НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (324). Организация в июле 2013 г. приобрела неименные подарочные сертификаты с определенным номиналом, которые в дальнейшем планирует передавать своим работникам на основании приказов об их поощрении.
На величину номинала сертификата работник может приобрести товары. При этом у организации отсутствует информация о том, использовало ли физическое лицо переданный подарочный сертификат для оплаты приобретенных товаров и в какой момент.
Обязана ли организация удержать подоходный налог со стоимости подарочных сертификатов при их выдаче работникам?
Да, но можно применить льготу, установленную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК.
При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц учитывают все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 156 Налогового кодекса РБ; далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
При этом к доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, в частности, относят:
– оплату (полностью или частично) за него организациями или физическими лицами товаров (работ, услуг), иного имущества или имущественных прав, в т.ч. коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах плательщика;
– полученные плательщиком товары, выполненные в его интересах работы (оказанные услуги) на безвозмездной основе;
– доходы в виде оплаты труда в натуральной форме (п. 2 ст. 157 НК).
Таким образом, при выдаче работникам подарочных сертификатов они получают доход в натуральной форме в размере стоимости этих сертификатов.
Если сертификаты выдаются работникам не в счет их заработной платы (не являются вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей), организация при исчислении подоходного налога с таких доходов вправе применить льготу, установленную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК. С учетом этой льготы от подоходного налога освобождаются доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей (за исключением доходов, указанных в подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК), в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК), получаемые:
– от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей, – в размере, не превышающем 10 000 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода;
– иных организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением профсоюзных организаций, – в размере, не превышающем 660 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода.
2 (325). Торговая организация согласно приказу руководителя в августе 2013 г. оплатила своим работникам (начальникам структурных подразделений организации) стоимость посещения 3-дневного обучающего семинара-тренинга по тайм-менеджменту, проводимого российской обучающей организацией. По завершении обучения работникам был выдан сертификат об участии в семинаре-тренинге.
Является ли стоимость обучения доходом работников, подлежащим обложению подоходным налогом?
Не является, если эта организация – основное место их работы.
К доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) организацией обучения в интересах плательщика (подп. 2.1 п. 2 ст. 157 НК).
Вместе с тем не признают объектом обложения подоходным налогом с физических лиц доходы, полученные плательщиками в размере стоимости обучения плательщиков, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых при их переподготовке, профессиональной подготовке, повышении квалификации, стажировке, обучении на обучающих курсах, связанных с осуществляемой нанимателем деятельностью, оплаченных за счет средств бюджета, организации или индивидуального предпринимателя, являющихся местом их основной работы (службы, учебы) (подп. 2.14 п. 2 ст. 153 НК).
С учетом того что семинар связан с осуществляемой организацией деятельностью, ее расходы по оплате стоимости обучения на этом семинаре за своих работников не признаются для последних объектом обложения подоходным налогом. Указанное применимо только при условии, что для работников, участвовавших в этом семинаре, торговая организация является местом основной работы.
В противном случае торговая организация при исчислении подоходного налога вправе применить льготу, установленную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК. Из содержания этой льготы следует, что от подоходного налога освобождаются доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей (за исключением доходов, указанных в подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК), в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК), получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся местом основной работы (службы, учебы), за исключением профсоюзных организаций, – в размере, не превышающем 660 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода.
Анна Павлова, экономист
2 (326). Работник предприятия в целях получения имущественного налогового вычета при исчислении подоходного налога кроме квитанций на погашение кредита банка, направленного на приобретение квартиры, предоставил квитанции на оплату комиссии банка за обслуживание кредитного договора.
Подлежат ли вычету суммы, направленные на оплату комиссии банка за обслуживание кредитного договора?
Не подлежат.
Физическое лицо – плательщик подоходного налога с физических лиц имеет право применить имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных им расходов на приобретение на территории Республики Беларусь квартиры, а также на погашение кредита банка РБ (включая проценты по нему, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредита, и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредиту), фактически израсходованного им на приобретение на территории Республики Беларусь квартиры (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).
