НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (40). Организация строит здание. В ноябре 2012 г. у нее закончился нормативный срок строительства, установленный проектной документацией.
В настоящее время в организации идет налоговая проверка. Проверяющие указали, что с 1 января 2013 г. она должна уплачивать налог на недвижимость за сверхнормативное незавершенное строительство. При этом такой налог необходимо пересчитывать ежеквартально по мере увеличения стоимости строительства.
Права ли налоговая инспекция?
Не права, так как увеличение стоимости строительства, произошедшее в 2013 г., надо учесть в 2014 г.
Одним из объектов обложения налогом на недвижимость признают капитальные строения (здания, сооружения) сверхнормативного незавершенного строительства, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций (п. 1 ст. 185 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)).
Для целей гл. 17 "Налог на недвижимость" НК капитальными строениями (зданиями, сооружениями) сверхнормативного незавершенного строительства признают капитальные строения (здания, сооружения), по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией, за исключением капитальных строений (зданий, сооружений), находящихся на реконструкции, модернизации.
Обращаем внимание на то, что налоговую базу налога на недвижимость организации должны определять исходя из наличия на 1 января календарного года стоимости капитальных строений (зданий, сооружений) сверхнормативного незавершенного строительства (подп. 1.1 п. 1 ст. 187 НК).
Налоговым периодом по налогу на недвижимость признают календарный год. Годовую сумму налога на недвижимость следует исчислять как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
Исчисление налога на недвижимость по капитальным строениям (зданиям, сооружениям) сверхнормативного незавершенного строительства организации начинают с 1 января отчетного года по истечении нормативного срока строительства, установленного проектной документацией (п. 5 ст. 189 НК).
Так как нормативный срок строительства здания истек в ноябре 2012 г., то с 1 января 2013 г. организация должна уплачивать по этому недостроенному зданию налог на недвижимость.
Налоговые декларации (расчеты) по налогу на недвижимость организации представляют 1 раз в год не позднее 20 марта отчетного года в налоговые инспекции по месту постановки на учет (п. 10 ст. 189 НК).
В пп. 6 и 7 ст. 189 НК перечислены случаи, когда организации должны представлять уточненные налоговые декларации в течение года.
В частности, по капитальным строениям (зданиям, сооружениям) сверхнормативного незавершенного строительства, выбывающим у организаций в течение налогового периода, исчисление и уплату налога на недвижимость прекращают с квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое выбытие (п. 7 ст. 189 НК).
При появлении у организаций в течение года капитальных строений (зданий, сооружений) сверхнормативного незавершенного строительства годовая сумма налога на недвижимость увеличивается на суммы налога на недвижимость, исчисленные исходя из:
– стоимости капитальных строений (зданий, сооружений) сверхнормативного незавершенного строительства на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое возникновение;
– ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.
Организации, на которые распространяются положения пп. 6 и 7 ст. 189 НК, соответствующие изменения и дополнения вносят в налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость не позднее 20-го числа третьего месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имели место возникновение либо утрата права на освобождение от налога на недвижимость, выбытие либо приобретение (возникновение) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, в т.ч. капитальных строений (зданий, сооружений) сверхнормативного незавершенного строительства, машино-мест, приобретение либо утрата статуса плательщика налога на недвижимость.
Как видим, в НК не установлена обязанность плательщиков ежеквартально пересчитывать налог на недвижимость и представлять уточненные налоговые декларации в связи с увеличением стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства в течение года.
Таким образом, организация должна в 2013 г. исчислить налог на недвижимость за сверхнормативное незавершенное строительство 1 раз и не пересчитывать его в течение года (если строительство не закончится в 2013 г.). Увеличение стоимости строительства, произошедшее в течение 2013 г., будет учтено при исчислении налога на недвижимость по недостроенному зданию за 2014 г.
2 (41). У организации имеется объект сверхнормативного незавершенного строительства, который вначале строился за счет средств бюджета, а теперь достраивается за счет собственных средств организации.
Как следует уплачивать в 2012–2013 гг. налог на недвижимость?
Платить налог не надо.
Организация как юридическое лицо признается плательщиком налога на недвижимость (ст. 183 НК).
Объекты обложения налогом на недвижимость – капитальные строения (здания, сооружения), их части, в т.ч. сверхнормативного незавершенного строительства, а также машино-места, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций (п. 1 ст. 185 НК).
С 1 января 2013 г. в п. 1 ст. 185 НК уточнено, что капитальными строениями (зданиями, сооружениями) сверхнормативного незавершенного строительства признают капитальные строения (здания, сооружения), по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией, за исключением капитальных строений (зданий, сооружений), находящихся на реконструкции, модернизации.
В то же время следует учитывать, что в подп. 2.2 п. 2 ст. 185 НК перечислены капитальные строения, которые не признаются объектом обложения налогом на недвижимость. В частности, к ним отнесены строения (здания, сооружения) сверхнормативного незавершенного строительства по объектам строительства, финансируемым из бюджета.
В НК не разъяснено, распространяется ли названная норма на объекты сверхнормативного незавершенного строительства, финансируемые из бюджета полностью или частично.
Однако следует учитывать, что на практике налоговые инспекции считают, что если объект сверхнормативного незавершенного строительства частично финансируется из бюджета, то он не облагается налогом на недвижимость независимо от доли бюджетных средств в общей стоимости объекта.
Поэтому в данном случае объект сверхнормативного незавершенного строительства, частично финансируемый из бюджета, не является объектом обложения налогом на недвижимость в 2012–2013 гг.
3 (42). Надо ли в ситуации, изложенной в предыдущем вопросе, уплачивать в 2012–2013 гг. земельный налог?
Надо, в двойном размере.
Организации, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве постоянного или временного пользования, частной собственности, признаются плательщиками земельного налога (п. 1 ст. 192 НК).
Такие земельные участки, в т.ч. предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, являются объектом обложения земельным налогом (ст. 193 НК). В ст. 193 НК также перечислены виды земельных участков, которыене признаются объектом налогообложения. В этом перечне отсутствуют земельные участки, занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, частично финансируемыми из бюджета. Поэтому указанные земельные участки облагаются земельным налогом в общем порядке.
При этом обращаем внимание, что:
– с 1 января 2012 г. в соответствии с дополнениями, внесенными в гл. 18 "Земельный налог" НК, на земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, применяются ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 2 (п. 5 ст. 196 НК).
Исчисление и уплату земельного налога за такие земельные участки (части земельного участка) по ставкам, увеличенным на коэффициент 2, нужно было производить с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек нормативный срок строительства, установленный проектной документацией (часть шестая п. 6 ст. 202 НК);
– с 1 января 2013 г. п. 5 ст. 196 и часть шестая п. 6 ст. 202 НК действуют в новой редакции, а именно:
п. 5 ст. 196 НК дополнен частью второй: для целей гл. 18 НК земельными участками (частями земельного участка), занятыми объектами сверхнормативного незавершенного строительства, признаются земельные участки (части земельного участка), занятые возводимыми объектами строительства, по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией;
часть шестая п. 6 ст. 202 НК дополнена следующей нормой: земельный налог в двойном размере уплачивается до месяца (включительно), в котором утвержден акт приемки объекта в эксплуатацию. На практике налоговые инспекции аналогичные подходы применяли и в 2012 г.
Таким образом, в 2012–2013 гг. земельный участок, занятый объектом сверхнормативного незавершенного строительства, частично финансируемым из бюджета, облагается земельным налогом, причем в двойном размере.
В таких случаях рекомендуем организациям исчислить и уплатить налог самостоятельно и как можно быстрее. Это позволит избежать штрафных санкций за его несвоевременную уплату.
Напомним, что для налоговой инспекции одним из снований для исчисления земельного налога являются сведения о земельных участках (частях земельного участка), на которых расположены объекты сверхнормативного незавершенного строительства: площадь, функциональное использование, целевое назначение, кадастровая стоимость земельных участков (частей земельного участка) на 1 января налогового периода, а также период пользования этими земельными участками (частями земельного участка) (п. 3 ст. 202 НК).
Такие сведения представляются землеустроительными службами местных исполнительных комитетов налоговым инспекциям по месту нахождения этих земельных участков (частей земельного участка) в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения таких объектов либо по запросу налоговых инспекций.
Наталья Рощина, экономист
4 (43). У арендатора отсутствуют денежные средства. В счет погашения своей задолженности по арендной плате он в качестве отступного передает арендодателю инструмент.
Следует ли производить арендатору исчисление НДС при передаче инструмента в такой ситуации?
Следует.
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по передаче товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав по соглашению о предоставлении взамен исполнения обязательства отступного (подп. 1.1.4 п. 1 ст. 93 НК).
Исходя из этого арендатору следует произвести исчисление НДС при передаче арендодателю инструмента в качестве отступногов счет погашения своей задолженности по арендной плате.
Андрей Недоступ, аудитор
5 (44). По условиям рекламной игры организация разыгрывает дорогостоящие призы (холодильник, телевизор) и выдает их физическим лицам после записи их паспортных данных, ФИО, адреса места жительства.
Следует ли организации исчислять и уплачивать в бюджет подоходный налог с физических лиц с суммы выданных призов?
Да, если по условиям игры требуются сведения о получателях призов.
Для физического лица безвозмездно получаемый от организации приз представляет собой доход в натуральной форме, который является объектом обложения подоходным налогом. В данном случае налоговая база для целей исчисления подоходного налога определяется в соответствии с п. 1 ст. 157 НК.
Организация, проводившая во время рекламной игры розыгрыш призов, как налоговый агент должна удержать и перечислить в бюджет подоходный налог со стоимости безвозмездно передаваемых призов по ставке 12 %. Его перечисление необходимо произвести не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленных сумм подоходного налога с физических лиц (пп. 8, 9 ст. 175 НК).
В случае, когда плательщик отказывается внести причитающуюся сумму налога, налоговый агент обязан в месячный срок со дня выявления указанных фактов направить в налоговый орган по месту жительства плательщика сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу (п. 5 ст. 181 НК).
Николай Савельев, экономист
РАСЧЕТЫ
6 (45). Между двумя белорусскими организациями заключен договор на оказание услуг. Впоследствии заказчик с согласия исполнителя перевел свой долг по оплате за услуги на физическое лицо.
Вправе ли физическое лицо внести на банковский счет организации-исполнителя наличные денежные средства в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 310 базовым величинам?
Вправе.
В результате перевода долга произошла перемена лиц в обязательстве. Сторонами договора теперь являются организация – резидент РБ и физическое лицо. Соответственно и расчеты осуществляются уже не между юридическими лицами, а между юридическим и физическим лицом.
Расчеты между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами и физическими лицами, вытекающие из трудовых, гражданско-правовых отношений, можно проводить наличными деньгами или в безналичном порядке, установленном законодательством (п. 5 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2011 № 107 (далее – Инструкция № 107)).
Инструкцией № 107 установлен предельно допустимый размер расчетов наличными денежными средствами. Однако эти ограничения касаются расчетов между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями.
Справочно: юридическое лицо, его обособленное подразделение, индивидуальный предприниматель (независимо от наличия у него текущего (расчетного) банковского счета) осуществляют расчеты наличными деньгами с другими юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь, в т.ч. путем внесения наличных денег непосредственно в кассы банков с последующим зачислением их на текущие (расчетные) банковские счета получателей, в общей сумме не более 300 базовых величин на протяжении 1 дня, за исключением случаев, указанных в Инструкции № 107 (п. 67 Инструкции № 107).
Таким образом, ограничения, установленные Инструкцией № 107, не распространяются на приведенный в вопросе случай. Физическое лицо вправе внести на счет в банке сумму, эквивалентную 310 базовым величинам. Банк должен принять наличные денежные средства и зачислить их на счет юридического лица.
Денис Сафаревич, юрист
ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
7 (46). Организация – резидент РБ продала физическому лицу – резиденту РФ квартиру, находящуюся в Республике Беларусь. По договору купли-продажи покупатель должен был заплатить доллары США, однако продавцу на счет в банке из-за пределов Республики Беларусь поступили российские рубли.
Правомерны ли данные расчеты?
Правомерны.
Субъектам валютных операций – резидентам РБ разрешено получать иностранную валюту безналичным переводом из-за пределов Республики Беларусь по сделкам, заключенным с физическими лицами – нерезидентами и предусматривающим передачу физическим лицам – нерезидентам товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг, отчуждение недвижимого имущества (письмо Нацбанка РБ от 28.12.2011 № 31-13/803).
Справочно: данное письмо Нацбанка подготовлено в соответствии с подп. 31.21 п. 31 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Правила № 72).
В Соглашении между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Беларусь об организации расчетов между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь от 20.02.1997 (далее – Соглашение) установлена валюта расчетов:
– для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – российский рубль, белорусский рубль, свободно конвертируемая валюта;
– для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, – белорусский рубль и любая иностранная валюта.
Справочно: все расчеты и платежи между Российской Федерацией и Республикой Беларусь осуществляются в национальных валютах Российской Федерации и Республики Беларусь, а также в свободно конвертируемых валютах в соответствии с законодательством, действующим на территории каждого государства (ст. 1 Соглашения).
Физические лица – резиденты РФ и физические лица – резиденты РБ вправе осуществлять международные денежные переводы как с открытием текущего валютного счета в уполномоченном банке, так и без открытия текущего валютного счета в любой иностранной валюте по выбору физического лица с учетом ограничений по сумме, установленных законодательством государства, с территории которого осуществляются данные переводы, и при условии соблюдения требований законодательства этого государства (ст. 11 Соглашения).
Обращаем внимание на то, что законодательство допускает изменение денежных обязательств, выраженных в одной иностранной валюте, на денежные обязательства, выраженные в другой иностранной валюте (п. 131 Правил № 72).
Таким образом, данные расчеты правомерны и банк должен зачислить на счет резиденту российские рубли. Уведомлять Комитет госконтроля о валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства, банку не требуется.
8 (47). Белорусская экспедиторская организация обратилась в банк РБ для совершения платежа белорусской организации – перевозчику в размере 60 евро за оформление перевозочного документа, необходимого для выполнения перевозки груза из Венгрии в Россию.
Правомерны ли данные расчеты между резидентами РБ?
Правомерны.
При проведении валютных операций использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте между субъектами валютных операций – резидентами разрешается в следующих случаях: при расчетах с транспортными и (или) экспедиторскими организациями за перевозку и (или) экспедирование грузов за пределы и из-за пределов Республики Беларусь, за пределами Республики Беларусь, при транзите через территорию Республики Беларусь (подп. 25.1 п. 25 Правил № 72).
Оформление перевозочных документов (как и оформление грузосопроводительных и иных документов, необходимых для выполнения перевозки груза) относят к транспортно-экспедиционным услугам (ст. 8 Закона РБ от 13.06.2006 № 124-З "О транспортно-экспедиционной деятельности").
Таким образом, данная валютная операция правомерна, и банк должен осуществить платеж.
Справочно: случаи отказа банка в проведении валютной операции установлены в п. 28 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46 (далее – Инструкция № 46). Так, банк отказывает клиенту в случаях:
– несоответствия валюты расчета валютному законодательству (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств);
– непредставления клиентом в банк документов, необходимых банку для осуществления функций агента валютного контроля, либо несоответствия представленных документов (платежных инструкций) требованиям пп. 25 и 27 Инструкции № 46 (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств в безналичном порядке);
– получения от клиента поручения на перечисление денежных средств со счета, если исполнение поручения не соответствует режиму функционирования счета клиента;
– непредставления клиентом в банк платежного поручения об уплате оффшорного сбора при осуществлении валютной операции, требующей уплаты оффшорного сбора;
– снятия наличной иностранной валюты со счетов субъектов валютных операций в банке, если возможность использования наличной иностранной валюты не предусмотрена валютным законодательством;
– снятия наличных белорусских рублей со счетов субъектов валютных операций – нерезидентов в банке, если возможность использования наличных белорусских рублей не предусмотрена валютным законодательством;
– неправомерного изменения валюты обязательств (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств);
– отсутствия регистрации сделки, если необходимость регистрации сделки предусмотрена законодательством (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств).
Денис Сафаревич, юрист
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
9 (48). Организация оказывает парикмахерские услуги с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более 3 человек в одну смену.
Может ли организация производить прием наличных денежных средств без применения кассового оборудования и платежных терминалов, а с оформлением приходных кассовых ордеров по окончании рабочего дня (смены) на общую сумму выручки за рабочий день (смену)?
Может.
Организации вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов при оказании бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более 3 человек в одну смену. Данная норма определена подп. 31.16 п. 31 Положения № 924/16*.
_____________________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Положение № 924/16).
В таких случаях они должны каждый факт приема наличных денежных средств (в т.ч. авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) оформлять документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (п. 32 Положения № 924/16).
В настоящее время законодательством для этих целей предусмотрено 2 документа:
1) квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – квитанция).
Ее форма утверждена постановлением Минторга РБ от 23.08.2011 № 34;
2) приходный кассовый ордер КО-1.
Типовая форма КО-1 как первичного учетного документа по оформлению кассовых операций и порядок заполнения утверждены постановлением Минфина РБ от 29.03.2010 № 38.
Применение указанных документов зависит от способа приема наличных денежных средств.
Как правило, приходный кассовый ордер КО-1 заполняют при непосредственном поступлении наличных денежных средств в кассу организации, в иных случаях следует применять квитанцию (в т.ч. и при оказании услуг вне постоянного места осуществления деятельности организации).
10 (49). На основании заключенного договора от одного субъекта к другому перешла в пользование (владение) автомобильная стоянка.
Должен ли новый владелец автостоянки оснастить ее платежным терминалом для регистрации операций, производимых с использованием банковских платежных карточек?
Должен.
Положением № 924/16 определены 2 критерия, с учетом которых организации должны устанавливать платежные терминалы:
1) наличие определенной суммы выручки по объектам, указанным в приложении 1 к Положению № 924/16 (п. 9 Положения № 924/16).
Такая обязанность возникает при получении выручки по каждому торговому или иному объекту от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг за предыдущий календарный год в размере более 15 000 базовых величин, по объекту системы потребительской кооперации – более 30 000 базовых величин, объекту бытового обслуживания населения – более 7 500 базовых величин;
2) создание объектов, указанных в приложении 1 к Положению № 924/16, которые расположены в районных центрах, городах областного подчинения, областных центрах и г. Минске и в которых установление платежных терминалов является обязательным. При этом количество устанавливаемых платежных терминалов должно составлять в процентном отношении к количеству единиц кассового оборудования указанных объектов 100 % (п. 10 Положения № 924/16).
Как видим, во втором случае обязанность по установке платежных терминалов возникает при создании новых объектов. При этом суммарное значение выручки значения не имеет.
Отметим, что автомобильные стоянки включены в п. 4 указанного приложения 1 к Положению № 924/16.
Под автомобильной стоянкой следует понимать место стоянки транспортных средств, представляющее собой специально оборудованное одно- или многоуровневое инженерное сооружение (паркинг), предназначенное для хранения транспортных средств и организованное согласно требованиям соответствующих правил (подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 03.10.2006 № 589 "Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок").
Владельцем автомобильной стоянки или автомобильной парковки является юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее деятельность по оказанию услуг в области хранения транспортных средств, являющееся собственником или на иных законных основаниях осуществляющее владение, пользование и распоряжение имуществом автомобильной стоянки или автомобильной парковки (подп. 2.1 п. 2 Правил организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 05.01.2007 № 9).
Из приведенной нормы названных Правил следует, что при переходе права владения, пользования объектом (в рассматриваемой ситуации – автомобильной стоянкой) на основании заключенных договоров от одного субъекта к другому возникает новый владелец объекта и соответственно создается новый объект.
Таким образом, организация-арендатор при переходе к ней права владения, пользования и распоряжения имуществом автомобильной стоянки на основании заключенного договора при вводе ее в эксплуатацию обязана оснастить арендуемую для осуществления своей деятельности автомобильную стоянку, как вновь созданный объект, платежным терминалом для регистрации операций, производимых с использованием банковских платежных карточек.
Иван Ростик, экономист