НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (50). В 2013 г. организация приняла решение уплачивать налог на недвижимость 1 раз в год. При этом в мае 2013 г. она планирует продать одно из своих зданий (есть предварительная договоренность с потенциальным покупателем).
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
1.1. Вправе ли организация после совершения указанной сделки пересчитать годовую сумму налога на недвижимость и вернуть из бюджета переплату?
Вправе.
С 2013 г. организации получили право выбирать сроки уплаты налога на недвижимость. Если в 2012 г. налог на недвижимость организации уплачивали ежеквартально, то в 2013 г. они могут уплачивать налог на недвижимость по их выбору 1 раз в год в размере годовой суммы налога не позднее 22 марта налогового периода или ежеквартальноне позднее 22-го числа третьего месяца каждого квартала в размере 1/4 годовой суммы налога (п. 11 ст. 189 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
В нашем случае организация выбрала срок уплаты налога на недвижимость 1 раз в год. Поэтому она должна не позднее 20 марта 2013 г. представить в налоговую инспекцию по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость за 2013 г. и уплатить в бюджет его годовую сумму не позднее 22 марта 2013 г.
Теперь рассмотрим действие законодательства в отношении предполагаемой сделки – продажи в мае здания.
В таких ситуациях некоторые организации считают, что сумма налога на недвижимость не должна пересчитываться в сторону уменьшения, так как налог на недвижимость уплачен в бюджет за целый год.
Однако обращаем внимание на то, что в 2013 г. продолжают действовать нормы пп. 6–9 ст. 189 НК, устанавливающие необходимость корректировки годовой суммы налога на недвижимость в течение года.
Так, по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, в т.ч. капитальным строениям (зданиям, сооружениям) сверхнормативного незавершенного строительства, а также машино-местам, выбывающим у организаций в течение налогового периода, исчисление и уплата налога на недвижимость по указанным капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, а также машино-местам прекращаются с квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое выбытие (п. 7 ст. 189 НК).
При этом организации, на которые распространяются положения пп. 6 и 7 ст. 189 НК, должны внести соответствующие изменения и дополнения в налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость не позднее 20-го числа третьего месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имели место возникновение либо утрата права на освобождение от налога на недвижимость, выбытие либо приобретение (возникновение) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, в т.ч. капитальных строений (зданий, сооружений) сверхнормативного незавершенного строительства, машино-мест, приобретение либо утрата статуса плательщика налога на недвижимость (п. 10 ст. 189 НК). Кроме того, постановление МНС РБ от 31.10.2012 № 34 дополнило новым пунктом 331 Инструкцию о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденную постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее – Инструкция).
Согласно этому пункту организации, уплачивающие налог на недвижимость 1 раз в год, при наличии обстоятельств, указанных в подп. 33.8 п. 33 Инструкции (наш случай туда входит), должны внести изменения и дополнения в налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость в порядке, установленном п. 33 Инструкции.
Поэтому организация, которая продаст здание в мае 2013 г. (или в другом месяце II квартала), имеет право не позднее 20 сентября 2013 г. представить в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на недвижимость за 2013 г. и вернуть из бюджета переплату по налогу на недвижимость или зачесть ее в счет других платежей в бюджет в порядке, установленном ст. 60 НК.
Справочно: в подп. 33.8 п. 33 Инструкции указаны случаи, когда организации должны заполнить уточненную налоговую декларацию по налогу на недвижимость – если в I, II или III квартале соответственно имели место выбытие либо приобретение (возникновение) зданий, сооружений и машино-мест, объектов незавершенного строительства, возникновение либо утрата права на льготы, переход с особого режима налогообложения на общий порядок налогообложения, возникновение либо прекращение обязанности по уплате налога на недвижимость бюджетными организациями.
1.2. При пересчете налога на недвижимость на какую дату следует брать остаточную стоимость проданного здания: на 1 января, 1 апреля или 1 мая 2013 г.?
На 1 января 2013 г.
При выбытии зданий в течение 2013 г. сумма налога на недвижимость пересчитывается исходя из остаточной стоимости здания на 1 января этого года.
Если остаточная стоимость проданного здания на 1 января 2013 г. составляет, например, 600 млн. руб., а местные Советы депутатов увеличили ставки налога на недвижимость в 2 раза, то годовая сумма налога на недвижимость по этому зданию равна 12 млн. руб. (600 млн. руб. × 1 % × 2,0). При ежеквартальном способе уплаты налога на недвижимость организация по указанному зданию раз в квартал уплачивала бы сумму налога в размере 3 млн. руб. (12 млн. руб. / 4).
Так как здание продано в мае 2013 г., в уточненной налоговой декларации, которую организация должна представить в налоговую инспекцию не позднее 20 сентября 2013 г., годовая сумма налога на недвижимость должна быть уменьшена на 6 млн. руб. То есть организация не должна уплачивать налог на недвижимость по этому зданию в суммах, которые у нее приходились бы к уплате за III и IV кварталы 2013 г.
Обращаем внимание читателей на следующий момент: для того чтобы быстрее вернуть из бюджета или зачесть в счет других платежей переплату по налогу на недвижимость, рекомендуем организации не ждать 22 сентября 2013 г. Выражение "не позднее такой-то даты" определяет окончательный срок представления декларации. Следовательно, организации вправе представить уточненную налоговую декларацию намного раньше (например, еще в мае 2013 г.).
В таком случае переплата по налогу на недвижимость будет отражена в лицевом счете плательщика не по сроку 22 сентября 2013 г., а в день представления уточненной налоговой декларации, т.е. в мае 2013 г.
Игорь Москвин, экономист
2 (51). Подлежит ли распределению на оборот, освобожденный от НДС, и отнесению на затраты сумма НДС, уплаченная при ввозе товаров из Российской Федерации (раздельный учет не ведется)?
Подлежит (за исключением сумм НДС по основным средствам).
В случае одновременного использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от налогообложения, и товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению, включение сумм НДС (за исключением сумм НДС, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе основных средств и нематериальных активов) в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, осуществляется нарастающим итогом с начала года исходя из доли оборота операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобожденных от налогообложения, в общем объеме оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 3 ст. 106 НК).
При реализации плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, налоговые вычеты по которым производятся в различном порядке, распределение общей суммы налоговых вычетов плательщика по товарам (работам, услугам), имущественным правам между этими оборотами производится 2 методами – методом удельного веса или методом раздельного учета (если иное не установлено гл. 12 НК). В случае ведения плательщиком книги покупок в распределении участвуют суммы НДС, отраженные в книге покупок (п. 24 ст. 107 НК).
При этом налоговыми вычетами признают в т.ч. суммы НДС, уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь (подп. 2.2 п. 2 ст. 107 НК).
В свою очередь суммой НДС, уплаченной при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, признается сумма НДС:
– уплаченная в бюджет при выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой;
– исчисленная и уплаченная в бюджет при ввозе товаров с территории государств – членов Таможенного союза.
Таким образом, сумма НДС, уплаченная при ввозе товаров из Российской Федерации, включается в сумму налоговых вычетов, подлежащую распределению по удельному весу на обороты, освобожденные от НДС, за исключением суммы НДС, уплаченной при ввозе товаров из Российской Федерации, которые учтены в составе основных средств.
3 (52). Подлежит ли распределению по удельному весу при наличии освобожденных от НДС оборотов остаток налоговых вычетов по НДС на 1 января 2013 г.?
Подлежит за некоторыми исключениями.
Остаток налоговых вычетов по НДС на 1 января 2013 г. подлежит распределению по удельному весу. Исключением из данного правила являются остатки по основным средствам и нематериальным активам, а также случай, если в учетной политике прописано, что остаток не распределяется по удельному весу. Обоснуем сказанное.
Так, в случае одновременного использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от налогообложения, и товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению, включение сумм НДС (за исключением сумм НДС, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе основных средств и нематериальных активов) в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, осуществляется нарастающим итогом с начала года исходя из доли оборота операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобожденных от налогообложения, в общем объеме оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 3 ст. 106 НК).
