налогообложение
Стандартный налоговый вычет и договор подряда
1 (319). В сельскохозяйственную организацию с 21 июля 2014 г. по договору подряда принят студент, получающий высшее образование в дневной форме. У данного студента не было и в настоящее время отсутствует место основной работы. В связи с этим он в бухгалтерию представил соответствующие письменное заявление с указанием причины отсутствия трудовой книжки.
Начисленный доход студента за отработанные в июле 2014 г. дни составил 3 000 000 руб.
Вправе ли организация применить в отношении доходов, полученных данным студентом за июль, стандартный налоговый вычет?
Вправе.
В рассматриваемом случае доход студента за июль 2014 г. не превысил 3 830 000 руб. Поэтому ему может быть представлен стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК), в размере 630 000 руб. При этом его облагаемый доход за данный месяц составит 2 370 000 руб. (3 000 000 – 630 000).
Обоснуем ответ.
В нашем случае при решении вопроса о предоставлении стандартного налогового вычета следует учитывать положения п. 3 ст. 164 НК. С учетом этих положений стандартные налоговые вычеты предоставляются плательщику:
– нанимателем по месту его основной работы (службы, учебы) на основании документов, подтверждающих его право на такие налоговые вычеты.
При отсутствии места основной работы (службы, учебы) стандартные налоговые вычеты предоставляются плательщику по его письменному заявлению при предъявлении трудовой книжки, а при отсутствии трудовой книжки – по письменному заявлению плательщика с указанием причины ее отсутствия;
– налоговым агентом;
– налоговым органом – по доходам, подлежащим налогообложению в соответствии с п. 1 ст. 178 НК, по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации (расчета).
С учетом того что НК не устанавливает ограничений по предоставлению стандартных налоговых вычетов учащимся или студентам при наличии у них одновременно места основной учебы и работы, указанные плательщики имеют право в предусмотренном законодательством порядке применить стандартные налоговые вычеты в отношении дохода, полученного не по месту обучения.
Справочно: для целей гл. 16 НК местом основной учебы признается учреждение образования (организация, реализующая образовательные программы послевузовского образования), в котором плательщик получает в дневной форме получения образования основное образование (абз. 4 части второй подп. 2.14 п. 2 ст. 153 НК).
Анна Павлова, экономист
Какая сумма НДС может быть принята к вычету по акту С-17?
2 (320). Согласно п. 52 Инструкции № 10* при ведении заказчиком, застройщиком строительства в интересах третьих лиц (в т.ч. дольщиков), которыми являются юридические лица, затраты, учтенные заказчиком, застройщиком на счете 08 "Вложения в долгосрочные активы", не являются вложениями в долгосрочные активы заказчика, застройщика. В этом случае заказчик, застройщик по окончании строительства передают третьему лицу (в т.ч. дольщику) фактически произведенные затраты по строительству в разрезе каждой части объекта и оборудования с учетом их распределения в соответствии с п. 40 Инструкции № 10. При этом в акте на передачу затрат, произведенных при создании объекта (форма С-17), оформленного для дольщика (юридического лица), должна быть указана в т.ч. следующая информация:
________________________
* Инструкция о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденная постановлением Минстройархитектуры РБ от 14.05.2007 № 10 (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Инструкция № 10).
– сумма НДС, приходящегося на долю дольщика (гр. 6);
– сумма НДС, приходящегося на долю дольщика в пределах суммы договора (гр. 10).
Какая сумма НДС может быть принята к вычету юридическим лицом – дольщиком в случае, когда в договоре долевого строительства предусмотрена фиксированная стоимость объекта долевого строительства и дольщик не возмещает (не компенсирует) застройщику фактические расходы на строительство сверх предусмотренной договором суммы:
а) сумма НДС, приходящегося на долю дольщика, определенная исходя из фактических затрат застройщика и фактической суммы налоговых вычетов (указанная в гр. 6 акта формы С-17, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 25.01.2013 № 3);
б) сумма НДС, приходящаяся на долю дольщика в пределах суммы договора (указанная в гр. 10 акта форма С-17)?
В размере суммы НДС, указанной в гр. 10 акта.
