НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (394). Филиал № 1 ООО приобрел сырье для производства строительного материала стоимостью 720 000 тыс. руб., в т.ч. НДС – 120 000 тыс. руб. Сырье передано филиалу № 2 по стоимости 600 000 тыс. руб. без учета НДС, а также налоговые вычеты в сумме 100 000 тыс. руб. Остальная сумма "входного" НДС по приобретенному сырью в размере 20 000 тыс. руб. принята к вычету филиалом № 1 в пределах НДС, исчисленного по реализации.
Возможна ли частичная передача налоговых вычетов?
Невозможна.
При передаче в пределах одного юридического лица товаров (работ, услуг), имущественных прав их получателю могут передаваться фактические суммы НДС, предъявленные при их приобретении либо уплаченные при их ввозе, или фактически предъявленные (уплаченные) суммы НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, использованным при производстве или создании передаваемых товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 21 ст. 107 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)).
Таким образом, если в ООО принято решение о передаче "входного" НДС между филиалами, то налоговые вычеты по сырью филиал № 1 должен передать в полной сумме, т.е. 120 000 тыс. руб.
От редакции:
В учете филиала № 1 следует отразить (см. таблицу):
2 (395). Организация оплачивала стоимость обучения работника в высшем учебном заведении. Этот работник увольняется и возмещает организации стоимость обучения, которое она оплатила.
Облагается ли НДС указанная сумма возмещения?
Не облагается.
Не признается объектом обложения НДС стоимость работ (услуг), приобретенных (оплаченных) плательщиком для своих работников, и (или) членов их семей, а также для пенсионеров, ранее у них работавших (подп. 2.16 п. 2 ст. 93 НК).
Одновременно нужно напомнить норму подп. 19.9 п. 19 ст. 107 НК: не подлежат вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, непризнаваемых объектами налогообложения НДС в соответствии с подп. 2.16 п. 2 ст. 93 НК.
Таким образом, у организации отсутствует объект налогообложения. Если из стоимости обучения была предъявлена организации сумма НДС, то она не подлежит вычету, а выставляется работнику для возмещения.
Д-т 90-10 – К-т 60
– отражены расходы на оплату обучения работника (с учетом НДС);
Д-т 50, 51 – К-т 90-7
– отражено возмещение работником стоимости оплаченного обучения*.
__________________________
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
3 (396). Турфирма оказала белорусскому туристу услугу по бронированию авиабилетов на рейс Москва – Астана.
Необходимо ли по реализации данной услуги исчислить НДС?
НДС следует исчислить по ставке 20 %.
Объектом обложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (ст. 93 НК). Обороты, местом реализации которых не является территория Республики Беларусь, не облагаются НДС.
Для определения места реализации услуг обратимся к ст. 33 НК.
Так, местом реализации работ, услуг признается территория Республики Беларусь, если деятельность организации осуществляется на территории Республики Беларусь и (или) местом их нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь и ими выполняются работы, оказываются услуги, реализуются имущественные права (за исключением имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности), не предусмотренные подп. 1.1–1.4 п. 1 ст. 33 НК (подп. 1.5 п. 1 ст. 33 НК).
Услуги по бронированию билетов не поименованы в подп. 1.1–1.4 п. 1 ст. 33 НК. Следовательно, местом их реализации является место деятельности лица, их оказывающего, т.е. территория Республики Беларусь.
Таким образом, при оказании услуг по бронированию билетов туристам возникает объект для исчисления НДС по ставке 20 %.
Наталья Нехай, ведущий аудитор ООО "Аудиторский центр "Эрудит"
4 (397). Организация 16 сентября 2013 г. уплатила НДС при ввозе товара на таможенную территорию Республики Беларусь.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации:
4.1. Можно ли этот НДС принять к вычету в сентябре?
Можно.
По общему правилу вычетам подлежат предъявленные плательщику суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав независимо от даты проведения расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги), имущественные права либо уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок в случае, если ведение книги покупок осуществляется плательщиком, если иное не установлено НК.
Ведение книги покупок определяет учетная политика организации. Форма книги покупок и порядок ее заполнения утверждены постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее – постановление № 82).
Организация вправе в течение налогового периода предусмотреть в учетной политике ведение книги покупок. В этом случае ведение книги покупок осуществляется до окончания соответствующего налогового периода (п. 6 ст. 107 НК).
При этом налоговые вычеты при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь (кроме ввоза товаров с территории государств – членов Таможенного союза) производятся на основании деклараций на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой и документов (их копий), подтверждающих факт уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь (п. 5 ст. 107 НК).
Таким образом, вычет НДС, уплаченного при ввозе, производится в отчетном периоде, в котором имеются таможенная декларация на товары и документы (их копии), подтверждающие факт уплаты НДС, после их отражения в бухгалтерском учете. Следовательно, в изложенной ситуации организация вправе вычесть "ввозной" НДС в сентябре.
При заполнении гр. 1 "Дата приобретения покупок" в данной графе указывается дата выдачи декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (подп. 69.1 п. 69 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением № 82).
4.2. В каком порядке НДС, подлежащий уплате при ввозе товара на таможенную территорию Республики Беларусь, следует отражать в бухгалтерском учете?
Причитающиеся к оплате, оплаченные организацией суммы НДС следует отражать по дебету счета 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам" и кредиту счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках" – на сумму НДС, уплаченную на основании таможенной декларации при ввозе основных средств, нематериальных активов, товаров, других активов на территорию Республики Беларусь (за исключением НДС, подлежащего уплате (уплаченного) в республиканский бюджет при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза) (п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Минфина РБот 30.06.2012 № 41; далее – Инструкция № 41).
Суммы НДС, подлежащие вычету в соответствии с законодательством, отражаются по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и кредиту счета 18 (п. 4 Инструкции № 41).
Таким образом, в бухгалтерском учете организация производит следующие записи:
Д-т 18 – К-т 51, 52, 55
– на сумму НДС, уплаченного на основании таможенной декларации при ввозе товаров;
Д-т 68 – К-т 18
– НДС принят к вычету.
При приобретении плательщиком товаров, имущественных прав за пределами Республики Беларусь при наличии таможенного контроля подлежащие вычету суммы НДС при их уплате в иностранной валюте определяются исходя из официального курса иностранной валюты, установленного Нацбанком на дату выдачи декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (п. 12 ст. 107 НК).
Таким образом, при уплате НДС в валюте в данной ситуации он подлежит вычету исходя из курса иностранной валюты на дату выдачи декларации.
Ольга Бурдюк, экономист
5 (398). Торговая организация в связи с недостаточным количеством денежных средств на расчетном счете выдала работникам часть заработной платы товарами (с их согласия). При этом подоходный налог с части заработной платы, выданной товарами, был исчислен организацией исходя из цены товара без учета торговой надбавки.
5.1. Правомерны ли действия организации, применившей для целей исчисления подоходного налога цену товара без учета торговой надбавки, а не его розничную (отпускную) цену?
Неправомерны.
Налоговый агент при определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц должен учитывать все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (п. 1 ст. 156 НК).
К доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, относят доходы в виде оплаты труда в натуральной форме (подп. 2.3 п. 2 ст. 157 НК).
При получении плательщиком дохода от организаций в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговую базу подоходного налога с физических лиц следует определять:
– при наличии регулируемых розничных цен – как стоимость (с учетом НДС, а для подакцизных товаров – и акцизов) этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленную исходя из регулируемых розничных цен;
– при отсутствии регулируемых розничных цен – из цен (тарифов), применяемых организациями (индивидуальными предпринимателями) на дату начисления плательщику дохода с учетом особенностей, установленных ст. 157 НК (п. 1 ст. 157 НК).
При этом регулируемую цену (тариф) устанавливают соответствующие государственные органы, осуществляющие регулирование ценообразования, или определяет субъект ценообразования (юридическое лицо, предприниматель) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. Такая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину (ст. 3 Закона РБ от 10.05.1999 № 255-З "О ценообразовании").
В указанном в вопросе случае работники предприятия получают доход в натуральной форме, так как продукция им отпускается в виде оплаты труда (подп. 2.3 п. 2 ст. 157 НК). Поэтому для определения в данной ситуации налоговой базы подоходного налога с физических лиц в расчет должна браться стоимость выданных работникам организации товаров, исчисленная исходя из розничных (отпускных) цен.
Д-т 20, 25, 26 – К-т 70
– начислена заработная плата;
Д-т 70 – К-т 68, 69
– произведены удержания подоходного налога и отчислений в ФСЗН;
Д-т 70 – К-т 50
– на часть заработной платы, выданной денежными средствами;
Д-т 70 – К-т 90-1
– на часть заработной платы, выданной товарами (стоимость рассчитана исходя из розничных цен).
Одновременно:
Д-т 90-4 – К-т 41
– отражена цена приобретения товаров;
Д-т 90-2 – К-т 68
– исчислен НДС по реализации товаров.
Справочно: перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулирует Совет Министров, государственные органы (организации), определен Указом Президента РБ от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь".
Перечни социально значимых товаров (работ, услуг), цены на которые регулируют Минэкономики, облисполкомы и Минский горисполком, утверждены постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495.
5.2. Каким образом следует производить исчисление, удержание и перечисление подоходного налога в рассматриваемом случае?
Налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате (часть первая п. 8 ст. 175 НК).
Так как товары выдавались в виде оплаты труда, то в рассматриваемом случае датой фактического получения дохода согласно п. 1-1 ст. 172 НК будет являться последний день месяца, за который плательщику был начислен доход за выполнение трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором (контрактом).
При этом удержание у плательщика исчисленной суммы подоходного налога должно производиться налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых им плательщику, при фактической выплате указанных денежных средств плательщику либо по его поручению третьим лицам. Данная обязанность по удержанию подоходного налога не распространяется на случаи выплаты доходов в виде оплаты труда за первую половину месяца и премий (части вторая и третья п. 8 ст. 175 НК).
С учетом изложенного удержание подоходного налога с доходов, получаемых физическими лицами в течение месяца в виде товаров в качестве оплаты труда, должно производиться в таком же порядке, т.е. за счет любых выплачиваемых доходов в денежной форме, включаемых в заработную плату того месяца, в счет которой производится выдача этой продукции (за исключением выплаты доходов в виде оплаты труда за первую половину месяца и премий) – в рассматриваемом случае из второй частизаработной платы, которая выдается в денежной форме.
Исчисленные и удержанные суммы налога подлежат перечислению налоговыми агентами не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода в виде оплаты труда в расчете за месяц и (или) дня перечисления таких доходов со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. Когда выплата заработной платы производится из выручки, налоговые агенты обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения плательщиком дохода (п. 9 ст. 175 НК).
Анна Павлова, экономист
6 (399). Организация, находящаяся в г. Минске, в связи с производственной необходимостью принимает на работу в порядке перевода сроком на 11 месяцев иногороднего сотрудника, проживающего в г. Борисове. При этом организация возмещает данному сотруднику расходы, связанные с временным проживанием на новом месте, исходя из расчета половины размера суточных в день, установленного законодательством.
Подлежат ли указанные выплаты обложению подоходным налогом?
Нет, если его семья не переехала с ним в г. Минск.
При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц учитывают все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (п. 1 ст. 156 НК).
Перечень доходов, освобождаемых от обложения подоходным налогом, определен ст. 163 НК. К таким освобождаемым доходам, в частности, относят все виды предусмотренных законодательными актами, постановлениями Правительства компенсаций, в т.ч. связанных с выполнением плательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов). Исключения – компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, компенсации за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику (подп. 1.3 п. 1 ст. 163 НК).
Так, при переезде работника на работу в другую местность по предварительной договоренности с нанимателем ему выплачивают компенсации, установленные ст. 96 Трудового кодекса РБ (далее – ТК). Исключение составляет единовременное пособие, которое выплачивают лишь при наличии соглашения сторон (ст. 97 ТК).
При этом если работник переводитсяна работу на срок не более 1 года и семья с ним не переезжает, то по соглашению сторон ему могут быть возмещены расходы, связанные с временным проживанием на новом месте. Размер возмещения расходов при этом не должен превышать половины размера суточных.
Таким образом, если семья сотрудника не переехала с ним в г. Минск, то суммы выплат по возмещению ему расходов, связанных с временным проживанием на новом месте, исходя из расчета половины размера суточных в день, установленного законодательством, не будут подлежать обложению подоходным налогом.
Анна Павлова, экономист
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
7 (400). Столовая 3-й категории имеет цеха по производству собственной продукции (кондитерский цех и цех по производству мясных полуфабрикатов). При формировании розничных цен на производимую собственную продукцию, в т.ч. на кондитерские, булочные изделия, применяется наценка в размере не более 70 %.
Имеет ли право столовая при формировании розничных цен на продукцию собственного производства применять наценку в размере более 70 %?
Имеет, если не реализует продукцию в учреждениях образования г. Минска.
Инструкция о порядке формирования цен, включая применение наценок в торговых объектах общественного питания г. Минска, утвержденная решением Мингорисполкома от 23.08.2007 № 1900 (далее – Инструкция № 1900), отменена решением Мингорисполкома от 08.09.2011 № 2674. Одновременно этим же решением Мингорисполкома утверждена Инструкция о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования города Минска (далее – Инструкция № 2674).
Такие шаги явились следствием Указа Президента РБ от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" и постановления Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495*, которыми было фактически отменено регулирование облисполкомами и Мингорисполкомом цен и наценок на продукцию объектов общественного питания. Исключение составили цены и наценки на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования.
__________________________
* Постановление Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены на которые регулируются Министерством экономики Республики Беларусь, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь".
В связи с отменой Инструкции № 1900 субъекты хозяйственной деятельности имеют право формировать цены на реализуемую продукцию собственного производства с учетом конъюнктуры рынка.
Следовательно, руководитель организации общественного питания имеет право самостоятельно определять уровень розничных цен (наценок) с учетом конъюнктуры рынка и исходя из результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом.
Инструкция № 2674 предусмотрела определенный порядок формирования розничных цен на булочные, хлебобулочные и мучные кондитерские изделия собственного производства. Так, розничные цены на указанную продукцию собственного производства формируются с применением наценок к розничным ценам на сырье и пищевые продукты, используемые для приготовления продукции собственного производства в следующих размерах:
– на булочные и хлебобулочные изделия – 60 %;
– на мучные кондитерские изделия – 70 %.
Следовательно, если столовая не является объектом общественного питания, реализующим продукцию в учреждениях образования г. Минска, она может самостоятельно определять уровень розничных цен (наценок). В противном случае она должна соблюсти указанные выше ограничения в формировании цен.
Светлана Русланова, экономист
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
8 (401). Белорусская организация заключила внешнеторговый договор с резидентом Казахстана, предусматривающий доставку товара.
Груз по поручению покупателя – резидента Казахстана надо доставить российской организации.
Кто в этом случае может выступать в качестве грузополучателя, имеющего право ставить отметку на товаросопроводительных документах при международных перевозках?
Любое лицо, указанное покупателем.
При осуществлении международных перевозок датой оказанных услуг является дата получения груза грузополучателем, отмеченная им в товаросопроводительных документах (подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций", далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ № 178).
При этом Указом № 178 не установлено требование, в соответствии с которым грузополучателем по внешнеторговому договору может быть только покупатель товаров. В качестве грузополучателя может выступать любое лицо, являющееся таковым по поручению покупателя.
9 (402). Указ № 178 не распространяется на внешнеторговые операции, проводимые между резидентами и нерезидентами в рамках выполнения административных процедур.
Может ли такие процедуры осуществлять коммерческая организация?
Может.
Действие Указа № 178 не распространяется на внешнеторговые операции, проводимые между резидентами и нерезидентами в рамках выполнения административных процедур (подп. 1.2.1 п. 1 Указа № 178).
Административная процедура – действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в т.ч. заканчивающиеся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности.
Уполномоченный орган – государственный орган, иная организация, а также межведомственная и другая комиссии, к компетенции которых относится осуществление административной процедуры (ст. 1 Закона РБ "Об основах административных процедур").
Таким образом, исходя из норм данного Закона административные процедуры может осуществлять не только государственный орган, но и иная организация любого вида собственности.
Валерий Шулековский, экономист
ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
10 (403). На белорусское предприятие для подписания внешнеторгового договора прибыл представитель зарубежной компании. Он приехал на легковом автомобиле, зарегистрированном в иностранном государстве. В период нахождения иностранного представителя в командировке в Республике Беларусь данный автомобиль попал в дорожно-транспортное происшествие. В результате он не был вывезен с территории Таможенного союза в установленный срок.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
10.1. Возникает ли у представителя зарубежной компании в таком случае обязанность по уплате таможенных платежей?
Возникает.
Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на 1 год, с освобождением от уплаты таможенных платежей (часть первая п. 2 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза; далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ"– ТК ТС).
Первоначальный срок временного ввоза, устанавливаемый таможенным органом, составляет 3 месяца. Данная норма определена п. 15 Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утвержденной решением КТС от 18.06.2010 № 311.
По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах 1 года со дня временного ввоза таких транспортных средств (часть вторая п. 2 ст. 358 ТК ТС).
Если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории Таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, то в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза (п. 5 ст. 358 ТК ТС).
Следовательно, в случаях невывоза временно ввезенных иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования по истечении установленного таможенным органом срока их временного ввоза у иностранных физических лиц возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
10.2. В каком размере он должен уплатить таможенные платежи?
В размерах, установленных разд. IV приложения 5 к Соглашению.
Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, физические лица уплачивают по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со ст. 77 ТК ТС (п. 2 ст. 360 ТК ТС).
Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов, совокупного таможенного платежа, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, а также сроки их уплаты определяются международным договором государств – членов Таможенного союза (п. 4 ст. 360 ТК ТС). Таким договором является Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, заключенное в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ"– Соглашение).
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения (п. 4 ст. 14 Соглашения).
При невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза наступает срок уплаты таможенных пошлин, налогов, которым является день истечения срока их временного ввоза (подп. 3 п. 6 ст. 14 Соглашения).
Таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, установленных разд. IV приложения 5 к Соглашению.
11 (404). Гражданин Польши, являющийся учредителем белорусской и российской организаций, прибыл в командировку на собрание учредителей на автомобиле, зарегистрированном на территории Польши. По истечении срока временного ввоза, установленного белорусским таможенным органом, транспортное средство вывезено не было. Впоследствии из таможенной службы России поступила информация о смерти этого гражданина.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
11.1. Прекращается ли налоговое обязательство в случае смерти декларанта или оно перекладывается на белорусскую организацию, в которой он был учредителем?
Прекращается.
Основания возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическимилицами, определены Соглашением.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства, перемещенного через таможенную границу физическим лицом:
– возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения, и прекращается в случаях, установленных п. 2 ст. 13 Соглашения (п. 4 ст. 14 Соглашения);
– прекращается в связи со смертью декларанта или объявлением его умершим в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза (подп. 10 п. 2 ст. 13 Соглашения).
Кроме того, частью пятой п. 1 ст. 40 НК определено, что обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов, возникшая у физического лица, выступавшего в качестве декларанта товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, прекращается в связи с его смертью либо объявлением его умершим.
Таким образом, при наличии в распоряжении таможни документов, подтверждающих факт смерти физического лица, не имеющего места жительства в Республике Беларусь, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с подп. 10 п. 2 ст. 13 Соглашения прекращается.
11.2. Снимается ли с контроля такое временно ввезенное транспортное средство?
Нет.
Товары находятся под таможенным контролем при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза с момента пересечения таможенной границы и снимаются с таможенного контроля в случаях, установленных п. 2 ст. 96 ТК ТС (п. 1 ст. 96 ТК ТС).
В данном случае смерть декларанта не является основанием для снятия с таможенного контроля транспортного средства, временно ввезенного им на таможенную территорию Таможенного союза.
В связи с этим в случаях выявления транспортного средства, не снятого с таможенного контроля и зарегистрированного на умершее физическое лицо, такое транспортное средство должно быть вывезено с таможенной территории Таможенного союза либо помещено под таможенные процедуры заинтересованным лицом. При невывозе транспортного средства оно будет признано таможенным органом в судебном порядке бесхозяйным.
Людмила Дрозд, специалист таможенного дела, экономист
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
12 (405). Предприятие планирует осуществлять деятельность по выдаче займов физическим лицам под проценты на арендуемых площадях торговых центров.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
12.1. Нужно ли устанавливать кассовое оборудование при приеме наличных денежных средств при возврате от физических лиц суммы основного долга и процентов по выданным займам?
Не нужно.
Порядок приема наличных денежных средств (в т.ч. авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) и использования кассового оборудования при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр определен Положением № 924/16*. Данный документ не регулирует вопросы выдачи и возврата займов.
__________________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16).
Таким образом, у организации отсутствует обязанность использовать кассовое оборудование как при выдаче займов, так и при их возврате.
12.2. Если юридическое лицо в соответствии с законодательством не обязано использовать кассовое оборудование, то как правильно надо оформить выдачу и возврат займов в виде наличных денег?
В таком случае организация должна принимать и выдавать займы наличными денежными средствами по правилам, определенным Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2011 № 107 (далее – Инструкция № 107).
Так, прием наличных денег юридическими лицами (подразделениями), имеющими право не использовать кассовое оборудование, платежные терминалы, осуществляется по приходным кассовым ордерам и (или) другим приходным документам в соответствии с законодательством. Некоммерческие организации по законодательству принимают в кассу наличные деньги по приходным кассовым ордерам и (или) другим приходным документам либо по ведомостям с приложением приходного кассового ордера на общую сумму принятых наличных денег по ведомости (ведомостям) без составления приходного кассового ордера на каждого вносителя наличных денег (п. 21 Инструкции № 107). Ведомость оформляется аналогично платежной ведомости согласно п. 25 Инструкции № 107.
Подтверждением приема наличных денег являются:
– квитанция к приходному кассовому ордеру формы КО-1, определенной постановлением Минфина РБ от 29.03.2010 № 38 "Об установлении типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций";
– другие приходные документы, предусмотренные законодательством (п. 22 Инструкции № 107).
Подтверждением выдачи наличных денег лицам, не состоящим в штате юридического лица (подразделения), является:
– расходный кассовый ордер формы КО-2, выписываемый отдельно на каждое лицо. Его форма и порядок заполнения установлены вышеназванным постановлением Минфина № 38;
– отдельная платежная ведомость с составлением расходного кассового ордера на общую сумму выплаченных наличных денег по этой ведомости (ведомостям) (п. 26 Инструкции № 107).
Платежная ведомость выписывается либо оформляется с помощью технических средств с указанием по итогу суммы наличных денег цифрами и прописью.
В графе напротив фамилии, собственного имени, отчества (при его наличии) получателя средств цифрами проставляется сумма причитающихся к получению наличных денег.
Наталья Рощина, экономист