налогообложение
Определение места реализации для исчисления НДС
1 (137). Литовская компания разработала для белорусской организации программное обеспечение и осуществляет его техническую поддержку в рамках договора по разработке этого программного обеспечения.
Следует ли белорусской организации исчислять НДС при оплате услуг по технической поддержке программного обеспечения, оказываемых литовской компанией, если они оказаны в рамках указанного договора?
Следует.
Белорусская организация должна исчислять НДС при оплате услуг по технической поддержке программного обеспечения.
Для обоснования этого вывода обратимся к нормам Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
При реализации работ, услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Беларуси через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах республики, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагают на состоящих на учете в белорусских налоговых органах организации, приобретающие данные работы, услуги (п. 1 ст. 92 НК).
Местом реализации работ, услуг, имущественных прав признают территорию Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь (подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК).
Положения указанного подпункта применяются в отношении оказания услуг (выполнения работ) по разработке программ для электронно-вычислительных машин и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, по сопровождению таких программ и баз данных.
Если реализация работ, услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ, услуг, местом такой вспомогательной реализации признают место реализации основных работ, услуг (п. 2 ст. 33 НК).
Так как услуги по технической поддержке программного обеспечения оказывает литовская компания в отношении программного обеспечения, разработанного ею ранее, то они являются вспомогательными услугами по отношению к услугам по разработке программного обеспечения. Следовательно, место их реализации определяетсяпо месту нахождения покупателя услуг, т.е. местом их реализации является территория Республики Беларусь.
Соответственно белорусской организации следует исчислить НДС при оплате услуг по технической поддержке программного обеспечения.
Д-т 25, 26 и др. – К-т 60
– на стоимость услуг по технической поддержке программного обеспечения;
Д-т 18 – К-т 68
– исчислен НДС от стоимости услуг*.
________________________
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
Резиденты Таможенного союза должны определять место реализации с учетом норм Протокола по услугам
2 (138). Российская организация оказывает белорусской организации услуги по продвижению белорусской продукции в розничных сетях Российской Федерации.
Следует ли белорусскому заказчику производить исчисление и уплату НДС при приобретении этих услуг, если они оказаны только на территории Российской Федерации?
Следует.
Участниками сделки в данном случае являются представители государств – членов Таможенного союза (ТС). Поэтому для правильного ответа нам необходимо воспользоваться нормами НК и Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее – Протокол по услугам).
Если иностранная организация, не осуществляющая деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящая в связи с этим на учете в белорусских налоговых органах, реализовала на территории Беларуси услуги, то исчислить и перечислить в бюджет НДС должна организация, которая приобрела эти услуги и состоит на учете в белорусских налоговых органах (п. 1 ст. 92 НК).
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве – члене ТС, территория которого признается местом реализации работ, услуг (ст. 2 Протокола по услугам).
Справочно: данная норма не распространяется на работы по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию одного государства – члена ТС с территории другого государства – члена ТС с последующим вывозом продуктов переработки на территорию другого государства (п. 1 ст. 4 Протокола по услугам).
При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства – члена ТС, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом по услугам.
Местом реализации работ, услуг признают территорию государства – члена ТС, если налогоплательщик этого государства приобретает консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы (подп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола по услугам).
Услуги по продвижению продукции белорусской организации в розничных сетях РФ, оказываемые российской организацией, следует относить в целях исчисления НДС к рекламным услугам, поскольку это услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме (ст. 1 Протокола по услугам).
Таким образом, местом реализации услуг по продвижению продукции белорусской организации в розничных сетях иностранного государства, оказываемых российской организацией, признается территория Республики Беларусь. Соответственно такие услуги подлежат обложению НДС в Беларуси.
Андрей Недоступ, аудитор
отчисления в ФСЗН
Зарплата в день субботника и взносы в ФСЗН
3 (139). Является ли объектом для начисления страховых взносов в ФСЗН заработная плата, начисленная за работу на рабочем месте в день проведения республиканского субботника 12 апреля 2014 г.?
Является.
Объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в ФСЗН, но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-ХIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями)).
С 1 января 2014 г. Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115, действует в редакции постановления Совета Министров РБ от 14.12.2013 № 1083 (далее – Перечень).
Заработная плата, начисленная за работу в день проведения республиканского субботника, Перечнем не предусмотрена и, следовательно, является выплатой, на которую в соответствии с законодательством в 2014 г. начисляются обязательные страховые взносы в ФСЗН.
Материальная помощь к отпуску и частичная оплата путевки
4 (140). В 2014 г. работнику к отпуску выплачена материальная помощь на оздоровление.
Следует ли данную материальную помощь учитывать при определении размера среднемесячного денежного дохода для исчисления размера частичной платы за путевку в санаторий?
Не следует.
Материальная помощь, выплачиваемая работникам к отпуску на оздоровление, в состав их заработной платы не включается и, следовательно, не должна включаться в состав денежного дохода для определения частичной платы за путевку на оздоровление и санаторно-курортное лечение, приобретенную за счет средств государственного социального страхования и средств республиканского бюджета. Обоснуем такой вывод.
Размер платы за путевку определяет комиссия предприятия на основании справки о размере среднемесячного денежного дохода (заработной платы, денежного довольствия, пенсии, стипендии) получателя путевки за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу выдачи путевки, и данных Белстата о размере начисленной среднемесячной заработной платы работников Республики Беларусь за позапрошлый месяц относительно месяца выдачи путевки (п. 15 Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление, утвержденного Указом Президента РБ от 28.08.2006 № 542; далее – Положение).
Заработная плата – это вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время.
Для этих целей в состав названного денежного дохода включают заработную плату, денежное довольствие, пенсию, стипендию, доход лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы в ФСЗН.
Заработная плата – совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время (ст. 57 Трудового кодекса РБ).
В составе заработной платы структурно выделяют основную (тарифную) и дополнительную часть, включающую доплаты, надбавки и премии.
К дополнительной части заработной платы относят:
1) доплаты за совмещение профессий (должностей); расширение зоны обслуживания; выполнение обязанностей временно отсутствующего работника; руководство бригадой; работу с тяжелыми (вредными) или особо тяжелыми (особо вредными) условиями труда; работу в ночное время; работу в зонах радиоактивного загрязнения; заведование; сезонное увеличение работы и др.;
2) надбавки: за профессиональное мастерство; классность; высокие достижения в труде; сложность и напряженность работы; ученые степени и звания; владение иностранными языками и применение их в практической работе; продолжительность непрерывной работы (стаж работы); высокий уровень квалификации; выслугу лет;
3) премии: текущее премирование по результатам производственно-хозяйственной деятельности; вознаграждение по итогам работы за год; специальные виды премий.
Законодательство о труде, коллективный договор (соглашение), локальный нормативный правовой акт нанимателя и (или) трудовые договоры (контракты) с работниками могут предусматривать и другие доплаты, надбавки и премии с учетом отраслевых и технологических подробностей.
В денежный доход получателя путевки должны включаться выплаты, произведенные работнику по основному месту работы (по совместительству), исходя из установленной в организации системы оплаты труда, а также выплаты, перечисленные в Положении.
Материальную помощь, выплачиваемую работникам к отпуску на оздоровление, в состав их заработной платы не включают.
Владимир Грихутик, первый заместитель управляющего ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ
Прием оплаты медицинских услуг
5 (141). Организация планирует оказывать населению платные медицинские услуги. Для приема наличных денежных средств она будет использовать кассовый суммирующий аппарат.
Надо ли организации устанавливать платежный терминал для регистрации операций, производимых с использованием банковских платежных карточек? Будет ли к организации применена административная ответственность за его отсутствие?
Надо в определенных случаях.
Вопросы использования платежных терминалов и осуществления расчетов банковскими платежными карточками помимо прочего регулирует Положение № 924/16*.
_______________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16).
Объекты, на которых надо устанавливать платежные терминалы для регистрации операций, производимых с использованием банковских платежных карточек, перечислены в приложении 1 к Положению № 924/16.
Обязанность установки в этих объектах терминалов возникает в следующих случаях:
1) при получении выручки по каждому торговому или иному объекту от оказания услуг за предыдущий календарный год в размере более 7 500 базовых величин (БВ), по объекту системы потребительской кооперации – более 15 000 БВ, объекту бытового обслуживания населения – более 3 750 БВ.
В этом случае количество устанавливаемых платежных терминалов должно составлять в процентном отношении к количеству используемых единиц кассового оборудования указанных объектов в течение первого календарного года не менее 50 %, в течение второго календарного года – 100 % (п. 9 Положения № 924/16);
2) при создании таких объектов в районных центрах, городах областного подчинения, областных центрах и г. Минске.
В этом случае количество устанавливаемых платежных терминалов должно составлять в процентном отношении к количеству единиц кассового оборудования указанных объектов 100 % (п. 10 Положения № 924/16).
Кассы (кассовые кабины) организаций, оказывающих платные медицинские услуги, включены в приложение 1 к Положению № 924/16 (п. 13). Следовательно, они при наличии критериев, предусмотренных пп. 9 и 10 Положения № 924/16, должны быть оснащены платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских платежных карточек, обеспечивающих возможность осуществления расчетов.
Неисполнение данной обязанности влечет административную ответственность, применяемую к организации, в виде штрафа от 10 до 200 БВ (часть первая ст. 12.20 Кодекса РБ об административных правонарушениях).
Наталья Рощина, экономист
Внешнеэкономическая деятельность
Перечисление российских рублей в уставный фонд нерезидента
6 (142). Белорусская организация выступает одним из учредителей организации, зарегистрированной на территории Российской Федерации. Вклад в уставный фонд созданной организации будет внесен в российских рублях.
Нужно ли разрешение Нацбанка на перечисление российских рублей в качестве вклада в уставный фонд нерезидента?
Нужно.
Валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, подразделяют на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются проводимые между резидентами и нерезидентами валютные операции, неотносимые к текущим (ст. 4, 7 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле"; далее – Закон № 226-З).
Валютные операции, связанные с движением капитала, на которые не требуется получения разрешения Нацбанка, перечислены в ст. 10 Закона № 226-З. В этом перечне не содержится операция по внесению вклада в уставный фонд иностранной организации.
Более однозначный ответ дан в подп. 18.1 п. 18 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Правила № 72). В нем сказано, что субъекты валютных операций – резиденты (кроме банков) осуществляют на основании разрешений Нацбанка на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, валютные операции, предусматривающие приобретение доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента.
Таким образом, организации для перечисления денежных средств в российских рублях в качестве вклада в уставный фонд организации-нерезидента необходимо получить разрешение Нацбанка.
Д-т 06 – К-т 52
– перечислен вклад в уставный фонд организации в российских рублях.
Cергей Козырев, канд. экон. наук, аудитор, DipIFR
Просрочка возврата займа
7 (143). Резидент РБ получил заем от нерезидента. По условиям договора займа заем должен возвращаться поэтапно равными суммами в течение 6 месяцев. Заемщик допустил просрочку возврата одной из частей займа. Нерезидент известил его о том, что будет обращаться в суд с иском о досрочном взыскании всей суммы займа.
Правомерны ли требования нерезидента?
Правомерны.
Если договором займа предусмотрено возвращение займа по частям (в рассрочку), то при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, займодавец вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами (ст. 764 Гражданского кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ГК).
Изменение валюты обязательств при займах
8 (144). Резидент РБ получил заем от нерезидента в белорусских рублях. Однако стороны достигли соглашения о возврате займа в иностранной валюте.
Можно ли изменить валюту обязательств с белорусских рублей на доллары США либо российские рубли?
Нельзя.
Заемная операция не относится к экспорту либо импорту. Перечень случаев, когда допускается изменение валюты, если операция не относится к экспорту либо импорту, определен п. 8 Правил № 72.
При совершении таких валютных операций между резидентом (кроме банка по банковской операции) и нерезидентом:
– допускается изменение валюты обязательств:
при изменении денежных обязательств резидента, выраженных в иностранной валюте, на денежные обязательства, выраженные в белорусских рублях;
при изменении денежных обязательств нерезидента, выраженных в белорусских рублях, на денежные обязательства, выраженные в иностранной валюте;
– не допускается изменение валюты обязательств:
денежных обязательств резидента, выраженных в белорусских рублях, на денежные обязательства, выраженные в иностранной валюте;
денежных обязательств нерезидента, выраженных в иностранной валюте, на денежные обязательства, выраженные в белорусских рублях.
Как видим, белорусская организация – заемщик не вправе изменить валюту обязательств с белорусских рублей на иностранную валюту.
Изменение курса не влияет на размер суммы, полученной в заем
9 (145). Резидент РБ получил заем от резидента РФ в российских рублях. Вследствие значительного изменения курса российского рубля по отношению к доллару займодавец требует вернуть не предо-ставленную сумму займа, а эквивалентную ей в долларах США сумму в российских рублях.
Правомерно ли данное требование?
Не правомерно.
По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или иные вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (ст. 760 ГК).
В данном случае речь идет о возврате той же суммы той же валюты, которая была получена в заем. Рыночная стоимость такой валюты на момент получения займа и момент его возврата правового значения не имеет.
Таким образом, требование займодавца неправомерно.
Роман Томкович, юрист
вопросы права
Отличие перевода долга от возложения обязанностей
10 (146). Юридическое лицо предоставило заем другому субъекту хозяйствования. В установленные договором сроки заемщик не может вернуть заем и предлагает либо заключить договор перевода долга на своего партнера, либо возложить исполнение обязанности по возврату займа на третье лицо.
В чем отличия перевода долга от возложения обязанности на третье лицо и какие последствия это влечет для займодавца?
При переводе долга происходит замена стороны в обязательстве. В связи с этим перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора (ст. 362 ГК).
Таким образом, по общему правилу вслучае перевода долга организация-займодавец не сможет предъявить свои требования к первоначальному должнику (заемщику), поскольку он выбывает из обязательства. Исключением является тот случай, когда первоначальный должник выступает поручителем нового должника (для этого необходимо либо заключить договор поручительства в виде отдельного документа, либо в договоре перевода долга четко указать, что заемщик, являющийся первоначальным должником в обязательстве, выступает поручителем нового должника и в случае неисполнения последним принятых на себя обязательств обязуется отвечать солидарно с ним).
Если же речь идет о возложении исполнения обязательства по договору займа на третье лицо, то должник в обязательстве остается тем же, но исполнение (непосредственно платеж) возможно третьим лицом.
Однако в таком случае кредитору (займодавцу) целесообразно истребовать от заемщика документ, четко свидетельствующий о том, что на определенное лицо в соответствии со ст. 294 ГК возложено исполнение обязательства. Данная мера предосторожности необходима в связи с тем, что в последующем нельзя исключать заявления третьего лица о том, что он совершил платеж ошибочно.
Роман Томкович, юрист
Дополнительная проверка, которая оказалась незаконной
11 (145). В организации, осуществляющей внешнеторговую деятельность, в начале 2014 г. проведена плановая проверка. По результатам проверки она устранила выявленные незначительные нарушения законодательства и уплатила штрафы.
Однако через полтора месяца после подписания должностными лицами организации акта проверки контролирующий орган вновь пришел на проверку. В этот раз – на внеплановую дополнительную. В предписании на проверку в качестве обоснования сделана ссылка на абз. 14 подп. 9.2 п. 9* Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее по тексту рубрики "Вопрос –ответ" – Указ № 510).
_________________________
* Проведение контрольных мероприятий.
Причем в ходе этой дополнительной проверки проверяющие повторно стали проверять вопросы и период, которые уже были проверены и отражены в акте предыдущей проверки, а также затребовали ряд дополнительных документов и объяснений работников организации по указанным вопросам.
Рассмотрим вопросы, возникшие в данной ситуации.
11.1. Правомерна ли такая дополнительная проверка?
Не правомерна.
Назначение дополнительной проверки при изложенных в вопросе обстоятельствах незаконно.
Это следует из норм, указанных в абз. 13 п. 5 и абз. 3 подп. 9.2 п. 9 Указа № 510, которыми предусмотрены только 4 случая назначения дополнительной проверки. Это:
1) необходимость подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки;
2) необходимость подтверждения обоснованности доводов, изложенных в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений;
3) необходимость изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам);
4) несоблюдение проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверки, проведенной по поручению органа уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителя органа уголовного преследования или суда по находящимся в их производстве делам (материалам).
По первым 2 случаям основания для проведения дополнительной проверки отсутствуют, поскольку у проверенной организации отсутствуют возражения по акту проверки (жалоба на вынесенные по итогам проверки решение контролирующего (надзорного) органа, требование (предписание) об устранении нарушений).
Отсутствуют основания и по иным случаям, так как основная проверка была плановой и не проводилась по поручению органа уголовного преследования по возбужденному уголовному делу или по поручению руководителя органа уголовного преследования или суда по находящимся в их производстве делам (материалам).
Таким образом, назначение дополнительной проверки в приведенном случае незаконно.
11.2. Как добиться признания такой дополнительной проверки незаконной?
Подать заявление в 10-дневный срок в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган.
Нарушение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа установленного порядка назначения проверки (в т.ч. ее необоснованное назначение) является основанием для признания проверки незаконной.
Решение о признании проверки незаконной принимает вышестоящий контролирующий (надзорный) орган (а если такой орган отсутствует – руководитель контролирующего (надзорного) органа, проводившего проверку).
Для этого проверяемой организации необходимо подать в течение 10 дней со дня начала проверки заявление (жалобу) о признании проверки незаконной.
Важно! Пропуск срока подачи заявления (жалобы) является основанием для отказа в его рассмотрении.
Заявление (жалоба) рассматривается в срок не позднее 10 дней со дня его получения. Копия принятого по результатам рассмотрения решения должна быть направлена в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения:
– проверяемой организации;
– в органы КГК или прокуратуру – при признании проверки незаконной.
Признание проверки незаконной влечет недействительность ее результатов, а если проверка не завершена – также ее прекращение (за исключением случаев установления в ходе проверки фактов, указывающих на признаки преступления).
Если же вышестоящий орган (руководитель контролирующего (надзорного) органа) отказал в признании проверки незаконной, то вынесенное им решение в 10-дневный срок со дня его получения может быть обжаловано проверяемой организацией в хозяйственном суде. Подача заявления (жалобы) о признании проверки незаконной в суд не приостанавливает проведение проверки (п. 22 Указа № 510).
Наталья Рощина, экономист