НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (461). На объекте строительства в Республике Беларусь организацией (застройщиком) понесены расходы по отдельным видам предпроектных работ (проведение геологических изысканий, топографических работ и др.). По мере проведения предпроектных работ подрядчик выдал заключение о том, что характеристика грунтов для ведения строительных работ неудовлетворительна и дальнейшие работы по проектированию и строительству объекта проводиться не будут.
Имеет ли право организация учесть данные расходы в составе внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении?
Имеет.
В состав внереализационных расходов включают другие расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 3.27 п. 3 ст. 129 Налогового кодекса РБ; далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Справочно: внереализационными расходами признают расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 129 НК).
Застройщиком в строительной деятельности признается юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, определяемое в соответствии с законодательством, финансирующее возведение, реконструкцию, реставрацию, ремонт, благоустройство объекта, снос, осуществляющее строительную деятельность самостоятельно с привлечением инженера (инженерной организации), с привлечением либо без привлечения для выполнения отдельных видов работ подрядчика в строительной деятельности на основании заключенного договора (ст. 1 Закона РБ от 05.07.2004 № 300-З "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь").
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 НК).
Затраты, поименованные в ст. 131 НК, а также иные затраты, не учитываемые при налогообложении, не могут быть включены в состав внереализационных расходов (п. 3 ст. 131 НК).
В состав прочих работ и затрат на объекте строительства включают затраты на проектные и изыскательские работы. В период строительства эти затраты учитывают отдельно, а по завершении строительства они формируют учетную стоимость объекта (пп. 33 и 34 Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 14.05.2007 № 10).
Если в результате исследований получено заключение о невозможности ведения строительства и в дальнейшем работы по проектированию и строительству производиться не будут, организация не вправе отнести стоимость выполненных работ на увеличение стоимости объекта строительства. Все понесенные расходы следует включить в состав внереализационных расходов и учитывать при налогообложении.
Д-т 90-10 (аналитический счет "Затраты, учитываемые при налогообложении прибыли") – К-т 97, 08
– включение понесенных расходов в состав внереализационных расходов*.
___________________________
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
2 (462). Организация-лизингодатель по условиям договора лизинга в течение срока его действия осуществляет добровольное страхование (автокаско) переданного в лизинг имущества (транспортного средства) с последующим возмещением этих расходов лизингополучателем. По условиям договора сумма возмещения данных расходов в лизинговые платежи не включена, а возмещается лизингополучателем отдельно.
Может ли лизингополучатель учесть возмещаемые лизингодателю расходы по добровольному страхованию транспортного средства в составе затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, при условии, что объект лизинга находится на балансе лизингополучателя и используется им в предпринимательской деятельности?
Может.
Лизинговые платежи, а также расходы лизингодателя, не включенные в состав лизинговых платежей, но подлежащие возмещению в соответствии с условиями договора лизинга, являются расходами лизингополучателя, связанными с производством и (или) реализацией продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 18 Положения о лизинге, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 04.06.2010 № 865).
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 НК).
Документы бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) являются основанием для определения затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) и отражения их в том налоговом периоде, к которому они относятся, независимо от времени (срока) оплаты.
В рассматриваемом примере суммы расходов по добровольному страхованию, возмещаемые лизингополучателем лизингодателю, включаются в состав затрат лизингополучателя, учитываемых при налогообложении прибыли.
3 (463). Организация в январе 2013 г. за счет валютных кредитных средств приобрела основное средство, которое затем в сентябре 2013 г. реализовала.
Следует ли учитывать при налогообложении прибыли курсовые разницы, возникающие при переоценке основного долга и процентов по данному кредиту, которые начисляют после отчуждения основного средства?
Следует.
Возникающие при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте курсовые разницы коммерческие организации относят:
– по кредиторской задолженности (в т.ч. по полученным кредитам, займам и процентам по ним), возникшей при осуществлении капитальных вложений в не завершенные строительством объекты, основные средства до ввода (передачи) их в эксплуатацию, – на стоимость капитальных вложений, после ввода (передачи) основных средств в эксплуатацию, – в конце отчетного квартала и (или) года на стоимость основных средств (за исключением процентов по полученным займам и кредитам).
