УСЛУГИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И НДС
Услуги гида-переводчика, оказываемые в пределах Республики Беларусь, освобождаются от НДС
1 (226). В штате турфирмы есть гид-переводчик китайского языка. Согласно договору с резидентом РБ последнему предоставлены услуги гида-переводчика для проведения переговоров. Иных услуг не предоставлялось.
Можно ли применить освобождение от НДС?
Можно.
Услуги гида-переводчика освобождаются от НДС независимо от того, включены они в тур или предоставляются отдельно. Это следует из подп. 1.31 п. 1 ст. 94 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Так, от обложения НДС освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь туристических услуг по организации:
– экскурсионного обслуживания на территории Республики Беларусь;
– путешествий туристов в пределах Республики Беларусь по перечням таких услуг, утверждаемым Президентом;
– услуг гидов-переводчиков, экскурсоводов, оказываемых в пределах Республики Беларусь.
Как видно из подп. 1.31 п. 1 ст. 94 НК, услуги гидов-переводчиков указаны отдельно от туристических услуг. То есть они освобождаются от НДС независимо от того, включены ли они в тур или предоставляются самостоятельно.
Справочно: туристические услуги – услуги по перевозке, размещению, а также иные услуги (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и др.), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению, оказание которых в комплексе услуг, входящих в тур, позволяет совершить туристическое путешествие в соответствии с его целями и потребностями туриста, экскурсанта (ст. 1 Закона РБ "О туризме").
Услуги турагентов, освобождаемые от НДС
2 (227). Туроператор передал турагенту Республики Беларусь для реализации тур по Республике Беларусь и установил его цену в размере 500 тыс. руб. Вознаграждение турагента при этом согласовано в размере 15 %, или 75 тыс. руб. Турагент, реализуя тур туристу за 500 тыс. руб., отдельно взимает с туриста плату за так называемую туруслугу в размере 100 тыс. руб.
Вправе ли турагент применить льготу по НДС?
Вправе, но только в отношении вознаграждения.
В изложенном вопросе освобождению от НДС подлежит только вознаграждение турагента.
Обоснуем наш ответ.
От обложения НДС освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь туристических услуг по организации:
– экскурсионного обслуживания на территории Беларуси;
– путешествий туристов в пределах Республики Беларусь по перечням таких услуг, утверждаемым Президентом (подп. 1.31 п. 1 ст. 94 НК).
В настоящее время действует перечень, утвержденный Указом Президента РБ от 02.06.2006 № 371 "О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь". Из него следует, что от НДС освобождаются услуги турагентов и туроператоров по организации комплексного туристического обслуживания.
Турагентская деятельность – предпринимательская деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (турагентов) по продвижению, реализации туров, сформированных туроператорами – резидентами РБ, участникам туристической деятельности, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия (ст. 1 Закона РБ "О туризме").
В отношении сделок, которые заключают туроператор и турагент, применяются условия договора комиссии, где одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 880 Гражданского кодекса РБ).
В нашем случае турагент никаких иных услуг не оказывает, кроме услуги по продвижению тура, за которую он получает от туроператора вознаграждение. Поэтому освобождению от НДС подлежит только вознаграждение турагента.
Отражение в декларации по НДС реализации услуг по размещению и бронированию билетов
3 (228). Турфирма оказала белорусскому туристу услугу по бронированию авиабилетов Москва – Пекин, а также заказала гостиницу в Пекине.
Отражается ли оборот по реализации данных услуг в налоговой декларации по НДС либо считать их туром за пределами Республики Беларусь?
В изложенном вопросе оборот по реализации услуги:
– по размещению туриста не подлежит обложению НДС и не отражается в налоговой декларации по НДС;
– бронированию авиабилетов – подлежит обложению НДС и исчисляется по ставке 20 % с отражением в стр. 1 налоговой декларации.
Обоснуем наш ответ с учетом норм, изложенных в ст. 1 Закона РБ "О туризме" и НК.
Из Закона следует, что тур – это сформированный туроператором для реализации комплекс туристических услуг, включающий не менее 2 из следующих 3 видов услуг: по перевозке, размещению, иные туристические услуги (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугами по перевозке или размещению, позволяющие совершить туристическое путешествие.