При распределении налоговых вычетов методом удельного веса в распределении не участвуют налоговые вычеты прошлого налогового периода, если это предусмотрено учетной политикой организации. В ином случае налоговые вычеты прошлого налогового периода подлежат распределению методом удельного веса в порядке, установленном НК (п. 24 ст. 107 НК).
Следовательно, если в учетной политике не прописано, что остаток налоговых вычетов по НДС на 1 января 2013 г. не распределяется по удельному весу, он подлежит такому распределению. При этом остаток налоговых вычетов по основным средствам и нематериальным активам не включается в сумму вычетов, подлежащих распределению на освобожденные от НДС обороты.
Если в учетной политике указано, что остаток налоговых вычетов не распределяется по удельному весу, он принимается к вычету без распределения в пределах суммы НДС, исчисленной по реализации.
4 (53). Организация производит одежду, подлежащую сертификации, и передает ее уполномоченному органу для испытаний. Во время испытаний одежда приходит в негодность, в связи с чем организация ее списывает.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в данной ситуации.
4.1. Следует ли исчислить НДС при списании одежды?
Не следует.
Объектом обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (п. 1 ст. 93 НК).
Обороты по прочему выбытию товаров, к которому относится их списание, не являются объектом налогообложения с 1 января 2012 г., за исключением прочего выбытия товаров, приобретенных со ставкой НДС 0 % в магазинах беспошлинной торговли (объект налогообложения с 24 января 2012 г.).
Таким образом, оборот по списанию пришедшей в негодность одежды не облагается НДС и не отражается в налоговой декларации по НДС.
Д-т 43 – К-т 20
– принята на учет изготовленная продукция;
Д-т 43 (отдельный субсчет) – К-т 43 (отдельный субсчет)
– передана изготовленная продукция на испытания;
Д-т 20 – К-т 43
– списана на себестоимость стоимость готовой продукции, пришедшей в негодность по результатам испытаний*.
__________________________
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
4.2. Можно ли учесть данные расходы при налогообложении прибыли?
Можно.
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 НК).
При налогообложении прибыли не учитываются затраты, не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 1.26 п. 1 ст. 131 НК).
До 1 января 2012 г. исходя из подп. 1.4 п. 1 ст. 131 НК не учитывались при налогообложении прибыли расходы на проведение испытаний (анализов, измерений) органами стандартизации, метрологии и сертификации Государственного комитета по стандартизации РБ в порядке, определяемом Правительством, если по данным испытаниям (анализам, измерениям) получены отрицательные результаты. С 1 января 2012 г. данный подпункт исключен из НК.
Таким образом, расходы на проведение сертификации одежды, в т.ч. ее стоимость, учитываются в составе затрат как связанные с производственной деятельностью независимо от результата испытаний.
Наталья Нехай, экономист
ОТЧИСЛЕНИЯ В ФСЗН
5 (54). Работник отдела маркетинга был направлен на курсы переподготовки. Стоимость обучения составляет 960 000 руб. с учетом НДС, что подтверждается актом выполненных работ (услуг). Начисленная заработная плата за время нахождения работника на курсах переподготовки составила 1 244 547 руб.
Является ли стоимость обучения, оплаченная за счет средств организации, объектом для начисления страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах?
Не является.
При определении объекта для начисления обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения (далее – ФСЗН) следует учитывать нормы Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное предприятие "Белгосстрах", утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень).
К выплатам, на которые не начисляют взносы по государственному социальному страхованию, относятся в числе прочего суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей (п. 6 Перечня).
Под суммами, выплачиваемыми в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работником трудовых обязанностей, следует понимать расходы работодателя, которые он несет для обеспечения выполнения работниками своих трудовых функций. Это могут быть суммы, затраченные работодателем на повышение квалификации и переобучение работников (не только в рамках обеспечения повышения квалификации или переподготовки работников согласно ст. 55 Трудового кодекса РБ, но и обучения работников на договорной основе в вузах и средних специальных учебных заведениях новым специальностям в соответствии со своими потребностями).
За работником, направляемым нанимателем на курсы переподготовки, сохраняется средняя заработная плата по месту работы. Исчисляют средний заработок, сохраняемый за время нахождения работника на курсах переподготовки, в соответствии с гл. 3 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 10.04.2000 № 47.
Объектом для начисления обязательных страховых взносов для работодателей и работающих граждан на основании ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы.
В Перечне не поименованы выплаты работнику средней заработной платы по месту работы во время его обучения на курсах переподготовки. Следовательно, данные выплаты будут являться объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах.
В бухгалтерском учете хозяйственные операции отражаются следующим образом:
Д-т 60 – К-т 51 – 960 000 руб.
– отражена оплата за обучение;
Д-т 26 (44) – К-т 60 – 800 000 руб.
– списаны расходы на обучение;
Д-т 18 – К-т 60 – 160 000 руб.
– отражен НДС;
Д-т 26 (44) – К-т 70 – 1 244 547 руб.
– начислена заработная плата за время нахождения работника на курсах переподготовки;
Д-т 26 (44) – К-т 69 – 423 146 руб.
– начислены обязательные страховые взносы в ФСЗН (34 %);
Д-т 70 – К-т 69 – 12 445 руб.
– удержаны обязательные страховые взносы в ФСЗН (1 %);
Д-т 26 (44) – К-т 76 – 7 467 руб.
– начислены взносы в Белгосстрах (0,6 % – условно).
Татьяна Ковязина, экономист
ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
6 (55). Белорусская организация поставила нерезиденту лифты. Денежные средства от нерезидента были получены через 6 месяцев с даты отгрузки товара.
Нарушено ли в данном случае валютное законодательство?
Не нарушено.
Как правило, резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме в следующие сроки:
– при экспорте – не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии – не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг;
– при импорте – не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.
Это установлено подп. 1.4 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ № 178).
В то же время Совету Министров совместно с Нацбанком предоставлено право по отдельным видам внешнеторговых договоров устанавливать иные сроки завершения внешнеторговых операций (подп. 1.5 п. 1 Указа № 178).
В настоящее время такие сроки определены постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 05.11.2011 № 1483/22 (далее – постановление № 1483/22). Так, резиденты, поставляющие на экспорт лифты, лифтовое оборудование и запасные части к ним, обязаны обеспечить завершение внешнеторговых операций не позднее 365 календарных дней с даты отгрузки товаров (подп. 1.1 п. 1 постановления № 1483/22).
Таким образом, в рассматриваемом случае организация не нарушила валютное законодательство.
7 (56). Организация – резидент РБ с разрешения Нацбанка предоставила заем организации – нерезиденту РБ в долларах США. Стороны хотят сделать дополнительное соглашение к договору займа, по которому его возврат будет осуществлен в белорусских рублях.
Правомерны ли данные расчеты?
Неправомерны.
При совершении валютных операций (кроме валютных операций по экспорту, импорту) между резидентом (кроме банка по банковской операции) и нерезидентом не допускается изменение денежных обязательств нерезидента, выраженных в иностранной валюте, на денежные обязательства, выраженные в белорусских рублях (подп. 8.2 п. 8 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72).
В случае поступления резиденту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства РБ, банк обязан зачислить данные денежные средства на счет резидента с уведомлением соответствующих органов валютного контроля (ст. 27 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле").
В случае несоответствия валюты поступивших денежных средств требованиям валютного законодательства банк обязан уведомить КГК об этом нарушении валютного законодательства (п. 31 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46).
Таким образом, займодавец-резидент не вправе заключать с нерезидентом дополнительное соглашение, согласно которому получит вместо долларов США белорусские рубли.
В случае заключения такого соглашения и поступления белорусских рублей от нерезидента РБ банк обязан зачислить сумму на счет клиента, но при этом уведомить КГК о валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства.
Денис Сафаревич, юрист
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
8 (57). В состав производственного предприятия входит несколько структурных подразделений, включая столовую, расположеную на территории завода и обеспечивающую питанием только работников завода.
Необходимо ли наличие книги замечаний и предложений в каждом структурном подразделении, включая столовую?
Необходимо.
Книга замечаний и предложений должна вестись в организации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, а также в местах реализации ею товаров, выполнения работ, оказания услуг (ст. 24 Закона РБ от 18.07.2011 № 300-З "Об обращениях граждан и юридических лиц"). Перечень мест реализации организациями товаров, выполнения работ, оказания услуг, в которых ведется книга замечаний и предложений, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2005 № 285 "О некоторых вопросах организации работы с книгой замечаний и предложений и внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь".
В названный выше перечень включены в т.ч. объекты общественного питания (за исключением сезонных кафе). Поэтому производственное предприятие должно иметь книги замечаний и предложений как в самой организации, так и в местах оказания услуг, т.е. в объекте общественного питания – столовой.
Ольга Котько, экономист
9 (58). Налоговый агент поручил подачу налоговой декларации (расчета) физическому лицу, для чего ему была выдана доверенность. Декларация была представлена несвоевременно.
Может ли доверенное лицо быть привлечено к административной ответственности?
Не может.
В предложенном вопросе административная ответственность может наступать только в отношении плательщика (налогового агента) и его должностных лиц.
Плательщик может участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через своего законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК (ст. 24 НК).
Полномочия представителя подлежат документальному подтверждению в порядке, установленном законодательством.
Правила, предусмотренные ст. 24–27 НК, распространяются на налоговых агентов (п. 4 ст. 24 НК).
По общему правилу законными представителями плательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании актов законодательства или учредительных документов этой организации (ст. 25 НК).
Уполномоченный представитель плательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном актами законодательства (п. 2 ст. 27 НК).
Действия (бездействие) представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, признаются действиями (бездействием) этой организации (ст. 26 НК). Иными словами, несвоевременное представление налоговой декларации (расчета) представителем организации, действующим по доверенности, будет рассматриваться как несвоевременное представление декларации самой организацией, если только декларация не была представлена своевременно другим представителем организации. То же касается и правоотношений с участием налогового агента.
Последствия неисполнения обязательств для самого уполномоченного представителя определяются гражданским законодательством.
В частности, сам уполномоченный представитель не может рассматриваться как субъект административного правонарушения, так как он не является ни плательщиком, ни его должностным лицом.
Обратимся к ч. 2 ст. 13.4 Кодекса РБ об административных правонарушениях. Так, нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при просрочке более 3 рабочих дней, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица, влечет наложение штрафа в размере 2 базовых величин с увеличением его на 0,5 базовой величины за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 базовых величин, а на юридическое лицо – в размере 10 % от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 10 базовых величин.
Значит, административная ответственность за непредставление налоговой декларации может наступать в отношении плательщика (налогового агента) и его должностных лиц. Доверенное лицо является уполномоченным представителем плательщика и неисполнение им своих обязанностей может повлечь для него гражданско-правовую ответственность, если договором с таким лицом были определены его обязанности.
Юрий Веремейко, юрист
10 (59). Подпунктом 31.16 п. 31 Положения № 924/16* предусмотрено, что организации при оказании бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более 3 человек в одну смену вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов.
__________________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16).
Каким нормативным документом надо руководствоваться при отнесении оказываемых организацией услуг к бытовым в целях применения Положения № 924/16?
Организациям при отнесении оказываемых услуг к бытовым услугам в целях применения Положения № 924/16 следует руководствоваться Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 015-2003 "Услуги населению", утвержденным постановлением Госстандарта РБ от 19.12.2003 № 49 (далее – ОКРБ 015-2003).
Справочно: вопросы отнесения услуг к бытовым находятся в компетенции Минторга. Это определено п. 2 Положения о Министерстве торговли Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2006 № 961. В связи с этим рекомендуем для получения более полного и правильного ответа направить письменный запрос в указанное министерство.
Иван Ростик, экономист