налогообложение
Выплата работнику выходного пособия при реорганизации организации и исчисление подоходного налога и отчислений в ФСЗН
1 (261). В результате реорганизации из организации "А" выделяется организация "Н".
Возникают следующие вопросы.
1.1. Имеет ли право сотрудник в связи с реорганизацией организации прекратить трудовой договор и получить выходное пособие?
Имеет.
Основанием для прекращения трудового договора является в т.ч. отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с нанимателем; отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда, а также отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества и реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием) организации (п. 5 ст. 35 Трудового кодекса РБ; далее – ТК).
При прекращении трудового договора по основаниям, указанным в п. 5 ст. 35 ТК, работникам выплачивают выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка (ст. 48 ТК). Расчет среднего заработка производят в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления среднего заработка, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 10.04.2000 № 47.
Совместителям выходное пособие не выплачивают. Размер пособия может быть увеличен в порядке и на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением.
1.2. Если выходное пособие выплачивают, облагают ли его подоходным налогом с физических лиц?
Не облагают при соблюдении определенных условий.
От подоходного налога с физических лиц освобождают все виды предусмотренных законодательными актами, постановлениями СоветаМинистров компенсаций (за исключением компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, компенсации за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику), в т.ч. связанных с получением работниками выходных пособий в связи с прекращением трудовых договоров (контрактов).
Такие пособия освобождают от подоходного налога, если они выплачиваются в случаях, для которых законодательными актами установлены минимальные гарантированные размеры таких выплат, и в суммах, не превышающих эти установленные минимальные гарантированные размеры (подп. 1.3 п. 1 ст. 163 Налогового кодекса; далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Поскольку законодательством установлен минимальный размер пособия, то при выплате пособия в размере, не превышающем 2-недельного среднего заработка, подоходный налог не удерживают.
1.3. Начисляют ли взносы по государственному социальному страхованию в ФСЗН на сумму выходного пособия?
Не начисляют.
Выходное пособие при прекращении трудового договора не является объектом для начисления взносов по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения и обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 2 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 115).
Уступка требования суммы займа и процентов резидентом оффшорной зоны новому кредитору и оффшорный сбор
2 (262). Белорусская организация (заемщик) получила заем от резидента оффшорной зоны (займодавец). По договору сумма займа и проценты погашаются ежеквартально. Займодавец уступил право требовать часть суммы займа и проценты по нему другой иностранной организации.
Следует ли белорусской организации уплачивать оффшорный сбор при погашении задолженности по займу и процентам по нему новому кредитору?
Не следует.
Объектами обложения оффшорным сбором являются:
– перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту РБ, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, если иное не установлено ст. 232 НК;
– исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом РБ, зарегистрированным в оффшорной зоне, кроме случаев исполнения нерезидентом РБ встречного обязательства путем перечисления на счет резидента РБ денежных средств;
– переход в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент РБ и нерезидент РБ, зарегистрированный в оффшорной зоне (п. 1 ст. 232 НК).
При этом подлежит освобождению от оффшорного сбора переход обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент РБ и нерезидент РБ, зарегистрированный в оффшорной зоне, в случае перевода долга по обязательству, исполнение которого перед кредитором освобождается от оффшорного сбора в соответствии с пп. 1 и 2 ст. 233 НК.
В частности, освобождают от обложения оффшорным сбором перечисление денежных средств в целях возврата резидентами РБ денежных средств, полученных от нерезидентов РБ в качестве займов, процентов за пользование ими (подп. 1.3 п. 1 ст. 233 НК).
Таким образом, белорусская организация не должна уплачивать оффшорный сбор.
Cергей Козырев, канд. экон. наук, аудитор, DipIFR
Частичная оплата стоимости питания работников и НДС
3 (263). Организация не имеет возможности предоставить своим работникам помещение для питания ввиду ограниченности площадей. Чтобы компенсировать неудобства, она приняла решение частично оплачивать стоимость питания работников в организациях общественного питания за счет собственных средств.
Облагают ли НДС указанные расходы организации?
Не облагают.
Объектами обложения НДС не признают стоимость работ (услуг), приобретенных (оплаченных) плательщиком для своих работников (подп. 2.16 п. 2 ст. 93 НК).
