налогообложение
Реализация сельской организацией отходов производства и налог на прибыль
1 (327). Организация зарегистрирована и осуществляет производственную деятельность в сельской местности. В процессе производства мебели образуются отходы производства (стружка, опилки и т.п.), которые реализуются физическим и юридическим лицам.
Следует ли доход от реализации отходов производства включать в налогооблагаемую прибыль?
Следует.
Коммерческие организации РБ, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение 7 календарных лет со дня их государственной регистрации вправе не исчислять и не уплачивать налог на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства (подп. 1.1 п. 1 Декрета Президента РБ от 07.05.2012 № 6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности"; далее – Декрет № 6).
Для целей Декрета № 6 под реализацией товаров (работ, услуг) собственного производства применительно к коммерческим организациям понимают реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства в период действия сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства), выданного в установленном законодательством порядке коммерческим организациям, осуществляющим их реализацию.
Порядок выдачи сертификатов продукции (работ, услуг) собственного производства определен постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2010 № 1520. При этом выдача сертификата продукции собственного производства на отходы производства мебели названным постановлением не предусмотрена.
Таким образом, освобождение от уплаты налога на прибыль, предусмотренное Декретом № 6, не распространяется на доходы, полученные от реализации отходов производства.
Следовательно, организации необходимо включить доход от реализации отходов, образовавшихся в процессе производства мебели, в налогооблагаемую прибыль.
Спонсорская помощь федерации бильярда и налог на прибыль
2 (328). Организация предоставила спонсорскую помощь федерации бильярда путем перечисления денежных средств для приобретения инвентаря. Сумма безвозмездно предоставленных средств включена в состав внереализационных расходов в целях исчисления налога на прибыль.
Правильно ли поступила организация в части уплаты налога на прибыль?
Неправильно.
Организация завысила сумму внереализационных расходов.
Поддержка организациям физической культуры и спорта по перечню согласно приложению 1 к Указу № 191* оказывается в виде безвозмездной передачи юридическими лицами спортивным организациям в соответствии с законодательством и с учетом особенностей, установленных Указом № 191, денежных средств (в т.ч. путем направления на оплату товаров (работ, услуг) для спортивных организаций по договорам о переводе долга), безвозмездного оказания услуг (выполнения работ) и (или) безвозмездной передачи имущества, в т.ч. имущественных прав, с включением сумм расходов по оказанию такой безвозмездной (спонсорской) помощи в состав внереализационных расходов для целей налогообложения (подп. 1.1 п. 1 Указа № 191).
_______________________
* Указ Президента РБ от 15.04.2013 № 191 "Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта" (далее – Указ № 191).
Согласно приложению 1 к Указу № 191 поддержка оказывается республиканским федерациям (союзы, ассоциации) по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр.
Поскольку бильярд не входит в программу Олимпийских игр, то сумма спонсорской помощи, оказанной федерации бильярда, не может быть включена в состав внереализационных расходов.
Чтобы исправить ошибку, организация должна внести исправления в регистры налогового учета, произвести перерасчет налоговой базы, подать уточненную декларацию (расчет) по налогу на прибыль и доплатить налог в бюджет.
Следует учесть, что неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 базовых величин (п. 1 ст. 13.6 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – КоАП)).
Cергей Козырев, канд. экон. наук, аудитор, DipIFR
Уплата "ввозного" НДС до вступления в силу Указа Президента № 361
3 (329). Организация импортировала товар в Республику Беларусь из Польши для его последующей продажи. Товар выпущен в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления 25 июля 2014 г., а "ввозной" НДС уплачен 24 июля 2014 г.
Применяется ли требование осуществлять вычет уплаченного при импорте товара НДС по истечении 90 дней, предусмотренное Указом Президента РБ от 21.06.2014 № 361 "Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы" (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Указ)?
Указанное ограничение необходимо соблюдать.
Напомним, что суммы НДС, уплаченные при ввозе со дня вступления в силу Указа и до 31 декабря 2014 г. включительно на территорию Республики Беларусь приобретенных товаров, подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором истекло 90 календарных дней (подп. 1.5 п. 1 Указа):
– с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой, – при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств, не являющихся членами Таможенного союза;
– с даты их принятия к учету, – при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза.
Подпункт 1.5 п. 1 Указа вступил в силу после его официального опубликования (п. 7 Указа).
Указ был размещен на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 24 июля 2014 г.
Обратимся к п. 55 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента от 11.08.2003 № 359: если в акте указано, что он вступает в силу после его официального опубликования, течение срока вступления в силу такого акта начинается с ноля часов суток, следующих за днем выхода в свет официального издания, в котором первоначально помещен этот акт, размещения этого акта на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.
Так как Указ вступил в силу с 25 июля 2014 г., то именно с этого момента применяются установленные им правила.
Кроме того, следует учитывать положения п. 26 ст. 107 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК):при изменении порядка применения налоговых вычетов новый порядок вычетов действует в отношении:
– товаров, ввезенных с момента изменения порядка применения налоговых вычетов. Дату ввоза определяют по дате выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой;
– товаров, приобретенных в государствах – членах Таможенного союза, с момента изменения порядка применения налоговых вычетов. Дата приобретения определяется по дате принятия на учет товаров.
Таким образом, правила осуществления вычетов, предусмотренные Указом, применяются в отношении товаров, выпущенных в соответствии с заявленной таможенной процедурой с момента вступления Указа в силу, т.е. c 25 июля 2014 г. Дата уплаты НДС при ввозе в данном случае роли не играет.
Место реализации товара и вычет "ввозного" НДС
4 (330). Общество с ограниченной ответственностью ввозит в Республику Беларусь товары для торговли. Часть товаров общество вывозит в Российскую Федерацию, передавая их на хранение российской компании, чтобы провести их испытание и сертификацию. Затем товары не возвращаются в Республику Беларусь, а отчуждаются белорусской компанией российским покупателям.
Обязана ли организация соблюдать ограничения, установленные частью первой подп. 1.5 п. 1 Указа, в части вычета сумм НДС, уплаченного при ввозе?
Не обязана.
Норма подп. 1.5 п. 1 Указа приведена в ответе на предыдущий вопрос.
Положения подп. 1.5 п. 1 Указа применяются, если ввезенные на территорию Республики Беларусь в 2014 г. товары реализуются плательщиком, осуществившим их ввоз, на территории Республики Беларусь в неизменном состоянии, в т.ч. в неизменном виде.
Место реализации товаров определяют в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза (ч. 3 п. 1 ст. 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе, ратифицированного Законом РБ от 01.07.2010 № 144-З).
Местом реализации товаров признается территория Республики Беларусь, если товар находится на ее территории и не отгружается и не транспортируется покупателю (получателю, указанному покупателем) и (или) товар в момент начала отгрузки или транспортировки покупателю (получателю, указанному покупателем) находится на территории Республики Беларусь (ст. 32 НК).
В рассматриваемой ситуации товары отчуждаются на территории России, т.е. местом их реализации территория Республики Беларусь не признается.
В случае реализации товаров не на территории Беларуси ограничения, установленные подп. 1.5 п. 1 Указа, не применяют.
Юрий Веремейко, юрист
Аренда грузового автомобиля у нерезидента и исчисление НДС и налога на доходы
5 (331). Белорусская организация занимается международными автомобильными перевозками и арендует транспортные средства (грузовые автомобили) у резидента Эстонии.
Возникают следующие вопросы.
5.1. Следует ли исчислять НДС при выплате дохода иностранной организации?
Не следует.
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации работ, услуг, включая обороты по передаче арендодателем объекта аренды арендатору (подп. 1.1.6 п. 1 ст. 93 НК).
При реализации работ, услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагают на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации, приобретающие данные работы, услуги (п. 1 ст. 92 НК).
В приведенной ситуации определение места реализации работ, услуг производят в соответствии со ст. 33 НК.
Местом реализации работ, услуг признают территорию Республики Беларусь, если деятельность организаций осуществляется на территории Республики Беларусь и (или) местом их нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь и ими выполняются работы, оказываются услуги, не предусмотренные подп. 1.1–1.4 п. 1 ст. 33 НК (подп. 1.5 п. 1 ст. 33 НК).
Норму подп. 1.5 п. 1 ст. 33 НК применяют, в частности, в отношении услуг по перевозке товаров, аренды (финансовой аренды (лизинга)) транспортных средств, включая аренду (фрахт) транспортных средств с экипажем.
Для целей ст. 33 и гл. 12 НК транспортными средствами являются используемые для перевозки людей или грузов автомобили, включая прицепы и полуприцепы, грузовые контейнеры, карьерные самосвалы (п. 3 ст. 33 НК).
Таким образом, при аренде грузовых автомобилей местом реализации услуг признают место деятельности арендодателя. Следовательно, у белорусской организации-арендатора не возникает обязанность по исчислению и уплате НДС при выплате иностранной организации дохода по аренде транспортных средств.
5.2. Следует ли исчислять налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы), с сумм, выплачиваемых резиденту Эстонии?
Не следует, если резидент Эстонии представит документ о своем налоговом резидентстве.
Объектом обложения налогом на доходы признают доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь, в т.ч. в виде роялти, к которым относится вознаграждение за использование имущества на территории Республики Беларусь либо предоставление права пользования таким имуществом, кроме платежей по аренде международных (континентальных и межконтинентальных) каналов и сетей электросвязи (подп. 1.3 п. 1 ст. 146 НК).
Таким образом, плата за аренду транспортных средств, используемых для перевозок за пределами Республики Беларусь, не является доходом, из которого подлежит удержанию налог на доходы.
Если транспортные средства, взятые в аренду у резидента Эстонии, используются на территории Республики Беларусь, то в таком случае возникает объект обложения налогом на доходы в виде роялти.
Ставка налога на доходы по роялти составляет 15 % (п. 1 ст. 149 НК).
Следует учесть, что в Республике Беларусь установлен приоритет международных договоров, действующих для Республики Беларусь, над национальным законодательством (ст. 5 НК).
Поэтому помимо норм НК следует учитывать положения ст. 12 "Пагаднення памiж Рэспублiкай Беларусь i Эстонскай Рэспублiкай аб пазбяганнi двайнога падаткаабкладання i папярэджаннi ўхiлення ад выплаты падаткаў у дачыненнi да падаткаў на даходы" от 21.01.1997 (далее – Соглашение). В них установлено, что в качестве роялти рассматривается лишь право использования промышленного, коммерческого или научного оборудования.
Следовательно, получаемые резидентом Эстонии доходы от сдачи в аренду транспортных средств не подпадают под действие ст. 12 Соглашения, а рассматриваются в соответствии с правилами налогообложения прибыли от коммерческой (предпринимательской) деятельности.
Так, прибыль лица с постоянным местонахождением в одном договаривающемся государстве облагается налогом лишь в этом договаривающемся государстве, если только это лицо не осуществляет коммерческую деятельность в другом договаривающемся государстве через размещенное там постоянное представительство (п. 1 ст. 7 Соглашения).
Порядок применения норм Соглашения регулируется ст. 151 НК и Инструкцией о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82. Для освобождения от налогообложения резидент Эстонии обязан самостоятельно или через налогового агента представить в налоговые органы РБ официальное подтверждение факта постоянного местопребывания в Эстонии.
На основании вышеизложенного при наличии в налоговом органе РБ по месту постановки на учет налогового агента (арендатора) подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации в Эстонии налоговый агент не производит удержание налога на доходы с доходов по аренде транспортных средств.
Николай Савельев, экономист
бухучет-2014
Передача основного средства в уставный фонд: бухучет и налогообложение
6 (332). Организация является одним из учредителей общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО). Согласно учредительным документам вклад организации в уставный фонд ООО составляет 1 120 млн. руб. и подлежит внесению в неденежной форме путем передачи основного средства – производственного оборудования. Согласно данным экспертизы достоверности оценки стоимости имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд ООО, стоимость основного средства составляет 1 120 млн. руб. На момент передачи основного средства его балансовая стоимость составляет 3 150 млн. руб., а амортизация, начисленная за период эксплуатации, – 950 млн. руб.
Возникают следующие вопросы.
6.1. Является ли передача имущества в уставный фонд объектом обложения НДС и налогом на прибыль?
НДС не облагается.
Отрицательная разница между оценочной и остаточной стоимостью имущества при налогообложении прибыли не участвует.
Для исчисления НДС в отношении совершаемой хозяйственной операции прежде всего необходимо определить, возникает ли объект налогообложения. Так, объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
Вместе с тем передача имущества в качестве взносов (вкладов) в уставные фонды организаций, которая производится учредителями (участниками) данных организаций, не признается реализацией (подп. 3.4 п. 3 ст. 31 НК).
Следовательно, при передаче белорусской организацией – учредителем в качестве неденежного вклада в уставный фонд ООО производственного оборудования объект обложения НДС не возникает.
При определении налогооблагаемой базы налога на прибыль необходимо учесть, что взносы (вклады) в уставный капитал организаций не учитывают в составе затрат при налогообложении прибыли (подп. 1.12 п. 1 ст. 131 НК).
Особенности определения валовой прибыли при формировании (изменении размера) уставного фонда, при реорганизации или ликвидации организации изложены в ст. 136 НК. Так, положительная разница между оценочной стоимостью имущества, передаваемого плательщиком в качестве неденежного взноса в уставный фонд организации, и остаточной стоимостью этого имущества учитывается при определении валовой прибыли плательщика, передающего это имущество.
Отрицательная разница между оценочной стоимостью имущества, передаваемого плательщиком в качестве неденежного взноса в уставный фонд организации, и остаточной стоимостью этого имущества не учитывается при определении валовой прибыли плательщика, передающего это имущество (п. 2 ст. 136 НК).
В рассматриваемой ситуации при передаче имущества в уставный фонд у учредителя образуется отрицательная разница между оценочной стоимостью имущества, передаваемого в качестве неденежного взноса в уставный фонд организации (1 120 млн. руб.), и остаточной стоимостью этого имущества (2 200 млн. руб.).
Следовательно, данная разница не может быть учтена при исчислении налогооблагаемой прибыли организации-учредителя.
6.2. Как отразить операцию по передаче имущества в бухгалтерском учете?
В бухгалтерском учете счет 06 "Долгосрочные финансовые вложения" предназначен в т.ч. для обобщения информации о наличии и движении вложений в уставные фонды других организаций, вкладов участников договора о совместной деятельности в общее имущество простого товарищества (п. 11 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50).
При внесении основных средств в счет вклада в уставный фонд других организаций накопленные по ним за весь период эксплуатации суммы амортизации и обесценения отражают по дебету счета 02 "Амортизация основных средств" и кредиту счета 01 "Основные средства". Остаточную стоимость вносимых основных средств отражают по дебету счета 06 "Долгосрочные финансовые вложения" и кредиту счета 01. Разницу между стоимостью основных средств, по которой они внесены в счет вклада в уставный фонд других организаций, и остаточной стоимостью данных основных средств отражают по дебету (кредиту) счета 06 и кредиту (дебету) счета 91 "Прочие доходы и расходы" (п. 32 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26).
В рассматриваемой ситуации операцию по внесению имущества в уставный фонд ООО необходимо отразить следующими бухгалтерскими записями:
Д-т 02 – К-т 01
– списана сумма амортизации – 950 млн. руб.;
Д-т 06 – К-т 01
– списана остаточная стоимость передаваемого в качестве вклада в уставный фонд ООО оборудования в сумме 2 200 млн. руб. (3 150 - 950);
Д-т 91 – К-т 06
– отражается отрицательная разница между стоимостью основных средств, по которой они внесены в счет вклада в уставный капитал, и их остаточной стоимостью – 1 080 млн. руб. (1 120 – 2 200).
Григорий Шевченко, экономист
Внешнеэкономическая деятельность
Прекращение обязательств по внешнеторговому договору путем отступного
7 (333). Резидент РБ поставил нерезиденту товар согласно условиям внешнеторгового контракта.
Нерезидент из-за финансовых проблем не может в срок рассчитаться с резидентом. В связи с этим он предложил подписать дополнительное соглашение или отдельный договор и предусмотреть в нем вместо оплаты за поставленный ему ранее товар поставку товара на такую же сумму.
Соответствуют ли законодательству РБтакое дополнительное соглашение к контракту либо отдельный договор, согласно которому нерезидент взамен оплаты товара поставляет резиденту товар на такую же сумму?
Соответствуют.
Постановление Совета Министров и Нацбанка РБ от 30.04.2009 № 548/8 "О неденежном прекращении обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте" допускает прекращение обязательств, вытекающих из внешнеторговых договоров, с предоставлением взамен исполнения отступного, размер, сроки и порядок предоставления которого устанавливают стороны.
Под отступным понимается соглашение сторон о прекращении обязательства предоставлением взамен исполнения денежных средств, имущества и т.п. (ст. 380 Гражданского кодекса РБ).
Исходя из определения данного способа прекращения обязательств, содержащегося в законодательстве, в соглашении об отступном обязательно должны быть предусмотрены:
1) обязательство, которое прекращается предоставлением отступного;
2) размер отступного;
3) сроки предоставления отступного;
4) порядок предоставления отступного.
При прекращении внешнеторговой операции указанным способом датой завершения внешнеторговой операции при экспорте считается дата поступления товаров и денег (выполнения работ, оказания услуг, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), передаваемых (выполняемых, оказываемых) в качестве отступного.
Справочно: даты неденежного прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте определены постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2009 № 898/10.
Не всегда при завершении внешнеторговой операции денежные средства должны поступить на счет экспортеров
8 (334). Резидент приобретает товары в Российской Федерации. При этом ему должна поступить выручка от экспорта товара, направленного другому российскому резиденту.
Вправе ли резидент-экспортер, не обеспечивая поступления экспортной выручки в республику, направить причитающиеся ему денежные средства на оплату товаров, приобретаемых в Российской Федерации?
Только в некоторых случаях.
Порядок проведения внешнеторговых операций регулирует Указ Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ № 178).
Им определено, что поступление денежных средств при завершении внешнеторговой операции осуществляется только на счета экспортеров, за исключением денежных средств:
– используемых при расчетах, производимых в соответствии с международными договорами РБ;
– направляемых на уплату налогов согласно законодательству иностранного государства;
– направленных нерезидентами на оплату расходов экспортеров, связанных со строительными работами за пределами Республики Беларусь в период их выполнения;
– полученных от проведения выставок, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий за пределами Республики Беларусь и направленных на оплату расходов по их проведению;
– полученных представителями международных перевозчиков (резидентами) от нерезидентов за пределами Республики Беларусь в качестве авансов в счет оплаты расходов по договорам транспортной экспедиции (перевозке грузов) и используемых для этих целей;
– направляемых нерезидентом на счет другого резидента в соответствии с условиями договора уступки требования, заключенного между экспортером и данным резидентом;
– причитающихся экспортерам по внешнеторговым договорам и направленных ими без поступления на их счета на оплату своих обязательств перед банками, в т.ч. перед банками-нерезидентами (кроме обязательств по уплате комиссионного вознаграждения банку, обслуживающему счет экспортера в Республике Беларусь, и обязательств по договорам, заключаемым с банками и предусматривающим осуществление банками деятельности для собственных нужд);
– причитающихся экспортерам в иных случаях, определенных Нацбанком (подп. 1.8 п. 1 Указа № 178).
Например, резидент осуществляет строительные работы за пределами Республики Беларусь. Он может перевести свой долг перед нерезидентом, у которого он приобретает товары для использования в строительных работах, осуществляемых за пределами Республики Беларусь, на нерезидента – заказчика указанных работ. В таком случае резидент не получит экспортную выручку за выполненные работы, но это будет соответствовать Указу № 178, поскольку выручка направляется на цели, определенные данным Указом.
В договоре перевода долга необходимо указать, что взамен исполнения обязательства, первоначально имевшего место между резидентом и нерезидентом – заказчиком строительных работ, последний принимает на себя обязанности перед другим нерезидентом (поставляющим белорусскому субъекту товары, используемые в указанных работах).
От редакции:
За нарушение правил поступления экспортной выручки может наступить административная ответственность в соответствии со ст. 11.39 КоАП РБ, а именно:
– распоряжение в нарушение законодательства денежными средствами от экспорта товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) без зачисления на свой счет влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере суммы средств, не полученной на свой счет (п. 1);
– перечисление в нарушение законодательства денежных средств со своего счета для оплаты за товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, работы, услуги), если импортером является иное лицо, влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере суммы перечисленных средств (п. 2).
Роман Томкович, юрист
Организация деятельности субъектов хозяйствования
Документальное оформление разработки нового блюда
9 (335). Вновь образованная организация общественного питания проводит в кафе разработку новых (фирменных) блюд.
Как оформить операции, связанные с разработкой таких блюд?
Изготовление новых (фирменных) блюд осуществляют в соответствии с государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 1210-2010 "Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия", утвержденным Госстандартом РБ от 19.10.2010 № 60, и государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 1450-2010 "Технологическая документация. Рецептура. Общие требования к разработке", утвержденным Госстандартом РБ от 30.08.2010 № 50, при условии составления рецептуры на указанные блюда.
К фирменным блюдам относят блюда, приготовленные по рецептурам, существенно отличающимся от имеющихся в действующих сборниках, обладающих новизной технологии приготовления, высокими вкусовыми качествами, оригинальностью в оформлении и т.д.
Заметим, что в соответствии с СТБ 1450-2010 рецептуру на новое блюдо утверждает руководитель (заместитель руководителя) разработчика (изготовителя) продукции. Рецептуру утверждают, как правило, без ограничения срока действия.
Документация по разработке новых блюд должна содержать:
– акты контрольных проработок, оформленные в установленном порядке;
– рецептуру блюда, оформленную в установленном порядке;
– технологическую карту.
Рецептуры фирменных блюд определяют путем контрольных проработок, в ходе которых проверяются:
– нормы отходов и потерь при холодной и тепловой обработке;
– рациональная закладка продуктов;
– технология приготовления и правила оформления и подачи блюда.
При разработке новой рецептуры контрольные проработки по определению норм отходов и потерь проводятся на партию сырья однократно и в количестве по усмотрению изготовителя с учетом возможности реализации продукции. При контрольных проработках определяют нормы отходов и потерь при кулинарной обработке только в том случае, если они не установлены в утвержденных Минторгом сборниках рецептур, технологических картах.
Контрольное изготовление новых (фирменных) блюд проводится однократно в определенном количестве: блюд – не менее 2 порций, кулинарных изделий и полуфабрикатов – 0,5 кг, мучных кондитерских и хлебобулочных изделий – не менее 2 кг, или 30 ед. штучных изделий.
Cергей Козырев, канд. экон. наук, аудитор, DipIFR