Д-т 08 – К-т 66, 67
– приобретено основное средство за счет валютного кредита;
Д-т 08 – К-т 66, 67
– отражены курсовые разницы до ввода объекта основных средств в эксплуатацию;
Д-т 01 – К-т 08
– основное средство введено в эксплуатацию;
– в иных случаях – на внереализационные доходы или расходы и учитывают при налогообложении, если иное не установлено Президентом или Советом Министров по согласованию с Президентом. Приведенная норма законодательства закреплена в подп. 1.2 п. 1 Декрета Президента РБ от 30.06.2000 № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц".
В состав внереализационных доходов включают положительные курсовые разницы, возникающие при переоценке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, определяемые в порядке, установленном законодательством (подп. 3.17 п. 3 ст. 128 НК).
К внереализационным расходам относят отрицательные курсовые разницы, возникающие при переоценке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, определяемые в порядке, установленном законодательством (подп. 3.24 п. 3 ст. 129 НК).
В приведенной ситуации основное средство, на приобретение которого были направлены средства валютного кредита, было отчуждено до погашения кредита, однако курсовые разницы, возникшие при переоценке кредиторской задолженности по кредиту после выбытия основного средства, следует относить в состав внереализационных доходов или расходов, учитываемых при налогообложении.
Д-т 91 – К-т 66, 67
– отражены курсовые разницы после реализации объекта основных средств (путем налоговых корректировок в целях налогового учета их следует отражать в составе внереализационных расходов).
4 (464). Организация, изготавливающая измерительные приборы (счетчики учета воды), создала обменный фонд счетчиков для использования в случае необходимости их замены в течение гарантийного срока. В процессе эксплуатации часть приборов, которые организация учитывает в составе обменного фонда, пришла в негодность.
Включаются ли в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, суммы, образующиеся:
– при списании счетчиков из обменного фонда;
– при разукомплектовании счетчиков, учитываемых в составе обменного фонда?
Стоимость пришедших в негодность ТМЦ включают в состав внереализационных расходов. Стоимость оприходованных ТМЦ, пригодных для использования, включают в состав внереализационных доходов.
В состав внереализационных расходов включают расходы на ликвидацию, списание основных средств, нематериальных активов, выводимых из эксплуатации (включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, расходы на демонтаж, разборку, вывоз демонтированного, разобранного имущества), а также расходы на ликвидацию и (или) производимое в порядке, установленном законодательством, списание иного имущества (включая его стоимость), в т.ч. объектов незавершенного строительства, имущества, монтаж которого не завершен (подп. 3.16 п. 3 ст. 129 НК).
В случае списания пришедших в негодность счетчиков, учитываемых в бухгалтерском учете на счете 10 "Материалы", при исчислении налога на прибыль в состав внереализационных расходов необходимо включать все расходы на списание (включая и стоимость списываемых счетчиков).
Д-т 43 – К-т 20
– отражена себестоимость изготовленных измерительных приборов;
Д-т 10 (субсчет 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты" или иной отдельный субсчет) – К-т 43
– отражена стоимость измерительных приборов, переданных в обменный фонд.
Стоимость товарно-материальных ценностей, оприходованных в результате списания счетчиков, должна быть включена в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении (подп. 3.20 п. 3 ст. 128 НК).
Д-т 90-10 (аналитический счет "Затраты, учитываемые при налогообложении прибыли") – К-т 10
– учтена в составе внереализационных расходов стоимость списанных измерительных приборов, числящихся в составе обменного фонда;
Д-т 10 – К-т 90-7
– отражена стоимость ТМЦ, оприходованных в результате списания измерительных приборов.
Ирина Жданович, экономист
5 (465). Транспортная организация, зарегистрированная в 2010 г. в Брестском районе, заключила договор на оказание транспортных услуг по перевозке товара из г. Бреста в г. Минск. По указанной услуге она применила льготу по налогу на прибыль, определенную подп. 1.1 п. 1 Декрета Президента РБ от 07.05.2012 № 6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности" (далее – Декрет № 6).
В ходе проверки проверяющие указали на неправомерность использования организацией этой льготы.
Организация не согласилась с мнением проверяющих. Она считает, что имеет право на льготу в соответствии с Декретом № 6, поскольку пунктом отправления являлся Брестский район.
Кто в данном случае прав – организация или проверяющие?
Правы проверяющие.
Коммерческие организации РБ, зарегистрированные в республике с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение 7 календарных лет со дня их государственной регистрации вправе не исчислять и не уплачивать налог на прибыль в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства (подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6).
Транспортная организация, осуществляющая реализацию услуг собственного производства, должна на эти услуги оформить сертификат работ и услуг собственного производства. Льгота действует только в период действия сертификата.
Для применения льготы по налогу на прибыль, определенной подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6, необходимо:
– вести раздельный учет выручки, полученной от реализации транспортных услуг собственного производства, а также затрат по реализации этих услуг;
– представить в налоговый орган сертификат работ и услуг собственного производства, выданный в порядке, определенном Положением о порядке выдачи сертификатов продукции (работ, услуг) собственного производства, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2010 № 1520 (подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6).
Льгота по налогу на прибыль не предоставляется, если одно из вышеназванных условий не будет выполнено.
Кроме указанных условий, организация, оказывающая транспортные услуги, должна одновременно соблюсти еще 2 условия, определенные подп. 1.5 п. 1 Декрета № 6.
Одно из них требует, чтобы при оказании услуг перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом пункты отправления (погрузки) и (или) назначения (разгрузки) были расположены на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.
Только выполнение всех условий дает право организации прольготировать прибыль, полученную от перевозки товара.
В приведенной ситуации заключен договор по перевозке товара из г. Бреста в г. Минск. Указанные города относятся к крупным, поэтому перевозка товара по такому маршруту не относится к оказанию транспортных услуг в сельской местности. В данном случае для получения льготы не имеет значения место нахождения автомобиля до начала перевозки.
6 (466). Транспортная организация, зарегистрированная в сельской местности в 2011 г., заключила договор с туристической фирмой на перевозку туристов по маршруту Жабинка – вещевой рынок г. Хмельницкий (Украина). По оказанной услуге она применила льготу, определенную подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6.
Проверяющие указали на неправомерность использования организацией этой льготы. Свою позицию они мотивировали тем, что в г. Жабинке в автобус сели только несколько туристов, а основная масса пассажиров – в г. Бресте.
Кто прав в этом случае – организация или проверяющие?
Права организация.
Транспортная организация вправе пользоваться льготой по налогу на прибыль, установленной подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6, поскольку она выполнила все условия Декрета № 6. Это ясно из ситуации, изложенной в вопросе, поскольку претензии проверяющих не по этим условиям, а по иному поводу.
Напомним, что для применения указанной льготы транспортная организация должна:
1) иметь сертификат работ и услуг собственного производства, полученный в порядке, определенном постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2010 № 1520;
2) выполнить 4 условия, определенные Декретом № 6, а именно:
– вести раздельный учет выручки, полученной от реализации транспортных услуг собственного производства, а также затрат по реализации этих услуг;
– представить в налоговый орган указанный сертификат;
– при оказании услуг перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом пункты отправления (погрузки) и (или) назначения (разгрузки) должны быть расположены на территории средних, малых городских поселений, сельской местности;
– автомобильные транспортные средства, используемые для оказания услуг перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом, должны быть зарегистрированы в установленном порядке регистрационными (регистрационно-экзаменационными) подразделениями ГАИ МВД на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.
Как видим, в перечисленных условиях отсутствует обязанность вести учет перемещения пассажиров. В данном случае проверяющие должны были исходить из маршрута перевозки пассажиров. С учетом того что пунктом отправления являлся г. Жабинка, который не относится к крупным городам, транспортная организация независимо от количества севших в автобус в этом городе пассажиров имеет право на льготу по налогу на прибыль.
Иван Данилов, экономист
7 (467). Организация применяет УСН. Она планирует проводить ремонт автомобилей по заказам физических лиц. При оказании услуг будут использоваться покупные запчасти, цены на которые установлены с учетом торговой надбавки.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
7.1. Предусмотрено ли государственное регулирование цен на указанные услуги и используемые при этом материалы и запчасти?
Не предусмотрено.
С ноября 2010 г. организации вправе самостоятельно определять тарифы на указанные услуги и на стоимость материалов, использованных при их оказании населению, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, руководствуясь конъюнктурой рынка. Это связано с отменой постановления Минэкономики РБ от 28.01.2008 № 23 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств". Стоимость запасных частей и материалов, используемых при оказании этих услуг, может быть оплачена дополнительно к сформированным (установленным) тарифам.
7.2. Будет ли реализация запчастей рассматриваться как розничная торговля? Необходимо ли вносить изменения в уставные документы, если такая деятельность будет признана розничной торговлей?
Изменения в устав организация может внести.
Расчет стоимости материалов и запасных частей с учетом конъюнктуры рынка не приводит к изменению вида деятельности. В связи с этим принятый порядок расчета стоимости материалов при оказании услуг населению и субъектам предпринимательской деятельности и дополнительная оплата заказчиком стоимости материалов при оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств не являются розничной торговлей.
По установленному правилу в уставе (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) по желанию собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица могут указываться виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом. При изменении таких видов деятельности юридические лица вправе (по своему усмотрению) обратиться за государственной регистрацией изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица (п. 20 гл. 4 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования").
7.3. Учитывается ли при определении налоговой базы для исчисления налога при УСН стоимость используемых сырья и материалов?
Объектом обложения налогом при УСН признается валовая выручка (ст. 288 НК).
Налоговая база налога при УСН определяется как денежное выражение валовой выручки. Валовой выручкой в целях исчисления налога при УСН признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.
Выручку от реализации услуг организации определяют исходя из поступлений за реализованные услуги в денежной и (или) натуральной форме (в т.ч. от третьих лиц).
В 2012 г. в п. 2 ст. 288 НК было установлено, что при реализации физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей) услуг, цены (тарифы) на которые сформированы в установленном порядке без учета стоимости используемых при их выполнении (оказании) материалов и запасных частей, оплачиваемых заказчиками, в выручку включают сумму, полученную от реализации этих услуг, за вычетом покупной стоимости указанных материалов и запасных частей.
При этом в п. 5 ст. 288 НК в 2012 г. было указано, что покупная стоимость товаров определяется как цена их приобретения (договорная цена), увеличенная на фактические затраты по приобретению (таможенные пошлины и таможенные сборы, НДС, комиссионные вознаграждения, расходы на транспортировку, кроме расходов на транспортировку товаров покупателям, хранение) при условии их документального подтверждения.
С 2013 г. такая особенность при оказании услуг физическим лицам из НК исключена. Поэтому объектом обложения налогом при УСН во всех случаях будет являться вся выручка, поступившая плательщику, с учетом стоимости используемых при их выполнении (оказании) материалов и запасных частей, оплачиваемых заказчиками.
Ольга Луговая, экономист
Срочно и важно!
БУХУЧЕТ-2013
8 (468). Допускается ли установление в учетной политике организации дополнительных условий признания активов основными средствами, в т.ч. стоимостного критерия, в связи с принятием Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26)?
Допускается.
Условия признания, при одновременном выполнении которых активы принимают к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, установлены в п. 4 Инструкции № 26. При этом Инструкция № 26 не применяется в отношении запасов.
Порядок формирования в бухгалтерском учете информации о запасах установлен в Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133).
Инструкция № 133 не применяется в отношении инвентаря, хозяйственных принадлежностей, инструментов, оснастки и приспособлений, которые в соответствии с учетной политикой организации относятся к основным средствам.
Учитывая изложенное, инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления к бухгалтерскому учету могут быть приняты в качестве как запасов, так и основных средств.
При невозможности разграничения указанных объектов между запасами и основными средствами исходя из условий признания, приведенных в инструкциях № 26 и № 133, в учетной политике организации могут быть установлены дополнительные условия признания, в т.ч. стоимостный критерий.
Дополнительные условия признания могут быть установлены также в отношении отдельных видов оборудования и устройств, имеющих срок службы более года и используемых в деятельности организации для управленческих, хозяйственных нужд (калькуляторы, телефонные и факсимильные аппараты, модемы, принтеры, сканеры, счетчики и др.).
Решение об отнесении указанных активов к основным средствам или запасам организация принимает самостоятельно исходя из специфики осуществляемой ею деятельности.
Игорь Привалов, начальник отдела методологии бухгалтерского учета
главного управления бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ
9 (469). Организация применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) с ведением бухгалтерского учета. Основным видом ее деятельности является сдача в аренду собственных объектов недвижимости. Договоры с организациями, оказывающими коммунальные услуги, заключены арендодателем.
В этой ситуации возникли следующие вопросы:
9.1. Каким образом возмещение коммунальных услуг отражают в бухгалтерском учете арендодателя?
Организации, применяющие УСН с ведением бухгалтерского учета, для отражения в учете хозяйственных операций руководствуются нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету.
Порядок формирования в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах в организациях определен в Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102).
Доходом признают увеличение экономических выгод в течение отчетного периода путем увеличения активов или уменьшения обязательств, ведущее к увеличению собственного капитала организации, не связанного с вкладами собственника ее имущества (учредителей, участников). В свою очередь, экономические выгоды – это получение организацией доходов от реализации активов, снижение расходов и иные выгоды, возникающие от использования организацией активов (п. 2 Инструкции № 102).
Доходами по текущей деятельности (основная приносящая доход и прочая деятельность организации, кроме инвестиционной и финансовой) являются выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, а также прочие доходы по текущей деятельности (п. 6 Инструкции № 102).
Выручку от оказания услуг признают в бухгалтерском учете при соблюдении следующих условий:
– сумма выручки может быть определена;
– имеется вероятность увеличения экономических выгод организации в результате хозяйственной операции;
– степень готовности или завершенность работы, услуги на отчетную дату может быть определена;
– расходы, которые произведены при совершении хозяйственной операции, и расходы, необходимые для ее завершения, могут быть определены (п. 18 Инструкции № 102).
В рассматриваемой ситуации происходит выставление арендатору счета на возмещение коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями, и зачисление суммы возмещения на расчетный счет арендодателя, при котором вышеуказанные условия признания выручки в бухгалтерском учете не соблюдаются.
Следовательно, сумму возмещения коммунальных услуг арендатором в бухгалтерском учете арендодателя выручкой не признают.
Информацию о расчетах за оказанные услуги обобщают на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (п. 47 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50; далее – Инструкция № 50).
Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками предназначен счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", для обобщения информации о расчетах с разными дебиторами и кредиторами по имущественному и личному страхованию, по претензиям, по суммам, удержанным из заработной платы работников в пользу других лиц, о других расчетах – счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (пп. 48, 59 Инструкции № 50).
Таким образом, для обобщения информации о расчетах с арендаторами в части возмещения коммунальных услуг арендодатель может применять счет 62 или 76.
В бухгалтерском учете арендодателя сумма возмещаемых арендатором коммунальных услуг, не являющихся выручкой, будет отражена следующими бухгалтерскими записями:
Д-т 62 (76) – К-т 60
– отражено выставление счета на коммунальные услуги арендатору;
Д-т 51 – К-т 62 (76)
– оплата возмещения коммунальных услуг на счет арендодателя;
Д-т 60 – К-т 51
– денежные средства перечислены арендодателем поставщику коммунальных услуг.
9.2. Как возмещение коммунальных услуг отражают в налоговом учете арендодателя?
В целях налогообложения и осуществления налогового контроля плательщики ведут налоговый учет, который основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При необходимости к данным бухгалтерского учета составляют расчетные корректировки (ст. 62 НК).
Налоговую базу налога при упрощенной системе определяют как денежное выражение валовой выручки. Валовой выручкой признают сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.
Выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав организации, ведущие бухгалтерский учет и отчетность, отражают на дату признания ее в бухгалтерском учете независимо от даты проведения расчетов по ним с соблюдением принципа (метода) начисления в порядке, установленном законодательством и (или) закрепленном в соответствии с ним в учетной политике организации (принцип начисления) (пп. 2, 4 ст. 288 НК).
Для организаций, применяющих УСН, установлены особенности определения налоговой базы налога при УСН.
Так, с учетом особенностей деятельности отдельных организаций в выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей определения налоговой базы и валовой выручки включают при сдаче имущества в аренду сумму арендной платы, а также сумму возмещаемых расходов, не включенных в арендную плату.
Суммы возмещаемых расходов, не включенных в арендную плату, учитывают в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на датупоступления возмещения этих расходов (в т.ч. в натуральной форме) либо на дату иного прекращения обязательства по возмещению указанных расходов, в т.ч. в результате зачета, уступки права требования, перечисления денежных средств на счета третьих лиц (п. 2 ст. 288 НК).
Таким образом, в налоговом учете при исчислении налога при УСН сумму возмещения коммунальных услуг следует учитывать в составе валовой выручки и налоговой базы на основании расчетной корректировки в том отчетном периоде, на который приходится дата поступления возмещения этих расходов на расчетный счет арендодателя.
Николай Савельев, экономист
КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ
10 (470). В организации водитель командирован из г. Витебска в г. Минск. Согласно отметкам в командировочном удостоверении он находился в служебной командировке двое суток, а если смотреть по товарно-транспортной накладной (ТТН) – одни сутки.
По какому документу следует определить срок служебной командировки (командировочное удостоверение, путевой лист, товарно-транспортная накладная (ТТН))?
Надо ли устанавливать письменно задание по командировке?
Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы (ст. 91 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).
Порядок, размеры и условия направления водителей в командировки, включая однодневные, в пределах Республики Беларусь регулируются нормами Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.01.2000 № 35 (далее – постановление № 35).
Направление работников в служебную командировку оформляется приказом (распоряжением) нанимателя с выдачей командировочного удостоверения установленной формы (ст. 93 ТК и п. 2 постановления № 35).
Срок служебной командировки наниматель определяет самостоятельно с учетом времени, необходимого командированному водителю для выполнения служебного задания, для отдыха, а также времени нахождения в пути.
Срок фактического пребывания в служебной командировке устанавливается по отметкам на командировочном удостоверении о дне прибытия и выбытия из места пребывания (ст. 94 ТК). Днем выбытия в служебную командировку считается день выезда транспортного средства из места постоянной работы командированного, а днем прибытия – день приезда указанного транспорта к месту постоянной работы. При отправлении транспорта до 24:00 включительно днем выбытия считаются текущие сутки, а с 00:00 и позднее – последующие сутки. Время окончания работы в день выбытия работника в служебную командировку определяется по договоренности с нанимателем. В случае прибытия до окончания рабочего дня вопрос о времени явки на работу в этот день решается в том же порядке.
Транспортными документами при выполнении автомобильных перевозок грузов признаются: путевой лист, товарно-транспортная накладная и иные документы в соответствии с законодательством (ст. 40 Закона РБ от 14.08.2007 № 278-З "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках"). Использование транспортного средства при выполнении автомобильной перевозки груза оформляется путевым листом.
Учитывая изложенное, полагаем, что в случае направления работника в служебную командировку в пределах Республики Беларусь документом, определяющим срок служебной командировки, является приказ нанимателя.
При этом данный приказ служит основанием для направления водителя в служебную командировку на определенный срок и должен издаваться нанимателем до отъезда водителя в служебную командировку, а не после его возвращения.
Приказ о командировании должен содержать даты начала и окончания служебной командировки, рассчитанные в зависимости от дальности расстояния до места командирования и времени нахождения в пути.
Что касается командировочного удостоверения, то отметками в нем подтверждается фактическое пребывание водителя в служебной командировке. Путевой лист и товарно-транспортная накладная являются транспортными документами, которые оформляются при использовании транспортного средства и выполнении автомобильной перевозки груза. Указанные документы могут являться не определяющими, а подтверждающими срок служебной командировки и выполнение задания.
С учетом норм постановления № 35 оформление задания на командировку при направлении работника в служебную командировку в пределах Республики Беларусь не является обязательным.
Алеся Гараева, экономист
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
11 (471). Организация планирует начать производство алкогольной продукции. В процессе деятельности она будет использовать из собственной скважины воду для хозяйственно-питьевого производства алкогольных напитков и иных целей.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
11.1. Должна ли организация оформить разрешение на пользование скважиной?
Должна.
Организации, добывающие воду из собственных скважин и использующие ее для хозяйственно-питьевого производства алкогольных напитков и иных целей, являются водопользователями.
Справочно: водопользователь – юридическое лицо и (или) гражданин Республики Беларусь, в т.ч. индивидуальный предприниматель, которые используют водные объекты для осуществления хозяйственной и иной деятельности и (или) оказывают воздействие на воды.
Организация, планирующая использовать воду из собственной скважины, должна оформить разрешение на специальное водопользование. Его выдает областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды в порядке, определенном Инструкцией о порядке оформления и регистрации разрешений на специальное водопользование, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 09.07.2010 № 31 (далее – Инструкция № 31).
Форма данного разрешения приведена в приложении 1 к Инструкции № 31. В п. 5 разрешения указываются:
– объемы добычи (изъятия) воды, ее использования;
– объемы отведения сточных вод;
– допустимые концентрации и нормативы допустимых сбросов химических и иных веществ в составе отводимых сточных вод;
– иные условия специального водопользования.
Отметим, что в разрешении при осуществлении специального водопользования и одновременном использовании водопроводно-канализационных систем населенного пункта, организации или иного объекта показатели использования вод указываются раздельно: по самостоятельному изъятию воды из водных объектов, добыче подземных вод, отведению сточных вод и по использованию других водопроводно-канализационных систем.
11.2. Сколько объектов обложения налогом на добычу возникает у организации?
2 объекта: вода, используемая для производства, и вода, используемая в иных целях.
Организации, использующие воду из собственной скважины, признаются плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. Объектом обложения налогом за добычу является добыча (изъятие) воды (поверхностной и подземной) (подп. 1.4 п. 1 ст. 210 НК).
Налоговую базу налога за добычу (изъятие) воды определяют как фактический объем добываемой (изымаемой) воды.
Расчет налога следует производить исходя из фактического объема всей добытой воды за каждый истекший налоговый период (квартал) и установленной ставки налога.
Справочно: налоговым периодом налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти, признают календарный квартал (п. 1 ст. 214 НК).
Ставки налога за добычу (изъятие) подземных и поверхностных вод установлены в приложении 10 к НК. Так, за добычу 1 м3 пресных и минеральных вод:
– для производства алкогольных, безалкогольных, слабоалкогольных напитков и пива – ставка налога составляет 17 840 руб.;
– для иного использования – 170 руб.
Таким образом, организация будет являться плательщиком налога за добычу воды, используемой при производстве алкогольных напитков, и воды, используемой в иных целях.
11.3. Как правильно осуществлять учет объемов добычи (изъятия) подземных и поверхностных вод?
Учет фактических объемов добычи (изъятия) подземных и поверхностных вод организация должна осуществлять:
– по формам ПОД-6 и ПОД-7, установленным постановлением Минприроды РБ от 08.11.2005 № 59, и в порядке, определенном Инструкцией о порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации в области охраны окружающей среды, утвержденной этим постановлением;
– с учетом требований, определенных Инструкцией о порядке ведения первичного учета использования вод, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 21.09.2007 № 75.
Объем добытой (изъятой) воды за 2013 г. должен соответствовать данным годовой государственной статистической отчетности 1-вода (Минприроды) "Отчет об использовании воды", утвержденной постановлением Белстата от 19.09.2013 № 209.
Людмила Даниленкова, экономист