налогообложение
Изъятие ранее переданного имущества собственником у унитарного предприятия и подоходный налог
1 (177). Собственник решил изъять у унитарного предприятия ранее переданное ему имущество (оборудование, автомобиль).
Подлежат ли эти доходы обложению подоходным налогом?
Не подлежат.
Объектом обложения подоходным налогом с физических лиц не признают доходы, полученные физическим лицом от унитарного предприятия, собственником имущества которого оно выступает, в размере стоимости имущества, изъятого по решению такого лица у унитарного предприятия (доли в праве собственности на имущество), не превышающем стоимость имущества (доли в праве собственности на имущество), ранее переданного этому унитарному предприятию в хозяйственное ведение или оперативное управление (за исключением суммы взноса (вклада) в уставный фонд такого унитарного предприятия) (подп. 2.27 п. 2 ст. 153 Налогового кодекса РБ (далее – по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)).
Указанная норма НК действует в отношении имущества, изымаемого учредителем унитарного предприятия взамен ранее переданного имущества.
Таким образом, при изъятии учредителем унитарного предприятия того же самого имущества, которое он ранее передал в хозяйственное ведение или управление этому предприятию, объект обложения подоходным налогом не возникает.
Определение стоимости изъятого имущества у унитарного предприятия и подоходный налог
2 (178). Подпунктом 2.27 п. 2 ст. 153 НК определено, что при изъятии собственником объекта основного средства у унитарного предприятия взамен ранее переданного производится пересчет стоимости изъятого основного средства и стоимости ранее переданного имущества в доллары США.
Какую стоимость изымаемых основных средств (гараж, производственное оборудование, компьютер) применяют для пересчета?
Стоимость определяют в соответствии с п. 1 ст. 157 НК.
Объектом обложения подоходным налогом с физических лиц не признают доходы, полученные физическим лицом от унитарного предприятия, собственником имущества которого выступает это физическое лицо, в размере стоимости имущества, изъятого по решению такого лица у унитарного предприятия, не превышающем стоимость имущества, ранее переданного этому унитарному предприятию в хозяйственное ведение или оперативное управление (подп. 2.27 п. 2 ст. 153 НК).
При этом стоимость изъятого имущества и стоимость имущества, ранее переданных унитарному предприятию в хозяйственное ведение или оперативное управление, подлежат пересчету в доллары США по официальному курсу, установленному Нацбанком соответственно на день изъятия имущества из хозяйственного ведения или оперативного управления унитарного предприятия и на день передачи имущества этому унитарному предприятию в хозяйственное ведение или оперативное управление.
Стоимость изымаемого основного средства организация определяет самостоятельно, но она должна быть не менее стоимости имущества, указанной в части второй п. 1 ст. 157 НК.
Так, при получении плательщиком дохода от юридических лиц в натуральной форме в виде товаров, иного имущества налоговую базу подоходного налога с физических лиц определяют:
1) в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест – в размере оценочной стоимости, установленной на дату получения дохода территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. При отсутствии такой стоимости – в размере стоимости, определенной в порядке, предусмотренном законодательством для исчисления налога на недвижимость с физических лиц;
2) в отношении иного имущества – по цене на идентичное имущество на основании сведений изготовителей, исполнителей, субъектов торговли о ценах на товары, содержащихся в специальных отечественных и зарубежных справочниках, каталогах, периодических изданиях, информационных материалах субъектов торговли (в т.ч. размещенных на сайтах в Интернете). При наличии 2 и более источников информации, содержащих сведения о ценах (тарифах) на идентичное имущество, налоговую базу определяют исходя из сведений о наименьшей цене.
Оказание услуг во время рекламной акции и подоходный налог
3 (179). Медицинский центр в рамках проведения рекламной акции оказывает физическим лицам определенные услуги.
Признают ли стоимость оказанных в рамках проведения рекламной акции услуг объектом обложения подоходным налогом?
Признают.
Объектом обложения подоходным налогом признают доходы, полученные физическими лицами от источников в Республике Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 153 НК).
При этом объектом налогообложения не признают доходы в размере стоимости товаров, розданных в рамках проведения рекламы и рекламных игр, если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях таких товаров (подп. 2.17 п. 2 ст. 153 НК).
В отношении доходов в виде услуг медицинского центра не могут быть применены положения указанного подпункта НК, поскольку согласно им объектом налогообложения не признают доходы в размере стоимости товаров, а не услуг.
Таким образом, стоимость оказанных в рамках проведения рекламной акции услуг медицинского центра является объектом обложения подоходным налогом.
Григорий Шевченко, экономист
Краткосрочная аренда и налог на недвижимость
4 (180). Организация арендует склад у физического лица с апреля 2014 г. до конца июня 2014 г., поскольку собственных складских помещений для хранения товара недостаточно.
Возникает ли в данном случае объект обложения налогом на недвижимость?
Не возникает.
По капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, машино-местам, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц (как признаваемых, так и непризнаваемых налоговыми резидентами РБ), плательщиком признается организация-арендатор (п. 1 ст. 184 НК).
Налоговую базу налога на недвижимость организации определяют исходя из наличия на 1 января календарного года капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, учитываемых в бухгалтерском учете в составе объектов основных средств и доходных вложений в материальные активы по остаточной стоимости (подп. 1.1 п. 1 ст. 187 НК).
При приобретении организациями в течение года капитальных строений (зданий, сооружений), их частей либо возникновении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей годовая сумма налога на недвижимость увеличивается на суммы налога на недвижимость, исчисленные исходя из остаточной стоимости или стоимости, отраженной в бухгалтерском учете, приобретенных либо возникших капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, а также остаточной стоимости или стоимости, отраженной в бухгалтерском учете, капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, при признании плательщиками налога на недвижимость отдельных организаций, на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое приобретение (возникновение, признание плательщиками налога на недвижимость), и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года (п. 7 ст. 189 НК).
По капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, выбывающим у организаций в течение налогового периода, а также в связи с утратой отдельными организациями в течение года статуса плательщика налога на недвижимость исчисление и уплата налога на недвижимость по указанным капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям прекращаются с квартала, следующего за кварталом, в котором имели место такие выбытие, утрата статуса плательщика налога на недвижимость (п. 7 ст. 189 НК).
Поскольку здание, полученное в аренду во II квартале 2014 г., в этом же квартале будет возвращено, объект обложения налогом на недвижимость в данном случае не возникает.
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
бухучет-2014
Расходы на демонтаж и последующий монтаж основного средства
5 (181). Организация производит демонтаж и монтаж ранее приобретенного оборудования с целью перемещения оборудования внутри организации (работы проводятся не в рамках реконструкции).
Куда относятся данные расходы? Изменяют ли они первоначальную (переоцененную) стоимость основных средств?
На расходы отчетного периода.
Первоначальная стоимость основных средств не подлежит изменению, кроме случаев:
– реконструкции (модернизации, реставрации) основных средств, проведения иных аналогичных работ;
– переоценки основных средств в соответствии с законодательством;
– иных случаев, установленных законодательством (п. 14 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26)).
Инструкцией № 26 не предусмотрено на расходы по демонтажу и монтажу ранее приобретенного оборудования с целью перемещения оборудования внутри организации изменять первоначальную (переоцененную) стоимость основных средств.
Рассмотрим отдельные нормы п. 32 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102.
Так, расходы признают в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором признаны соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним. Расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признают в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены.
Расходы, относящиеся к отчетному периоду, не допускается включать в расходы будущих периодов, отражаемые на счете 97 "Расходы будущих периодов".
Таким образом, расходы на демонтаж и монтаж ранее приобретенного оборудования с целью перемещения оборудования внутри организации следует отражать записью: Д-т 20, 25, 44 и др. – К-т 70, 69, 60 и др.
Справочно: в п. 24 Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 127 (действовала до 1 января 2013 г.), было предусмотрено, что затраты по перемещению оборудования, требующего монтажа, внутри организации, связанные с демонтажом и монтажом, перевозкой, передвижкой, следовало относить на затраты производства (расходы на реализацию).
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
командировочные расходы
Отмена служебной командировки в связи с болезнью работника
6 (182). Согласно приказу нанимателя от 12.11.2013 работник направлялся в служебную командировку в г. Гомель с 20 по 22 ноября 2013 г. на железнодорожном транспорте.
13 ноября 2013 г. работник приобрел проездные билеты на поезд на соответствующие приказу даты. Однако 18 ноября 2013 г. он не вышел на работу в связи с болезнью, что подтверждается листком временной нетрудоспособности. Билеты на поезд пришлось возвратить в кассу Белорусской железной дороги. Служебная командировка не состоялась.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
6.1. В случае отмены служебной командировки в связи с болезнью работника возмещается ли ему стоимость проездного билета в полном размере, включая стоимость услуг по его оформлению?
Возмещается.
Командированному работнику возмещаются расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы по фактическим затратам на основании подлинных проездных документов, включая расходы на оплату услуг по оформлению проездных документов (бронирование и предварительная продажа билетов, комиссионные сборы). В случае отмены служебной командировки по не зависящим от работника причинам при возврате приобретенного проездного документа ему возмещают стоимость проездного документа в полном размере, включая стоимость услуг по его оформлению (подп. 4.1 п. 4 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.04.2000 № 35).
6.2. Является ли болезнь работника одной из не зависящих от него уважительных причин, из-за которой может быть отменена служебная командировка?
Какие еще причины могут относиться к уважительным причинам, по которым работник может отказаться от служебной командировки?
Причины, по которым работник может не выйти на работу.
Болезнь работника является одной из не зависящих от него уважительных причин, из-за которых служебная командировка может быть отменена (либо в командировку направлен другой работник). Возможно, такие, казалось бы, уважительные причины, как день рождения (юбилей) работника, выпадающий на период командировки, свадьба сына или тяжелая болезнь (гибель) близкого человека, могли бы явиться основанием для отказа работника от направления в служебную командировку. При этом все зависит от того, какую из указанных причин сочтет весомым аргументом против направления работника в служебную командировку непосредственно сам наниматель.
Названные причины, препятствующие работнику покинуть свое место жительства в определенный в приказе нанимателя срок, как и многие другие, являются, скорее, морально-этическим основанием для нанимателя направить в командировку другого работника, поскольку Трудовым кодексом РБ (далее – ТК) подобные причины отказа от командировки не предусмотрены.
Таким образом, в каждом конкретном случае отказа работника от направления в служебную командировку наниматель обязан учитывать обстоятельства, препятствующие его направлению.
По мнению автора, к уважительным причинам, по которым работник может отказаться от служебной командировки, относятся те же, по которым человек может не выйти на работу: болезнь, несчастный случай, катастрофа, стихийное бедствие.
Одновременно следует отметить, что запрещается направление в служебную командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет (ст. 263 ТК).
Инвалиды и женщины, имеющие детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов – до 18 лет), могут направляться в служебную командировку только с их письменного согласия (ст. 263 и 287 ТК).
Направление в служебную командировку работника, работающего по совместительству, допускается в свободное от основной работы время, при наличии письменного согласия с основного места работы (п. 3 Инструкции № 35).
Алеся Гараева, экономист
Учет труда и его оплаты
Увольнение при предоставлении отпуска авансом
7 (183). Водитель организации не прошел медицинскую комиссию, поэтому не допущен к управлению транспортным средством. Принято решение об увольнении этого работника. Ранее ему был предоставлен отпуск. На данный момент предоставленные дни отпуска водителем еще не отработаны.
По какой статье Трудового кодекса (далее – ТК) его следует уволить? Надо ли производить удержание сумм отпускных, которые предоставлены авансом?
Удержание отпускных за неотработанные дни отпуска не производится.
Трудовой договор с таким сотрудником подлежит прекращению, а сотрудник – увольнению на основании п. 2 ст. 42 ТК: несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы.
Такое увольнение будет законным только в случае, если отсутствует возможность перевести работника (в т.ч. с переобучением) с его согласия на другую работу (часть первая ст. 43 ТК) либо если работа, на которую можно перевести работника, противопоказана ему по состоянию здоровья. Важно, что при переводе работнику должен быть предоставлен список всех имеющихся вакансий.
Если сохранить трудовые отношения не удалось, расчет с работником должен быть произведен в день увольнения. Удержание при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил трудовой отпуск, за неотработанные дни отпуска не производится (п. 2 части второй ст. 107 ТК).
Анна Шинкевич, юрист
валютное законодательство
Курсовые разницы по переоценке валютного покрытия по аккредитиву
8 (184). Расчеты с использованием аккредитивов отражают на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (Инструкция о порядке применения Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50)).
В марте 2014 г. организация перечислила банку иностранную валюту для обеспечения покрытия по аккредитиву в сумме 150 тыс. евро, задолженность по которому отражена на счете 60.
Имеет ли право организация, руководствуясь постановлением Совета Министров РБ от 03.06.2011 № 704 "О некоторых вопросах переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте" (далее – постановление № 704), отражать курсовые разницы, возникающие при переоценке счета 60 в части средств, перечисленных для обеспечения покрытия по аккредитиву, на счетах 97 "Расходы будущих периодов" либо 98 "Доходы будущих периодов"?
Не имеет.
Пунктом 47 Инструкции № 50 действительно предусмотрено, что информация о расчетах с использованием аккредитивов отражается на счете 60.
Рассмотрим нормы постановления № 704.
Так, коммерческие организации вправе относить разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте:
– по дебиторской задолженности за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги, по авансам, выданным поставщикам и подрядчикам на приобретение сырья, материалов, товаров, работ, услуг, – на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на внереализационные доходы (расходы), учитываемые при налогообложении, в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г.;
– по кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками за сырье, материалы, товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также по кредитам, займам и процентам по ним, авансам, полученным от покупателей и заказчиков, – на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на внереализационные доходы (расходы), учитываемые при налогообложении, в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г.;
– по денежным средствам, являющимся вкладом собственника имущества (учредителя, участника) в уставный фонд организации, – на увеличение или уменьшение резервного фонда и не учитывать при налогообложении (п. 2 постановления № 704).
Аккредитив – обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента-приказодателя (банк-эмитент), должен осуществить платеж получателю денежных средств (бенефициару) либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) осуществить такой платеж либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, если соблюдены все условия аккредитива. Аккредитив может исполняться посредством платежа по предъявлении, платежа с отсрочкой, акцепта и оплаты или учета переводного векселя (ст. 254 Банковского кодекса РБ).
Аналогичное определение аккредитива приведено в п. 2 Инструкции о порядке совершения банковских документарных операций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 67, в разд. II которой подробно регламентирован порядок открытия, подтверждения, авизования аккредитивов и иные аспекты аккредитивной формы расчетов в виде аккредитива.
Валютное покрытие – денежные средства, перечисленные банком-эмитентом исполняющему (подтверждающему, рамбурсирующему) банку (банком принципала гаранту) для обеспечения обязательств банка-эмитента (банка принципала) и (или) осуществления расчетов по аккредитиву (п. 2 Инструкции № 67).
Анализ положений вышеуказанных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что задолженность по аккредитиву не является задолженностью за отгруженные товары, оказанные услуги либо авансом, выданным поставщикам и подрядчикам за приобретаемое сырье, материалы, товары, работы, услуги, а следовательно, не подпадает под действие постановления № 704.
На основании вышеизложенного организация не вправе отражать курсовые разницы от переоценки перечисленного банку валютного покрытия по аккредитиву в составе доходов либо расходов будущих периодов.
Курсовые разницы, возникающие при переоценке валютного покрытия по аккредитиву, организации следует отражать на счете 91 "Прочие доходы и расходы" в составе прочих доходов либо расходов по финансовой деятельности (п. 15 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102).
Д-т 60 (субсчет "Расчеты с использованием аккредитива") – К-т 52
– перечислены банку валютные средства для исполнения аккредитива;
Д-т 10 – К-т 60 (субсчет "Расчеты с поставщиком")
– отражены в учете поступившие материалы от иностранного поставщика;
Д-т 60 (субсчет "Расчеты с использованием аккредитива") (91) – К-т 91 (60) (субсчет "Расчеты с использованием аккредитива")
– отражены курсовые разницы от дооценки валюты в части средств, перечисленных для обеспечения покрытия по аккредитиву;
Д-т 60 (субсчет "Расчеты с поставщиком") – К-т 60 (субсчет "Расчеты с использованием аккредитива")
– отражено использование средств аккредитива*.
___________________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
Виктор Статкевич, аудитор
Организация деятельности субъектов хозяйствования
Критерии для установки платежных терминалов в рознице
9 (185). Организация имеет объект розничной торговли (магазин). Товары в нем реализуются за наличный и безналичный расчет. Также организация осуществляет оптовую торговлю (продает товары со склада по безналичному расчету).
В целях определения критерия для установки платежного терминала надо ли суммировать всю выручку организации или выручка определяется только по магазину?
Выручка определяется только по магазину.
Перечень объектов, подлежащих оснащению платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских платежных карточек, определен в приложении 1 к Положению № 924/16* (далее – Перечень).
______________________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16).
В него, в частности, включены розничные торговые объекты, расположенные в капитальных строениях (зданиях и сооружениях), павильоны с торговым залом, магазины-склады. Исключением являются торговые объекты, относящиеся:
– к системе потребительской кооперации, расположенные в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет 1 продавец;
– передвижным средствам разносной торговли (п. 1 Перечня).
У организаций обязанность установки терминала в торговых и иных объектах возникает при получении ими выручки от продажи товаров за предыдущий календарный год в размере более 7 500 базовых величин (БВ).
Справочно: по объекту системы потребительской кооперации выручка должна быть более 15 000 БВ, объекту бытового обслуживания населения – более 3 750 БВ.
Количество устанавливаемых платежных терминалов должно составлять в процентном отношении к количеству используемых единиц кассового оборудования указанных объектов в течение первого календарного года не менее 50 %, в течение второго календарного года – 100 %. Терминалы должны обеспечивать в т.ч. прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы "БЕЛКАРТ", эмиссию которых осуществляют банки РБ (п. 9 Положения № 924/16).
Таким образом, при определении критерия для установки платежных терминалов принимается выручка по каждому торговому или иному объекту.
В изложенном вопросе организация должна взять всю сумму выручки, полученную магазином от продажи товаров за 2013 г., и сравнить ее с соответствующим показателем.
Выручку по складу не надо суммировать с выручкой по магазину, так как склад (если он не является магазином-складом) не включен в вышеназванный Перечень.
Требования к кассовому чеку при возврате НДС через систему Tax Free
10 (186). Торговая организация планирует организовать в своих магазинах через участие в системе Tax Free возврат НДС иностранным лицам. В магазинах используется кассовое оборудование, которое в платежном документе (кассовом чеке) не отражает величину ставки НДС (в процентах) с суммой налога по каждой продаже.
В то же время в платежном документе (кассовом чеке) помимо прочего печатается код ставки НДС по каждой продаже с наименованием товара и его стоимостью, а также код ставки налога с величиной ставки налога (в процентах) и общей суммой НДС по платежному документу (кассовому чеку).
Возможно ли использование такого платежного документа (кассового чека) в системе возврата НДС иностранным лицам?
Возможно.
Указанный в вопросе платежный документ (чек), содержащий вышеперечисленные реквизиты, может использоваться в системе возврата НДС иностранным лицам.
Обоснуем нашу позицию. Иностранные лица при приобретении товаров, стоимость которых по платежным документам, подтверждающим оплату товаров, превышает сумму 800 000 бел. руб., имеют право на возврат НДС. Для оформления чека на возврат НДС помимо прочего необходимо наличие платежного документа, сформированного кассовым оборудованием, содержащего информацию о реализованном товаре, ставке НДС и сумме покупки с НДС (ст. 1021 НК).
Кассовое оборудование должно быть включено в Государственный реестр со сферой применения в торговле с возможностью использования в системе возврата НДС.
На платежном документе, формируемом кассовым оборудованием, должно обеспечиваться наличие информации, предусмотренной государственными стандартами Республики Беларусь. Согласно государственному стандарту Республики Беларусь СТБ 1364.2-2002 "Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Дополнительные требования к кассовым суммирующим аппаратам и специальным компьютерным системам, применяемым в торговле", распространяющему свое действие на кассовое оборудование, используемое в системе возврата НДС, на платежном документе (чеке) должны печататься:
– код ставки НДС по каждой продаже или величина ставки налога (в процентах) с суммой налога по каждой продаже;
– код ставки налога с величиной ставки налога (в процентах) и общей суммой налога по ставке (если используется код налоговой ставки).
Данное решение позволяет обеспечить возможность работы в системе Tax Free кассового оборудования, отражающего налоговые ставки и суммы налогов в платежном документе после строки "Итого" по всем зарегистрированным в платежном документе (чеке) продажам. При этом в платежном документе (чеке), формируемом таким кассовым оборудованием, осуществляется идентификация прикрепления продажи товара к ставке налога соответствующим буквенным обозначением.
В указанном в вопросе платежном документе (чеке) содержатся информация о коде ставки налога по каждой продаже (буквенное обозначение) и код ставки налога с величиной ставки налога (в процентах) и общей суммой налога по ставке после строки "Итого".
Наталья Рощина, экономист
вопросы права
Ответственность за представление недостоверной отчетности при получении кредита
11 (187). Какая ответственность предусмотрена за получение кредита в случае представления в банк бухгалтерского баланса, содержащего неточные данные о финансовом состоянии предприятия?
Оценка данного деяния зависит от содержания представленных документов. В некоторых случаях это может повлечь уголовную ответственность, определенную ст. 237 "Выманивание кредита или субсидии" Уголовного кодекса РБ.
Данной статьей предусмотрены штраф, или лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, или арест на срок до 6 месяцев, или ограничение свободы на срок до 3 лет, или лишение свободы на тот же срок:
– за представление должностным лицом юридического лица в целях получения кредита либо льготных условий кредитования или выделения субсидии заведомо ложных документов и сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита или субсидии;
– умышленное несообщение должностным лицом юридического лица кредитору или органу, выделившему субсидию, информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования или субсидирования.
Эти деяния, совершенные с целью получения государственного целевого кредита либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере, наказываются ограничением свободы на срок от 2 до 5 лет или лишением свободы на тот же срок.
Справочно: особо крупным размером (ущербом в особо крупном размере) является ущерб, в 1 000 и более раз превышающий размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.
Условия наступления уголовной ответственности разъяснены постановлением Пленума Верховного Суда РБ от 08.06.1998 № 4 "О некоторых вопросах применения судами законодательства по делам о выманивании кредита или дотаций". Таковыми являются:
1) представление заведомо ложных документов и свидетельств об обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита.
Под заведомо ложными документами и свидетельствами следует понимать поддельные документы, представленные банку в обоснование кредитного запроса либо о гарантии его возврата, а также подлинные документы, содержащие не соответствующие действительности сведения, позволяющие получить кредит.
Под обстоятельствами, имеющими существенное значение для получения кредита, следует понимать платежеспособность, финансовое положение, состояние бухгалтерского учета субъекта хозяйствования, другие данные, связанные с кредитованием;
2) умышленное несообщение о возникновении обстоятельств, могущих повлечь приостановление кредитования.
К обстоятельствам, влекущим приостановление кредитования, могут быть отнесены: изменения в экономическом положении кредитополучателя, срыв заключения договора, под выполнение которого выделялся кредит, невыполнение объема работ при поэтапном финансировании за счет кредита и др.
Выманивание кредита, сопряженное с представлением заведомо ложных документов и свидетельств, считается оконченным со дня их представления независимо от того, был ли по ним получен кредит.
Умышленное несообщение должностным лицом субъекта хозяйствования банку информации о возникновении обстоятельств, которые могут повлечь приостановление кредитования, выражается в бездействии, в недоведении до сведения банка этих обстоятельств, за исключением бездействия в силу обстоятельств, не зависящих от воли должностного лица субъекта хозяйствования.
Преступление, совершенное данным способом, следует считать оконченным со дня, когда виновному стало известно о возникновении обстоятельств, которые могли повлечь приостановление кредитования.
Таким образом, кредитополучатель должен внимательно относиться не только к добросовестному исполнению обязанностей, но и к информированию банка о своем финансовом положении.
Роман Томкович, юрист
отходы производства и потребления
Применение собственной системы сбора отходов стеклотары
12 (188). Организация импортирует стеклянную тару (бутылки). В связи с этим у нее возникает обязанность обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств стеклотары (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313*).
_______________________
* Указ Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313).
В целях ее выполнения организована собственная система сбора (2 приемных пункта) отходов стеклянной тары (стеклобоя). За I квартал 2014 г. было ввезено 130 т тары из стекла. При этом в приемных пунктах от населения собрано 31 т отходов стекла, от розничных торговых сетей поступило 14 т.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
12.1. Какой временной промежуток надо брать для определения исполнения организацией обязанности?
Полугодие, в котором была ввезена стеклотара.
Организация должна 1 раз в полугодие не позднее 22 января и 22 июля представлять в адрес оператора* информацию о выполнении ею в предшествующем полугодии обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (абз. 3 подп. 1.5 п. 1 Указа № 313). Форма такой информации содержится в приложении 2 к Указу № 313.
_____________________
* Государственное учреждение "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор).
Таким образом, определение исполнения организацией обязанности, предусмотренной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, должно осуществляться по итогам полугодия, на которое приходились:
– даты выпуска ввозимой стеклянной тары в соответствии с таможенными процедурами для внутреннего потребления, реимпорта, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, свободной таможенной зоны, таможенного склада, свободного склада;
– даты принятия ввезенной стеклянной тары на учет – при отсутствии таможенного оформления.
От редакции:
В приложение 1 к Указу № 313 включены бутыли, бутылки, флаконы, кувшины, горшки, банки, ампулы и прочие стеклянные емкости для хранения, транспортировки или упаковки товаров; банки для консервирования стеклянные (коды ТН ВЭД ТС 7010 10 000 0, 7010 90).
12.2. Вправе ли организация включать отходы стекла, полученные от розницы, в количество отходов, собранных с применением собственной системы сбора отходов товаров и тары?
Не вправе.
Применение собственной системы сбора отходов товаров и тары предполагает:
– сбор отходов, относящихся по происхождению к отходам потребления.
Это отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов (ст. 1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами"; далее – Закон № 271-З);
– самостоятельный сбор отходов, т.е. с применением методик и оборудования для сбора отходов, находящегося на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования;
– сбор отходов в установленных пределах, т.е. организация должна за отчетное полугодие обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование 30 % отходов стекла от количества ввезенной стеклянной тары (подп. 1.4.1 п. 1 Указа № 313).
В данном случае отходы стекла за I квартал 2014 г. собирались (заготавливались) в т.ч. от розничных торговых сетей.
Отходы стекла, полученные от розницы, не могут быть включены в количество отходов стекла, собранных с применением собственной системы сбора отходов товаров и тары, если они:
1) образовались в результате деятельности организаций, осуществляющих розничную торговлю.
Такие отходы по происхождению относят к отходам производства, а не к отходам потребления (ст. 1 Закона № 271-З);
2) собраны от населения организациями розничной торговли и переданы впоследствии организации – импортеру стеклотары.
Несмотря на то что отходы по происхождению относят к отходам потребления, не соблюден другой критерий применения собственной системы сбора отходов товаров и тары: отходы должна собирать организация, подпадающая под обязанность, определенную подп. 1.2 п. 1 Указа № 313.
Справочно: если производители и поставщики (импортеры) применяют собственную систему сбора отходов, но не обеспечивают сбор, обезвреживание и (или) использование отходов в количестве, определенном подп. 1.4.1 п. 1 Указа № 313, они обязаны внести на текущий (расчетный) счет оператора плату исходя из объема произведенных и (или) ввезенных товаров и тары, за вычетом объемов отходов товаров и тары, собранных, обезвреженных и (или) использованных с применением собственной системы сбора (часть вторая подп. 1.4.2 п. 1 Указа № 313).
Сергей Юрча, главный специалист ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов"