НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Оптовая реализация сахара и НДС
1 (279). С 24 января 2014 г. из перечня социально значимых товаров, цены на которые регулирует Минэкономики, исключен сахар-песок (постановление Совета Министров РБ от 17.01.2014 № 35; далее – постановление № 35).
Одним из видов деятельности организации является оптовая реализация сахара. На дату вступления в силу постановления № 35 у организации имелись остатки сахара, приобретенного ранее.
Сахар был приобретен непосредственно у производителя. Поскольку сахар подлежал реализации с применением регулируемых розничных цен, то в учете согласно действующему законодательству до 24 января 2014 г. НДС к вычету не принимался, стоимость приобретенного товара отражалась с учетом НДС. При реализации НДС исчислялся от положительной разницы между ценой реализации и ценой приобретения с НДС (п. 3 ст. 98, подп. 19.8 п. 19 ст. 107 Налогового кодекса РБ; далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
1.1. В каком порядке следует исчислять НДС при реализации сахара с 24 января 2014 г.?
Действительно, в соответствии с постановлением № 35 с 24 января 2014 г. сахар исключен из перечня социально значимых товаров и на него не распространяется регулируемая розничная цена.
Налоговая база НДС при реализации по регулируемым розничным ценам с учетом НДС приобретенных (ввезенных) товаров определяется как положительная разница между ценой реализации и ценой приобретения этих товаров (п. 3 ст. 98 НК).
При изменении порядка исчисления НДС (изменении состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, момента фактической реализации, ставок, порядка применения освобождения от налогообложения) новый порядок исчисления применяется в отношении отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, переданных с момента изменения порядка исчисления НДС (п. 10 ст. 103 НК).
Следовательно, в отношении сахара, отгруженного с 24 января 2014 г., порядок определения налоговой базы, установленный п. 3 ст. 98 НК, не применяется. При реализации сахара (в т.ч. из остатков, имевшихся на 24 января 2014 г.) с указанной даты налоговая база определяется в общеустановленном порядке, который изложен в подп. 1.1 п. 1 ст. 98 НК, т.е. исходя из цен (тарифов) на товары с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них НДС.
1.2. Имеет ли право организация принять к вычету НДС, учтенный в составе стоимости остатков сахара, на том основании, что на момент приобретения НДС к вычету не принимался, так как товар реализовывался по регулируемым розничным ценам?
Имеет.
Порядок вычета НДС по приобретенному (ввезенному) сахару регулируют нормы ст. 107 НК.
Напомним, что не подлежат вычету суммы налога, уплаченные (подлежащие уплате) покупателем при приобретении и (или) ввозе товаров, налоговую базу при реализации которых покупатель определяет как положительную разницу между ценой реализации и ценой приобретения этих товаров (подп. 19.8 п. 19 ст. 107 НК).
Таким образом, ограничение права вычета НДС действует в отношении товаров, реализация которых осуществляется по регулируемым розничным ценам.
Соответственно при реализации с 24 января 2014 г. сахара по свободным ценам вычет сумм налога, предъявленных продавцами в первичных учетных документах, осуществляется в общеустановленном порядке без применения вышеуказанных ограничений при выполнении иных условий, установленных ст. 107 НК.
В отношении вычета сумм НДС по сахару, имевшемуся в остатке на 24 января 2014 г. и реализуемому с указанной даты по свободным ценам, необходимо учитывать следующее.
Если сахар до 24 января 2014 г. был приобретен у производителя указанной продукции, который исчисление НДС производил исходя из цены реализации товара, то в отношении нереализованных остатков сахара к вычету может быть принята сумма НДС, приходящаяся на полную стоимость нереализованных остатков приобретенного товара и предъявленная производителем. Положения подп. 19.8 п. 19 ст. 107 НК в данном случае не применяются, так как реализация сахара с указанной даты производится не по регулируемым (розничным) ценам. Вычет налога осуществляется на основании первичных учетных документов поставщика, в которых указаны ставка и сумма налога (п. 5 ст. 107 НК).
Д-т 18 – К-т 41
– выделен НДС из стоимости сахара;
Д-т 68 – К-т 18
– принят к вычету выделенный из стоимости сахара НДС*.
