НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (1). Профком организации в декабре 2013 г. оплатил стоимость операции, сделанной ребенку работников организации. Стоимость операции составила 25 000 000 руб.
Является ли стоимость такой операции доходом, подлежащим обложению подоходным налогом, с учетом того что она оплачена не за члена профсоюзной организации?
Нет, если будут выполнены условия для применения льготы.
Рассмотрим нормы Налогового кодекса в редакции, действовавшей в 2013 г. (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (п. 1 ст. 156 НК).
К доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, в частности, относят оплату (полностью или частично) за него организациями или физическими лицами товаров (работ, услуг), иного имущества или имущественных прав, в т.ч. коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах плательщика (подп. 2.1 п. 2 ст. 157 НК).
Таким образом, стоимость оплаченной операции является доходом ребенка работника профсоюзной организации, полученным в натуральной форме.
Вместе с тем ст. 163 НК определен ряд доходов, освобождаемых от обложения подоходным налогом с физических лиц.
Сразу отметим, что профсоюзная организация не вправе применить льготу, предусмотренную подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК, так как стоимость операции оплачена профсоюзной организацией не за члена профсоюза.
Справочно: доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей (за исключением доходов, указанных в подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК), получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, поименованных в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК), в размере, не превышающем 2 000 000 руб., от каждой профсоюзной организации в течение налогового периода (подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК).
Однако профсоюзная организация как налоговый агент вправе применить льготу, предусмотренную абзацем третьим подп. 1.21 п. 1 ст. 163 НК.
С учетом этой льготы от подоходного налога с физических лиц освобождаются доходы в виде безвозмездной (спонсорской) помощи в денежной и натуральной формах, получаемой от белорусских организаций и граждан Республики Беларусь плательщиками, нуждающимися в получении медицинской помощи, в т.ч. проведении операций, при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном постановлением Минздрава РБ от 07.03.2012 № 14 "О порядке выдачи подтверждения нуждаемости в получении медицинской помощи". Таким подтверждающим документом является медицинская справка о состоянии здоровья, выдаваемая в порядке, установленном п. 7.6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200 "Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан". В отношении льготы, предусмотренной абзацем третьим подп. 1.21 п. 1 ст. 163 НК, не установлен предельный необлагаемый размер.
Таким образом, при наличии указанной медицинской справки стоимость операции не будет признана доходом, подлежащим обложению подоходным налогом, даже в том случае, если операция оплачена не за члена профсоюзной организации.
2 (2). Нанимателем в октябре 2013 г. оплачена вакцинация своих работников от гриппа. Стоимость 1 вакцины составляет 175 000 руб.
Подлежит ли обложению подоходным налогом стоимость указанных услуг по вакцинации?
Налоговый агент при определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц должен учитывать все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (п. 1 ст. 156 НК).
К доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или физическими лицами услуг (подп. 2.1 п. 2 ст. 157 НК).
Таким образом, исходя из положений подп. 2.1 п. 2 ст. 157 НК, расходы организации на оплату услуг по вакцинации от гриппа признаются доходом работника, полученным в натуральной форме. Налоговая база подоходного налога по такому доходу определяется в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 157 НК.
Вместе с тем организация как налоговый агент имела право применить льготу, предусмотренную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК. Из нее следует, что в 2013 г. доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей (за исключением доходов, указанных в подп. 1.101 и 1.191 ст. 163 НК), полученные работником от организации, которая является для него основным местом работы, освобождаются от обложения подоходным налогом в размере, не превышающем 10 000 000 руб. от каждого источника в течение налогового периода.
Льгота, установленная подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК, может быть предоставлена только при условии, что она в течение года не была использована на иные цели.
Анна Павлова, экономист
3 (3). Каков порядок освобождения от НДС работ (услуг) в 2013 г. применительно к нормам Указа Президента РБ от 13.05.2013 № 219 "О внесении изменений и дополнений в некоторые Указы Президента Республики Беларусь" (далее – Указ № 219)?