Указанные расходы рассматриваются как собственное потребление непроизводственного характера и поэтому не признаются объектом обложения НДС.
Валентин Жуков, экономист
Проведение вечера в ресторане, вручение подарочных сертификатов и НДС
4 (264). Предприятие в связи с 10-летним юбилеем организовало торжественный вечер в ресторане, где были подведены итоги его деятельности и состоялся праздничный вечер, в котором участвовали работники предприятия и члены их семей. Во время проведения мероприятия особо отличившимся работникам были вручены подарочные сертификаты на приобретение спортивного инвентаря (для мужчин) и парфюмерных изделий (для женщин).
Возникают следующие вопросы:
4.1. Облагают ли НДС расходы по проведению вечера в ресторане?
Не облагают.
В изложенной ситуации товары (услуги) ресторана используются для проведения торжественного вечера, т.е. в предприятии происходит собственное потребление непроизводственного характера. Кроме того, предприятие не реализует товары (услуги), произведенные рестораном.
Таким образом, объект обложения НДС при списании за счет собственных средств затрат на проведение вечера не возникает. При этом не имеет значения, в отношении каких лиц понесены расходы: работников предприятия или членов их семей (подп. 2.16 п. 2 ст. 93 НК).
4.2. Возникает ли налоговая база НДС при передаче работникам подарочных сертификатов?
Не возникает.
Объектами обложения НДСпризнают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав плательщиком своим работникам (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 93 НК).
При вручении подарочного сертификата осуществляется безвозмездная передача имущественных прав, подтвержденная этим сертификатом, и возникает объект обложения НДС. Вместе с тем при уступке права требования первоначальным кредитором, происходящей из договоров, направленных на реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, налоговая база определяется как сумма превышения размера обязательств по таким договорам (подп. 16.1 п. 16 ст. 98 НК).
Таким образом, при безвозмездной передаче подарочного сертификата третьим лицам (работникам предприятия) налоговая база по НДС равна нулю, поскольку дохода от передачи имущественных прав не имеется.
Григорий Шевченко, экономист
Применение нулевой ставки НДС при безвозмездной передаче товаров
5 (265). Белорусская организация на безвозмездной основе передала товар российской организации.
Можно ли воспользоваться правом на применение нулевой ставки НДС в данной ситуации?
Нельзя.
Одним из условий применения нулевой ставки НДС при вывозе товаров в государства Таможенного союза (далее – ТС) является представление в налоговый орган по месту постановки на учет плательщика заявления о ввозе товаров с отметкой налогового органа государства ТС, на территорию которого вывезены товары, об уплате или освобождении от НДС (п. 7 ст. 102 НК и подп. 3 п. 2 ст. 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе (далее – Протокол по товарам)). При заполнении заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов налоговая база для исчисления НДС должна быть определена исходя из стоимости товара, указанной в счете-фактуре или транспортных документах (приложение 2 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов).
При ввозе товаров для целей уплаты НДС налоговая база должна быть определена на дату принятия импортированных товаров на учет на основе стоимости их приобретения. Стоимостью последних является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (п. 2 ст. 2 Протокола по товарам).
Безвозмездная передача товаров как в государства ТС, так и за пределы таможенной территории ТС осуществляется по договору безвозмездной передачи (дарения), а не по контракту, на основании которого реализован товар. По этой причине стоимость безвозмездно передаваемых товаров, указанная в договоре и в транспортных документах, не будет являться ценой сделки, подлежащей уплате поставщику.
Из документов, подтверждающих нулевую ставку, белорусская организация в данной ситуации будет располагать только транспортным документом, подтверждающим перемещение товаров с территории Беларуси на территорию Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что плательщики, безвозмездно передающие товары за пределы Республики Беларусь в Российскую Федерацию, не могут воспользоваться правом применения ставки НДС в размере 0 % в связи с отсутствием полного пакета документов, подтверждающих фактический вывоз товаров. При наступлении момента фактической реализации, т.е. в день передачи товара, не дожидаясь истечения 180-дневного срока, предоставленного для сбора документов, подтверждающих вывоз товаров, оборот по безвозмездной передаче товаров необходимо отражать в декларации по НДС. Исчисление НДС следует производить по ставкам, действующим на момент передачи данного товара на территории Республики Беларусь (п. 4 ст. 100 НК).