Туристическое путешествие – это организованное путешествие (поездка, передвижение, пребывание) физических лиц за пределы их места жительства (места пребывания) с целью отдыха, познавательными и другими целями без занятия трудовой, предпринимательской, иной приносящей доход деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в посещаемой стране (месте).
Таким образом, если услуга по размещению и услуга по бронированию билетов предоставляются туристу вместе, то такое сочетание не является туром и место реализации для целей исчисления НДС определяется по каждой услуге в отдельности.
Так, обороты по реализации услуг на территории Республики Беларусь являются объектом обложения НДС (п. 1 ст. 93 НК).
Местом реализации услуг признается территория Беларуси, если:
– услуги фактически оказываются на территории Республики Беларусь в сфере культуры, искусства, физической культуры, туризма, отдыха и спорта, обучения (образования), за исключением услуг в сфере обучения (образования), при которых получение образования осуществляется в дистанционной форме получения образования (подп. 1.3 п. 1 ст. 33 НК);
– деятельность организации (индивидуального предпринимателя) осуществляется на территории Республики Беларусь и (или) местом ее нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь и ей выполняются работы, оказываются услуги, реализуются (передаются) имущественные права (за исключением имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности), не предусмотренные подп. 1.1–1.4 п. 1 ст. 33 НК (подп. 1.5 п. 1 ст. 33 НК).
Следовательно, местом реализации услуги по размещению (в сфере отдыха) не признается территория Республики Беларусь, оборот по ее реализации не подлежит налогообложению и не отражается в налоговой декларации по НДС.
Услуга по бронированию авиабилетов не поименована в подп. 1.1–1.4 ст. 33 НК, а значит, местом ее реализации является территория Республики Беларусь, т.е. НДС исчисляется по ставке 20 % с отражением оборота в стр. 1 налоговой декларации.
Наталья Нехай, ведущий аудитор ООО "Аудиторский центр "Эрудит"
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Расходы организации по проведению корпоративного мероприятия и подоходный налог
4 (229). Организация в целях создания здоровых отношений в трудовом коллективе и успешного развития бизнеса 5–6 июля 2014 г. организовала для своих работников и членов их семей корпоративное мероприятие в агроусадьбе. Всего на данном мероприятии присутствовало 50 человек. Общая сумма расходов составила 45 000 000 руб.
Рассмотрим вопросы, возникшие в данной ситуации.
4.1. Являются ли указанные расходы организации доходами работников организации и членов их семей, подлежащими обложению подоходным налогом?
Являются.
При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц организация, как налоговый агент, должна учитывать все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 156 НК). При этом к доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, относится в т.ч. оплата (полностью или частично) за него организациями отдыха (подп. 2.1 п. 2 ст. 157 НК).
То есть расходы организации по оплате стоимости указанного корпоративного мероприятия являются доходами сотрудников организации и членов их семей, полученными ими в натуральной форме.
При этом размер дохода определяется из расчета расходов, приходящегося на 1 участника. В данном случае он составляет 900 000 руб. (45 000 000 руб. / 50 человек).
4.2. Какие льготы по подоходному налогу может применить налоговый агент в отношении таких доходов?
Льготу, определенную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК.
В отношении праздничных мероприятий налоговым законодательством предусмотрено 2 льготы: подп. 2.2 п. 2 ст. 153 НК и подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК.
Согласно подп. 2.2 п. 2 ст. 153 НК, не признаются объектом налогообложения доходы, полученные в размере оплаты организациями расходов для проведения презентаций, юбилеев, банкетов, совещаний, культурных, представительских мероприятий, связанных с осуществляемой ими деятельностью.
Однако в рассматриваемом вопросе расходы организации не связаны с осуществляемой ею деятельностью. Поэтому налоговый агент не вправе применить данную льготу, и расходы организации признаются для сотрудников и членов их семей (участников данного мероприятия) доходом, подлежащим обложению подоходным налогом.
Подпункт 1.19 п. 1 ст. 163 НК предусматривает освобождение от подоходного налога доходов, не являющихся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК), получаемых:
– от организаций, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях, – в размере, не превышающем 11 430 000 руб. в течение налогового периода (за исключением доходов, указанных в подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК);
– иных организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением профсоюзных организаций, – в размере, не превышающем 755 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода.
Как видим, организация вправе применить льготу, определенную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК:
1) в отношении работников организации:
– если она для них является местом основной работы;
– если необлагаемый размер льготы (11 430 000 руб.) не был использован работниками в течение года на иные цели;
2) в отношении членов семей работников организации – в пределах 755 000 руб.
4.3. Каков порядок удержания подоходного налога из доходов плательщиков, не являющихся работниками организации?
Исходя из изложенного вопроса организации необходимо исчислить подоходный налог с доходов членов семей работников. Налогооблагаемый размер дохода с учетом льготы составил 145 000 руб. (900 000 – 755 000) на человека.
Налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате.
В нашем случае такие выплаты со стороны организации отсутствуют. Поэтому члены семей работников должны внести причитающиеся суммы подоходного налога в кассу налогового агента.
При отказе плательщика внести причитающиеся суммы налога налоговый агент обязан в месячный срок со дня выявления указанных фактов направить в налоговый орган по месту жительства плательщика письменное сообщение о сумме задолженности по налогу. Налоговый орган по месту жительства плательщика в 30-дневный срок со дня получения сообщения о сумме задолженности по налогу вручает плательщику извещение на уплату налога.
Уплата налога в этом случае должна быть произведена плательщиками самостоятельно в 30-дневный срок со дня вручения налоговым органом такого извещения (п. 5 ст. 181 НК).
Анна Павлова, экономист
Вручение подарков к празднику лицам, не являющимся членами профсоюза, и подоходный налог
5 (230). Профсоюзная организация вручила подарки к празднику лицам, не являющимся членами профсоюза.
Подлежит ли обложению подоходным налогом указанный доход этих лиц?
Подлежит с применением льготы.
Объектом обложения подоходным налогом с физических лиц признают доходы, в т.ч. в натуральной форме, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 153 НК).
Вместе с тем в отношении налогообложения дохода организация может воспользоваться льготой, предусмотренной подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК.
Так, освобождению от подоходного налога подлежат доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в т.ч. в виде подарков, получаемые от иных организаций, в размере, не превышающем 755 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода.
Таким образом, если стоимость врученных профсоюзной организацией подарков гражданам, не являющимся членами данной профсоюзной организации, не превышает 755 000 руб., то подоходный налог в таком случае не удерживают.
Николай Савельев, экономист
Оказание материальной помощи гражданину и подоходный налог
6 (231). Организация оказала материальную помощь гражданину в связи со смертью лица, состоящего с ним в отношениях близкого родства. При этом гражданин не является работником данной организации.
Освобождают ли от обложения подоходным налогом сумму материальной помощи?
Не освобождают, но можно применить льготу.
От подоходного налога с физических лиц освобождают суммы материальной помощи, оказываемой работникам по месту основной работы (службы, учебы) в связи со смертью лиц, состоящих с ними в близком родстве (подп. 1.8 п. 1 ст. 163 НК).
Вместе с тем в отношении таких доходов может быть применена льгота, установленная подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК. Так, освобождению подлежит сумма материальной помощи, полученная от иных организаций, в размере, не превышающем 755 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода.
Григорий Шевченко, экономист
Получение средств из фонда предупредительных (превентивных) мероприятий и налог на прибыль
7 (232). Страховая компания перечислила организации средства из единого фонда предупредительных (превентивных) мероприятий на приобретение последней оборудования и систем контроля и наблюдения за безопасным ведением производственных процессов на опасных производственных объектах, а также технологического оборудования для поддержания в технически исправном состоянии транспортных средств (далее – оборудование).
Облагают ли налогом на прибыль средства, полученные организацией из единого фонда предупредительных (превентивных) мероприятий на приобретение оборудования?
Не облагают.
Фонды предупредительных (превентивных) мероприятий имеют целевое назначение и создаются страховщиками по каждому виду добровольного страхования для финансирования мероприятий, направленных на снижение возможных убытков от страховых случаев и их предотвращение.
Страховщики формируют эти фонды в белорусских рублях за счет ежемесячных отчислений в размере не более 5 % от поступивших страховых взносов по каждому виду добровольного страхования. Средства этих фондов аккумулируются в единый фонд предупредительных (превентивных) мероприятий по добровольным видам страхования (далее – единый фонд) (пп. 2, 3 Положения о порядке и направлениях использования средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по добровольным видам страхования, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 04.11.2006 № 1462; далее – Положение № 1462).
Средства фондов используются по целевому назначению и направляются в зависимости от вида добровольного страхования на участие в финансировании мероприятий, указанных в п. 5 Положения № 1462. В эти мероприятия включены в т.ч. приобретение, установка технологического оборудования и других средств для поддержания в технически исправном состоянии транспортных средств; приобретение, монтаж и введение в эксплуатацию оборудования и систем контроля и наблюдения за безопасным ведением производственных процессов на опасных производственных объектах.
При налогообложении прибыли внереализационными доходами признают доходы, полученные плательщиком при осуществлении своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 128 НК).
В состав внереализационных доходов включают суммы денежных средств, использованных не по целевому назначению, которые получены в рамках иностранной безвозмездной помощи, международной технической помощи, целевого финансирования (за исключением бюджетных средств). Такие доходы отражают на дату использования не по целевому назначению денежных средств либо нарушения условий, на которых предоставлялись соответствующие денежные средства (подп. 3.16 п. 3 ст. 128 НК).
Как видно из норм Положения № 1462, средства фондов предупредительных (превентивных) мероприятий, создаваемых страховщиками, не относятся к средствам бюджета или государственным внебюджетным фондам.
Следовательно, суммы денежных средств из фондов страховщика, полученные страхователем и использованные по целевому назначению, не включают в состав внереализационных доходов для налогообложения прибыли.
Николай Савельев, экономист
Проведение сертификации продукции в Германии и исчисление НДС и налога на доходы
8 (233). Белорусская организация в целях продвижения и реализации своей продукции на рынках Европы для подтверждения соответствия техническим стандартам Европейского Союза передает в лабораторию для проведения испытаний и сертификации продукцию, для чего заключен договор с резидентом Германии.
Возникают следующие вопросы:
8.1. Исчисляют ли НДС при начислении и выплате вознаграждения нерезиденту за проведение испытаний и сертификацию?
Не исчисляют.
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации работ, услуг на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
Место реализации работ, услуг определяют в соответствии со ст. 33 НК. Местом реализации работ, услуг признают территорию Республики Беларусь, если работы, услуги связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь, за исключением аренды (финансовой аренды (лизинга)) движимого имущества, включая транспортные средства (подп. 1.2 п. 1 ст. 33 НК).
Поскольку испытания и сертификация проводятся в отношении движимого имущества (продукции), находящегося на территории Германии, то сумма вознаграждения, выплачиваемого белорусской организацией нерезиденту, не является объектом обложения НДС.
8.2. Удерживают ли налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы), при начислении и выплате вознаграждения нерезиденту?
Не удерживают.
Плательщиками налога на доходы признают иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь (ст. 145 НК).
Объектом обложения налогом на доходы признают доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь, от оказания таких услуг, как маркетинговые, юридические, инжиниринговые и др. (за исключением доходов от услуг, оказываемых белорусским организациям в целях подтверждения соответствия процесса производства, продукции, иных объектов требованиям технических нормативных правовых актов РБ в области технического нормирования и стандартизации и (или) требованиям, установленным законодательством иностранного государства или международными стандартами) (подп. 1.12.1 п. 1 ст. 146 НК).
Таким образом, поскольку испытания и сертификация проводятся с целью подтверждения соответствия продукции требованиям, установленным законодательством иностранного государства или международными стандартами, то при начислении и перечислении вознаграждения резиденту Германии налог на доходы не удерживают.
Cергей Козырев, канд. экон. наук, аудитор, DipIFR
Части сооружений и налог на недвижимость
9 (234). Организация приобрела задвижку (запорная трубопроводная арматура) для трубопровода (сооружение). В настоящее время она находится на складе и принята к учету на счете 10.
Планируется смонтировать задвижку в течение нескольких месяцев. В соответствии с налоговым законодательством налог на недвижимость должен уплачиваться как по сооружениям, так и по их частям.
Необходимо ли уплачивать налог на недвижимость в отношении задвижки как части трубопровода до момента ее монтажа?
Такой необходимости нет.
Объектами обложения налогом на недвижимость признаются в т.ч. капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций (ст. 185 НК).
Таким образом, объектом налогообложения действительно признаются как капитальные строения (здания, сооружения), так и их части.
В то же время неверно понимать под частью капитального строения (здания, сооружения) запасные части и элементы.
В рассматриваемом случае под частями капитальных строений (зданий, сооружений) необходимо понимать именно части в составе таких объектов.
Например, частью здания является отдельное помещение в нем или комплекс таких помещений. С точки зрения права, в т.ч. для целей налогообложения, часть объекта и сам объект не могут отождествляться. Именно поэтому в законодательстве и указывается, что какие-то его положения применяются не только к самому объекту, но и к его части. В противном случае, если бы в ст. 185 НК говорилось только о зданиях, обладание на праве собственности отдельным помещением в здании не позволяло бы констатировать наличие объекта налогообложения.
То же касается и сооружений, в т.ч. таких, как трубопровод. Под частью трубопровода следует понимать часть этого объекта, составляющую с ним одно целое.
В то же время какое-либо имущество, которое потенциально может в будущем стать частью объекта, а в настоящее время не является таковой (как, например, запасные части и элементы), не может признаваться частью этого объекта. Соответственно оно не признается объектом обложения налогом на недвижимость.
Принимая во внимание сказанное, сама по себе задвижка не может признаваться объектом налогообложения, несмотря на то что она приобретена для монтажа в составе трубопровода.
Юрий Веремейко, юрист
ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Учет курсовых разниц у представительства иностранной организации
10 (235). Иностранная компания (Чехия), являющаяся генеральным подрядчиком, заключила договор строительного подряда с белорусской организацией (далее – Заказчик). В целях выполнения принятых на себя обязательств иностранная компания открыла на территории Республики Беларусь представительство (далее – Представительство), на которое возложены обязанности по оформлению документов, ведению надзора за строительством и частичному осуществлению расчетов с иными участниками строительства (субподрядчиками, поставщиками строительных материалов и оборудования и т.п.).
Для выполнения отдельных видов строительно-монтажных работ Представительством от имени и по поручению иностранной организации заключаются договоры строительного подряда с субподрядчиками, которые являются как резидентами, так и нерезидентами РБ. Договоры строительного подряда (как с Заказчиком, так и с субподрядчиками) предусматривают возможность расчетов в иностранной валюте, при этом данные расчеты осуществляются как с использованием валютных счетов непосредственно головной компании в Чехии, так и с использованием валютных счетов, открытых на территории Республики Беларусь Представительством.
В целях выполнения требований белорусского законодательства по ведению бухгалтерского учета и, как следствие, правильного определения налоговой базы по соответствующим объектам налогообложения Представительство отражает в регистрах бухгалтерского учета все расчеты с Заказчиком и субподрядчиками (оплату выполненных работ, получение денежных средств от заказчика, расчеты за приобретаемые строительные материалы, оборудование и т.д.), произведенные как с использованием счетов головной компании в Чехии, так и с использованием счетов, открытых Представительством на территории Республики Беларусь. Хозяйственные операции, произведенные головной компанией, в регистрах бухгалтерского учета Представительства отражаются на основании уведомлений (авизо), представляемых головной компанией, к которым приложены копии банковских документов, подтверждающих такие расчеты (имеется информация о дате, суммах платежей, наименовании контрагентов, назначении платежей и т.п.).
В соответствии с требованиями Декрета № 15* и Инструкции № 199** в регистрах бухгалтерского учета Представительства возникающие курсовые разницы в части расчетов, которые осуществила головная компания, отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы" в составе доходов (расходов) по финансовой деятельности.
__________________________
* Декрет Президента РБ от 30.06.2000 № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц".
** Инструкция по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденная постановлением Минфина РБ от 27.12.2007 № 199 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 199).
Учитываются ли вышеуказанные курсовые разницы при определении налоговой базы по налогу на прибыль, если Представительство признано "постоянным представительством для целей налогообложения" и является плательщиком налога на прибыль?
Да, учитываются.
Иностранные организации не являются налоговыми резидентами РБ и несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в Беларуси, или по доходам от источников в Республике Беларусь и по имуществу, расположенному на территории Республики Беларусь (п. 3 ст. 14 НК).
В состав внереализационных доходов включаются курсовые разницы, возникающие при переоценке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, определяемые в порядке, установленном законодательством (подп. 3.17 п. 3 ст. 128 НК). В состав внереализационных расходов включаются курсовые разницы, возникающие при переоценке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, определяемые в порядке, установленном законодательством (подп. 3.24 п. 3 ст. 129 НК).
Ни ст. 139 НК, ни иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы налогообложения, никаких специфических особенностей либо изъятий для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль постоянным представительством иностранной организации на территории Республики Беларусь в отношении курсовых разниц не предусмотрено.
Таким образом, как положительные, так и отрицательные курсовые разницы, отражаемые в регистрах бухгалтерского учета Представительства, возникающие по расчетам, которые осуществила с белорусскими организациями головная компания, учитываются Представительством при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.
11 (236). С учетом ситуации, изложенной в предыдущем вопросе, а также того факта, что Представительство не получает денежные средства в качестве целевого финансирования на его содержание (финансирование расходов осуществляется за счет выручки, поступающей на счет Представительства от белорусского заказчика), на каком счете бухгалтерского учета – на счете 91 "Прочие доходы и расходы" либо на счете 79 "Внутрихозяйственные расчеты" – в рассматриваемой ситуации отражаются курсовые разницы по переоценке дебиторской и кредиторской задолженности, возникающей при расчетах с покупателями и поставщиками, прочими дебиторами и кредиторами, которая отражена в регистрах бухгалтерского учета Представительства, в части расчетов, которые были произведены головной компанией и отражены в регистрах бухгалтерского учета с использованием счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты" (Д-т 60 – К-т 79 – при оплате поставщикам со счетов головной компании; Д-т 79 – К-т 62 – при получении денежных средств от заказчика на счета головной компании)?
Могут быть отражены на счетах 91, 97 либо 98.
В соответствии с требованиями Инструкции № 199, а также с учетом Инструкции № 50*, курсовые разницы, возникающие при проведении переоценки активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в бухгалтерском учете отражаются:
__________________________
* Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50.
– либо по дебету (кредиту) счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты" в корреспонденции с кредитом (дебетом) счетов учета денежных средств и расчетов, на которых учитывается дебиторская и кредиторская задолженность, – по средствам целевого финансирования, полученным в иностранной валюте, при переоценке их остатков на валютных счетах в банках, в кассах организации, в пути, а также при переоценке дебиторской или кредиторской задолженности, возникшей при осуществлении расчетов этими средствами;
– либо по дебету (кредиту) счета 91 "Прочие доходы и расходы" в корреспонденции с кредитом (дебетом) счетов учета денежных средств, расчетов и других – в иных случаях.
В ситуации, рассматриваемой в вопросе, Представительство иностранной компании – нерезидента в Республике Беларусь действительно не получает денежные средства в качестве средств целевого финансирования на содержание Представительства.
Денежные средства, полученные от заказчика на расчетные счета Представительства, открытые на территории Республики Беларусь, в качестве оплаты за принятые на себя обязательства по исполнению иностранной компанией функций генерального подрядчика, не могут быть квалифицированы в качестве средств целевого финансирования.
На основании вышеизложенного в регистрах бухгалтерского учета курсовые разницы, возникающие от переоценки обязательств по расчетам с поставщиками и подрядчиками, могут быть отражены Представительством иностранной организации:
– на счете 91 – в составе доходов (расходов) по финансовой деятельности в соответствии с п. 15 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102;
– на счете 97 "Расходы будущих периодов" либо 98 "Доходы будущих периодов" – в соответствии с п. 2 постановления Совета Министров РБ от 03.06.2011 № 704 "О некоторых вопросах переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте" (Представительство иностранной организации для целей применения норм данного постановления будет рассматриваться как коммерческая организация, а курсовые разницы будут являться курсовыми разницами коммерческой организации в части доходов (расходов) на территории Республики Беларусь).
Виктор Статкевич, аудитор