НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (333). Между организацией и физическим лицом заключен договор займа сроком на 1 год. В соответствии с его условиями проценты за пользование денежными средствами выплачивают физическому лицу в день окончательного возврата займа.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
1.1. В какой момент следует исчислять, удерживать и перечислять подоходный налог: при начислении в бухгалтерском учете процентов (начисление процентов по договорам займа осуществляется ежемесячно) или в месяце выплаты процентов, т.е. в момент окончательного возврата займа?
Исчисление налога и его перечисление в бюджет производятся ежемесячно.
Доходы, полученные физическим лицом-займодавцем в виде процентов по договору займа, относят к объектам обложения подоходным налогом с физических лиц (п. 1 ст. 153 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос –ответ" – НК). Организация-заемщик признается налоговым агентом (п. 1 ст. 175 НК).
Исчисление подоходного налога с физических лиц применительно к доходам в виде процентов по договорам займа, начисленным плательщику по итогам каждого месяца, налоговый агент производит ежемесячно (п. 3 ст. 175 НК).
Удержание и перечисление исчисленной суммы подоходного налога с физического лица производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых плательщику, при фактической выплате указанных денежных средств плательщику либо по его поручению третьим лицам (пп. 8, 9 ст. 175 НК).
Д-т 50, 51 – К-т 66-2
– на сумму полученного займа;
Д-т 91 – К-т 66-3
начислены проценты по полученному займу (производится ежемесячно);
Д-т 66-3 – К-т 68
– удержан подоходный налог (производится ежемесячно);
Д-т 66-2 – К-т 50, 51
– произведен возврат денежного займа;
Д-т 66-3 – К-т 50, 51
– выплачены проценты по займу за минусом удержанного подоходного налога*.
__________________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
1.2. Как следует предоставлять стандартные налоговые вычеты в данной ситуации?
Вычеты предоставляют за каждый месяц, в котором начисляют доход.
Для доходов, облагаемых подоходным налогом по ставке 12 %, налоговую базу определяют за каждый календарный месяц года как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, применяемых последовательно в соответствии со ст. 164–166 и 168 НК (п. 3 ст. 156 НК).
Стандартные налоговые вычеты предоставляет плательщику наниматель по месту основной работы (службы, учебы) на основании документов, подтверждающих его право на такие налоговые вычеты (п. 3 ст. 164 НК).
Вместе с тем стандартные налоговые вычеты возможно получить и не по месту основной работы (службы, учебы), но только при условии, что у физического лица оно отсутствует. Так, наниматель, не являющийся для плательщика местом основной работы (службы, учебы), вправе предоставить ему стандартные налоговые вычеты на основании его письменного заявления при предъявлении трудовой книжки, а при ее отсутствии – по письменному заявлению плательщика с указанием причины ее отсутствия.
Кроме того, при отсутствии места основной работы (службы, учебы) стандартные налоговые вычеты могут быть предоставлены по выбору плательщика только одним налоговым агентом либо налоговым органом.
Таким образом, при начислении процентов по договору займа ежемесячно стандартные налоговые вычеты, предусмотренные ст. 164 НК, предоставляют за каждый месяц, в котором начисляют доход.
Валентин Жуков, экономист
2 (334). Работница организации имеет 22-летнюю дочь-студентку, получающую в дневной форме первое высшее образование в вузе РФ. В августе 2013 г. дочь работницы вступила в брак.
Возникли следующие вопросы при исчислении подоходного налога:
2.1. Предоставляют ли работнице стандартный налоговый вычет в размере 155 000 руб. в месяц на иждивенца после вступления дочери в брак?
Предоставляют.
При определении размера налоговой базы подоходного налога физическое лицо вправе применить стандартный налоговый вычет в размере 155 000 руб. в месяц на каждого иждивенца. В частности, для родителей иждивенцами признают обучающихся старше 18 лет, получающих в дневной форме получения образования первое высшее образование (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК).
Установленный данным подпунктом стандартный налоговый вычет предоставляется с месяца появления иждивенца и сохраняется до конца месяца, в котором с обучающимся были прекращены образовательные отношения с учреждением образования.
