НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Налог на доходы при оплате корпоративной карточкой ремонта автомобиля за рубежом
1 (249). Водителю белорусской организации, занимающейся международными перевозками грузов, во время зарубежной командировки из-за поломки автомобиля пришлось обратиться к иностранной организации для выполнения его ремонта.
Подлежат ли обложению налогом на доходы платежи, осуществленные водителем за оказанные услуги по ремонту автомобиля корпоративной карточкой?
Не подлежат.
Перечень доходов, подлежащих обложению налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, определен в п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Такой вид дохода, как доход за оказание услуг по ремонту, выполненному иностранной организацией, в данном перечне отсутствует. Следовательно, оплата стоимости ремонта автомобиля не облагается налогом на доходы независимо от того, в какой форме она произведена.
Организация нерезидентом деловой поездки не является объектом обложения налогом на доходы
2 (250). Белорусская организация заключила договор с организацией – резидентом РФ, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, по организации деловой поездки в Южную Корею. В договоре предусмотрено оказание следующих услуг: организация авиаперелета "Москва – Сеул – Москва", бронирование номера в гостинице, оплата медицинской страховки и др. Оказанные услуги российская организация выполняет за вознаграждение.
В акте выполненных работ, представленном российской компанией, отдельно указаны стоимость авиаперелета "Москва – Сеул – Москва", услуги по бронированию гостиницы, обеспечение визовой поддержки, а также размер вознаграждения российской компании.
Облагаются ли выплаты российской компании налогом на доходы?
Не облагаются.
Предоставляемые российской компанией услуги не относятся к посредническим и не являются объектом обложения налогом на доходы.
Обоснуем наш вывод.
Иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доход из источников в Республике Беларусь, являются плательщиками налога на доходы иностранных организаций (ст. 145 НК).
Виды доходов, облагаемых налогом на доходы, указаны в п. 1 ст. 146 НК.
В случае включения в договор, заключенный с иностранной организацией, положений, предусматривающих выплату этой или другой иностранной организации компенсации за осуществление видов деятельности, предоставление прав, доходы от осуществления или предоставления которых признаются объектом обложения налогом на доходы, суммы такой компенсации (за исключением платы за перевозку, страхование, если они включены в стоимость внешнеторгового договора купли-продажи товара) подлежат обложению налогом на доходы в порядке и по ставкам, установленным гл. 15 НК для соответствующих видов доходов (п. 2 ст. 146 НК).
В рассматриваемом случае в акте выполненных работ, представленном российской компанией, отдельно указаны стоимость авиаперелета "Москва – Сеул – Москва", услуги по бронированию гостиницы, обеспечение визовой поддержки, а также размер вознаграждения компании.
Часть услуг, оказанных иными иностранными организациями, белорусская организация или ее сотрудники оплачивали самостоятельно (оплата визы, оплата проживания в гостинице).
Из НК следует, что доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь за перевозку, фрахт (в т.ч. демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках) в связи с осуществлением международных перевозок (за исключением оплаты билетов на перевозку пассажиров в международных перевозках), являются объектом обложения налогом на доходы (подп. 1.1 п. 1 ст. 146 НК).
Как видим, из перечисленных налогооблагаемых объектов исключены доходы в виде оплаты билетов за перевозку пассажиров в международных перевозках (данная норма законодательства применяется с 2013 г.).
Доходы от оказания услуг по организации деловых поездок также не поименованы в п. 1 ст. 146 НК.
Вместе с тем в подп. 1.12.4 п. 1 ст. 146 НК установлено, что объектом обложения налогом на доходы являются посреднические услуги, под которыми, в частности, понимаются услуги по содействию в установлении контактов и заключении сделок (договоров, контрактов) между производителями (подрядчиками, исполнителями) и потребителями (заказчиками), продавцами (поставщиками) и покупателями.
В данном случае российская компания не осуществляет деятельность по установлению контактов и заключению сделок между конкретными организациями. Ее функция заключается непосредственно в организации поездки (установлении маршрута следования командируемых лиц, заказ и оплата билетов, бронирование гостиницы и др.).То есть предоставляемые российской компанией услуги не относятся к посредническим и не являются объектом обложения налогом на доходы.
Татьяна Филатова, экономист
Погашение жилищных облигаций и представление сведений о доходах
3 (251). Работник организации, состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, погасил ранее приобретенные им жилищные облигации для строительства квартиры, получив от строительной организации, не исполнившей обязательства по договору, денежные средства.
Какие действия должен произвести работник в части уплаты подоходного налога?
Вернуть ранее предоставленный вычет и доплатить налог.
При строительстве квартиры путем приобретения жилищных облигаций фактически произведенные плательщиками и членами их семей расходы на такое строительство подлежат имущественному налоговому вычету в пределах размера денежных средств, подлежащих внесению в оплату стоимости жилого помещения путем приобретения жилищных облигаций, указанного в договоре, в соответствии с которым предусматривается строительство жилого помещения для владельца жилищных облигаций (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).
При погашении жилищных облигаций путем выплаты их владельцу денежных средств такие денежные средства не являются фактически израсходованными на строительство жилого помещения. Таким образом, у владельца жилищных облигаций нет оснований для применения в отношении таких сумм имущественного налогового вычета.
В этом случае работник должен по окончании календарного года представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц, указать сумму выплаченных ему денежных средств, в отношении которых ранее им был применен имущественный налоговый вычет, и на основании извещения налогового органа произвести доплату подоходного налога.
Строительная организация в случае возврата денежных средств, внесенных в оплату стоимости жилого помещения путем приобретения жилищных облигаций, должна подать в налоговый орган сведения о выплаченных этому работнику суммах (п. 11 ст. 175 НК).
Николай Савельев, экономист
Стандартный вычет при наличии студента-иждивенца
4 (252). Физическое лицо в организацию, которая является для него местом основной работы, с целью получения стандартного налогового вычета представило справку о том, что его совершеннолетняя дочь получает первое высшее образование в университете Литовской Республики.
Вправе ли организация в данной ситуации предоставить стандартный налоговый вычет работнику, как содержащему иждивенца?
Вправе, если справка соответствует требованиям НК.
Плательщик при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 НК имеет право применить стандартный налоговый вычет в размере 180 000 руб. в месяц на каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК).
Иждивенцами для своих родителей в целях применения норм НК признают обучающихся старше 18 лет, получающих в дневной форме получения образования общее среднее, специальное, первое профессионально-техническое, первое среднее специальное, первое высшее образование.
Отметим, что в НК отсутствует ограничение в части принадлежности учреждений образования к учреждениям образования РБ.
Главным критерием является получение указанными иждивенцами общего среднего, специального, первого профессионально-технического, первого среднего специального, первого высшего образования на дневной форме обучения.
В связи с этим работник организации будет признаваться содержащим иждивенца и иметь право на получение стандартного налогового вычета, но только при условии представления по месту работы справки (ее копии) о том, что его дочь является обучающимся и получает в дневной форме получения образования первое высшее образование. В справке также должен быть указан период, в течение которого данное лицо является (являлось) обучающимся (п. 4 ст. 164 НК).
При этом документы, представляемые налоговому агенту на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на белорусский или русский язык. Верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, либо перевод должен быть заверен Белорусской торгово-промышленной палатой (ее унитарным предприятием, его представительством или филиалом) (п. 11 ст. 22 НК).
Анна Павлова, экономист
Переход с УСН на единый налог на вмененный доход возможен при соблюдении одновременно 2 условий
5 (253). Частное предприятие оказывает услуги по ремонту и обслуживанию транспортных средств с применением упрощенной системы налогообложения (УСН). Численность работников на 1 июня 2014 г. составляет 17 человек.
С 1 августа 2014 г. здание СТО закрывается для сноса и в дальнейшем – для строительства нового объекта. Других помещений для осуществления хозяйственной деятельности организация не имеет.
Руководство частного предприятия издало приказ о временном приостановлении работ, отправило работников в отпуск без сохранения заработной платы и в письменной форме уведомило ИМНС о приостановлении ведения хозяйственной деятельности.
За время приостановления работ некоторые сотрудники собираются увольняться, что повлечет сокращение численности работников, и она может составить менее 15 человек.
Приведет ли увольнение работников организации в период временного приостановления работ и ведения хозяйственной деятельности в организации к переходу с УСН на единый налог на вмененный доход?
Не приведет при одновременном соблюдении 2 условий.
Для организаций, которые оказывают услуги по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и их компонентов (далее – услуги по обслуживанию и ремонту) и списочная численность работников которых не превышает 15 человек, установлена обязанность по уплате единого налога (ст. 3251 НК).
Для определения начала применения единого налога на вмененный доход принимается во внимание списочная численность работников организации за месяц, в котором организацией осуществлялась деятельность по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту, при этом обязанность начать применение единого налога на вмененный доход установлена с 1-го числа месяца, за который списочная численность работников организации составляет не более 15 человек и в котором организация осуществляет деятельность по оказанию услуг по обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и их компонентов.
Другими словами, организации становятся плательщиками единого налога, если одновременно выполняются 2 условия:
1) ими осуществляется деятельность по оказанию услуг по обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и (или) их компонентов;
2) списочная численность работников составляет 15 и менее человек за месяц.
В рассматриваемом вопросе организация, применяющая УСН, с численностью работников 17 человек в связи со сносом здания СТО приостановила ведение хозяйственной деятельности. Если в дальнейшем организация возобновит деятельность и численность работников составит менее 15 человек, то необходимо будет уплачивать единый налог на вмененный доход.
С учетом изложенного организация в настоящее время не соответствует критериям, установленным налоговым законодательством для целей применения единого налога на вмененный доход.
Наталья Курская, экономист
БУХУЧЕТ-2014
Стоимость сетей отражаем в акте формы С-17
6 (254). Организация является застройщиком и осуществляет строительство объекта недвижимости с привлечением средств дольщиков. В процессе строительства были возведены инженерные сети и коммуникации, которые еще до даты передачи объекта долевого строительства дольщикам (юридические лица) были переданы эксплуатационным организациям.
Необходимо ли стоимость возведенных и переданных эксплуатационным организациям сетей отражать в акте на передачу дольщику затрат, произведенных при создании объекта, по форме С-17, утвержденной постановлением № 3*, который застройщик составляет по факту передачи затрат по строительству объекта дольщику?
__________________________
* Постановление Минстройархитектуры РБ от 25.01.2013 № 3 (далее – постановление № 3).
Необходимо.
Акт на передачу дольщику затрат, произведенных при создании объекта (форма С-17), составляют организации, выполняющие функции заказчика (застройщика), при создании объектов для других организаций (п. 12 Методических рекомендаций, утвержденных постановлением № 3*). В гр. 2 акта С-17 указывают наименования объектов учета затрат, в т.ч. объектов совместной долевой собственности (здание, сооружение, оборудование, инженерные сети и др.); в гр. 3 – общую сумму затрат, фактически произведенных заказчиком (застройщиком) при строительстве передаваемых объектов учета.
__________________________
* Методические рекомендации по применению и заполнению примерных форм учетных документов в строительстве, утвержденные постановлением № 3 (далее – Методические указания № 3).
Передачу заказчиком (застройщиком) затрат по строительству объекта третьему лицу (в т.ч. дольщику) отражают (п. 58 Инструкции № 10*) в следующем порядке:
__________________________
* Инструкция о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденная постановлением Минстройархитектуры РБ от 14.05.2007 № 10; далее – Инструкция № 10).
Д-т 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" – К-т 08 "Вложения в долгосрочные активы"
– на сумму фактических затрат по строительству, приходящихся на долю третьего лица (в т.ч. дольщика);
Д-т 76 – К-т 18 "Налог на добавленную стоимость по товарам, работам, услугам"
– на сумму НДС, приходящегося на долю третьего лица (в т.ч. дольщика);
Д-т 83 "Добавочный капитал" – К-т 08
– на сумму произведенных в соответствии с законодательством переоценок незавершенного строительства и неустановленного оборудования, приходящихся на долю третьего лица (в т.ч. дольщика).
Передача затрат по созданию инженерных сетей и сооружений, затрат на благоустройство на баланс эксплуатационных организаций в бухгалтерском учете заказчика, застройщика, не являющегося собственником объекта (части объекта), отражается по дебету счета 76 и кредиту счета 08 (п. 60 Инструкции № 10).
Юридическое лицо, осуществляющее строительство в качестве дольщика, на основании акта о передаче затрат, произведенных при создании объекта, оформленного в соответствии с п. 52 Инструкции № 10, сумму затрат по созданию инженерных сетей и сооружений, затрат на благоустройство, переданных эксплуатационным организациям государственной формы собственности, отражает в своем бухгалтерском учете в порядке, установленном в п. 59 Инструкции № 10.
На основании вышеизложенного факт получения инженерных сетей и коммуникаций, в т.ч. переданных на баланс специализированным эксплуатационным организациям до даты составления акта на передачу дольщику затрат, произведенных при создании объекта (форма С-17), и хозяйственные операции, связанные с передачей инженерных сетей и коммуникаций специализированным эксплуатационным организациям, должны быть отражены в бухгалтерском учете дольщика – юридического лица.
Акт С-17 служит основанием для составления соответствующих бухгалтерских записей передающей и принимающей сторонами (п. 12 Методических указаний № 3).
Таким образом, стоимость возведенных и переданных специализированным эксплуатационным организациям инженерных сетей и коммуникаций, в т.ч. переданных до даты составления акта С-17, должна отражаться в акте на передачу дольщику затрат, произведенных при создании объекта, по форме С-17, утвержденной постановлением № 3, который застройщик составляет по факту передачи затрат по строительству объекта дольщику.
Виктор Статкевич, аудитор
УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Перевод основного средства в запас и начисление амортизации
7 (255). Объект основных средств в июне 2014 г. переведен в запас. При нахождении основных средств в запасе амортизацию начисляют исходя из остаточного нормативного срока службы (приложение 4 к Инструкции по амортизации*). Нормативный срок службы объекта в соответствии с приложением к постановлению № 161** составляет 5 лет. Срок полезного использования, установленный по объекту ранее, составляет 7 лет. Фактический срок эксплуатации к июню 2014 г. уже составляет 6 лет. Соответственно срок фактической эксплуатации (6 лет) превышает нормативный срок службы (5 лет) и остаточный нормативный срок рассчитать не представляется возможным.
__________________________
* Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция по амортизации).
** Постановление Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь" (далее – постановление № 161).
Возникают следующие вопросы:
7.1. Следует ли начислять амортизацию по такому объекту, находящемуся в запасе?
Следует.
При нахождении основных средств в запасе предусмотрено начисление амортизации с месяца, следующего за месяцем перевода объекта в запас, линейным способом по нормам амортизации, рассчитываемым исходя из остаточного нормативного срока службы объекта (нормативный срок службы согласно классификации амортизируемых основных средств минус срок фактической эксплуатации на 1-е число месяца, следующего за датой перевода в запас) и его недоамортизированной стоимости на 1-е число месяца начисления амортизации (приложение 4 к Инструкции по амортизации).
Нормативный срок службы по каждому объекту основных средств определяют вне зависимости от их использования (неиспользования) в предпринимательской деятельности на основании постановления № 161 в зависимости от видов основных средств в соответствии с их классификацией (п. 17 Инструкции по амортизации).
На основе нормативного срока службы рассчитывают срок полезного использования – в пределах между нижней и верхней границами диапазонов согласно приложению 3 к Инструкции по амортизации путем умножения нормативного срока службы на соответствующий коэффициент (п. 21 Инструкции по амортизации).
Как следует из вопроса, срок полезного использования (7 лет) был установлен больше нормативного срока службы (5 лет).
Соответственно при переводе объекта основных средств в запас и расчете остаточного нормативного срока службы срок фактической эксплуатации мог превысить нормативный срок службы, указанный в постановлении № 161.
Таким образом, определить остаточный нормативный срок расчетным путем не представляется возможным. При этом возникшая ситуация, указанная в вопросе, не оговаривается в приложении 4 к Инструкции по амортизации. Кроме того, прекращение начисления амортизации в период нахождения объекта основных средств в запасе Инструкцией по амортизации не предусмотрено.
С учетом указанного приостановить начисление амортизации при переводе объекта основных средств в запас организация не вправе.
7.2. Если амортизацию начислять следует, то как определить остаточный срок?
Организация принимает решение самостоятельно.
Комиссия организации по проведению амортизационной политики вправе самостоятельно принять решение об остаточном сроке начисления амортизации, в т.ч. о продолжении начисления амортизации исходя из ранее установленного срока полезного использования по данному объекту.
Расчет амортизации по методу суммы чисел лет
8 (256). Срок полезного использования деревообрабатывающего станка составляет 5 лет. Его первоначальная стоимость – 50 млн. руб.
Как произвести расчет амортизационных отчислений станка по методу суммы чисел лет?
Поскольку срок полезного использования составляет 5 лет, сумма чисел лет составит 15 лет. Расчет такой суммы может производиться 2 способами, дающими одинаковый результат:
1) сложением чисел лет срока полезного использования: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15 лет;
2) с применением формулы (п. 42 Инструкции по амортизации): 5 × (5 + 1) / 2 = 15 лет.
Расчетный коэффициент для каждого года составит:
1-й год – 5 / 15; 2-й – 4 / 15; 3-й – 3 / 15; 4-й – 2 / 15; 5-й – 1 / 15.
Исходя из первоначальной стоимости 50 млн. руб.:
– в 1-й год эксплуатации указанного объекта будет начислена амортизация в размере 5 / 15, что составит 16,666667 млн. руб.;
– во 2-й год – 4 / 15 (13,333333 млн. руб.);
– в 3-й год – 3 / 15 (10 млн. руб.);
– в 4-й год – 2 / 15 (6,666667 млн. руб.);
– в 5-й год – 1 / 15 (3,333333 млн. руб.).
Общая сумма начисленной амортизации в течение всего срока полезного использования объекта равна 50 млн. руб.
Ирина Толкун, консультант управления бюджетно-финансовой и налоговой политики Минэкономики РБ
РАСЧЕТЫ НАЛИЧНЫМИ
Разносная торговля и КСА
9 (257). Торговая организация осуществляет торговлю сувенирами вне стационарного торгового объекта. Такая торговля носит сезонный характер.
Должна ли организация принимать наличные деньги с применением кассового суммирующего аппарата?
Нет, если это разносная торговля.
Торговая организация вправе принимать наличные денежные средств без применения кассового оборудования, если она осуществляет разносную торговлю сувенирами.
Обоснуем наш ответ.
Как правило, организации при продаже товаров должны принимать наличные денежные средства (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) и (или) банковские платежные карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь с применением:
– кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь;
– платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов.
Исключения из данного правила предусмотрены п. 31 Положения № 924/16*. В их число входят организации, осуществляющие разносную торговлю товарами. Они вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов.
__________________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16).
Чтобы правильно ответить на поставленный вопрос, рассмотрим некоторые определения государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1393-2003 "Торговля. Термины и определения", подпадающие под вышеуказанное исключение. Из СТБ следует, что:
– разносная торговля – это розничная торговля, осуществляемая вне стационарной торговой сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в организации, транспорте или на улице;
– выездная торговля – оптовая, розничная торговля, осуществляемая в установленных местах или на определенной территории вне постоянного места расположения торгового объекта;
– развозная торговля – это розничная торговля, осуществляемая вне стационарной торговой сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством.
Таким образом, торговая организация осуществляет разносную торговлю сувенирами, если:
1) эта розничная продажа сувениров производится в разных местах;
2) транспортное средство используется как средство доставки сувениров;
3) сувениры продаются с лотка или иного средства разносной торговли.
То есть она может принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования. При этом прием наличных денежных средств должен быть организован в соответствии с требованиями, установленными в пп. 32 и 33 Положения № 924/16. Если торговая организация осуществляет иной вид торговли, то прием наличных денежных средств должен осуществляться с применением кассового оборудования.
Наталья Рощина, экономист
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Деятельность представительства в 2014 г.
10 (258). У российской проектной организации на территории Республики Беларусь есть представительство со сроком действия разрешения на его открытие до января 2015 г.
До июля 2014 г. иностранная организация через открытое в Республике Беларусь представительство предпринимательской деятельности в Беларуси не осуществляла.
Предполагается, что в июле 2014 г. будет заключен договор с белорусской организацией на выполнение проектных работ продолжительностью 5 месяцев. Причем часть проектных работ работники представительства будут выполнять в Беларуси.
Возникают следующие вопросы.
10.1. Возможно ли такое выполнение работ представительством, открытым в Беларуси?
Выполнение проектных работ представительством, ранее открытым в Беларуси, невозможно.
С 1 января 2014 г. вступило в силу Положение о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2013 № 1189 (далее – Положение и постановление № 1189), которое утвердило новые правила в отношении деятельности представительств на территории республики.
С указанной даты представительство коммерческой иностранной организации может быть открыто только в целях осуществления представительством от имени и по поручению представляемой им иностранной организации деятельности подготовительного и вспомогательного характера, если иное не установлено:
– международными договорами, заключенными Республикой Беларусь;
– законодательными актами РБ (п. 4 Положения).
Справочно: до 2014 г. действовала норма о том, что представительства иностранных организаций вправе от имени и по поручению представляемой ими организации заниматься предпринимательской деятельностью в Республике Беларусь.
При этом разрешения на открытие представительств иностранных организаций в Республике Беларусь, выданные до вступления в силу постановления № 1189, действуют до истечения срока, на который они были выданы. Исключением являются случаи прекращения деятельности представительств иностранных организаций по основаниям, предусмотренным постановлением № 1189.
Из вопроса следует, что сотрудники представительства до 2014 г. не вели предпринимательскую деятельность в Беларуси через аккредитованное в МИДе представительство.
Учитывая вышеизложенное, российская организация в 2014 г. в отношении открытого ранее представительства вправе:
– либо вести на территории Беларуси деятельность подготовительного и вспомогательного характера через это представительство до истечения срока действия разрешения на его открытие (до января 2015 г.);
– либо прекратить его деятельность по основаниям, предусмотренным п. 18 Положения.
Справочно: деятельность представительства прекращается:
– в случае ликвидации иностранной организации, открывшей представительство;
– в случае прекращения действия международного договора Республики Беларусь, на основании которого открыто представительство, если иное не предусмотрено данным договором;
– по решению иностранной организации, открывшей представительство;
– по решению МИДа в случае неосуществления представительством деятельности, в целях которой оно было открыто, в течение 6 месяцев подряд с даты создания представительства, а также в случае невыполнения руководителем представительства требования, установленного в части третьей п. 15 Положения.
Уведомление о принятом решении в течение 10 рабочих дней МИД направляет по последнему известному почтовому адресу иностранной организации и ее представительства;
– по решению суда в случае иных нарушений законодательства РБ;
– в случае истечения срока действия разрешения на открытие представительства, если он не был продлен в порядке, установленном пп. 9 и 10 Положения (п. 18 Положения).
10.2. Какие действия следует предпринять представительству для осуществления таких работ в Беларуси?
При соблюдении определенных сроков стать на учет в белорусских налоговых органах без регистрации представительства в МИДе.
С января 2014 г. иностранные организации подлежат постановке на учет в налоговом органе по новому основанию.
Иностранная организация, которая на основании договора (договоров) с органом государственного управления Республики Беларусь, юридическим, физическим лицом, в т.ч. индивидуальным предпринимателем, на территории Республики Беларусь выполняет работы (оказывает услуги), осуществляет иную не запрещенную законодательством деятельность, должна подать заявление в налоговый орган по месту осуществления деятельности на территории Республики Беларусь до начала деятельности по такому (таким) договору (договорам) (подп. 2.6 п. 2 ст. 66 НК).
При этом следует обратить внимание на одно важное обстоятельство, указанное в подп. 2.6 п. 2 ст. 66 НК.
К заявлению, которое должна подать иностранная организация для постановки на учет в белорусский налоговый орган, необходимо приложить ряд документов (оригиналы и их копии). В их числе договор (договоры), согласно положениям которого (которых) иностранная организация на территории Республики Беларусь должна выполнять работы и (или) оказывать услуги в течение периода, превышающего сроки, установленные пп. 3 и 4 ст. 139 НК, осуществлять иную не запрещенную законодательством деятельность.
Справочно: в п. 3 ст. 139 НК речь идет о факте признания деятельности иностранной организации через постоянное представительство в Беларуси, если она выполняет работы и (или) оказывает услуги на территории Республики Беларусь. Такое место выполнения работ, оказания услуг иностранной организации признается постоянным представительством при условии, что указанная деятельность осуществляется в течение 90 дней непрерывно или в совокупности в течение 1 календарного года.
Строительная площадка, монтажный или сборочный объект признаются постоянным представительством иностранной организации, если такие площадка или объект существуют на территории Республики Беларусь в течение периода, превышающего 180 дней в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде (п. 4 ст. 139 НК).
Таким образом, с 1 января 2014 г. иностранные организации, которые собираются осуществлять предпринимательскую деятельность в Беларуси по выполнению работ, оказанию услуг, строительству, продолжительность которых в соответствии с договором превышает соответственно 90 и 180 дней, вправе становиться на налоговый учет в Беларуси без регистрации представительства в МИДе.
В рассматриваемой ситуации российская организация планирует выполнять только работы по проектированию, причем на протяжении 5 месяцев.
Таким образом, у нее в Беларуси будет постоянное представительство, которое возникнет спустя 90 дней от начала выполнения проектных работ (оказания услуг).
С учетом изложенного иностранная компания обязана стать на учет в налоговом органе РБ в качестве налогоплательщика по месту осуществления проектных работ и исполнять иные обязанности налогоплательщика; вести учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения; уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины); представлять в налоговый орган по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты) и др.
От редакции:
Иностранная организация, осуществляющая или собирающаяся осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность, обязана в порядке, установленном пп. 2–6 ст. 66 НК, стать на учет в налоговом органе вне зависимости от того, будет ли в дальнейшем ее деятельность признана деятельностью через постоянное представительство в Республике Беларусь (п. 4 ст. 22 НК).
Реклама пива
11 (259). Организация рекламирует пиво, ввозимое из-за рубежа. Планируется проведение рекламной акции, в ходе которой покупателям в торговом объекте будет предложено попробовать различные сорта пива.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
11.1. Правомерна ли такая реклама?
В настоящее время в Республике Беларусь реклама слабоалкогольных напитков и пива существенно ограничена.
Для ответа на поставленный вопрос необходимо обратиться к положениям Закона РБ от 10.05.2007 № 225-З "О рекламе" (далее – Закон).
Организация и проведение конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари в целях стимулирования реализации пива и слабоалкогольных напитков запрещаются (п. 2 ст. 18 Закона).
Итак, Закон прямо запрещает проводить рекламные акции в целях стимулирования реализации пива.
Законом запрещается бесплатное (безвозмездное) распространение пива и слабоалкогольных напитков (за исключением дегустаций, осуществляемых в маркетинговых целях), в т.ч. предоставление более 5 л таких напитков в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари (п. 2 ст. 18 Закона).
Таким образом, распространение пива не исключено при проведении дегустаций, осуществляемых в маркетинговых целях. Дегустации могут быть организованы в т.ч. и с привлечением физических лиц. Порядок проведения дегустации в маркетинговых целях установлен Положением о порядке проведения дегустаций алкогольных напитков и (или) пива в маркетинговых целях, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2003 № 193 (далее – Положение).
Справочно: дегустация алкогольных напитков и (или) пива в маркетинговых целях – это бесплатное (безвозмездное) предоставление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями алкогольных напитков и (или) пива участникам дегустации для органолептической оценки качества и внешнего оформления указанных напитков и (или) пива в целях изучения потребительского спроса для их дальнейшей реализации.
По общему правилу, предусмотренному п. 6 Положения, участниками дегустаций пива могут быть представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели или их представители, заинтересованные в приобретении пива. Кроме того, по решению организатора дегустации участниками дегустации могут являться физические лица.
11.2. Предусмотрена ли административная ответственность за проведение рекламной акции с нарушением установленного порядка рекламы алкогольных напитков?
Да, предусмотрена.
Нарушение должностным лицом юридического лица установленного порядка рекламы алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков, выразившееся в использовании при организации и проведении гуманитарных мероприятий наименований видов и торговых марок алкогольных напитков, бесплатном (безвозмездном) распространении алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков (за исключением дегустаций, осуществляемых в маркетинговых целях), в т.ч. в предоставлении более 5 л таких напитков в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари, либо в организации и проведении таких мероприятий в целях стимулирования реализации алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков, влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 базовых величин (ч. 2 ст. 12.26 Кодекса РБ об административных правонарушениях).
Юрий Веремейко, юрист
ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Обязательная продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке
12 (260). Организация заключила договор купли-продажи с украинским покупателем. По данному договору покупатель перечисляет ей стоимость товара, часть которой оплачивается в украинских гривнах (70 %) и часть – в долларах США (30 %).
Вся ли полученная валюта подпадает под обязательную продажу?
Только доллары США.
Организации – резиденты РБ, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, должны производить обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке республики:
– в размере 30 % от суммы выручки в иностранной валюте;
– в порядке, определенном постановлением Правления Нацбанка РБ от 13.09.2006 № 129 (далее – постановление № 129).
Вышеизложенное определено Указом Президента РБ от 17.07.2006 № 452 "Об обязательной продаже иностранной валюты" (далее – Указ № 452).
Выручкой в иностранной валюте являются денежные средства:
– в иностранной валюте согласно перечню иностранных валют, подлежащих обязательной продаже на внутреннем валютном рынке, определенному в приложении к постановлению № 129;
– поступающие на счета организаций в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях РБ, в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь (п. 2 Указа № 452).
Из названного приложения следует, что обязательной продаже подлежат следующие валюты: австралийский доллар, датская крона, доллар США, евро, исландская крона, иена, канадский доллар, норвежская крона, российский рубль, фунт стерлингов, шведская крона, швейцарский франк, форинт, новый израильский шекель, новозеландский доллар, злотый, турецкая лира, чешская крона, литовский лит, латвийский лат, тенге, китайский юань.
Как видим, украинская гривна не относится к валютам, подлежащим обязательной продаже на внутреннем рынке РБ.
В связи с этим организация должна произвести обязательную продажу в размере 30 % только от суммы в долларах США, полученной в качестве оплаты за товар.
Анна Шинкевич, юрист