НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (76). Основным видом деятельности агрокомбината является выращивание овощей в открытом грунте. Кроме того, осуществляются и другие виды деятельности: розничная торговля, общественное питание, грузоперевозки, сдача в наем (аренда), услуги лаборатории по проведению анализа продукции.
Как следует определять процент выручки от реализации сельхозпродукции в общем объеме выручки с целью исчисления единого налога: с учетом всей выручки от розничной торговли или с учетом валового дохода?
С учетом выручки от розничной торговли.
Объектом обложения единым налогом признают валовую выручку (п. 1 ст. 304 Налогового кодекса РБ; далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Налоговую базу единого налога определяют как денежное выражение валовой выручки (п. 2 ст. 304 НК). Для целей гл. 36 НК валовой выручкой признают сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.
Условия, при соблюдении которых плательщикам единого налога предоставлено право на применение единого налога, установлены п. 1 ст. 302 НК.
Так, применять единый налог вправе организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию, у которых выручка от реализации произведенной ими продукции растениеводства составляет не менее 50 % общей выручки этих организаций за предыдущий календарный год (абз. 3 п. 1ст. 302 НК).
Из вопроса следует, что помимо выращивания овощей организация осуществляет розничную торговлю.
Таким образом, при определении доли выручки от реализации сельскохозяйственной продукции от общей выручки при расчете следовало учитывать выручку, поступившую от реализации товара, а не валовой доход.
2 (77). Районный комбинат бытового обслуживания (РКБО) осуществляет пошив одеял, столового и постельного белья, удельный вес которых в общем объеме швейной продукции составляет 70 %.
Имеет ли право РКБО применить льготу по НДС в соответствии с подп. 1.43 п. 1 ст. 94 НК?
Не имеет.
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (услуг) на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
При этом от НДС освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь физическим лицам услуг, в т.ч. по производству и ремонту одежды и обуви (подп. 1.43 п. 1 ст. 94 НК).
Чтобы определить, вправе ли организация применить указанную льготу, обратимся к письму МНС РБ от 05.01.2010 № 2-1-9/9 "О направлении информации" (далее – письмо № 2-1-9/9). Из него следует, что по информации, представленной в адрес МНС государственным объединением "Белбыт", при отнесении оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателями услуг к услугам, перечисленным в подп. 1.43 п. 1 ст. 94 НК, необходимо руководствоваться положениями Общегосударственного классификатора Республики Беларусь (ОКРБ 015-2003) "Услуги населению", утвержденного постановлением Госстандарта от 09.12.2003 № 49 (далее – ОКРБ 015-2003).
При этом услугами по производству и ремонту одежды и обуви являются услуги по ремонту и пошиву относящихся к одежде швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий (код группы 012000 по ОКРБ 015-2003), ремонт, окраска и пошив обуви (код группы 011000 по ОКРБ 015-2003).
В группу 012000 включена подгруппа 012200 – пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, к которой, в свою очередь, относятся пошив столового и постельного белья (код 012220) и пошив стеганых покрывал, одеял, накидок и пледов (код 012225).
Поскольку названные в вопросе изделия (одеяла, столовое и постельное белье) не относятся к одежде, то льгота по НДС на оборот по их реализации не распространяется.
3 (78). Организация занимается оказанием услуг СТО, розничной продажей автозапчастей. За январь 2014 г. списочная численность составила менее 15 человек, за февраль – более 15 человек.
Является ли организация плательщиком единого налога на вмененный доход (далее – единый налог)?
Является.
Применять единый налог организация, осуществляющая деятельность по оказанию услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и их компонентов, в т.ч. ранее прекратившая применение единого налога в соответствии с п. 3 ст. 3251 НК (кроме организаций, указанных в абз. 3 указанного пункта), обязана с 1-го числа месяца, в котором ею осуществляется деятельность по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту и за который списочная численность ее работников составляет не более 15 человек (п. 2 ст. 3251 НК).
Списочная численность работников организации за месяц определяется как исчисленная в порядке, установленном постановлением Белстата от 29.07.2008 № 92, списочная численность работников в среднем за месяц (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до 3 месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет) (п. 5 ст. 3251 НК).
Расчет списочной численности работников производят в целом по организации исходя из количества всех работников (лиц), принимаемых для расчета списочной численности работников в соответствии с абз. 7–9 п. 5 ст. 3251 НК, в т.ч. не участвующих в оказании услуг по обслуживанию и ремонту.
Таким образом, если за январь 2014 г. у организации списочная численность составила менее 15 человек, включая работников, занятых другими видами деятельности (розничная и оптовая торговля), то такая организация является плательщиком единого налога на вмененный доход с января 2014 г.
Даже если в дальнейшем списочная численность (например, с февраля) составит более 15 человек, организация остается плательщиком единого налога до конца года (подп. 3.2 п. 3 ст. 3251 НК).
Применение организациями единого налога прекращается с 1-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором прекращена деятельность по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту на период не менее 12 последовательных календарных месяцев, следующих непосредственно за налоговым периодом, в котором прекращена деятельность по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту (подп. 3.1 п. 3 ст. 3251 НК).
Применение единого налога прекращается при условии отражения факта прекращения деятельности организации по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту в налоговой декларации (расчете) по единому налогу за налоговый период, в котором прекращена эта деятельность (часть вторая подп. 3.1 п. 3 ст. 3251 НК).
Плательщики единого налога обязаны обеспечить раздельный учет выручки от реализации услуг по обслуживанию и ремонту и затрат по производству и реализации этих услуг, а также не вправе применять особые режимы налогообложения, предусмотренные гл. 34 и 36 НК, в период применения единого налога и до конца календарного года, в котором его применение прекращено (п. 9 ст. 3251 НК).
Отметим, что по прочим видам деятельности организация должна применять общеустановленный порядок налогообложения.
Анна Уралова, экономист
4 (79). Белорусская организация арендует у иностранной организации, имеющей на территории Республики Беларусь представительство, нежилое помещение. Организация получила информацию, что иностранная организация на территории Республики Беларусь имеет статус постоянного представительства.
Возникли следующие вопросы:
4.1. Каков порядок обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы), в данном случае?
Объектом обложения налогом на доходы признают и доходы в виде роялти. К ним относят в т.ч. плату за использование имущества на территории Республики Беларусь либо предоставление права пользования таким имуществом (подп. 1.3 п. 1 ст. 146 НК).
Налоговую базу налога на доходы по таким доходам определяют как общую сумму доходов за вычетом документально подтвержденных затрат в сумме возмещения стоимости такого имущества, приходящейся на начисленную сумму дохода, затрат по его страхованию (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 147 НК).
Если условия договора об использовании имущества, товарно-транспортные накладные или другие документы не позволяют выделить в составе причитающегося иностранной организации дохода сумму возмещения стоимости объекта используемого имущества, налоговую базу налога на доходы определяют исходя из начисленной суммы дохода за вычетом документально подтвержденных затрат.
При представлении в налоговый орган документов, подтверждающих сумму затрат иностранной организации по возмещению стоимости объекта аренды имущества по каждому факту начисления платежа, налог исчисляют в соответствии с вышеуказанными положениями подп. 1.1.1 п. 1 ст. 147 НК.
Налог на доходы исчисляют, удерживают и перечисляют в бюджет юридические лица, начисляющие и (или) выплачивающие доход иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Указанные юридические лица признаются налоговыми агентами и имеют права, несут обязанности, установленные ст. 23 НК (п. 3 ст. 150 НК).
4.2. Какие документы должны быть у белорусской организации, чтобы она не удерживала в рассматриваемой ситуации налог на доходы у иностранной организации?
Подтверждение налогового органа, что иностранная организация осуществляет деятельность через постоянное представительство.
Налоговым законодательством предусмотрена возможность не удерживать налог на доходы у иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, при наличии соответствующих подтверждающих документов.
С 1 января 2014 г. конкретизирован порядок представления налоговому агенту подтверждения осуществления деятельности иностранной организации через постоянное представительство (п. 4 ст. 150 НК).
В частности, налоговый агент не должен удерживать налог на доходы и представлять налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы, если до наступления срока исполнения обязательства по удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы им получено подтверждение об осуществлении иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, выданное налоговым органом РБ.
Для этого необходимо следующее:
1) налоговый орган РБ по месту постановки на учет иностранной организации, открывшей в Республике Беларусь представительство, должен подтвердить осуществление ею деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство в случае получения от такой организации уведомления, в котором указываются учетный номер плательщика и адрес места нахождения налогового агента, вид дохода, а также сведения о том, что данный вид дохода является доходом (выручкой) такой организации от деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство;
2) если данные налоговых деклараций (расчетов), представленных иностранной организацией, в текущем календарном году, а также иные сведения, которыми располагает налоговый орган, свидетельствуют об осуществлении ею деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, налоговый орган не позднее 2 рабочих дней после получения уведомления направляет 1 экземпляр подтверждения об осуществлении иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента, а второй экземпляр – налоговому агенту.
Справочно: в подтверждении указывают наименование и учетный номер плательщика, адрес места нахождения налогового агента, а также иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство. Подтверждение действительно до окончания календарного года, в котором оно выдано, если налоговый орган не отзовет его по причине прекращения иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.
Если данные налоговых деклараций (расчетов), представленных иностранной организацией, в текущем календарном году, а также иные сведения, которыми располагает налоговый орган, не свидетельствуют об осуществлении иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, налоговый орган не позднее 2 рабочих дней после получения уведомления информирует об этом иностранную организацию.
Справочно: подтверждение и уведомление могут быть направлены по установленным форматам в виде электронного документа. Форматы таких подтверждения и уведомления, а также порядок их направления устанавливает МНС.
Постановлением МНС РБ от 03.01.2014 № 1 утверждены формы:
– уведомления об осуществлении иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство (приложение 22-8);
– подтверждения об осуществлении иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство (приложение 22-9).
Таким образом, организация – налоговый агент для того, чтобы не удерживать налог на доходы у иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, должна получить от налогового органа 1 экземпляр подтверждения об осуществлении иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.
Владимир Васильев, экономист
ОТХОДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ
5 (80). Организация не внесла в установленные сроки плату государственному учреждению "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Оператор).
Можно ли внести плату за просроченный период?
Нужно, причем с уплатой пени.
Юридические лица, осуществляющие производство и (или) ввоз определенных товаров, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров (подп. 1.2 п. 1 Указа Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – обязанные организации и Указ № 313)). Перечень таких товаров содержит приложение 1 к Указу № 313.
Один из способов выполнения данной обязанности – это заключение договора с Оператором и внесение на его текущий (расчетный) счет платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары.
Справочно: форма договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары утверждена постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313".
Организации, заключившие с Оператором договор, должны выполнять предусмотренные этим договором требования, в т.ч. указанные в подп. 3.1.4 п. 3 договора. То есть в случае выявления факта невыполнения юридическим лицом предусмотренной Указом № 313 обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, такое лицо должно внести на текущий (расчетный) счет Оператора в соответствии с Указом № 313:
1) плату;
2) пеню за несвоевременное внесение платы в размере 0,1 % от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Рекомендация эксперта
Организации не стоит затягивать с платежом, а также думать, что данное нарушение не заметят.
Во-первых, чем быстрее организация произведет необходимый Оператору платеж, тем меньше будет сумма пени.
Во-вторых, если данный факт установят в ходе проверки органы Комитета госконтроля и (или) Минприроды, то к нарушителю может быть применена административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 15.63 Кодекса РБ об административных правонарушениях. Она влечет наложение штрафа на юридическое лицо в 2-кратном размере платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары.
6 (81). Организация осуществляет вывоз отходов от общежитий, числящихся на балансе этой организации.
Возникли следующие вопросы.
6.1. Относятся ли отходы, образующиеся в таких общежитиях, к отходам потребления?
Относятся.
Отходы, в т.ч. коммунальные, по происхождению делят на отходы производства и отходы потребления (п. 1 ст. 15, пп. 20–21 ст. 1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами").
Отходы потребления – это отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов.
Отходы производства – отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых.
Отходы, образующиеся в общежитиях в результате жизнедеятельности проживающих в них людей, относятся по происхождению к отходам потребления.
Отметим, что при определении вида отходов по происхождению и отнесении к отходам потребления не имеет значения, находится ли общежитие или иной объект (источник образования отходов) в коммунальной или иной форме собственности.
6.2. Вправе ли организация получить от Оператора компенсацию расходов по сбору и передаче на использование вторичных материальных ресурсов, образующихся от жителей общежитий?
Вправе, при соблюдении определенных условий.
Юридическое лицо, осуществляющее сбор (заготовку) отходов товаров и тары (за исключением полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых отходы образовались в результате производственной деятельности), при условии их дальнейшего обезвреживания и (или) использования натерритории Республики Беларусь вправе получить компенсацию расходов, связанных с данным видом деятельности. Для этого необходимо представить в адрес Оператора пакет документов в порядке, предусмотренном соответствующей инструкцией, утвержденной постановлением Минжилкомхоза РБ от 14.08.2012 № 16 (далее – Инструкция № 16).
Для получения компенсации необходимо не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направить Оператору заявление. Форма такого заявления изложена в приложении 1 к Инструкции № 16.
К заявлению прилагаются следующие документы:
1) опись товарно-транспортных накладных на передачу юридическим лицом отходов товаров и тары для их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь отдельно по каждому виду отходов с указанием дат и номеров товарно-транспортных накладных, грузополучателей и количества переданных по ним отходов (тонн, единиц);
2) заверенные печатью юридического лица копии товарно-транспортных накладных на передачу отходов товаров и тары для их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь;
3) данные учета сбора (заготовки) юридическим лицом отходов товаров и тары из отходов потребления, заверенные печатью юридического лица;
4) расчет суммы средств, выделяемых на компенсацию расходов по сбору (заготовке) отходов товаров и тары, по форме согласно приложению 2 к Инструкции № 160.
Если получатель компенсации собрал отходы товаров и тары для их дальнейшего самостоятельного обезвреживания и (или) использования на территории республики самостоятельно, то вместо копий товарно-транспортных накладных на передачу отходов товаров и тары для их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Беларуси и их описи надо представить данные производственного учета получателя о сборе (заготовке) и поступлении отходов товаров и тары за отчетный квартал.
Сергей Юрча, главный специалист ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов"
пособия семьям, воспитывающим детей
7 (82). В семье растет сын 2,5 лет, на которого выплачивается пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в размере 35 % среднемесячной заработной платы. Родилась дочь.
В каком размере назначают пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет на дочь и нужно ли делать перерасчет размера пособия на 1-го ребенка?
В размере 40 % СЗП.
Размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет установлен ст. 13 Закона РБ от 29.12.2012 № 7-З "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" (далее – Закон).
Так, на 1-го ребенка в семье пособие назначают и выплачивают в размере 35 % среднемесячной заработной платы (далее – СЗП), на 2-го – 40 % СЗП. На ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначают и выплачивают в размере 45 % СЗП независимо от его очередности рождения в семье.
При определении размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет учитываются дети в возрасте до 18 лет, воспитываемые в семье, в т.ч. усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы, и не учитываются дети:
– в отношении которых родители (единственный родитель) лишены родительских прав;
– отобранные из семьи;
– умершие;
– воспитываемые в приемных семьях, детских домах семейного типа (часть девятая ст. 13 Закона).
Таким образом, если в семье воспитывается ребенок в возрасте до 3 лет и родился 2-й ребенок, пособие по уходу за 2-м ребенком назначают в размере 40 % СЗП. При этом на 1-го ребенка размер пособия не пересматривают.
Норма о пересмотре размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, определенная п. 26 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение), применяется, если в семье, воспитывающей 2 и более детей в возрасте до 18 лет, изменяется количество несовершеннолетних детей.
Пример 1
Старший ребенок из двоих детей в семье достиг возраста 18 лет. В этом случае пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, назначенное на младшего ребенка в размере 40 % СЗП, пересматривается со дня, следующего за днем исполнения старшему ребенку 18 лет, и выплачивается в размере 35 % СЗП.
Пример 2
Старший ребенок в возрасте до 18 лет отобран из семьи. Размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет будет пересмотрен в сторону его уменьшения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем наступления данного обстоятельства, в порядке, установленном п. 12 Положения.
Обращаем внимание, что размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет пересматривается как в случае уменьшения количества детей в возрасте до 18 лет в семье, так и в случае увеличения.
Пример 3
Семья, воспитывающая одного ребенка в возрасте до 3 лет, усыновила (удочерила) второго ребенка старше 3 лет. Поскольку изменилось количество воспитываемых в семье несовершеннолетних детей, размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет пересматривают с 1-го числа месяца, следующего за месяцем усыновления (удочерения) 2-го ребенка, и выплачивают в размере 40 % СЗП.
Светлана Белаш, консультант отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Минтруда и соцзащиты РБ
Персонифицированный учет
8 (83). Изменились ли правила заполнения в форме ПУ-3 вида деятельности "ПЕНСИЯ" с 1 января 2014 г.?
Не изменились.
Как и ранее, вид деятельности "ПЕНСИЯ" заполняют в разд. 2 "Дополнительные сведения о стаже" формы ПУ-3 по типам: назначение пенсии и корректирующая.
Этот вид деятельности отражает период работы, соответствующий последнему месяцу начислений, указанному в разд. 1 формы ПУ-3 "Сведения о суммах выплат (дохода), учитываемых при назначении пенсии, и страховых взносах" (позиция 56 приложения 2 к Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 31.12.2009 № 159).
Светлана Каско, начальник отдела организации персонифицированного учета Минского областного управления ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