налогообложение
Изменение стоимости капитальных строений и налог на недвижимость
1 (198). На 1 января 2014 г. в бухгалтерском учете организации на счете 08 "Вложения в долгосрочные активы" числились капитальные строения (сооружения), по которым исчисляется налог на недвижимость. В январе 2014 г. сооружения введены в эксплуатацию и их стоимость увеличена на сумму расходов по регистрации данных объектов.
Возникли следующие вопросы:
1.1. Надо ли производить корректировку годовой суммы налога на недвижимость в этом случае?
Не надо.
Корректировка годовой суммы налога на недвижимость предусмотрена для плательщиков налога на недвижимость в случаях, предусмотренных в пп. 6–9 ст. 189 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК). Наиболее типичными ситуациями являются приобретение сооружений, их выбытие, возникновение и утрата права на применение налоговых льгот, возникновение объектов сверхнормативного незавершенного строительства.
Если перевод в бухгалтерском учете объектов обложения налогом на недвижимость с одного счета бухгалтерского учета на другой не связан с наличием ситуаций, указанных в пп. 6–9 ст. 189 НК, то это не влечет за собой пересчет годовой суммы налога на недвижимость и внесение изменений в соответствующую налоговую декларацию (расчет).
Таким образом, после осуществления процедуры государственной регистрации сооружений, числившихся на 1 января 2014 г. на счете 08 и в дальнейшем переведенных в 2014 г. на счет 01 "Основные средства" по стоимости, увеличенной на сумму расходов по регистрации, исчисленную годовую сумму налога на недвижимость не корректируют и изменения в налоговую декларацию (расчет) не вносят.
1.2. Надо ли производить корректировку годовой суммы налога на недвижимость при осуществлении организацией в течение 2014 г. частичной ликвидации сооружений, а также модернизации, реконструкции, дооборудования, достройки и в других случаях, предусматривающих увеличение или уменьшение стоимости сооружений?
Не надо.
НК не предусмотрена корректировка годовой суммы налога на недвижимость при осуществлении организациями в течение 2014 г. частичной ликвидации капитальных строений (сооружений), а также модернизации, реконструкции, дооборудования, достройки и других работ капитального характера, изменяющих стоимость существующих капитальных строений (сооружений).
Николай Савельев, экономист
НДС при выполнении работ резидентом РФ на территории Беларуси
2 (199). Российская организация выполняет ремонтно-строительные работы трубопровода, расположенного на территории Республики Беларусь. Заказчиком этих работ является белорусская организация.
Следует ли белорусскому заказчику производить исчисление и уплату НДС при приобретении этих работ, если российская подрядная организация не состоит на учете в налоговом органе РБ?
Следует.
В данном случае местом реализации работ при осуществлении ремонтно-строительных работ трубопровода, расположенного на территории Республики Беларусь, выполняемых российской организацией по договорам строительного подряда, признают территорию Республики Беларусь. Следовательно, заказчик этих работ должен исчислить и уплатить НДС в Беларуси.
Этот вывод основан на нормах НК и Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее – Протокол по услугам).
Так, взимание НДС осуществляется в государстве – члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Исключение составляют работы по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию одного государства – члена Таможенного союза с территории другого государства – члена Таможенного союза с последующим вывозом продуктов переработки на территорию другого государства (ст. 2, 4 Протокола по услугам).
При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяют в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом по услугам.
Местом реализации работ, услуг признают территорию государства – члена Таможенного союза, если работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства (подп. 1 п. 1 ст. 3 Протокола по услугам).
Недвижимое имущество – это земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, трубопроводы, линии электропередачи, предприятия как имущественные комплексы и космические объекты (ст. 1 Протокола по услугам).
В нашем случае местом реализации работ признается территория Республики Беларусь.
При реализации работ на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Беларуси через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в белорусских налоговых органах, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагают на состоящие на учете в белорусских налоговых органах организации, приобретающие данные работы (п. 1 ст. 92 НК).
Андрей Недоступ, аудитор
Работа по совместительству инженера-программиста в Парке высоких технологий и подоходный налог
3 (200). Организация – резидент Парка высоких технологий (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Парк) принимает на работу по совместительству инженера-программиста.
По какой ставке следует удерживать подоходный налог из заработной платы сотрудника?
По ставке 9 %.
Доходы физических лиц (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков), полученные в течение календарного года от резидентов Парка по трудовым договорам (контрактам), облагают подоходным налогом с физических лиц по ставке в размере 9 % (п. 26 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента РБ от 22.09.2005 № 12; далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Положение № 12).
В налоговом законодательстве ставка подоходного налога с физических лиц установлена в размере 9 % в отношении доходов, полученных физическими лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) от резидентов Парка по трудовым договорам (контрактам) (подп. 3.1 п. 3 ст. 173 НК).
Таким образом, если с сотрудником заключается трудовой договор (контракт) и он не осуществляет обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков, то независимо от того, является для него основным местом работы организация – резидент Парка или нет, подоходный налог из заработной платы удерживают по ставке 9 %.
Работа по договору подряда в Парке высоких технологий: исчисление подоходного налога и взносов в ФСЗН
4 (201). Организация – резидент Парка заключила гражданско-правовой договор (договор подряда) с физическим лицом на выполнение работ по тестированию и отладке программного продукта.
Возникают следующие вопросы:
4.1. По какой ставке следует удерживать подоходный налог из вознаграждения физического лица?
По ставке 12 %.
Доходы физических лиц (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков), полученные в течение календарного года от резидентов Парка по трудовым договорам (контрактам), облагают подоходным налогом с физических лиц по ставке в размере 9 % (п. 26 Положения № 12).
В налоговом законодательстве ставка подоходного налога с физических лиц установлена в размере 12 %, если иное не определено ст. 173 НК (п. 1 ст. 173 НК).
Поскольку физическое лицо выполняет работы не по трудовому договору (контракту), а по договору подряда, то подоходный налог из вознаграждения надо удерживать по ставке 12 %.
4.2. Имеет ли право организация применить льготу по уплате взносов в ФСЗН?
Не имеет.
Работники резидентов Парка в установленном законодательством порядке подлежат обязательному государственному социальному страхованию.
Льгота заключается в том, что обязательные страховые взносы не начисляют на часть дохода (выплат) работника (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) резидента Парка, являющуюся объектом для начисления таких взносов, превышающую 1-кратный размер средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который должны быть уплачены обязательные страховые взносы (часть вторая п. 27 Положения № 12).
Работники резидентов Парка вправе не использовать льготу, предусмотренную в части второй п. 27 Положения № 12.
Поскольку физическое лицо выполняет работы по договору подряда, а не на основании трудового договора (контракта), то оно не является работником организации. Следовательно, организация – резидент Парка не имеет права применить к вознаграждению физического лица льготу, предусмотренную частью второй п. 27 Положения № 12.
Cергей Козырев, канд. экон. наук, аудитор, DipIFR
Учет отходов по новым правилам
5 (202). Организация осуществляет заготовку в приемном пункте вторичного сырья, в т.ч. лома и отходов черных и цветных металлов, от населения. Она не представляет статистическую отчетность об обращении с отходами производства.
Рассмотрим вопросы, возникшие в данной ситуации.
5.1. Необходимо ли организации вести книгу учета отходов ПОД-9 согласно новому порядку ведения учета и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды?
Нет, при выполнении определенных условий.
Организации не надо вести книгу учета отходов ПОД-9. Она вправе применять только книгу общего учета отходов по форме ПОД-10.
Обоснуем наш вывод.
С 1 июня 2014 г. вступил в силу технический кодекс установившейся практики ТКП 17.02-12-2014 (02120) "Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды"* (далее – ТКП 17.02-12-2014 (02120)). Данным кодексом утверждены в т.ч. новые формы книги учета отходов (ПОД-9) и книги общего учета отходов (ПОД-10), а также порядок их заполнения.
______________________________
* ТКП 17.02-12-2014 (02120) утвержден постановлением Минприроды РБ от 03.03.2014 № 2-Т "Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов".
Так, книга учета отходов по форме ПОД-9 применяется для ведения учета отходов в местах их образования (поступления) (подп. 12.1 п. 12 ТКП 17.02-12-2014 (02120)). Таким образом, в случае сбора, заготовки (т.е. фактически поступления) отходов от физических лиц следует вести их учет в книге ПОД-9.
Однако из каждого правила почти всегда есть исключения.
К описанному случаю можно применить норму, указанную в части второй подп. 12.1 п. 12 ТКП 17.02-12-2014 (02120).
Так, организации, не представляющие статистическую отчетность об обращении с отходами производства, вправе вести учет по иным формам, принятым в организации с учетом требований указанного ТКП. В таких случаях порядок представления данных для заполнения книги по форме ПОД-10 должен быть указан в инструкции по обращению с отходами производства организации.
Отметим, что статистическую отчетность об обращении с отходами производства не представляют юридические лица и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с отходами производства, у которых образуются только отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковки незагрязненные, отработанные люминесцентные трубки, отработанные ртутные лампы, при общем объеме таких отходов 50 т и менее в год (п. 2 постановления Белстата от 19.09.2013 № 208).
Таким образом, если в результате деятельности организации образуются только обозначенные виды отходов при общем их объеме образования 50 т и менее в год, рассматриваемое исключение может быть применено. Важно понимать, что необходимость представления статистической отчетности об обращении с отходами производства не зависит от видов собираемых (заготавливаемых) отходов. Она основана только на видах и количестве образующихся отходов.
От редакции:
Вторичное сырье – вторичные материальные ресурсы, которые подготовлены к использованию для производства продукции, электрической и (или) тепловой энергии (далее – энергия), выполнения работ, оказания услуг в соответствии с требованиями, установленными техническими нормативными правовыми актами. В свою очередь, вторичные материальные ресурсы – это отходы, которые после их сбора могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторичного сырья и для использования которых в Республике Беларусь имеются объекты по использованию отходов (ст. 1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами").
5.2. Можно ли к рассмотренной выше ситуации применить еще какие-либо исключения, предусмотренные ТКП 17.02-12-2014 (02120)?
Можно при выполнении определенных требований.
К случаю, рассматриваемому в вопросе, возможно применение нескольких исключений, предусмотренных частью третьей подп. 12.1 п. 12 ТКП 17.02-12-2014 (02120).
Так, книга ПОД-9 не ведется организациями, осуществляющими деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов, учет которых предусмотрен иными нормативными правовыми актами, в т.ч. и техническими нормативными правовыми актами.
В качестве примера такого нормативного правового акта можно привести Инструкцию о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утвержденную постановлением Минэкономики, Минстройархитектуры и Минпрома РБ от 15.06.2006 № 98/12/10.
В то же время при рассмотрении данного исключения необходимо учесть, что в процессе осуществления деятельности организации образуются отходы производства, а также заготавливаются иные виды отходов, учет которых не предусмотрен нормативными правовыми актами по обращению с ломом и отходами черных и цветных металлов. Полагаем, данное исключение распространяется только на учет лома и отходов черных и цветных металлов, но не других видов образующихся и (или) заготавливаемых отходов.
Книга ПОД-9 не ведется также организациями, в структуру которых входит только одно производственное (структурное) подразделение, для учета отходов которых применяется книга общего учета отходов по форме ПОД-10.
Если в структуру организации входит только одно производственное (структурное) подразделение, для учета заготавливаемых и образующихся отходов применяется только книга общего учета отходов по форме ПОД-10.
Сергей Юрча, главный специалист ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов"
От редакции:
В настоящее время Минприроды подготовлен проект постановления, согласно которому:
– постановление Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33 "Об утверждении форм учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды" прекратит свое действие с 1 января 2015 г.;
– для организаций будет установлен переходный период в части применения норм ТКП 17.02-12-2014 (02120).
Организация деятельности субъектов хозяйствования
Открытие текущего счета для расчетов филиалом
6 (203). Организация планирует открыть отдельный субсчет для осуществления расчетов ее филиалом.
Какие документы необходимо для этого представить в банк?
Счета в банках открываются на основании договора или прямого указания законодательства.
Действующее законодательство не предусматривает возможности открытия субсчетов для осуществления расчетов филиалом.
Однако в этих целях организация может открыть обычный текущий (расчетный) счет организации и предоставить руководству филиала право распоряжения денежными средствами на таком счете.
Справочно: владельцами счета по договору текущего (расчетного) банковского счета могут быть физические и юридические лица (ст. 198 Банковского кодекса РБ; далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – БК).
Владелец текущего (расчетного) банковского счета имеет право распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете, через уполномоченных им лиц (ст. 200 БК).
Из указанных норм следует, что владельцем счета является не филиал, а юридическое лицо (организация), поскольку филиал не является субъектом права.
Для открытия текущего счета организация должна представить в банк документы, определенные подп. 2.3 п. 2 Декрета Президента РБ от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования", а именно:
– заявление на открытие текущего (расчетного) счета;
– копию (без нотариального засвидетельствования) устава, имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации.
Коммерческая организация, действующая только на основании учредительного договора, вместо устава должна представить копию учредительного договора;
– карточку с образцами подписей должностных лиц юридического лица, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати.
Свидетельствование подлинности подписей лиц, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттисков печати организации на карточках с их образцами для открытия счетов в банках осуществляют уполномоченные сотрудники банков.
Открытие специального банковского счета
7 (204). Организация имеет в банке текущий (расчетный) счет. В связи с тем что организация является многопрофильной, у нее есть потребность в открытии нескольких специальных счетов для аккумулирования выручки от соответствующих видов деятельности и осуществления связанных с ними расчетов.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
7.1. Каков порядок открытия таких счетов?
Законодательство не предусматривает открытие специального счета для аккумулирования выручки от нового вида деятельности.
По договору специального счета одна сторона (банк) обязуется открыть другой стороне (владельцу счета) текущий (расчетный) банковский счет со специальным режимом функционирования, устанавливаемым в договоре специального счета, договоре субсчета на основании акта законодательства РБ, в соответствии с которым открывается специальный счет. К отношениям по договору специального счета применяют правила о договоре текущего (расчетного) банковского счета, если иное не предусмотрено БК, а также актами законодательства РБ, в соответствии с которым открывают специальный счет (ст. 2071 БК).
Таким образом, специальный счет может быть открыт только в случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами (т.е. в конкретном нормативном правовом акте должно содержаться прямое указание о возможности открытия специального счета для определенной цели). В настоящее время законодательство не предусматривает возможности открытия специального счета в целях аккумулирования выручки от нового направления деятельности.
Однако для аккумулирования выручки от отдельных видов деятельности и осуществления связанных с ней расчетов может быть открыт обычный текущий (расчетный) счет, а режим его использования (для аккумулирования выручки или иных целей) определит сама организация.
Для этого организации необходимо заключить с банком договор текущего (расчетного) банковского счета, по которому:
– банк (небанковская кредитно-финансовая организация) обязуется открыть владельцу счета текущий (расчетный) банковский счет для хранения денежных средств владельца счета и (или) зачисления на этот счет денежных средств, поступающих в пользу владельца счета, а также выполнять поручения владельца счета о перечислении и выдаче соответствующих денежных средств со счета;
– владелец счета обязуется предоставлять банку (небанковской кредитно-финансовой организации) право использовать временно свободные денежные средства, находящиеся на счете, с уплатой процентов, определенных законодательством РБ или договором, и уплачивать ему вознаграждение (плату) за оказываемые услуги (ст. 197 БК).
Важно! Количество текущих (расчетных) счетов, которые вправе открыть организация, не ограничено.
7.2. Есть ли ограничения по целевому открытию текущего (расчетного) банковского счета?
Ограничений нет.
Законодательство не ограничивает цели, для которых может открываться текущий (расчетный) счет.
По текущему (расчетному) банковскому счету банк осуществляет следующие операции:
– зачисление на счет денежных средств, поступивших на имя его владельца;
– перечисление со счета денежных средств иным лицам, в т.ч. банку и (или) небанковской кредитно-финансовой организации;
– выдачу со счета наличных денежных средств;
– иные операции, предусмотренные законодательством РБ или договором текущего (расчетного) банковского счета.
Договор подписан лицом, у которого истек срок действия выданной ему доверенности
8 (205). Частным унитарным предприятием (ЧУП) был заключен договор с обществом с ограниченной ответственностью (ООО). От лица последнего договор подписал менеджер по продажам на основании доверенности. Однако, как выявилось впоследствии, срок действия выданной ему доверенности истек к дате подписания договора.
Является ли данный договор недействительным?
Нет, если есть факты одобрения сторонами сделки.
В рассматриваемом вопросе руководитель ЧУП (ООО) может одобрить данную сделку (подтвердить свое согласие с условиями договора). Более того, если договор какое-то время исполнялся, что подтверждается документами, в т.ч. подписанными правомочными представителями обеих сторон, доказать его недействительность проблематично.
Указанные выводы основаны на нормах ст. 184 Гражданского кодекса РБ.
Так, сделка, совершенная от имени другого лица лицом, не уполномоченным на это или с превышением полномочий, считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица (т.е. того физического лица, которое подписало соответствующий договор, хотя в правоприменительной практике Республики Беларусь такие договоры признаются недействительными).
Однако такая сделка порождает гражданские права и обязанности для представляемого в случае последующего одобрения им указанной сделки. Последующее одобрение делает сделку действительной с момента ее заключения.
Одобрение может быть выражено как в письменной форме, так и в совершении действий, которые, безусловно, свидетельствуют об одобрении сделки. Под прямым последующим одобрением сделки, в частности, могут пониматься:
– письменное или устное одобрение независимо от того, адресовано ли оно непосредственно контрагенту по сделке;
– признание претензии, представленной контрагентом, либо иные конкретные действия, свидетельствующие об одобрении сделки. Это могут быть, например, полная или частичная оплата товара, работ, услуг, их приемка для использования, полная или частичная уплата процентов по основному долгу, равно как и уплата неустойки и других сумм в связи с нарушением обязательства; реализация других прав и обязанностей по сделке;
– заключение другой сделки, которая обеспечивает первую или заключена во исполнение либо во изменение первой;
– просьба об отсрочке или рассрочке исполнения.
Справочно: следует учитывать, что близкие по фактическим обстоятельствам случаи суды квалифицируют различно. Приведем некоторые примеры из обзора судебной практики.
Пример 1. Заключение договора сотрудником, у которого нет на это полномочий
Главный инженер заключил договор от имени предприятия. На тот момент у него отсутствовали полномочия заключать договоры. Директор предприятия предъявил в хозяйственный суд иск о признании сделки недействительной.
Факт предъявления данного иска хозяйственный суд расценил как выражение несогласия истца с договором, заключенным от его имени главным инженером. Решением суда договор признан недействительным (п. 8 Обзора судебной практики по делам о признании сделок недействительными и установлении факта ничтожности сделок и применении последствий их недействительности, одобренного постановлением Президиума ВХС РБ от 17.12.2001 № 28).
Пример 2. Обстоятельства, свидетельствующие об одобрении сделки
Договор подряда между ОАО и ООО был заключен (подписан) от имени ООО главным инженером, должным образом не уполномоченным на это. В силу изложенного ОАО предъявило иск и указало, что данный договор является недействительным.
Судом было установлено, что после заключения договора ООО направляло письма за подписью директора в адрес ОАО, в которых подтверждается факт заключения договора. Данное обстоятельство свидетельствует о последующем одобрении сделки (п. 6 Обобщения судебной практики по категории дел о недействительности (установлении факта ничтожности) сделок, одобренного постановлением Президиума ВХС РБ от 30.10.2002 № 33).
Роман Томкович, юрист
таможенное законодательство
Расчет сумм обеспечения уплаты таможенной пошлины
9 (206). Белорусская организация помещает под таможенную процедуру таможенного транзита иностранный товар. Условием его помещения под указанную процедуру является предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Какую стоимость товара необходимо использовать, чтобы произвести расчет суммы таможенной пошлины?
Надо использовать сведения о цене сделки.
В качестве основы при расчете сумм обеспечения уплаты таможенной пошлины надо использовать сведения о цене сделки, отраженной в гр. 42 транзитной декларации. Если такая цена сделки указана в иностранной валюте, то ее пересчет в белорусские рубли осуществляют по курсу Нацбанка РБ, действующему на день регистрации транзитной декларации.
Обоснуем наш вывод.
Сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита определяют исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта (часть вторая п. 1 ст. 88 Таможенного кодекса Таможенного союза; далее – ТК ТС).
Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении: количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика (п. 2 ст. 75 ТК ТС).
Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется, если:
– товары фактически пересекли таможенную границу;
– такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита (п. 2 ст. 64 ТК ТС).
Из этого следует, что таможенная стоимость товаров не определяется, если товары помещают под таможенную процедуру таможенного транзита.
Справочно: вопросы определения таможенной стоимости товаров регулирует Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008 (далее – Соглашение).
Основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в ст. 4 Соглашения (п. 1 ст. 2 Соглашения).
Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними (п. 1 ст. 4 Соглашения), т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза.
Стоимость перевозимого товара в соответствии с коммерческими документами указывается в гр. 42 "Валюта и стоимость товара" транзитной декларации.
Справочно: порядок заполнения транзитной декларации определен Инструкцией о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289.
Людмила Дрозд, специалист таможенного дела, экономист