В Указ Президента РБ от 26.03.2007 № 138 "О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость" (далее – Указ № 138) внесены изменения и дополнения, направленные на приведение его норм в соответствие с Жилищным кодексом РБ, а также на совершенствование порядка применения льготы по НДС. Эти изменения внесены на основании подп. 1.3 п. 1 Указа № 219.
Изменения и дополнения коснулись, в частности, приложения 1 к Указу № 138 – Перечня работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость (далее – Перечень).
Так, из Перечня исключен п. 1 "Подготовка и выдача исходно-разрешительной документации на строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт и благоустройство". Кроме того, из п. 2 Перечня исключены предпроектные работы.
Указ № 219 вступил в силу с 19 мая 2013 г.
Следовательно, в отношении работ (услуг), исключенных из Перечня, освобождение от НДС применяют, если такие работы (услуги) выполнены (оказаны) до 19 мая 2013 г. День выполнения работ (оказания услуг) определяют в соответствии с нормами ст. 100 НК. Объемы работ (услуг), выполненных (оказанных) с 19 мая 2013 г., облагают НДС в общеустановленном порядке.
Изменения и дополнения, внесенные в пп. 4, 6, 7 и 10 Перечня, исключение из Перечня п. 13 носят уточняющий характер и не влекут изменений в порядке применения освобождения от НДС.
Ответ подготовлен на основании разъяснения МНС РБ от 20.06.2013 № 2-1-10/5479.
Владимир Васильев, экономист
УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ
4 (4). Учитывается ли при расчете коэффициента соотношения средних заработных плат руководителя и по коммерческой организации в целом сумма годового бонуса и оплата труда, начисляемая в порядке, определенном Указом Президента РБ от 23.01.2009 № 49?
Не учитывается.
При расчете коэффициента соотношения средних заработных плат руководителя и по коммерческой организации в целом (далее – коэффициент) не учитывают, в частности, выплаченный руководителю годовой бонус (подп. 2.2 п. 2 постановления Совета Министров РБ от 08.07.2013 № 597 "О совершенствовании условий оплаты труда руководителей коммерческих организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – постановление № 597)). Это касается руководителей коммерческих организаций всех форм собственности.
Д-т 90-10 – К-т 70
– начисление годового бонуса руководителю организации*.
__________________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
Отдельным руководителям коммерческих организаций коэффициент может не устанавливаться.
Так, руководителям коммерческих организаций независимо от формы собственности, которым согласно законодательству установлены фиксированные оклады в кратных размерах от уровня среднемесячной заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности, соответствующий коэффициент не устанавливается (подп. 2.4 п. 2 постановления № 597).
В то же время работникам коммерческих организаций любых форм собственности, включая руководителей организаций, могут быть сформированы условия оплаты труда в соответствии с положениями Указа Президента РБ от 23.01.2009 № 49 "О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг)" (далее – Указ № 49). При этом заработная плата, начисленная работникам и соответственно руководителям, максимальными размерами не ограничивается (подп. 1.3 п. 1 Указа № 49).
Решение об установлении коэффициента для руководителей коммерческих организаций всех форм собственности находится в компетенции органа, заключившего контракт, если иное не установлено Президентом (часть вторая подп. 2.1 п. 2 постановления № 597).
Таким образом, с учетом нормы ст. 10 Закона РБ "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" в части того, что указы Главы государства имеют бóльшую юридическую силу по отношению к постановлениям Совета Министров РБ, орган, заключивший контракт, может не устанавливать коэффициент для таких руководителей коммерческих организаций.
Кроме того, Минтруда и соцзащиты и Минэкономики РБ (письмо от 05.02.2009 № 03-02-11/374/26-10/644) дано разъяснение о том, что при определении условий оплаты труда руководителю организации либо иному работнику (например, заместителю руководителя, главному специалисту) с учетом норм Указа № 49 коэффициент не применяют.
Коэффициент не устанавливают руководителям частных унитарных предприятий, которые являются также учредителями этих коммерческих организаций и единственными собственниками их имущества. Собственник имущества унитарного предприятия – физическое лицо вправе непосредственно осуществлять функции руководителя частного унитарного предприятия (п. 4 ст. 113 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ГК). На основании указанной нормы ГК и устава частного унитарного предприятия издается приказ о непосредственном осуществлении собственником имущества руководства предприятием и вступлении его в должность руководителя (директора). При этом контракт не заключается, так как отсутствует орган, уполномоченный на его заключение, и, следовательно, коэффициент для руководителя организации не устанавливается.
Помимо того, коэффициент может не устанавливаться руководителям коммерческих организаций с иностранными инвестициями, являющимся иностранными гражданами, так как вопросы оплаты их труда, включая установление либо неустановление для них соответствующего коэффициента, решаются в трудовых договорах (контрактах), заключаемых конкретно с каждым из них (ст. 97 Инвестиционного кодекса РБ).
5 (5). Каков порядок применения нормы подп. 2.5 п. 2 постановления № 597, касающейся ограничения начисления и выплаты премий руководителю организации при росте убытка от реализации продукции?
Организация самостоятельно устанавливает порядок и период расчета роста (снижения) убытка.
Руководителям организаций независимо от формы собственности не начисляются и не выплачиваются все виды премий, бонусов и вознаграждение по итогам работы за год при наличии роста убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом по организации в целом и (или) задолженности по выплате заработной платы (подп. 2.5 п. 2 постановления № 597). При реализации данной нормы собственник имущества либо орган, заключивший контракт, вправе самостоятельно с учетом специфики деятельности организации, периодичности выплаты премий, краткосрочных бонусов, годового бонуса или вознаграждения по итогам работы за год определить порядок и период расчета, включая отчетный и предыдущий периоды, роста (снижения) убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг).
Также напомним, что задолженностью по заработной плате считаются начисленные суммы заработной платы работникам, включая внутренних и внешних совместителей, но не выплаченные организацией по вине нанимателя в сроки, установленные коллективным договором, договором с банком на расчетно-кассовое обслуживание и (или) другими документами.
6 (6). Наблюдательный совет ОАО, в уставном фонде которого доля собственности государства составляет 50 %, заключил с руководителем общества дополнительное соглашение, где прописаны все нормы постановления № 597.
Результаты какого полугодия следует применять для снижения величины коэффициента до 4,0 при невыполнении 2 и более показателей прогноза социально-экономического развития?
Как правильно применить указанную норму постановления при расчете заработной платы руководителя с сентября текущего года?
Поскольку постановление № 597 вступило в силу с 1 сентября 2013 г., то и заработная плата руководителю за сентябрь 2013 г. должна формироваться по-новому.
Норма части третьей подп. 2.1 п. 2 постановления № 597 не конкретизирует полугодие, по итогам работы за которое (первые 6 месяцев или последующие 6 месяцев отчетного года) она должна применяться.
Таким образом, исходя из изложенной ситуации, полагаем, что должны быть рассмотрены итоги выполнения организацией показателей прогноза социально-экономического развития за январь – июнь 2013 г. Если по итогам работы организации за указанный период не выполнены 2 и более показателя, то доведенный руководителю коэффициент должен в сентябре 2013 г. не превышать 4,0. При выполнении организацией за квартал (июль – сентябрь 2013 г.) всех доведенных показателей прогноза социально-экономического развития руководителю будет "восстановлен" коэффициент, предусмотренный в контракте, но уже в заработной плате за октябрь – декабрь 2013 г.
Юрий Федоров, экономист
ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
7 (7). Работница прервала отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, в котором находилась с января 2012 г., и вышла на работу 30 октября 2013 г. Она работала по 5 ноября 2013 г., а с 6 ноября по 3 декабря 2013 г. находилась в трудовом отпуске. Далее ею был представлен листок нетрудоспособности по беременности и родам с 4 декабря 2013 г. по 8 апреля 2014 г. Обязательные страховые взносы уплачивались за работницу более чем за 6 месяцев.
Как исчислить пособие по беременности и родам?
Размер среднедневного заработка для исчисления пособий работникам определяют за 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособия (далее – расчетный период).
Работникам, кроме указанных в части первой п. 17 и части первой п. 23 Положения № 569*, отработавшим расчетный период не полностью, размер среднедневного заработка для исчисления пособий определяют за фактически отработанное время (п. 21 Положения № 569).
__________________________
* Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569).
Размер среднедневного заработка рассчитывают путем деления суммы заработка, учитываемого для исчисления пособий в порядке, установленном в п. 24 Положения № 569, за расчетный период на число календарных дней этого периода.
В число календарных дней расчетного периода, на которые делится заработок, не включают периоды:
– трудового и социального отпусков;
– временной нетрудоспособности;
– простоя не по вине работника;
– освобождения от работы в соответствии с законодательством в других случаях (п. 22 Положения № 569).
Работникам, не имеющим в расчетном периоде заработка или имеющим заработок менее чем за календарный месяц, пособия исчисляют исходя из тарифной ставки (оклада) (без надбавок и повышений), установленной(-ого) на день возникновения права на пособия, или исходя из среднего заработка, сохраненного за работником в расчетном периоде в соответствии с законодательством (за периоды трудового отпуска, отпуска по беременности и родам, временной нетрудоспособности и в других случаях) (далее – средний заработок) (п. 23 Положения № 569).
Если в расчетном периоде хотя бы в одном из месяцев у работника имеется заработная плата за отработанное время и (или) за ним сохранялся средний заработок за период трудового отпуска, выполнение государственных обязанностей, за время служебной командировки, за время повышения квалификации, за дополнительный свободный от работы день матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) 3 и более детей в возрасте до 16 лет (ребенка-инвалида – в возрасте до 18 лет), и в других случаях, установленных трудовым законодательством, то среднедневной заработок для исчисления пособий определяют в общеустановленном порядке (с применением пп. 21, 22, 24 Положения № 569).
В рассматриваемой ситуации в ноябре 2013 г. у работницы имеется заработок за полный календарный месяц (с учетом сохраняемого среднего заработка за период трудового отпуска), поэтому пособие по временной нетрудоспособности необходимо исчислить из среднедневного заработка, определяемого за период с 30 октября по 5 ноября 2013 г.
Елена Лосева, заместитель начальника отдела социального страхования Мингоруправления ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
8 (8). Становится ли банк-фактор экспортером в результате договора факторинга в целях применения Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ № 178)?
Нет, так как к банку-фактору переходит только право денежного требования.
Экспортер (импортер) – это резидент, который заключил внешнеторговый договор либо к которому перешли права и обязанности по внешнеторговому договору в результате уступки прав требования (перевода долга) между резидентами в соответствии с ГК (подп. 1.1 п. 1 Указа № 178).
Для того чтобы правильно ответить на вопрос, рассмотрим основные различия между уступкой требования (цессия) и факторингом.
Так, ГК предусмотрено, что:
– право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании акта законодательства. Правила о переходе прав кредитора к другому лицу не применяют к регрессным требованиям (ст. 353);
– если иное не предусмотрено законодательством или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в т.ч. право на неуплаченные проценты (ст. 355).
Договор факторинга, по сути, представляет собой частный случай уступки права требования. Однако законодательство РБ, в частности ГК, не распространяет правила по уступке требования на правоотношения, возникающие по договору факторинга (в части, не противоречащей специальным правилам о данном договоре), и регулирует названный вид договора отдельной главой (гл. 19 Банковского кодекса РБ (далее – БК)) из-за имеющихся существенных особенностей. Рассмотрим их.
Определение договора факторинга содержат ст. 772 ГК и ст. 153 БК.
В ст. 153 БК четко определено, что в качестве факторов могут выступать только банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Что же касается обычной уступки права требования, то здесь новым кредитором может быть любой субъект хозяйствования.
Предметом уступки по договору факторинга может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее денежное требование), так и денежное требование, срок платежа по которому наступит в будущем (будущее денежное требование) (ст. 155 ГК). То есть предметом договора факторинга является финансирование (по сути, кредитование) клиента (в нашем случае экспортера), а уступка денежных требований в данном случае играет роль обеспечения такого финансирования (кредитования). Уступка требования может быть произведена в любой форме, а не только в денежной (например, передача товаров, оказание услуг).
От редакции:
Пример
Организация уступает банку за 8 000 тыс. руб. денежные требования к покупателю за ранее отгруженные товары стоимостью 9 000 тыс. руб., которые облагаются НДС по ставке 20 %.
В учете следует отразить (см. таблицу):
Также в обеспечение финансирования по договору факторинга экспортер может предоставить как существующие требования (т.е. срок платежа по которым уже наступил), так и будущие требования (право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем). По договору уступки требования может быть передано только уже существующее право требования.
Уступка денежного требования фактору является действительной, даже если между кредитором и должником существует соглашение о ее запрете (ограничении) (ст. 157 БК). То есть, даже если в договоре между клиентом и его должником предусмотрено соглашение о запрете или ограничении уступки требования, это не препятствует клиенту заключить договор факторинга, предметом которого будет данное требование. Уступка требования, противоречащая условиям договора кредитора и должника, не допускается.
Таковы основные различия уступки требования и факторинга. На их основании можно сделать вывод о том, что в рамках Указа № 178 к банку-фактору переходит только право денежного требования, но не обязанности экспортера согласно данному Указу.
Валерий Шулековский, экономист
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
9 (9). Организации в октябре 2013 г. была дана устная консультация должностным лицом налогового органа по вопросу порядка исчисления налога на прибыль (в отделе консультаций). Ответ удовлетворил организацию не в полной мере.
Вправе ли организация обратиться с письменным запросом в вышестоящий налоговый орган (инспекцию МНС по г. Минску)?
Вправе.
Действующий порядок обращения в государственные органы за разъяснениями налогового законодательства исключает возможность обратиться с запросом сразу в вышестоящий налоговый орган. Первоначально обращение подлежит рассмотрению в налоговом органе местного уровня (к ним отнесены инспекции МНС по районам, городам, районам в городах). И только в том случае, если плательщик не согласен с разъяснением, полученным от инспекции МНС местного уровня, он вправе обжаловать такое разъяснение в вышестоящий орган, к которому одновременно отнесены инспекции МНС по областям и г. Минску и МНС. Данный порядок определен Законом РБ "Об обращениях граждан и юридических лиц" (далее – Закон), Указом Президента РБ от 15.10.2007 № 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц".
В понимании Закона к обращениям отнесены как устные, так и письменные заявления организаций. То есть с позиции Закона препятствия для обжалования разъяснений актов налогового законодательства, полученных от налогового органа местного уровня в виде устной консультации, отсутствуют. Однако обращаем внимание на необходимость указания в обращении, подаваемом в вышестоящий орган (жалобе), информации о результатах его предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) подтверждающих эту информацию документов (п. 7 ст. 12 Закона). Поскольку представитель организации получил устную консультацию от должностного лица налогового органа по интересующему его вопросу, у организации отсутствуют документы, свидетельствующие о том, по какому вопросу она обращалась в налоговый орган за консультацией и содержание полученного разъяснения. Следовательно, организации необходимо подробно описать в своем письменном обращении обозначенный вопрос и полученный ответ, а вышестоящий налоговый орган будет обязан проверить эту информацию в налоговом органе местного уровня. Учитывая изложенное, представляется, что получение в инспекции МНС по району письменного разъяснения упростит и ускорит процесс рассмотрения обращения в инспекции МНС по г. Минску, поскольку это позволит избежать необходимости запрашивать информацию в налоговом органе, первоначально рассмотревшем обращение.
Марина Лазарь, главный специалист отдела криминологической экспертизы проектов правовых актов об экономической деятельности ГУ "Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь"