БУХУЧЕТ-2014
1 (54). Товары относятся к запасам, что определено п. 3 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133). Товары, приобретенные организацией для реализации, согласно п. 8 Инструкции № 133 оцениваются по стоимости их приобретения.
Что такое стоимость приобретения – это цена товара или цена товара плюс затраты, связанные с его приобретением?
Плательщиков обычно смущает п. 8 Инструкции № 133, согласно которому товары, приобретенные организацией для реализации, оцениваются по стоимости их приобретения.
Определение термина "стоимость приобретения" дано в словаре "Капитал. Энциклопедический словарь" (автор – В.Г. Гавриленко): стоимость приобретения (актива) – (англ. acquisition cost) – чистая покупная цена по счету-фактуре плюс все сопутствующие затраты, необходимые для доставки актива на место и подготовки его к дальнейшему использованию (также называется первоначальной стоимостью).
Значит, фактическая себестоимость запасов, приобретенных за плату, определяется в сумме фактических затрат организации на их приобретение. Такое определение дается в п. 7 Инструкции № 133.
2 (55). Организация, осуществляющая оптовую торговлю, импортирует товары для последующей реализации. При приобретении товаров она несет расходы, связанные с приобретением товаров, такие как, например, таможенные сборы и пошлины, затраты по доставке товаров до места их хранения и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.
В связи со вступлением в силу с 1 января 2014 г. Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее – Закон № 57-З) обязана ли организация учитывать расходы, связанные с приобретением товара, на счете 44 "Расходы на реализацию" или вправе относить их на увеличение стоимости товара и учитывать на счете 41 "Товары"?
Расходы, связанные с приобретением товара, можно учитывать на счете 41.
Действительно, ст. 11 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-ХII "О бухгалтерском учете и отчетности", действовавшего до 1 января 2014 г., было установлено, что стоимость активов, приобретенных за плату, определялась путем суммирования стоимости активов, указанных в первичных учетных документах, и фактически произведенных затрат, связанных с их приобретением.
В настоящее время действует Закон № 57-З, п. 2 ст. 12 которого определено следующее: для учетной оценки активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации применяется, в частности, первоначальная стоимость – стоимость, по которой актив или обязательство принимаются к бухгалтерскому учету.
Фактическая себестоимость запасов, приобретенных за плату, определяется в сумме фактических затрат организации на их приобретение (п. 7 Инструкции № 133).
По мнению автора, более правильным будет отражать расходы, связанные с приобретением товаров, на счете 41, а не на счете 44.
Само название счета 44 "Расходы на реализацию" предполагает учет затрат, связанных именно с реализацией товаров, но не с их приобретением. Затраты организации, связанные с осуществлением оптовой торговли, можно разделить:
– на затраты, связанные с приобретением товаров (учитываются на счете 41);
– затраты, связанные с реализацией товаров (учитываются на счете 44).
К затратам, связанным с приобретением товара, могут быть отнесены следующие расходы:
– таможенные сборы и пошлины;
– затраты по доставке товаров до места их хранения;
– вознаграждения, уплачиваемые сторонним организациям, связанные с приобретением товаров;
– транспортно-заготовительные и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.
Такой вариант не противоречит требованиям Инструкции № 133. Кроме того, данный подход позволит правильно отразить доходы по реализации товаров и соответствующие им расходы.
В организациях, осуществляющих торговую и торгово-производственную деятельность, на счете 44 отражают расходы на транспортировку товаров, на оплату труда, на содержание зданий, сооружений, инвентаря, на хранение, подработку и упаковку товаров, на рекламу, другие аналогичные по назначению расходы (п. 35 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50).
В организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, в состав расходов на реализацию включаются расходы на реализацию, учитываемые на счете 44 (за вычетом управленческих расходов) и списываемые в полной сумме (за исключением транспортных затрат, связанных с приобретением товаров и относящихся к товарам, оставшимся на конец месяца нереализованными, если данные транспортные затраты не включаются в стоимость приобретения товаров) в дебет счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (субсчет 90-6 "Расходы на реализацию") (п. 12 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102).
Следует иметь в виду, что в состав расходов на реализацию или на увеличение стоимости товаров включают затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров (письмо Минфина РБ от 06.01.2012 № 15-1-18/15-1 "О порядке бухгалтерского учета затрат, связанных с приобретением товаров"). Применяемый порядок бухгалтерского учета затрат, связанных с приобретением товаров, закрепляется в учетной политике организации.
Таким образом, организация вправе относить расходы, связанные с приобретением товаров, на стоимость товаров и учитывать их по счету 41. Этот порядок бухгалтерского учета затрат, связанных с приобретением товаров, следует закрепить в учетной политике организации.
Ольга Щурок, аудитор
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
3 (56). Белорусская организация – резидент СЭЗ заключила с российской организацией договор хранения товаров, произведенных на территории СЭЗ. Последующая реализация этих товаров покупателям осуществляется со склада российской организации, находящегося за пределами Республики Беларусь.
Вправе ли белорусская организация применить льготы, предусмотренные для резидентов СЭЗ, в отношении реализованных за пределами республики товаров?
Не вправе.
Особенности налогообложения в СЭЗ распространяются на реализацию резидентами СЭЗ товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных ими на территории СЭЗ, за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам в соответствии с заключенными между ними договорами.
Такие особенности применимы при наличии договора, заключенного между резидентом СЭЗ и иностранным юридическим или физическим лицом, на основании которого осуществляется реализация товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих реализацию и вывоз товаров за пределы территории Беларуси. К числу этих документов относятся: таможенные декларации с соответствующими отметками таможенных органов, товарно-транспортные накладные, транспортные и иные документы, акты выполненных работ, акты об оказании услуг и т.д. (подп. 3.1 п. 3 ст. 326 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)). Исключения из данной нормы НК оговорены в пп. 4, 5 и 51 ст. 327 НК.
Под реализацией товаров резидентом СЭЗ за пределы Беларуси иностранным юридическим и (или) физическим лицам понимается отчуждение товаров резидентом СЭЗ иностранным юридическим и (или) физическим лицам с вывозом товаров за пределы территории Республики Беларусь (п. 6 ст. 326 НК).
Из вышеизложенного следует, что резидент СЭЗ не вправе применить льготный порядок налогообложения, поскольку первоначально вывоз товаров происходит на основании договора хранения с третьим лицом (не покупателем товара) за пределы республики, а отчуждение товаров осуществляется за пределами Беларуси.
4 (57). Белорусская организация (Заказчик) заключила договор с индивидуальным предпринимателем на оказание следующих услуг: поиск покупателей товара и осуществление сбора заявок на поставку товара Заказчика, согласование сроков доставки товара в регионы РБ, осуществление контроля выкладки товара Заказчика у покупателей.
Может ли Заказчик учесть при определении налогооблагаемой прибыли вышеперечисленные расходы, если в его штате предусмотрены специалист по маркетингу, специалисты по продажам?
Может.
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (пп. 1 и 2 ст. 130 НК).
Затраты, не учитываемые при налогообложении прибыли, поименованы в ст. 131 НК.
На основании изложенного, поскольку услуги индивидуального предпринимателя непосредственно связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг) Заказчика, то расходы за оказанные услуги подлежат включению в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, в размерах, определенных договором возмездного оказания услуг, на основании акта об оказании услуг.
Ирина Ефимова, экономист
5 (58). Коллективным договором организации предусмотрено проведение мероприятий по оздоровлению своих работников.
В связи с этим организация планирует в течение 2014 г. приобретать для своих работников за счет собственных средств ежемесячные абонементы в бассейн. При этом работники будут возмещать половину стоимости такого абонемента.
5.1. Вправе ли организация в отношении произведенных ею расходов применить норму, предусмотренную подп. 2.3 п. 2 ст. 153 НК?
Не вправе.
Не признают объектом обложения подоходным налогом с физических лиц доходы, полученные плательщиками в размере оплаты организациями расходов на проведение спортивно-массовых мероприятий. Данная норма также распространяется на профсоюзные организации и индивидуальных предпринимателей (подп. 2.3 п. 2 ст. 153 НК).
В изложенном вопросе работники организации будут посещать бассейн не в рамках проведения спортивно-массовых мероприятий. Следовательно, организация не вправе применить в данном случае положения подп. 2.3 п. 2 ст. 153 НК.
5.2. Является ли невозмещаемая стоимость абонемента доходом работника, подлежащим обложению подоходным налогом?
Является.
Налоговый агент при определении налоговой базы подоходного налога должен учитывать все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (ст. 156 НК).
К доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, относится в т.ч. оплата, произведенная организациями или физическими лицами (полностью или частично) за него, товаров (работ, услуг), иного имущества или имущественных прав, в т.ч. жилищно-коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах плательщика, а также полученные плательщиком товары, выполненные в его интересах работы (оказанные услуги) на безвозмездной основе (подп. 2.1 и 2.2 п. 2 ст. 157 НК).
При получении плательщиком дохода от организаций (индивидуальных предпринимателей) в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговую базу подоходного налога с физических лиц определяют как стоимость (с учетом НДС, а для подакцизных товаров – и акцизов) этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленную исходя из регулируемых розничных цен, а при их отсутствии – как стоимость, определенную организациями и индивидуальными предпринимателями на дату начисления плательщику дохода. При этом размер определяемой налоговой базы подоходного налога должен быть не меньше размера стоимости имущества, определяемого в соответствии с частью второй п. 1 ст. 157 НК (п. 1 ст. 157 НК).
Таким образом, невозмещенную стоимость абонемента в бассейн признают доходом работника, в интересах которого этот абонемент был приобретен.
Рекомендация эксперта
В рассматриваемом вопросе организация при выполнении некоторых условий вправе применить льготу, определенную абз. 2 подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК.
Так, эту льготу можно применить в течение налогового периода:
1) в отношении доходов:
– не являющихся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК);
– полученных работниками от организации, которая является для них местом основной работы (службы, учебы);
2) в размере, не превышающем 11 430 000 руб. (за исключением доходов, указанных в подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК).
Данную льготу организация может применить и в отношении ранее работавших у нее пенсионеров.
Справочно: в целях исчисления подоходного налога местом основной работы признают нанимателя:
– которому в соответствии с законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора;
– у которого ведется трудовая книжка работника.
Местом основной работы также признают:
– организации, которые в соответствии с законодательством осуществляют обязательное привлечение к труду или трудовую терапию (реабилитацию) физических лиц;
– территориальные коллегии адвокатов (для адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в юридической консультации) и адвокатские бюро (для адвокатов, являющихся его учредителями (участниками));
– территориальные нотариальные палаты (для нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальных конторах) (подп. 2.14 п. 2 ст. 153 НК).
6 (59). Организация в марте 2014 г. по предварительной договоренности приняла на работу в качестве инженера иногороднего специалиста. В соответствии с заключенным трудовым договором организация должна в первые 3 месяца работы данного специалиста компенсировать ему расходы по найму жилья.
Является ли указанная компенсация доходом этого специалиста, подлежащим обложению подоходным налогом?
Является.
От подоходного налога с физических лиц освобождаются все виды предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров компенсаций, в т.ч. связанных с выполнением плательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Из данного правила есть исключение. Освобождение не распространяется на компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, компенсации за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику (подп. 1.3 п. 1 ст. 163 НК).
Перечень расходов, возмещаемых специалистам, принятым по предварительной договоренности, приведен в ст. 96 Трудового кодекса РБ (далее – ТК).
Так, организация, принимающая работника в соответствии с предварительной договоренностью, должна ему возместить:
– стоимость проезда работника и членов его семьи (муж, жена, дети и родители обоих супругов, находящиеся на их иждивении и проживающие вместе с ними) на тех же условиях, что и при направлении работника в служебную командировку (п. 1 ст. 96 ТК);
– расходы по провозу имущества железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (общего пользования) в количестве до 500 кг на самого работника и до 150 кг на каждого переезжающего члена семьи (п. 2 ст. 96 ТК).
По соглашению сторон могут быть оплачены расходы по провозу большего количества имущества;
– суточные за каждый день нахождения в пути в соответствии с законодательством о служебных командировках (п. 3 ст. 96 ТК).
Важно! Статьей 96 ТК также предусмотрена выплата единовременного пособия на работника в размере его месячной тарифной ставки (оклада) по новому месту работы и на каждого переезжающего члена семьи в размере 1/4 пособия на самого работника.
Однако данную выплату можно произвести только при наличии соглашения сторон (ст. 97 ТК).
Отметим, что с 25 июля 2014 г. ст. 97 ТК утратит силу, поскольку с указанной даты начнет действовать ТК в ред. Закона РБ от 08.01.2014 № 131-З.
Как видим, компенсация расходов по найму жилого помещения отсутствует в вышеизложенном перечне. Не предусмотрена она и в иных актах законодательства.
Следовательно, такая компенсация является доходом специалиста, подлежащим обложению подоходным налогом.
Рекомендация эксперта
При налогообложении доходов, полученных работником, принятым по предварительной договоренности, от организации в виде компенсации расходов по найму жилья, организация вправе применить в течение налогового периода освобождение в размере, не превышающем 11 430 000 руб. (абз. 2 подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК).
Анна Павлова, экономист
ОТЧИСЛЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
7 (60). Государственному служащему государственного органа по его заявлению оказана материальная помощь в связи с тяжелым материальным положением.
Следует ли начислять обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (далее – Фонд) на сумму материальной помощи?
Следует.
Объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд, но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-ХIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями)).
С 1 января 2014 г. действует новая редакция Перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (в ред. постановления Совета Министров РБ от 14.12.2013 № 1083) (далее – Перечень).
В п. 7 Перечня поименована материальная помощь, предусмотренная законодательными актами. В данном случае речь идет о законодательных актах, нормы которых являются обязательными, а не рекомендательными для исполнения.
Обратимся к подп. 9.3 п. 9 Инструкции о порядке оплаты труда государственныхслужащих государственных органов, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 17.06.2013 № 56. В нем установлено, что руководители государственных органов ежегодно оказывают государственным служащим, а также неработающим ветеранам труда, ушедшим на пенсию или вышедшим в отставку из государственных органов, материальную помощь в связи с непредвиденными материальными затруднениями, направляя на эти цели средства, выделенные из бюджета и иных источников финансирования государственных органов, в размере 0,3 среднемесячной суммы расчетных должностных окладов государственных служащих.
В названной Инструкции также сказано, что порядок, условия и размеры выплаты материальной помощи в связи с непредвиденными материальными затруднениями определяют согласно положениям, утвержденным руководителями соответствующих государственных органов.
Поскольку выплата работнику материальной помощи зависит от решения, принятого руководителем, она не относится к материальной помощи, предусмотренной законодательными актами. Соответственно на сумму данной материальной помощи обязательные страховые взносы в Фонд начисляются в общеустановленном порядке.
Добавим, что исключение по п. 7 Перечня составляют также случаи, когда материальная помощь оказывается работникам в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, постигшим их стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, смертью их близких родственников.
Основанием для подтверждения названных обстоятельств являются заявление работника и копии необходимых документов: свидетельство о браке, свидетельство о рождении ребенка, документы из МЧС, справка РУВД, свидетельство о смерти и др.
Владимир Грихутик, первый заместитель управляющего Фондом социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ
ОТХОДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ
8 (61). Организация для упаковки своей продукции использует картонные коробки. Данные коробки производятся из гофрированного картона по ГОСТ 7376-89, приобретаемого на территории республики, т.е. организация не осуществляет импорт картона в Республику Беларусь.
Должна ли организация вносить плату, предусмотренную Указом Президента РБ от 11.07.2012 № 313, за картонные коробки, если это уже сделал производитель картона?
Должна.
Организации, осуществляющие производство (ввоз) товаров, названных в приложении 1 к Указу Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ"– Указ № 313), обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств данных товаров (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).
Все товары, включенные в приложение 1, классифицируются кодом ТН ВЭД ТС. Поэтому нам необходимо определить коды товаров, рассматриваемых в вопросе.
Так, коробки из гофрированного картона соответствуют коду ТН ВЭД ТС 4819 10 000 0, а гофрированный картон – коду ТН ВЭД ТС 4808 10 000 0.
Из этих товаров в приложение 1 к Указу № 313 включены только коробки из гофрированного картона.
Таким образом, организация, производящая указанные коробки для упаковки товара, должна обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств данных товаров. Эта обязанность не распространяется на организацию, реализующую картон.
Рекомендация эксперта
В настоящее время есть 2 способа выполнения указанной обязанности:
– путем применения собственной системы сбора отходов товаров и тары из отходов потребления;
– путем заключения договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары с государственным учреждением "Оператор вторичных материальных ресурсов" и внесения на текущий (расчетный) счет оператора соответствующей платы.
Какой способ является наиболее эффективным и наименее затратным, должна определить сама организация.
9 (62). Предприятие производит продукцию. Для ее упаковки принято решение импортировать из-за рубежа бывшую в употреблении стеклянную тару (бутылку).
9.1. Возникнет ли в такой ситуации обязанность по организации сбора, обезвреживанию и (или) использованию отходов тары?
Возникнет.
Ответ на данный вопрос зависит от классификации ввозимого товара в соответствии с ТН ВЭД ТС.
Бывшая в употреблении стеклянная тара (бутылки) отдельно в ТН ВЭД ТС не выделена. При этом данные бутылки предназначены и пригодны для размещения продукции, т.е. подпадают под определение "тара" согласно ГОСТ 17527-2003 "Упаковка. Термины и определения".
Исходя из изложенного предполагаемая ко ввозу тара будет соответствовать кодам ТН ВЭД ТС 7010 90 410 0–7010 90 990 0 (в зависимости от типа стекла, из которого она изготовлена, вместимости и т.п.). Данные коды ТН ВЭД ТС названы в приложении 1 к Указу № 313.
Соответственно предприятие как импортер (поставщик) товаров, соответствующих вышеназванным кодам ТН ВЭД ТС, обязано обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств данных товаров.
9.2. Можно ли выполнить указанную обязанность сбором в приемном пункте возвратной бутылки от населения республики?
Нельзя.
Организация вправе применить собственную систему сбора отходов тары из отходов потребления, включающую находящиеся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования сеть стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальные контейнеры для сбора и удаления отходов потребления, производственные линии (цехи, заводы) для их разделения по видам и самостоятельное или с привлечением иных лиц обезвреживание и (или) использование собранных отходов и тары.
Возвратная тара не подпадает под определение термина "отходы" согласно ст. 1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" и соответственно не является отходами. Это следует из разъяснения, которое содержится в п. 2 Информации о порядке применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Информация). На этом основании:
1) возвратная тара не включается в объем выполнения обязанности по сбору, обезвреживанию и (или) использованию отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров и тары, установленной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313;
2) расходы юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) по сбору (заготовке) возвратной тары не подлежат компенсации.
Сергей Юрча, главный специалист ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов"
От редакции:
Указанная Информация подготовлена на основании поручения Совета Министров РБ от 18.02.2013 № 203-45 и размещена:
– на сайте оператора vtoroperator.by в подразделе "Важно знать";
– в журнале "ГБ", 2013, № 14, с. 37–38.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
10 (63). Между организациями – резидентом РБ и нерезидентом РБ заключен внешнеторговый договор, и в банке произведена регистрация сделки. Участниками принято решение расторгнуть данный договор.
Должен ли резидент уведомлять банк о завершении операций по внешнеторговому договору?
Должен.
В случае завершения всех операций по внешнеторговому договору резиденты обязаны уведомить об этом банк, в котором была зарегистрирована сделка (подп. 1.16.1 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций").
Информация о завершении всех операций по внешнеторговому договору должна быть представлена экспортером (импортером) в банк, осуществлявший регистрацию (перерегистрацию) сделки по этому договору, в произвольной форме не позднее 30 календарных дней со дня установления экспортером (импортером) факта полного завершения всех операций по внешнеторговому договору (с учетом его продления). При этом данная информация может содержаться в сведениях о поступивших денежных средствах в виде записи "Все операции по внешнеторговому договору (с учетом его продления) завершены". Данное условие оговорено в п. 20 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46. Ответственность за несвоевременность представления информации о завершении всех операций по внешнеторговому договору и ее недостоверность возлагается на экспортера (импортера).
В рассматриваемой ситуации, поскольку регистрация сделки была произведена, резидент должен уведомить банк о завершении всех операций по внешнеторговому договору.
Денис Сафаревич, юрист