налогообложение
Ввоз товара и применение норм Указа № 361
1 (297). Организация ввезла в Республику Беларусь товары 24 июля 2014 г. и реализовала их оптом 27 июля 2014 г.
Вправе ли она принять к вычету сумму "ввозного" НДС до истечения 90 дней со дня ввоза?
Да, вычет может быть произведен в порядке, установленном НК, до истечения 90 дней.
Обратимся к части подп. 1.5 п. 1 Указа Президента от 21.07.2014 № 361 "Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы" (далее – Указ): суммы НДС, уплаченные при ввозе со дня вступления в силу Указа и до 31 декабря 2014 г. включительно на территорию Республики Беларусь приобретенных товаров, подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором истекло 90 календарных дней:
– с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой, – при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств, не являющихся членами Таможенного союза;
– с даты их принятия к учету, – при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза.
Подпункт 1.5 п. 1 Указа вступил в силу с 25 июля 2014 г. (п. 7 Указа).
Указ был опубликован 24 июля 2014 г. Если в акте указано, что он вступает в силу после официального опубликования, течение срока вступления в силу такого акта начинается с ноля часов суток, следующих за днем выхода в свет официального издания, в котором первоначально помещен этот акт, размещения этого акта на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь (п. 55 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента РБ от 11.08.2003 № 359 "О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности").
С учетом указанного ограничения на вычет НДС, предусмотренные подп. 1.5 п. 1 Указа, применяются в отношении товаров, ввезенных с 25 июля 2014 г.
Юрий Веремейко, юрист
2 (298). Организация, расположенная в г. Минске, имеет несколько кафе за пределами городской черты. После окончания ночной смены работников кафе доставляют транспортом организации и при необходимости транспортом таксомоторной организации, с которой заключен соответствующий договор.
Возникает ли объект обложения НДС от стоимости транспортных услуг?
Не возникает.
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации услуг на территории Республики Беларусь, включая обороты по реализации услуг плательщиком своим работникам, а также по безвозмездной передаче услуг (п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК)).
При этом стоимость услуг, приобретенных (оплаченных) плательщиком для своих работников, объектом обложения НДС не признают (подп. 2.16 п. 2 ст. 93 НК).
Если потребление услуг работниками предназначено для удовлетворения нужд организации производственного характера (понесенные расходы включаются организацией в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)) или непроизводственного характера, то объект обложения НДС отсутствует.
Григорий Шевченко, экономист
Льготы по НДС при посреднической деятельности по страхованию
3 (299). Коммерческая организация (страховой брокер) на основании специального разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности осуществляет посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручения страховой организации или страхователя либо одновременно каждого из них.
Освобождается ли от исчисления НДС вознаграждение, получаемое страховым брокером как от страховщика, так и от страхователя за оказанные им услуги?
Освобождается только в части комиссионного вознаграждения.
В 2014 г. обороты по реализации на территории Республики Беларусь услуг по страхованию (сострахованию, перестрахованию), в т.ч. комиссионное вознаграждение, получаемое страховыми брокерами от страховых организаций за оказанные им посреднические услуги по страхованию, освобождены от исчисления НДС (подп. 1.39 п. 1 ст. 94 НК).
Справочно: посредническая деятельность по страхованию – это страховая деятельность, осуществляемая страховыми агентами и страховыми брокерами. Страховые организации не могут выступать страховыми агентами или страховыми брокерами (п. 33 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530; далее – Положение).
Страховой брокер – коммерческая организация, осуществляющая посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручения страховой организации или страхователя либо одновременно каждого из них на основании специального разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности, выданного Минфином. Предметом деятельности страхового брокера является только страховое посредничество.
Исходя из вышеизложенного освобождению от НДС подлежит только комиссионное вознаграждение, получаемое страховыми брокерами от страховых организаций за оказанные им посреднические услуги по страхованию. Освобождение от НДС вознаграждения, полученного страховым брокером от страхователя за оказанные ему услуги, не предусмотрено вышеназванным пунктом НК.
Справочно: страховые брокеры по видам добровольного страхования могут оказывать следующие виды услуг:
– осуществление поиска страхователей или подбор страховщика;
– оказание консультационных и информационных услуг по страхованию;
– выполнение рекламной работы по страхованию;
– получение страховых взносов по договорам страхования (перестрахования) при наличии соответствующего условия в соглашении со страховщиком;
– оказание помощи в подготовке (оформлении) документов, необходимых для получения страховой выплаты;
– оформление страховых полисов (свидетельств, сертификатов) и других документов, необходимых для заключения договора добровольного страхования;
– предоставление или оказание содействия в предоставлении заинтересованным лицам услуг в оценке страхового риска при заключении договора страхования, в оценке ущерба и определении размера выплаты страхового возмещения, а также в возмещении убытков при наступлении страхового случая (п. 42 Положения).
Ирина Ефимова, экономист
НДС при оказании услуг музею
4 (300). По приказу Минобороны воинская часть безвозмездно оказывает услуги Музею Великой Отечественной войны по перевозке экспонатов.
Возникает ли у воинской части объект обложения НДС?
Не возникает.
Исходя из осуществляемой музеем деятельности он является организацией культуры. Безвозмездно передаваемые таким организациям работы, услуги не являются объектом обложения НДС.
Обоснуем наш вывод с учетом норм:
1) подп. 2.5.3 п. 2 ст. 93 НК.
Из указанной нормы следует, что не признается объектом обложения НДС безвозмездная передача организациям культуры:
– культурных ценностей;
– товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав для осуществления культурной деятельности.
В целях применения норм гл. 12 НК к культурной деятельности относятся виды деятельности, определенные Президентом.
Деятельность музеев относится к культурной деятельности согласно Указу Президента РБ от 14.04.2011 № 145 "О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации" (далее – Указ № 145);
2) Закона РБ от 04.06.1991 № 832-ХII "Аб культуры ў Рэспублiцы Беларусь" (далее – Закон).
Определения организаций культуры и культурной деятельности содержат подп. 1.6 и 1.2 п. 1 ст. 1 Закона:
– организация культуры – это юридическое лицо, которое осуществляет в качестве основной деятельности культурную деятельность;
– культурная деятельность – деятельность по созданию, восстановлению (возрождению), сохранению, охране, изучению, популяризации, использованию и распространению культурных ценностей, эстетическому воспитанию, организации культурного отдыха (досуга) населения.
Действие Закона распространяется в т.ч. и на музеи (подп. 3.5 п. 3 ст. 2 Закона). Следовательно, музей является организацией культуры.
От редакции:
Указом № 145, в частности, утверждены:
1) перечень услуг в сфере культуры, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость (приложение 1 к Указу № 145).
В п. 9 этого перечня значатся услуги музеев, картинных и художественных галерей, галерей искусств, выставочных залов, панорам и прочих выставочных организаций в сфере культуры:
– по демонстрации, оформлению экспозиций и выставок;
– проведению экскурсий;
– проведению консультаций и экспертиз по атрибуции и оценке предметов, имеющих историческую и культурную ценность (кроме предметов, содержащих драгоценные металлы и камни);
2) перечень видов деятельности, относимых к культурной деятельности (приложение 3 к Указу № 145) (см. таблицу).
Условия перехода на применение УСН без уплаты НДС
5 (301). Организация прошла государственную регистрацию в мае 2014 г. С момента регистрации она применяет упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) с уплатой НДС. Отчетный период – квартал.
Имеет ли организация право перейти на применение УСН без уплаты НДС с нового отчетного периода при условии одновременного соблюдения критериев средней численности работников и валовой выручки, определенных для применения УСН без уплаты НДС?
Нет, только с 2015 г.
Организации, применяющие УСН и уплачивающие НДС по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, вправе перейти (за исключением года, в котором осуществлен переход на уплату этого налога) на применение УСН без уплаты НДС с начала нового отчетного (налогового) периода при условии одновременного соблюдения критериев:
– средней численности работников;
– валовой выручки для применения УСН без НДС (подп. 4.2 п. 4 ст. 286 НК).
Налоговым периодом при УСН признают календарный год (п. 1 ст. 290 НК).
В связи с тем что организация прошла государственную регистрацию и перешла на УСН с уплатой НДС в 2014 г., она должна уплачивать НДС до конца текущего календарного года и не имеет права на переход на УСН без уплаты НДС в 2014 г.
Наталья Рощина, экономист
Услуги нерезидента по созданию, оформлению и размещению web-страницы
6 (302). Российская организация, не осуществляющая предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь, согласно договору будет оказывать белорусской организации услуги по проектированию, разработке и оформлению веб-страницы, где будет размещаться информация о белорусской организации.
Эта же российская организация предоставит услуги по размещению веб-страницы в Интернете, ее хранению и модификации.
Возникли следующие вопросы.
6.1. К каким видам экономической деятельности следует отнести услуги, оказываемые российским резидентом?
Чтобы правильно ответить на данный вопрос, необходимо обратиться к Общегосударственному классификатору ОКРБ 005-2006 "Виды экономической деятельности", утвержденному постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65 (далее – ОКЭД).
Так, проектирование, разработка и оформление web-страниц класссифицируются в подклассе 72220 "Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области".
Услуги по хранению web-страниц, предоставлению возможности их модификации и размещения в сети Интернет для общего доступа относятся к услугам хостинга и классифицируются в подклассе 72300 "Обработка данных".
6.2. Подпадают ли эти виды деятельности под обложение налогом на доходы?
Да, при определенных условиях.
Рассмотрим эти виды деятельности на наличие объекта обложения налогом на доходы.
1. Проектирование, разработка и оформление web-страницы.
Исходя из полученной информации услуги по проектированию, разработке и оформлению web-страниц можно рассматривать как услуги по разработке программного обеспечения. Результатом такой разработки может являться компьютерная программа.
Услуги по разработке программного обеспечения не названы в ст. 146 НК в качестве объекта обложения налогом на доходы иностранных организаций. Однако налогооблагаемым объектом являются доходы иностранной компании от источников Республики Беларусь за использование имущественных прав или предоставление права пользования имущественными правами на объекты авторского права, включая компьютерные программы, в виде роялти (подп. 1.3 ст. 146 НК).
Ставка налога на этот вид дохода – 15 % (ст. 149 НК).
Чтобы отнести выплачиваемый доход российской компании к доходам в виде роялти, из условий договора должно следовать, что в его рамках произошла возмездная передача имущественных прав на использование программного обеспечения. Однако в рассматриваемом вопросе это не предусмотрено условиями договора. Следовательно, налог на доходы исчислять не надо.
2. Услуги по хранению web-страниц, предоставлению возможности их модификации и размещения в сети Интернет для общего доступа.
Доходы иностранной компании, полученные от резидента РБ за указанные услуги, относятся к налогооблагаемым доходам (подп. 1.14 п. 1 ст. 146 НК). Ставка налога на доходы – 15 % (ст. 149 НК).
Иное предусмотрено в Соглашении между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее – Соглашение).
На основании п. 1 ст. 7 Соглашения прибыль российского предприятия облагается налогом только в России, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в Беларуси через находящееся там постоянное представительство.
В рассматриваемой ситуации у российской компании постоянного представительства в Республике Беларусь нет. Следовательно, доходы этой компании от оказания услуг хостинга в Беларуси не облагаются.
Порядок представления нерезидентом подтверждения постоянного местонахождения определен в ст. 151 НК и Инструкцией о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82.
Татьяна Филатова, экономист
отчисления в ФСЗН
Обеды на сельхозработах и взносы в ФСЗН
7 (303). Сельскохозяйственный производственный кооператив в период проведения полевых уборочных работ предоставляет бесплатно обеды работникам, занятым на данных видах работ.
Следует ли начислять страховые взносы в ФСЗН на стоимость обедов?
Следует.
Объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования (далее – выплаты), включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в ФСЗН, но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-ХIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями)).
С 1 января 2014 г. действует новая редакция Перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (в редакции от 14.12.2013 № 1083) (далее – Перечень).
В Перечне указаны только суммы средств работодателя, направленные на обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами в соответствии с законодательством (п. 4 Перечня).
