксируют в бухгалтерском учете на дату их совершения и отражают в бухгалтерской отчетности в тех периодах, к которым они относятся, независимо от времени проведения денежных или неденежных расчетов, связанных с этими операциями.
Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством. При составлении бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций (ст. 8, 13 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности").
Проценты, подлежащие к уплате за пользование организацией кредитами, займами (за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством), организации признают в бухгалтерском учете расходами ежемесячно и отражают по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счетов 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" (п. 37 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102).
С учетом вышеизложенного проценты, подлежащие к уплате за пользование организацией займом, признают в бухгалтерском учете расходами и отражают по дебету счета 91 и кредиту счета 66 ежемесячно.
6 (256). Признают ли в бухгалтерском учете доходом арендодателя сумму, перечисленную арендаторами в возмещение расходов арендатора за потребленную ими электроэнергию и воду?
Не признают.
Расчеты по коммунальным услугам, возмещаемым арендатором, арендодатель отражает на счетах учета расчетов. При этом сумма, перечисленная арендаторами для расчетов за коммунальные услуги, в бухгалтерском учете арендодателя доходом не признается (п. 59 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50, с учетом изменений от 20.12.2012 № 77).
Татьяна Рыбак, начальник Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ, канд. экон. наук, доцент, аудитор, DipIFR
КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ
7 (257). Командировка работника организации из Бреста в Минск оформлена приказом по предприятию на одни сутки – 26 июня 2013 г. По окончании командировки работник представил авансовый отчет и железнодорожные билеты. Время прибытия в Минск по билету – 09 ч 05 мин 26 июня 2013 г. Время прибытия в Брест – 01 ч 29 мин 27 июня 2013 г. На работу сотрудник вышел 27 июня 2013 г.
Следует ли считать 27 июня 2013 г. вторым днем командировки?
Решение о продлении командировки принимает наниматель.
Направление работника в служебную командировку оформляют приказом (распоряжением) нанимателя с выдачей командировочного удостоверения по установленной форме (ст. 93 Трудового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ТК) и п. 2 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.04.2000 № 35 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 35)).
Срок служебной командировки наниматель определяет самостоятельно с учетом времени, необходимого командированному работнику для выполнения служебного задания, для отдыха, а также времени нахождения в пути.
Срок фактического пребывания в служебной командировке устанавливают по отметкам на командировочном удостоверении о дне прибытия и выбытия из места командирования (ст. 94 ТК). Днем выбытия в служебную командировку считается день отправления (выезда) поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства из места постоянной работы командированного, а днем прибытия – день приезда указанного транспортного средства к месту постоянной работы. При отправлении транспорта до 24 ч включительно днем выбытия считаются текущие сутки, а с 0 ч и позднее – последующие сутки. Время окончания работы в день выбытия наниматель определяет с учетом условий транспортного сообщения, дальности расстояния и т.д. В таком же порядке решается вопрос о времени явки на работу в случае прибытия из командировки до окончания рабочего дня.
В рассмотренной ситуации возмещение командировочных расходов необходимо производить в соответствии с периодом, определенным приказом (распоряжением) нанимателя. Вместе с тем считаем возможным по усмотрению нанимателя при наличии объективных причин продление срока командировки.
8 (258). Выполнение трудовых обязанностей работника водительского состава связано с постоянными разъездами вне постоянного места жительства, места работы. Командировочные удостоверения при этом ему не оформляются.
Каким образом наниматель может компенсировать этому работнику расходы, связанные с постоянными разъездами?
Путем установления надбавки.
Служебной командировкой признают поездку работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы.
При этом не считаются служебными командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, а также в пределах населенного пункта, где располагается наниматель (ст. 91 ТК).
В данном случае вопрос о компенсации расходов работнику водительского состава целесообразно решить в рамках ст. 99 ТК и постановления Совета Министров РБ от 26.05.2000 № 763* путем установления работнику надбавки к заработной плате за подвижной и разъездной характер работы. Приложение к постановлению № 763 содержит виды экономической деятельности организаций, при осуществлении которых работникам могут устанавливаться вышеуказанные надбавки.
__________________________________
* Постановление Совета Министров РБ от 26.05.2000 № 763 "Об условиях, порядке и размерах выплаты надбавок за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне постоянного места жительства (полевое довольствие)" (далее – постановление № 763).
Постановление № 763 предусматривает выплату следующих надбавок:
– надбавка за подвижной характер работы, которая устанавливается работникам в целях компенсации повышенных расходов, связанных с частой передислокацией организации или оторванностью работников от места жительства;
– надбавка за разъездной характер работы, устанавливаемая работникам, выполняющим работы на объектах, расположенных вне места жительства, при поездках сверх установленной продолжительности рабочего времени, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков;
– надбавка за постоянную работу в пути – ее устанавливают за работу, которая производится по специальным графикам, предусматривающим и время отдыха в пути следования (поездки).
9 (259). Офис организации находится в г. Минске. Для выполнения работ работник направлен на объекты, которые находятся вне места его постоянной работы, за пределами г. Минска, в 3 км от МКАД. Работник каждый день возвращается с объектов. Там он работает несколько дней в месяц.
Обязано ли предприятие издавать приказ на командировку работника и возмещать командировочные расходы с учетом того, что населенные пункты находятся вблизи постоянного места работы (г. Минска)?
Этот вопрос решает наниматель.
Напомним, что служебной командировкой признают поездку работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места постоянной работы (ст. 91 ТК).
Понятие "незначительное расстояние" нужно рассматривать с учетом полного содержания п. 3 Инструкции № 35, в котором определено, что при командировании работника в другую местность, находящуюся на незначительном расстоянии от места постоянной работы, вопрос о том, может ли работник ежедневно возвращаться из места служебной командировки к месту жительства (месту пребывания), решает наниматель с учетом расстояния, условий транспортного сообщения, характера выполняемого задания, а также необходимости создания работнику условий для отдыха и оговаривает в приказе (распоряжении) о командировании работника.
В случае если место командирования расположено за чертой населенного пункта, в котором находится наниматель, поездки работника, осуществляемые на незначительное расстояние в другую местность для выполнения своих служебных обязанностей, можно признавать служебными командировками. В таком случае возмещение командировочных расходов необходимо осуществлять в порядке, установленном законодательством.
10 (260). Работник командирован с 1 по 5 июля 2013 г. из Минска в Гомель. 3 июля – праздничный день.
Возможно ли предусмотреть в приказе нанимателя возврат командированного в г. Минск на праздничный день с оплатой расходов на проезд?
Возможно.
На работников, находящихся в служебной командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха, установленный по месту служебной командировки (ст. 92 ТК).
Выходные дни работник может использовать по своему усмотрению, если иное не определено нанимателем (ст. 137 ТК). Выплата суточных производится за все календарные дни нахождения работника в командировке независимо от того, является день рабочим или выходным (праздничным).
При командировании работника в другую местность, находящуюся на незначительном расстоянии от места постоянной работы, вопрос о том, может ли работник ежедневно возвращаться из места служебной командировки к месту жительства (месту пребывания), наниматель решает с учетом расстояния, условий транспортного сообщения, характера выполняемого задания, а также необходимости создания работнику условий для отдыха и оговаривает в приказе (распоряжении) о командировании работника (п. 3 Инструкции № 35).
В случае если командированный работник в свои выходные или праздничные дни добровольно выбыл из места командирования к месту жительства, то наниматель вправе изменить порядок возмещения командировочных расходов на основании документов, подтверждающих фактические расходы.
11 (261). Организация расположена в г. Минске. Основной вид деятельности – пусконаладочные работы. Работа связана с командировками по предприятиям Республики Беларусь. На работу принят работник с местом жительства по месту прописки в г. Молодечно.
Этот работник командирован в г. Мозырь сроком на 4 дня. В командировочном удостоверении стоят отметки: убыл из г. Молодечно, прибыл в г. Мозырь, убыл из г. Мозыря, прибыл в г. Молодечно. Прилагаются оригинальные документы: проезд из г. Молодечно в г. Минск, из Минска в г. Мозырь и обратно: Мозырь – Минск – Молодечно.
Как правильно оплатить проезд по командировке? Нужно ли возмещать работнику стоимость проезда Молодечно – Минск, Минск – Молодечно?
Нужно возмещать, если такой порядок установлен приказом.
По общему правилу командированному работнику возмещают расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы в размере стоимости представленных подлинных проездных документов. Без представления проездных документов оплата проезда может быть компенсирована по минимальной стоимости проезда с разрешения нанимателя в случаях нерегулярного транспортного сообщения в пределах одного административного района (подп. 4.1 п. 4 Инструкции № 35).
Термин "место постоянной работы" применительно к нормам ТК и Инструкции № 35 предопределяет, что место постоянного проживания работника находится в пределах населенного пункта, где находится и место постоянной работы.
Если место постоянного проживания работника с учетом сложившихся обстоятельств не совпадает с местом его постоянной работы, то в случае необходимости его поездки за пределы постоянного места жительства это следует предусмотреть в приказе (распоряжении) нанимателя и в командировочном удостоверении. При этом командировочные расходы данного работника, в т.ч. и по проезду, возмещают согласно приказу (распоряжению) нанимателя в соответствии с Инструкцией № 35.
Ольга Королинская, главный экономист отдела методологической работы
и финансирования местных органов и государственных организаций управления
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
12 (262). В организацию принят на работу пенсионер.
Обязана ли организация сообщать органу, выплачивающему пенсию, о таком факте?
Обязана.
О трудоустройстве пенсионера на работу органу, выплачивающему пенсию, обязан сообщать работодатель (часть первая ст. 93 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII "О пенсионном обеспечении" (далее – Закон)). Соответствующее извещение должно быть направлено в 5-дневный срок.
Вызвано это следующим. Законодательством предусмотрено ограничение при выплате трудовой пенсии в период работы либо занятия предпринимательской деятельностью (ст. 83 Закона). Часть пенсии, исчисленная с учетом заработка свыше 130 % средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, в период работы (за исключением работы непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства) не выплачивается. Указанное ограничение выплачиваемой пенсии применяется без учета получаемой заработной платы, а также вне зависимости от наличия дохода (получения убытков).
Из приведенной нормы следует, что ограничение не распространяется на лиц, работающих в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства, а также тех, кому пенсия исчислена из заработка, индивидуальный коэффициент которого не превышает 1,3.
Обязанность извещать орган, выплачивающий пенсию, о трудоустройстве и других обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, возложена и на самого пенсионера (часть третья ст. 93 Закона). Оперативное информирование о данном факте позволяет избежать проблем с выплатой пенсии, в частности с ее переплатами.
Суммы пенсии, излишне выплаченные пенсионеру в связи с невыполнением работодателем указанного требования, взыскиваются в пользу органа, выплачивающего пенсию, по его распоряжению в бесспорном порядке с работодателей – юридических лиц и в судебном порядке с работодателей – физических лиц.
В случаях, когда работодатель ликвидирован и отсутствует правопреемник, излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии удерживаются на основании ст. 94 (п. "б") Закона из пенсии по решению комиссии по назначению пенсий, созданной районным (городским) исполнительным и распорядительным органом. Удержания на основании таких решений производятся в размере не свыше 20 % пенсии сверх удержаний по другим основаниям.
Лариса Яшкова, заместитель начальника главного управления пенсионного обеспечения Минтруда и соцзащиты РБ