Лица, получающие первое высшее образование в дневной форме получения образования, признаются иждивенцами для их родителей, и при этом семейное положение детей не имеет значения.
Следовательно, работница имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 155 000 руб. в месяц. При этом ей необходимо представить нанимателю документы, предусмотренные п. 4 ст. 164 НК.
2.2. Предоставляют ли работнице социальный налоговый вычет на обучение дочери?
Не предоставляют.
Плательщик вправе применить социальный налоговый вычет в суммах, уплаченных им за обучение лиц, состоящих с ним в отношениях близкого родства, в учреждениях образования РБ при получении ими первого высшего образования, а также в суммах расходов, произведенных плательщиком по погашению кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и займам, просроченных процентов по ним), фактически израсходованных плательщиком на получение первого высшего образования этими лицами (подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК).
Справочно: к лицам, состоящим в отношениях близкого родства, относятся родители (усыновители), дети (в т.ч. усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруги (подп. 2.1 п. 2 ст. 153 НК).
Несмотря на то что дочь получает первое высшее образование и состоит в близком родстве с матерью, работнице не положен социальный налоговый вычет. Объясняется это тем, что обязательным условием предоставления вычета является получение образования только в учреждениях образования РБ.
Поскольку данное условие не выполнено, работница не может получить этот вычет.
3 (335). Организация (место основной работы) в августе 2013 г. перечислила 4 500 000 руб. учреждению образования РБ за обучение своего работника. Работник обучается на заочном отделении и получает первое высшее образование.
Возникли следующие вопросы:
3.1. Облагают ли подоходным налогом стоимость обучения?
Нет.
Освобождают от подоходного налога доходы, полученные плательщиком, имеющим право на социальный налоговый вычет, в виде безналичной оплаты организацией стоимости обучения плательщика в учреждениях образования РБ при получении первого высшего образования, а также в виде расходов на погашение кредитов (включая проценты по ним) банков РБ, фактически израсходованных плательщиком на получение первого высшего образования (подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК)
Таким образом, доход работника на сумму перечисления освобождают от обложения подоходным налогом. При этом необходимым условием для освобождения от налога является представление работником организации документов, указанных в п. 3 ст. 165 НК.
3.2. Положен ли работнику социальный налоговый вычет?
Не положен.
При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 НК плательщик имеет право применить социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной плательщиком в течение налогового периода за свое обучение в учреждениях образования РБ при получении первого высшего образования, фактически израсходованной им на получение данного вида образования (подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК).
Поскольку расходы на обучение несет не сам плательщик, а организация, в которой он работает, то права на получение социального налогового вычета, предусмотренного подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК, он не имеет.
Григорий Шевченко, экономист
4 (336). Организация, применяющая УСН без уплаты НДС, осуществляет розничную торговлю товарами народного потребления с применением ставки налога при УСН в размере 3 %.
Имеет ли право организация применять ставку налога при УСН в размере 3 % при реализации товаров физическому лицу, приобретаемых им за счет кредита банка?
Имеет при определенных условиях.
Ставки налога при УСН установлены в следующих размерах:
– 5 % – для организаций, не уплачивающих НДС;
– 3 % – для организаций, уплачивающих НДС;
– 2 % – для организаций в отношении выручки от реализации за пределы Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 289 НК).
Для осуществляющих розничную торговлю и не уплачивающих НДС организаций с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек, валовая выручка которых нарастающим итогом с начала года составляет не более 4 100 млн. руб., ставканалога при УСН установлена в размере 3 % в отношении выручки от реализации в розничной торговле приобретенных товаров (часть первая п. 2 ст. 289 НК).
Для целей применения ставки, установленной частью первой п. 2 ст. 289 НК, к розничной торговле не относят:
– реализацию товаров юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;
– отчуждение товаров (в т.ч. материалов, запасных частей), использованных при выполнении работ, оказании услуг.