Действующее законодательство наряду с расходами на покупку квартиры, произведенными плательщиком за счет собственных денежных средств, предусматривает включение в состав имущественного налогового вычета сумм, направленных им на погашение кредита, предоставленного банком на покупку квартиры, и уплату процентов за пользование таким кредитом.
Суммы, израсходованные физическим лицом на оплату услуг банка по обслуживанию кредитного договора (комиссионные платежи банку за сопровождение и обслуживание кредитной линии), не являются расходами, непосредственно направленными на покупку квартиры, и не относятся к процентам за пользование банковским кредитом.
Таким образом, по суммам, направленным на оплату комиссии банка за обслуживание кредитного договора, работник предприятия не вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом.
4 (327). Работник предприятия для погашения кредита использует систему "Интернет-банкинг".
Является ли квитанция об оплате кредита в данной системе основанием для имущественного налогового вычета по подоходному налогу с физических лиц?
Является при наличии необходимых реквизитов.
Имущественный налоговый вычет предоставляют плательщику, в частности, на основании документов, подтверждающих фактическое погашение кредитов банков РБ (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам) (п. 2 ст. 166 НК).
Документы, подтверждающие фактическое погашение кредитов, займов должны содержать информацию о фамилии, имени, отчестве плательщика, сумме и даты оплаты, назначении платежа (номере кредитного договора, суммах погашения основного долга по кредиту и процентов по нему). В случае если они не содержат указанных реквизитов, к ним должна быть приложена справка получателя платежа, в которой следует отразить недостающую информацию.
Таким образом, карт-чек системы электронных платежей (квитанция об оплате кредита), подтверждающий оплату кредита через Интернет-банкинг, является документом, подтверждающим фактическое погашение кредита банка вне зависимости от того, при использовании каких программно-технических средств в соответствии с правилами обслуживающего банка он составлен.
Карт-чек должен содержать информацию о фамилии, имени, отчестве плательщика, сумме и дате оплаты, назначении платежа (номере кредитного договора, суммах погашения основного долга по кредиту и процентов по нему). В случае если он не содержит указанных реквизитов, то к нему прилагается справка получателя платежа, в которой должна быть отражена недостающая информация.
5 (328). Организация, исчисляющая и уплачивающая НДС ежемесячно, реализовала объект недвижимого имущества. При этом дата регистрации договора купли-продажи недвижимого имущества в агентстве по государственной регистрации и земельному кадастру (июнь 2013 г.), дата подписания акта приема-передачи недвижимого имущества (июль 2013 г.) и дата выдачи свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество за покупателем (август 2013 г.) приходятся на разные месяцы.
В каком месяце необходимо отразить в налоговой декларации (расчете) по НДС оборот по реализации недвижимого имущества?
В июле 2013 г.
Возникновение, переход, прекращение прав на недвижимое имущество являются объектом государственной регистрации (ст. 4 Закона РБ от 22.07.2002 № 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним").
При исчислении НДС и определении момента фактической реализации для целей исчисления НДС следует руководствоваться нормами НК. Так, момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяют как приходящийся на отчетный период день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав независимо от даты проведения расчетов по ним (п. 1 ст. 100 НК).
Справочно: днем отгрузки товаров признают:
– дату их отпуска покупателю (получателю или организации (индивидуальному предпринимателю), осуществляющей перевозку (экспедирование) товара, или организации связи), если продавец не осуществляет доставку (транспортировку) товаров либо не производит затрат по их доставке (транспортировке);
– дату, определяемую в соответствии с учетной политикой организации, но не позднее даты начала их транспортировки – в иных случаях.
Товаром признают имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не установлено таможенным законодательством (п. 1 ст. 29 НК).