Такой вид выплаты, как стоимость питания работников, Перечнем не предусмотрен, следовательно, взносы по государственному социальному страхованию на стоимость обедов начисляются в общеустановленном порядке.
Получение средств на заработную плату и предоставление справки в банк по платежам в ФСЗН
8 (304). Коммерческие организации со средней численностью работников за предыдущий календарный год до 100 человек включительно уплачивают обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет ФСЗН не реже 1 раза в квартал.
Следует ли им ежемесячно при получении средств для выплаты заработной платы, премий, отпускных и других выплат представлять в банк справку о том, что обязательства по перечислению указанных платежей ими исполнены или отсутствуют?
Следует.
Уплату обязательных страховых взносов в ФСЗН плательщики осуществляют в сроки, установленные Положением об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденным Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40 (в редакции от 21.02.2014 № 87) (далее – Положение об уплате).
Плательщики при получении средств на оплату труда одновременно представляют в банки платежные поручения на перечисление обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в подлежащей уплате сумме независимо от наличия средств на счете либо справку о том, что обязательства по перечислению указанных платежей ими исполнены или отсутствуют (п. 12 Положения об уплате).
Следовательно, если коммерческая организация уплачивает обязательные платежи в ФСЗН 1 раз в квартал (не позднее дня выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала), то в банк при получении денежных средств на выплату заработной платы и других выплат в пользу работников за 1-й и 2-й месяцы квартала представляется справка об отсутствии обязательств по уплате обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в ФСЗН.
Справочно: плательщики, предоставляющие работу по трудовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет ФСЗН не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц (п. 4 Положения об уплате).
Плательщики, предоставляющие работу по гражданско-правовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы в дни выплат вознаграждений по этим договорам, но не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц.
Плательщики из числа коммерческих организаций со средней численностью работников за предыдущий календарный год до 100 человек включительно уплачивают обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет ФСЗН не реже 1 раза в квартал, но не позднее установленного дня выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала. В случае нарушения в текущем календарном году установленных сроков уплаты указанных платежей эта категория плательщиков начиная с 1-го числа, следующего за месяцем, в котором имелось нарушение, уплачивает их в этом году ежемесячно в сроки, предусмотренные в части первой п. 4 Положения об уплате.
Владимир Грихутик, первый заместитель управляющего ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ
бухучет-2014
Безвозмездная передача материалов от одной организации другой: бухучет и налогообложение
9 (305). В марте 2014 г. организация (ООО) безвозмездно получила от другой организации (унитарное предприятие) материалы, которые будут использованы при производстве продукции в апреле 2014 г.
Возникли следующие вопросы:
9.1. Как отразить в бухгалтерском учете безвозмездно полученные материалы?
Есть 2 варианта:
Д-т 10 – К-т 98;
Д-т 10 – К-т 90.
Юридические лица вправе оказывать организациям республики безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, на условиях, определяемых Указом Президента РБ от 01.07.2005 № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи" (далее – Указ № 300).
Безвозмездную помощь предоставляют организациям в т.ч. в целях создания и укрепления материально-технической базы.
При этом организации, принимающие безвозмездную (спонсорскую) помощь, должны представить юридическому лицу, оказавшему такую помощь, отчет в произвольной форме о ее целевом использовании в соответствии с Указом № 300 и заключенным договором предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи (п. 6 Указа № 300).
Сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, горюче-смазочные материалы, запасные части, тару относят к запасам (п. 3 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133).
Коммерческие организации получение безвозмездной помощи в виде запасов отражают в бухгалтерском учете по дебету счета 10 "Материалы" и других счетов учета запасов и кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов" или счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (субсчет 90-7 "Прочие доходы по текущей деятельности") (п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 112).
То есть существует выбор способов отражения в бухгалтерском учете безвозмездной помощи в виде запасов, который необходимо закрепить в учетной политике:
– вариант 1: Д-т 10 – К-т 98;
– вариант 2: Д-т 10 – К-т 90 (субсчет 90-7).
Учтенную в составе доходов будущих периодов безвозмездную помощь в виде запасов отражают по дебету счета 98 и кредиту счета 90 (субсчет 90-7) (на фактическую себестоимость использованных запасов на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг).
При выборе варианта 1 (с применением счета 98) следует учесть, что в данном случае возникают вычитаемые временные разницы, которые приводят к образованию отложенного налогового актива, отражение которого в бухгалтерском учете производят в соответствии с нормами Инструкции по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 113.
Справочно: отложенный налоговый актив – это актив, равный сумме налога на прибыль, уплаченного в текущем отчетном периоде, но относящегося к учетной прибыли будущих отчетных периодов в связи с образованием в текущем отчетном периоде вычитаемых временных разниц.
Комментарий эксперта
Предпочтительнее выбрать вариант 2, так как в этом случае бухгалтерский и налоговый учет будут совпадать и не нужно будет отражать в учете отложенный налоговый актив.
9.2 Как учесть в налоговом учете эти материалы?
При налогообложении прибыли стоимость безвозмездно полученных товаров, иных активов включают в состав внереализационных доходов. Такие доходы отражают на дату их поступления (подп. 3.8 п. 3 ст. 128 НК).
Следовательно, стоимость безвозмездно полученных материалов включают во внереализационные доходы в марте 2014 г.
В 2014 г. отчетным периодом налога на прибыль признают календарный квартал (п. 2 ст. 143 НК).
Таким образом, стоимость безвозмездно полученных в марте материалов включают в состав внереализационных доходов в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль за январь – март 2014 г. вне зависимости от принятого учетной политикой порядка бухгалтерского учета таких материалов.
Валентин Жуков, экономист
Организация деятельности субъектов хозяйствования
Общественное питание: оформление реализации за наличный, безналичный расчет и выпуска кондитерских изделий
10 (306). Вновь созданная организация общественного питания подготавливает производство к выпуску продукции, в т.ч. кондитерских изделий.
Возникли следующие вопросы:
10.1. Каков порядок документального оформления реализации готовой продукции по безналичному расчету?
При реализации готовой продукции за безналичный расчет составляют акт на отпуск питания по безналичному расчету (приложение 19 к Методическим рекомендациям по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утвержденным приказом Минторга РБ от 09.04.2007 № 74; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Методические рекомендации № 74).
Отпуск продукции покупателям оформляют товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 или товарной накладной формы ТН-2.
10.2. На основании каких документов отражают в учете реализацию продукции за наличный расчет?
В соответствии с принятой учетной политикой организации учет реализации готовой продукции можно вести в стоимостном или количественно-стоимостном измерении. В первом случае отпущенную в течение рабочего дня продукцию указывают в акте о продаже и отпуске изделий кухни, во втором – в акте о реализации готовых изделий кухни за наличный расчет (приложения 17, 18 к Методическим рекомендациям № 74).
Отпущенная в течение рабочего дня (смены) продукция в разрезе каждого наименования блюд заносится в акт о реализации готовых изделий кухни за наличный расчет, который составляют в 1 экземпляре. Если продукция в течение дня реализуется с одним размером наценки общественного питания, то в названном акте заполняют гр. 1–5, а итог графы «по ценам фактической реализации – сумма» будет равен стоимости израсходованных на выпуск блюд сырья и продуктов по учетным ценам производства.
10.3. Каким документом оформляют выпуск и движение готовых кондитерских изделий?
Количество выпущенных в кондитерском и других цехах готовых изделий, их движение и остатки на начало и конец отчетного периода отражают в отчете учета движения готовых изделий в кондитерском и других цехах (приложение 23 к Методическим рекомендациям № 74).
Данный отчет составляют в 2 экземплярах, первый из которых с приложенными к нему нарядом-заказом, первичными документами по приходу сырья, продуктов и отпуску готовых изделий передают в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица (подп. 4.1.3.1 п. 4 Методических рекомендаций № 74).
Документальное оформление кулинарной разделки мясных туш
11 (307). Какими документами оформляют результаты кулинарной разделки мясных туш?
Результаты кулинарной разделки мясных туш оформляют актом на разделку мяса-сырья на полуфабрикаты (далее – акт) (приложение 25 к Методическим рекомендациям № 74). Акт составляет материально ответственное лицо с участием представителя администрации предприятия.
В контрольных целях в акте должны быть указаны номер и дата документа, по которому была оприходована данная мясная туша. Материально ответственные лица при кулинарной разделке мясных туш должны обеспечить установленные нормы выхода полуфабрикатов. Отклонения от установленных норм выхода полуфабрикатов должны быть обоснованы.
Акт утверждает руководитель предприятия (подп. 4.1.3.2 п. 4 Методических рекомендаций № 74).
Cергей Козырев, канд. экон. наук, аудитор, DipIFR
Оформление передачи ценностей при сменной работе материально ответственных лиц
12 (308). В организации общественного питания при сменной работе материально ответственных лиц передают ценности.
Каким документом оформляют передачу ценностей?
При сменной работе материально ответственных лиц ценности, находящиеся в подразделении объекта общественного питания, могут передаваться от одного материально ответственного лица (бригады) другому по акту о передаче товара и тары при смене материально ответственного лица (далее – акт) (приложение 26 к Методическим рекомендациям № 74).
Акт составляют в 2 экземплярах. Один экземпляр предназначен для материально ответственного лица, передавшего ценности, другой – для лица, принявшего их.
Материально ответственное лицо, передавшее товары, прикладывает акт к товарному отчету. Общая стоимость переданных ценностей должна соответствовать предварительному остатку товаров (денежных средств и товаров) по его последнему товарному отчету. Стоимость переданных по акту ценностей записывается в расходной части товарного отчета. Если расхождения между учетным и фактическим наличием ценностей у материально ответственного лица нет, остатка ценностей по товарному отчету не будет. Наличие остатка в товарном отчете свидетельствует о недостаче ценностей.
Остаток по товарному отчету, записанный красными чернилами (методом "красное сторно"), является суммой излишков. Материально ответственное лицо, принявшее товары, также прикладывает акт к товарному отчету, записывая его в приходной части отчета.
Cергей Козырев, канд. экон. наук, аудитор, DipIFR
Постоянное приобретение товара у российской организации и образование постоянного представительства
13 (309). Белорусская компания постоянно приобретает у российской компании товары для их реализации в Республике Беларусь. По условиям договора товар передается и право собственности на него переходит белорусской компании в Республике Беларусь.
Не будет ли такое условие поставки рассматриваться как приводящее к образованию постоянного представительства российской компании в Республике Беларусь?
Не будет.
Сами по себе условия поставки и перехода права собственности не могут повлиять на образование постоянного представительства в Республике Беларусь.
Так, постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, признается (п. 1 ст. 139 НК):
1) постоянное место деятельности, через которое иностранная организация полностью или частично осуществляет предпринимательскую и иную деятельность на территории Республики Беларусь, в т.ч. связанную:
– с выполнением предусмотренных договором (договорами) работ и (или) оказанием услуг по строительству, а также по установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования (иного имущества), компьютерных программ;
– продажей товаров с расположенных на территории Республики Беларусь складов;
– выполнением работ и (или) оказанием услуг на территории Республики Беларусь, осуществлением иной не запрещенной законодательством деятельности, за исключением предусмотренной абз. 2–5 части первой п. 5 ст. 139 НК;
2) организация или физическое лицо, осуществляющие деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеющие и использующие полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий.
Таким образом, для целей квалификации факта осуществления иностранной компанией деятельности через постоянное представительство на территории Республики Беларусь необходимо установить, ведет ли она предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь самостоятельно через какое-либо физическое место деятельности или через зависимого агента в лице физического либо юридического лица, действующего в ее интересах.
Соответственно, если российская компания осуществляет поставку товаров белорусской организации в рамках обычного внешнеторгового договора, данный факт не может приводить к возникновению у российской компании постоянного представительства в Республике Беларусь. При этом место передачи товара и перехода права собственности не имеет существенного значения, так как это неотъемлемые условия сделки по продаже товара и они в любом случае должны иметь место, но не свидетельствуют о ведении предпринимательской деятельности российской компанией в таком месте.
Совсем другие последствия могут возникать, если российская компания содержит на территории Республики Беларусь место деятельности, например офис, который и осуществляет продажи товаров. Такой офис может быть признан постоянным представительством.
Юрий Веремейко, юрист