Таким образом, реализация в розничной торговле приобретенных товаров физическому лицу (которое не является индивидуальным предпринимателем), приобретаемых им за счет банковского кредита, не поименована в перечне случаев, ограничивающих применение ставки налога при УСН в размере 3 %.
Следовательно, вне зависимости от формы оплаты (наличные, платежная карточка, кредитные средства) организация вправе применять ставку налога при УСН в размере 3 % при соблюдении критериев, указанных в части первой п. 2 ст. 289 НК.
5 (337). Организация общественного питания, применяющая УСН без уплаты НДС, осуществляет реализацию алкогольных и безалкогольных напитков в розлив. Помимо этого она реализует продукцию общественного питания (выпечка, кулинарные изделия), производимую другим предприятием. По желанию покупателя такую продукцию разогревают в печи СВЧ.
Цена на напитки формируется с применением надбавки и наценки общественного питания. Цену на продукцию общественного питания формирует предприятие-изготовитель, которое предоставляет торговую скидку предприятию-продавцу.
По какой ставке следует исчислять налог при УСН по реализации напитков и приобретаемой продукции общественного питания?
По ставке 5 %.
Для организаций, применяющих УСН без уплаты НДС, установлена ставка налога в размере 5 %, для организаций с уплатой НДС – 3 % (п. 1 ст. 289 НК).
Для осуществляющих розничную торговлю и не уплачивающих НДС организаций с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительноне более 15 человек, валовая выручка которых нарастающим итогом с начала года составляет не более 4 100 млн. руб., ставка налога при УСН установлена в размере 3 % в отношении выручки от реализации в розничной торговле приобретенных товаров (п. 2 ст. 289 НК).
Существуют следующие виды торговли: оптовая торговля; розничная торговля; общественное питание (торгово-производственная деятельность) (ст. 7 Закона РБ от 28.07.2003 № 231-З "О торговле"). То есть по законодательству розничная торговля и общественное питание – это 2 самостоятельных вида торговли.
Учитывая изложенное, поскольку п. 2 ст. 289 НК устанавливает ставку налога при УСН в размере 3 % только в отношении выручки от реализации в розничной торговле, то субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю в объектах общественного питания, данную ставку применить не могут.
Следовательно, организация общественного питания, применяющая УСН без уплаты НДС, к выручке от реализации в объектах общественного питания как продукции собственного производства, так и покупных готовых к употреблению без кулинарной обработки изделий должна применять ставку налога при УСН в размере 5 %.
Валентин Жуков, экономист
6 (338). Юридическое лицо – резидент РБ заключило договор с нерезидентом РБ, зарегистрированным в оффшорной зоне, на оказание маркетинговых услуг. В соответствии с условиями договора оплата будет производиться не на счет нерезидента РБ, а на счет его представительства, открытого в Республике Беларусь.
Следует ли в данной ситуации уплачивать оффшорный сбор?
Следует.
Объектами обложения оффшорным сбором являются:
– перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту РБ, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне;
– исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом РБ, зарегистрированным в оффшорной зоне, кроме случаев исполнения нерезидентом РБ встречного обязательства путем перечисления на счет резидента РБ денежных средств;
– переход в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент РБ и нерезидент РБ, зарегистрированный в оффшорной зоне (подп. 1.1–1.3 п. 1 ст. 232 НК).
Перечень оффшорных зон – государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях, определяет Президент.
Справочно: Перечень оффшорных зон – государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях, утвержден Указом Президента РБ от 25.05.2006 № 353.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия.
При этом представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (пп. 1, 3 ст. 51 Гражданского кодекса РБ).
Оффшорный сбор уплачивается резидентами РБ до перечисления денежных средств в иностранной валюте, в которой осуществляется платеж, или белорусских рублях по официальному курсу, установленному Нацбанком на дату их перечисления.
При исполнении обязательств в неденежной форме либо переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательствах оффшорный сбор уплачивают не позднее дня, следующего за днем исполнения обязательств или перемены лиц в обязательствах, в иностранной валюте или белорусских рублях по официальному курсу, установленному Нацбанком соответственно на дату исполнения этих обязательств резидентами РБ, на дату перемены лиц в обязательствах.
В случае если резидент РБ – должник не извещен на день перемены лиц в обязательствах о переходе к другому лицу прав кредитора, оффшорный сбор уплачивают не позднее дня, следующего за днем, когда должник был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав, а при исполнении обязательства до такого уведомления – не позднее дня исполнения обязательства с учетом официального курса, установленного Нацбанком соответственно на дату уведомления и дату исполнения обязательства (пп. 3, 4 ст. 234 НК).
При этом банки осуществляют перевод денежных средств, при перечислении которых оффшорный сбор подлежит уплате, только после уплаты резидентами РБ оффшорного сбора.
Таким образом, поскольку представительство не является самостоятельным юридическим лицом, то независимо от того, что денежные средства будут зачислены на счет белорусского представительства иностранной организации, зарегистрированной в оффшорной зоне, расчеты производятся с нерезидентом РБ, зарегистрированным в оффшорной зоне.
Следовательно, возникает обязанность исчисления и уплаты оффшорного сбора.
Александр Савчук, экономист
РАСХОДЫ НА АУДИТ
7 (339). Организация является инициатором инвестиционного проекта и его потенциальным инвестором. Для целей государственной комплексной экспертизы (далее – экспертиза), проводимой Минэкономики, следует представить в пакете документов заключение аудитора о финансовом состоянии организации.
Рассмотрим вопросы, возникшие в данной ситуации.
7.1. Что подразумевают под аудиторским заключением о финансовом состоянии инвестора (инициатора инвестиционного проекта) (далее – инвестор)?
Экспертизу проводят с целью подготовки заключения для принятия решений о государственной поддержке инвестиционных проектов. Ее проводит Минэкономики в случаях реализации инвестиционных проектов с привлечением иностранных кредитов или кредитов банков РБ под гарантии Правительства; использования средств централизованных инвестиционных ресурсов; участия государства в создании коммерческих организаций синостранными инвестициями путем их учреж-дения (ст. 20 Инвестиционного кодекса РБ (далее – ИК)).
Справочно: основные критерии оценки инвестиционных проектов при проведении экспертизы:
– актуальность инвестиционного проекта и его соответствие стратегии развития отрасли;
– финансовое состояние организации-инвестора;
– техническая, технологическая, финансовая возможность и целесообразность реализации инвестиционного проекта в намечаемых условиях осуществления инвестиционной деятельности;
– обоснованность инвестиционных затрат по инвестиционному проекту и государственного участия в этом проекте;
– научно-технический уровень привлекаемых и (или) создаваемых технологий;
– конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг) и перспективность рынков сбыта, эффективность стратегии маркетинга организации-инвестора;
– сравнительные показатели эффективности и устойчивости инвестиционного проекта (ст. 21 ИК).
Экспертиза основывается на материалах и заключениях, в которые включено аудиторское заключение о финансовом состоянии инвестора (подп. 1.4 п. 1 ст. 22 ИК).
Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию – аудиторское заключение, составленное по результатам аудита финансовой информации и отличное от аудиторского заключения по бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной в соответствии с требованиями законодательства (п. 2 Правил аудиторской деятельности "Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию", утвержденных постановлением Минфина РБ от 23.01.2002 № 8 (далее – Правила № 8)).
Специальное аудиторское задание могут выдавать в т.ч. на аудит финансового состояния инвестора (пп. 4, 5 Правил № 8). При этом подтверждение финансового состояния инвестора относят к обязательным специальным аудиторским заданиям.
Таким образом, наличие аудиторского заключения о финансовом состоянии инвестора в данном случае является обязательным.
По результатам выполнения специального аудиторского задания аудиторская организация должна подготовить аудиторское заключение и письменную информацию по вопро-сам, проверяемым в ходе аудита (п. 7 Пра-вил № 8).
Справочно: форма аудиторского заключения о финансовом состоянии инвестора утверждена постановлением Минфина РБ от 30.06.2005 № 85 (приложение 4).
В соответствии с указанной формой проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности (далее – анализ) за 2 предшествующих года и за прошедшие кварталы года, в котором документы представляют на государственную комплексную экспертизу. Если организация существует менее 2 лет, то анализ проводят за период с момента ее создания.
Анализу подлежат показатели финансово-хозяйственной деятельности: платежеспособность и ликвидность; финансовую устойчивость; деловую активность; рентабельность; внеоборотные и оборотные активы, капитал и резервы, эффективность их использования; дебиторскую и кредиторскую задолженности; использование прибыли и амортизационного фонда (при анализе данного показателя следует учитывать, что с 1 января 2011 г. амортизационный фонд не создают).
Справочно: анализ проводят на основании:
– Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденной постановлением Минфина и Минэкономики РБ от 27.12.2011 № 140/206;
– постановления Совета Министров РБ от 12.12.2011 № 1672 "Об определении критериевоценки платежеспособности субъектов хозяйствования".
По результатам проведенного анализа в итоговой части аудиторского заключения излагают выводы по каждому проанализированному показателю и общий вывод о финансовом состоянии инвестора.
7.2. Относят ли расходы по проведению аудита на затраты при налогообложении прибыли?
Относят.
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 НК).
Статьей 131 НК не предусмотрено исключение из состава затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, расходов на аудит с целью получения аудиторского заключения о финансовом состоянии инвестора. Кроме того, этот вид аудита в установленных законодательством случаях, описанных выше, является обязательным.
В рассматриваемой ситуации расходы на аудит связаны с необходимостью представления пакета документов для государственной комплексной экспертизы.
Исходя из изложенного расходы организации на проведение аудита с целью получения аудиторского заключения о финансовом состоянии инвестора учитывают при определении налогооблагаемой прибыли в составе затрат по производству и реализации.
7.3. Как учесть расходы по аудиту в бухгалтерском учете?
Доходы и расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяют:
– на доходы и расходы по текущей деятельности;
– доходы и расходы по инвестиционной деятельности;
– доходы и расходы по финансовой деятельности;
– иные доходы и расходы (п. 5 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102)).
Расходы по текущей деятельности представляют собой часть затрат организации, относящуюся к доходам по текущей деятельности, полученным организацией в отчетном периоде.
Справочно: расходы по текущей деятельности включают в себя затраты, формирующие:
– себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг;
– управленческие расходы;
– расходы на реализацию;
– прочие расходы по текущей деятельности (пп. 7, 8 Инструкции № 102).
В бухгалтерском учете расходы на аудит являются управленческими расходами. К ним относят:
– в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, – условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 26 "Общехозяйственные затраты" и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (субсчет 90-5 "Управленческие расходы"), за исключением случаев, установленных законодательством;
– в организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, – расходы, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 44 "Расходы на реализацию" и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 (субсчет 90-5);
– в организации – профессиональном участнике рынка ценных бумаг – расходы на осуществление текущей деятельности (п. 10 Инструкции № 102).
Порядок отражения расходов на аудит в бухгалтерском учете будет следующим:
Д-т 26 (44) – К-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
– отражена стоимость аудиторских услуг согласно акту об оказании услуг;
Д-т 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам" – К-т 60
– отражен "входной" НДС;
Д-т 60 – К-т 51 "Расчетные счета"
– произведена оплата за аудит;
Д-т 68 "Расчеты по налогам и сборам" – К-т 18
– принят к вычету "входной" НДС;
Д-т 90 (субсчет 90-5) – К-т 26 (44)
– расходы на аудит списаны в состав управленческих расходов.
Валентин Жуков, экономист
УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ
8 (340). В организации в сентябре 2013 г. наниматель издал приказ об увольнении работника 13 августа 2013 г. за прогулы и выплате ему компенсации за неиспользованные дни трудового отпуска.
Какой месяц будет являться месяцем выплаты компенсации: август или сентябрь?
Сентябрь.
В случае прогула без уважительных причин трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия может быть расторгнут нанимателем (п. 5 ст. 42 Трудового кодекса РБ, далее – ТК).
В случаях, когда работник допустил длительный прогул и не приступил к работе, наниматель вправе издать приказ (распоряжение) о его увольнении с первого дня прогула.
За прогул без уважительной причины наниматель может уменьшить работнику продолжительность трудового отпуска на количество дней прогула. При этом продолжительность трудового отпуска не может быть меньше основного отпуска (ст. 181 ТК).
При расчете количества дней трудового отпуска дни прогулов в рабочий год не включают. Они не могут приниматься и в расчет среднего заработка.
Учитывая изложенные нормы законодательства, а также тот факт, что приказ об увольнении работника 13 августа 2013 г. за прогулы (в августе – сентябре) был издан в сентябре 2013 г., месяцем выплаты компенсации за неиспользованный трудовой отпуск будет являться сентябрь 2013 г.
9 (341). С учетом ситуации, изложенной в предыдущем вопросе, как производить исчисление среднего заработка для определения размера денежной компенсации? Применять ли при расчете среднего заработка в целях выплаты компенсации поправочные коэффициенты?
Поправочные коэффициенты следует применять.
Порядок исчисления среднего заработка для определения размера денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и порядок корректировки заработной платы, принимаемой для исчисления среднего заработка с применением поправочных коэффициентов, определены соответственно в гл. 2 и 4 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 10.04.2000 № 47 (далее – Инструкция № 47).
Средний заработок, сохраняемый за время трудового и социального отпусков, для определения размера денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск следует исчислять исходя из заработной платы, начисленной за 12 календарных месяцев (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу начала отпуска (выплаты компенсации), независимо от того, за какой рабочий год предоставляется отпуск (выплачивается компенсация) (п. 4 Инструкции № 47).
Средний заработок определяйте путем умножения среднедневного заработка на количество календарных дней отпуска. При этом среднедневной заработок рассчитывайте путем деления заработной платы, фактически начисленной работнику за месяцы, принимаемые для исчисления среднего заработка, сохраняемого за время отпуска (выплаты компенсации), на число этих месяцев и на среднемесячное количество календарных дней, равное 29,7 (п. 5 Инструкции № 47).
В случае, когда работник перед уходом в отпуск отработал у нанимателя менее года (12 месяцев), средний заработок исчисляйте исходя из заработной платы за полные месяцы, отработанные до ухода в отпуск (п. 10 Инструкции № 47).
Если в периоде, принятом для исчисления среднего заработка, или в периоде, за который производятся выплаты на основе среднего заработка, в организации произошло повышение тарифных ставок (окладов) работников илитарифных ставок 1-го разряда, исходя из которых рассчитываются тарифные ставки (оклады) работников, и (или) расчетных должностных окладов (должностных (тарифных) окладов) работникам государственных органов, то исчисление средней заработной платы за период, предшествующий повышению, производите с применением поправочных коэффициентов (п. 31 Инструкции № 47).
При введении в организации новых условий оплаты труда работников без применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь исчисление поправочных коэффициентов производите исходя из тарифной ставки (оклада). При этом принимайте тарифную ставку (оклад) работника без учета повышений, предусмотренных законодательством.
При применении в организации Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь при определении условий оплаты труда работников исчисление поправочных коэффициентов производится исходя из тарифной ставки 1-го разряда, из которой рассчитываются тарифные ставки (оклады) работников.
Поправочные коэффициенты рассчитывайте путем деления тарифной ставки 1-го разряда, установленной в месяце, в котором осуществляются выплаты на основе среднего заработка, на тарифные ставки 1-го разряда, действовавшие в месяцах, принимаемых для исчисления среднего заработка (п. 32 Инструкции № 47).
Следовательно, средний заработок для определения размера денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск необходимо рассчитывать работнику исходя из полных месяцев, имеющихся в 12-месячном периоде (сентябрь 2012 г. – август 2013 г.). При этом месяц совершения прогулов – август 2013 г. – из расчета исключайте.
Заработную плату, принимаемую для исчисления среднего заработка в полных месяцах периода, следует корректировать на рост тарифной ставки в июне 2013 г. с применением поправочных коэффициентов.
Алеся Гараева, экономист