налогообложение
Продукты питания, приобретенные организацией для работников, являются их доходом
1 (206). Организация оборудовала в офисе специальную комнату для приема пищи своими сотрудниками. При этом она за счет собственных средств ежемесячно приобретает продукты питания (питьевую воду, чай, кофе, печенье и т.п.) у сторонней организации, которые безвозмездно используются сотрудниками данной организации во время обеденного перерыва.
Является ли стоимость приобретенных организацией для своих сотрудников указанных продуктов питания их доходом, подлежащим обложению подоходным налогом?
Является (за исключением питьевой воды), но возможно применение льготы.
Указанные расходы организации (за исключением расходов на питьевую воду) будут подлежать налогообложению с другими выплачиваемыми данной организацией доходами в порядке, предусмотренном ст. 175 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК). Однако к ним можно применить освобождение от уплаты подоходного налога, предусмотренное подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК.
Обоснуем наш вывод.
При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц организации следует учитывать все доходы плательщика, полученные им в денежной и натуральной формах (п. 1 ст. 156 НК).
Питание, оплаченное организацией (полностью или частично) за плательщика в его интересах, относится к доходам, получаемым им в натуральной форме (подп. 2.1 и 2.2 п. 2 ст. 157 НК).
Вместе с тем при налогообложении указанных доходов следует учитывать положения:
– подп. 2.5 п. 2 ст. 153 НК. Данная норма не признает объектом обложения подоходным налогом стоимость питьевой бутилированной воды, приобретенной организацией для работников;
– подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК. Эту норму можно применить в отношении таких доходов, как чай, кофе, печенье и др., поскольку она освобождает от подоходного налога доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, получаемые:
от организации, являющейся местом основной работы, – в размере, не превышающем 11 430 000 руб., в течение налогового периода;
иных организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением профсоюзных организаций, – в размере, не превышающем 755 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода.
При выплате дохода в натуральной форме налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется:
– при наличии регулируемых розничных цен – как стоимость (с учетом НДС, а для подакцизных товаров – и акцизов) этих товаров, исчисленная исходя из этих цен;
– при отсутствии регулируемых розничных цен – как стоимость, определенная организацией на дату начисления плательщику дохода (п. 1 ст. 157 НК).
При этом размер дохода определяют из расчета расходов, приходящихся на 1 сотрудника организации.
Таким образом, если размер указанной льготы не был использован на другие цели, расходы организации на приобретение чая, кофе, печенья и иных продуктов не будут являться доходом работников, подлежащим обложению подоходным налогом.
Подоходный налог и товары, розданные в рамках проведения рекламы и рекламных игр
2 (207). Торговая организация с мая по июнь 2014 г. среди покупателей (физических лиц) своей продукции проводит рекламную игру. При этом всем без исключения покупателям выдается сувенирная продукция. Покупатели, желающие поучаствовать в розыгрыше главного приза (путевка в Италию стоимостью 35 000 000 руб.), должны заполнить информацию о себе в карточке участника.
Рассмотрим вопросы, возникшие в данной ситуации.
2.1. Надо ли организации исчислять подоходный налог со стоимости сувениров, полученных покупателями?
Не надо.
При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (п. 1 ст. 156 НК).
При этом НК определен перечень доходов, освобождаемых от обложения подоходным налогом. К ним, в частности, относятся доходы, получаемые в размере стоимости товаров, розданных в рамках проведения рекламы и рекламных игр, если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях таких товаров (подп. 2.17 п. 2 ст. 153 НК).
Так как у организации отсутствуют сведения о получателях сувенирной продукции, выдаваемой физическим лицам в подарок, то она не является для них доходом, подлежащим обложению подоходным налогом.
2.2. Является ли стоимость путевки доходом для покупателя, который ее выиграет?
Является.
В рассматриваемом вопросе путевка для ее получателя будет признаваться доходом, полученным в натуральной форме, и подлежать обложению подоходным налогом, так как у организации есть сведения о получателе выигрыша (для участия в розыгрыше путевки необходимо зарегистрироваться).
При исчислении подоходного налога с указанного дохода торговая организация вправе применить льготу, установленную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК.
Так, от подоходного налога освобождаются доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде подарков и призов, получаемые:
– от организации, являющейся местом основной работы, в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в ней, – в размере, не превышающем 11 430 000 руб. в течение налогового периода;
– иных организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением профсоюзных организаций, – в размере, не превышающем 755 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода.
Следовательно, если получатель путевки не будет являться работником организации либо пенсионером, ранее работавшим в этой организации, налоговый агент при исчислении подоходного налога вправе уменьшить налоговую базу по подоходному налогу с физических лиц только на 755 000 руб.
Налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате. При этом удержание производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом плательщику, при их фактической выплате плательщику либо по его поручению третьим лицам (п. 8 ст. 175 НК).
2.3. Как удержать исчисленную с такого дохода сумму налога, если получателю путевки выплата денежных средств производиться не будет?
Предложить плательщику внести причитающуюся сумму подоходного налога в кассу торговой организации.
Если же он откажется внести необходимую сумму налога в кассу, то торговая организация как налоговый агент должна в месячный срок со дня выявления указанных фактов направить в налоговый орган по месту жительства плательщика письменное сообщение о сумме задолженности по налогу. Налоговый орган по месту жительства плательщика в 30-дневный срок со дня получения сообщения о сумме задолженности по налогу обязан вручить плательщику извещение на уплату налога.
Плательщик, получивший в качестве выигрыша путевку, должен уплатить подоходный налог самостоятельно в 30-дневный срок со дня вручения налоговым органом такого извещения (п. 5 ст. 181 НК).
Анна Павлова, экономист
НДС при реализации товара по договору комиссии
3 (208). Белорусская организация по договору комиссии реализует товары, являющиеся собственностью литовского комитента. Комитент по указанию комиссионера отгружает товар покупателю на территорию Республики Беларусь.
Следует ли белорусскому комиссионеру производить исчисление НДС при оказании своих услуг, если комитент отгружает товар с территории Литовской Республики?
Следует.
Несмотря на то что комитент отгружает товар с территории Литовской Республики, белорусский комиссионер должен при реализации комиссионных (посреднических) услуг произвести исчисление и уплату НДС в Республике Беларусь.
Обоснуем наш вывод. Обороты по реализации услуг на территории Республики Беларусь признают объектами обложения НДС (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
Местом реализации услуг признают территорию Республики Беларусь, если деятельность организации осуществляется на территории Республики Беларусь и ею оказываются услуги, не предусмотренные подп. 1.1–1.4 п. 1 ст. 33 НК (подп. 1.5 п. 1 ст. 33 НК).
Посреднические услуги не предусмотрены указанными подпунктами п. 1 ст. 33 НК. Следовательно, местом реализации этих услуг признают территорию Республики Беларусь, так как эти услуги оказаны белорусской организацией.
В учете комиссионера:
Д-т 004
– на стоимость полученного товара;
Д-т 62 – К-т 76
– на стоимость товара, отгруженного покупателю,
одновременно:
К-т 004
– на стоимость товара, отгруженного покупателю;
Д-т 51, 52 – К-т 62
– на стоимость поступившей от покупателя оплаты;
Д-т 76 – К-т 51, 52
– на часть поступившей выручки, перечисленной комитенту;
Д-т 76 – К-т 90
– на часть поступившей выручки в размере комиссионного вознаграждения;
Д-т 90 – К-т 68
– на сумму НДС, исчисленного из суммы комиссионного вознаграждения*.
___________________________
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
НДС по оказанным российским резидентом услугам по разработке и созданию рекламных стендов
4 (209). Российское рекламное агентство оказало белорусской организации – заказчику услуги по разработке и созданию рекламных стендов и плакатов по рекламе продукции заказчика.
Следует ли белорусскому заказчику производить исчисление НДС при приобретении таких услуг?
Следует.
При приобретении у российской организации услуг по разработке и созданию рекламных стендов и плакатов белорусскому заказчику следует произвести исчисление и уплату НДС в Республике Беларусь.
Обоснуем наш вывод с учетом норм:
– НК;
– Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе (далее – Протокол*);
___________________________
* Протоhttp://www.etalonline.by/?type=text®num=F90900027#scrollInto#ПРОТОКОЛ_2кол принят Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 11.12.2009 № 26 "О международных договорах и иных нормативных актах по реализации основных положений Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года".
– Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее – Соглашение).
Так, при реализации работ, услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в республике через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в белорусских налоговых органах, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагают на состоящие на учете в белорусских налоговых органах организации, приобретающие данные работы, услуги (п. 1 ст. 92 НК).
Местом реализации работ, услуг признают территорию государства стороны, если работы, услуги приобретаются налогоплательщиком государства этой стороны при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных и маркетинговых услуг, а также услуг по обработке информации и при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (п. 4 ст. 3 Протокола).
Рекламные услуги – услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме (ст. 1 Протокола).
Соответственно местом реализации услуг по разработке и созданию рекламных стендов и плакатов признают территорию Республики Беларусь, поскольку данные услуги приобретает белорусский налогоплательщик. Поэтому ему следует произвести исчисление и уплату НДС в Республике Беларусь.
Справочно: взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами (ст. 5 Соглашения).
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве – члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (исключение – работы, указанные в ст. 4 Протокола). При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом (ст. 2 Протокола).
Андрей Недоступ, аудитор
Внесение арендной платы единовременно за полугодовой период и исчисление НДС
5 (210). Организация-арендодатель заключила договор аренды складского помещения сроком на полгода с 1 июля по 31 декабря 2014 г. Согласно договору арендная плата установлена за весь период аренды (полугодие) и вносится арендатором единовременно не позднее 31 декабря 2014 г. Отчетным периодом по НДС у арендодателя является календарный квартал.
Подлежит ли оборот по сдаче в аренду складского помещения отражению в налоговой декларации (расчете) по НДС, представляемой за III квартал 2014 г.?
Нет. Оборот отражается в налоговой декларации за IV квартал 2014 г.
Обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по передаче арендодателем объекта аренды арендатору, признают объектами обложения НДС (подп. 1.1.6 п. 1 ст. 93 НК).
При этом налоговая база при передаче арендодателем объекта аренды арендатору определяется как сумма арендной платы (п. 7 ст. 98 НК).
Моментом сдачи (передачи) объекта (предмета) в аренду признают последний день установленного договором каждого периода, к которому относится арендная плата по такой сдаче (передаче), но не ранее даты фактической передачи объекта аренды арендатору (п. 11 ст. 100 НК).
Моментом сдачи в аренду складского помещения признают последнее число установленного договором аренды периода, к которому относится арендная плата, т.е. 31 декабря 2014 г.
Исходя из этого оборот по сдаче в аренду складского помещения в налоговой декларации (расчете) по НДС, представляемой за III квартал 2014 г., не отражают. Оборот по реализации подлежит отражению в налоговой декларации (расчете) по НДС за IV квартал 2014 г.
Справочно: по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 577 Гражданского кодекса РБ; далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ГК).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случаях, когда они не определены договором, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно (пп. 1, 2 ст. 585 ГК).
Возврат денежного долга товаром по суду и НДС
6 (211). Между 2 белорусскими организациями заключен договор купли-продажи производственного оборудования. В связи с тяжелым экономическим положением покупатель не смог рассчитаться за поставленное оборудование в установленный договором срок, поэтому продавец был вынужден обратиться в суд. В счет погашения задолженности суд передал продавцу нежилое складское помещение, принадлежащее покупателю. В решении суда, исполнительных документах и акте передачи имущества кредитору (организации-продавцу) указана стоимость помещения – 1 200 млн. руб. без выделения НДС.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
6.1. Должен ли должник (покупатель) исчислить и уплатить НДС при отчуждении нежилого складского помещения?
Должен.
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
Реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок (п. 1 ст. 31 НК).
Таким образом, у организации-должника при обращении взыскания на имущество возникает оборот по реализации, который признают объектом обложения НДС.
6.2. Как определить налоговую базу для исчисления НДС?
Определение налоговой базы НДС при реализации товаров производят в соответствии со ст. 98 НК: налоговая база НДС при реализации товаров определяется как стоимость этих товаров.
Сумма НДС исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (п. 2 ст. 103 НК).
В отношении оборота по реализации недвижимого имущества применяют общеустановленную ставку НДС – 20 % (подп. 1.3 п. 1 ст. 102 НК).
Должник исчисляет НДС следующим образом: цена реализации × ставка НДС / (100 + ставка НДС).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации налоговой базой для отражения в гр. 2 стр. 2 разд. I налоговой декларации (расчета) по НДС является 1 200 млн. руб. Сумма исчисленного НДС составит 200 млн. руб.
Отметим, что законодательство не возлагает на судебного исполнителя полномочий по выделению и предъявлению покупателю арестованного имущества суммы НДС, подлежащей исчислению и уплате в бюджет должником, поскольку судебный исполнитель не является плательщиком НДС в рассматриваемой ситуации. НДС может быть предъявлен покупателю только должником в акте сверки расчетов, подписанном должником и покупателем (п. 8 ст. 105 НК). На основании данного акта покупатель вправе принять к вычету сумму НДС.
НДС в акте сверки выделяет должник в аналогичном для отражения в налоговой декларации (расчете) по НДС порядке.
Владимир Васильев, экономист
Возврат НДС по системе Tax Free
7 (212). Каков порядок возврата НДС торговыми организациями по системе Tax Free?
С 1 января 2013 г. в НК (ст. 102, 1021) внесены положения, предусматривающие возврат иностранным физическим лицам, не имеющим постоянного места жительства в государстве – члене Таможенного союза, НДС за приобретенные ими в магазинах на территории Республики Беларусь товары при условии их дальнейшего вывоза в течение 3 месяцев со дня приобретения за пределы территории Таможенного союза.
Право на возврат возникает при осуществлении покупки в течение 1 дня в одном магазине торговой организации товаров на сумму от 800 тыс. руб. (с учетом НДС). К товарам, по которым осуществляется возврат НДС, не относятся товары, освобождаемые от обложения НДС, товары, облагаемые по ставке 10 %, а также подакцизные товары.
Справочно: механизм возврата НДС иностранным физическим лицам утвержден постановлением Совета Министров РБ от 08.01.2013 № 13 "О некоторых вопросах организации работы по возврату налога на добавленную стоимость в случае вывоза товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза" (далее – постановление № 13).
Республиканское унитарное предприятие "Белтаможсервис" определено как организация, имеющая право на возврат НДС физическим лицам, не имеющим постоянного места жительства в государстве – члене Таможенного союза (постановление Совета Министров РБ от 05.07.2013 № 589).
С 1 октября 2013 г. после заключения РУП "Белтаможсервис" с торговыми организациями договора на оказание услуг по возврату НДС иностранным лицам (далее – договор на оказание услуг) в республике начал действовать механизм возмещения НДС.
В связи с этим РУП "Белтаможсервис" обязано представлять в налоговый орган по месту постановки на учет информацию по форме, установленной в приложении 2 к Положению о требованиях к организациям, имеющим право на возврат налога на добавленную стоимость физическим лицам, не имеющим постоянного места жительства в государстве – члене Таможенного союза, утвержденному постановлением № 13:
– о торговых организациях, с которыми заключен договор на оказание услуг (разд. I), не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем заключения договора;
– суммах НДС, возвращенных иностранным лицам (разд. II), не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором осуществлен такой возврат.
При обращении организаций торговли в налоговые органы по вопросу возмещения из бюджета сумм НДС следует учитывать, что право на применение ставки НДС в размере 0 % у организации торговли, заключившей с РУП "Белтаможсервис" договор на оказание услуг, возникает при наличии у магазина подписанного с РУП "Белтаможсервис" акта на возмещение сумм налога на добавленную стоимость с оригиналами чеков специальной формы "Чеки на возврат НДС", содержащих отметку должностных лиц таможенных органов, подтверждающую перемещение товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза.
Справочно: форма акта на возмещение сумм налога на добавленную стоимость установлена постановлением МНС РБ от 12.12.2012 № 40. Данный акт оформляется РУП "Белтаможсервис" после получения от иностранного гражданина подтверждения о вывозе товара и осуществления с ним расчета по возврату сумм НДС (п. 4 ст. 1021 НК).
До подписания акта на возмещение сумм НДС обороты по реализации товаров иностранным лицам подлежат отражению торговой организацией в декларации (расчете) по НДС по ставке, определенной в подп. 1.3 п. 1 ст. 102 НК (20 %).
Торговая организация, подписавшая с РУП "Белтаможсервис" акт на возмещение сумм НДС, вправе в налоговой декларации (расчете) по НДС того отчетного периода, срок представления которой следует после получения подписанного акта, отразить оборот по реализации товаров иностранным лицам по ставке НДС в размере 0 %, скорректировав оборот, отраженный ранее по ставке НДС, определенной в подп. 1.3 п. 1 ст. 102 НК.
Вместе с такой налоговой декларацией (расчетом) по НДС организации торговли представляют Реестр документальных подтверждений вывоза товара за пределы таможенной территории Таможенного союза в соответствии с приложением 8 к форме налоговой декларации (расчета) по НДС, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82.
Обратите внимание, что ставку НДС в размере 0 % организация торговли вправе применить не позднее 12 месяцев со дня реализации товара иностранному лицу (часть третья подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК).
Следует учесть, что до заключения соответствующих соглашений с таможенными органами Республики Казахстан и Российской Федерации возврат НДС будет осуществляться по товарам, по которым проставлена отметка таможенного органа РБ, подтверждающая перемещение товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза, в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, в которых в соответствии с законодательством РБ осуществляется таможенный контроль.
Аналогичное разъяснение содержится в письме МНС РБ от 30.10.2013 № 4-15/2517.
Григорий Шевченко, экономист
Учет основных средств
Определение нормативного срока службы по объектам, выявленным в результате инвентаризации
8 (213). Организация в результате инвентаризации выявила 2 неучтенных сооружения. Нормативный срок службы сооружений в соответствии с постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 (далее – постановление № 161) составляет 20 лет.
Имеет ли право организация понизить нормативный срок службы таких объектов вдвое, как по объектам, ранее находившимся в эксплуатации, но не нашедшим отражения в бухгалтерском учете?
Имеет.
Первоначальную стоимость основных средств, выявленных в результате инвентаризации как излишки, определяют на дату проведения инвентаризации на основании документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов (прейскурантов, каталогов и др.), или заключений об их оценке, проведенной лицами, осуществляющими оценочную деятельность (п. 10 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2011 № 26).
Д-т 01 – К-т 91
– отражена первоначальная стоимость основных средств, выявленных в результате инвентаризации как излишки.
Нормативный срок службы объектов основных средств, в т.ч. ранее находившихся в эксплуатации, определяется при их приобретении каждым балансодержателем или собственником с даты принятия их к бухгалтерскому учету при вводе в эксплуатацию в годах (соответствующем им количестве месяцев) (п. 18 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6).
Сооружения, выявленные в процессе инвентаризации, хоть и не были отражены в бухгалтерском учете, фактически ранее находились в эксплуатации.
По объектам, ранее находившимся в эксплуатации, комиссия организации по проведению амортизационной политики организации вправе определить нормативные сроки службы вдвое ниже соответствующих значений, приведенных в классификации амортизируемых основных средств, но не ниже чем до 3 лет – по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам и 2 лет – по другим объектам основных средств.
Таким образом, при установлении нормативного срока службы 2 сооружений, выявленных при инвентаризации, можно понизить вдвое нормативный срок службы, установленный постановлением № 161, определив его равным 10 годам (20 лет / 2).
Ирина Толкун, консультант управления бюджетно-финансовой и налоговой политики Минэкономики РБ
отчисления в ФСЗН
9 (214). Организация приобретает воду, чай, кофе для ежедневного потребления работниками. Кроме того, она покупает цветы для поздравления сотрудников по случаю дня рождения.
Следует ли облагать стоимость израсходованных в этих целях продуктов и цветов взносами в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Фонд)?
Следует.
Общее правило гласит: объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд, но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-ХIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь").
С 1 января 2014 г. Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень), действует в новой редакции.
Из прежней редакции Перечня исключены выплаты, не являющиеся объектом для начисления взносов, в частности суммы средств работодателя, направленные на проведение спортивных, оздоровительных и культурно-массовых мероприятий. Основанием для неначисления страховых взносов в Фонд на такие расходы служат документы, подтверждающие факт проведения указанных мероприятий (программы, планы, сметы, соответствующие договоры аренды, купли-продажи, оказания услуг, выполнения работ и др.). Это относится и к стоимости используемых при проведении указанных мероприятий воды, чая, кофе, цветов.
Выплаты же социального характера, произведенные в пользу работников, в частности на их питание, а именно суммы расходов на приобретение воды, кофе, чая для ежедневного потребления работниками, Перечнем не предусмотрены. Следовательно, на понесенные работодателем суммы расходов на приобретение воды, кофе, чая для ежедневного потребления работниками страховые взносы начисляются в общеустановленном порядке.
Напомним, что одной из обязанностей плательщиков обязательных страховых взносов в Фонд является ведение учета начисленных и перечисленных обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет Фонда, а также расходов, производимых за счет средств бюджета Фонда (п. 26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40).
В новой редакции Перечня не поименована также и стоимость цветов, приобретаемых для поздравления сотрудников по случаю их дней рождения. Таким образом, стоимость цветов, приобретаемых для поздравления сотрудников по случаю их дней рождения, является объектом для начисления страховых взносов в Фонд.
10 (215). Приобретаемые организацией вода, чай, кофе используются на различные цели: при приеме и обслуживании иностранных делегаций и отдельных лиц (включаются в состав представительских расходов), при проведении совещаний, собраний сотрудников, при проведении рекламных мероприятий.
Следует ли облагать стоимость израсходованных в этих целях продуктов взносами в Фонд?
Не следует.
Не признаются объектом для начисления страховых взносов в Фонд средства работодателя, направленные на осуществление хозяйственной деятельности организации. Таким образом, средства, направленные на приобретение воды, чая, кофе, которые используются при проведении мероприятий, связанных с осуществляемой организацией хозяйственной деятельностью, при наличии подтверждающих документов, не являются объектом для начисления обязательных страховых взносов.
Чтобы отнести расходы на воду, чай, кофе, например, на представительские цели (используются при проведении различных семинаров, совещаний, презентаций проектов (программ, продуктов, товаров)), при составлении программы соответствующего мероприятия необходимо указать время проведения кофе-пауз, составить смету расходов, включив в нее в т.ч. и расходы на указанные продукты. По результатам названного мероприятия должны быть оформлены документы, подтверждающие факт его проведения и обсуждения производственных вопросов. Состав таких документов (например, протоколы и т.п.) работодатель определяет самостоятельно с учетом организационной структуры.
Комментарий эксперта
Подведем итог сказанному в ответах на вопросы 9 и 10:
– если вода, чай, кофе, цветы приобретаются для проведения культурно-массовых мероприятий, а также для осуществления организацией хозяйственной деятельности, их стоимость не будет являться объектом для исчисления страховых взносов;
– если вода, чай, кофе, цветы приобретены для ежедневного потребления сотрудниками и для их поздравления, то страховые взносы на их стоимость следует начислить.
Договор аренды автомобиля и отчисления в ФСЗН
11 (216). Работник заключил с организацией договор аренды автомобиля без оказания услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства.
Включается ли указанная выплата в объект для начисления взносов по обязательному социальному страхованию в Фонд?
Не включается.
Обязательному государственному социальному страхованию подлежат граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм. Исключение составляют иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Республике Беларусь (часть первая ст. 7 Закона РБ от 31.01.1995 № 3563-XII "Об основах государственного социального страхования").
В ситуации, приведенной в вопросе, между работником и нанимателем заключен договор аренды транспортного средства без экипажа, согласно которому работник предоставляет нанимателю транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Отношения между работником и нанимателем складываются в рамках договора аренды транспортного средства, который не относится к перечисленным выше видам гражданско-правовых договоров, выплаты по которым являются объектом для расчета отчислений в Фонд.
Таким образом, арендная плата, выплачиваемая нанимателем работнику по указанному договору, не будет являться объектом для начисления страховых взносов в Фонд.
Справочно: вопросы, связанные с выплатой арендной платы за пользование имуществом при заключении организацией с сотрудником договора аренды личного автомобиля, регулируются ст. 603 и 613 ГК. Так, по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 603 ГК). По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 613 ГК).
Владимир Грихутик, первый заместитель управляющего Фондом социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ
Учет займов
Проценты за пользование денежными средствами при займе
12 (217). Юридические лица – резиденты РБ заключили договор займа в белорусских рублях и не предусматрели в нем уплату процентов. После возврата займа займодавец указал заемщику, что тот также должен перечислить проценты за пользование соответствующей суммой.
Законны ли требования займодавца?
Законны.
В данном случае требования займодавца правомерны, так как они не противоречат нормам действующего законодательства. Стороны, желающие беспроцентный заем, должны это прямо определить в договоре.
Обоснуем наш вывод.
Займодавец имеет право (если иное не предусмотрено законодательством или договором займа) на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется ставкой рефинансирования Нацбанка на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.
При отсутствии иного соглашения проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа (ст. 762 ГК).
Таким образом, если стороны желали, чтобы заем был беспроцентным, необходимо было это определить в договоре.
Отметим, что вышеуказанное справедливо к договору, предметом которого являются денежные средства в белорусских рублях, поскольку ставка рефинансирования устанавливается Нацбанком только в белорусских рублях.
В учете заемщика:
Д-т 51 – К-т 66, 67
– на сумму полученного займа;
Д-т 76 – К-т 91
– отражены в составе доходов по финансовой деятельности проценты, подлежащие к уплате за пользование организацией займами (за исключением процентов по займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством).
Комментарий эксперта
Относительно использования беспроцентных займов в отношениях белорусских субъектов может возникнуть вопрос о том, не распространяется ли на них действие Указа Президента РБ от 01.07.2005 № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи".
Однако одним из основополагающих признаков безвозмездной (спонсорской) помощи, определенных Указом № 300, является то, что она предоставляется безвозвратно. Заем всегда предполагает возврат предоставленных средств, поэтому никак не может быть отождествлен с безвозмездной (спонсорской) помощью.
Новый руководитель займодавца потребовал досрочно вернуть заем
13 (218). Между юридическими лицами – резидентами заключен договор займа сроком на 1 год. Однако сменилось руководство займодавца и потребовало досрочно вернуть займ в связи с недостаточностью оборотных средств.
Правомерны ли требования займодавца?
Неправомерны.
Если договором займа прямо не предусмотрено право займодавца на досрочное истребование займа без дополнительных оснований либо его право на односторонний отказ от договора, то требование займодавца неправомерно.
Обоснуем наш вывод с учетом норм ГК. Так, досрочный возврат займа возможен:
1) при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа (если договором займа предусмотрено возвращение займа по частям (в рассрочку)).
В этом случае займодавец вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами (п. 2 ст. 764 ГК);
2) при невыполнении заемщиком предусмотренных договором займа обязанностей по обеспечению возврата суммы займа, а также при утрате обеспечения или ухудшении его условий по обстоятельствам, за которые займодавец не отвечает.
В этих случаях займодавец вправе потребовать от заемщика досрочного возврата суммы займа и уплаты причитающихся процентов, если иное не предусмотрено договором (ст. 766 ГК).
Иных оснований для предъявления требования о досрочном возврате займа законодательством не предусмотрено.
Комментарий эксперта
При применении норм ст. 766 ГК следует учитывать положения законодательства об отдельных способах обеспечения исполнения обязательств.
Например, положения п. 2 ст. 326 ГК, из которых следует, что, если предмет залога утрачен или поврежден либо право собственности на него или право хозяйственного ведения прекращено по основаниям, установленным законодательством, залогодатель вправе в разумный срок восстановить предмет залога или заменить его другим равноценным имуществом, если договором не предусмотрено иное.
Если заемщик в разумные сроки заменит предмет залога, то займодавец не вправе требовать досрочного возврата займа.
Роман Томкович, юрист
Организация деятельности субъектов хозяйствования
Привлечение к работе индивидуального предпринимателя и единый налог на вмененный доход
14 (219). Организация осуществляет деятельность по предоставлению услуг по ремонту автомототранспортных средств. С 1 января 2014 г. она стала плательщиком единого налога на вмененный доход (далее – единый налог). Для оформления заявок на ремонт (заключения договоров на обслуживание), приема денежных средств за ремонт привлекается индивидуальный предприниматель, с которым заключен договор поручения на выполнение названных услуг. Поверенным выдана доверенность на все необходимые юридические действия, связанные с исполнением договора.
Включается ли для исчисления единого налога в списочную численность организации индивидуальный предприниматель, привлеченный для выполнения работ на основании гражданско-правового договора?
Не включается.
В целях гл. 411 НК, в которой изложен порядок исчисления единого налога, средняя численность работников организации за отчетный месяц определяется путем суммирования списочной численности работников организации за этот месяц и исчисленных за этот месяц в порядке, установленном постановлением Минстата РБ от 29.07.2008 № 92 (далее – постановление № 92), средней численности работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей и средней численности лиц, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам (в т.ч. заключенным с юридическими лицами в случае, если предметом договора является оказание услуги по предоставлению, найму работников). При этом под отчетным месяцем понимается налоговый период, за который производятся исчисление и уплата единого налога (п. 5 ст. 3251 НК).
Индивидуальные предприниматели, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, не включаются в среднюю численность работников (п. 12 Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденных постановлением № 92). Следовательно, индивидуальный предприниматель, работающий по договору поручения, не будет включаться в расчет средней численности для исчисления единого налога.
Справочно: к организациям, которые обязаны начать применение единого налога, относятся в т.ч. организации, которые осуществляют деятельность по оказанию услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и их компонентов и при этом списочная численность работников организации за месяц, определенная в соответствии с п. 5 ст. 3251 НК, не превышает 15 человек. В таком случае применение единого налога начинается с 1-го числа месяца, в котором соблюдены указанные критерии.
Наталья Рощина, экономист