НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (21). В семье сотрудника организации в январе 2013 г. родился ребенок. При этом его супруга является безработной. Данный сотрудник обратился в бухгалтерию организации для целей получения стандартного налогового вычета на супругу, которая в настоящее время осуществляет уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
С какого момента данный сотрудник имеет право на стандартный налоговый вычет и какие документы для этого требуются?
С месяца принятия комиссией решения о назначении пособия по уходу за ребенком.
При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета в размере 155 000 руб. в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)).
Указанный стандартный налоговый вычет предоставляется с месяца появления иждивенца и сохраняется до конца месяца, в котором физическое лицо перестало быть иждивенцем (наступила его смерть).
Подтверждением права на стандартный налоговый вычет в рассматриваемом случае будет служить решение комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности о назначении пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.
Отметим, что в 2012 г. в таком случае представлялась справка о периоде выплаты пособия на детей, подтверждающая выплату пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.
С учетом изложенного право на получение стандартного налогового вычета для супруга, чья жена осуществляет уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет, начнется с того месяца, когда супруге будет назначено пособие по уходу за ребенком.
Анна Павлова, экономист
2 (22). Строительная организация в 2011 г. выполнила ремонт административного здания для другой организации. Ремонт был произведен и оплачен в 2011 г. В октябре 2012 г. строительная организация установила, что она неправильно сформировала стоимость ремонтных работ, в результате чего стоимость работ была завышена. Кроме того, в процессе контрольного обмера, проведенного в ходе ведомственной проверки, было установлено дополнительное завышение стоимости выполненных работ. В результате строительная организация излишне полученную сумму перечислила в октябре 2012 г. на счет организации-заказчика.
Имеют ли право организации отразить в 2012 г. уменьшение объема выполненных в 2011 г. ремонтных работ в следующем порядке: у заказчика – путем отражения уменьшения затрат в составе внереализационных расходов, а у строительной организации – путем отражения уменьшения выручки в составе внереализационных доходов без представления уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2011 г.?
Не имеют.
Налоговой декларацией признают письменное заявление плательщика на бланке установленной формы о полученных доходах и об осуществленных расходах, источниках доходов, о налоговых льготах и об исчисленной сумме налога, сбора (пошлины) и (или) о других данных, необходимых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины) (п. 1 ст. 63 НК).
В п. 8 ст. 63 НК сказано следующее: при обнаружении в налоговой декларации, поданной за прошлый налоговый период либо за прошлый отчетный период текущего налогового периода, неполноты сведений или ошибок плательщик должен внести изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой п. 8 ст. 63 НК.
Справочно: налоговая декларация по налогу, сбору (пошлине) с внесенными изменениями и (или) дополнениями не представляется в период проведения проверки за налоговый либо отчетный период, подвергаемый проверке, а также за налоговый либо отчетный период, подвергнутый проверке, в случае если такие изменения и (или) дополнения не связаны с отражением результатов проверки в бухгалтерском или налоговом учете либо с отражением в бухгалтерском или налоговом учете обстоятельств, которые наступили после начала проверки, но имеют отношение к периоду, подвергнутому проверке (часть пятая п. 8 ст. 63 НК).
Следует учитывать, что налоговую декларацию по налогу, сбору (пошлине) с внесенными изменениями и (или) дополнениями необходимо представить в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения и (или) дополнения.
Если в отношении налога, сбора (пошлины), исчисляемых нарастающим итогом с начала налогового периода, неполнота сведений или ошибки обнаружены за отчетный период прошлого налогового периода, то изменения и (или) дополнения отражают в налоговой декларации (расчете) за прошлый налоговый период.
Как правило, налоговым периодом налога на прибыль признают календарный год (п. 1 ст. 143 НК). Только по налогу на прибыль с дивидендов, начисленных белорусскими организациями, налоговым периодом признают календарный месяц.
Таким образом, в случае уменьшения объема ремонтных работ, выполненных в 2011 г., на основании корректировочного акта, подписанного в 2012 г., стороны должны в 2012 г. подать уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 2011 г.
Так, строительная организация должна представить в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2011 г., в которой уменьшает выручку и прибыль, полученные от реализации ремонтных работ. Излишне уплаченную за 2011 г. сумму налога на прибыль строительная организация может зачесть в счет будущих платежей или вернуть из бюджета в порядке, предусмотренном ст. 60 НК.
Сложнее ситуация у организации-заказчика. Она должна представить в 2012 г. уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2011 г., в которой должна уменьшить затраты, учитываемые при налогообложении, так как расходы по ремонту здания ею были отнесены на затраты. Уменьшение затрат приведет к увеличению валовой прибыли и налога на прибыль за 2011 г. Налог на прибыль организации придется доплатить с пеней в связи с тем, что налог на прибыль за 2011 г. должен быть уплачен в бюджет не позднее 22 марта 2012 г.
Пеня будет начислена с 23 марта 2012 г. по день доплаты налога на прибыль.
Иван Данилов, экономист
3 (23). Комиссионер реализует товары комитента по согласованным ценам. В то же время одна из партий товара была реализована по ценам выше согласованных с комитентом.
Как должен уплачиваться НДС в приведенной ситуации?
Налоговая база НДС увеличивается на суммы, фактически полученные в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары (работы, услуги), имущественные права на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом. При этом налоговая база НДС увеличивается у комиссионера в части дополнительной выгоды, причитающейся комиссионеру, у комитента – в части дополнительной выгоды, причитающейся комитенту (п. 18 ст. 98 НК).
Принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких указаний – в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями. В случае, когда комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон (ст. 882 Гражданского кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ГК).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации, если иное не предусмотрено договором комиссии, дополнительную выгоду комитент и комиссионер должны поделить поровну. Каждый их них должен произвести увеличение налоговой базы по НДС в соответствующей части.
Пример*
__________________________
* Пример составлен редакцией.
Стоимость товара, переданного комитентом для продажи комиссионеру, составила 1 200 тыс. руб. Вознаграждение комиссионера по договору составляло 50 тыс. руб. Комиссионер реализовал товар за 1 560 тыс. руб. Договором не оговорены условия разделения дополнительной выгоды, поэтому организации делят ее поровну.
Юрий Веремейко, юрист
БУХУЧЕТ-2013
4 (24). Организация должна осуществить обязательную продажу валюты.
В каком порядке эту операцию следует отразить на счетах бухгалтерского учета?
Обратимся к п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102, в редакции постановления Минфина РБ от 14.12.2012 № 74. В нем сказано, что в состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (субсчета 90-7 "Прочие доходы по текущей деятельности", 90-10 "Прочие расходы по текущей деятельности"), включаются в т.ч. доходы и расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием запасов (за исключением продукции, товаров) и денежных средств.
С учетом изменений и дополнений, которые произошли в Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 (постановление Минфина РБ от 20.12.2012 № 77), в 2013 г. операции по продаже валюты полагается отражать в следующем порядке:
Д-т 57-3 (субсчет "Денежные средства в иностранных валютах для реализации") – К-т 52
– перечислены валютные средства, предназначенные для реализации;
Д-т 57-3 (91) – К-т 91 (57-3)
– отражены курсовые разницы, образовавшиеся при изменении курса валюты;
Д-т 90-10 (субсчет "Прочие расходы по текущей деятельности") – К-т 57-3
– отражается стоимость проданной иностранной валюты по курсу на дату продажи;
Д-т 51 – К-т 90-7 (субсчет "Прочие доходы по текущей деятельности")
– отражается сумма в белорусских рублях, поступившая за проданную иностранную валюту по курсу ее продажи;
Д-т 90-10 (субсчет "Прочие расходы по текущей деятельности") – К-т 51
– отражены расходы, связанные с продажей валюты (в т.ч. комиссия банку).
Галина Сафонова, экономист
5 (25). Каким образом в 2013 г. необходимо учитывать расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и курсом Нацбанка на момент покупки, связанные с приобретением основных средств по договорам купли-продажи и возникшие после ввода основных средств в эксплуатацию?
Можно ли оговорить в учетной политике отнесение данных расходов на затратные счета, поскольку они не перечислены в новой Инструкции по учету основных средств в качестве расходов, изменяющих первоначальную стоимость основных средств?
Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26), прямо не предусмотрено учитывать в качестве расходов, изменяющих первоначальную стоимость основных средств, расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и курсом Нацбанка на момент покупки, возникшие при приобретении основных средств.
Справочно: первоначальная стоимость основных средств не подлежит изменению, кроме случаев:
– реконструкции (модернизации, реставрации) основных средств, проведения иных аналогичных работ;
– переоценки основных средств в соответствии с законодательством;
– иных случаев, установленных законодательством (п. 14 Инструкции № 26).
Однако в 2013 г. продолжает действовать Декрет Президента РБ от 30.06.2000 № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц" (далее – Декрет № 15).
Расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и курсом Нацбанка на момент покупки коммерческие организации списывают для проведения расчетов при осуществлении капитальных вложений в не завершенные строительством объекты, основные средства и нематериальные активы (в т.ч. по использованным на эти цели займам, кредитам и процентам по ним) до ввода (передачи) их в эксплуатацию – на стоимость капитальных вложений, после ввода (передачи) основных средств и нематериальных активов в эксплуатацию – в конце отчетного квартала и (или) года на стоимость основных средств и нематериальных активов (за исключением процентов по полученным займам и кредитам) (подп. 1.4.2 п. 1 Декрета № 15).
Таким образом, как и ранее, расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и курсом Нацбанка на момент покупки, возникшие при приобретении основных средств, изменяют после ввода основных средств в эксплуатацию их первоначальную стоимость. Организация не может предусмотреть иное в учетной политике, поскольку это будет противоречить законодательству.
Расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и курсом Нацбанка на момент покупки следует отразить записью: дебет 01 "Основные средства" – кредит 08 "Вложения в долгосрочные активы" – после ввода (передачи) основных средств в эксплуатацию (за исключением процентов по полученным займам и кредитам) в конце отчетного квартала и (или) года (п. 16 Инструкции по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденной постановлением Минфина РБ от 27.12.2007 № 199 (с изменениями и дополнениями), с учетом норм Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50).
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ
6 (26). Наниматель направил работника в командировку. Продолжительность командировки составляет 2 недели. Работник требует произвести оплату за выходные дни, которые пришлись на период командировки. Наниматель не планирует производить такую оплату, а предлагает предоставить работнику отгулы.
Правомерны ли действия нанимателя?
Наниматель не обязан предоставлять отгулы за выходные дни.
Заработная плата – это вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время (ст. 57 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).
Таким образом, заработная плата выплачивается лишь в том случае, если работник выполнял работу. За неотработанное время заработная плата выплачивается лишь в случаях, прямо предусмотренных законодательством, например за период трудового отпуска.
Служебной командировкой признают поездку работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы (ст. 91 ТК).
За работниками, направленными в служебную командировку, сохраняются место работы (должность) и заработная плата в течение всего срока служебной командировки, но не ниже среднего заработка. Однако указанные положения вовсе не означают, что работнику должна быть выплачена заработная плата за все дни командировки.
Так, на работников, находящихся в служебной командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха, установленный по месту служебной командировки, но средний заработок сохраняется за все рабочие дни недели по графику постоянного места работы (ст. 92 ТК).
Таким образом, в период служебной командировки наниматель обязан выплачивать работнику заработную плату только за рабочие дни. Выплата заработной платы за выходные дни не производится. Не обязан наниматель предоставлять за эти дни и отгулы, так как такие правила законодательством не предусмотрены. Это могут быть лишь дополнительные гарантии, установленные самим нанимателем.
Выплата суточных и возмещение расходов по найму жилого помещения должны производиться за все дни командировки.
Юрий Веремейко, юрист
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
7 (27). Производственная организация была зарегистрирована в октябре 2012 г.
В какие сроки она должна была сформировать свою учетную политику?
В течение 90 дней со дня государственной регистрации.
Для ответа на вопрос обратимся к Инструкции по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.04.2002 № 62 (далее – Инструкция № 62). В ней сказано, что вновь создаваемая организация оформляет избранную учетную политику в соответствии с Инструкцией № 62 до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня создания (государственной регистрации) (п. 14 Инструкции № 62).
Таким образом, организации следовало сформировать свою учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации.
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
8 (28). В состав юридического лица входит ряд структурных подразделений, производственная деятельность которых требует проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Наступает ли административная ответственность за эксплуатацию производств без специального разрешения (лицензии) на деятельность по обеспечению пожарной безопасности?
Нет.
Административная ответственность за предпринимательскую деятельность, осуществляемую без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, установлена ч. 1 ст. 12.7 КоАП.
Одним из признаков предпринимательской деятельности является осуществление деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных юридическими и физическими лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (ст. 1 ГК). Перечень пожаро- и взрывоопасных производств и объектов с массовым пребыванием людей, эксплуатация которых подлежит лицензированию, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2010 № 1927.
В рассматриваемой ситуации деятельность по обеспечению пожарной безопасности, подлежащая лицензированию, не может быть отнесена к предпринимательской, поскольку ее осуществление не направлено на систематическое получение прибыли.
На основании изложенного ответственность за отсутствие специального разрешения (лицензии) на право эксплуатации пожаро- и взрывоопасных производств и объектов с массовым пребыванием людей по ч. 1 ст. 12.7 КоАП не может быть применена.
Аналогичная позиция по данному вопросу высказана в письмах МНС РБ от 10.12.2012 № 10-15/85-1 и ВХС РБ от 21.11.2012 № 02-25/3125.
Ирина Ефимова, экономист
9 (29). В п. 1 ст. 131-1 "Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам" НК (вступила в силу с 1 января 2013 г.) сказано о "разнице между величиной активов белорусской организации и величиной ее долговых обязательств перед иностранной организацией" (далее – собственный капитал).
Что относится в данном случае к собственному капиталу организации? Следует ли из написанного, что это может быть как актив организации (разд. 1 и 2 баланса), так и разд. 3 "Собственный капитал", в который входят уставный и добавочный капитал, а также прибыль?
Напомним, что п. 1 ст. НК установлено следующее. Если белорусская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно (через третьи лица) владеющей более чем 20%-й долей в уставном фонде (более чем 20 % паев, акций) этой белорусской организации, или перед белорусской организацией, признаваемой в соответствии со ст. 20 НК взаимозависимым лицом этой иностранной организации (далее – контролируемая задолженность перед иностранной организацией), и размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией на последнее число налогового периода более чем в 3 раза превышает разницу между величиной активов белорусской организации и величиной ее долговых обязательств перед иностранной организацией, то проценты по контролируемой задолженности перед иностранной организацией учитываются при исчислении налоговой базы налога на прибыль у белорусской организации в размере, не превышающем предельной величины процентов, определенной в соответствии с данной статьей НК.
Таким образом, расчет величины собственного капитала, определенный в ст. 1311 НК, отличается от порядка расчета этого показателя, принятого в бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией о порядке расчета стоимости чистых активов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 11.06.2012 № 35 (далее – Инструкция).
Для целей ст. 1311 НК собственный капитал надо рассчитывать как сумму активов за вычетом контролируемой задолженности перед конкретной иностранной организацией, т.е. при расчете собственного капитала необходимо учитывать не все обязательства налогоплательщика, а только перед определенным кредитором.
Так как для целей НК не установлено иное, величину активов организации рассчитывают, руководствуясь п. 5 Инструкции, согласно которому в состав активов, принимаемых к расчету, включаются:
– долгосрочные активы, в т.ч. основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные активы, вложения в долгосрочные активы (включая оборудование к установке и строительные материалы), долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы, долгосрочная дебиторская задолженность, прочие долгосрочные активы;
– краткосрочные активы, в т.ч. запасы, долгосрочные активы, предназначенные для реализации, расходы будущих периодов, НДС по приобретенным товарам, работам, услугам, краткосрочная дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства и их эквиваленты, прочие краткосрочные активы.
Аналогичный ответ по данному вопросу содержится в письме ИМНС по Первомайскому району г. Минска от 23.10.2012 № 5-13/В4-318.
Анна Шевцова, экономист