налогообложение
Доходы нерезидента, облагаемые подоходным налогом
1 (128). Гражданин Эстонии (не признается налоговым резидентом РБ) в феврале 2014 г. продал белорусской организации принадлежащий ему на праве собственности гараж, находящийся в г. Лиде.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
1.1. Облагается ли доход, полученный гражданином Эстонии от отчуждения гаража, подоходным налогом в Республике Беларусь?
Облагается.
Объектом обложения подоходным налогом признают доходы, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь. Причем налоговое резидентство плательщика в данном случае значения не имеет (ст. 153 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Доходы, полученные от отчуждения недвижимого имущества, в т.ч. предприятия как имущественного комплекса (его части), находящегося на территории Республики Беларусь, признают доходами, полученными от источников в Республике Беларусь (подп. 1.5.1 п. 1 ст. 154 НК).
Таким образом, доход гражданина Эстонии от отчуждения гаража, который находится на территории Республики Беларусь, признается доходом, полученным от источников в Республике Беларусь, и соответственно подлежит обложению подоходным налогом в Беларуси.
1.2. Где полученные доходы подлежат налогообложению – в Литве или Беларуси?
В Беларуси.
Организациям при рассмотрении вопроса о налогообложении доходов, полученных иностранными гражданами, необходимо учитывать положения международных договоров, заключенных Республикой Беларусь, если они содержат иные правила, чем предусмотрены НК.
В рассматриваемом случае таким договором будет Соглашение между Республикой Беларусь и Эстонской Республикой об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы от 21.01.1997 (далее – Соглашение с Эстонией, вступило в силу 22 июля 1998 г.).
Доходы, которые получает резидент одного договаривающегося государства от недвижимого имущества (включая доход от сельского либо лесного хозяйства), которое находится в другом договаривающемся государстве, могут облагаться налогом в этом другом государстве (п. 1 ст. 6 Соглашения с Эстонией). При этом данные положения применяются к доходам, которые получают от прямого использования, сдачи внаем или использования недвижимого имущества в любой другой форме, а также к доходу от отчуждения недвижимого имущества (п. 3 ст. 6 Соглашения с Эстонией).
Учитывая изложенное, доходы гражданина Эстонии от реализации гаража, находящегося на территории Республики Беларусь, подлежат налогообложению в Республике Беларусь по ставке 12 % (п. 1 ст. 173 НК).
Налог должна удержать белорусская организация, приобретающая гараж у гражданина Эстонии.
1.3. Вправе ли белорусская организация (покупатель) применить к выплачиваемому нерезиденту доходу льготу, предусмотренную подп. 1.33 п. 1 ст. 163 НК?
В НК предусмотрено освобождение от подоходного налога доходов, полученных плательщиками – налоговыми резидентами РБ от возмездного отчуждения в течение 5 лет (в т.ч. путем продажи, мены, ренты) одного гаража (подп. 1.33 п. 1 ст. 163 НК).
Как видим, указанная льгота распространяется только на доходы, получаемые плательщиками, признаваемыми налоговыми резидентами РБ, поэтому в данной ситуации не может быть применена.
1.4. Может ли организация к доходу, выплачиваемому гражданину Эстонии, применить имущественный вычет?
Может в определенном размере.
При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 НК белорусская организация при желании гражданина Эстонии может применить имущественный налоговый вычет в размере 10 % общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от реализации гаража, установленный частью четвертой подп. 1.2 п. 1 ст. 166 НК.
Справочно: если гражданин Эстонии не использовал при выплате ему организацией дохода свое право на имущественный вычет, то по окончании налогового периода указанный вычет может быть предоставлен белорусским налоговым органом:
– или в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (состав таких расходов определен ст. 167 НК);
– или в размере, установленном частью четвертой подп. 1.2 п. 1 ст. 166 НК.
Анна Павлова, экономист
Налогообложение доходов и расходов арендодателя
2 (129). Организация сдает в аренду собственное имущество. Согласно условиям договоров арендаторы возмещают арендодателю сверх арендной платы стоимость приобретенных работ, услуг (коммунальных услуг, электроэнергии), а также стоимость работ, услуг (теплоэнергии, эксплуатации и обслуживания оборудования), выполненных (оказанных) арендодателем.
Возникают следующие вопросы:
2.1. Как учитывать указанные суммы доходов и расходов при исчислении налога на прибыль?
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законодательством или договором аренды (ст. 577, п. 2 ст. 587 Гражданского кодекса РБ; далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ГК).
В целях исчисления налога на прибыль для белорусских организаций валовой прибылью признают прибыль (убыток) от реализации работ, услуг. Она определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации работ, услуг, учитываемых при налогообложении, и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов (пп. 1, 2 ст. 126 НК).
Доходы от операций по сдаче в аренду имущества включают во внереализационные доходы.
Доходы от операций по сдаче в аренду определяются в сумме арендной платы, включающей сумму вознаграждения арендодателя и возмещаемые в соответствии с законодательством расходы арендодателя, а также в сумме расходов арендодателя, не включенных в состав арендной платы, но подлежащих возмещению в соответствии с условиями договора (подп. 3.15 п. 3 ст. 128 НК).
Иными словами, стоимость приобретенной электроэнергии, коммунальных услуг, не включенных в арендную плату и возмещаемых арендаторами, отдельно включают во внереализационные доходы у арендодателя. Сумму возмещаемых расходов включают во внереализационные доходы в том налоговом периоде, в котором в состав внереализационных доходов будет включена соответствующая сумма арендной платы.
Для расходов по аренде предусмотрен специальный порядок признания их для целей налогообложения: указанные расходы привязаны к моменту признания соответствующих им доходов. Так, расходы учитывают на дату отражения соответствующих доходов от сдачи имущества в аренду, учитываемых в порядке, определенном подп. 3.15 п. 3 ст. 128 НК (подп. 3.18 п. 3 ст. 129 НК). В число таких расходов входят также начисляемый по сдаче имущества в аренду НДС и стоимость возмещаемых расходов, предъявляемых арендатору отдельно от арендной платы. Состав расходов по сдаче имущества в аренду определяют с учетом положений ст. 130 и 131 НК.
Теперь рассмотрим налогообложение работ (услуг), выполненных арендодателем.
Выручку от реализации работ, услуг отражают на дату признания ее в бухгалтерском учете независимо от даты проведения расчетов по ним с соблюдением принципа (метода) начисления в порядке, установленном законодательством (п. 4 ст. 127 НК). То есть выручку от реализации работ (услуг) собственного производства (теплоэнергия, эксплуатация и обслуживание оборудования) определяют по принципу начисления.
Расходы, связанные с оказанием (выполнением) вышеуказанных работ (услуг), включают в состав затрат, учитываемых при налогообложении, как приходящиеся на фактически реализованные работы (услуги), рассчитанные на основе данных бухгалтерского учета, если такое распределение предусмотрено законодательством о бухгалтерском учете и отчетности (подп. 2.3 п. 2 ст. 130 НК).
2.2. Как учитывать эти доходы и расходы при исчислении НДС?
Не признаются объектами обложения НДС и в связи с этим не подлежат налогообложению обороты по возмещению арендодателю арендатором стоимости приобретенных работ (услуг), связанных с арендой, не включенной в сумму арендной платы (подп. 2.12.2 п. 2 ст. 93 НК).
Таким образом, суммы, полученные арендодателем в порядке возмещения ему арендатором стоимости приобретенных им у третьих лиц коммунальных услуг и электроэнергии, не признаются объектами обложения НДС и в связи с этим не подлежат налогообложению.
А вот выполнение арендодателем собственными силами работ (оказание услуг), связанных с эксплуатацией и обслуживанием оборудования, снабжением теплоэнергией для арендаторов, признают реализацией работ (услуг) (п. 1 ст. 31 НК).
Оплата арендатором стоимости работ (услуг), выполненных арендодателем собственными силами и связанных со сдаваемым в аренду имуществом, является выручкой. Ее облагают НДС и налогом на прибыль (подп. 1.1 п. 1 ст. 93, пп. 1, 2 ст. 126 НК).
Для целей исчисления НДС момент фактической реализации по таким работам (услугам) определяется как приходящийся на отчетный период день выполнения работ (оказания услуг) независимо от даты проведения расчетов по ним (п. 1 ст. 100 НК).
Днем выполнения работ (оказания услуг) признают дату передачи выполненных работ (оказанных услуг) в соответствии с оформленными документами (приемо-сдаточные акты и другие аналогичные документы).
Если же заказчик не подписал приемо-сдаточные акты и (или) другие аналогичные документы за отчетный месяц (квартал) до 20-го числа (включительно) месяца (квартала), следующего за отчетным, днем выполнения работ (оказания услуг) признают день составления приемо-сдаточных актов и (или) других аналогичных документов.
Григорий Шевченко, экономист
Учредитель ЧУП – физическое лицо изымает имущество: особенности налогообложения
3 (130). Физическое лицо – учредитель частного унитарного предприятия, применяющего общеустановленную систему налогообложения, изъяло из оборота склад, находящийся на балансе организации. Склад был приобретен предприятием в процессе хозяйственной деятельности.
Возникают следующие вопросы:
3.1. Возникает ли объект обложения НДС при передаче склада учредителю – физическому лицу?
Не возникает.
Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов) либо юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательными актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника (п. 2 ст. 113, п. 3 ст. 280 ГК).
Физическое лицо – собственник унитарного предприятия может не только претендовать на получение дивидендов, но и изымать имущество унитарного предприятия, в т.ч. и имущество, которое ранее передавалось им этому унитарному предприятию.
Для целей налогообложения безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав признают передачу товаров (работ, услуг), имущественных прав без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты (п. 1 ст. 31 НК).
Таким образом, изъятие имущества у частного унитарного предприятия собственником данного имущества без оплаты признают безвозмездной передачей в пределах одного собственника.
Объектом обложения НДС признают реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая обороты по реализации плательщиком этих объектов своим работникам на территории Республики Беларусь (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 93 НК).
Вместе с тем не признают реализацией товаров (работ, услуг) и соответственно объектом обложения НДС безвозмездную передачу имущества в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа (подп. 2.3 п. 2 ст. 31 НК).
Таким образом, при изъятии имущества собственником – физическим лицом у частного унитарного предприятия объект обложения для исчисления НДС не возникает.
3.2. Может ли организация учесть при налогообложении прибыли расходы, связанные с выбытием основного средства (остаточную стоимость выбывающего склада)?
Не может.
Объектом обложения налогом на прибыль признают валовую прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 35 НК, начисленные белорусскими организациями (п. 1 ст. 126 НК).
Прибыль (убыток) от реализации основных средств определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от реализации основных средств, определенной с учетом положений ст. 301 НК, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемые из выручки, и остаточной стоимостью основных средств, а также затратами по реализации основных средств (п. 2 ст. 127 НК).
Вместе с тем следует учитывать, что при налогообложении прибыли не учитывают выручку и затраты, связанные с безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав, непризнаваемой реализацией в соответствии с подп. 2.1–2.3, 2.5–2.8 п. 2 ст. 31 НК (п. 5 ст. 127 НК).
Следовательно, при изъятии имущества собственником – физическим лицом у частного унитарного предприятия расходы, связанные с выбытием основного средства, в размере его остаточной стоимости не учитывают при налогообложении прибыли.
Николай Савельев, экономист
Расходы по содержанию арендованного у работника автомобиля и налог на прибыль
4 (131). Организация для использования в предпринимательской деятельности арендует у работника легковой автомобиль. Согласно условиям договора аренды организация несет все расходы по содержанию автомобиля, в т.ч. на прохождение техосмотра и уплату государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.
Можно ли такие расходы учесть при налогообложении прибыли?
Можно.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При этом арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законодательством или договором аренды (ст. 577, п. 2 ст. 587 ГК).
Плательщиками государственной пошлины признаются физические лица и организации, которые обращаются за разрешением на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, выдаваемым республиканским унитарным сервисным предприятием "Белтехосмотр" (ст. 248 НК).
Таким образом, плательщиком государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении может быть не только собственник транспортного средства, но и лицо, осуществляющее владение и пользование транспортным средством.
Суммы государственной пошлины организации включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (п. 1 ст. 260 НК).
Напомним, что затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе их производства и реализации природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете. Данные затраты учитывают в том периоде, к которому они относятся, независимо от времени оплаты (пп. 1, 2 ст. 130 НК).
Следовательно, стоимость прохождения технического осмотра транспортного средства, участвующего в предпринимательской деятельности арендатора, также включается последним в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли.
Николай Савельев, экономист
Налогообложение дивидендов, начисленных белорусской и российской организациям
5 (132). Учредителями общества с ограниченной ответственностью (ООО) являются 2 юридических лица – резидент РБ и резидент РФ. ООО применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) без уплаты НДС с ведением книги доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Протоколом собрания учредителей от 01.04.2014 принято решение об утверждении основных показателей деятельности за 2013 г. и распределении прибыли на выплату дивидендов.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
5.1. В каком порядке облагают начисленные дивиденды белорусской организации?
Для организаций, применяющих УСН, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в отношении дивидендов и приравненных к ним доходов, признаваемых таковыми в соответствии с п. 1 ст. 35 НК. Эти организации исполняют обязанности налоговых агентов, в т.ч. удерживают налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК (подп. 3.10 п. 3, подп. 4.3 п. 4 ст. 286 НК).
Отчетным периодом налога на прибыль с дивидендов, начисленных белорусскими организациями, признают календарный месяц (п. 2 ст. 143 НК).
Сумму налога на прибыль с дивидендов исчисляют как произведение налоговой базы и налоговой ставки, удерживают и перечисляют в бюджет белорусские организации, начислившие дивиденды. Исчисление налоговой базы налога на прибыль по дивидендам, начисленным белорусскими организациями, производят по формуле, приведенной в п. 4 ст. 141 НК.
Налоговые агенты перечисляют в бюджет суммы налога на прибыль по дивидендам не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были начислены дивиденды.
Датой начисления дивидендов является дата принятия решения о распределении прибыли путем объявления и выплаты дивидендов, а по дивидендам, начисленным унитарными предприятиями, и доходам, приравненным к дивидендам, – дата отражения в бухгалтерском учете обязательств по выплате (передаче) соответственно дивидендов и доходов, приравненных к дивидендам.
Дивиденды, начисленные и выплачиваемые унитарным предприятием, применяющим УСН, собственнику (учредителю) – белорусской организации, подлежат обложению налогом на прибыль по ставке 12 % (п. 5 ст. 142 НК).
5.2. В каком порядке облагают дивиденды, начисленные российской организации?
Аналогично производят налогообложение дивидендов, причитающихся резиденту РФ. Так, объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы), признают полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 35 НК (подп. 1.4 п. 1 ст. 146 НК).
В отношении дивидендов ставка налога на доходы установлена в размере 12 % (пп. 1 ст. 149 НК).
От редакции:
При налогообложении дивидендов, выплачиваемых резиденту РФ, следует учитывать нормы Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (далее – Соглашение). Так, дивиденды, выплачиваемые предприятием одного договаривающегося государства лицу с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве, могут облагаться налогом в этом другом государстве. Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в договаривающемся государстве, в котором предприятие, выплачивающее дивиденды, является лицом с постоянным местопребыванием, и в соответствии с законодательством этого государства, но взимаемый налог не должен превышать 15 % валовой суммы дивидендов (ст. 9 Соглашения).
Исчисление, удержание и уплату в бюджет налога на доходы осуществляют белорусские юридические лица, начисляющие и (или) выплачивающие дивиденды иностранным организациям (подп. 3.1 п. 3 ст. 146, п. 3 ст. 150 НК).
В рассматриваемой ситуации с выплачиваемого дохода следует удержать налог на доходы по ставке 12 %. При этом не нужно представлять в налоговый орган подтверждение налогового резидентства российской организации.
5.3. Отражают ли начисленные дивиденды в книге доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения?
Отражают во II разделе.
Отражение начисления доходов и удержания налога на прибыль и налога на доходы с дивидендов, начисленных соответственно белорусской и иностранной организациям, следует произвести в разд. II книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей,применяющих упрощенную систему налогообложения.
От редакции:
Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, приведена в приложении к постановлениям МНС, Минфина, Минтруда и соцзащиты РБ и Белстата от 19.04.2007 № 55/60/59/38 (в редакции постановлений МНС, Минфина, Минтруда и соцзащиты РБ и Белстата от 25.02.2014 № 11/7/8/26).
Николай Савельев, экономист
Сверхнормативное незавершенное строительство и налог на недвижимость
6 (133). По состоянию на 1 января 2013 г. на балансе организации числилось сверхнормативное незавершенное строение – административное здание (нормативный срок строительства, установленный проектной документацией, истек в ноябре 2013 г., строительство осуществляется подрядным способом). В марте 2014 г. организация начала осуществлять строительство нового объекта.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
6.1. Какую ставку налога на недвижимость следует применять в отношении объекта сверхнормативного незавершенного строительства в 2014 г.?
Ставку в размере 2 %.
Здания сверхнормативного незавершенного строительства плательщиков-организаций признают объектами обложения налогом на недвижимость.
Для целей исчисления налога на недвижимость зданиями сверхнормативного незавершенного строительства признают здания, возведение (в т.ч. по строительному проекту на реконструкцию) которых разрешено в соответствии с законодательством, но не завершено в сроки строительства, установленные проектной документацией (п. 1 ст. 185 НК).
Налоговую базу налога на недвижимость организации определяют в т.ч. исходя из наличия на 1 января календарного года объектов сверхнормативного незавершенного строительства по стоимости, определяемой путем суммирования прямых и косвенных затрат по строительству объектов сверхнормативного незавершенного строительства, отраженных в бухгалтерском учете в установленном порядке (подп. 1.1 п. 1 ст. 187 НК).
Годовая ставка налога на недвижимость для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства, за исключением организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства и завершающих строительство таких объектов в сроки, определенные Советом Министров, установлена в размере 2 % от стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства (часть вторая ст. 188 НК).
Таким образом, в отношении объекта сверхнормативного незавершенного строения, числящегося на балансе организации по состоянию на 1 января 2014 г., следует применить ставку налога на недвижимость в размере 2 %.
6.2. Надо ли исчислять налог на недвижимость в отношении нового объекта строительства (срок окончания строительства – I квартал 2015 г.)?
Не надо при соблюдении определенных условий.
В отношении нового объекта строительства, начатого в марте 2014 г., налог на недвижимость в 2014 г. исчислять не следует до окончания строительства (при условии его завершения в сроки, установленные проектной документацией).
Владимир Васильев, экономист
Правила, которые надо соблюдать при наличии собственной системы сбора отходов потребления
7 (134). Организация приобретает у целлюлозно-бумажного комбината картон, из которого изготавливает коробки для реализации на территории республики. С комбинатом достигнута договоренность о поставке макулатуры в счет оплаты приобретаемого картона.
7.1. Должна ли в этом случае организация заключать договор с оператором или сбор макулатуры и поставка ее в адрес комбината подпадают под выполнение обязанности, предусмотренной Указом № 313*?
_________________________
* Указ Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313).
Производители и импортеры соответствующих товаров и тары должны обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров и тары. Такая обязанность определена подп. 1.2 п. 1 Указа № 313. Ее можно выполнить одним из способов, указанных ниже:
– организовать собственную систему сбора отходов товаров и тары из отходов потребления.
Справочно: собственная система сбора отходов потребления включает находящиеся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования сеть стационарныхи (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальные контейнеры для сбора и удаления отходов потребления, производственные линии (цехи, заводы) для их разделения по видам и самостоятельное или с привлечением иных лиц обезвреживание и (или) использование собранных отходов товаров и тары;
– заключить с государственным учреждением "Оператор вторичных материальных ресурсов" договор об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары.
При применении собственной системы сбора отходов организациям следует учитывать помимо выполнения требований законодательства по обращению с отходами 3 основных условия:
1) организация должна осуществлять сбор отходов потребления.
Отходы потребления – это отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов (ст. 1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами");
2) собираемые отходы должны быть использованы и (или) обезврежены;
3) организация должна осуществлять сбор, обезвреживание и (или) использование не менее 30 % отходов потребления от общей массы произведенной и реализованной этим производителем на территории Республики Беларусь тары на основе бумаги и картона (подп. 1.4.1 п. 1 Указа № 313).
В изложенном вопросе планируемые к сбору и поставке отходы бумаги и картона в адрес целлюлозно-бумажного комбината являются отходами потребления, которые будут использоваться комбинатом в качестве сырья, т.е. рассматриваемые условия выполняются.
Следовательно, организации не надо заключать с оператором договор об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары.
7.2. Вправе ли организация претендовать в этом случае на компенсацию расходов по сбору макулатуры?
Вправе.
Выполнение указанных в предыдущем вопросе условий позволяет организации получить компенсацию расходов, связанных со сбором отходов.
Порядок ее получения определен Инструкцией о порядке компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору (заготовке) отходов товаров и тары (за исключением полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых отходы образовались в результате производственной деятельности) при условии их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минжилкомхоза РБ от 14.08.2012 № 16.
Сергей Юрча, главный специалист ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов"
Приобретение автомобиля и уплата утилизационного сбора
8 (135). Организация планирует приобрести легковой автомобиль у другой организации, которая ввезла его в Республику Беларусь и растаможила в 2013 г.
Необходимо ли уплачивать утилизационный сбор при приобретении такого автомобиля (ранее в отношении такого автомобиля утилизационный сбор не уплачивался)?
Такой необходимости нет.
В отношении транспортных средств, виды и категории которых определены в приложении к Указу Президента РБ от 04.02.2014 № 64 "Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств" (далее – Указ), необходимо уплачивать утилизационный сбор (подп. 1.1 п. 1 Указа).
Так, утилизационный сбор в Республике Беларусь уплачивается по базовым ставкам и коэффициентам, применяемым к ним, определяемым Советом Министров, однократно за каждое транспортное средство:
– произведенное (изготовленное) на территории Республики Беларусь и отчуждаемое (за исключением отчуждаемого за пределы Республики Беларусь) либо используемое производителем (изготовителем) для собственных нужд;
– ввозимое (ввезенное) в Беларусь в качестве товара для личного пользования, выпускаемое (выпущенное) в целях обращения без ограничений по пользованию и распоряжению в соответствии с Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18.06.2010;
– ввозимое (ввезенное) и помещаемое (помещенное) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
– ввезенное с территорий государств – членов Таможенного союза и подлежащее государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством (подп. 1.2 п. 1 Указа).
Плательщиками утилизационного сбора признаются юридические и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, в т.ч. указанные лица, применяющие особые режимы налогообложения, которые согласно подп. 1.3 п. 1 Указа:
– произвели (изготовили) транспортное средство на территории Республики Беларусь и осуществили его отчуждение (за исключением отчуждения за пределы Республики Беларусь) либо используют это транспортное средство для собственных нужд;
– осуществили таможенное декларирование транспортного средства в целях выпуска в свободное обращение либо помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (декларанты);
– ввезли в Республику Беларусь с территорий государств – членов Таможенного союза транспортное средство, подлежащее государственной регистрации на территории Республики Беларусь согласно законодательству;
– приобрели в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление ввозимое (ввезенное) транспортное средство, в отношении которого утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с Указом.
Исключение составляют транспортные средства:
1) произведенные (изготовленные) на территории Республики Беларусь организациями, принявшими на себя в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров, обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств;
2) зарегистрированные на территории Республики Беларусь в установленном законодательством порядке до вступления в силу Указа, а также транспортные средства, выпущенные в свободное обращение либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до вступления в силу Указа.
Указ вступил в силу с 1 марта 2014 г. (за исключением п. 4).
Таким образом, если организация приобретает автомобиль, который был помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенной декларацией, зарегистрированной до вступления в силу Указа, при приобретении такого автомобиля утилизационный сбор не уплачивается.
Юрий Веремейко, юрист
Организация деятельности субъектов хозяйствования
Прием арендной платы за квартиру наличными денежными средствами
9 (136). Организация планирует сдавать в аренду (наем) квартиры и жилые дома.
9.1. Каков порядок приема наличных денежных средств в этом случае?
Порядок приема наличных денежных средств определен Положением № 924/16*.
_____________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Положение № 924/16).
С учетом норм Положения № 924/16 организации должны при оказании услуг принимать наличные денежные средства (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) и (или) банковские платежные карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь с применением:
– кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь;
– платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, если иное не установлено законодательными актами РБ и п. 31 Положения № 924/16.
Организации, оказывающие услуги по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и сдаче внаем квартир, вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования (подп. 31.20 п. 31 Положения № 924/16).
Как видим, в отношении жилых домов такое право не предусмотрено.
Организация, сдающая внаем квартиры, должна каждый факт приема наличных денежных средств оформлять документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (далее – ЭБД) (п. 32 Положения № 924/16).
К таким документам относят:
– квитанцию о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов.
Форма установлена постановлением Минторга РБ от 23.08.2011 № 34 (далее – квитанция);
– приходный кассовый ордер формы КО-1.
Форма установлена постановлением Минфина РБ от 29.03.2010 № 38.
Отметим, что если прием наличных денежных средств при оказании услуг по сдаче внаем квартир осуществляется непосредственно в самой квартире, сдающейся внаем, либо ином месте, где не организована касса юридического лица, то для приема наличных денежных средств применяют квитанцию, которую заполняют в момент приема наличных денежных средств.
Приходный кассовый ордер КО-1 заполняют непосредственно при поступлении в кассу организации наличных денег в белорусских рублях.
При сдаче внаем жилого дома (его частей) организация должна принимать наличные деньги с использованием кассового оборудования.
9.2. Если квартиру (жилой дом) снимут в целях размещения командированных работников, то какой документ надо представить таким командированным лицам?
Командированному работнику возмещаются расходы по найму жилого помещения по фактическим расходам на основании подлинных документов, подтверждающих такие расходы (подп. 4.2 п. 4 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.04.2000 № 35).
Поэтому организация, сдающая внаем командированным лицам:
– квартиру, – должна выдать квитанцию о приеме наличных денежных средств либо корешок приходного кассового ордера в зависимости от места приема наличных денежных средств;
– жилой дом (части дома), – платежный документ, подтверждающий оплату (чек используемого кассового оборудования).
От редакции:
Юридическим лицам запрещается использовать кассовое оборудование, не обеспечивающее наличие на платежном документе информации, предусмотренной государственными стандартами РБ. Данная норма определена п. 24 Положения № 924/16.
В настоящее время такая информация предусмотрена Государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 1364.0-2007 "Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Общие технические условия".
Так, платежные документы (чеки), выдаваемые организациями, использующими кассовое оборудование, должны содержать: наименование организации (продавца); учетный номер плательщика (УНП); заводской номер КСА (СКС), порядковый номер чека; дату и время регистрации продажи товара (выполнения работы, оказания услуги); идентификатор секции (отдела) (в случае продаж в режиме ручного ввода цены товара (работы, услуги)); наименование товара (работы, услуги) при работе с базой товаров (работ, услуг), количество (если не равно единице) и цену каждого товара (работы, услуги); сумму по каждой продаже (услуге); скидку (надбавку) по каждой продаже (услуге) и (или) по всему чеку (если не нулевая); общую сумму продаж (услуг); сумму, внесенную покупателем (потребителем); сумму сдачи (если не нулевая); наименование и (или) код валюты (в случае продаж за иностранную валюту); идентификатор кассира; вид платежного средства и др. (подп. 5.3.1 п. 5 вышеназванного стандарта, п. 15 табл. 1).
Наталья Рощина, экономист