НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (307). Учредителем белорусской организации – резидента Парка высоких технологий является организация – резидент Люксембурга.
Какая ставка налога на доходы применяется в отношении дивидендов, начисляемых и выплачиваемых резиденту Люксембурга?
Ставка 5 %.
Объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы), признают дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 35 Налогового кодекса РБ; далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК), полученные плательщиком от источников в РБ (подп. 1.4 п. 1 ст. 146 НК).
Ставка налога на доходы по дивидендам составляет 12 % (п. 1 ст. 149 НК).
Однако следует учитывать нормы Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента РБ от 22.09.2005 № 12 (далее – Положение). Ставка налога на доходы, получаемые иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в РБ через постоянное представительство, по дивидендам, долговым обязательствам, роялти, лицензиям, если источником выплаты такого дохода является резидент Парка высоких технологий, составляет 5 %, если более льготный режим не установлен международными договорами РБ (п. 29 Положения).
Поскольку международного договора об избежании двойного налогообложения с Великим Герцогством Люксембург у Республики Беларусь нет, то белорусская организация вправе применить ставку 5 % по налогу на доходы при выплате дивидендов организации – резиденту Люксембурга.
Д-т 84 – К-т 75-2
– начислены дивиденды учредителю – резиденту Люксембурга;
– начислены дивиденды учредителю – резиденту Люксембурга;
Д-т 75-2 – К-т 68
– начислен налог на доходы по ставке 5 %;
Д-т 75-2 – К-т 51, 52
– перечислены дивиденды учредителю – резиденту Люксембурга*.
__________________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
Сергей Козырев, аудитор
2 (308). Между ООО "Б" (Республика Беларусь) и ЗАО "A" (Литва) заключен договор на оказание биллинговых услуг. Предметом договора является предоставление секретных кодов посредством электронной почты для активации денежного баланса на SIM-карте покупателя. ЗАО "A" предоставляет ООО "Б" акт приема-передачи услуг связи с приложением к акту с серийными номерами кодов. В дальнейшем ООО "Б" реализует конечному потребителю пластиковые карточки с содержащимися в них кодами, которые позволяют производить экспресс-оплату услуг связи.
Рассмотрим вопросы, возникающие в данной ситуации.
2.1. Облагают ли полученные секретные коды налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы)?
Вопрос налогообложения представляется проблематичным.
Перечень объектов обложения налогом на доходы приведен в ст. 146 НК и является исчерпывающим. Данный перечень не включает такой объект налогообложения, как предоставление биллинговых услуг.
Вместе с тем для правильного определения объекта обложения налогом на доходы необходимо комплексно рассматривать каждый отдельный договор и перечень оказываемых услуг, так как общий предмет договора не всегда полностью отражает предоставленную работу.
В рассматриваемой ситуации по договору на оказание биллинговых услуг иностранная организация (резидент Литвы, дистрибьютор) оказывает белорусской организации биллинговые услуги, под которыми в настоящем договоре понимается предоставление секретных кодов, позволяющих инициировать вызов биллинговой (платежной) системы оператора связи и идентифицировать счет абонента как плательщика в сети подвижной связи оператора связи для пополнения баланса счета абонента. Коды оплаты дистрибьютор передает по электронной почте.
В национальном законодательстве определение биллинга отсутствует. Проанализируем имеющуюся законодательную и нормативную базу.
Объектом обложения налогом на доходы признают в т.ч. доходы от деятельности по обработке данных, включая деятельность по обработке данных с применением программного обеспечения потребителя или собственного программного обеспечения (полная обработка данных, подготовка и ввод данных, автоматизированная обработка данных), услуги хостинга (хранение веб-страниц, предоставление возможности их модификации и размещения в Интернете для общего доступа),услуги по продаже компьютерного времени, а также доходы от деятельности с базами данных, включая создание баз данных, хранение данных, обеспечение доступа к базам данных, услуги поисковых порталов и поисковых машин в Интернете (за исключением доходов от использования автоматизированной системы межбанковских расчетов, международных платежных систем, международных телекоммуникационных систем передачи информации по платежам и (или) совершения платежей) (подп. 1.14 п. 1 ст. 146 НК).
Доступ к информации – возможность получения информации и пользования ею; доступ к информационной системе и (или) информационной сети – возможность использования информационной системы и (или)информационной сети (ст. 1 Закона РБ от 10.11.2008 № 455-З "Об информации, информатизации и защите информации").
С учетом изложенного предоставление доступа к информационному комплексу предполагает наличие права самостоятельного входа в информационную систему.
Данные о доходах от услуг связи отражают в отчете на основании данных автоматизированных систем расчетов с потребителями услуг (систем биллинга), первичных учетных документов и бухгалтерского учета (п. 6 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-связь (доходы) "Отчет о доходах от услуг связи", утвержденных постановлением Белстата от 30.07.2012 № 114).
Таким образом, можно предположить, что оказываемые нерезидентом услуги подходят под определение, данное в подп. 1.14 п. 1 ст. 146 НК, – доходы от международных телекоммуникационных систем передачи информации по платежам и (или) совершения платежей. Напомним, что указанный вид дохода является исключением из объектов обложения налогом на доходы.
2.2. Следует ли облагать этот вид дохода с учетом международного соглашения об избежании двойного налогообложения с Литвой?
Не следует, если будет получено подтверждение о налоговом резидентстве литовской организации.
Порядок налогообложения доходов, причитающихся иностранныморганизациям, кроме НК также регулируется положениями заключенных с Республикой Беларусь международных договоров об избежании двойного налогообложения, применение норм которых имеет приоритет над нормами национального законодательства.
Справочно: если международными договорами, действующими для Республики Беларусь, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами РБ, то применяют нормы международного договора, если иное не определено положениями международного права (п. 2 ст. 5 НК).
То есть, если исходя из положений международного договора тот или иной вид дохода не подлежит налогообложению на территории Республики Беларусь или оговорена более низкая ставка налога, то такой вид дохода в Беларуси не облагается или облагается налогом на доходы по пониженной ставке соответственно.
По мнению автора, более безопасным для плательщика будет воспользоваться нормами соглашения об избежании двойного налогообложения, а не доказывать, что предмет договора подпадает под определения, данные в НК и позволяющие освободить от налога услуги биллинга.
Что касается норм международного соглашения с Литвой, то прибыль предприятия одного договаривающегося государства может облагаться налогом только в этом государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через находящееся там постоянное представительство (п. 1 ст. 7 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы от 18.07.1995).
Для применения положений вышеуказанного соглашения иностранная организация, являющаяся фактическим владельцем дохода, должна представить по форме и в порядке, установленным МНС, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым имеется международный договор РБ по вопросам налогообложения. Это подтверждение должно быть заверено компетентным органом Литвы.
Таким образом, если резидент Литвы представит надлежаще оформленное подтверждение о своем налоговом резидентстве, налог на доходы белорусской организации удерживать и перечислять в бюджет Республики Беларусь не нужно.
Процедура представления таких подтверждений установлена ст. 151 НК.
Владимир Васильев, экономист
3 (309). Организация в июле 2013 г. ввезла товар из Российской Федерации и поставила на учет. Отчетным периодом по НДС у нее является календарный месяц.
В каком периоде уплаченная сумма НДС по ввезенным товарам подлежит вычету: в налоговой декларации (расчете) по НДС за январь – июль 2013 г. либо за январь – август 2013 г.?
Период зависит от момента уплаты НДС.
Взимание НДС по товарам, импортируемым на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации либо Республики Казахстан, осуществляет налоговый орган РБ по месту постановки на налоговый учет импортера – собственника товаров.
Для целей уплаты НДС налоговую базу определяют на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров (в т.ч. товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении). Это правило также действует в отношении товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.
Стоимостью приобретенных товаров, в т.ч. товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении, является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги), согласно условиям договора (контракта) (пп. 1, 2 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее – Протокол по товарам)).
Косвенные налоги, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачивают не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 7 ст. 2 Протокола по товарам).
Следовательно, в рассматриваемой ситуации белорусская организация – импортер товаров, поставившая товары на учет в июле 2013 г., уплачивает НДС по ввезенным товарам не позднее 20 августа 2013 г.
Общая сумма налога, определенная в соответствии со ст. 103 НК, уменьшается на установленные ст. 107 НК налоговые вычеты (п. 1 ст. 107 НК). Налоговыми вычетами признают в т.ч. суммы НДС, уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.
Справочно: порядок отражения вычетов по НДС в налоговой декларации (расчете) изложен в Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее – Инструкция № 82).
Суммы НДС, отраженные в части II налоговой декларации (расчета) по НДС и уплаченные в установленные сроки в бюджет при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, учитывают в разд. II части I налоговой декларации (расчета) по НДС, представляемой за тот отчетный период, в котором товары приняты на учет.
Суммы НДС, отраженные в части II налоговой декларации (расчета) по НДС и уплаченные в бюджет с нарушением установленных сроков при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, учитывают в разд. II части I налоговой декларации (расчета) по НДС, представляемой за тот отчетный период, в котором произведена их уплата в бюджет (часть вторая п. 11 Инструкции № 82).
Следовательно, если сумма НДС по ввезенному в июле товару уплачена не позднее 20 августа 2013 г., то она может быть принята к вычету и отражена в налоговой декларации (расчете) по НДС за январь – июль 2013 г., поскольку отчетным периодом у организации является календарный месяц.
Если НДС по ввезенному товару уплачен с нарушением срока уплаты (например, 23 августа 2013 г.), то право вычета и отражения в налоговой декларации (расчете) по НДС наступит в периоде его уплаты, т.е. в налоговой декларации (расчете) по НДС за январь – август 2013 г.
4 (310). Организация с целью укрепления здоровья сотрудников оборудовала в собственном здании тренажерный зал. Пользоваться залом сотрудники могут в нерабочее время. Для его оснащения организация приобрела велотренажеры и спортивный инвентарь. Решением комиссии по амортизационной политике организации данные активы отнесены в состав основных средств, не участвующих в предпринимательской деятельности.
Может ли организация принять к вычету суммы "входного" НДС по таким активам с учетом того, что они не используются в ее предпринимательской деятельности?
Может.
Общая сумма НДС, определенная в соответствии со ст. 103 НК, уменьшается на установленные ст. 107 НК налоговые вычеты. Налоговыми вычетами признают суммы НДС, предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах РБ и являющимися плательщиками, к оплате плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1, подп. 2.1 п. 2 ст. 107 НК).
Суммой НДС, предъявленной при приобретении на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, признают сумму НДС, выделенную продавцом покупателю. Определение сумм НДС, подлежащих вычету по приобретенным (ввезенным) основным средствам и нематериальным активам, производят исходя из сумм НДС, приходящихся на их полную стоимость.
Вычетам подлежат предъявленные плательщику суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав независимо от даты проведения расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги), имущественные права либо уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок в случае, если ведение книги покупок осуществляет плательщик (п. 6 ст. 107 НК).
Справочно: ведение книги покупок устанавливается учетной политикой организации. Организация вправе в течение налогового периода предусмотреть в учетной политике ведение такой книги. В этом случае ее ведение осуществляют до окончания соответствующего налогового периода.
В рассматриваемой ситуации организация приобрела объекты, которые не предназначены для использования в предпринимательской деятельности и которые используются ею для собственного потребления непроизводственного характера. Случаи, когда невозможно принятие к вычету суммы "входного" НДС, перечислены в п. 19 ст. 107 НК и не содержат приобретение не участвующих в предпринимательской деятельности объектов.
Таким образом, предъявленные продавцом велотренажеров и спортивного инвентаря суммы НДС организация вправе принять к вычету после отражения в учете (либо в бухгалтерском учете и книге покупок в случае, если организация осуществляет ведение книги покупок) приобретенных объектов и предъявленных сумм НДС независимо от периода погашения задолженности за них.
Владимир Васильев, экономист
5 (311). Организация (комиссионер) по поручению комитента закупает у физических лиц (сдатчиков) дикорастущую продукцию (грибы, ягоды).
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
5.1. Кто (комиссионер, комитент, физическое лицо) в данном случае является плательщиком сбора с заготовителей?
Плательщиком сбора с заготовителей является организация-комиссионер.
Осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации, за исключением их заготовки, при которой плательщиком внесена плата за побочное лесное пользование либо применено освобождение от указанной платы, признается объектом обложения сбором с заготовителей (ст. 282 НК).
Плательщиками сбора с заготовителей признают организации и индивидуальных предпринимателей (ст. 281 НК).
В данном случае закупку грибов, ягод у граждан осуществляет организация-комиссионер, поэтому у нее возникает обязательство по исчислению и уплате сбора с заготовителей.
Налоговую базу сбора с заготовителей определяют как стоимость объема заготовки (закупки) исходя из заготовительных (закупочных) цен. Ставки сбора с заготовителей устанавливают в размере, не превышающем 5 % (ст. 282 НК). Сбор с заготовителей относят к местным налогам и сборам. Решение о размере ставки сбора принимает соответствующий областной Совет депутатов.
Пример
Для осуществления закупки дикорастущей продукции комитент перечислил организации-комиссионеру на ее расчетный счет 5 000 000 руб. Комиссионное вознаграждение составляет 10 % от стоимости переданной комитенту продукции по заготовительным ценам. Стоимость закупленной продукции, согласно отчету комитента, составила 4 300 000 руб.
Ставка сбора – 5 %.
Сумма сбора с заготовителей составит 215 000 руб. (4 300 000 × 5 %).
5.2. Включают ли сбор с заготовителей в затраты, учитываемые при налогообложении?
В бухгалтерском учете суммы сбора с заготовителей следует рассматривать как затраты по текущей деятельности организации.
В налоговом учете суммы сбора с заготовителей организации включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (ст. 284 НК).
5.3. Каков порядок отражения в бухгалтерском учете сбора с заготовителей в приведенной ситуации?
Подробный порядок отражения в бухгалтерском учете сбора с заготовителей нормативно не определен. Однако, учитывая нормы ст. 284 НК и то, что расходы организации по уплате сбора с заготовителей непосредственно связаны с выполнением работ по заготовке продукции, считаем возможным отражать его суммы по дебету счетов 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные затраты" и др. и кредиту счета 68 "Расчеты по налогами сборам", субсчет 1 "Расчеты по налогам и сборам, относимым на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг".
В бухгалтерском учете комиссионера будут иметь место следующие записи:
Нина Анищенко, экономист
ПЛАТА ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ СБОРА ОТХОДОВ
6 (312). Организация импортирует на территорию Республики Беларусь неоновые лампы (код ТН ВЭД ТС 8539 39).
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
6.1. Является ли организация в отношении этих ламп обязанным лицом в рамках Указа Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313)?
Является.
Юридические лица, осуществляющие производство и (или) ввоз товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, а также ввоз потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении 1, и пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, в которую упакованы ввезенные потребительские товары (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313) (далее – обязанность и обязанные лица).
Обязанные организации могут выполнить рассматриваемую обязанность путем применения собственной системы сбора отходов товаров из отходов потребления или заключения с государственным учреждением "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор) договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары и внесения на текущий (расчетный) счет оператора платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары.
Указанные в рассматриваемом вопросе лампы, соответствующие коду ТН ВЭД ТС 8539 39, названы в приложении 1 к Указу № 313. Соответственно поставщик этих ламп является обязанным лицом в части обеспечения сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, образующихся после утраты потребительских свойств данных товаров. Обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров возникает для поставщика независимо от цели ввоза товаров и их дальнейшего движения. Исключение составляют лишь случаи, предусмотренные подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.
Отметим, что обязанность у поставщика возникает и в отношении тары, в которую упакованы лампы. При заключении договора с оператором в расчет платы, подлежащей внесению на текущий (расчетный) счет оператора, включается плата и за ввезенный товар, и за тару, в которую он был упакован, вне зависимости от того, включена ли в стоимость товара стоимость тары.
6.2. Организация планирует использовать неоновые лампы (код ТН ВЭД ТС 8539 39) в качестве комплектующих для производства приборов.
Сохраняется ли в этом случае обязанность в отношении ламп и тары, в которую они были упакованы?
Сохраняется только в отношении ламп.
Под потребительскими товарами следует понимать любые товары, предназначенные для постоянного размещения на территории Республики Беларусь.
Под данное определение не подпадают сырье, материалы (полуфабрикаты), запасные части и комплектующие, ввезенные организациями для собственного потребления (производства).
Однако в рассматриваемом примере ввозимые лампы названы в приложении 1 к Указу № 313. В связи с этим обязанность, предусмотренная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, сохраняется в отношении этих ламп, но не распространяется на тару, в которую они были упакованы.
6.3. Производимый с использованием ламп товар будет реализовываться предприятиям как Беларуси, так и Российской Федерации.
Имеет ли это значение при необходимости внесения платы оператору?
Под ввозом товаров (потребительских товаров) для целей Указа № 313 следует понимать действия, связанные с пересечением товарами (потребительскими товарами) Государственной границы РБ, в результате которых они прибыли для постоянного размещения на территорию Республики Беларусь любым способом.
В случае если рассматриваемые ввозимые лампы применяются при производстве продукции, экспортируемой за пределы Республики Беларусь, полагаем, что отсутствует факт постоянного размещения на территории Беларуси данных товаров. Соответственно предусмотренная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313 обязанность в данной ситуации не возникает.
В таком случае подтверждением для освобождения от обязанности являются экспортный контракт на поставку производимой с применением ввозимых ламп продукции, товаросопроводительные документы, экспортная декларация с таможенными отметками о вывозе (в случае, если таможенное декларирование предусмотрено), подтверждение о вывозе товаров за пределы таможенной территории Республики Беларусь, выдаваемое таможенными органами РБ, иные документы, составленные в соответствии с требованиями законодательства, а также документация, подтверждающая применение ввозимых ламп для производства экспортируемой продукции.
Сергей Юрча, главный специалист ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов"