НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Подоходный налог с доходов, полученных безвозмездно в виде машино-места
1 (189). Организация в 2013 г. приобрела офисное помещение и машино-место стоимостью 450 000 000 руб. и 170 000 000 руб. соответственно.
В июне 2014 г. она планирует осуществить безвозмездную передачу этого машино-места в собственность сотрудника организации. Остаточная стоимость машино-места составляет 156 000 000 руб.,а его оценочная стоимость, определенная территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, – 105 000 000 руб.
Исходя из какой стоимости организация должна исчислить подоходный налог с дохода сотрудника организации в виде безвозмездно получаемого им машино-места?
Из оценочной стоимости машино-места.
В данном случае объектом обложения подоходным налогом будет являться оценочная стоимость машино-места – 105 000 000 руб.
Обоснуем наш вывод.
Налоговый агент при определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц должен учесть все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (п. 1 ст. 156 Налогового кодекса РБ; далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Машино-место было получено сотрудником организации на безвозмездной основе, поэтому оно признается для него доходом, полученным в натуральной форме (подп. 2.2 п. 2 ст. 157 НК).
При получении плательщиком дохода от организаций в натуральной форме налоговая база подоходного налога определяется как стоимость (с учетом НДС, а для подакцизных товаров – и акцизов) безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из регулируемых розничных цен, а при их отсутствии – как стоимость, определенная организациями и индивидуальными предпринимателями на дату начисления плательщику дохода.
При этом налоговую базу подоходного налога с физических лиц определяют в размере не менее стоимости имущества, определенной в соответствии с частью второй п. 1 ст. 157 НК.
Так, в отношении машино-мест налоговой базой будет являться оценочная стоимость, определенная на дату получения дохода территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а при отсутствии такой стоимости – стоимость, определенная в порядке, установленном законодательством для исчисления налога на недвижимость с физических лиц.
Таким образом, в рассматриваемом случае организация при определении налоговой базы по подоходному налогу должна исходить из оценочной стоимости машиноместа, установленной территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Оплата организацией посещения работниками бассейна облагается подоходным налогом
2 (190). Организация в мае 2014 г. оплатила для своих сотрудников (10 человек) посещение бассейна в размере 2 600 000 руб. В платежном поручении выделен в т.ч. НДС – 433 000 руб.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
2.1. Являются ли такие расходы организации доходом ее сотрудников, подлежащим обложению подоходным налогом?
Являются.
Объектом обложения подоходным налогом с физических лиц не признают доходы, полученные плательщиками в размере оплаты организациями, в т.ч. профсоюзными, или индивидуальными предпринимателями расходов на проведение спортивномассовых мероприятий (подп. 2.3 п. 2 ст. 153 НК).
С учетом того что посещение бассейна осуществляется работниками не в рамках проведения спортивно-массовых мероприятий, применение в данном случае положений подп. 2.3 п. 2 ст. 153 НК будет неправомерно.
Организация при определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц должна учитывать все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (ст. 156 НК).
При этом к доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, относится в т.ч. оплата (полностью или частично) за него организациями или физическими лицами товаров (работ, услуг), иного имущества или имущественных прав, включая жилищно-коммунальные услуги, питание, отдых, обучение в интересах плательщика, а также полученные плательщиком товары, выполненные в его интересах работы (оказанные услуги) на безвозмездной основе (подп. 2.1 и 2.2 п. 2 ст. 157 НК).
2.2. Исходя из какой стоимости должна определяться налоговая база – с учетом НДС или без него?
С учетом НДС.
При получении плательщиком дохода от организаций в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база подоходного налога определяется:
– как стоимость (с учетом НДС, а для подакцизных товаров – и акцизов) этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из регулируемых розничных цен;
– как стоимость, определенная организациями на дату начисления плательщику дохода, – при их отсутствии (п. 1 ст. 157 НК).
Таким образом, в рассматриваемом случае при получении дохода в натуральной форме в виде оплаты посещения бассейна налоговую базу подоходного налога надо определять как стоимость (с учетом НДС) этой услуги исходя из цен, применяемых организацией на дату начисления плательщику дохода (2 600 000 руб.).
Рекомендация эксперта
В данном случае организация вправе применить положения подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК. С учетом этой нормы от подоходного налога освобождаются доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК), получаемые от:
– организаций, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях, – в размере, не превышающем 11 430 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода (за исключением доходов, указанных в подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК);
– иных организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением профсоюзных организаций, – в размере, не превышающем 755 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода.
С учетом того что в рассматриваемом вопросе расходы организации на каждого из сотрудников не превысили установленные подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК пределы, они не подлежат обложению подоходным налогом при условии, что данный размер льготы не был ранее использован сотрудниками на другие цели.
Анна Павлова, экономист
Налог на недвижимость при превышении сроков реконструкции
3 (191). Организация осуществляет реконструкцию производственных зданий с 2012 г. по проекту на реконструкцию. В марте 2014 г. превышены сроки, установленные проектной документацией на реконструкцию.
С 1 января 2014 г. редакция п. 1 ст. 185 НК изменилась. Из нее исключена норма, в соответствии с которой здания (сооружения), находящиеся на реконструкции, модернизации, не являлись объектом обложения налогом на недвижимость.
Возникли следующие вопросы:
3.1. Должна ли организация с апреля 2014 г. исчислять налог на недвижимость по реконструируемым производственным зданиям как по объектам сверхнормативного незавершенного строительства?
Не должна при соблюдении определенных условий.
Реконструируемые производственные здания, по которым истекли сроки реконструкции, не являются объектами сверхнормативного незавершенного строительства. Соответственно организация не должна по ним исчислять и уплачивать налог на недвижимость. Это следует из п. 1 ст. 185 НК,который в 2014 г. претерпел изменения и устранил двоякое толкование в части обложения налогом на недвижимость указанных объектов.
Обоснуем наш вывод.
Здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства плательщиковорганизаций яляются объектами обложения налогом на недвижимость.
Такими объектами признают здания, сооружения и передаточные устройства, возведение (в т.ч. по строительному проекту на реконструкцию) которых разрешено в соответствии с законодательством, но не завершено в сроки строительства, установленные проектной документацией (п. 1 ст. 185 НК, в редакции 2014 г.).
В данном определении основополагающим является слово "возведение". Ведь объект строительства может состоять из совокупности строящихся, реконструируемых и модернизируемых зданий и сооружений. В целях исчисления налога на недвижимость объектом сверхнормативного незавершенного строительства признается отдельно каждое строящееся здание, сооружение, возведение которого может составлять только часть объекта строительства, а не в целом объект строительства.
Таким образом, если по проекту на реконструкцию производственных зданий не создаются новые объекты (здания, сооружения), а только изменяются в процессе проведения реконструкции уже существующие и учитываемые в бухгалтерском учете, то такие здания не рассматривают в качестве объектов обложения налогом на недвижимость как объекты сверхнормативного незавершенного строительства.
Если по проекту на реконструкцию (модернизацию) помимо изменения уже существующих объектов (зданий, сооружений) создаются (возводятся) новые объекты (здания, сооружения), то при превышении нормативных сроков, установленных в проектной документации, именно вновь строящиеся (возводимые) объекты признают объектами сверхнормативного незавершенного строительства, по которым необходимо исчислять и уплачивать налог на недвижимость по ставке 2 % в соответствии со ст. 188 НК.
По окончании строительства в бухгалтерском учете такие здания, сооружения образуют новые инвентарные объекты.
Справочно: до 1 января 2014 г. капитальными строениями (зданиями, сооружениями) сверхнормативного незавершенного строительства признавались капитальные строения (здания, сооружения), по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией, за исключением капитальных строений (зданий, сооружений), находящихся на реконструкции, модернизации.
Организации-плательщики в целях оптимизации (минимизации) налоговой нагрузки по налогу на недвижимость не облагали налогом на недвижимость возводимые (т.е. новое строительство) здания, сооружения сверхнормативного незавершенного строительства на том основании, что строительство объектов осуществлялось в рамках проектной документации на реконструкцию (модернизацию).
3.2. Какие еще моменты следует учитывать при налогообложении названных объектов?
При налогообложении объектов незавершенного строительства также следует учитывать нормы Инструкции о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 14.05.2007 № 10 (далее – Инструкция № 10).
Объект незавершенного строительства – это объект, строительство которого разрешено в соответствии с законодательством РБ, работы по строительству которого начаты, но не завершены в установленном порядке (п. 2 Инструкции № 10).
Аналитический учет затрат по объектам незавершенного строительства ведется по каждому объекту учета, т.е. по каждому отдельно строящемуся зданию, сооружению, инженерным сетям и другим объектам, стоимость строительства которых выделена в составе сводного сметного расчета и на строительство которых составлена объектная смета (п. 12 Инструкции № 10).
Таким образом, по возводимым зданиям и сооружениям в рамках проекта "Реконструкция производственных зданий" необходимо исчислять и уплачивать налог на недвижимость как по объектам сверхнормативного незавершенного строительства в том случае, если:
– стоимость строительства таких зданий и сооружений выделена в составе сводного сметного расчета;
– на строительство таких зданий и сооружений составлена объектная смета;
– ведется пообъектный аналитический учет затрат;
– по завершении строительства в бухгалтерском учете такие здания и сооружения образуют новые инвентарные объекты.
Ольга Щурок, аудитор
Земельный налог у организации, реализующей инвестиционный проект, при сверхнормативном строительстве
4 (192). Белорусская организация заключила инвестиционный договор с Республикой Беларусь в лице областного исполнительного комитета, предметом которого являются модернизация и расширение имеющихся производственных мощностей по производству полимерной пленки. Организация является заказчиком строительства и имеет право на применение льгот, предусмотренных Декретом Президента РБ от 06.08.2009 № 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь" (далее – Декрет № 10).
Для реализации инвестиционного проекта (строительства завода и его дальнейшей эксплуатации) на праве постоянного пользования организации был предоставлен земельный участок.
В марте 2014 г. организацией превышен нормативный срок строительства, установленный проектной документацией, и у нее возник объект сверхнормативного незавершенного строительства.
Возникает ли в рассматриваемой ситуации у организации необходимость исчисления и уплаты земельного налога?
Не возникает.
Инвестор и (или) организация, в установленном порядке созданная в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта освобождаются от земельного налога или арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставленные для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, на период проектирования и строительства таких объектов по 31 декабря года, следующего за годом, в котором завершено строительство указанных объектов (подп. 2.2 п. 2 Декрета № 10).
На земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, применяют ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 2 (п. 6 ст. 198 НК).
Для целей гл. 18 "Земельный налог" НК земельными участками (частями земельного участка), занятыми объектами сверхнормативного незавершенного строительства, признают земельные участки (части земельного участка), занятые возводимыми зданиями, сооружениями и передаточными устройствами, возведение (в т.ч. по строительному проекту на реконструкцию) которых разрешено в соответствии с законодательством, но не завершено в сроки строительства, установленные проектной документацией, за исключением земельных участков (частей земельных участков), занятых такими объектами сверхнормативного незавершенного строительства, финансируемого из бюджета (п. 5 ст. 196 НК). При этом организации, реализующей инвестиционный проект и пользующейся льготами, предусмотренными Декретом № 10, необходимо обратить внимание, что нормами Декрета № 10 не предусмотрена необходимость исчисления и уплаты земельного налога, в т.ч. необходимость исчисления и уплаты земельного налога за земельные участки, предоставленные для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором, в случае превышения сроков строительства, установленных проектной документацией.
Декрет Президента РБ в соответствии со ст. 10 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" обладает более высокой юридической силой, чем закон (свод законов, которым является НК). Следовательно, в рассматриваемой ситуации организация, реализующая инвестиционный проект, прежде всего должна руководствоваться требованиями Декрета № 10.
Таким образом, у организации, реализующей инвестиционный проект и пользующейся льготами, предоставленными инвестору Декретом № 10, не будет возникать необходимости уплачивать земельный налог, в т.ч. и в случае, если предоставленный ей в постоянное пользование земельный участок будет занят объектом сверхнормативного незавершенного строительства.
Виктор Статкевич, аудитор
Плательщик единого налога на вмененный доход привлек к работе индивидуального предпринимателя по гражданско-правовому договору
5 (193). Организация, осуществляющая деятельность по предоставлению услуг по ремонту автомототранспортных средств, с 1 января 2014 г. является плательщиком единого налога на вмененный доход.
Для оформления заявок на ремонт (заключение договоров на обслуживание) и приема денежных средств за ремонт она привлекла индивидуального предпринимателя, с которым заключила договор поручения на выполнение названных услуг. Поверенным выдана доверенность на все необходимые юридические действия, связанные с исполнением этого договора.
Надо ли для исчисления единого налога на вмененный доход включать в списочную численность организации этого индивидуального предпринимателя, привлеченного по гражданско-правовому договору?
Не надо.
Индивидуальный предприниматель, работающий по договору поручения у организации – плательщика единого налога на вмененный доход, не будет включаться в расчет средней численности для исчисления единого налога на вмененный доход.
Обоснуем наш вывод.
У плательщиков единого налога на вмененный доход средняя численность работников организации за отчетный месяц определяется путем суммирования списочной численности работников организации за этот месяц и исчисленных за этот месяц в порядке, установленном постановлением Белстата от 29.07.2008 № 92 (далее – постановление № 92), средней численности работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей и средней численности лиц, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам (в т.ч. заключенным с юридическими лицами в случае, если предметом договора является оказание услуги по предоставлению, найму работников). При этом под отчетным месяцем понимают налоговый период, за который производятся исчисление и уплата единого налога (п. 5 ст. 3251 НК).
Налоговую базу единого налога на вмененный доход определяют как денежное выражение дохода от оказания услуг по обслуживанию и ремонту.
Справочно: доходом от оказания услуг по обслуживанию и ремонту в целях гл. 411 НК признается сумма вмененного дохода за налоговый период и выручки от реализации услуг по обслуживанию и ремонту за налоговый период в размере, превышающем вмененный доход за налоговый период (п. 2 ст. 3252 НК).
В свою очередь вмененный доход исчисляют как произведение базовой доходности на 1 работника в месяц и средней численности работников организации за отчетный месяц.
Сумму единого налога исчисляют как произведение налоговой базы и ставки единого налога в размере 5 % (п. 3 ст. 3253 НК).
В исчислении налоговой базы единого налога участвует показатель средней численности работников организации за отчетный месяц, под которой понимается сумма списочной численности работников организации за этот месяц и исчисленных за этот месяц средней численности работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей и средней численности лиц, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам.
Индивидуальные предприниматели, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, не включаются в среднюю численность работников (п. 12 Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденных постановлением № 92).
Наталья Рощина, экономист
Уплата оффшорного сбора и имущественные права
6 (194). Белорусская компания выплачивает вознаграждение за предоставленное ей имущественное право пользования компьютерной программой компании, зарегистрированной в оффшорной зоне в США.
В соответствии с налоговым законодательством РБ в такой ситуации уплачивается оффшорный сбор.
Можно ли избежать уплаты оффшорного сбора путем применения международного соглашения об избежании двойного налогообложения?
Организация обязана уплатить оффшорный сбор.
Республика Беларусь в качестве правопреемника бывшего СССР применяет Конвенцию между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки по вопросам налогообложения (заключена в г. Вашингтоне 20 июня 1973 г.; далее – Конвенция), которая действительно предусматривает освобождение от налогообложения в Республике Беларусь многих доходов американских компаний, получаемых из источников в Республике Беларусь.
Так, перечисленные в ст. 3 Конвенции категории доходов, извлекаемых из источников на территории Республики Беларусь лицом с постоянным местопребыванием в США, подлежат налогообложению только в США. К таким доходам отнесены в т.ч. плата за пользование, роялти или прочие суммы, выплачиваемые в качестве вознаграждения за использование или право использования литературных, художественных и научных произведений, либо за пользование авторскими правами на такие произведения, а также правами на изобретения (патенты, авторские свидетельства), промышленные образцы, процессы или формулы, программы электронно-вычислительных и подобных им машин, товарные знаки, знаки обслуживания, а также другую подобную собственность или права, либо плата за использование промышленного, торгового или научного оборудования, либо знаний, опыта или навыков (ноу-хау).
Если имущественное право пользования компьютерной программой приобретено до 1 января 2013 г.:
Д-т 97 – К-т 60
– отражена стоимость имущественного права за пользование компьютерной программой;
Д-т 26, 44 и др. – К-т 97
– ежемесячно включается в затраты соответствующая часть стоимости компьютерной программы*.
__________________________
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
Однако в рассматриваемой ситуации Конвенция не применяется, поскольку не возникает двойное налогообложение. Соответственно международное соглашение не распространяется на оффшорные сборы.
Если имущественное право пользования компьютерной программой приобретено после 1 января 2013 г.:
Д-т 08 – К-т 60
– отражена стоимость имущественного права за пользование компьютерной программой;
Д-т 04 – К-т 08
– принята к использованию компьютерная программа;
Д-т 26, 44 и др. – К-т 05
– ежемесячно включается в затраты соответствующая часть стоимости компьютерной программы путем начисления амортизации.
Напомним, что плательщиками оффшорного сбора являются белорусские организации и белорусские индивидуальные предприниматели (ст. 231 НК).
Объектами обложения оффшорным сбором признают (ст. 232 НК):
1) перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту РБ, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, если иное не установлено ст. 232 НК;
2) исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом РБ, зарегистрированным в оффшорной зоне, кроме случаев исполнения нерезидентом РБвстречного обязательства путем перечисления на счет резидента РБ денежных средств;
3) переход в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент РБ и нерезидент РБ, зарегистрированный в оффшорной зоне.
Кроме того, суммы оффшорного сбора включаются резидентами РБ в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (ст. 235 НК).
Таким образом, плательщиком оффшорного сбора является белорусская организация, которая перечисляет денежные средства компании из США. В отношении такого сбора Конвенция применяться не может, поскольку данный сбор уплачивает не иностранная компания, а белорусская, которая не является плательщиком в США, что не приводит к возникновению двойного налогообложения.
Д-т 26, 44 и др. – К-т 68
– начислен оффшорный сбор.
Юрий Веремейко, юрист
ОТЧИСЛЕНИЯ В ФСЗН
Оплата услуг корпоративной мобильной связи и отчисления в ФСЗН
7 (195). Предприятие выдает отдельным работникам под отчет принадлежащие организации телефоны и SIM-карты, зарегистрированные на организацию. На основании договора с сотовым оператором предприятие оплачивает услуги корпоративной мобильной связи.
Является ли стоимость таких услуг объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Фонд)?
Не является при соблюдении определенных условий.
Объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд, но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-ХIII"Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями)).
Расходы, которые несет организация по оплате услуг корпоративной мобильной связи, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности, не являются объектом для начисления страховых взносов. Связь понесенных расходов с производственным процессом необходимо документально подтвердить. Такими документами могут явиться: договор на услуги связи, заключенный с сотовым оператором; акты оказания услуг связи; детализированные счета оператора сотовой связи в разрезе каждого числящегося за организацией телефонного номера; приказы о закреплении телефонных номеров за конкретными сотрудниками и о периоде рабочего времени, в течение которого используется связь для исполнения служебных обязанностей; иные документы, подтверждающие производственный характер затрат.
По сложившейся практике в организациях составляется перечень (список) должностей и профессий работников, которых для выполнения их обязанностей обеспечивают мобильной связью.
Указанный перечень (список) может быть оформлен как в виде самостоятельного документа, так и в качестве приложения к локальному нормативному правовому акту.
Расходы на юбилей организации и отчисления в ФСЗН
8 (196). По случаю 20-летия организации проводятся праздничные мероприятия, в частности спортивные, а также профессиональные конкурсы, победители которых будут поощрены.
Нужно ли такие выплаты работникам облагать обязательными страховыми взносами в Фонд?
Определение объекта для начисления обязательных страховых взносов в Фонд приведено в ответе на предыдущий вопрос.
Напомним, что с 1 января 2014 г. действует новая редакция Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999№ 115 (в редакции постановления Совета Министров РБ от 14.12.2013 № 1083) (далее – Перечень).
Расходы работодателя, использованные на проведение спортивных, оздоровительных, культурно-массовых мероприятий, не являются объектом для начисления обязательных страховых взносов.
Для исключения таких сумм из объекта исчисления страховых взносов в Фонд необходимо наличие подтверждающих документов об организации указанных мероприятий (программы, планы, сметы, договоры аренды, купли-продажи, оказания услуг, выполнения работ и др.). Если же такие документы отсутствуют, расходы работодателя, направленные на проведение спортивных, оздоровительных, культурно-массовых мероприятий, будут являться объектом для начисления обязательных страховых взносов.
Поощрительные выплаты участникам и победителям таких мероприятий являются объектом для начисления страховых взносов в Фонд. Исключение составляют выплаты работникам за участие в спортивных мероприятиях (абз. 6 п. 4 Перечня).
Владимир Грихутик, первый заместитель управляющего Фондом социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Классификация строительных отходов
9 (197). Возникла спорная ситуация при классификации строительных отходов в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85.
Так, в классификаторе для строительных отходов имеются наименования "отходы от разборки зданий" (3991100) и "смешанные отходы строительства, сноса зданий и сооружений" (3991300). Для данных наименований классификатором установлены разные классы опасности (неопасные и отходы 4-го класса опасности соответственно). Такое отличие предусматривает применение разных ставок экологического налога за захоронение указанных отходов. При этом отсутствуют критерии отнесения образующихся при сносе зданий отходов к данным наименованиям.
Каким образом можно обосновать выбор того или иного наименования?
Исходя из деятельности, соответствующей установленным терминам.
Указанные в классификаторе наименования отходов предполагают их классификацию исходя из осуществляемого вида деятельности. То есть химический состав, физические свойства или иные критерии в данном случае к отходам неприменимы.
Поэтому, чтобы правильно ответить на поставленный вопрос, обратимся к определению терминов "строительство" и "разборка здания (сооружения)".
Так, строительство – это деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ (ст. 1 Закона РБ от 05.07.2004 № 300-З "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь").
Разборка здания (сооружения) – это ликвидация (устранение) зданий и сооружений или их элементов, в т.ч. лифтов, посредством их сноса или демонтажа (подп. 3.6 п. 3 технического кодекса установившейся практики ТКП 45-1.03-186-2009 (02250) "Изделия, материалы и оборудование. Правила повторного использования", утвержденного и введенного в действие приказом Минстройархитектуры РБ от 30.12.2009 № 446).
Из приведенных определений можно сделать вывод, что "строительство" является более широким по сравнению с "разборкой" понятием, так как оно может включать в себя разборку зданий.
Таким образом, если отходы образуются лишь в результате разборки зданий без осуществления иных видов деятельности, предусмотренных термином "строительство", то целесообразно данные отходы относить к позиции "отходы от разборки зданий" кода 3991100 классификатора отходов.
Если же отходы образуются в результате не только разборки зданий, но одновременно и других видов деятельности, предусмотренных термином "строительство", то данные отходы следует относить к позиции "смешанные отходы строительства, сноса зданий и сооружений" кода 3991300.
Сергей Юрча, главный специалист ГУ "Оператор вторичныхматериальных ресурсов"