Таким образом, для целей применения НК и исчисления НДС реализуемое недвижимое имущество (основное средство) является товаром. Исходя из вышеизложенного момент фактической реализации недвижимого имущества для целей исчисления НДС не зависит от даты перехода права собственности на указанное имущество, а определяется как приходящийся на отчетный период день передачи недвижимого имущества, т.е. это дата подписания акта приема-передачи недвижимого имущества.
Следовательно, организация, у которой отчетным периодом для целей исчисления НДС является отчетный месяц, включает оборот по реализации недвижимого имущества в налоговую декларацию (расчет) по НДС за январь – июль 2013 г.
Владимир Васильев, экономист
6 (329). По договору, заключенному с резидентом Литовской Республики, белорусская организация произвела оплату за регистрацию (приобретение) доменного имени.
Возникли следующие вопросы:
6.1. Возникает ли объект исчисления налога на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы), при начислении (выплате) дохода за приобретение доменного имени?
Не возникает.
Перечень доходов, являющихся объектом обложения налогом на доходы, изложен в п. 1 ст. 146 НК и является исчерпывающим. Указанный перечень не содержит такого вида дохода, как услуги по регистрации доменного имени.
Следовательно, при начислении (выплате) иностранной организации – резиденту Литовской Республики дохода (платежа) за регистрацию (приобретение) доменного имени налог на доходы исчислять не нужно.
Справочно: доменным именем (доменом) признают символьное (буквенно-цифровое) обозначение, сформированное в соответствии с международными правилами адресации в Интернете, предназначенное для поименованного обращения к информационному ресурсу Интернета и соответствующее определенному сетевому адресу (п. 2 Инструкции о порядке регистрации доменных имен в пространстве иерархических имен национального сегмента сети Интернет, утвержденной приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте РБ от 18.06.2010 № 47 (далее – Инструкция № 47)).
Регистрация домена – организационные и технические мероприятия, необходимые для обеспечения функционирования заявленного доменного имени. Регистрация доменных имен осуществляется с целью дальнейшего использования для адресации ресурсов администратора домена в Интернете (п. 3 Инструкции № 47).
6.2. Является ли местом реализации указанной услуги Республика Беларусь и надо ли в связи с этим исчислять НДС?
Не является. НДС исчислять не надо.
При реализации работ, услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Беларуси через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагают на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации, приобретающие данные работы, услуги (п. 1 ст. 92 НК).
При приобретении работ, услуг у резидента Литовской Республики место реализации услуг определяют в соответствии со ст. 33 НК.
Так, местом реализации работ, услуг, имущественных прав признают территорию Республики Беларусь, если деятельность организации осуществляется на территории Республики Беларусь и (или) местом их нахождения (местом жительства) является Беларусь и ими выполняются работы, оказываются услуги, реализуются имущественные права (за исключением имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности), не предусмотренные подп. 1.1–1.4 п. 1 ст. 33 НК (подп. 1.5 п. 1 ст. 33 НК).
Местом реализации услуг по регистрации (приобретению) доменов, оказанных нерезидентом, территорию Республики Беларусь не признают, так как услуги по регистрации доменного имени не поименованы в подп. 1.1–1.4 п. 1 ст. 33 НК.
Соответственно НДС исчислять не нужно.
Владимир Васильев, экономист
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
7 (330). Юридическое лицо владеет сетью аптек, расположенных в разных городах республики. В процессе деятельности аптек образуются отходы, подобные отходам жизнедеятельности, смет, отходы бумаги и в небольших количествах отходы других видов упаковки.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
7.1. Вправе ли организация утвердить единые нормативы образования отходов производства либо это надо сделать по каждой аптеке отдельно?
Вправе.
Нормативы образования отходов производства устанавливаются для отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, и утверждаются производителями этих отходов (п. 1 ст. 33 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами", далее – Закон № 271-З). Как видим, исключений при обращении с отходами производства, относящимися к коммунальным, не предусмотрено.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации, полагаем, требуется утверждение единых нормативов образования отходов производства для юридического лица в целом.
Справочно: производитель отходов – это юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, экономическая деятельность, жизнедеятельность которого приводят к образованию отходов (ст. 1 Закона № 271-З).
7.2. Вправе ли организация вести один журнал ПОД-10 либо это должны делать все аптеки?
Форма книги общего учета отходов ПОД-10 и порядок ее заполнения определены Инструкцией о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33. Она используется для ведения учета образования и поступления отходов в целом от всех источников образования отходов производства в организации и поступления отходов от других организаций, т.е. она предусмотрена для одного юридического лица – собственника отходов производства.
Таким образом, организация вправе вести одну книгу общего учета отходов по форме ПОД-10.
7.3. Может ли организация не представлять госстатотчетность 1-отходы (Минприроды)?
Можно не представлять при общем объеме отходов 50 т и менее в год.
Форма государственнойстатистической отчетности 1-отходы (Минприроды) "Отчет об обращении с отходами производства" распространяется на юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с обращением с отходами производства.
Исключение составляют юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, у которых образуются только отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, отходы бумаги и картона, отходы упаковки, отработанные люминесцентные трубки, отработанные ртутные лампы, при общем объеме таких отходов 50 т и менее в год (п. 2 постановления Белстата от 29.09.2011 № 277).
В случае соответствия данному исключению нет необходимости в представлении рассматриваемой статистической отчетности.
Сергей Юрча, главный специалист ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов"
8 (331). Торговая организация осуществляет выездную розничную торговлю. Торговля производится не на рынках, а в местах, выделенных местной исполнительной властью. Режим работы согласован с торговым отделом районного исполнительного совета. Товары продаются не из транспортного средства, а из временно собранной торговой палатки.
Возникли следующие вопросы:
8.1. Относится ли данный вид торговли к развозной или разносной торговле товарами?
Не относится.
Государственным стандартом РБ СТБ 1393-2003 "Торговля. Термины и определения" определено, что:
– развозная торговля – это розничная торговля, осуществляемая вне стационарной торговой сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством;
– разносная торговля – это розничная торговля, осуществляемая вне стационарной торговой сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в организации, транспорте или на улице;
– выездная торговля – это розничная торговля, осуществляемая в установленных местах или на определенной территории вне постоянного места расположения торгового объекта;
– мелкорозничная торговая сеть – это торговая сеть, представленная павильонами, киосками, палатками, а также передвижнымисредствами развозной и разносной торговли. К передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления;
– палатка – это легковозводимая сборно-разборная конструкция, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которой размещен товарный запас, как правило, на один день торговли.
Исходя из приведенной выше терминологии и обстоятельств, указанных в вопросе, усматривается, что торговая организация осуществляет торговлю в мелкорозничной торговой сети (палатке) и данный вид торговли не относится к развозной или разносной торговле.
8.2. Обязательно ли в данном случае использовать кассовый суммирующий аппарат?
Да, если организация не продает товары, перечисленные в подп. 31.9 п. 31 Положения № 924/16*.
__________________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее по тексту рубрики " Вопрос – ответ" – Положение № 924/16).
Юридические лица при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, проведении электронных интерактивных игр принимают наличные денежные средства (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) и (или) банковские платежные карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь с применением:
– кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь;
– платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, если иное не установлено законодательными актами республики и Положением № 924/16.
Случаи, когда юридические лица вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов, перечислены в п. 31 Положения № 924/16. В указанном пункте нет случая осуществления торговли в мелкорозничной торговой сети (палатке). Однако есть исключения при продаже в розлив безалкогольных напитков, пива, кваса, растительного масла, а также живой рыбы из цистерн и вразвал овощей, фруктов и бахчевых культур (подп. 31.9 п. 31 Положения № 924/16).
Таким образом, если организация при осуществлении торговли в палатке не продает в розлив безалкогольные напитки, пиво, квас, растительное масло, а также живую рыбу из цистерны и вразвал овощи, фрукты и бахчевые культуры, то наличные денежные средства она должна принимать с применением кассового оборудования.
8 (331). Организация оказывает услуги массажа в специально оборудованном кабинете, расположенном в бане.
Надо ли для приема наличных денежных средств использовать кассовый суммирующий аппарат?
Все зависит от места расположения бани (город или сельская местность).
При реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет плательщик обязан обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством (подп. 1.13 п. 1 ст. 22 НК).
Указанный порядок регулирует Положение № 924/16.
Так, при оказании бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более 3 человек в одну смену, наличные денежные средства можно принимать без кассового оборудования (подп. 31.16 п. 31 Положения № 924/16, с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 11.12.2012 № 1139/16).
Согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 015-2003 к бытовым услугам относятся услуги массажа, оказываемые в банях и душевых. Таким образом, если организация оказывает услуги массажа в банях и душевых, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более 3 человек в одну смену, то наличные денежные средства можно принимать без кассового оборудования.
В этом случае каждый факт приема наличных денежных средств должен быть оформлен документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (п. 32 Положения № 924/16).
Справочно: таким документом является квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов, форма которой установлена постановлением Минторга РБ от 23.08.2011 № 34.
Если организация оказывает услуги массажа в бане или душевой, расположенной в городе, то с 16 июня (дата вступления в силу постановления Совета Министров и Нацбанка РБ от 11.12.2012 № 1139/16) прием наличных денежных средств должен осуществляться с применением кассового оборудования.
9 (332). Организация осуществляет ремонт мягкой мебели на дому у заказчиков – физических лиц. Расчет за выполненные работы производится там же – на дому у заказчиков – физических лиц.
Вправе ли организация принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования?
Из описанных в вопросе обстоятельств следует, что организация оказывает услуги гражданам по ремонту мягкой мебели непосредственно на дому у заказчика. Такие услуги относятся к бытовым услугам, а местом их осуществления являются помещения заказчиков (квартиры граждан).
Подпунктом 31.16 п. 31 Положения № 924/16 предусмотрен порядок приема денежных средств субъектами предпринимательской деятельности, которые оказывают бытовые услуги. Однако указанный в этом подпункте порядок может применяться только субъектами предпринимательской деятельности, оказывающими такие услуги в объектах бытового обслуживания.
Подпунктом 31.12 п. 31 Положения № 924/16 предусмотрен общий для всех субъектов предпринимательской деятельности порядок приема наличных денежных средств, без ссылки на какие-то конкретные виды экономической деятельности, при условии, что выполнение работ, оказание услуг происходит вне постоянного места осуществления деятельности.
Таким образом, при оказании гражданам услуг по ремонту мягкой мебели (при условии выполнения этих работ и приема наличных денежных средств за выполненные работы на дому у заказчика) организация вправе руководствоваться порядком приема наличных денежных средств, предусмотренным подп. 31.12 п. 31 Положения № 924/16.
Изменения и дополнения, внесенные постановлением Совета Министром и Нацбанка РБ от 11.12.2012 № 1139/16 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16", не меняют ранее установленный порядок приема наличных денежных средств для субъектов предпринимательской деятельности, выполняющих работы, оказывающих услуги вне постоянного места осуществления деятельности.
Таким образом, после 16 июня 2013 г. при оказании гражданам услуг по ремонту мягкой мебели на дому у заказчика организация вправе принимать наличные денежные средства без использования кассового оборудования, оформляя в соответствии с законодательством каждый факт приема документов с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (далее – ЭБД).
Такими документами являются приходный кассовый ордер, квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов. При этом приходный кассовый ордер КО-1 в соответствии с постановлением Минфина РБ от 29.03.2010 № 38 заполняется при поступлении в кассы наличных денег в белорусских рублях, а в других случаях (например, при приеме денежных средств за оказанные услуги вне постоянного места осуществления деятельности) для приема наличных денежных средств применяется квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов, форма которой установлена постановлением Минторга РБ от 23.08.2011 № 34.