-----------------------------
*Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
Если у покупателя (например, организации оптовой торговли) в первичных учетных документах на приобретение отсутствуют сведения о сумме и ставке налога, исчисленной продавцом (производителем), то на основании п. 8 ст. 105 НК при составлении актов сверки расчетов, подписанных продавцом и покупателем, покупатели вправе принять к вычету сумму налога, исчисленную продавцом исходя из цены реализации товара.
Реализация продукции организацией с численностью инвалидов 50 % и льгота по НДС
2 (280). Организация, более 50 % численности которой составляют инвалиды, занимается швейным производством. В течение 9 месяцев 2013 г. она производила и реализовывала свою продукцию с учетом НДС. 1 октября 2013 г. организация получила сертификат на продукцию собственного производства, который распространяет свое действие с 30 сентября 2013 г.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
2.1. Уплачивается ли НДС при реализации продукции, изготовленной до получения сертификата и отгруженной после его получения?
Уплачивается.
Обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), произведенных плательщиками, у которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников в среднем за период с учетом средней численности работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей, а также средней численности лиц, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам (в т.ч. договорам подряда) освобождаются от НДС (подп. 1.16 п. 1 ст. 94 НК).
Основанием для освобождения плательщиков от НДС служит сертификат (копия сертификата), выдаваемый (выдаваемого) Белорусской торгово-промышленной палатой или ее областными отделениями, об отнесении данных товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) собственного производства.
Плательщик вправе использовать налоговые льготы с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований (п. 5 ст. 43 НК).
В приведенной ситуации сертификат продукции собственного производства получен 1 октября 2013 г. и распространяет свое действие с 30 сентября 2013 г. До получения сертификата продукции собственного производства организация произвела готовую продукцию, которую реализовывала уже в период действия данного сертификата.
Исходя из вышеизложенного она не вправе применить освобождение от НДС по товарам, произведенным до получения сертификата продукции собственного производства и реализованным в период его действия.
При реализации товаров, произведенных в период действия сертификата, организация вправе применить льготу по НДС.
2.2. Принимается ли к вычету сумма "входного" НДС по сырью (материалам), использованным для изготовления продукции?
С момента применения льготы НДС следует включать в затраты.
Суммы НДС, за исключением сумм НДС, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе основных средств и нематериальных активов, включаются в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, в случае использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от налогообложения (п. 2 ст. 106 НК).
В случае одновременного использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее – активы) при производстве и (или) реализации активов, операции по реализации которых освобождены от налогообложения, и активов, операции по реализации которых подлежат налогообложению, включение сумм НДС, за исключением сумм НДС, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе основных средств и нематериальных активов, в затраты плательщика по производству и реализации активов, учитываемые при налогообложении, осуществляется нарастающим итогом с начала года исходя из доли оборота операций по реализации активов, освобожденных от налогообложения, в общем объеме оборота по реализации активов (п. 3 ст. 106 НК).
В рассматриваемой ситуации при отсутствии оборотов по реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения в I–III кварталах 2013 г., сумма "входного" налога правомерно принималась к вычету без распределения.
По мере возникновения оборотов по реализации, освобождаемых от НДС, сумма "входного" налога нарастающим итогом с начала года подлежит распределению. Удельный вес оборота по реализации товаров, освобожденных от НДС, определяется в общей сумме оборота, участвующей в распределении налоговых вычетов, нарастающим итогом с начала года.
Анна Уралова, экономист
Аванс за работы по тестированию оборудования, выполненные нерезидентом, и НДС
3 (281). Белорусская организация (заказчик) заключила договор с резидентом Чехии (исполнитель) на выполнение работ по тестированию оборудования, находящегося на территории РБ. По условиям договора заказчик перечислил аванс в размере 60 %.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
3.1. Следует ли белорусской организации исчислять НДС при перечислении аванса нерезиденту?
Следует.
При реализации работ на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагают на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации, приобретающие данные работы. Такие организации имеют права и несут обязанности, установленные ст. 21 и 22 НК (п. 1 ст. 92 НК).
Место реализации услуг определяют в соответствии с нормами ст. 33 НК. Если нормами международных договоров РБ установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами РБ, то применяют нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права (п. 2 ст. 5 НК).
Местом реализации работ признают территорию Республики Беларусь, если работы связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь, за исключением аренды (финансовой аренды (лизинга)) движимого имущества, включая транспортные средства (подп. 1.2 п. 1 ст. 33 НК).
Исходя из изложенного местом реализации выполняемых резидентом Чехии работ по тестированию оборудования является территория Республики Беларусь. Следовательно, у белорусской организации возникает обязанность исчислить и уплатить в бюджет НДС независимо от того, является ли она плательщиком налога по своей деятельности (п. 8 ст. 103 НК).
При определении налоговой базы НДС по договорам, предусматривающим реализацию работ за иностранную валюту, пересчет иностранной валюты в белорусские рубли производят по официальному курсу Нацбанка, установленному на момент фактической реализации работ или на дату фактического осуществления расходов, оплаты (п. 2 ст. 97 НК).
Моментом фактической реализации работ на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, признают, за исключением случая, установленного частью второй п. 5 ст. 100 НК, день оплаты, включая авансовый платеж, либо день иного прекращения обязательств покупателями (заказчиками) этих работ (п. 5 ст. 100 НК).
Д-т 60 – К-т 51, 52
– произведен авансовый платеж на выполнение работ иностранному исполнителю;
Д-т 18 – К-т 68
– исчислен НДС от суммы аванса.
Для целей п. 5 ст. 100 НК удержание сумм налогов покупателем (заказчиком), признаваемым налоговым агентом в Республике Беларусь, не является прекращением обязательств перед иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах РБ.
3.2. Если налог следует исчислить, как его отразить в налоговой декларации?
По стр. 13.
В налоговой декларации (расчете) по НДС налоговую базу по приобретенным объектам отражают в гр. 2 по стр. 13 разд. I части I без суммы исчисленного НДС, а сумму НДС – в гр. 4. Освобождаемые от НДС обороты по реализации объектов иностранными организациями не отражаются (подп. 10.9 п. 10 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82; далее – Инструкция № 82).
Налоговую декларацию белорусская организация представляет не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, на который приходится день проведения расчетов с иностранным исполнителем (заказчиком). Налог уплачивается не позднее 22-го числа месяца представления декларации (пп. 2, 3 ст. 108 НК).
Суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении объектов у иностранных организаций, белорусский покупатель (заказчик) принимает к вычету в отчетном периоде, следующем за периодом их исчисления. В книге покупок (при условии ее ведения) указанные суммы НДС отражают 22-го числа месяца уплаты НДС.
Отметим, что суммы налога, уплаченные белорусской организацией при приобретении услуг по тестированию производственного оборудования у резидента Чехии, подлежат вычету исходя из официального курса иностранной валюты, установленного Нацбанком на день оплаты услуг (включая авансовый платеж) либо иного прекращения обязательств, в отчетном периоде, следующем за периодом их исчисления, в порядке, установленном для вычета сумм НДС, предъявленных при приобретении работ (п. 14 ст. 107 НК, подп. 69.2 п. 69 Инструкции № 82).
Таким образом, при перечислении аванса нерезиденту белорусская организация обязана отразить в налоговой декларации (расчете) по НДС по стр. 13 налоговую базу и сумму налога.
Реализация бывшей в употреблении тары и НДС
4 (282). Организация реализовала бывшую в употреблении (использовании) многооборотную тару ниже цены ее приобретения.
Отражают ли оборот по реализации тары в налоговой декларации (расчете) по НДС?
Не отражают.
Налоговая база НДС при реализации по регулируемым розничным ценам с учетом НДС приобретенных (ввезенных) товаров (за исключением товаров, исчисление НДС по которым производится в соответствии с п. 9 ст. 103 НК) определяется как положительная разница между ценой реализации и ценой приобретения таких товаров. При этом цены приобретения и реализации определяют с учетом НДС (п. 3 ст. 98 НК).
Данные положения распространяются также на реализацию приобретенной многооборотной тары (п. 3 ст. 98 НК).
Налоговую декларацию (расчет) по НДС заполняют в соответствии с Инструкцией № 82, согласно которой налоговая база отражается в части I разд. I налоговой декларации (расчета) по НДС.
Поскольку налоговой базой является положительная разница, то при реализации приобретенной многооборотной тары по цене ниже цены ее приобретения налоговая база будет отсутствовать, так как в этом случае образуется отрицательная разница и налоговая база будет равна нулю.
Таким образом, оборот по реализации многооборотной тары в налоговой декларации (расчете) по НДС не отражают.
Cергей Козырев, канд. экон. наук, аудитор, DipIFR
В ОРГАНИЗАЦИЮ ПРИШЛА ПРОВЕРКА
Документы, предъявляемые проверяющими при мониторинге
5 (283). Районная налоговая инспекция сообщила организации о проведении у нее мониторинга.
Вправе ли налоговые органы проводить мониторинг и если да, то какие документы должны предъявить проверяющие?
Вправе.
Мониторинг является одной из форм налогового контроля за исполнением налогового законодательства (ст. 64 НК). Налоговые органы вправе проводить мониторинг в порядке, установленном Президентом РБ (подп. 1.81 п. 1 ст. 81 НК).
Положение о порядке проведения мониторинга утверждено Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 (далее – Положение о мониторинге, Указ № 510).
При проведении мониторинга проверяющие должны представить организации:
– служебное удостоверение;
– решение о проведении мониторинга, принятое руководителем районной налоговой инспекции или его уполномоченным заместителем.
Отметим, что проверяющие при мониторинге не вправе использовать полномочия, предоставленные контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.
Справочно: мониторинг – это форма контроля (надзора), которая заключается в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях:
– оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства;
– выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений (п. 2 Положения о мониторинге).
Проверяющие потребовали у должностных лиц организации представить декларации о доходах
6 (284). В ходе налоговой проверки организации проверяющие попросили ее директора и главного бухгалтера представить декларации о доходах.
Законно ли это требование?
Законно, если просьба оформлена в виде письменного требования.
Случаи, когда физические лица обязаны представлять декларации о доходах и имуществе, определены ст. 14 Закона РБ от 04.01.2003 № 174-З "О декларировании физическими лицами доходов и имущества".
Это возможно:
– в порядке, установленном актами законодательства РБ;
– по письменному требованию налоговых органов в срок, установленный частью шестой ст. 15 вышеназванного Закона.
Обязательность письменного требования также содержит и подп. 1.1 п. 1 постановления Совета Министров РБ от 15.05.2003 № 641 "О некоторых вопросах представления физическими лицами деклараций о доходах и имуществе".
В нем определено, что декларация о доходах и имуществе представляется физическими лицами по письменному требованию налогового органа. Срок представления декларации указывается в данном требовании и не может быть установлен менее 10 рабочих дней, за исключением случаев, когда декларация о доходах и имуществе истребуется по поручению Президента.
От редакции:
Форма требования о даче пояснений об источниках доходов изложена в приложении 4 к Инструкции о порядке организации деятельности налоговых органов по истребованию, приему, проверке и хранению деклараций о доходах и имуществе, истребованных налоговыми органами, осуществления контроля за соответствием расходов физического лица доходам, заявленным им в декларации о доходах и имуществе, утвержденной постановлением МНС РБ от 20.11.2003 № 103.
Для проверки нет оснований
7 (285). В каких случаях организация вправе не впустить проверяющих на свою территорию?
При наличии определенных обстоятельств.
Проверяемые субъекты вправе не пустить на территорию предприятия проверяющих в следующих случаях:
1) если у проверяющих отсутствуют предписание на проведение проверки и (или) служебные удостоверения;
2) если в предписании на проведение проверки указано другое проверяющее лицо;
3) если истек срок проверки, предусмотренный в предписании на ее проведение;
4) при посещении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – при отсутствии документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты;
5) если проверяющий отказался внести необходимые сведения в книгу учета проверок (журнал производства работ) (за исключением случаев, предусмотренных в части четвертой п. 33 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510).
От редакции:
К случаям, указанным в п. 5 ответа на вопрос, относятся:
1) контрольная закупка товарно-материальных ценностей либо контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг).
В случае если проверка начинается с проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг), проверяющий (руководитель проверки) служебное удостоверение и предписание на проведение проверки предъявляет проверяемому субъекту или его представителю после завершения проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг).
Сведения о проведении проверки с использованием указанных методов вносятся в книгу учета проверок после предъявления проверяющими служебных удостоверений и предписаний на проведение проверки;
2) проверка соблюдения обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. при реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве) и утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности.
Сведения о проведении такой проверки вносятся в журнал производства работ по результатам проверки.
Виталий Прибытко, начальник сектора правовой работы УДФР КГК РБ по Минской области и г. Минску