Применение льготы по НДС при строительстве (ремонте) жилого помещения
6 (266). Организация разрабатывает дизайн-проекты при строительстве (ремонте) жилых домов и квартир.
Возможно ли применить льготу в виде освобождения от исчисления НДС в данной ситуации?
Возможно при соблюдении определенных условий.
На территории Республики Беларусь освобождение от НДС предусмотрено по реализации работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок по перечню таких работ, утверждаемому Президентом (подп. 1.12 п. 1 ст. 94 НК).
Проектно-изыскательские работы, выполняемые по договорам подряда (субподряда), разработка дизайн-проекта интерьеров жилых помещений могут являться частью проектной документации на строительство объекта. В этом случае необходимость разработки рабочих чертежей архитектурных решений интерьеров должна быть установлена заданием на проектирование, выданным заказчиком, и стоимость этих работ формируется в соответствии с правилами определения стоимости проектных и изыскательских работ.
В иных случаях, когда разработка дизайн-проекта интерьера осуществляется по отдельному договору, эти работы классифицируются как "предоставление прочих услуг потребителям" (подкласс 74870, который включает деятельность дизайнеров и художников-оформителей, в т.ч. по дизайн-проектированию продукции, не требующей сложных проектно-конструкторских разработок, а также предметов интерьера).
Справочно: характеристика видов деятельности, которые могут быть отнесены к строительной и архитектурной деятельности, дана в Законе РБ от 05.07.2004 300-З "Об архитектурной, градостроительной деятельности в Республике Беларусь" и включает в себя следующие определения:
– строительная деятельность (строительство) – деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ;
– архитектурная деятельность – деятельность по разработке проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта строительства, по осуществлению авторского надзора за строительством.
Учитывая изложенное, воспользоваться правом на освобождение от НДС можно в отношении работ по разработке дизайн-проекта, если такие работы выполняются на основании задания на проектирование в составе работ по проектированию строительства нового жилого дома, квартиры либо в составе работ по проектированию ремонта (реконструкции, модернизации, реставрации) уже существующих жилых домов, квартир и разработанный дизайн-проект является частью проектной документации.
Обороты по реализации работ по разработке дизайн-проекта, выполняемых на основании отдельного договора, не связанного с созданием проектной документации на строительство (ремонт, реконструкция, модернизация, реставрация) жилого дома, квартиры, облагаются НДС по ставке 20 %.
Применение льготы по НДС при реализации изделий медицинского назначения
7 (267). Организация приобрела на территории Республики Беларусь изделия медицинского назначения отечественного производства. Срок действия регистрационного удостоверения на данные изделия истек, и в настоящее время осуществляется их перерегистрация.
Имеет ли организация право на применение освобождения от НДС при реализации указанных товаров на территории Республики Беларусь?
Имеет при соблюдении определенных условий.
Обороты по реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения по перечню, утверждаемому Президентом, освобождены от НДС (подп. 1.1 п. 1 ст. 94 НК).
Для применения названной льготы необходимо выполнение следующих условий:
– наличие в перечне наименования реализуемого товара и его кода по ТН ВЭД ТС;
– отнесение в установленном порядке реализуемых товаров к лекарственным средствам, медицинской технике, приборам, оборудованию или изделиям медицинского назначения.
Документом, подтверждающим факт отнесения реализуемого товара к лекарственным средствам, изделиям медицинского назначения и медицинской технике, является регистрационное удостоверение, выдаваемое по результатам государственной регистрации (перерегистрации) и подтверждающее разрешение Минздрава на производство, реализацию и медицинское применение указанных в удостоверении изделий. Законодательство РБ допускает возможность использования вместо регистрационного удостоверения разрешения на медицинское применение незарегистрированных лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, выдаваемого Минздравом в установленном порядке. Реализация изделий медицинского назначения и медицинской техники по истечении срока действия регистрационного удостоверения допускается после получения разрешения на реализацию и (или) медицинское применение.
С учетом изложенного применение освобождения от НДС при реализации на территории Республики Беларусь товаров, наименования и коды согласно ТН ВЭД ТС которых приведены в перечне, на стадии перерегистрации по окончании срока действия регистрационного удостоверения возможно в том случае, если реализация и медицинское применение товаров в такой период разрешены Минздравом и подтверждены документально.
Нулевая ставка при реализации товара на условиях комиссии
8 (268). Белорусская организация (комитент) заключила контракт на реализацию товара на условиях комиссии с резидентом Латвии.
По условиям контракта вознаграждением нерезидента-комиссионера является сумма дополнительной выгоды, полученная от реализации товара. Вознаграждение комиссионера (дополнительная выгода) удерживается нерезидентом-комиссионером и не подлежит перечислению на расчетный счет белорусской организации.
Документальное подтверждение фактического вывоза товара имеется. Отчетный период по НДС – квартал.
Является ли сумма дополнительной выгоды экспортной выручкой резидента и вправе ли белорусская организация применить ставку НДС 0 % на сумму дополнительной выгоды, полученной при реализации товара нерезидентом?
Нет.
Нулевая ставка НДС применяется при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены Таможенного союза (в т.ч. товаров, вывезенных по договорам (контрактам) лизинга, договорам займа, договорам (контрактам) на изготовление товаров), при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК).
Подтверждением вывоза товаров за пределы Беларуси с целью постоянного размещения (кроме вывоза товаров в государства – члены Таможенного союза) является наличие у плательщика:
– контракта, заключенного плательщиком с иностранной организацией или физическим лицом, на основании которого реализуются товары;
– подтверждения о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь (п. 2 ст. 102 НК).
Право собственности на товар возникнет у покупателя после заключения контракта комиссионера с покупателем. Соответственно в данном случае не выполняются условия норм ст. 102 НК.
Принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить на наиболее выгодных для комитента условиях исходя из указаний комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких указаний – в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями (ст. 882 Гражданского кодекса РБ; далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ГК).
В случае, когда комиссионер совершил сделку на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
У комиссионера налоговая база при исчислении НДС увеличивается на суммы, фактически полученные в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары (работы, услуги), имущественные права на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом (подп. 18.3 п. 18 ст. 98 НК).
При исчислении НДС налоговая база увеличивается:
– у комиссионера – в части дополнительной выгоды, причитающейся комиссионеру;
– у комитента – в части дополнительной выгоды, причитающейся комитенту.
Исходя из вышеизложенного ставка 0 % при реализации товаров за пределы Беларуси на условиях договора комиссии не применима. В данной ситуации реализация товара по условиям договора между комиссионером (резидентом Латвии) и покупателем произведена за пределами территории Республики Беларусь. Поэтому в случае выделения в документах покупателям, не являющимся плательщиками налога в Республике Беларусь, сумм НДС по операциям по реализации объектов, местом реализации которых не признается территория Беларуси, отражать эти операции следует в стр. 9 разд. I налоговой декларации (подп. 10.7 п. 10 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82).
При получении комитентом определенной суммы дополнительной выгоды от реализации товаров данная сумма должна быть отражена в стр. 9 налоговой декларации (расчета) по НДС.
Сумма вознаграждения, выплачиваемого комитентом комиссионеру, у комитента не является объектом обложения НДС и не отражается в налоговой декларации.
Ирина Ефимова, экономист
НДС при оценке недвижимости нерезидента, расположенной на территории Республики Беларусь
9 (269). Литовская организация привлекла белорусскую организацию для оказания услуг по оценке находящегося у нее на балансе здания с целью определения его реальной рыночной стоимости. Здание находится в Республике Беларусь.
Следует ли в данном случае подрядчику производить исчисление НДС в Республике Беларусь?
Следует.
Белорусскому подрядчику следует производить исчисление и уплату НДС в Республике Беларусь.
Обоснуем наш ответ.
Обороты по реализации работ, услуг на территории Республики Беларусь признают объектами обложения НДС (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
Местом реализации работ, услуг признают территорию Республики Беларусь, если работы, услуги непосредственно связаны с недвижимым имуществом (в т.ч. возводимым), находящимся на территории Республики Беларусь. Исключением являются воздушные, морские суда и суда внутреннего плавания, а также космические объекты.
Настоящее положение применяют и в отношении услуг экспертов и агентов по оценке недвижимого имущества (подп. 1.1 п. 1 ст. 33 НК).
Поскольку в данном случае происходит оценка недвижимого имущества, которое расположено на территории Республики Беларусь, то местом реализации этих услуг признают территорию Республики Беларусь.
Договор транспортной экспедиции с российским резидентом и НДС
10 (270). Белорусская организация заключила договор транспортной экспедиции с российской транспортной организацией по перевозке товаров. Экспедирование товаров было осуществлено только по территории Республики Беларусь.
Будет ли в этом случае сумма вознаграждения, уплаченного белорусской организацией российскому экспедитору, облагаться НДС?
Нет, не будет.
Сумма вознаграждения, уплаченная белорусской организацией российскому экспедитору по договору транспортной экспедиции, не облагается НДС, так как местом реализации таких услуг не признают территорию Республики Беларусь.
Обоснуем наш ответ.
При реализации работ, услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в белорусских налоговых органах, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагают на состоящие на учете в белорусских налоговых органах организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные работы, услуги (п. 1 ст. 92 НК).
Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами (ст. 5 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008).
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве – члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе; далее – Протокол). Исключением являются работы, указанные в ст. 4 Протокола. При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом.
Местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена Таможенного союза, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, если иное не предусмотрено подп. 14 п. 1 ст. 3 Протокола (подп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола).
Отметим, что услуги транспортной экспедиции названными подпунктами не предусмотрены. Следовательно, местом реализации указанных услуг не признается территория Республики Беларусь, так как их исполнитель (российский экспедитор) в данном случае не осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и не является налогоплательщиком РБ, несмотря на то что эти услуги оказаны только на территории Республики Беларусь.
Андрей Недоступ, аудитор
Налог на доходы при продаже нерезидентом акций белорусской организации
11 (271). Одним из акционеров белорусской организации (далее – ОАО) является латвийская организация. В 2014 г. латвийская организация продает все эти акции юридическому лицу, резиденту РБ.
Возможно ли освобождение от уплаты налога на доходы?
Возможно при соблюдении определенных условий.
Иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в республике, являются плательщиками налога на доходы (ст. 145 НК).
Объектом обложения налогом на доходы являются в т.ч. доходы от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части (ст. 146 НК). Ставка налога на доходы при отчуждении акций – 12 % (ст. 149 НК). Налог на доходы исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет РБ налоговый агент. В данном случае это ОАО.
То есть национальное законодательство обязывает латвийскую организацию уплатить налог на доходы в случае продажи акций.
Однако латвийский нерезидент в данном случае может воспользоваться нормами Соглашения между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы от 07.09.1995 (далее – Соглашение).
Такое право предоставляет ст. 5 НК, которой установлен приоритет норм международных договоров, действующих для Республики Беларусь, над нормами национального законодательства.
В Соглашении вопросы налогообложения доходов от отчуждения имущества регулирует ст. 13. Из нее следует, что доходы резидента Латвии:
– от отчуждения недвижимого имущества, расположенного на территории Республики Беларусь, или акций в компании, активы которой состоят в основном из такого имущества, облагаются налогом в Республике Беларусь (п. 1 ст. 13 Соглашения);
– отчуждения имущества, кроме перечисленного в пп. 1–3 ст. 13 Соглашения, облагаются налогами только в том государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество, т.е. в Латвии (п. 4 ст. 13 Соглашения).
Таким образом, если активы ОАО состоят в основном из недвижимого имущества, доходы от отчуждения акций будут облагаться налогом в Беларуси. В ином случае эти доходы будут облагаться в Латвии.
Следовательно, для получения преференций по Соглашению необходимо знать, из какого имущества состоят активы белорусского ОАО, акции которого отчуждаются их собственником – латвийской организацией.
Кроме того, для получения преференции по Соглашению необходимо представить в налоговые органы подтверждение постоянного местонахождения получателя доходов в Латвийской Республике (справку о резидентстве).
Порядок представления подтверждения для применения льгот, предусмотренных Соглашением, установлен ст. 151 НК и Инструкцией о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 82).
В случае непредставления такой справки в налоговый орган Республики Беларусь до даты начисления (выплаты) дохода налог удерживается и перечисляется в бюджет в установленном порядке. При представлении подтверждения в последующем иностранная организация имеет право на возврат либо зачет ранее удержанного (уплаченного) налога, если не истек 3-летний период со дня уплаты налога в бюджет Республики Беларусь.
Товарный знак и налог на доходы
12 (272). Белорусская организация выплачивает швейцарской компании вознаграждение за предоставленное швейцарской компанией право использования белорусской организацией товарного знака сроком на 5 лет. Вознаграждение в форме периодических платежей определяется ежемесячно в зависимости от объемов продажи определенной продукции.
По какой ставке следует облагать налогом на доходы такие выплаты?
По НК – 15 %, по международному договору – 10 %.
Среди объектов обложения налогом на доходы – доходы в виде роялти, полученные иностранной организацией, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, от источников в Республике Беларусь. К таковым относится плата за товарный знак (подп. 1.3 п. 1 ст. 146 НК).
Ставка налога на доходы по роялти установлена:
– ст. 149 НК – в размере 15 %.
Налог на доходы должна исчислить, удержать и перечислить в бюджет РБ белорусская организация, выплачивающая роялти швейцарской компании;
– Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Швейцарским Федеральным Советом об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 26.04.1999 (далее – Соглашение) – в размере 3, 5 и 10 %.
Положения Соглашения имеют приоритет над положениями НК (ст. 5 НК).
Из Соглашения следует, что термин "роялти" означает платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинофильмы, любого патента, торговой марки, дизайна или модели, плана, секретной формулы или процесса, либо за использование или предоставление права использования промышленного, коммерческого или научного оборудования, либо транспортные средства, либо за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта (ноу-хау) (п. 3 ст. 12 Соглашения).
В п. 2 ст. 12 "Роялти" Соглашения установлено, что если получатель роялти является его подлинным владельцем, то удерживаемый налог не превышает:
а) 3 % валовой суммы роялти, если роялти получены в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права пользования любого патента, секретной формулы или процесса, или за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта;
b) 5 % валовой суммы роялти, если роялти получены в качестве вознаграждения за использование или предоставление права пользования промышленного, коммерческого или научного оборудования, включая транспортные средства;
с) 10 % валовой суммы роялти во всех иных случаях.
Следовательно, платежи, полученные резидентом Швейцарии в качестве вознаграждения за использование товарного знака, облагаются в Республике Беларусь в соответствии с Соглашением по ставке 10 %.
Для целей применения норм Соглашения необходимо соблюдение положений ст. 151 НК и Инструкции № 82.
Татьяна Филатова, экономист
амортизация основных средств
Применение понижающего коэффициента при начислении амортизации по истечении времени после ввода основного средства в эксплуатацию
13 (273). При вводе в эксплуатацию объектов основных средств в рамках реализации инвестиционных проектов (в январе 2014 г.) организация не воспользовалась правом применения понижающего коэффициента при расчете амортизации.
Можно ли принять решение о применении понижающего коэффициента не сразу после ввода объекта в эксплуатацию, а по прошествии некоторого времени, например с июля 2014 г.?
Можно.
Возможность корректировки рассчитанных месячных норм (сумм) амортизационных отчислений предусмотрена по решению комиссии организации по проведению амортизационной политики с применением понижающего поправочного коэффициента в диапазоне от 0,2 до 1 по объектам основных средств, введенным в эксплуатацию в рамках реализации инвестиционных проектов согласно бизнеспланам инвестиционных проектов. Корректировку производят в течение 5 лет с даты их ввода в эксплуатацию (п. 25 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6; далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция по амортизации).
Подобная возможность предоставлена организациям по указанным объектам в пределах 5-летнего периода после ввода в эксплуатацию независимо от даты ввода. Следовательно, даже если организация не воспользовалась своим правом применить понижающий коэффициент сразу после ввода объекта в эксплуатацию, она может принять такое решение в любой момент до истечения 5-летнего периода с момента ввода его в эксплуатацию.
Возобновление применения понижающего коэффициента при начислении амортизации
14 (274). В марте 2012 г. организация завершила реализацию инвестиционного проекта, в рамках которого была закуплена производственная линия, введенная в эксплуатацию в том же месяце. На протяжении 2 лет с момента ввода объекта в эксплуатацию организация применяла понижающий коэффициент (0,2) к нормам амортизации в соответствии с п. 25 Инструкции по амортизации. 2-летний период применения коэффициента завершился в марте 2014 г.
Учитывая продление допустимого периода применения понижающего коэффициента до 5 лет в соответствии с постановлением № 35/23/26*, может ли организация возобновить применение понижающего поправочного коэффициента при начислении амортизации по производственной линии?
______________________
* Постановление Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 06.05.2014 № 35/23/26 (далее – постановление № 35/23/26).
Может.
В настоящее время предусмотрена возможность корректировки рассчитанных месячных норм (сумм) амортизационных отчислений по решению комиссии организации по проведению амортизационной политики с применением понижающего поправочного коэффициента в диапазоне от 0,2 до 1 по объектам основных средств, введенным в эксплуатацию в рамках реализации инвестиционных проектов согласно бизнес-планам инвестиционных проектов. Корректировку производят в течение 5 лет с даты их ввода в эксплуатацию (п. 25 Инструкции по амортизации).
Подобная возможность предоставлена организациям по указанным объектам в пределах 5-летнего периода после ввода в эксплуатацию независимо от даты ввода.
Поскольку по объекту основных средств, введенному в эксплуатацию в 2012 г., в настоящее время еще не истекло 5 лет с момента его ввода, организация вправе возобновить применение понижающего коэффициента с учетом изменений, внесенных в Инструкцию по амортизации постановлением № 35/23/26.
Ирина Толкун, консультант управления бюджетно-финансовой и налоговой политики Минэкономики РБ
документальное оформление отпуска тмц
Документальное оформление отпуска питания персоналу объекта общественного питания
15 (275). Как документально оформить отпуск питания персоналу объекта общественного питания?
Отпуск питания персоналу предприятия общественного питания производится по акту на отпуск питания сотрудникам организации (далее – акт), оформляемому в установленном порядке (приложение 16 к Методическим рекомендациям по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утвержденным приказом Минторга РБ от 09.04.2007 № 74; далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Методические рекомендации № 74).
В целях персонификации работников, которым производился отпуск питания, в акте (на его оборотной стороне) указывают перечень таких работников и суммарную стоимость отпущенного каждому работнику питания.
Итоговые данные акта служат основанием для составления акта о продаже и отпуске изделий кухни (приложение 17 к Методическим рекомендациям № 74) (подп. 4.1.2.2 п. 4 Методических рекомендаций № 74).
Документальное оформление отпуска сырья и полуфабрикатов со склада на кухню
16 (276). Какими документами оформляют отпуск сырья и полуфабрикатов со склада (кладовой) на кухню (производство)?
Отпуск сырья, продуктов и товаров на производство, в обособленные цеха и другие структурные подразделения, расположенные в одном помещении, производят на основании требования в кладовую (приложение 11 к Методическим рекомендациям № 74).
Требование в кладовую составляется исходя из потребностей производства (кухни), и его подписывает заведующий производством. При необходимости получения определенного количества сырья и продуктов в течение рабочего дня (смены) заведующий производством (бригадир) выписывает дополнительное требование.
Требования в кладовую служат основанием для выписки накладной на отпуск (внутреннее перемещение) сырья (продуктов) из кладовой. Отпуск сырья (продуктов) из кладовой в структурные подразделения организации, которые находятся на другой территории (по другому адресу), производится по товарной накладной формы ТН-2 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ТН-2), товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ТТН-1).
В товарной (товарно-транспортной) накладной указывают учетную цену кладовой (подп. 4.1.1 п. 4 Методических рекомендаций № 74).
Отпуск готовой продукции из производства (кухни) для реализации потребителям и документальное оформление
17 (277). Какие документы оформляют при отпуске готовой продукции из производства (кухни) для реализации потребителям?
Отпуск готовых изделий из производства (кухни) в другие структурные подразделения оформляют дневным заборным листом, ТН-2, а в необходимых случаях – ТТН-1 (подп. 4.1.2.2 п. 4 и приложение 14 к Методическим рекомендациям № 74).
Дневной заборный лист, выписанный бухгалтером (2 экземпляра под копирку) на каждое материально ответственное лицо, получающее продукцию из производства (кухни), подписывается главным бухгалтером и директором предприятия (или лицами, ими на то уполномоченными), регистрируется в специальном журнале (приложение 15 к Методическим рекомендациям № 74) и под расписку передается заведующему производством (бригадиру).
При отпуске продукции из кухни заведующий производством (бригадир) или лицо, им на то уполномоченное, проставляет в отдельной графе заборного листа время отпуска и количество переданных блюд (продукции).
Заборный лист заполняют в 2 экземплярах (под копирку). Оба экземпляра этого документа подписывают в соответствующей графе, фиксирующей очередной отпуск, заведующий производством (бригадиром) и лицо, получившее продукцию. Первый экземпляр заборного листа находится у лица, получающего изделия кухни, второй – у заведующего производством (бригадира).
По окончании рабочего дня (смены) заборный лист "закрывается", т.е. в нем проставляют количество возвращенных (нереализованных) блюд и изделий; подсчитывают итоговое количество отпущенной продукции; определяют ее стоимость по учетным ценам производства и по ценам фактической реализации. Стоимость отпущенной продукции по продажным ценам фиксируют прописью.
Заборный лист подписывают заведующий производством (бригадир) и лицо, получившее готовые изделия. Первый экземпляр заборного листа передают лицу, получавшему изделия кухни, второй – остается у заведующего производством (бригадира).
В конце дня на количество фактически отпущенных по заборному листу блюд выписывается ТН-2.
Cергей Козырев, канд. экон. наук, аудитор, DipIFR
Внешнеэкономическая деятельность
Неденежные формы расчета
18 (278). Белорусская организация по договору комиссии экспортировала товар нерезиденту. По истечении месяца партнер сообщил о финансовых трудностях и предложил закрыть свои обязательства иным способом (например, нереализованную часть товара вернуть в Республику Беларусь, а в отношении реализованного применить зачет или новацию).
Какие формы неденежного расчета вправе применить организация, чтобы не допустить нарушений внешнеторгового законодательства?
В т.ч. предложенные нерезидентом.
Белорусская организация – экспортер обязана обеспечить завершение внешнеторговой операции в полном объеме и не позднее 120 календарных дней с даты отгрузки товаров (подп. 1.4 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций"; далее – Указ № 178).
Способы прекращения экспортных операций определены подп. 1.7 п. 1 Указа № 178. В их числе – возврат переданных по внешнеторговому договору резидентами товаров и неденежное прекращение обязательств.
Отметим, что исчерпывающий перечень прекращения обязательств в неденежной форме содержит постановление Совета Министров и Нацбанка РБ от 30.04.2009 № 548/8 "О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга" (далее – постановление № 548/8).
Из него следует, что экспортная внешнеторговая операция может быть завершена путем:
1) полного или частичного зачета встречных однородных требований, вытекающих из внешнеторговых договоров при их исполнении.
Обязательство прекращается зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования (ст. 381 ГК). Для прекращения обязательств зачетом необходимо наличие в совокупности условий, предусмотренных указанной статьей;
2) полного или частичного зачета встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между нерезидентами РБ уступки требования либо перевода долга.
Перемена лиц в обязательстве регулируется § 1 "Переход прав кредитора к другому лицу" и § 2 "Перевод долга" гл. 24 ГК.
Перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора (ст. 362 ГК);
3) проведения безналичных расчетов, осуществляемых на основе клиринга в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
4) обмена на эквивалентные по стоимости количество товаров, объемы охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг, оформленного двусторонним внешнеторговым договором мены.
По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
К договору мены применяются правила о купле-продаже, если это не противоречит нормам, изложенным в гл. 30 "Купля-продажа" ГК, и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен (ст. 538–539 ГК);
5) прекращения обязательств новацией.
Новация – соглашение сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (ст. 384 ГК);
6) прекращения обязательств, вытекающих из внешнеторговых договоров, с предоставлением взамен исполнения отступного, размер, сроки и порядок предоставления которого устанавливают стороны.
По соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливают стороны (ст. 380 ГК).
Как видим, варианты прекращения обязательств, предложенные нерезидентом, не противоречат нормам Указа № 178 и постановления № 548/8. Главное, чтобы они были выполнены в срок, установленный Указом № 178 (в нашем случае это 120 дней).
От редакции:
Даты неденежного прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте определены постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2009 № 898/10.
Светлана Новик, экономист