Суммой НДС, предъявленной при приобретении на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, признается сумма НДС, выделенная продавцом покупателю (п. 3 ст. 107 НК).
Для целей НДС договор долевого строительства рассматривается как аналог договора комиссии (так как особенности "перепредъявления" налоговых вычетов при осуществлении долевого строительства налоговым законодательством в настоящее время не предусмотрены).
При приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав комиссионером (поверенным) по поручению комитента (доверителя) выделенные продавцом суммы НДС подлежат вычету комитентом (доверителем) (п. 17 ст. 107 НК). Указанные суммы НДС принимает к вычету комитент (доверитель) на основании первичных учетных и расчетных документов комиссионера (поверенного), отвечающих требованиям п. 5 ст. 107 НК и выставленных им комитенту (доверителю).
В ситуации, когда в договоре долевого строительства стороны пришли к соглашению об установлении неизменной (фиксированной) стоимости объекта долевого строительства, заказчик (застройщик) должен передать дольщику сумму затрат, не превышающую договорную стоимость объекта долевого строительства.
Соответственно сумма НДС, предъявленная к возмещению дольщику, также должна определяться исходя из суммы затрат в пределах стоимости объекта долевого строительства, определенной в договоре.
На основании вышеизложенного дольщик имеет право на принятие к вычету суммы НДС, указанной в гр. 10 акта на передачу дольщику затрат, произведенных при создании объекта долевого строительства (форма С-17).
Пример. Как определить сумму НДС, которую принимает к вычету дольщик
Сумма фактических затрат по строительству объекта, приходящаяся на долю дольщика, составила 1 млрд. руб. (гр. 5 акта С-17).
Сумма НДС, приходящаяся на фактические затраты, равна 150 млн. руб. (гр. 6 акта С-17).
Общая сумма затрат застройщика с учетом НДС – 1,15 млрд. руб., сумма фактических затрат в пределах суммы договора составила 800 млн. руб.
Сумма НДС, приходящаяся на долю дольщика в пределах суммы договора (гр. 10акта С-17), составила 104,3 млн. руб. (800 млн. руб. / 1,15 млрд. руб. × 150 млн. руб.).
Сумма затрат по строительству объекта в пределах суммы договора – 695,7 млн. руб. (800 млн. руб. – 04,3 млн. руб.) (гр. 9 акта С-17).
В данной ситуации дольщик имеет право на вычет НДС в размере 104,3 млн. руб., т.е. в сумме, которая приходится на стоимость объекта долевого строительства, подлежащего оплате заказчику (застройщику) в соответствии с условиями договора долевого строительства, и отражена в гр. 10 акта формы С-17.
Важно! Сумма превышения фактического размера затрат по строительству объекта над договорной стоимостью объекта долевого строительства для дольщика не будет рассматриваться как стоимость безвозмездно полученных активов, работ, услуг. Следовательно, сумма НДС, приходящаяся на фактические затраты заказчика (застройщика) по строительству объекта, указанная в гр. 6 акта на передачу дольщику затрат, произведенных при создании объекта (форма С-17), не может рассматриваться для дольщика как сумма налоговых вычетов, предусмотренная п. 15 ст. 107 НК (согласно которой при безвозмездном получении от плательщиков НДС в Республике Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав выделенные суммы НДС принимаются к вычету при оприходовании товаров (работ, услуг), имущественных прав).
Уплата земельного налога в повышенном размере
3 (321). Организации для строительства объекта недвижимости в 2011 г. был предоставлен в аренду земельный участок, срок аренды которого истек 28 февраля 2014 г. В нарушение требований законодательства организация не обратилась за продлением срока аренды земельного участка, однако до настоящего времени продолжает им пользоваться. За предоставленный в аренду земельный участок в соответствии с подп. 1.15 п. 1 Указа Президента РБ от 01.03.2010 № 101 "О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" (далее – Указ № 101), и договором аренды организация уплачивает арендную плату, годовой размер которой составляет 32 млн. руб.
В соответствии п. 5 ст. 198 НК для целей исчисления и уплаты земельного налога на земельные участки, входящие в состав земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, применяются ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию, увеличенные на коэффициент 10. Уплата земельного налога не узаконивает самовольно занятый земельный участок. В Указе № 101 подобная норма, обязывающая организацию уплачивать арендную плату в повышенном размере, не предусмотрена.
Существует ли у организации обязанность по исчислению и уплате арендной платы за землю в подобной ситуации в повышенном размере?
Обязанность уплаты арендной платы в повышенном размере отсутствует.
В рассматриваемой ситуации организации нет необходимости исчислять арендную плату за землю в повышенном размере. Обоснуем этот вывод.
Землепользователи обязаны возвратить предоставленные им во временное пользование или аренду земельные участки по истечении срока, на который они предоставлялись, либо своевременно обратиться за его продлением (ст. 70 Кодекса РБ о земле; далее – Кодекс о земле).
Пользование земельными участками в Республике Беларусь является платным. Формами платы за пользование такими участками считаются земельный налог или арендная плата. За пользование земельными участками, находящимися в частной собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном или временном пользовании, уплачивается земельный налог в соответствии с налоговым законодательством. За пользование земельными участками, находящимися в аренде, уплачивается арендная плата. Порядок взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, устанавливается Президентом РБ (ст. 32 Кодекса о земле).
На основании вышеизложенного порядок исчисления и уплаты арендной платы за землю не регулируется нормами НК, в т.ч. и нормами п. 5 ст. 198, предусматривающими обязанность организации-землепользователя исчислить и уплатить земельный налог в повышенном 10-кратном размере.
Порядок исчисления и уплаты арендной платы за землю в настоящее время установлен Указом № 101.
Арендная плата за земельные участки, используемые не по целевому назначению, не используемые в течение сроков, определенных законодательными актами, занятые до оформления правоудостоверяющих документов, взимается в 10-кратном размере. Сведения о таких земельных участках представляются землеустроительными службами в местные исполнительные комитеты, администрации свободных экономических зон в порядке и сроки, установленные законодательством (подп. 1.15 п. 1 Указа № 101).
Помимо этого предусмотрено увеличение размера ежегодной арендной платы за землю на коэффициент 2 в отношении платы за земельные участки, занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства (подп. 1.15 п. 1 Указа № 101).
Отметим, что земельный участок, предоставленный в аренду организации, в отношении которого она своевременно не обратилась за продлением срока действия договора аренды земельного участка, не относится к земельным участкам, используемым по нецелевому назначению, неиспользуемым в течение сроков, определенных законодательством, либо занятым до оформления правоудостоверяющих документов (самовольно занятым), а является земельным участком, предоставленным во временное пользование и своевременно не возвращенным в соответствии с законодательством.
В частности, согласно ст. 72 Кодекса о земле самовольным занятием земельного участка является использование земельного участка без документа, удостоверяющего право на него, за определенным исключением.
Также разграничивает данные понятия для целей исчисления и уплаты земельного налога и НК, который классифицирует земельные участки по следующим видам:
– предоставленные по временное пользование и своевременно не возвращенные,
– используемые не по целевому назначению,
– самовольно занятые.
Таким образом, требования подп. 1.15 п. 1 Указа № 101, предусматривающие 10-кратное увеличение размера арендной платы в отношении своевременно не возвращенного земельного участка, не применяются.
Норма о том, что в отношении земельного участка, предоставленного в аренду и своевременно не возвращенного организацией, необходимо уплачивать арендную плату за землю в повышенном размере, в Указе № 101, Указе Президента РБ от 27.12.2007 № 667 "Об порядке изъятия и предоставления земельных участков" либо иных нормативных правовых актах в настоящее время отсутствует.
На основании вышеизложенного в рассматриваемой ситуации организации нет необходимости исчислять арендную плату за землю в повышенном размере. Однако при этом она обязана исчислить и уплатить арендную плату за период фактического использования (занятия) земельного участка.
4 (322). Какую ответственность несет организация в ситуации, когда она не обратилась за продлением срока действия договора аренды земельного участка, однако фактически продолжает им пользоваться?
Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин (БВ), на индивидуального предпринимателя – от 10 до 50 БВ, а на юридическое лицо – до 200 БВ (ст. 23.42 Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь).
Д-т 20 и др. – К-т 68
– на сумму исчисленной арендной платы за землю;
Д-т 90 – К-т 68
– на сумму начисленного штрафа за нарушение срока возврата земельного участка*.
______________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
Виктор Статкевич, аудитор
бухучет-2014
Учет расходов по управлению организацией у заказчика строительства
5 (323). Предприятие исполняет функцию заказчика при строительстве жилого дома для дольщиков – физических лиц. Иных видов деятельности оно не осуществляет.
Вправе ли предприятие учесть расходы, связанные с управлением организацией, на счете 97 "Расходы будущих периодов" со списанием их в дебет счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" на дату подписания с дольщиками акта об оказанных услугах и признания в бухгалтерском учете выручки от реализации, учитывая, что расходы должны признаваться во взаимосвязи с выручкой от реализации?
Не вправе.
В изложенной ситуации расходы, связанные с управлением организацией, неправомерно учитывать на счете 97 с последующим их списанием в дебет счета 90. Они должны списываться в дебет счета 90 ежемесячно независимо от факта признания выручки от оказания услуг заказчика. Обоснуем этот вывод.
Счет 97 предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в отчетном периоде, но относящихся к будущим периодам (п. 76 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50, с изменениями и дополнениями).
Произведенные суммы расходов будущих периодов отражают по дебету счета 97 и кредиту счетов 10 "Материалы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и др.
Суммы расходов будущих периодов, учтенные на счете 97, при наступлении отчетного периода, к которому относятся эти расходы, отражают по дебету счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные затраты", 26 "Общехозяйственные затраты", 44 "Расходы на реализацию" и других и кредиту счета 97.
Расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором признаны соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним (п. 32 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102, с изменениями и дополнениями; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Инструкция № 102).
Расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены.
Расходы, относящиеся к отчетному периоду, не допускается включать в расходы будущих периодов, отражаемые на счете 97.
Если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, то указанные расходы признаются в бухгалтерском учете путем их соответствующего распределения между отчетными периодами (п. 33 Инструкции № 102).
В ситуации, изложенной в вопросе, необходимо применять специальные нормы, отраженные в Инструкции № 10.
В частности, стоимость оказанных третьим лицам (в т.ч. дольщикам) услуг заказчика, застройщика является для заказчика, застройщика доходом по текущей деятельности, который в периоде подписания первичного учетного документа, подтверждающего факт оказания услуг, отражается по дебету счетов 08 "Вложения в долгосрочные активы", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 90 (субсчет 90-1 "Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг") (п. 68 Инструкции № 10).
Затраты заказчика, застройщика, включаемые в себестоимость услуг заказчика, застройщика, учитывают на счете 20. Метод учета затрат (пообъектный или в целом по организации) устанавливают заказчик, застройщик в учетной политике организации.
Затраты, связанные с управлением организацией, учитывают на счете 26 и ежемесячно в полной сумме списывают в дебет счета 90 (субсчет 90-5 "Управленческие расходы") (п. 69 Инструкции № 10).
Отражение в учете вознаграждения заказчика
6 (324). Предприятие исполняет функцию заказчика при строительстве объектов для инвесторов. Иных видов деятельности оно не осуществляет.
Вправе ли предприятие вознаграждение заказчика в строительстве учитывать в составе выручки от реализации на счете 90 помесячно с месяца начала строительства до месяца передачи объектов инвесторам в равных суммах на основании приказа руководителя предприятия?
Не вправе.
Стоимость оказанных третьим лицам (в т.ч. дольщикам) услуг заказчика, застройщика является для заказчика, застройщика доходом по текущей деятельности, который в периоде подписания первичного учетного документа, подтверждающего факт оказания услуг, отражается по дебету счетов 08, 62, 76 и кредиту счета 90 (субсчет 90-1) (п. 68 Инструкции № 10).
Также при признании выручки следует учитывать нормы пп. 18, 20 Инструкции № 102. Они предусматривают, что выручка от выполнения работы, оказания услуги признается в бухгалтерском учете при соблюдении следующих условий:
– сумма выручки может быть определена;
– организацией предполагается получение экономических выгод в результате совершения хозяйственной операции;
– степень готовности или завершенность работы, услуги на отчетную дату может быть определена;
– расходы, которые произведены при выполнении работы, оказании услуги, и расходы, необходимые для завершения работы, услуги, могут быть определены.
Выручка от выполнения работы, оказания услуги с длительным циклом выполнения или оказания может быть признана в бухгалтерском учете по мере готовности работы, услуги и приемки заказчиком отдельных этапов или по завершении выполнения работы, оказания услуги в целом.
Выручка от выполнения определенной работы, оказания определенной услуги признается в бухгалтерском учете по мере готовности работы, услуги на основании степени готовности работы, услуги, согласованной сторонами договора на выполнение работы, оказание услуги, если возможно определить указанную степень готовности на отчетную дату.
Выручка от выполнения определенной работы, оказания определенной услуги с длительным циклом выполнения или оказания признается в бухгалтерском учете по завершении выполнения работы, оказания услуги в целом, если невозможно определить степень готовности работы, услуги на отчетную дату.
Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом, должны содержать следующие сведения:
наименование документа, дату его составления;
наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;
содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи (п. 2 ст. 10 Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности" от 12.07.2013 № 57-З).
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
Для отражения выручки в бухгалтерском учете предприятия, исполняющего функцию заказчика при строительстве объектов для инвесторов, необходимо иметь подписанный заказчиком строительства и инвестором первичный учетный документ (например, акт об оказанных услугах), подтверждающий факт оказания услуги и оформленный в соответствии с договором.
Игорь Кинцак, аудитор
Учет труда и его оплаты
Коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя организации и средней заработной платы по организации
7 (325). Руководитель частной коммерческой организации в течение определенного времени работал на условиях неполного рабочего времени (0,5 ставки). Его заработная плата в 6 раз превышает среднюю заработную плату по организации.
Соблюдается ли в данном случае коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя организации и средней заработной платы по организации в целом или в целях расчета коэффициента заработную плату руководителя необходимо увеличивать в 2 раза для приведения ее размера к уровню полной ставки?
Нет, законодательство не предусматривает таких правил расчета коэффициента и увеличивать размер заработной платы в 2 раза не нужно.
Коэффициент соотношения средней заработной платы руководителей организаций независимо от формы собственности (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и средней заработной платы по организации в целом не может превышать 8 (подп. 2.1 п. 2 постановления Совета Министров РБ от 08.07.2013 № 597 "О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов").
Рассматриваемый коэффициент представляет собой соотношение средней заработной платы руководителей организаций и средней заработной платы по организации в целом. При его расчете используется фактическая заработная плата руководителя, а не какие-то иные показатели.
Не имеет значения, выполняет ли руководитель работу на условиях полного рабочего времени или неполного. При расчете коэффициента необходимо использовать фактическую заработную плату, которая не подвергается каким-либо корректировкам в зависимости от рабочего времени.
Юрий Веремейко, юрист
Внешнеэкономическая деятельность
Приобретаемый у нерезидента товар необходимо ввезти на территорию Республики Беларусь
8 (326). Резидент РБ по внешнеторговому договору приобрел товар у нерезидента и оплатил его.
Вправе ли резидент перепродать приобретенный таким образом товар другому нерезиденту без ввоза на территорию Республики Беларусь?
Не вправе.
Подпункт 1.4 п. 1 Указа Президента от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ № 178) обязывает резидентов ввезти на территорию Республики Беларусь товары при импорте в течение 60 дней с даты проведения платежа. Поэтому вначале товар должен быть ввезен на территорию Республики Беларусь (завершена импортная внешнеторговая операция), затем заключен новый внешнеторговый договор, предусматривающий экспорт.
Впрочем, если резидент хочет сократить логистические и прочие расходы, объединив 2 внешнеторговые операции в одну без ввоза товара на территорию Республики Беларусь, он может получить разрешение Нацбанка на проведение соответствующих расчетов (часть третья подп. 1.4п. 1 Указа № 178). Такое разрешение может быть выдано на основании ходатайства Совета Министров, исполкомов или иных государственных органов (в зависимости от ведомственной подчиненности резидента).
Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук