НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (64). В декабре 2013 г. на предприятие обратился отец умершего работника этого предприятия с заявлением об оказании материальной помощи в размере 9 600 000 руб. для оплаты услуг специализированной ритуальной организации по погребению. Это предприятие было для работника местом основной работы.
По данному заявлению было принято положительное решение, и в этом же месяце денежные средства были перечислены предприятием специализированной организации в безналичном порядке.
В январе 2014 г. по еще одному заявлению отца умершего работника ему из кассы предприятия была выплачена материальная помощь в размере 3 000 000 руб.
Являются ли суммы выплат материальной помощи доходом, подлежащим обложению подоходным налогом?
Не являются.
При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц следует учитывать все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (ст. 156 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)).
Вместе с тем ст. 163 НК определен ряд доходов, освобождаемых от обложения подоходным налогом с физических лиц. К их числу относят в т.ч. суммы материальной помощи, оказываемой организациями по месту основной работы умершего работника одному из лиц, состоящих с ним в отношениях близкого родства (подп. 1.8 п. 1 ст. 163 НК).
С учетом того что данной нормой НК не определен предельный размер льготы, суммы материальной помощи, оказанной отцу умершего работника, не подлежат обложению подоходным налогом.
Важно! В 2013 г. применение льготы, предусмотренной подп. 1.8 п. 1 ст. 163 НК, было ограничено. Ее можно было применить только при условии, что оказываемая материальная помощь носила единовременный характер. То есть ко второй и последующей выплате эта льгота не применялась.
С 2014 г. какие-либо ограничения отсутствуют.
2 (65). В феврале 2014 г. организация приобрела набор мебели стоимостью 20 000 000 руб. В этом же месяце она реализовала данную мебель своему работнику по цене приобретения. Оплата товара будет производиться с рассрочкой платежа путем внесения наличных денежных средств в кассу организации в течение 24 месяцев равными долями.
Следует ли организации со стоимости переданной мебели исчислить и перечислить в бюджет подоходный налог?
Не следует.
Организация, выдающая своим работникам займы, кредиты (за исключением займов, кредитов, указанных в части четвертой п. 10 ст. 175 НК, и коммерческих займов), должна исчислить и уплатить в бюджет подоходный налог с физических лиц за счет средств налогового агента не позднее дня, следующего за днем выдачи займа, кредита.
По мере погашения физическими лицами займов, кредитов ранее уплаченная сумма налога в размере, пропорциональном погашенной задолженности по соответствующему договору, подлежит возврату уплатившему налог налоговому агенту. Возврат налоговый агент осуществляет самостоятельно за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, путем уменьшения перечисляемой в бюджет суммы налога на сумму, причитающуюся к возврату (часть третья п. 10 ст. 175 НК).
Определение коммерческого займа приведено в ст. 770 Гражданского кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ГК). Так, коммерческим займом являются случаи аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг, если иное не предусмотрено законодательством.
Следовательно, реализацию организацией набора мебели в рассрочку своему работнику необходимо расценивать как коммерческий заем.
Таким образом, организации не надо исчислять и уплачивать подоходный налог при реализации своему работнику набора мебели в рассрочку.
Анна Павлова, экономист
3 (66). Организация заключила внешнеторговый контракт с иностранным покупателем на поставку продукции. По условиям контракта отгрузка продукции производится со склада на территории Республики Беларусь только после ее страхования и представления заключения сюрвейера. Организация заключила с нерезидентом договор на осуществление сюрвейерских услуг. После выдачи заключения сюрвейера составлен и подписан акт на оказанные услуги.
Возникают следующие вопросы:
3.1. Облагается ли НДС стоимость сюрвейерских услуг, оказанных нерезидентом?
Облагается.
Сюрвейер – эксперт, осуществляющий по просьбе страхователя или страховщика осмотр застрахованных или подлежащих страхованию судов и грузов; лицо, дающее заключение о состоянии судна, его мореходных качествах, грузе (Гавриленко В.Г. Капитал. Энциклопедический словарь. – Минск. Право и экономика, 2009). Объектами обложения НДС признают обороты по реализации услуг на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
Местом реализации услуг признают территорию Республики Беларусь, если услуги связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь, за исключением аренды (финансовой аренды (лизинга)) движимого имущества, включая транспортные средства (подп. 1.2 п. 1 ст. 33 НК).
Поскольку сюрвейерские услуги выполняются в отношении движимого имущества (продукции), находящегося на территории Республики Беларусь, то сумма вознаграждения, выплачиваемого белорусской организацией нерезиденту, является объектом обложения НДС.
При реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возложена на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации, приобретающие данные услуги. Такие организации имеют права и несут обязанности, установленные ст. 21 и 22 НК (п. 1 ст. 92 НК).
Справочно: при определении налоговой базы НДС по договорам, предусматривающим реализацию услуг за иностранную валюту, пересчет иностранной валюты в белорусские рубли следует производить по официальному курсу Нацбанка, установленному на момент фактической реализации услуг (п. 2 ст. 97 НК).
3.2. Следует ли исчислять и уплачивать НДС, если сюрвейерские услуги не оплачены?
Не следует.
Моментом фактической реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, признается, за исключением случая, установленного частью второй п. 5 ст. 100 НК, день оплаты, включая авансовый платеж, либо день иного прекращения обязательств покупателями (заказчиками) этих услуг (п. 5 ст. 100 НК).
Поскольку оплата за оказанные услуги не производилась и соответственно не наступил момент фактической реализации услуг, то организации не следует исчислять и уплачивать НДС.
Cергей Козырев, канд. экон. наук, аудитор, DipIFR
4 (67). Комиссионер при поставке на экспорт молочной продукции несет дополнительные расходы, связанные с оказанием услуг таможенных агентов, по получению ветеринарных разрешений, по определению возможности вывоза подконтрольных грузов за пределы Беларуси, по транспортировке груза, услугам банка, а также курсовые разницы, возникающие при переоценке кредиторской задолженности перед комитентом за комиссионный товар.
Условиями договора комиссии возмещение комитентом комиссионеру указанных расходов не предусмотрено.
Вправе ли комиссионер включить данные расходы в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли?
Комиссионер вправе включить только курсовые разницы.
По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 880 ГК).
Комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях – и дополнительного вознаграждения за делькредере возместить комиссионеру израсходованные им суммы на исполнение поручения (ст. 891 ГК).
В рассматриваемой ситуации в договоре комиссии не предусмотрено возмещение расходов комитентом комиссионеру, но обязанность их возмещения установлена ГК.
С учетом вышеизложенного расходы на оплату услуг таможенных агентов, ветеринарных разрешений, услуг банка, транспортные расходы, связанные с реализацией товаров комитента, должны быть предъявлены комитенту для возмещения и не могут быть учтены при исчислении налога на прибыль комиссионером.
В то же время при налогообложении прибыли следует учитывать внереализационные доходы (расходы), в состав которых в т.ч. включаются положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникающие при переоценке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, определяемые в порядке, установленном законодательством (подп. 3.17 п. 3 ст. 128, подп. 3.24 п. 3 ст. 129 НК).
Таким образом, положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникающие при переоценке кредиторской задолженности, у комиссионера подлежат включению в состав внереализационных доходов (расходов), учитываемых при налогообложении.
Ирина Ефимова, экономист
ОТЧИСЛЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
5 (68). Предприятие обеспечивает работников чистой питьевой водой, а также приобретает кофе, чай.
Начисляются ли обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Фонд) на сумму расходов по приобретению бутилированной питьевой воды, кофе, чая?
Не начисляются.
Объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд, но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (Закон РБ от 29.02.1996 № 138-ХIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями)).
Расходы предприятия на приобретение бутилированной питьевой воды, кофе, чая, подтвержденные документально, не являются объектом для начисления обязательных страховых взносов. Следовательно, взносы по государственному социальному страхованию, в т.ч. по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд не начисляют.
6 (69). Предприятие в 2014 г. заключило договор добровольного страхования медицинских расходов с организацией здравоохранения частной формы собственности.
Следует ли начислять обязательные страховые взносы в Фонд на сумму страхового взноса, внесенного в соответствии с таким договором страховщику?
Следует.
С 1 января 2014 г. действует новая редакция Перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115(в редакции постановления Совета Министров РБ от 14.12.2013 № 1083).
Пунктом 5 названного перечня предусмотрено, что обязательные страховые взносы, в т.ч. по профессиональному пенсионному страхованию, не начисляются на суммы страховых взносов (платежей), уплачиваемых работодателем по обязательному государственному личному страхованию в соответствии с законодательством, а также по договорам добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, добровольного страхования медицинских расходов (при условии, что договоры заключены на срок не менее 1 года и медицинская помощь застрахованным оказывается государственными организациями здравоохранения).
Таким образом, на суммы страхового взноса, внесенного в соответствии с договором добровольного страхования медицинских расходов страховщику, в случае оказания медицинской помощи, предусмотренной программой добровольного страхования, в организациях здравоохранения частной формы собственности, взносы по государственному социальному страхованию следует начислять в общеустановленном порядке.
Справочно: Инструкцией о добровольном страховании медицинских расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 09.06.2005 № 74 (далее – Инструкция № 74), установлено, что при наступлении страхового случая застрахованным лицам оказывается медицинская помощь организациями здравоохранения Республики Беларусь, перечисленными в приложении к Инструкции № 74, или в предусмотренных случаях организациями здравоохранения иностранных государств.
Договор добровольного страхования является соглашением между страхователем и страховщиком. По нормам такого договора страховщик обязуется при наступлении страхового случая оплатить в соответствии с законодательством организации здравоохранения оказание застрахованному лицу медицинской помощи определенного объема в соответствии с программой добровольного страхования (п. 5 Инструкции № 74).
Страховым случаем является факт понесенных организацией здравоохранения расходов, вызванных обращением застрахованного лица в организацию здравоохранения за оказанием медицинской помощи, включенной в программу добровольного страхования вследствие внезапного расстройства здоровья или несчастного случая, наступившего в период действия договора добровольного страхования (п. 6 Инструкции № 74).
Размер страхового взноса (страховой премии) по договору добровольного страхования, как правило, определяется исходя из страховой суммы, срока действия договора добровольного страхования и рассчитанного страхового тарифа (п. 7 Инструкции № 74).
Владимир Грихутик, первый заместитель управляющего Фондом социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ
ПОСОБИЯ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ
7 (70). В полной семье воспитываются 2 детей: старшему ребенку 12 лет, младшему – 3 месяца. По отношению к старшему ребенку женщина является мачехой. Женщина не работает и не осуществляет иных видов деятельности, отец детей работает в строительной организации.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
7.1. Где должно быть назначено пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет на младшего ребенка?
По месту работы отца ребенка.
Место назначения пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет определяется в соответствии с частью третьей ст. 20 Закона РБ от 29.12.2013 № 7-З "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Закон).
В частности, в полной семье пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначают по месту работы (службы), учебы, прохождения подготовки в клинической ординатуре матери (мачехи) ребенка. В случае если мать (мачеха) не работает (не служит), не учится, не проходит подготовку в клинической ординатуре, пособие назначают по месту работы (службы), учебы, прохождения подготовки в клинической ординатуре отца (отчима) ребенка.
В данной ситуации, так как мать ребенка не работает и не имеет других видов занятости, кроме ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначают по месту работы отца ребенка.
7.2. В каком размере должно быть назначено пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет на младшего ребенка?
В размере 40 % СЗП.
Размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет дифференцируется в зависимости от количества детей, воспитываемых в семье (ст. 13 Закона). Порядок учета детей установлен частью девятой ст. 13 Закона.
Так, для определения размера пособия – 35 или 40 % среднемесячной заработной платы (далее – СЗП) – учитываются дети в возрасте до 18 лет, воспитываемые в семье, в т.ч. усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы, и не учитываются дети, в отношении которых родители (единственный родитель) лишены родительских прав; отобранные из семьи; умершие; воспитываемые в приемных семьях, детских домах семейного типа.
Указанный перечень условий, при которых дети не учитываются, является исчерпывающим. Поэтому воспитываемые в семье дети в возрасте до 18 лет (родные, усыновленные, удочеренные, пасынки и падчерицы) учитываются независимо от вида учреждения образования, в котором они обучаются, формы обучения и содержания, а также от места нахождения этого учреждения.
__________________________
* Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденное постановлением Советы Министров РБ от 28.06.2013 № 569 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Положение).
Таким образом, если в семье, воспитывающей одного ребенка в возрасте до 18 лет (в т.ч. усыновленного (удочеренного), пасынка или падчерицу), родился 2-й ребенок, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается в размере 40 % СЗП.
7.3. Какие документы необходимо представить для назначения пособия?
Для назначения пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет заявитель лично (т.е. отец ребенка) по месту его работы должен представить документы, указанные в п. 2.9 перечня административных процедур, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04. 2010 № 200:
– заявление, в котором отражается информация о том, что уход за ребенком осуществляет мать ребенка (форма заявления утверждена приложением 1 к Положению);
– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
– свидетельства о рождении детей – на 2 детей;
– свидетельство о заключении брака;
– справку о периоде, за который выплачено пособие по беременности и родам, – если такое пособие выплачивалось матери;
– трудовую книжку матери, подтверждающую ее незанятость, – при ее наличии;
– справку о том, что гражданин является обучающимся, – на старшего ребенка;
– справку о размере пособия на детей и периоде его выплаты – если пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет ранее назначалось матери ребенка.
Комиссия по назначению пособий организации в 5-дневный срок со дня поступления заявления запрашивает справку о месте жительства и составе семьи или копию лицевого счета. Данная справка или копия лицевого счета могут быть представлены заявителем лично вместе с заявлением.
По общим правилам решение о назначении пособия комиссия принимает в течение 10 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов или организаций – в течение 1 месяца.
При этом пособие, назначенное по месту работы отца ребенка, может выплачиваться по решению комиссии по назначению пособий матери через банки или объекты почтовой связи на основании ее заявления (часть пятая п. 2 Положения).
8 (71). В организацию принята на работу женщина, воспитывающая 2-летнего ребенка, которая одновременно является индивидуальным предпринимателем.
Где (в организации или в органе по труду, занятости и социальной защите) и в каком размере ей должно выплачиваться пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, если индивидуальную предпринимательскую деятельность она не осуществляет?
Пособие назначают по месту работы.
Место назначения пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам) и одновременно являющимся индивидуальными предпринимателями, определено частью 3 п. 2 Положения. В таких случаях пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначают по месту их работы независимо от занятости на условиях полного или неполного рабочего времени.
При этом размер выплачиваемого пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (в полном размере или в размере 50 % от установленного) определяется в зависимости от занятости лица, осуществляющего уход за ребенком.
Перечень видов занятости, при осуществлении (наличии) которых пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивают в размере 50 % от установленного законодательством, определен частью шестой ст. 13 Закона.
Согласно вышеуказанному перечню лицу, осуществляющему уход за ребенком в возрасте до 3 лет, являющемуся индивидуальным предпринимателем, пособие назначают и выплачивают в размере 50 %.
Вместе с тем индивидуальные предприниматели, воспитывающие ребенка в возрасте до 3 лет, вправе приостановить свою деятельность в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет и получать в этот период соответствующее пособие в полном размере.
Данная норма закреплена Указом Президента РБ от 09.10.2013 № 462 "О некоторых вопросах назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей", вступившим в силу 22 октября 2013 г. Порядок приостановления деятельности индивидуального предпринимателя в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет регулирует постановление Совета Министров РБ от 18.10.2013 № 919.
Так, индивидуальным предпринимателям, принявшим решение о приостановлении своей деятельности в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет, необходимо подать письменное заявление о приостановлении деятельности в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве плательщика налогов. При этом дата приостановления деятельности, указываемая в заявлении, не может быть ранее даты подачи заявления.
Уведомление налогового органа о регистрации соответствующего заявления является основанием для назначения и выплаты пособия в установленных размерах.
Таким образом, если работницей организации соблюден законодательно установленный порядок приостановления деятельности индивидуального предпринимателя, что подтверждается уведомлением налогового органа, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначают ей в полном размере со дня приостановления деятельности, указанного в заявлении, но не ранее дня возникновения права на пособие.
Если заявление о приостановлении деятельности индивидуального предпринимателя работницей организации подано в налоговый орган после принятия комиссией организации решения о назначении пособия, размер пособия должен быть пересмотрен с 1-го числа месяца, следующего за месяцем приостановления деятельности (п. 12 Положения).
В иных случаях основания для назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в полном размере лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями, отсутствуют.
Светлана Белаш, консультант отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Минтруда и соцзащиты РБ
КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ
9 (72). Организация торгует электронными компонентами и имеет сеть магазинов розничной торговли на территории Республики Беларусь. Головной офис находится в г. Минске.
Согласно приказу директор головного офиса и менеджер по продажам направлены 21 и 22 ноября 2013 г. в служебную командировку в г. Гродно с целью проведения обучающего семинара по увеличению продаж.
Сотрудники отправились в место командирования железнодорожным транспортом. Срок командировки, рассчитанный с учетом расписания движения пассажирского транспорта, – 4 дня (с 20 по 23 ноября 2013 г.).
20 ноября 2013 г. вечером они выехали из г. Минска, 21 ноября утром прибыли в г. Гродно.
21 и 22 ноября 2013 г. они проводили обучающий семинар.
Учитывая, что 23 и 24 ноября 2013 г. – выходные дни по графику работы организации, сотрудники решили задержаться и использовать в г. Гродно свои выходные дни.
24 ноября 2013 г. вечером они выехали из места командирования и прибыли к постоянному месту работы в г. Минск 25 ноября 2013 г. утром.
Во время нахождения в служебной командировке в г. Гродно сотрудники проживали вдвоем в двухкомнатной квартире, которую нанимали по договору у индивидуального предпринимателя (ИП).
По возвращении из командировки они представили в бухгалтерию организации заключенный с ИП договор найма жилого помещения и выданный чек кассового аппарата.
Рассмотрим вопросы, возникшие в данной ситуации.
9.1. Следует ли возмещать сотрудникам расходы по проезду из места служебной командировки обратно к постоянному месту работы, если дата возвращения в г. Минск не 23 ноября 2013 г. (суббота), а 25 ноября 2013 г. (понедельник)?
Следует.
Направление работников в служебную командировку оформляют приказом (распоряжением) нанимателя с выдачей командировочного удостоверения установленной формы. Приказ (распоряжение) является основанием для выдачи аванса и возмещения предусмотренных законодательством расходов работнику, направленному в служебную командировку (п. 2 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.04.2000 № 35, с учетом изменений и дополнений от 17.09.2013 № 62 (далее – Инструкция № 35)).
Командированному работнику возмещают расходы (п. 4 Инструкции № 35):
– по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы по фактическим затратам на основании подлинных проездных документов, включая расходы на оплату услуг по оформлению проездных документов (бронирование и предварительная продажа билетов, комиссионные сборы), расходы за пользование постельными принадлежностями при наличии подтверждения их оплаты. Подлежит возмещению стоимость набора питания, включенная в цену проездного документа. Расходы по проезду в пределах места служебной командировки оплачивают за счет суточных и дополнительному возмещению не подлежат;
– по найму жилого помещения (за исключением времени нахождения в пути) по фактическим расходам, но не выше стоимости одноместного номера (одного места в номерах с количеством мест для проживания 2 и более, а с разрешения нанимателя – в номерах высшей категории), кроме случаев, указанных в подп. 4.2-1 п. 4 Инструкции № 35. Возмещают расходы по найму жилого помещения на основании подлинных документов, подтверждающих данные расходы и выдаваемых в соответствии с законодательством РБ при оказании услуг и расчетах за них;
– за проживание вне места жительства (пребывания) для покрытия дополнительных расходов – суточные в размерах, установленных законодательством. Суточные за время нахождения в пути выплачивают в тех же размерах, что за время пребывания в месте служебной командировки.
В случае использования командированным работником в личных целях государственных праздников, праздничных и выходных дней, установленных в соответствии с законодательством, в месте служебной командировки до начала или после ее окончания оплату проезда работнику производят на общих основаниях, а суточные и расходы по найму жилого помещения за эти дни не возмещают (п. 6 Инструкции № 35).
Таким образом, сотрудникам, направленным по приказу нанимателя в служебную командировку в г. Гродно с 20 по 23 ноября 2013 г. (для выполнения служебного задания в течение 2 дней 21 и 22 ноября 2013 г.) и использовавшим в месте служебной командировки свои выходные дни после ее окончания (23 и 24 ноября 2013 г.), возмещение расходов по проезду к месту служебной командировки (в г. Гродно) и обратно к постоянному месту работы (в г. Минск) производите на общих основаниях при предоставлении подлинных проездных документов.
9.2. Как правильно рассчитать суточные по служебной командировке? Следует ли командированным сотрудникам выплачивать суточные: за время нахождения в пути – 20 ноября 2013 г., за использованные в г. Гродно выходные дни – 23 и 24 ноября 2013 г.?
Суточные за время нахождения в пути (20 ноября 2013 г.) следует выплачивать сотрудникам в тех же размерах, что и за время пребывания в месте служебной командировки (21 и 22 ноября 2013 г.). За выходные дни, использованные в личных целях в г. Гродно после окончания служебной командировки (23 и 24 ноября 2013 г.), выплату суточных производить не надо (п. 6 Инструкции № 35).
9.3. Можно ли возместить сотрудникам расходы по найму жилого помещения (квартиры), если они представили в бухгалтерию организации заключенный с ИП договор найма жилого помещения и выданный им чек кассового аппарата, а не квитанцию к приходному кассовому ордеру?
Можно.
Отметим, что во вступившей в силу 9 октября 2013 г. новой редакции Инструкции № 35 не конкретизирован перечень представляемых документов по найму жилого помещения при найме жилья у ИП.
Справочно: согласно действовавшей до 9 октября 2013 г. норме п. 4 Инструкции № 35 (в редакции постановления Минфина РБ от 04.02.2013 № 4) командированному работнику возмещаются расходы по найму жилого помещения (за исключением времени нахождения в пути) по фактическим затратам на основании подлинных подтверждающих документов (чеков с приложенными счетами, а в случае проживания у индивидуального предпринимателя – квитанций к приходному кассовому ордеру с приложенным договором), но не выше стоимости одноместного номера (одного места в номерах с количеством мест для проживания 2 и более).
Теперь обратимся к нормам Жилищного кодекса. Так, документом, который выдается ИП при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с предоставлением мест для краткосрочного проживания, является договор найма (поднайма) жилого помещения, который считается заключенным с момента, определенного в договоре, составляется в2 экземплярах, один из которых хранится у наймодателя, второй – у нанимателя (часть вторая п. 3 ст. 52 и часть третья п. 6 ст. 66 Жилищного кодекса).
ИП при оказании услуг по сдаче внаем квартир обязан в подтверждение принятия сумм наличных денежных средств выдать покупателю (потребителю):
– в случае использования кассового оборудования – платежный документ, подтверждающий оказание услуги (п. 17 Положенияо порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров, Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16));
– без применения кассового оборудования – квитанцию о приеме наличных денежных средств с отражением в приходном кассовом ордере (подп. 31.20 п. 31, пп. 32 и 33 Положения № 924/16).
Таким образом, если командированные сотрудники представили в бухгалтерию организации договор о найме квартиры, заключенный с ИП, и подлинный документ, подтверждающий оплату – чек кассового аппарата, то возместите им расходы по найму жилого помещения (квартиры) по фактическим расходам, но не выше стоимости одноместного номера (одного места в номерах с количеством мест для проживания 2 и более) и отнесите их на затраты по производству работ, услуг, учитываемых при налогообложении. В данном случае отсутствие квитанции к приходному кассовому ордеру не является нарушением законодательства.
Алеся Гараева, экономист
ОТХОДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ
10 (73). Организация импортирует крупы, упакованные в мешки. Эти мешки упакованы в коробки, которые в свою очередь упакованы на поддонах.
За какую тару в этом случае необходимо вносить плату оператору по Указу № 313*?
__________________________
* Указ Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313).
Организации, осуществляющие в т.ч. ввоз потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, в которую упакованы ввезенные потребительские товары (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313). Один из путей выполнения данной обязанности – это заключение договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары с ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов" и внесение на текущий (расчетный) счет оператора платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары.
При расчете размера платы за тару, использованную для упаковки ввезенных потребительских товаров, необходимо руководствоваться ГОСТ 17527-2003 "Упаковка. Термины и определения". Это следует из п. 4 Информации о порядке применения норм Указа № 313, согласованной поручением Совета Министров РБ от 06.10.2012 № 32/203-263 (размещена на сайте vtoroperator.by).
Согласно ГОСТ 17527-2003 выделяют:
– транспортную тару – тара, которая предназначена для упаковывания, хранения и транспортирования продукции, образующая самостоятельную транспортную единицу);
– потребительскую тару – тара, которая предназначена для упаковывания и доставки продукции потребителю.
При этом:
– мешок – это транспортная мягкая тара, имеющая корпус в форме рукава, с дном и открытым верхом или закрытым верхом с клапаном, вместимостью более 20,0 дм3;
– коробка – это разовая потребительская тара, имеющая корпус разнообразной формы, с плоским дном, закрываемая клапанами или крышкой съемной или на шарнире, или в форме обечайки.
Исходя из приведенных определений, полагаем, что в вопросе применена неверная классификация видов тары. По мнению автора, тару, в которую непосредственно упакованы ввозимые товары (крупы), следует классифицировать по ГОСТ 17527-2003 как пакет (разовая потребительская мягкая тара, имеющая корпус в форме рукава, с дном и открытым верхом, вместимостью до 20,0 дм3); тару, в которую упакованы товары в пакетах, – как ящик (транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее).
Если данные пакты и ящики изготовлены (состоят) из пластмасс, стекла, бумаги либо картона, то у рассматриваемого поставщика потребительских товаров возникает предусмотренная Указом № 313 обязанность.
В отношении поддонов отметим, что по ГОСТ 21391-84 "Средства пакетирования. Термины и определения" поддон – это средство пакетирования, имеющее настил (настилы) и при необходимости – надстройку для размещения и крепления груза (грузов). В свою очередь, пакетирование – это формирование и скрепление грузов в укрупненную грузовую единицу, обеспечивающее при доставке в установленных условиях их целостность, сохранность и позволяющее механизировать погрузочно-разгрузочные и складские работы.
Таким образом, поддон не является тарой и предусмотренная Указом № 313 обязанность в данном случае не применяется.
Сергей Юрча, главный специалист ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов"
ЛЬГОТЫ ПО ДЕКРЕТУ № 6
11 (74). Для увеличения уставного фонда ООО в сентябре и декабре 2013 г. ввезено и выпущено оборудование в качестве вклада в уставный фонд с освобождением от таможенных платежей, предусмотренным Декретом Президента РБ от 07.05.2012 № 6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Декрет № 6).
С 1 декабря 2013 г. вступили в силу изменения и дополнения, внесенные Декретом Президента РБ от 11.09.2013 № 5 в Декрет № 6 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Декрет № 5).
11.1. Потребуется ли возмещение полученной льготы при изменении местонахождения на г. Минск?
Потребуется, но только в отношении товаров, выпущенных в декабре 2013 г.
С 1 декабря 2013 г. одним из оснований для возмещения полученной льготы является изменение коммерческой организацией места нахождения на территорию городов, которые не относятся к средним, малым городским поселениям, сельской местности, т.е. на Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лиду, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Оршу, Пинск, Полоцк, Речицу, Светлогорск, Слуцк, Солигорск.
До 1 декабря 2013 г. Декретом № 6 такого основания для возмещения полученной льготы не предусматривалось. Соответственно в отношении товаров, выпущенных в сентябре 2013 г., льгота возмещению не подлежит.
11.2. В случае возмещения льготы по уплате ввозной таможенной пошлины требуется ли доплата НДС, учитывая, что последний рассчитывается от таможенной стоимости, увеличенной на подлежащие уплате ввозную таможенную пошлину и акцизы?
Не требуется.
По общему правилу, установленному ст. 99 НК, налоговая база НДС, взимаемого таможенными органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, определяется как сумма их таможенной стоимости; подлежащих уплате сумм таможенных пошлин; подлежащих уплате сумм акцизов (по подакцизным товарам).
Однако в той же статье НК указано, что в случае уплаты и (или) взыскания сумм таможенных пошлин в отношении товаров, помещенных под соответствующие таможенные процедуры с использованием налоговых льгот по уплате таможенных пошлин, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению этими товарами, пересчет налоговой базы НДС, взимаемого таможенными органами, в связи с уплатой (взысканием) указанных сумм таможенных пошлин не производится, если иное не предусмотрено Президентом.
С учетом отсутствия специальной нормы в Декрете № 6 относительно пересчета налоговой базы НДС при возмещении льготы по уплате ввозной таможенной пошлины доплата НДС в случае возмещения указанной льготы не требуется.
12 (75). В качестве вклада в уставный фонд ООО в сентябре 2013 г. ввезены тягач и полуприцеп, которые выпущены с освобождением от уплаты ввозной таможенной пошлины и НДС.
Можно ли использовать указанные транспортные средства вне территории средних, малых городских поселений, сельской местности?
Можно.
Применение в отношении указанных товаров иных (не таможенных) льгот, предусмотренных Декретом № 6, также связано с определенными ограничениями по их использованию. В частности, освобождение от налога на прибыль обязательной продажи валютной выручки, отчислений в инновационные фонды возможно при одновременном соблюдении следующих условий:
– при оказании услуг перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом пункты отправления (погрузки) и (или) назначения (разгрузки) должны быть расположены на территории средних, малых городских поселений, сельской местности;
– автомобильные транспортные средства, используемые для оказания услуг перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом, должны быть зарегистрированы в установленном порядке регистрационными (регистрационно-экзаменационными) подразделениями ГАИ МВД на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.
Изложенное определено подп. 1.5 п. 1 Декрета № 6, однако не распространяется на таможенные льготы. Отметим, что Декрет № 5 в этой части никаких новшеств также не предусматривает.
Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела