НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Исчисление налога на доходы при проведении концерта на территории Республики Беларусь
1 (168). Белорусская организация в декабре 2013 г. заключила договор с продюсерской компанией – резидентом РФ на организацию и проведение на территории Республики Беларусь концерта. Согласно условиям договора стороны не передают друг другу авторские и иные права.
Возникает ли в указанной ситуации объект обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Беларуси через постоянное представительство?
Не возникает при соблюдении определенных условий.
Иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Беларуси, признаются плательщиками налога на доходы (ст. 145 Налогового кодекса РБ; далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признают в т.ч. полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь доходы от проведения и (или) участияна территории Беларуси в культурно-зрелищных мероприятиях, а также от работы на территории Республики Беларусь аттракционов и зверинцев (подп. 1.6 п. 1 ст. 146 НК).
Если нормами международных договоров РБ установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами, то применяются нормы международного договора (п. 2 ст. 5 НК).
Прибыль предприятия одного договаривающегося государства облагается налогом только в этом государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через находящееся там постоянное представительство (ст. 7 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество" от 21.04.1995).
Для целей применения положений международных договоров РБ по вопросам налогообложения иностранная организация, являющаяся фактическим владельцем дохода, должна представить подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым имеется международный договор РБ по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства (ст. 151 НК).
Учитывая изложенное, при условии представления в налоговый орган подтверждения статуса налогового резидентства российской продюсерской компании белорусская организация вправе не удерживать налог на доходы с выплачиваемой резиденту РФ суммы.
Безвозмездная передача товара нерезиденту и исчисление НДС
2 (169). Белорусская организация безвозмездно передала резиденту РФ товар.
Можно ли применить нулевую ставку НДС по безвозмездной передаче товаров?
Нельзя.
Одним из условий применения нулевой ставки НДС при вывозе товаров в государства Таможенного союза (далее – ТС) является представление в налоговый орган по месту постановки на учет плательщика заявления о ввозе товаров с отметкой налогового органа государства ТС, на территорию которого вывезены товары, об уплате или освобождении от НДС. Данная норма предусмотрена в п. 7 ст. 102 НК и подп. 3 п. 2 ст. 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе (далее – Протокол по товарам). В соответствии с Правилами заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, содержащимися в приложении 2 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, налоговую базу для исчисления НДС определяют исходя из стоимости товара, указанной в счете-фактуре или транспортных документах.
При ввозе товаров для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия импортированных товаров на учет налогоплательщика. При этом стоимостью последних является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (п. 2 ст. 2 Протокола по товарам).
При безвозмездной передаче товаров в государства ТС и в договоре, и в транспортных документах, подтверждающих перемещение товаров с территории Беларуси на территорию другого государства ТС, необходимо указывать стоимость безвозмездно передаваемого товара.
Как правило, безвозмездная передача товаров в государства ТС, как и за пределы таможенной территории ТС, осуществляется по договору безвозмездной передачи (дарения), а не по контракту, на основании которого реализуется товар. По этой причине стоимость безвозмездно передаваемых товаров, указанная в договоре и в транспортных документах, не будет являться ценой сделки, подлежащей уплате поставщику. Исходя из этого, резидент государства ТС, на территорию которого товар ввозится на безвозмездной основе, не должен уплачивать НДС при ввозе и соответственно заполнять заявление о ввозе товаров.
Из вышеизложенного следует, что плательщики, безвозмездно передающие товары за пределы Республики Беларусь (в Российскую Федерацию), не могут воспользоваться правом применения ставки НДС в размере 0 % в связи с отсутствием полного пакета документов, подтверждающих фактический вывоз товаров. Поэтому оборот по такой передаче необходимо отражать в декларации по НДС при наступлении момента фактической реализации, т.е. в день передачи товара, не дожидаясь истечения 180-дневного срока, предоставленного для сбора подтверждающих вывоз товаров документов. Налоговую базу в целях исчисления НДС нужно определять в соответствии с п. 3 ст. 97 НК и налог исчислять по ставкам, действующим на момент передачи данного товара на территории Республики Беларусь (п. 4 ст. 100 НК).
Ирина Ефимова, экономист
Отходы потребления
3 (170). Организация планирует ввезти раствор AdBlue (водный раствор мочевины, который впрыскивается в отработанные газы) из Республики Польша в пластиковой таре. Тара является возвратной до декабря текущего года (без перечисления аванса за пластиковую тару). В случае невозврата тару нужно оплатить.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
3.1. Возникает ли у организации в отношении тары, возвращаемой поставщику, обязанность обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров и тары?
Зависит от статуса товара и действий с тарой.
На поставленный вопрос есть 3 варианта ответа, и зависят они от действий, производимых организацией с указанными товарами и тарой.
А. Ввозимый раствор не является потребительским товаром.
В этом случае обязанность в отношении тары, в которую он упакован, не возникает вне зависимости от дальнейшего движения данной тары.
Б. Ввозимый раствор является потребительским товаром (например, предназначен для реализации). Тара возвращена поставщику без ее оплаты.
Обязанность в отношении тары возникает в случае, если ввозимые упакованные в нее товары являются потребительскими.
Однако если тара возвращена поставщику (вывезена в Республику Польша) без ее оплаты, обязанность в отношении данной тары не возникает. Это следует из п. 1 Информации-2013*.
__________________________
* Информация о порядке применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления", согласованная поручением Совета Министров РБ от 18.02.2013 № 203-45 (см. "ГБ", 2013, № 14, с. 37–38).
Так, в случае ввоза и последующего вывоза товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313*, и (или) потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, поставщик освобождается от обязанности, установленной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, с даты вывоза таких товаров за пределы Республики Беларусь, ввиду отсутствия факта постоянного размещения таких товаров на территории Республики Беларусь, являющегося необходимым условием для возникновения у поставщиков обязанности.
__________________________
* Указ Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления".
Несмотря на то что вывозится не товар, а тара, данное исключение применимо к рассматриваемому случаю ввиду отсутствия факта постоянного размещения тары на территории Республики Беларусь.
В этом случае подтверждением оснований освобождения от обязанности, предусмотренной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, являются:
– экспортный контракт на поставку тары;
– товаросопроводительные документы;
– экспортная декларация с таможенными отметками о вывозе (в случае если таможенное декларирование предусмотрено);
– подтверждение о вывозе тары за пределы таможенной территории Республики Беларусь, выдаваемое таможенными органами РБ;
– иные документы, составленные в соответствии с требованиями законодательства.
В. Ввозимый раствор является потребительским товаром (например, предназначен для реализации). Тара возвращена поставщику без ее оплаты после 22-го числа месяца, следующего за кварталом, на который пришлась дата возникновения обязанности в соответствии с абз. 4 части четвертой подп. 1.5 п. 1 Указа № 313.
В этом случае организация должна внести оператору в установленные сроки соответствующую плату, предусмотренную постановлением № 708* для пластмассовой тары.
__________________________
* Размеры платы, вносимые производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, утверждены постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708.
При последующем вывозе тары за пределы территории Республики Беларусь у организации есть право вернуть и (или) зачесть в счет предстоящих платежей излишне уплаченные суммы на основании письменного обращения в адрес оператора.
3.2. Если организация оплатит поставщику стоимость тары, возникает ли у нее указанная обязанность?
Возникает.
Если ввозимый раствор является потребительским товаром (предназначен для реализации) и организация оплатила стоимость тары поставщику, то у нее возникает обязанность в отношении этой тары.
Сергей Юрча, главный специалист ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов"
БУХУЧЕТ-2014
Изменения в учетной политике
4 (171). Можно ли в 2014 г. изменять учетную политику в случае ликвидации организации?
Можно.
Изменения в учетную политику организации могут быть внесены в случае:
– изменения законодательства РБ;
– изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации;
– принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.
Указанные случаи приведены в п. 7 ст. 9 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности".
Заметим, что до 1 января 2014 г. Законом РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" не было предусмотрено такой возможности. Изменения в учетной политике организации могли ранее иметь место в случаях:
– изменения законодательства РБ;
– изменения условий деятельности;
– реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации.
Изменения в учетную политику организации при принятии решения о реорганизации или ликвидации организации вносят с даты принятия решения о ее реорганизации или ликвидации (п. 5 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности "Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки", утвержденного постановлением Минфина РБ от 10.12.2013 № 80). Измененные способы ведения бухгалтерского учета применяют в отношении хозяйственных операций, совершаемых после принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
Порядок распределения затрат по управлению организацией при передаче их филиалам
5 (172). Организация имеет несколько филиалов на территории Республики Беларусь и приняла решение о передаче части затрат по управлению организацией филиалам в порядке, предусмотренном подп. 2.11 п. 2 ст. 130 НК.
Вправе ли она установить в учетной политике в качестве критерия распределения таких затрат положительный финансовый результат деятельности обособленных структурных подразделений?
Не вправе.
При принятии юридическим лицом РБ решения о передаче затрат, связанных с управлением организацией, филиалам, представительствам и иным обособленным подразделениям, исполняющим налоговые обязательства такого юридического лица, в качестве затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) у последних принимаются затраты, распределенные между всеми филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями, исполняющими налоговые обязательства юридического лица РБ, независимо от результатов их финансово-хозяйственной деятельности пропорционально критерию, определенному учетной политикой юридического лица (подп. 2.11 п. 2 ст. 130 НК).
Таким образом, с одной стороны, критерий, который будет приниматься при распределении затрат по управлению организацией, в своей учетной политике организация вправе выбрать и установить самостоятельно. С другой стороны, подп. 2.11 п. 2 ст. 130 НК установлено требование, что затраты по управлению организацией должны быть переданы всем филиалам, представительствам или иным обособленным структурным подразделениям независимо от результатов их финансово-хозяйственной деятельности.
Данная норма налогового законодательства направлена на пресечение возможности у организации "планировать" налоговый результат деятельности обособленных структурных подразделений для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль, передавая часть затрат "прибыльным" филиалам и ничего не передавая "убыточным" филиалам.
На основании вышеизложенного выбор в качестве критерия для распределения затрат по управлению организацией для целей применения подп. 2.11 п. 2 ст. 130 НК "положительного финансового результата", при котором "убыточным" филиалам не будет передаваться часть затрат по управлению организацией, будет противоречить требованиям налогового законодательства РБ.
Таким образом, организации в учетной политике для целей применения подп. 2.11 п. 2 ст. 130 НК следует установить иной критерий (выручка, валовый доход, фонд оплаты труда и т.п.) распределения затрат по управлению организацией, которые должны быть переданы ее филиалам на территории Республики Беларусь.
В учете головной организации:
Д-т 79 – К-т 26
– передана часть затрат по управлению филиалу.
В учете филиала:
Д-т 26 и др. – К-т 79
– принята к учету часть затрат по управлению*.
__________________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
Распределение затрат по управлению организацией филиалам, расположенным за пределами Республики Беларусь
6 (173). Руководствуясь подп. 2.11 п. 2 ст. 130 НК, организация приняла решение о том, что в 2014 г. всем ее обособленным структурным подразделениям будет передана часть затрат головной организации, связанная с управлением организацией.
В организации есть 5 филиалов, расположенных на территории Республики Беларусь, которые выделены на отдельный баланс и являются самостоятельными налогоплательщиками, а также филиал в Российской Федерации и представительство на территории Казахстана.
Каким образом определять сумму затрат по управлению организацией:
– с учетом филиалов и представительств, расположенных за пределами Республики Беларусь (в данном случае возникает необходимость передачи части затрат этим обособленным структурным подразделениям)?
– без учета филиалов и представительств, расположенных за пределами Республики Беларусь (в данном случае вся сумма затрат будет передана только филиалам, являющимся налогоплательщиками в Республике Беларусь)?
Затраты надо передавать всем филиалам, в т.ч. и расположенным за пределами Беларуси.
При принятии юридическим лицом РБ решения о передаче затрат, связанных с управлением организацией, филиалам, представительствам и иным обособленным подразделениям, исполняющим налоговые обязательства такого юридического лица, в качестве затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) у последних принимаются затраты, распределенные между всеми филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями, исполняющими налоговые обязательства юридического лица РБ, независимо от результатов их финансово-хозяйственной деятельности пропорционально критерию, определенному учетной политикой юридического лица (подп. 2.11 п. 2 ст. 130 НК).
Белорусские организации имеют статус налоговых резидентов РБ и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в Республике Беларусь, по доходам от источников за пределами Республики Беларусь, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами (п. 3 ст. 14 НК).
Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено НК либо Президентом (п. 3 ст. 13 НК).
Представительство – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия (п. 1 ст. 51 Гражданского кодекса РБ; далее – ГК). Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в т.ч. функции представительства (п. 2 ст. 51 ГК).
В настоящее время налоговое законодательство не содержит исключений для целей применения подп. 2.11 п. 2 ст. 130 НК, которые позволили бы передавать сумму затрат по управлению организацией только обособленным структурным подразделениям, расположенным на территории Республики Беларусь.
Как внутрибелорусские, так и зарубежные филиалы и представительства являются обособленными структурными подразделениями, исполняющими налоговые обязательства юридического лица РБ. Просто одни исполняют такие налоговые обязательства на территории Республики Беларусь, а другие – за ее пределами.
На основании вышеизложенного при принятии решения о передаче затрат по управлению организацией в порядке, предусмотренном подп. 2.11 п. 2 ст. 130 НК, головная организация должна определять и передавать часть таких затрат как филиалам, расположенным на территории Республики Беларусь, так и филиалам, расположенным за ее пределами.
Виктор Статкевич, аудитор
Государственная поддержка в виде освобождения от уплаты налога на прибыль и отражение в бухучете
7 (174). Организация получила в качестве государственной поддержки освобождение от уплаты налога на прибыль с целью направления высвободившихся средств на приобретение удобрений. На условиях 100%-й предоплаты в апреле 2014 г. она приобрела удобрения за счет высвободившихся средств. Сумма господдержки в апреле 2014 г. в полном объеме списана в бухучете в состав прочих доходов по текущей деятельности. Приобретенные удобрения в апреле 2014 г. не использовались.
Правильно ли организация отразила в бухучете сумму господдержки в апреле?
Неправильно.
Организация в бухучете завысила прочие доходы по текущей деятельности.
Сумму предоставленных льгот в части освобождения от уплаты налогов отражают в бухгалтерском учете по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов" (п. 14 Инструкции по бухгалтерскому учету государственной поддержки, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 112).
Учтенную в составе доходов будущих периодов сумму средств, высвободившихся в результате предоставления льгот по освобождению от уплаты налогов, использованную на приобретение запасов, отражают в бухгалтерском учете записями:
Д-т 98 – К-т 90 (субсчет 90-7)
– на фактическую себестоимость запасов, приобретенных полностью за счет средств, высвободившихся в результате полученных льгот в части освобождения от уплаты налогов, и использованных на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;
Д-т 98 – К-т 90 (субсчет 90-7)
– на фактическую себестоимость запасов, приобретенных частично за счет средств, высвободившихся в результате полученных льгот в части освобождения от уплаты налогов, и использованных на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, скорректированную на долю полученных льгот в части освобождения от уплаты налогов в фактической себестоимости приобретенных запасов.
Поскольку приобретенные удобрения в апреле 2014 г. не были использованы в деятельности, организация неправомерно отнесла сумму высвободивших средств в результате освобождения от уплаты налога на прибыль в состав прочих доходов по текущей деятельности.
В мае 2014 г. в бухгалтерском учете необходимо сделать запись:
Д-т 98 – К-т 90-7
– методом "красное сторно" отражается неправомерно списанная сумма высвободившихся средств в состав прочих доходов.
Cергей Козырев, канд. экон. наук, аудитор, DipIFR
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Применение предельных максимальных отпускных цен
8 (175). Организация розничной торговли г. Минска получила от импортера лук красный иностранного производства.
Распространяется ли на этот товар предельная максимальная отпускная цена, установленная решением Мингорисполкома от 12.11.2013 № 2823?
Распространяется.
На лук репчатый свежий отечественного и иностранного производства (по цвету чешуи белый, желтый, красно-фиолетовый) распространяются установленные решением Мингорисполкома от 12.11.2013 № 2823 предельные максимальные отпускные цены на межсезонный период 2013/2014 гг. Обоснуем такой вывод.
Ботанические сорта репчатого лука подразделяют на острые, полуострые и сладкие. Сорта лука репчатого различаются по форме, строению луковицы, окраске сочных и кроющих чешуй, вкусу и размеру. В зависимости от сорта луковицы могут иметь плоскую, округлую, овальную, удлиненную, плоско-круглую форму. Цвет чешуи – от белого до красно-фиолетового (ГОСТ 27166-86 "Лук репчатый свежий реализуемый. Технические условия").
Обратимся к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 18.01.2011 № 850, введенной в действие с 1 января 2012 г. Лук репчатый в соответствии с названным документом относится к товарной позиции 0703 "лук репчатый, лук шалот, чеснок, лук-порей и прочие луковичные овощи, свежие или охлажденные" и имеет код 0703 10 190 0 – прочий, а именно сюда входит лук репчатый свежий по цвету чешуи от белого до красно-фиолетового.
Кроме того, напомним, что на ряд продовольственных товаров установлены предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к закупочным ценам производителей сельскохозяйственной продукции или к отпускным ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими закупки сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных организаций и физических лиц, а также к отпускным ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами республики, на продовольственные товары (решение Мингорисполкома от 19.05.2011 № 1383 "О торговых надбавках к ценам на продовольственные товары"). На лук репчатый такая надбавка составляет 500 руб. на 1 кг.
К примеру, в мае 2014 г. розничная цена на лук репчатый красный иностранного производства может быть сформирована следующим образом (см. таблицу):
Людмила Зубко, главный специалист отдела финансов Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома
РАСЧЕТЫ С КОНТРАГЕНТАМИ
Применение депозитного сертификата
9 (176). Организация хочет разместить временно свободные денежные средства во вклад (депозит) в банке. Однако неудобство вклада (депозита) состоит в том, что по условиям договора, который предлагает банк, с депозитного счета не проводятся безналичные платежи, за исключением возврата средств на наш текущий (расчетный) счет. Еще один вариант – приобретение депозитного сертификата.
Можно ли использовать этот сертификат в расчетах с контрагентами?
Нельзя.
Депозитный сертификат – это ценная бумага. Он удостоверяет сумму вклада (депозита), внесенного вкладополучателю, и права вкладчика (юридического лица – держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада (депозита) и процентов по нему у вкладополучателя, выдавшего сертификат (в любом его филиале, отделении).
Соответствующие правоотношения регламентируют Банковский кодекс и Инструкция по выпуску, обращению и погашению депозитных и сберегательных сертификатов, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 27.12.2006 № 219.
Депозитный сертификат может быть именной ценной бумагой или ценной бумагой на предъявителя. Он выдается только в белорусских рублях.
Сертификат не может быть расчетным или платежным средством за товары (работы, услуги), за исключением услуг, оказываемых банком или небанковской кредитно-финансовой организацией (п. 15 вышеуказанной Инструкции).
Права, удостоверенные именным депозитным сертификатом, передаются в порядке, установленном для уступки требований. Факт передачи или получения депозитного сертификата должен быть удостоверен актом приема-передачи, который подписывается уполномоченными лицами сторон.
Таким образом, депозитный сертификат нельзя использовать для расчетов с контрагентами. Однако права по сертификату могут быть уступлены другому юридическому лицу на возмездной основе (т.е. новый собственник сертификата в таком случае должен перечислить предыдущему денежные средства в оплату приобретаемой ценной бумаги). При наличии же у сторон встречных однородных требований может быть произведен зачет.
Роман Томкович, юрист