БУХУЧЕТ-2013
1 (450). Организация в установленном порядке переводит актив из состава основных средств в состав инвестиционной недвижимости.
По причине списания в течение 2010–2012 гг. за счет фонда переоценки ежемесячно в порядке и в сроки, установленные руководителем организации, курсовых разниц, числящихся с 1 января 2010 г. в составе расходов будущих периодов, на 1 января 2013 г. остатков фонда переоценки нет.
Необходимо ли сторнировать списание курсовых разниц за счет фонда переоценки с целью отнесения соответствующих сумм добавочного фонда на нераспределенную прибыль при переводе активов из состава основных средств в состав инвестиционной недвижимости?
Такой необходимости нет.
Обратимся к норме подп. 1.6 п. 1 Декрета Президента РБ от 30.06.2000 № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц" (далее – Декрет № 15). Ею предусмотрено, что остатки курсовых разниц, числящиеся на 1 января 2010 г. в составе доходов будущих периодов, списываются на внереализационные доходы (с 1 января 2012 г. в бухгалтерском учете в состав прочих доходов (доходы по финансовой деятельности)), расходов будущих периодов, – на внереализационные расходы (с 1 января 2012 г. в бухгалтерском учете в состав прочих расходов (расходы по финансовой деятельности)) или (при наличии фонда переоценки статей баланса) засчет этого фонда ежемесячно начиная с 1 января 2010 г. в порядке и в сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г.
Организация правомерно списывала курсовые разницы в соответствии с Декретом № 15, следовательно, сторнировать списание курсовых разниц за счет фонда переоценки не нужно.
Перевод недвижимого имущества, числящегося в составе основных средств, из операционной недвижимости в инвестиционную недвижимость при сдаче организацией данного имущества в аренду отражают записями:
Д-т 02 "Амортизация основных средств" (отдельный субсчет) – К-т 02 (отдельный субсчет)
– на накопленные по недвижимому имуществу за весь период эксплуатации суммы амортизации и обесценения;
Д-т 03 "Доходные вложения в материальные активы" (субсчет 03-1 "Инвестиционная недвижимость") – К-т 01 "Основные средства"
– на первоначальную (переоцененную) стоимость недвижимого имущества.
Такой порядок установлен п. 9 Инструкции по бухгалтерскому учету инвестиционной недвижимости, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 25 (далее – Инструкция № 25).
При переводе недвижимого имущества из операционной недвижимости в инвестиционную сумму числящегося по недвижимому имуществу добавочного фонда, образовавшегося в результате ранее проведенных переоценок данного недвижимого имущества, отражают по дебету счета 83 "Добавочный капитал" и кредиту счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Таким образом, при переводе недвижимого имущества из операционной недвижимости в инвестиционную отражать по дебету счета 83 и кредиту счета 84 сумму добавочного фонда, образовавшегося в результате ранее проведенных переоценок соответствующих основных средств, необходимо в случае ее наличия.
2 (451). При проведении реорганизации организации в форме выделения была проведена инвентаризация активов и обязательств на 1 октября 2013 г.
Можно ли данную инвентаризацию на основании приказа руководителя организации считать инвентаризацией, произведенной перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2013 г.?
Нельзя.
Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяет руководитель организации (ст. 12 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности").
Проведение инвентаризации обязательно:
– перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
– при реорганизации или ликвидации организации;
– в иных случаях, предусмотренных законодательством РБ.
Сроки проведения инвентаризаций (годовых, в течение года), перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливает руководитель организации.
В то же время в п. 7 Инструкции № 180* установлены конкретные сроки, не ранее которых нужно производить инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
_________________________
* Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).
Так, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств в следующие сроки:
– основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в т.ч. товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продуктов подсобного сельского хозяйства) – не ранее 1 ноября;
– незавершенного производства и полуфабрикатов – не ранее 1 ноября;
– животных на выращивании и откорме (в т.ч. молодняка животных) – не ранее 1 ноября;
– денежных средств – не ранее 1 декабря;
– обязательств и других активов – не ранее 1 декабря.
Таким образом, обязательная инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности должна быть проведена в сроки, установленные п. 7 Инструкции № 180.
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
3 (452). Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организация проводит инвентаризацию активов и обязательств.
Возникли следующие вопросы:
3.1. Следует ли организации проводить инвентаризацию драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах и инструментах?
Следует.
Порядок проведения инвентаризации драгоценных металлов, содержащихся в основных средства, оборудовании, инструментах, определен Инструкцией о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Минфина РБ от 15.03.2004 № 34 (далее – Инструкция № 34).
Инвентаризация драгоценных металлов обязательна:
– при смене руководителя организации, материально ответственных лиц на день приема, сдачи дел;
– при смене собственника или реорганизации организации;
– при ликвидации организации;
– при установлении фактов хищений, других злоупотреблений имущественного характера, порчи, утраты имущества или по иным причинам (пожар, стихийное бедствие);
– по решению уполномоченных на то органов.
Инвентаризацию драгоценных металлов, лома и отходов, их содержащих, обязательно проводят перед составлением годовой статистической отчетности во всех местах их хранения и непосредственно в производстве с полной зачисткой помещений и оборудования.
Инвентаризацию драгоценных металлов, содержащихся в приборах, оборудовании, инструментах, вооружении, военной технике и других изделиях, находящихся в местах хранения, в эксплуатации, а также снятых с эксплуатации, проводят 1 раз в год одновременно с инвентаризацией этих материальных ценностей.
Данные инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней отражают в годовых отчетах с учетом изменений, произошедших в составе имущества за период с даты инвентаризации до 1 января года, следующего за отчетным.
Отметим, что количество инвентаризаций может быть увеличено руководителями организаций по их усмотрению (пп. 89, 90 Инструкции № 34).
Наличие драгоценных металлов, находящихся в составе оборудования, при невозможности в момент инвентаризации проверки их в натуре устанавливают по паспортам или другим учетным документам, а их отсутствие – по нормативно-справочной документации (перечням,справочникам) или комиссионно (п. 101 Инструкции № 34).
В случае, когда содержание драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, будет определено после их списания и с учинением в учетных документах записи: "Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания", – при инвентаризации этих материальных ценностей в инвентаризационных описях надо сделать запись: "Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания" (п. 106 Инструкции № 34).
3.2. Какую отчетность необходимо представлять в отношении имеющихся драгоценных металлов?
Отчетность по форме 2-мр (драгметаллы).
Юридические лица, использующие драгоценные металлы в производственных, научных и иных целях, а также осуществляющие сбор, хранение и сдачу в переработку лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, должны представлять государственную статистическую отчетность по форме 2-мр (драгметаллы) "Отчет об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, лома и отходов, их содержащих", которая утверждена постановлением Белстата от 13.04.2011 № 61.
Организации, которые перечислены в п. 1 Указаний по заполнению государственной статистической отчетности 2-мр (драгметаллы), не представляют вышеуказанный отчет.
Справочно: отчет не представляют:
1) юридические лица со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно, за исключением имеющих специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями, составляющими работами и (или) услугами которых являются изготовление изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и использование в производстве драгоценных металлов и драгоценных камней;
2) юридические лица негосударственной формы собственности со средней численностью работников за календарный год 16 человек и более, за исключением:
– имеющих специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями, составляющими работами и (или) услугами которых являются изготовление изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и использование в производстве драгоценных металлов и драгоценных камней;
– входящих в состав государственных организаций, подчиненных Правительству, а также акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы в управление государственным органам (организациям);
– иных юридических лиц негосударственной формы собственности, являющихся коммерческими организациями со средней численностью работников за календарный год более 100 человек.
Cергей Козырев, канд. экон. наук, аудитор, DipIFR
ПОСОБИЕ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ
4 (453). Работница организации, подавшая документы на назначение пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, представила 2 справки о месте жительства и составе семьи, из которых следует, что она сама зарегистрирована по месту жительства на территории радиоактивного загрязнения в зоне с правом на отселение – в г.п. Брагин, а ребенок зарегистрирован по месту жительства отца – в г. Гомеле (в зоне проживания с периодическим радиационным контролем).
Имеет ли работница организации право на выплату пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в размере 150 % и необходима ли регистрация ребенка в том же населенном пункте, где зарегистрирована мать?
Имеет при выполнении определенных условий.
Граждане, постоянно (преимущественно) проживающие на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения или в зоне с правом на отселение, имеют право на выплату пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в размере 150 % этого пособия, предусмотренного законодательством РБ (ст. 21 и 22 Закона РБ от 06.01.2009 № 9-З "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий").
Порядок назначения и выплаты государственных пособий, определенных Законом РБ "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" (далее – Закон), предусмотрен Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 28.06.2013 № 569.
В п. 31 данного Положения установлено, что основанием для назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в размере 150 % от размеров, установленных в частях второй, третьей и шестой Закона, являются документы лица, осуществляющего уход за ребенком в возрасте до 3 лет (лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет):
– удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;
– справка о месте жительстве и составе семьи или копия лицевого счета, выданная организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) представляющей жилищно-коммунальные услуги.
Таким образом, лица, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет (находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет), зарегистрированные по месту жительства на территории радиоактивного загрязнения (в зоне последующего отселения или в зоне с правом на отселение) и имеющие удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в размере 150 %.
В законодательстве не предусмотрено обязательное условие общей регистрации по месту жительства в одном населенном пункте ребенка в возрасте до 3 лет и лица, осуществляющего за ним уход.
В рассматриваемой ситуации при наличии у работницы организации, зарегистрированной на территории радиоактивного загрязнения в зоне с правом на отселение, удостоверения пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет следует назначить в размере 150 % от установленных размеров. Место регистрации ребенка на территории Республики Беларусь не влияет на право получения лицом, осуществляющим за ним уход, пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в повышенном размере.
Светлана Белаш, консультант отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Минтруда и соцзащиты РБ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
5 (454). Должны ли на автовокзале в каждой кассе быть установлены платежные терминалы для обеспечения возможности проведения расчетов при приобретении пассажирами билетов на проезд с использованием банковской платежной карточки?
Должны при соблюдении определенных критериев.
Вопросы использования платежных терминалов и осуществления расчетов банковскими платежными карточками регулируются нормами постановления № 924/16 и Положения № 924/16*.
_________________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Положение № 924/16 и постановление № 924/16).
Так, юридические лица:
1) осуществляющие продажу товаров, выполняющие работы, оказывающие платные услуги на объектах, подлежащих оснащению платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских платежных карточек, согласно приложению 1 к Положению № 924/16 обязаны при получении выручки по каждому торговому или иному объекту от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг за предыдущий календарный год в размере более 7 500 базовых величин (БВ) установить в этом торговом или ином объекте платежные терминалы.
В этом случае количество устанавливаемых платежных терминалов должно составлять в процентном отношении к количеству используемых единиц кассового оборудования указанных объектов в течение первого календарного года не менее 50 %, второго календарного года – 100 % (п. 9 Положения № 924/16);
2) при создании объектов согласно приложению 1 к Положению № 924/16, расположенных в районных центрах, городах областного подчинения, областных центрах и г. Минске, а также объектов придорожного сервиса, если такие объекты относятся к объектам согласно приложению 1 к Положению № 924/16, обязаны установить в этих объектах платежные терминалы.
При этом количество устанавливаемых платежных терминалов должно составлять в процентном отношении к количеству единиц кассового оборудования указанных объектов 100 % (п. 10 Положения № 924/16).
Кассы пассажирских терминалов (в т.ч. автовокзалов), аэропортов, железнодорож-ных вокзалов, кассовые залы станций метрополитена включены в приложение 1 к Положению № 924/16. Соответственно при соблюдении критериев, предусмотренных пп. 9 и 10 Положения № 924/16, указанные объекты должны быть оснащены платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских платежных карточек, обеспечивающими возможность осуществления расчетов.
Отметим, что за нарушение юридическим лицом порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и (или) платежных терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а равно отсутствие таких оборудования и (или) терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг предусмотрен штраф в размере от 10 до 200 БВ (ст. 12.20 КоАП*).
____________________________
* Кодекс РБ об административных правонарушениях (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – КоАП).
6 (455). Организация оказывает услуги населению по печати (копированию) документов, фотографий и т.п. Для приема наличных денежных средств используется кассовый суммирующий аппарат. Книга кассира заполняется ежедневно, в т.ч. и в дни, когда выручка отсутствует либо небольшая.
Нужно ли ежедневно заполнять гр. 12 "Сдано в кассу (банк), рублей" книги кассира и как ее заполнять?
Нет, если в течение дня деньги не изымались из денежного ящика.
Книга кассира предназначена для ежедневной контрольной записи показаний денежных оборотов, регистрируемых кассовым оборудованием. Записи в книге кассира надо производить ежедневно в хронологическом порядке перьевой или шариковой ручкой, без помарок на основании показаний кассового оборудования и подтверждающих документов, причем:
– в начале рабочего дня (смены) следует произвести запись даты, показаний нарастающего оборота кассового оборудования на начало рабочего дня (смены) и суммы наличных денежных средств, полученных кассиром перед началом работы для расходных операций;
– по окончании рабочего дня (смены) – заполнить остальные реквизиты, предусмотренные формой книги кассира, установленной Положением № 924/16.
В гр. 12 "Сдано в кассу (банк), рублей" книги кассира указываются фактические суммы денежных средств, изъятые из ящика для денег кассового оборудования (далее – денежный ящик) или иного места аналогичного назначения (определенного эксплуатационной документацией для портативного кассового суммирующего аппарата при отсутствии денежного ящика), для их сдачи в кассу предприятия либо в банк (включая инкассацию). Остаток денежных средств (при его наличии) в денежном ящике или ином месте аналогичного назначения на конец дня (смены) отражается в гр. 13 "Остаток денежных средств на конец дня (смены), рублей" книги кассира.
Учитывая изложенное, гр. 12 книги кассира заполняется, если денежные средства изымаются из денежного ящика или иного места аналогичного назначения для их последующей сдачи в кассу предприятия либо в банк (включая инкассацию). В случае если в течение рабочего дня (смены) денежные средства из денежного ящика или иного места аналогичного назначения не изымались, гр. 12 книги кассира не заполняется.
Наталья Рощина, экономист
7 (456). Участники общества с ограниченной ответственностью (ООО) решили, что им следует ликвидировать учрежденное ими ООО.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
7.1. Могут ли они назначить ликвидатором директора данного общества?
Могут при выполнении определенного условия.
При наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами директор ликвидируемого юридического лица не может исполнять функции ликвидатора (Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования"). Задолженность перед кредиторами должна существовать на дату принятия решения общего собрания участников о ликвидации.
В таком случае председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, не являющееся директором данного юридического лица и соответствующее установленным законодательством требованиям. Это же ограничение касается и собственников имущества (учредителей, участников) ликвидируемых юридических лиц.
Данная норма действует с 1 мая 2013 г.
Требования к председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору) установлены постановлением Совета Министров РБ от 24.04.2013 № 314 "О некоторых вопросах назначения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора)".
7.2. Как поступить, если кредиторская задолженность обнаружилась в процессе работы ликвидационной комиссии (ликвидатора), которую возглавляет собственник имущества ликвидируемого общества?
Заменить ликвидатора или председателя ликвидационной комиссии.
Если в процессе ликвидации обнаружится задолженность перед кредиторами, которой не было на дату принятия решения о ликвидации данного юридического лица, то общее собрание ООО в месячный срок со дня обнаружения указанной задолженности должно принять решение о замене ликвидатора или председателя ликвидационной комиссии.
Обратите внимание, задолженность, выявленная в процессе ликвидации, не может быть ранее умышленно скрытой.
7.3. Каковы последствия того, что собственники не произвели замену ликвидатора и юридическое лицо было исключено из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР)?
Собственник имущества (учредители, участники), председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), которые допустили нарушение порядка ликвидации юридического лица, в результате чего юридическое лицо было исключено из ЕГР без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов.
Иск о восстановлении нарушенных прав в суд может быть подан в течение 3 лет со дня исключения юридического лица из ЕГР.
8 (457). Нужна ли отметка врача в путевом листе автомобиля, на котором водитель организации выполняет внутриреспубликанские грузоперевозки?
Нужна.
Обязательным требованием к оформлению путевых листов является наличие в них отметки о прохождении водителем медицинского осмотра (п. 4 Инструкции о порядке оформления транспортных документов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 26.11.2010 № 138).
Организации, осуществляющие деятельность в области автомобильного транспорта, на которую не требуется специального разрешения (лицензии), обязаны проводить контроль состояния водителей на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения (или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ) (часть вторая ст. 34 Закона РБ от 05.01.2008 № 313-З "О дорожном движении" (далее – Закон)).
С 14 августа 2013 г. такой контроль проводится в соответствии со вступившей в силу Инструкцией о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденной постановлением Минтранса и Минсельхозпрода РБ от 09.07.2013 № 25/28 (далее – Инструкция).
В этом случае используется метод приборного контроля опьянения. По его результатам информацию о допуске к работе водителя необходимо внести в установленном законодательством порядке в путевой лист (п. 5 Инструкции).
9 (458). Организация имеет лицензию на международные грузоперевозки. Однако в некоторых путевых листах нет отметки о прохождении водителем медицинского осмотра.
Предусмотрена ли законодательством ответственность за такое правонарушение?
Предусмотрена.
Ответственность за такие нарушения предусмотрена ч. 1 ст. 12.7 КоАП. Она состоит в следующем: предпринимательская деятельность, осуществляемая в т.ч. с нарушением правил и условий осуществления лицензируемых видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, наказывается штрафом в размере от 10 до 50 БВ, а на юридическое лицо – до 500 БВ с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишением права заниматься определенной деятельностью.
Напомним, что п. 122 Указа Президента РБ от 01.09.2010 № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Указ) относит к лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к лицензиату, в т.ч. обеспечение проведения предрейсовых и иных медицинских осмотров водителей механических транспортных средств.
Для организаций, имеющих также лицензии на перевозки пассажиров, выполнение перевозок пассажиров водителями механических транспортных средств, не прошедшими предрейсовые и иные медицинские осмотры, является грубым нарушением законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий, что влечет потерю лицензии (п. 124 Указа).
10 (459). Кто (какие органы) имеет право проверить путевой лист и составить протокол по ч. 1 ст. 12.7 КоАП?
В ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса РБ указаны органы, должностные лица которых могут составлять протоколы об административных правонарушениях, а следовательно, и проверять документы.
К ним относятся сотрудники:
– органов внутренних дел;
– транспортной инспекции Минтранса;
– органов, уполномоченных выдавать субъектам хозяйствования специальные разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности (ч. 1 ст. 12.7 КоАП в части нарушения правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии));
– органов Минприроды.
Анна Шинкевич, юрист
11 (460). Организация использует автомобили для доставки продукции покупателям. Она произвела повышение норм топлива на новый автомобиль, эксплуатируемый на территории Республики Беларусь, на 10 % в первый год его эксплуатации.
Верно ли организация производит повышение норм расхода топлива на автомобиль?
Неверно.
Порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования устанавливает Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденная постановлением Минтранса РБ от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141).
Нормы расхода топлива, рассчитанные в соответствии с Инструкцией № 141, предназначены для использования при учете и контроле расходования топлива механическими транспортными средствами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Республики Беларусь (п. 2 Инструкции № 141). Повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации нового или прошедшего капитальный ремонт автомобиля на первую тысячу километров пробега – не более 10 % (подп. 10.15 п. 10 Инструкции № 141).
Таким образом, организации следовало установить повышение нормы расхода топлива при эксплуатации нового автомобиля на первую тысячу километров пробега. Если первая тысяча километров пробега была достигнута, данное повышение нормы расхода топлива не применяется (независимо от того, в какой год эксплуатации это повышение было достигнуто).
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"