Взносы в ФСЗН: особенности исчисления в 2014 году
1 (84). Относится ли ежемесячная премия государственных служащих, предусмотренная подп. 2.7 п. 2 Указа Президента РБ от 04.06.2013 № 254-дсп "Об оплате труда государственных служащих и военнослужащих" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ № 254-дсп), к п. 1 Перечня*?
__________________________
* Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115, в редакции постановления Совета Министров РБ от 14.12.2013 № 1083 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Перечень).
Не относится.
В п. 1 Перечня поименованы выплаты, в т.ч. премии, предусмотренные законодательными актами ивыплачиваемые за счет средств республиканского бюджета.
К законодательным актам относятся Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента (ст. 1 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" (в редакции от 02.07.2009)).
Не начисляются взносы по государственному социальному страхованию (далее – взносы) на государственные премии, присуждаемые Президентом в области науки и техники, литературы, искусства и архитектуры (Указ Президента РБ от 05.05.2006 № 300).
Что касается премии государственным служащим, то это составная часть оплаты их труда (ст. 48 Закона РБ от 14.06.2003 № 204-З "О государственной службе в Республике Беларусь").
Таким образом, ежемесячная премия государственным служащим является выплатой в пользу работников, на сумму которой взносы следует начислять.
2 (85). Начисляются ли взносы на сумму командировочных расходов, выплаченных работнику сверх установленных законодательством норм?
Не начисляются.
Пункт 3 Перечня содержит такие выплаты, как компенсация в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, в частности, предусмотренные ст. 95 Трудового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ТК).
При служебных командировках наниматель обязан возместить работнику расходы, связанные с проездом к месту служебной командировки и обратно, наймом жилого помещения, проживанием вне места постоянного жительства (суточные), и иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы. Произведенные расходы должны быть подтверждены документально (ст. 95 ТК).
Таким образом, на всю сумму командировочных расходов, подтвержденных документально, взносы не начисляются.
3 (86). Следует ли начислять взносы на компенсацию расходов, связанных с проживанием на новом месте работников (молодые специалисты, иногородние работники), при переводе?
Нет, при соблюдении определенного условия.
Пункт 3 Перечня содержит такие выплаты, как компенсация в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, в частности, предусмотренные частью второй ст. 97 ТК.
В указанной норме речь идет о расходах, связанных с временным проживанием работника на новом месте при переводе на срок не более 1 года, при условии, когда семья с ним не переезжает. Расходы, связанные с временным проживанием на новом месте, могут быть возмещены только при наличии соглашения с нанимателем.
Таким образом, на сумму указанных расходов в размере, предусмотренном соглашением сторон, производимых не более 1 года, взносы не начисляются.
4 (87). Следует ли начислять взносы на стоимость обучения работника на семинаре?
Следует.
Напомним, что на суммы средств работодателя, направленные на повышение квалификации или переподготовку работников в учреждениях образования Республики Беларусь, взносы не начисляют (п. 4 Перечня). Такие виды дополнительного образования взрослых, как повышение квалификации и переподготовка работников, предусмотрены подп. 1.1–1.3, 1.6, 1.7 п. 1 ст. 242 Кодекса РБ об образовании (далее – Кодекс).
Для оказания услуг в сфере образования заключаются договоры о повышении квалификации (переподготовке) работников, предусмотренные подп. 2.6–2.13 п. 2 ст. 59 Кодекса.
Основанием для отнесения сумм, направленных на повышение квалификации (переподготовку), к п. 4 Перечня являются первичные документы работодателя, подтверждающие указанные расходы.
Такой вид дополнительного образования взрослых, как семинар, предусмотрен подп. 1.9 п. 1 ст. 242 Кодекса. Образовательная программа обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) является образовательной программой, направленной на удовлетворение познавательных потребностей в определенной сфере профессиональной деятельности или области знаний, и несвязана с повышением квалификации (переподготовкой) работников (п. 10 ст. 242 Кодекса).
5 (88). Начисляются ли взносы на стоимость питания, которым обеспечивают на время полевых работ полеводов, бригадиров, трактористов-машинистов, водителей и др.?
Начисляются.
Такой вид выплат, как стоимость питания, которым обеспечивают работников на время полевых работ, Перечнем не предусмотрен.
В связи с этим на стоимость питания, которым обеспечивают работников на время полевых работ, взносы следует начислять. Исключение составляют суммы средств работодателя, направленные на обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами в соответствии с законодательством (абз. 2 п. 4 Перечня).
6 (89). Относится ли оплата по договору на оказание медицинских услуг с учреждением здравоохранения (осмотр медицинскими специалистами, проведение диагностических исследований, вакцинация работников) к абз. 5 п. 4 Перечня?
Не относится.
В абз. 5 п. 4 Перечня поименованы суммы средств работодателя, направленные на медицинские осмотры в соответствии с законодательством, а также медицинскую помощь при наличии заявления работника и медицинской справки по установленной законодательством форме, подтверждающей нуждаемость в получении такой помощи. Иное Перечнем не предусмотрено, соответственно на суммы указанных расходов взносы следует начислять.
7 (90). Какие виды материальной помощи, предусмотренные законодательными актами, относятся к п. 7 Перечня?
Под действие п. 7 Перечня подпадает материальная помощь, предусмотренная законодательными актами РБ, в частности:
– Трудовым кодексом (ст. 182, 342).
Справочно: в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, наниматель обязан при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части – при предоставлении наибольшей части отпуска) производить работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором (ст. 182 ТК).
Лицам, уволенным после прохождения срочной военной службы и принятым на прежнее место работы, гарантируется предоставление единовременной материальной помощи в размере не менее 1 минимальной заработной платы (ст. 342 ТК);
– Положением о специальном фонде Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, утвержденным Указом Президента РБ от 12.01.1996 № 18 "О специальном фонде Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи" (п. 6).
Справочно: Совет специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи в соответствии с Положением о присуждении поощрений специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи, утверждаемым Президентом, на основе предложений государственных органов, иных организаций, в т.ч. общественных объединений, и с учетом рекомендаций экспертно-художественной комиссии фонда в пределах определенных лимитов принимает решения о выделении средств на оказание материальной помощи;
– Законом РБ от 12.11.2001 № 55-З "О погребении и похоронном деле";
– Законом РБ от 07.12.2009 № 65-З "Об основах государственной молодежной политики" (ст. 18);
– Законом РБ от 04.01.2010 № 100-З "О статусе военнослужащих" (ст. 19, в которой повторена норма ст. 342 ТК).
8 (91). Следует ли начислять взносы на материальную помощь, оказываемую работникам в связи с непредвиденными материальными затруднениями в соответствии с п. 4 Указа Указ № 254-дсп?
Следует.
Напомним, что к п. 7 Перечня относится материальная помощь:
1) предусмотренная законодательными актами, нормы которых являются обязательными, а не рекомендательными для их исполнения;
2) оказанная работникам в следующих случаях: в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, постигшим стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем работника, смертью его близких родственников.
На сумму материальной помощи, оказанной работникам в случаях, предусмотренных п. 7 Перечня, взносы не начисляются. Основанием для подтверждения факта наступления указанных случаев являются заявление работника и копия документа, подтверждающего их наступление (свидетельство о браке, свидетельство о рождении ребенка, справка МЧС, РУВД и др.).
Пунктом 4 Указа № 254-дсп предоставлено право, а не обязанность руководителя оказывать материальную помощь в связи с непредвиденными материальными затруднениями, направляя на эти цели средства из бюджета и иных источников финансирования государственных органов, в соответствующем размере. Таким образом, данная выплата не подпадает под действие п. 7 Перечня (материальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательными актами) и на ее сумму взносы необходимо начислять в общеустановленном порядке.
9 (92). Необходимо ли начислять взносы на материальную помощь работникам в размере 5 % планового фонда заработной платы штатных работников, выплачиваемую в соответствии с постановлением Минтруда РБ от 21.01.2000 № 6 "О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций" (далее – постановление № 6)?
Необходимо.
Материальная помощь, оказываемая работникам в размере 5 % планового фонда заработной платы штатных работников по постановлению № 6, не подпадает под действие п. 7 Перечня (материальная помощь, оказываемая работникам в соответствии с законодательными актами). На сумму таких выплат взносы необходимо начислять в общеустановленном порядке.
Исключение составляет материальная помощь на оздоровление, оказываемая работникам при предоставлении трудового отпуска по законодательству (постановление № 6), и в предусмотренных п. 7 Перечня случаях (вступление в брак, рождение ребенка, постигшее их стихийное бедствие, пожар, хищение имущества, увечье, смерть их близких родственников).
10 (93). Следует ли начислять взносы на единовременную выплату к отпуску на оздоровление согласно коллективному договору?
Следует.
На материальную помощь, оказываемую работникам согласно законодательным актам, взносы не начисляются (п. 7 Перечня). К этому пункту перечня относится материальная помощь на оздоровление, оказываемая работникам при предоставлении трудового отпуска в соответствии с коллективный договором.
Что касается единовременной выплаты на оздоровление работнику при уходе в трудовой отпуск, то Перечнем такой вид выплаты не предусмотрен.
11 (94). В рамках проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий организация заключила договор с организацией на оказание физкультурно-оздоровительных услуг.
Следует ли начислять взносы на сумму оплаты по такому договору?
Нет.
Суммы средств работодателя, направленные на проведение спортивных, оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, исключены из Перечня, так как они не являются объектом для начисления взносов. Обоснуют характер произведенных расходов документы, подтверждающие проведение указанных мероприятий (программа, план, списки участников, смета расходов и др.), а также о суммах расходов, связанных с их проведением (гражданско-правовые договоры аренды, купли-продажи, оказания услуг, выполнения работ и др.).
Елена Хлус, начальник управления методологии сбора платежей и профессионального пенсионного страхования ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ
командировочные расходы
12 (95). Согласно приказу нанимателя работник организации (г. Брест) направлен в служебную командировку в г. Минск для участия в обучающем семинаре с 8 по 10 октября 2013 г. Срок командировки, рассчитанный с учетом расписания движения пассажирского транспорта, – 5 дней: 7 октября 2013 г. вечером сотрудник поездом выехал из г. Бреста в место командирования (г. Минск), 11 октября 2013 г. утром прибыл обратно к постоянному месту работы в г. Брест. Во время прохождения обучения в соответствии с программой семинара принимающая сторона все 3 дня (с 8 по 10 октября 2013 г.) обеспечивала слушателей одноразовым питанием (обедом).
Как нанимателю возместить командированному работнику расходы за проживание вне места жительства (суточные) за время командировки?
За 7 и 11 октября – в размере 100 % установленной нормы; за 8 октября – в размере 70 %, за 9 и 10 октября – в размере 50 % от нормы.
Возместите командированному работнику суточные за время командировки следующим образом:
– за 7 и 11 октября 2013 г. (время нахождения в пути) – в размере 100 % установленной законодательством нормы (60 000 руб.);
– за 8 октября 2013 г. – в размере 70 % установленной законодательством нормы (42 000 руб.);
– за 9 и 10 октября 2013 г. – в размере 50 % установленной законодательством нормы (30 000 руб.).
Объясняется это следующим образом.
Согласно норме подп. 4.3 п. 4 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.04.2000 № 35:
– в редакции постановления Минфина РБ от 04.02.2013 № 4, действовавшей по 8 октября 2013 г. включительно, командированному работнику следовало возмещать расходы за проживание вне места жительства (места пребывания) для покрытия дополнительных личных расходов (суточные) в размерах, установленных законодательством. Суточные за время нахождения в пути следовало выплачивать в тех же размерах, что и за время пребывания в месте служебной командировки. При направлении работника в командировку для участия в совещаниях, семинарах, сборах и в других случаях, если принимающая сторона обеспечивала его за свой счет питанием либо эти расходы оплачивала направляющая сторона путем безналичного перечисления, суточные следовало выплачивать только за время нахождения в пути, если в эти дни питание не было предоставлено. Если принимающая или направляющая сторона брала на себя расходы по обеспечению командированному работнику одноразового питания, суточные полагалось выплачивать в размере 70 %, 2-разового – 30 %, 3-разового – 15 % от установленной нормы;
– в редакции постановления Минфина РБ от 17.09.2013 № 62, действующей с 9 октября 2013 г., командированному работнику возмещают расходы за проживание вне места жительства (пребывания) для покрытия дополнительных расходов (суточные) в размерах, установленных законодательством. Суточные за время нахождения в пути выплачивают в тех же размерах, что за время пребывания в месте служебной командировки. Если командированному работнику принимающая либо направляющая сторона оплачивает питание, суточные выплачивают в размере 50 % от установленной нормы.
Справочно: постановлением Минфина РБ от 08.08.2013 № 53 с 24 августа 2013 г. установлены следующие размеры возмещения расходов (суточных) при служебных командировках, осуществляемых в пределах Республики Беларусь:
– суточные – 60 000 руб. за каждый день командировки;
– суточные при однодневных служебных командировках и командировках в такую местность, откуда имеется возможность ежедневно возвращаться к месту жительства, – 30 000 руб.;
– по найму жилого помещения без представления подтверждающих документов – 20 000 руб. в сутки.
Алеся Гараева, экономист
валютное законодательство
13 (96). Организация для проведения расчетов за купленный у иностранной организации товар должна приобрести валютные средства.
Каков в 2014 г. порядок учета расходов, связанных с покупкой иностранной валюты для проведения расчетов за товары?
Их следует учитывать на счете 44 или счете 41.
Расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и курсом Нацбанка на момент покупки коммерческие организации для проведения расчетов за товары, по использованным на их приобретение займам, кредитам и уплате процентов по ним списывают на расходы на реализацию и включают в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении (подп. 1.4.2 Декрета Президента от 30.06.2000 № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц" (далее – Декрет № 15)).
В бухгалтерском учете такие расходы нужно отразить записью:
Д-т 44 "Расходы на реализацию" – К-т 51 "Расчетный счет", 57 "Переводы в пути", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (п. 16 Инструкции по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденной постановлением Минфина РБ от 27.12.2007 № 199).
Одновременно п. 1 постановления Совета Министров РБ от 03.06.2011 № 704 "О некоторых вопросах переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте" (далее – постановление № 704) позволяет коммерческим организациям относить расходы, связанные с покупкой иностранной валюты для проведения расчетов за товары, по использованным на их приобретение займам, кредитам и уплате процентов по ним, в сумме разницы между курсом покупки иностранной валюты и курсом Нацбанка на момент покупки на увеличение стоимости товаров.
В бухгалтерском учете такие расходы нужно отразить записью:
Д-т 41 "Товары" – К-т 51, 57, 76.
Поскольку на данный момент Декрет № 15 и постановление № 704 продолжают действовать, то у торговых организаций есть возможность выбрать вариант отражения расходов, связанных с покупкой иностранной валюты для проведения расчетов за товары, в сумме разницы между курсом покупки иностранной валюты и курсом Нацбанка на момент покупки. Выбор варианта необходимо оговорить в учетной политике.
Комментарий эксперта
Принимая решение о порядке отражения в учете расходов, связанных с приобретением валютных средств, в сумме разницы между курсом покупки иностранной валюты и курсом Нацбанка на момент покупки нужно учитывать следующее. При выборе первого из предложенных вариантов вы единовременно учтете понесенные расходы в составе затрат, учитываемых при налогообложении прибыли. Выбрав второй вариант, указанные расходы вы будете учитывать при исчислении налога на прибыль постепенно по мере реализации товаров.
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
14 (97). В белорусский банк обратилась организация – резидент РБ для перечисления с текущего (расчетного) счета займа в иностранной валюте физическому лицу – резиденту РБ на его счет в банке.
Правомерна ли данная операция?
Не правомерна.
Осуществление расчетов по такой операции будет неправомерным по следующим основаниям.
В приведенной ситуации имеет место валютная операция, осуществляемая на территории Республики Беларусь. Использование иностранной валюты, ценных бумаг и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций на территории Республики Беларусь разрешено в следующих случаях:
– в отношениях между физическими лицами – резидентами при проведении валютных операций, предусмотренных Законом РБ от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле", а также в иных случаях, установленных актами валютного законодательства;
– в отношениях между физическим лицом – резидентом и физическим лицом – нерезидентом, а также между физическими лицами – нерезидентами – по валютным операциям, предусматривающим дарение (в т.ч. в виде пожертвований), отмену дарения, предоставление займов, возврат займов и процентов за пользование ими, передачу на хранение и их возврат, а также в иных случаях, установленных актами валютного законодательства;
– в отношениях между субъектом валютных операций и физическим лицом – по валютным операциям, указанным в п. 31 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72 (далее – Правила № 72). Приведенные ограничения по проведению валютных операций оговорены в п. 29 Правил № 72.
Справочно: под валютными операциями, осуществляемыми на территории Республики Беларусь, понимаются: расчеты по сделкам, не предусматривающим передачу товара, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг; операции, предусматривающие осуществление расчетов по сделкам, по которым передача наличных денежных средств производится на территории Беларуси, зачисление наличных денежных средств осуществляется на счета в банках либо перечисление денежных средств осуществляется со счета на счет, открытые в банках (п. 2 Правил № 72).
В рассматриваемой ситуации банк должен отказать клиенту в проведении валютной операции, как несоответствующей валютному законодательству РБ.
15 (98). Физическое лицо – резидент РБ обратилось в белорусский банк для совершения платежа без открытия счета в иностранной валюте на счет юридического лица – нерезидента, открытый в иностранном банке с основанием – покупка доли в уставном фонде юридического лица – резидента.
Правомерна ли данная ситуация?
Правомерна.
Юридические лица, частные нотариусы, адвокаты и физические лица могут осуществлять переводы денежных средств без открытия счета в банке-отправителе в случаях, установленных актами законодательства, как с оформлением, так и без оформления ими платежного поручения (п. 38 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66). Перевод денежных средств без открытия счета осуществляется за счет внесения денежных средств в кассу банка-отправителя. Для учета денежных средств, принятых для осуществления банковского перевода без открытия счета в иной банк, используются балансовые счета, предназначенные для учета средств на временной основе. Проведение данной валютной операции не требует получения разрешения Нацбанка, и у банка нет оснований для отказа в проведении такой операции.
Справочно: использование иностранной валюты, ценных бумаг и (или) платежных документов в иностранной валюте за пределами Республики Беларусь в отношениях между физическими лицами – резидентами, между физическим лицом – резидентом и физическим лицом – нерезидентом, между физическими лицами – резидентами и субъектами валютных операций, между физическими лицами – нерезидентами и субъектами валютных операций – резидентами разрешено при проведении всех валютных операций (п. 30 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72).
Денис Сафаревич, юрист
вопросы права
16 (99). В организации проходит проверка. С целью получения разъяснения по вопросу применения норм законодательства организация обратилась в соответствующий компетентный орган, у которого отсутствует вышестоящий орган. Однако ответ на обращение организацию не удовлетворил.
16.1. Вправе ли организация повторно обратиться в этот же орган с представлением дополнительных документов?
Вправе.
Вначале объясним, что следует понимать под "повторным обращением". Так, к повторному обращению отнесены обращения, поступившие в одну и ту же организацию от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу 2 и более раза (ст. 1 Закона РБ от 18.07.2011 № 300-З "Об обращениях граждан и юридических лиц"; далее – Закон).
Такое обращение может быть оставлено без рассмотрения, если заявитель подал повторное обращение, в т.ч. внесенное в книгу замечаний и предложений, которое уже было рассмотрено по существу и в котором нет новых обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения обращения по существу (п. 1 ст. 15 Закона).
То есть в законе сформулировано ключевое условие, согласно которому повторное обращение может быть оставлено без рассмотрения, – отсутствие в нем новых обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения обращения по существу.
Кроме того, немаловажным является наделение компетентного органа полномочием по своему усмотрению определять необходимость оставления без рассмотрения по существу обращения, которое по всем признакам является повторным. Об этом свидетельствует закрепленный в Законе объем прав компетентного органа с использованием формулировки "могут быть" (письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу) (абз. 1 п. 1 ст. 15 Закона).
Таким образом, обращение, поступившее в одну и ту же организацию по одному и тому же вопросу 2 и более раза, но содержащее новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу, подлежит рассмотрению по существу. Повторное обращение, не содержащее новых обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения обращения по существу, по усмотрению компетентного органа также может быть рассмотрено по существу. Оценку обстоятельств, приведенных в повторном обращении, на предмет отнесения их, во-первых, к новым (например, появившиеся или возникшие недавно) и, во-вторых, имеющим значение для рассмотрения обращения, дает орган, рассматривающий обращение.
В случае если компетентный орган принимает решение об оставлении повторного обращения без рассмотрения по существу, заявителю письменно сообщается, что повторное обращение необоснованно, и переписка с ним по этому вопросу прекращается (п. 1 ст. 21 Закона).
16.2. Если организацию не устроит ответ данного компетентного органа, вправе ли она обратиться в суд?
Вправе.
При несогласии с ответом на обращение, а также с решением об оставлении обращения без рассмотрения посуществу организации, не имеющей вышестоящей организации, такие ответ и решение могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством (п. 6 ст. 20 Закона). При этом Законом установлены ограничения заявителей в праве на подачу жалобы: жалоба может быть подана в течение 3 лет со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав, свобод и (или) законных интересов (п. 2 ст. 11 Закона). Исходя из буквального толкования нормы течение срока начинается со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав, свобод и (или) законных интересов.
Справочно: за рассмотрение жалоб такого рода (они не подлежат оценке) заявителю придется уплатить государственную пошлину, ставки которой установлены п. 2 приложения 16 к Налоговому кодексу РБ:
– 20 базовых величин (БВ) при подаче жалобы в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда РБ;
– 10 БВ при подаче жалобы в экономический суд области (г. Минска).
Марина Лазарь, главный специалист отдела криминологической экспертизы проектов правовых актов об экономической деятельности ГУ "Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь"